Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Измерение входной ёмкости корректора. » Ответить

Измерение входной ёмкости корректора.

Бокарёв Александр: Тема про ёмкость разделительного конденсатора неожиданно нашла продолжение в виде прибора для измерения реальной входной ёмкости корректора. Есть такая идейка, давно. Эта ёмкость - сильно влияет на сквозную ачх и звук, измерить её непросто, а вычисления все - на глазок. Идея такова. Снимаем две ачх: одну напрямую от генератора, вторую-через приличный резистор, переменный, чтобы получить на известной частоте расчётный спад. По величине этого резистора и частоте узнаем точную входную ёмкость. Хотя.....есть и другой способ, хамский: включаем прямо на вход корректора измеритель ёмкости, равнодушно выслушивая дикий вой на выходе. Собрал такую установку: Частота среза этой цепи получилась 7900Гц. Убрал добавочный конденсатор на 470 пик, оставил только ёмкость кабеля к милливольтметру, частота уехала вверх и стала 36 кГц. теперь будем считать. Отдельно измерю ёмкость провода. но там неточно будет.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Бокарёв Александр: Нашёл иной способ вычисления входной ёмкости. Через 100 килоом даём сигнал на вход , находим частоту среза минус 3 дБ и вбивая два резистора и частоту среза, программой Filter получаем ёмкость. Уже ясно, как делать и даже вижу прикидочные значения частоты среза и емкостей.

Бокарёв Александр: Я сейчас на готовом корректоре и с помощью Спектралаба повозился , пытаясь увидеть нужную частоту среза на входной ёмкости прибора. Но получается накладка шумов карты, инверсной RIAA , паразитных емкостей кабеля и деталей, да и полоса наверху ограничена частотой 21кгц. Хотя, без дополнительного резистора имеем ровную ачх до самых 21 кгц, а с 100ком на 20 кгц виден спад децибелы две примерно. Чуть позже включу генератор , милливольтметр и увижу ачх без помех. Скорее всего доберусь до анода первого триода , до корректирующей цепи, там всё будет в линейку и всё видно.

Бокарёв Александр: А зачем мне эта возня с входной ёмкостью- уж очень много она мне крови попортила , когда начинаю новую схему , а там избыток ёмкости. Самый злой случай- когда сливаются в один пик два резонанса-механический и электрический. Их и различить трудно , тем более- подправить. Сейчас в входном каскаде трудится высокомюшный триод, у него по расчёту пик 150 должно быть, вот и хочу убедиться. Кабель от головы с ёмкостью тонарма набирает свою сотку пик, и получаем сразу +250 пф, это немало, а точнее- дофига.


Бокарёв Александр: Итак, продолжим. Взял выходной сигнал с анода первой лампы, до цепей коррекции, снял ачх входного каскада на вч, потом подкинул ко входу 100ком и измерил ачх с резистором, нашёл частоту, на которой имеется спад минус 3 дб. Потом подкинул на сетку первой лампы переменную ёмкость и накрутил на этой частоте спад минус 6дБ. Измерил эту ёмкость и что-то стало мне плохо. Или я что-то не так делал или эта входная ёмкость в самом деле лошадиная, 250 пикофарад. Сейчас заново промеряю . ...........................Мдаааа. Не ошибся, всё так и есть. Входная ёмкость корректора с лампой ЕСС808 составила 250 пикофарад. Добавить 100-110 пф от кабеля вертушки = 350-360 пф параллельно голове......Кошмар. С этой штукой встречался не раз, сравнивая поведение разных головок с пентодным и триодным корректорами, там различие в ачх огромное. Усиление ценой огромной привёденной ко входу емкости- это не наш метод. Так что тема высокомюшной лампочки типа 6Н2П---ЕСС83---12АХ7---ЕСС808 годится лишь для отдельно взятых Шуров , которым фирма рекомендует нагрузочную ёмкость 500 пик, для выравнивания хитрой частотки. А мне остаётся сделать манёвр откатом на заранее оборудованные позиции, применив лампу с меньшим усилением, но с малой ёмкостью. А какой ёмкостью- это мы узнаем в следующий раз.

