Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Корректор "Батон с изюмом" » Ответить

Корректор "Батон с изюмом"

Сухачёв Леонид: Здравствуйте, Коллеги. Решил поделиться "находкой". Все ели батон с изюмом. Собственно, как всегда, ничего нового.... Всё уже придумано до нас.... А "изюм" это: непосредственная связь между первым и вторым каскадом; выход на трансе; стабилизированный ламповый источник "анодного"; ну, и, так... по мелочи... Автора схемы не знаю, скорей всего, "слова народные". Но "рыбу" мне подарил Станислав Малов (Stan March). После небольших метаморфоз получилось вот так: Трансформаторы намотаны на железе толщиной 0.35 мм. Изначально это было Ф железо без зазора. Зазор "организовал" вручную с пом. бормашинки. Транс мотал в два провода ПЭЛШО 0.18 и ПЭТВ 0.14, в два провода, внавал, от щеки до щеки, равномерно влево, равномерно вправо. (мотал так по совету ДимДимыча) Всё получилось замечательно, кроме фона. Фон, как выяснилось позже, имел место от всех возможных причин: накал, плохая фильтрация анодного, тесное расположение силового и выходных трансов. Блок питания пришлось сделать отдельно, анодное стабилизировать (ламповым стабом), накал стабить (больше фильтовать пульсации) пришлось двумя ступенями на кт 803. Получился вот такой отдельный чемодан. Ну а это собственно, корректор: Слушаю с головой AT120, на проигрывателе Viktor QL-Y3F, УНЧ - СЕ 6с3п, 6П36С, АС - ОЯ Комплект динамиков от "ВЭФ Аккорд" + ВЧ ARV 168 Tesla Ну, и собственно, впечатления: все корректоры которые были сделаны (мной, раньше) на пальчиковых лампах по "традиционной" схемотехнике, теперь напоминают мне игру двух артистов: мастеров игры на бересте и на ложках.... (Мужики, без обид, это литературная гипербола).

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

Бокарёв Александр: Вы счастливый. У вас места много лишнего в квартире, можете позволить себе роскошь размахнуться корректором на половину квадратного метра. А вот, что могу позволить себе я: Внизу подобная схема с приличным звуком и ачх.

Сухачёв Леонид: Не-е-е.. Такой у меня тоже вот: вариант №1 от Вадима Пузанова, на ЕФ86 и 6Н6П, как выяснилось, после, порядка 100 страниц на АП, вернулись, почти к нему же. Отличный корр! У меня в личном реестре самоделок занимает место в "золотом фонде", но сколько уже можно топтаться на месте?

Бокарёв Александр: АЧХ вы снимали, на всякий случай, или это всё суета? Питание - в отдельном "чемодане"? http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/avtorskie_stranicy/tvorcheskij_praktikum_a_bokarjova/korrektory_riaa/7-1-0-14 У меня так.


Сухачёв Леонид: Да, Александр, пока отвечал, схема появилась. Немного не то, что я выложил, на последнем фото. Но я на старте представил вариант на октальных лампах... Мне на октальных лампах больше нравится. Сознательно ушел от пальчиковых, по приборам всё нормально, а праздника нет... АЧХ пока не снимал. Звуком наслаждаюсь. Пол-года прислушиваюсь, дабы исключить эффект эйфории от новизны. Но обязательно сделаем. Хотя, в плане компактности и "правильной" АЧХ, я думаю Вы не рекордсмен... На микросхемах всё это решается гораздо эффективней. Где обсуждалась схема на ЕФ86 и 6Э5П с трансом? Почему осуждение не получило резонанс?

Бокарёв Александр: Себе можно и на октальных, если с фоном и звоном не биться. А на сторону делать такое не получится, задолбают вопросами и претензиями. Эту схему я сделал другану одному, все прежние варианты у него вызвали оскомину, а последний устроил.

Сухачёв Леонид: Я для себя ваяю. Звон, кстати тоже, увы, есть если щёлкнуть по шасси. Ну а друган то, как-то мотивировал своё удовлетворение от такого варианта?

majordom22: Сухачёв Леонид Если схема подробная, то в наличии небольшой контур по накалу. Как Вы относитесь к критике? А то я тут сделал исправление явного косяка в схеме одного коллеги . Такой хай поднял! Чуть ли я патент его не нарушил . Причём, выходит, патент на ошибку . Нет, чтобы спасибо сказать А что насчёт БП, схема будет?

Alexandr82: Из своего скромного опыта скажу что 6П9 в триоде груба. Музыка так сказать не наполнена, чего не скажешь о ней же в пентоде драйвером и с некоторыми мерами по стабилизации сетки и анодного и тд. И ещё мне думается что все зло живет в катодных эр-цэ. Вот пример. Моя жена человек не ангажированный, а)между делом слушая женский визг на пластинке aphrodite child 666 с корректором х реально напугалась, т.е. этот звук с этим корректором спровоцировал сильно чувство страха и массу сопутствующих эмоций. (собс-но задумка там такая) а)между делом слушая женский визг на пластинке aphrodite child 666 с корректором х, где 6П9 триодом никакой эмоциональной реакции не возникло. Может быть легкая ирония на это девианство.

