Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Мю-корректор » Ответить

Мю-корректор

Yoika: Cобрал мю-корректор на 6Н26П-6Н23П(улучшенный СРПП). Все, как и предполагал, получилось в лучшем виде. Долго восстанавливал проигрыватель винтажный Ямаха PF-800 (Natural Saund). PF-800 и PF-1000 были изготовлены только в течение одного года (1986) и продавались только в период 1986-1987 годов. TURNTABLE Drive system : belt Motor : FG Servo Inner platter : 1,23kg aluminium (PF-800) 1,63kg bronze (PF-1000) Outer platter : 0,86kg zinc Speeds : 33 1/3 & 45rpm Noise-floor : 80dB Wow & flutter : 0,0028% (PF-800) 0,0023% (PF-1000) TONEARM Effective length : 22,2cm Offset angle : 23° Tracking error : -1°...+3° Overhang : 16mm Resonance : 12Hz V sensitivity : 10mg H sensitivity : 10mg Recomm. cartridge weight: 2...11g Resistance : 950 MOhm (cables only) 170 MOhm (with tonearm) Capacitance : 110pF (cable only) 130pF (with tonearm) Arm lifter : oil damped Arm height adjustment : 8mm GENERAL PC : 7W, 220V Dimensions : 47,3 x 15,4 x 37,6cm Weight : 13kg (PF-800) Пришел в неисправном виде. Стол слетел с крепления и оторвался межблочник. Поставил картридж Голдринг 2400/ Частотный диапазон: 20Hz - 20kHz Баланс каналов: 2dB при 1kHz Разделение каналов: >20dB при 1kHz Чувствительность: 6.5mV ±1.5dB при 1kHz @ 5cm/sec Статика: 20x Вертикальный угол трекинга: 24° Тип иглы: Vital Игла: заменяемая Импеданс: 47k Емкостный импеданс: 100-200pF Внутренняя индуктивность: 720mH Внутренне сопротивление: 550 Вес: 8,2g Крепление: 0.5in (12.7mm) Прижимная сила: 1.5g - 2.0g (1.75 номинал) http://www.goldring.co.uk/moving-magnet/...s/2400.htm Настройка стола и тонарма с головой непростая задача....Ну вроде все выставил. Пластинки у меня одна фирмА - Мелодия и конечно запиленные, НО тем не менее головка Голдринг сумела извлечь из них все что было на мастере или матрице. Понятно, что я не столько слушал композиции, сколько оценивал звучание инструментов, искал недостатки безуспешно, в сравнении с ДВД, винил победил! До этого я скептически относился к винилу и присматривался к блю рею, собирался уже покупать топовую Ямаху 1010, в последний момент передумал и не жалею. Лампы 6П26П и 6Н23П имеют малое эквивалентное сопротивление шумов 300 Ом и хорошее, на мой слух, звучание. Чтобы получить максимальное усиление, низкий уровень шумов и согласование по импедансу с пассивной цепью коррекции и входом УНЧ, включая емкость межблочного кабеля, выбран вариант улучшенного СРПП или мю повторителя, коэффициент усиления каскада равен 0,97 мю. Цепь пассивной RC коррекции спаял из того что было под рукой. Резистор расчетный – 75 к (поставил 75+15к, конденсатор 33 nF, марка( ужас!) К73 -16, правда последовательно с 33 nF резистор. уменьшил с 11к до 10к. Может кого попросить отсимулировать? Без тест пластинки нет смысла что-то делать. А лучше просто забыть про АЧХ и слушать музыку? Интересный вопрос – куда ставить сеточный резистор, до или после главного резистора цепи коррекции? В первом случае получаем выигрыш в усилении, за счет исключения делителя 82.5/1000. НО конденсатор разделительный в аноде, включается последовательно с цепью коррекции, добавляет свое реактивное сопротивление, отсекает поляризующее напряжение на конденсаторы цепи коррекции, кроме того сеточные токи последующего каскада подзаряжают эти конденсаторы, что может привести к искажениям. Я сделал классически - гридлик в сетку, ну это, как в байке, с какого конца разбивать вареное яйцо. Я видимо тупоконечник. Смещение первого каскада 1,6 В, на красном светодиоде, второго 3 В автоматическое, конденсаторы в катодах Rubicon. Конденсаторы полипропиленовые MMKP R76 Arcotronics 0.15 mF и MKP Epcos 1.5 mF, бумажные МБГО 4мкФ. Межкаскадный конденсатор MKP Mundorf MCap-ZN. Резисторы С5-5-1Вт в анодных и катодных цепях, прецизионные металлопленочные MF 100, в сеточных и цепях коррекции. Антизвонные резисторы 62 Ом, тоже С5-5.(номинал, какой имелся в наличии). Питание по каналам раздельное с электронным конденсатором(фильтром) на половинках двойного триода 6Н8C, с интегральным выпрямителем и CRC фильтром. Применение дросселя позволило бы увеличить напряжение и уменьшить сопротивление в фильтре(дабы обеспечить быструю подпитку на НЧ сигнале), но он у меня не поместился в малогабаритный корпус. Фона и микрофона практически нет, накал переменным током, со смещением +50В в среднюю точку резисторов 100 Ом и конденсаторами на землю. Основание под ламповые панельки, подглядел у Ромаса, из разделочной доски, прессованный волокнистый картон, ламинированный пластиком-рекомендую! При монтаже, использовались монтажные провода с «правильным направлением» от горелых компьютерных блоков питания (не луженые). Раздельные шины сигнальной земли, выполнены из медной трубы(нулевой импеданс) сечением 15 мм кв.Для удобства пайки катодных цепей, в них впаяны, в предварительно высверленные отверстия, две П-образные медные скобки сечением 1,5 мм кв. Впечатление от звучания – словно легкие воздушные пузыри, в жаркий летний день, наполняют воздух. Солнечные лучи, переломляются в них и играют всеми цветами радуги. Легкий ветерок уносит их и на их месте рождаютя новые, они лопаются с характерным треском и оставляют после себя легкую прохладу и свежесть.(с) Игнатенко Сергей.