Бокарёв Александр: Комментарии к заметке. Вот так всегда: кто умножает знания, тот умножает скорбь. Жил бы спокойно, слушал свой новый корректор и радовался жизни.....Нет, ему, старому перцу, нужно было обязательно вникнуть в тонкости. И что в итоге? Настроение- похоронное, корректор доживает последние дни, что взамен- непонятно. Скорее всего верну на вход ЕСС81, там был здоровый баланс усиления, звука и ачх. Грустно, товарищи. Ехидный внутренний голос раздался : -" А кто тебя в ж... толкал? Пошёл на поводу у товарищей : - Ставь 6Н2П!!! ставь 6Н2П!!! Вот и получил по ушам. делал ведь и раньше, получилась лажа, сам видел. Но- забыл начисто и начал тему с нуля. теперь не жалуйся!"

Бокарёв Александр: А это ещё один способ вычислить или оптимизировать входную ёмкость, но уже совместно с головкой и кабелем . Сегодня прицепил на вход корректора , прямо на штеккер RCA выводы от головки Shure M44-7, увидел электрический резонанс на частоте 21 кгц. Мерил Спектралабом, 21 кгц это уже край экрана, дальше рамка. Генератором и милливольтметром будет точнее и дальше.

GaLeX: Доброе врем суток! А, собственно, отчего грустим? Ну получили емкость 300 пик. А что те 300 пик? Куча картриджей рассчитана на "рекомендуемую емкость" 300-360 пик, и ничего. Для таких картриджей - только в путь! Дальше, если есть механический горб на частоте где-то 15-18 кГц (а такие картриджи есть), то там выход только один: пытаемся выставить электрический резонанс выше механического, где-то на 21-22 кГц, чтобы из двух горбов сделать полку, лучше чуть задранную на ВЧ, а дальше уже эту полку валим дополнительным RC-звеном первого или даже второго порядка, добавляя его в цепи коррекции. Я у себя всегда так делал и делаю - АЧХ выравнивается почти в ноль. Ну и последнее - если звук радует, то что нам с той АЧХ? У меня корректор с высокомюшными 6С27Б-К на входе звучит гораздо лучше кора с ЕF86, при том, что частотка вылизана под АТ440 и в одном, и в другом, а входная емкость у первого более чем на порядок выше. И что мне с той входной емкости? Смачно плюнем! У меня был случай, когда для выравнивания АЧХ пришлось вогнать на вход 1500 пФ. По сравнению с ними 300 - пшик.

Vladimir: GaLeX пишет:Ну и последнее - если звук радует, то что нам с той АЧХ? Полностью согласен. Если звук радует - убираем приборы в шкаф и получаем удовольствие. Сам проходил этой дорогой: слушаю, радуюсь, от нефиг делать меряю... начинаю сам себе выносить мозг - здесь децибела не хватает, там 1-2 лишних. И вместо удовольствия - головная боль.

Вадим Пузанов: Vladimir пишет:Полностью согласен. Если звук радует - убираем приборы в шкаф и получаем удовольствиеТем более, что приборов, оценивающих звучание, пока не изобрели. Я уже выступал и говорил, что пока нет кайфометра и измерителя вовлечённости, только уши...

Бокарёв Александр: Вот что значит друзья. Пока я тут собирал по углам остатки EF86, задумывая очередную перестройку- они быстренько подтянулись и сказали главные слова. Значит, перестройка , о которой так много говорили...не помню, кто -отменяется! За что вам всем- золотое спасибо! Хотя , внутри моей беспокойной головы возник вариант первого каскада корректора на двух маломюшных триодиках, гальваносвязанных с выходной лампой, практически корректор технаря на 6н28б- 6с51н. Но места для обвески уже не хватит , нужно будет плату городить. А это значит- останусь без музыки и надолго.

Бокарёв Александр: Выводы из прочитанного. 1. Можно измерять входную ёмкость навешиванием дополнительного резистора на вход с последующим измерением ачх. Метод вполне рабочий. 2. Погоня за низкой ёмкостью входной цепи не есть залог наилучшего звука. Потому что многие головы рассчитаны именно под такую дурную ёмкость, а кому-то ещё и добавь! 3. Подсказанная GAlex методика рихтовки неблагополучной ачх с торчком на верхнем крае - просит осмысления и макетирования, чем с удовольствием займусь. Сам подумывал про такое, но считал это ересью. Один раз пытался кавалерийским наскоком подправить торчок навесной цепочкой RC- не вышло, откатился на прежние позиции. 4.звук головы АТ 120 с триодничком -самый живой и интересный, выброс - невелик, поэтому чего было воду мутить- и сам не понял 5. Всё-таки? при случае заменю родной кабель на огрызок минимальной ёмкости, чтобы глянуть исходную ачх всех имеющихся бошек, без добавки в сотню пик. 6. Как бы так увидеть раздельно электрический и механический резонансы? Про это не помню, чтобы где-то подробно. Хотя кое-что уже понял.