Бокарёв Александр: Я перебрал кучку ламп, способных работать с низкоиндуктивным выходным трансформатором(5Гн) .Пробовал 6п14п, 6ж43п, 6ф12п ,6н6п, по в итоге победила 6Э5п триод. Остальные обвалили низ.У 6п9, так думаю, внутреннее килоома два будет. А это до фига. К тому же любую схему нужно вымучивать ачх-метром до победы. А нарисовать схемочку и сказать: зашибись- так этого мало. А самая засада начинается позже: когда ачх в идеале, а слушать невозможно. Начинай всё с начала, крути, Митька, кино назад!))))

majordom22: Бокарёв Александр, а 30П1С была в списке претендентов? С 6Э5П не сравнивал, но призвела впечатление. А воще, 6С19П всех бы положила

U.L.F.: Сухачёв Леонид пишет:После небольших метаморфоз получилось вот так: Леонид, при отрисовке схемы, зря нарисовали две звезды. Это же просто схема, к тому же иметь две звезды, разделяя входной и выходной контур, на практике, не обязательно. Логичнее было сделать разделение сигнального и питающего контуров. Впрочем, конечно это всё не суть важно... Только будет порождать разного рода придирки от местных писак, вроде меня или... есть тут ещё один "дворецкий", любитель поковыряться в чужих схемках на предмет их отрисовки. А теперь вопрос по существу: Какой уровень сигнала обеспечивает корректор на выходе? Что с фоном, при столь брутальном монтаже на неметаллическом шасси? На выходе у Вас бифиляр... Вторичка не заземлена? Если не заземлена, то попробуйте снять сигнал между одним концом вторички и корпусом, возможно немного удивитесь...

kozij: Сухачёв Леонид пишет: все корректоры которые были сделаны (мной, раньше) на пальчиковых лампах по "традиционной" схемотехнике, теперь напоминают мне игру двух артистов: мастеров игры на бересте и на ложках.... Леонид, не хочу расстраивать, но 6ж4 пальчиковая лампа ,упакованная в октальный корпус. Видать, не в размере дело

Бокарёв Александр: Мне вид корректора на деревянном шасси с длиннючими проводами по всему периметру и без единой перегородки или экранчика мало "внушаить", как говаривал Хрюн Моржов. тут бился-бился с фоном. трамбовал все входные цепи, экранировал- фон в одном канале. На слух нет, а спектра его видит. А раньше не было. majordom22, Виталий, нет у меня 30п1с, но она точно не пошла бы в ТУ схему. Индуктивность малая была. А девятнашка- хороша, спору нет, да усиления мало.

Сухачёв Леонид: majordom22 пишет: Если схема подробная, то... Нет, схема, весьма "схематична", "полуфабрикат" получил по е-почте, вариант для работы перерисовал карандашом в тетрадку. Выложить нет возможности, после установки нового Windows, сканнер отказался работать. Теперь если только фотиком... Да и то, не всегда после очередной перепайки происходит дальнейшая перерисовка.. Схема блока питания из книжки МРБ_0218._Мазель_К.Б._Стабилизаторы_напряжения_и_тока стр. 82. Лампы правда у меня другие. Вечером попробую выложить схемки в виде фоток. Дмитрий, в реалии двух звезд нету, там одна земляная шина на оба канала, диаметром примерно 1 мм. Чуть ли не чистое серебро. Провод с контура какой-то армейской "машинки" типа Р105. Попался такой вот под руку - поставил... На выходе бифиляр. Вторичка заземлена. Когда с фоном боролся пробовал всё, в том числе и заземлил и один конец вторички и само железо тоже. Уровень фона померю вечером и сообщу kozij пишет: но 6ж4 пальчиковая лампа ,упакованная в октальный корпус. Для меня и упаковка имеет значение и размер баллона тоже. Мне кажется, что стальной баллон должен лучше рассеивать тепло и экранировать от помех. Хотя бы этих двух качеств уже достаточно, чтобы сказать, что это два разных прибора. А сколько еще параметров которые не вошли в справочники? Вспомните споры об идентичности 6П3С с Г807, вроде бы одинаковые у них электродные системы, но почему-то Г807 звучит лучше (по крайней мере для меня). А у Г807 баллон побольше будет... Может дело то и в размере тоже?