Ответов - 16

Бокарёв Александр: Сергей, я на выход српп обычно врезаю небольшой резистор, потому что есть у этоко каскада склонность к генерации при работе на емкость. Такой случай был у меня с СРПП на 6н8с, осциллограф заставил его генерить.Резистор пару сотен ом его успокоил.

Yoika: Бокарёв Александр пишет: Сергей, я на выход српп обычно врезаю небольшой резистор, потому что есть у этоко каскада склонность к генерации при работе на емкость. Такой случай был у меня с СРПП на 6н8с, осциллограф заставил его генерить.Резистор пару сотен ом его успокоил. Спасибо, Александр! Действительно, у меня выходной каскад склонен к генерации. Что только я не делал и напряжение питания уменьшил и режим по току снизил, с земляными контурами мудрил, питание почистил итд. А ведь у Моргана 220 Ом стоит на выходе, дааа... была мысля поставить.

Yoika: А все еще потому, что на входе УНЧ регулятор громкости аудиофильный 10к, был бы 47к, как по стандарту, возможно и проблемы бы небыло.


Экс-электро: Уважаемые разработчики, почему на выходе ставите кондеры в единицы микрофорад? Даже на 10 кОм нагрузки так много не надо. Вроде бы...

Бокарёв Александр: Для Yoika. Знаете, я в своё время промерил такой каскад, там в самом деле, усиление практически равно мю, но вот потеря анодного на междуэтажном резисторе -вещь нехорошая. Нужно задрать анодное для компенсации, а если его взять негде?

Yoika: Экс-электро пишет: почему на выходе ставите кондеры в единицы микрофорад? 1.5 mF/10k -частота среза по уровню 0,707(-3дБ) составляет 10,6 Гц, с учетом запаса в одну октаву, получаем 21Гц без завала. Бокарёв Александр пишет: потеря анодного на междуэтажном резисторе -вещь нехорошая. Нужно задрать анодное для компенсации, а если его взять негде? Да, Александр, это плата за хорошие характеристики.

Бокарёв Александр: Я бы взял первой лампой пентодик, а дальше-српп, вариант-во многом хороший.