GaLeX: Доброе время суток! Увидеть мех. резонанс отдельно можно, если увести электрический резонанс дальше на ВЧ, сделав кор с минимальной входной емкостью и подключив его к проводам тонарма без усяких кабелей. И выбрав картридж с маленькой L. Можно также утяжелить кантеливр (написано у Хаазе) небольшим грузиком - мех. резонанс съедет вниз по частоте. На головках типа Градо электрический резонанс итак не виден - у них L на порядок меньше, чем у обычных, поэтому электрический резонанс далеко "вверху", и простыми средствами не виден. Как что играет - есть в моей писанине в Радио № 8 за 2011 год. Про входную емкость - вот такая картинка:

Бокарёв Александр: Отличная идея утяжелить кантеливер, -да, скажем, нитку узелком завязать. Но как удалить потом, чтобы шею ему не свернуть.... Семейство АЧХ с добавочными емкостями я записывал, там чаще другая картина: с понижением частоты резонанса(наращиванием ёмкости) выброс, смещаясь вниз, падает по амплитуде и получается почти ровно. Видимо, добротность этого контура падает .

GaLeX: Угу, он как бы "размазывается", при больших значениях емкости довольно сильно, и тогда его можно скомпенсировать, увеличив тау-3. Именно так было, когда пришлось врубать на вход 1500 пФ. Кантеливр утяжелить ИМХО можно маленьким кусочком пластилина. Если прижать без фанатизма - отлипнет потом без проблем. Это, в общем-то, стандартный способ измерения гибкости подвеса кантеливра по смещению резонансного пика - метод добавочной массы. Точь-в-точь как с динамиками...

Бокарёв Александр: да, по влиянию доп массы на резонанс всё ясно, непременно проделаю этот опыт. Но в первую очередь хотел зарисовать ачх всех имеющихся у меня голов без лишней ёмкости кабеля. Имел возможность замерить ачх разных хороших, дорогих головок , в идеальном состоянии , с двумя корректорами: моим пентодником и хозяйским китайцем на 12АХ7 с лошадиной Свх. Различия в ачх были огромные. и все в пользу корректора с малой Свх. Сейчас допишу, что по аналогии с методом добавочной массы для ловли мех резонанса- мы применяем метод добавочной ёмкости на входе для ловли рез. электрического.

GaLeX: Вот на эту тему из Хаазе:

Бокарёв Александр: Вчера опробовал на входе корректора лампочку одну интересную, двойной триодик 6н21б-в, дробина, не шумит не звенит. Цепи коррекции оставил прежние, подгонка не понадобилась, всё совпало. Усиление под 80(мю) и 55 =К. Измеренная входная ёмкость оказалась 185 пф. Звук шикарный. Самое неожиданное дальше. Измеряю ачх разных бошек и вижу , что результат откровенно хуже прежнего, с 250 пиками на входе. Отличия на звуке тоже есть, например, АТ120 стала песочить, чего ранее не замечалось. Лишняя ёмкость присаживала ей злой пик наверху. думаем дальше, как вариант- откат на прежние позиции, к лампе ЕСС808.

aur_100: Тяжела доля аудиофила, понимаю...

GaLeX: А кто мешает повесить на вход емкостишку, добив общее значения до того, что было при ЕСС808, и сравнить звук, а заодно и АЧХ?

Бокарёв Александр: Никто не мешает, но решение уже принято: ЕСС808. Усиления добуду, к тому же. А 21-й триод будет работать в комплекте с СРПП на 6н28, у тех усиления поболее .

aur_100: Правильно, на одних дробях...

Бокарёв Александр: Именно такой корректор на дробях я сделал одному заказчику, а недавно он приезжал с этим корректором. я включил- и обзавидовался. Вот звучит, даже у меня такого нет!



полная версия страницы