Сухачёв Леонид: Вот обещанные схемки: Вспомнил еще про одну "изюмину", из цепи катода первой лампы убрал конденсатор. Пробовал и так и так, на слух пока больше нравится без конденсатора, хотя, тема не закрыта, может просто хороший не попадался... Еще бы во втором каскаде кондер убрать, посмотреть (послушать) что получится.

majordom22: Посчитал по ВАХ режим 6Г2, не поверил себе, скачал первоисточник, "Мазель_К.Б._Стабилизаторы_напряжения_и_тока", убедился, что посчитал правильно, минимальный анодный ток для неё 10 мкА, номинальный 50 мкА. Как оно, блин, работает? Не думаю, что подобный стабилизатор обеспечит достойный уровень пульсаций для корректора. Даже с большой индуктивностью дросселя питания. А зачем нужно было повторять двухступенчатый стабилизатор напр. накала? Полно же копеечных интегральных. Единственный плюс вижу в кенотронном выпрямлении. А теперь-то рисованная от руки схема самого корректора соответствует действительности? Так где же обещанная Звезда? Я не вижу. Обычная шина. В совокупности с проблемным БП, пульсации на выходе обеспечены. Исходная схема была более правильная. Рекомендую ознакомиться с моей темой о трассировке в УЗЧ.

Сухачёв Леонид: majordom22 пишет: минимальный анодный ток для неё 10 мкА, номинальный 50 мкА. Как оно, блин, работает? А что здесь не так, и почему оно не должно работать? Объясните, лампу заменить недолго. что подобный стабилизатор обеспечит достойный уровень пульсаций для корректора То есть, Вы хотите сказать, что обычные источники питания без стабилизатора обеспечивают нормальный уровень пульсаций для корректора, а данный стабилизатор увеличивает этот уровень? Одноступенчатый стабилизатор для обеспечения приемлемого уровня пульсаций должен был бы работать в очень жестких условиях рассеивая большую мощность, я применил два, чтобы облегчить жизнь транзистору. А что на транзисторах а не на кренках, то не вижу особой разницы, особенно когда у тебя транзисторов целая коробка. Хотя, нет, помнится из прошлой жизни, что советские КТ803 - не убиваемый прибор, а вот всякие пластиковые хре.. простите кренки - так себе. Так, что один вид транзисторов уже вызывает уважение и чувство надежности.А теперь-то рисованная от руки схема самого корректора соответствует действительности? действительности соответствует фото монтажа, решите сами что там "звезда" или "треугольник" . Совершенно нет желания отвлекаться на эту лабуду. Пробовал я все эти звёзды, шины... когда начинал заниматься лампой. Все эти пляски с разводкой важны тем, кто в это верит. Еще раз убедился в этом, когда начал заниматься приемниками. Чушь это всё, делаю так как удобно.

Бокарёв Александр: В таких схемах с коррекцией в аноде почему-то считают пентод источником тока с бесконечным внутренним импедансом и он по идее не шунтирует цепь коррекции. Шунтирует, будьте спокойны. Тем более- такой керогаз, как 6ж4. По этой причине все ваши цепочки в аноде летят к матери и расчёты не катят. Как минимум, получите обвал внизу.Ёмкости в катодах взяты средне-отбалдински, ачх -никто не видел и вряд ли увидит. Вопрос. Ребята, зачем всё это? Ставить паровозом два стабилизатора- странное решение. Особенно, если оба считаны от балды и толку от них мало. Если не нравится пластиковая кренка- есть в металле , корпус ТО-3, Тесла, Нейшнал Семикондактор, хошь- на 3, хошь- на 5 ампер. Не вопрос.

Сухачёв Леонид: Александр, а что там считать в стабилизаторе? По-моему достаточно взять готовое решение. Почему два подряд я объяснял. А что касается АЧХ. В США в 60-70 х годах было куча звукозаписывающих компаний. У каждой свой голос. Можно абсолютно точно настроить АЧХ. А потом перестраивать это под себя." Ребята, зачем всё это?", правильная АЧХ? По-моему только для тех кто не слышит ушами, и тешит себя тем, что АЧХ у него правильная. Бокарёв Александр пишет: Если не нравится пластиковая кренка- есть в металле , корпус ТО-3, Тесла, Нейшнал Семикондактор, хошь- на 3, хошь- на 5 ампер. Не вопрос. Я не считаю, что корпус ТО-3 лучше, вот чем этот вариант лучше КТ803? Там железо, тут железо, КТ 803 есть, ТО-3 Тесла надо искать, С какой целью?

Сухачёв Леонид: Да, вот уровень фона: Корпуса, как такового, пока нет, поэтому при приближении руки фон естественно увеличивается. А так, при замкнутом входе на выходе прядка 3-х мВ. На слух в виде розового шума. Но это если к корпусу не прикасаться. А щелкать вообще не рекомендуется - микрофонит жуть!

Бокарёв Александр: Леонид, такой уровень фона говорит лишь о том, что ваша акустика не играет 50 герц. Иначе слушать вы бы не смогли. Фон достал бы через 5 минут.

