Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Унивеосальный корректор - имеет ли смысл? » Ответить

Унивеосальный корректор - имеет ли смысл?

Гoсть: У нас тут с товарищами возник чисто академический интерес: имеет ли смысл строить универсальный корректор под разные картриджи и записи пластинок разных времён и компаний? Для примера привожу несколько вариантов...

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Гoсть: А вот - файл для тех, у кого нет ни измерительных пластинок, ни вертушек. Типа меня. [img src=/gif/smk/sm52.gif] Сделан по самой стандартной кривой самого стандарта RIAA в его последней реинкарнации. Кликните сюда, чтобы скачать "измерительную дорожку" вот по такой кривой:

Бокарёв Александр: Я тоже выложу ачх своего корректора, с которым получена максимально ровная сквозная ачх по измерительному винилу. Ничего похожего на привычнуюRIAA, иные постоянные в принципе. Кроме 3180, там осталось как было. Если взять за основу RIAA, там есть реперные точки для быстрой оценки, это: 148 герц=плюс 10 дБ, 6300гц= минус10 дб, 2120 гц= минус 3 дБ, 21200 гц =минус 20 дб. Но конкретные головы имеют как правило завалы после 3 кил, и практически ни одна из встреченных мной не дотянула на 6300 до плюс 10 дБ.Как правило, лучшие головы дают плюс10дБ на 7000 .А середняк- те вообще не дотягивают до этого уровня. А плюс 10дБ у меня ровно на 200Гц и никак иначе, ведь сама ачх головы даёт минус 10 дб именно на этой частоте. СпасибоАнатолию за важную тему, ведь никто об этом не пишет, все возятся вокруг стандартных цепочек, ловя блох подбором деталей с фанатической точностью.И промазывают на километр. Вот ачх и сквозная ачх корректора под конкретную голову Денон103. Чуток промазал с совмещением на 100гц. Обратите внимание на частоту реперных точек плюс и минус 10 дб относительно 1 кгц.

Бокарёв Александр: А вот ачх конкретной головы Ортофон 510мк2, но с разной нагрузкой, 47 и 100 килоом. Видите, что творится с верхами на стандартной нагрузке? И это ещё при том, что Ортофон510 -голова с невысокой индуктивностью .На тех, что в районе 1Генри, творится полный кошмар, там влияет ещё и ёмкость кабеля сильно. Результат- винегрет вместо звука.


Гoсть: Александр, а чем Ваша АЧХ не RIAA? Очень похожа. За исключением завала на низах, так он и проявился в результате. А обрыв по верхам, я так понял, - звуковая карточка даёт? По поводу анти-кривой -- я же написал, что это я для таких, как я сделал, у кого не только измерительной пластинки, но и вертушки нет.

Бокарёв Александр: Анатолий, как приятно общаться со спецом! Я и мявкнуть не успел про звуковуюкарту, что в режиме свип-тона и октавных полос обрывает измерения на 18 килах , а вы уже увидели. Завал по низу сделан специально, как RIAA велит, иначе диффузоры ходуном. Но с точки зрения въедливой бюрократии моя ачх -не RIAA. Реперные точки совсем не те. Снимать ачх на спектралабе можно лучше всего свипом в октавных полосах и пик-холде. Но выше 18 кил -стоп.Не позволяет частота выборки 48кгц. А свип-тоном в другом масштабе получается дурная развёртка по времени: рывок в начале и тормоз на несколько минут в конце. Поэтому разбиваю на два участка и меряю нч отдельно вч отдельно. Или плюю на выше 18 кил . А вообще, я посоветую способ, которым можно настроитиь что угодно под что угодно. На экране строится кривая, скажем, RIAA, запоминается. А потом, подав розовый шум или свип, в эту кривую вгоняем наше устройство, как по осциллографу, меняя номиналы деталей, можно прямо на ходу, следя за результатом. Таким образом можно вогнать частотку очень точно, без применения антикоррекции, ведь она сама имеет погрешности . Кривая (RIAA) строится с помощью цепей коррекции и встроенного генератора свип-тона или розы, с выхода звуковой карты на её вход через нашу цепочку. Нужно только учесть входное сопротивление самой звуковой карты , иначе неизбежно ачх рухнет.

Бокарёв Александр: Это ачх головы Стэнтон500, с разной нагрузкой. И при 8 килоомах получаем изумительно ровную ачх, остаётся убрать конденсатор, отвечающий за спад выше 2 кил и заменить 47килоом на наши 8. Результат просто отменный. Уходят резонансные призвуки типа псыка и кабель больше не влияет своей ёмкостью как раньше. А ещё, обратите внимание, отдача у этой головы на вч вообще не дотягивает до уровня плюс 10 дБ. То же самое в точности делают многие ММ-Ортофоны. Стандартная коррекция даёт перемягчённый звук, смещённый в низ. А коррекция на внутреннем импедансе, резистором по входу реализует все возможности головы , выявляя все её достоинства.

Бокарёв Александр: Вот, вырулил окончательную частотку корректору для любимого Денона 103го, сижу, балдею, диски слушаю. Интересно, как по-разному записаны они. Филипс- там нет низа на ухнарь, зато прозрачные верхушечки, колокольчики, звенелочки всякие. Наша Мелодия-ровно, без окраса, хотя поздние записи ближе к Европе, вкуснее записано.Понял главное: важна ровная средина, без выброса на ачх и подъёма к высоким частотам. Тогда звук любой пластинки воспринимается целиком, голоса живые, и полосы в 10-12кгц вполне хватает для удовольствия от музыки. Есть различие внизу , это разбег самой головки, ачх корректора идентична по каналам.