Yoika: Откопал у себя в СЦ железный корпус от UPS. как ты описывал. Вот прикидываю, что в нем собрать. Места достаточно для хорошего питания с дросселем. Но что-то душа к пентодам не лежит. Хотя, на попробовать, можно. А чистый СРПП не совсем подходит, тысячи споров и описаний его работы написаны. Вот тысяча первая:-) в верхнем плече СРПП катодный повторитель, но в непривычном включении. Поскольку его сетка соединена с катодом, усиление у него не пропорционально сигналу нижнего плеча (как в масштабном усилителе). Мю повторитель лишен этого недостатка, за счет конденсатора и гридлика.

Вадим Пузанов: Yoika пишет: Но что-то душа к пентодам не лежит. А напрасно. Это просто предубеждение. Сам таким страдал несколько лет.

Yoika: Тут не религия чисто прогматизм, из пентодов малошумящих, выбор небогат, как я представляю - 6Ж32П с импортными аналогами EF8, ну еще может 6Ж9П. Плюсом усиление с запасом, минусом микрофон и спектр гармоник богаче.

Бокарёв Александр: 6Ж49П-ДР.6Ж38П-ЕВ. EF86. EF806S . Ну и так далее. 6ж32П нужно отбирать.

Вадим Пузанов: Yoika пишет: Плюсом усиление с запасом, минусом микрофон и спектр гармоник богаче. Повторюсь, я тоже раньше так думал. Насчёт микрофона, триоды этим тоже страдают, и нужно, как и пентоды, по микрофону их отбирать. Насчёт спектра гармоник, тут не поспоришь. НО, это моё убеждение, важен не спектр этих самих гармоник, а соотношение их в спектре. Я ещё пример приводил, берём на пианино ноты до и си бемоль первой октавы. Получаем неприятный диссонанс. Но стоит подмешать к ним ноту фа, всё становится достаточно благозвучно. Так же и с гармониками. Если уши приветствуют звучание, значит с соотношением всё в порядке. А спектр изменяется достаточно просто, к примеру соотношением анодного и экранной сетки напряжений, уменьшением или увеличением тока через лампу и т.д. Конечно, скажете Вы, это ж сколько раз нужно всё отслушивать. А сколько надо, столько и нужно, более того можно временно установить подстроечники и на слух крутить их. А такой плюс, как усиление, с моей точки зрения, с лихвой окупает такой недостаток, как тщательность настройки. Такие конструкции из триодов, из Вашей схемы в самом начале ветки, скорее всего будут звучать как пентоды, мне почему-то так кагатца.... Серёжа, это не наезд, просто мысли вслух.

Yoika: Вадим, я ценю Ваши наблюдения, да и опыт в отслушивании разных ламп тоже. Во многом согласен, просто у меня нет времени все перепробывать, как Александр, например. И если Вы оба в один голос советуете пентоды, я обязательно попробую. Просто из своего опыта работы я привык выбирать оптимальный вариант, а затем реализовывать его не на фанерке, а сразу в рабочем варианте. Лампу 6Н26П я выбрал, считаю удачно, большое усиление(мю -48), низкий собственный шум и полное отсутствие микрофона. Она у меня сейчас стоит в драйвере к 6С41С и на мой слух очень хорошо. А что касается схемы мю СРПП, по измерениям с зарубежных источников, искажения в третьем знаке после запятой и спектр плавно спадающий, как SE каскада. А самое главное, низкий выходной импеданс хорошо согласуется с цепью коррекции и последующим каскадом. Поскольку все гармоники, в тч и вторая лежат ниже шумового пьедестала, какой либо окрас отсутствует. Да, с аудиофильной точки зрения, присутствует катодный повторитель с ООС по току и добавляется раделительный конденсатор. Эта схема для любителей мягкого ровного звука.

Бокарёв Александр: Вот. Главные слова: сделать всё сразу в финальном варианте, и думать, что получится лучшая схема. А это слегка не так. Приходится из кучи вариантов выбрать лучший. При этом откидывается всё лишнее , остаётся нужный минимум.

Yoika: Это мой первый ламповый корректор, есть еще вега с корректором на К544 в ООС и динамической нагрузкой на выходе. Ну разницу ты знаешь.

Yoika: Поставил на выходе резистор 240 Ом, поменял лампу в фильтре, обрезал фильтр питания, коррекцию тау75, организовал по входу резистор 9.1к, по методике А. Бокарева(дай Бог ему здоровья). Схему поправил.



полная версия страницы