Сухачёв Леонид: До того как анодное и накал были отфильтрованы моя акустика, таки, играла 50 Гц. И фон, таки, доставал через 5 минут. Да, и когда руку подводишь поближе к конструкции со стороны монтажа, моя акустика тоже начинает играть 50 Гц... В чём засада? А еще забыл, когда у корректора выключаешь питание, вольтметр показывает 1 мВ.

U.L.F.: Фон 3мВ? А на выходе УМ там чтооо тогдаааа?! Ни фига себе... о звуке продолжать уже не стОит. С монтажом нужно работать и работать. По поводу кучи стабилизаторов, тут ещё не стоит забывать, что активные элементы ещё и сами по себе шумят. ИМХО, я лично, свой лучший корректор, который не стыдно выставить на показ ещё не сделал(но осталось недолго), но из тех конструкций, что за плечами, сделал вывод, что для корректора обязателен выпрямленный и стабилизированный накал первого каскада и параметрический параллельный стабилизатор на одном кремниевом стабилитроне, зашунтированном хорошим бумаго-масляным конденсатором, опять же только для первого каскада. Выпрямитель может быть кенотронным, может быть диодным, фильтр СLС, с низкоомным дросселем 10-20Гн. И... всё, любые другие варианты только вредят столь высокочувствительному устройству. ИМХО, на правах личного бреда. Да, и никаких картонных шасси и бифиляров на выходе(но по поводу бифиляра, это ещё один мой сугубо персональный маразм).

Сухачёв Леонид: Парни, а какой должен быть уровень фона? При уровне 3 мВ розового шума на выходе я слышу естественно усиленный розовый шум. Слышимый фон 50 Гц. я слышу только когда подношу руку к корректору. (при максимальной громкости УМ) Как-то, не особо уровень фона "фигурирует" когда обсуждаются самодельные корректоры. Я показал цифру, покажите свою. Только, не на "подшопленном" скриншоте.

Сухачёв Леонид: Если неправильно - поправьте. Допустим, выходная мощность усилителя мощности 5 Вт (у меня около того, сейчас не помню точно). Выходное напряжение на выходе на нагрузке 8 ом тогда должно равняться sqrt(5вт*8ом)=6.32 В, при входном 1 В. К.У. усилителя мощности по напряжению тогда 6.32В/1В=6.32. Подадим на вход усилителя 3 мВ, на клеммах динамика получаем 3*6.32=18.96 мВ. Вы, что это реально слышите?

Пермяк: Леонид, если на выходе 18 мВ, то при 8 Омах нагрузки в ней разовьётся мощность 182/8=40,5 мВт.

Сухачёв Леонид: Пермяк, скажите а 40 мВт на максимальной громкости 5-ваттного усилителя это много?

ALSS: Сухачёв Леонид пишет: Пермяк, скажите, а 40 мВт на максимальной громкости 5-ваттного усилителя это много? Я скажу - это очень много; я по вечерам слушаю на средней мощности 10 мВт на колонку 91 дБ/Вт/м.

Бокарёв Александр: Фон-его если не слышно, то видно на осциллографе. А если и там не видно- то видно на спектроанализаторе. А уж если нет палки 50 или 100гц на экране- значит, устройство выключено)))) Три милливольта фона на выходе это много.

Сухачёв Леонид: Александр, "хочется через пять минут выключить" и когда нужно искать со спектроанализатором согласитесь "это две большие разницы" (С). Три милливольта на выходе, устройства в стадии не экранированного макета... не знаю... Слышно на максимальной громкости когда сидишь рядом с колонкой. В реалии на максимуме мы не слушаем и рядом с акустикой не сидим. Хотя, что говорить. Смотрим ролики. Предупреждаю, снято на фотик, купленный аж 2008 г. Делайте, пожалуйста скидку на этот факт. Естественно, не возможно передать в данном случае звук стопроцентно достоверно. Но общее представление о том, что нет тут такого фона от которого хочется убежать, да и вообще его почти нет... http://youtu.be/N9X6lpMCokc http://youtu.be/ATgoz7yQOIQ http://youtu.be/XJWW6KBRTB8 Может, что-то упустил, тороплюсь, бежать надо.

Бокарёв Александр: Леонид, в вашей схеме с таким монтажом фон мог быть выше на порядок. Спасает вас сама схема, резисторы в ней низкоомные и наводки на них мизер. Да и усиление среднее .Мой корректор в такой идеологии тоже не фонил даже без экранировки. Сейчас схема поменялась и проблема фона вылезла во весь рост. Но , как бы там ни было, такой монтаж, как у вас, применять в малосигналке - это аморально.

6C33C: Пермяк пишет: Леонид, если на выходе 18 мВ, то при 8 Омах нагрузки в ней разовьётся мощность 182/8=40,5 мВт. В Вольтах принято считать, однако. Получится 40,5 мкВт. Но их тоже слышно прилично.

Сухачёв Леонид: Бокарёв Александр пишет: Но , как бы там ни было, такой монтаж, как у вас, применять в малосигналке - это аморально.Александр, монтаж начиная с декабря прошлого года уже менялся пять раз, и еще раз столько же поменяется, пока не найдется самый оптимальный вариант. На ламинате делал специально, чтоб понять, а так ли уж страшно, если не на металле. Как выяснилось основным источником "посторонних звуков" были анодное и питание накала. Силовой транс, сейчас уже не могу сказать, стоит он далеко и его доля вклада в "фон" не изучена (надо будет попробовать приблизить). Открытый монтаж, как выяснилось, вносит самую малую лепту в "фон", она есть, конечно, без внимания не оставим, но хотелось бы понять на что ровняться. Пока вопрос застрял на уровне "это много". И никто не сказал сколько там должно быть и уж подавно никто не показал. Да и не покажет, думаю.

Пермяк: 6C33C, с Вами - согласен.

Бокарёв Александр: есть электрическая схема и есть законченное изделие, настроенное, без помех, соответствующее принятым стандартам. И получается, что разница между этими понятиями просто космическая. Отсюда и кажущаяся простота любой схемы: да, подумаешь, легкотня, -две лампы , раз плюнуть.... Плюнь. Попробуй)))) Отсюда и требования к монтажу и советы бывалых, как свести помехи в минимум. А такие жуткие сопли, как на фото , не могут дать звук без наводок. Руку подносим- уже фонит. А то, что из эфира в схему валит- не в счёт?

Сухачёв Леонид: Александр, а у Вас макет монтажа не в виде соплей? Кому как не Вам знать, что "сопли" отличаются от "не соплей" только красивым внешним видом, ну и проводниками с наименьшей длиной, большей жесткостью,. Может Вы делаете аппарат сразу с "первого выстрела" с отличными параметрами? Собранными начисто? Извините, сомневаюсь. У Вас думаю те же "сопли", а проект заканчивается в тот же день тем что снимается АЧХ... "Советы бывалых" говорите... хе... я лично не уверен, что они бывалые. Говорить как делать "не надо", и как делать "лучше" с одной стороны, и сделать реальную работающую конструкцию - это разные вещи. Вот тут Вы верно сказали: "Попробуй плюнь". Я вот попробовал. Выложил. И у меня есть свой опыт, причем не маленький, не смотря на не очень большое количество постов, и свои понятия о правильном монтаже и проводах, и совершенно нет желания повторять то, что нафантазировали так называемые "бывалые", потому, что это иногда вызывает только усмешку. Что-то не очень Ваши "бывалые" выкладывают вид на монтаж, методику измерений. А знаете почему? Да они стесняются! Нет у них никакого ни монтажа, ни результата. Может и есть, но не думаю, что сильно лучше.

Stan Marsh: Фото макетика подобного ФК я уже как-то выкладывал. Вообще же, предпочитаю печатный монтаж. Кстати, с подключенным ФК - 1мВ на эквиваленте нагрузки УМ. Спокойно.

Сухачёв Леонид: Станислав, здравствуйте! Вас я точно не имел в виду, говоря о так называемых "бывалых". Вижу нормальный реальный монтаж, а не гламурную картинку для впечатлительных юношей. 1 мВ. Наконец-то первый раз у слышал цифру, а не эмоции от "бывалых". У меня - 3, увы. Хотя, я думаю, что 1 мВ достичь, вполне реально. Скажите, при таком уровне на входе Вашего усилителя мощности, Вам фон сильно мешает Жить?

Бокарёв Александр: Леонид, вы будете смеяться, но......у меня макетка не на соплях. Точнее- сопли покороче, а все панельки кручу на кусок фольгированного текстолита. Сейчас попробую сфоткать вебкамерой такую платочку

Бокарёв Александр: http://www.radio-profi.ru/boka_lp.shtml Это замеры шума моего корректора, выложенного на сайте у Владимира Константиныча Сигнал на экране осциллографа - только шумовая составляющая, периодических с частотой сети -не видно. К сожалению, данный вариант корректора уже перепахан, так как не устроил меня по звучанию. И ещё. Вклад корректора в фон не окончательный, важно, как устроены кабели от головы до корректора. Даже в фирменной вертушке Техникс достаточно поднести руку к разъёмам RCA, чтобы фон услышать(разъёмы пластмассовые, литые. не экранированы .) Сигнальный провод не свит , кабель коаксиальный, на него наводится магнитная наводка , когда используется мс голова. Поэтому важно, как фонит вся конструкция, в сборе. И последнее. Чем больше вожусь с корректорами. тем больше дурак. Потому что требования к себе растут и конструкция, что вчера радовала, сегодня вызывает оскомину из-за выявленных недоработок и промахов.

Сухачёв Леонид: Александр, хорошая макетка, реально, без стёба. Но Вам не кажется, что с такой макеткой сложно выйти за рамки какой-то одной схемотехники? Вот, например, появился трансформатор, как без "соплей"? А если нужно вместо пальчиковой поставить октальную? Может я не правильно "стартанул", но мне хотелось бы показать, что помимо почти одинаковых (по звуку) схемотехнических "образов" есть и другие. Применение трансформатора и стабилизированного источника питания, звук преподносит принципиально по другому. Да, они сложнее в реализации, и как раз в этот момент находится куча аргументов (у людей имеющих авторитет и дар убеждения) почему это бессмысленно. Но на самом деле это "отмаза" для ленивых, вполне возможно, что такой звук кому то не понравится, но это надо обязательно пробовать прежде чем спорить и обсуждать. И не с набивших оскомину "бывалыми", которые забыли куда паяльник включать. Может всё таки есть смысл отойти от этих "мыльных опер" типа два пальчиковых баллона с неимоверным количеством вариантов обвязки, и всё одно с одинаковым звуком?

Бокарёв Александр: Леонид, для схемы с выходными трансами у меня была коробка по типу вашей, короб, а сверху лист стеклотекстолита. Когда наладил схему- нашёлся желающий её купить, несмотря на "негламурный "вид.))) Для удобства работы поделил плату на две части, на одной скрутил питание, а вторая- собственно корректор, каждая часть крепится к коробке своими винтами. Корректор на длинных проводах можно вытащить, отложить в сторону или ставить как угодно прямо в коробе.

Сухачёв Леонид: Александр, пока не могу поспорить, но мне кажется, что уровень собственных шумов 6Ж38П, умноженный на коэффициент усиления 430, уже даст больше чем 0.1 мВ. Вы пишете: Когда наладил схему- нашёлся желающий её купить, несмотря на "негламурный "вид.))) Похоже, человека больше интересовал звук, а не то какая то там разводка.

Бокарёв Александр: Тот человек потом раза три переделывал корректор под своё звучание, потому что слушал не столько сам, сколько ушами приятелей.))) насчёт шума корректора- я тоже смущён малой величиной шума. Но осциллограф тоже на последнем пределе мало что показывал. В любом случае, цифру нужно уточнить, среднеквадратичный микровольтметр у меня теперь есть.

majordom22: Почти ОФФ ТОП в ламповой теме. Вот мой невезучий корректор на камнях и на конденсаторах с воздушным диэлектриком. Аккумуляторное питание, параллельные супермалошумящие стабилизаторы напряжения в каждом канале, отсутствие ОООС. Чудесно звучал с моей бывшей ММ головой от Динавектор, а после её безвременной гибели я заказал Градо Стейтмент, и по ошибке пришла с выходом 0.5 мВ вместо 3 мВ. Пытался добавить каскад по входу, вышло плохо, с тех пор пылится на полке. Не поддерживаю предпочтений Станислава насчёт печатных плат. Разве, что на фольгированном фторопласте, дык, иде ж его узять? Поэтому монтаж на воздухе. В качестве опорных стоек использовал сожжённые на низком напряжении предохранители (чтобы не было металлизации изнутри).

Бокарёв Александр: Это -уровень. Хотя, аккумуляторы не принимаю душой. А вот КПЕ - принимаю. Медная фольга внутри и на дне - вот так нужно делать малосигналку. Мне корректоры на досках -.... ну,не внушают , хоть тресни. Хотя, чем коробка, спаянная их стеклолита, хуже деревянной доски, покрытой фольгой- я не вкуриваю. По мне-так это чистая эзотерика и самовнушь. В качестве стоек сам применял резисторы МЛТ , у которых алмазным надфилем спилен токопроводящий слой.

majordom22: Бокарёв Александр Тут в чём суть? Этот корректор был задуман для проверки, как будут работать КПЕ? Я опасался, что конденсаторы с воздухом будут микрофонить, поэтому материал для экранированной корОбочки выбрал потолще (фанера 10 мм), кондёры на резину приклеил. Хотя, зря волновался. Работало без фона даже с открытой верхней крышкой и не микрофонило даже при ударе деревянной кисточкой по КПЕ. Топикстартер спрашивал насчёт фона и шума. Фона не было по определению, а шум... не помню, сколько был. Чисто по склерозу , в первоначальном варианте с простенькими 2SK170 на входе, что-то около 150 мкВ. Можно сказать, шума не было тОже.

Бокарёв Александр: Виталий, я вспоминаю, как были выполнены блоки осциллографа, лампового, с которым я работал давно тому назад. Там каждая пайка- это сказка. Добыть оттуда резистор- это каторга. Мало, что запаяно, так ещё 3 раза прокручено в лепестке. И цапоном каждую пайку. Я тоже делал корректор на воздушном конденсаторе, по половинке на канал, пришлось удалять пыль , иначе шорохи были . беда временных конструкций- они начинают работать и дорабатывать их уже нет желания.)))))

Сухачёв Леонид: majordom22 пишет: Фона не было по определению, а шум... не помню, сколько был. Чисто по склерозу Вот, нормальный ответ и повода для споров нет, в следующий раз так и буду отвечать. Только, это всё ж таки, на камнях, да еще и с аккумуляторным питанием и в экранированной коробке. Там чтоб фон получить его, как минимум, подключить надо от внешнего источника. Некорректное сравнение! Бокарёв Александр пишет: Медная фольга внутри и на дне - вот так нужно делать малосигналку. Александр, а медная фольга на дне какой коробки, я так понял "досочной"? Сложно с медной фольгой, не попадается как-то, думаю или на ф.текстолит перенести, а потом уже и досками обшить можно (дачу достраиваю, терминология на языке крутится). А еще есть идея раскроить (в хорошем смысле слова) литровую банку пива Балтики. Там фольга алюминиевая. Кто нибудь знает, сгодится ли алюминий для нашего дела?

Бокарёв Александр: за неимением меди пойдёт и банка от пива. В фирменных аппаратах вообще экранируют слабосигналку пластмассовой плёнкой с металлизацией внутри и проводом на заклёпке. Экономия называется. Можно сделать устройство в коробке , спаянной из текстолита, а её потом обыграть чем угодно, хоть фанерой хоть палисандром. На будущее так и сделаю, потому что в такой же коробке фона не было напрочь. А плата без внешнего экрана- это антенна, которая ловит что угодно и откуда угодно

Сухачёв Леонид: Да, Александр, пожалуй, фольгированный текстолит - самое то. Так и поступлю.

Бокарёв Александр: Фон в МС корректоре с трансами на входе смог убрать только пластиной пермаллоя , подложенной снизу. Трансики чуяли силовик усилителя мощности, который был внизу на стойке. Корпус корректора, сделанный из оцинкованной сталюки, фону не мешал, оказывается.

Сухачёв Леонид: Пермаллой, я так понимаю, надо где-то в старой аппаратуре добывать... Это у Вас снизу светило, а случаи то, всякие бывают, коробочки на трансформаторы просятся или общий бокс. А та же медь, алюминий не? Еще вспомнил, купил как-то по случаю рулон трансформаторного железа в виде ленты, шириной 8 см, толщина 0.35 мм. Брал для сварочного дросселя, но пока руки не дошли. Пригодно ли оно для изготовления экрана? Марку, естественно, не знаю, но сильно смахивает на железо которое применялось в ТС180, ТС270.

Бокарёв Александр: медь и алюминий не спасают от магнитной нч наводки. Только пермаллой , экранировать им нужно приёмник наводки, то есть малосигнальные трансы. От статической наводки пойдёт что угодно, хоть кусок жестянки, хоть медная фольга. Помогает и сильно двухсторонний текстолит с одной стороны сплошная медь, она служит экраном. Делал так все свои преды, плата валялась на полу и не фонила никак. Пермаллой. Экраны для силовиков, моторов , трубок осциллографа в измерительной аппаратуре сделаны чаще всего из него. Найти его сейчас очень трудно.

ALSS: Сухачёв Леонид пишет: Еще вспомнил, купил как-то по случаю рулон трансформаторного железа в виде ленты, шириной 8 см, толщина 0.35 мм. Подойдет для начала, для проверки намотайте несколько слоев вокруг критической части. Желательно чтобы витки не замыкались между собой - для уменьшения токов Фуко. Обычно хватает природного окисла (легкой ржавчины). Может служить и статическим экраном, если снаружи в одной точке привинтить заземляющий проводник.

Сухачёв Леонид: ALSS, спасибо большое! Сначала подумал делать "домиком", но там придется железо, как-то гнуть, соединять... в общем, технология видится плохо... А вот если вокруг, несколько витков в виде рулона, пожалуй, нормально будет, только над крышей и дном надо подумать.

Пермяк: Леонид, обратите внимание, ALSS пишет: для начала, для проверки, а Вы ужЕ с облегчением вздохнули. Рановато. Известен факт, что при экранировании от магнитного поля стальным сплошным (без отверстий!) экраном из стали толщиной 0,75 мм, магнитное поле частотой 50Гц подавляется всего на 9 дБ (примерно в 3 раза). А коллега предложил Вам попробовать для начала экран в виде цилиндра без дна и крышки! Известно также, что степень защищённости экраном из магнитного материала более зависит от размера отверстий (и стыков), чем от "мю" этого материала. Так что, попробовать-то можно и этот цилиндр, а вдруг...

ALSS: Я и советовал именно для начала - если хотя бы несколько децибел будет выигрыш, то уже понятно куда идти. Буквально позавчера пришлось подобным (ни дна ни покрышки) экраном утихомиривать тороидальный трансформатор в магнитофоне-приставке "Олимп-004" - есть результат, втрое уменьшилась наводка на головку, сл., надо доработать экран до более мощного и более соответствующего назначению. Да, по Г. Отту вообще следует начинать от 3 мм мягкой стали эксперименты по подавлению магнитных наводок...

Бокарёв Александр: Тор имеет слабый участок, откуда выходят сетевые провода, там недостаточно укрыт медью сектор железа и оттуда фонит.Крутим тор и слушаем фон.. В магнитофоне Ростов-101 силовик укрыт был огромным толстым пермаллоевым экраном. В плане борьбы с магнитными наводками выгоднее экранировать приёмник наводки, чем источник. Когда лист пермаллоя стал редким ископаемым, только и остаётся, что железом крыть.

Сухачёв Леонид: Пермяк пишет: а Вы ужЕ с облегчением вздохнули. Рановато Не, не вздохнул, осознаю, что рановато, и приобрёл книжечку МРБ выпуск 723. всё только начинается... Бокарёв Александр пишет: В плане борьбы с магнитными наводками выгоднее экранировать приёмник наводки, чем источник. Дык, у меня как раз тот случай, экранировать-то надо выходные трансформаторы корректора. Вспоминается, где-то валяется у меня труба от осциллографа, на ней кожух, но на вид - железяка-железякой, как пермаллой распознать?

Пермяк: Сухачёв Леонид пишет: приобрёл книжечку Боюсь, что эта книжечка будет Вам, гм... скучновата. Качните лучше эту: Автор - мембырь из Белл-Лабораториз, очень бывалый дядька.

Сухачёв Леонид: Спасибо, Леонид! О такой не слыхивал. Обязательно скачаю.

ALSS: Сухачёв Леонид пишет: Вспоминается, где-то валяется у меня труба от осциллографа, на ней кожух, но на вид - железяка-железякой, как пермаллой распознать? Однозначно пермаллой, можно не распознавать. Но - боится всяких воздействий, поэтому в домашних условиях - не бить, не стучать, аккуратно резать ножницами по металлу и пальчиками сгибать. Г. В. Отт - потрясающая инженерная книга (кстати, ее третье издание было признано в Штатах лучшей технической книгой года). Для начала сразу прочитайте выводы в конце глав - для "рекогносцировки местности".

Сухачёв Леонид: ALSS, спасибо, только что, сгонял на на дачу, нашел этот экран. Покрутил-повертел, во-первых жалко стало, хорошо он прямо на трубе сидит, родной комплект, дербанить рука не поднимается. А во-вторых - никак не хватит его на то чтоб обнять два трансформатора. В общем, смысла нет его ломать да перекраивать... Пермяк, книга действительно замечательная! Скачал. Пока только ознакомился, но даже просто просмотр - увлёк. Остановился потому что бежать надо было. Видится как готовое руководство.

Сухачёв Леонид: Вот так вот, Братцы... Хотел "причесать" корректор - не разрешили. Начальник лаборатории сказал : "Пока с приемником не закончишь, стенд разбирать не дам..."

technar: Сухачёв Леонид пишет: Вспоминается, где-то валяется у меня труба от осциллографа, на ней кожух, но на вид - железяка-железякой, как пермаллой распознать?Присоединяюсь к вопросу. Тоже есть несколько разобранных старых осциллографов. Действительно, на вид трубы - железо, достаточно толстое. Но тут как-то попался на разбор самописец. Там усилитель был в экранированной коробке, железо блестящее, правда толщина где-то 0,5 мм. Может это пермаллой?

Сухачёв Леонид: Да, у меня железо тоже толстое, крашеное, на благородный металл не тянет. Так... кожух рычага от "Белоруса". А, как, всё таки, пермаллой точно определить (для себя, на будущее) от простой железки?

majordom22: Лучшая защита от внешних полей для выходных трансформаторов ФК - низкое внутреннее сопротивление выходной лампы. Выше кто-то писАл: "Более низкое напряжение шумов и пульсаций будет только при выключенном корректоре". Не дословная цитата. Так вот, в реале всё наоборот. Когда остывает катод лампы, включённой на трансформатор, не зашунтированный низкоомной нагрузкой, типа, как в ФК, тот начинает тянуть из окружающего пространства всю элекромагнитную дрянь. 6П9 не есть самой низкоЭрИтной, поэтому трансики нужно сажать в мощный экран. А если бы на те же трансы подключить 6С19П, например, можно не бояться никаких наводок, разве, что внаглую мобилу к ним приложить

Бокарёв Александр: Виталий, всё именно так, как вы пишете. Пред ламповый Аудионот фонил прилично, пока не прогрет, а с прогревом наступала тишина. Точнее- фонили понтовые кабели и усилители дурного чутья, но мизерное выходное сопротивление лампового преда с трансформаторным выходом сажало наводки в землю .



полная версия страницы