Сергеев Сергей: Бокарёв Александр пишет: Интересно, как по-разному записаны они. Филипс- там нет низа на ухнарь, зато прозрачные верхушечки, колокольчики, звенелочки всякие. Наша Мелодия-ровно, без окраса, хотя поздние записи ближе к Европе, По-моему как раз об этом и завел Анатолий тему. О немного разных стандартах.

Бокарёв Александр: Похоже, ситуация комическая: только договорились и утвердили стандарт на запись, как виниловая тема плавно сдохла.

Сергеев Сергей: в России? это да

ГДН: Бокарёв Александр пишет: только договорились и утвердили стандарт на запись, как виниловая тема плавно сдохла Ну этот RIAA-78 на сегодняшний день вроде бы последний стандарт? А "тема" когда "сдохла"? Где "точка перегиба" критического снижения температуры тела? Да и потом, в 78-ом была добавлена только 4-я "тау" на НЧ, что вообще-то не принципиально, а в остальном все стандартно уже лет 40, если не больше. Ну а что "головы разные", даже по АЧХ, так то не новость. К сожалению...

Бокарёв Александр: Новость не новость, а эти разные головы с умным видом слухают на одной и той же частотке корректора и с одним входным импедансом.. Какая-то получается средняя температура по больнице=36,6.

Folk: Александ опишипе, пойжалуста, подробнее методику измерения ачх голов при помощи спектралаба.

Гoсть: То есть, возвращаясь взад к оригинальному вопросу - имеет ли смысл, разрабатывая универсальный корректор, делать его с пресетами, или бесполезное это занятие?

Folk: ну некоторые ЕАГи были с пресетами под разные стандарты

Бокарёв Александр: Оценить корректор с установками можно будет лишь на слух, а это штука расплывчатая. Сам не всегда уверен в том, что верно а что нет, пока не измерю и не увижу разницу. АЧХ в спектралабе получается , подавая сигнал с корректора на звуковую карту, подаётся розовый шум с измерительного шумового винила.Есть и свип-тон, но он не пишется во всей полосе, а лишь до 1000 и после 1000 герц, раздельно. Когда корректор и голова вместе дают ровнейшую сквозную ачх, то прослушивание музыки становится удовольствием, всё звучит легко, ненапряжно, мягко и вместе с тем прозрачно. Уже опробовал методику, когда мне присылают голову, я её измеряю, выруливаю под неё корректор и вместе со схемой(а реально и с корректором) высылаю хозяину. Идея неплохая, людям-музыка, а мне-кусок хлеба. Делал и по-другому, фирменный японский корректор подшаманил под нашу голову, результат- тоже добрый . Измерения все сохраняю в компе.

Гoсть: Александр, а много уже таких разновидностей настроек под разные головки в Вашей копилке? Folk пишет: ну некоторые ЕАГи были с пресетами под разные стандарты А каких - нибудь ключевых слов не подскажете, по которым можно поискать?

Бокарёв Александр: NAB DIN RIAA ГОСТ , а ещё DECCA TELEFUNKEN ....не помню дальше. Есть у меня в тетрадке цепочки коррекции под разные бошки, есть в компе и ачх с этими бошками, некоторые из них я выкладывал в этой и других ветках.

Folk: Да, пожалуйста http://www.postimage.org/image.php?v=Pq12eIB9 http://www.postimage.org/image.php?v=aVy_DVr Погуглите EB 033 Аппаратики крутил в руках, послушать не было возможности, ибо недоставало ламп.

Гoсть: Cпасибо огромное!

Бокарёв Александр: Моё мнение- нужно делать корректор под конкретный звукосниматель. Стандартная ачх корректора не всегда позволит справиться с косяками в ачх головы. А применив иные решения, отличные от стандарта, можно заставить петь полные отбросы среди головок. Живой пример- голова ГЗМ-155, передёр с Ортофона VMS-20. Есть у меня шикарная сравнительная ачх, где на фоне линейки от 100 до 20000 герц у головы Денон-103 видна ачх с чудовищным диким завалом вверху, неустранимым обычным способом. Это и есть ГЗМ, русский ортофон. Похожа свиня на коня, только имя разное. А применив внутреннюю коррекцию на низкоомной нагрузке, получаем достойную ачх и приличный звук. Поэтому я не сторонник универсального корректора. Всё универсальное-хуже специального. Сам делаю корректоры только под конкретную бошку,включая подгонку усиления по каналам.

Бокарёв Александр: Хотя, сам недавно построил достаточно универсальный ММ-МС корректор , который при необходимости легко дорабатывается под капризы новой головы, сравнением её с прежней .Делается 2 замера, видим различие и сразу ясно, что поменять, чтобы ачх попала в линейку. Неустранимы только резонансные пики, а плавный подъём ачх или завал корректируются на раз.

Гoсть: То есть, получается, что вся универсальность (с точки зрения разных головок) сводится к резистивной нагрузке головки и процедуре её подбора?

Бокарёв Александр: В случае отсутствия грубых косяков и резонансов- то да. А далее всё зависит от подачи звука самой головой. Вот недавно измерил Градо MG-там дикий выброс на 16-18 килах, но это не главное. А главное, что сама подача звука у этой головы какая-то дешёвая, а верха вместо с-с-с играют как ПШ-Ш-Ш-!. Может быть причина в возрасте, маразм- он не только на людей нападает....

alexanderzas: Бокарёв Александр пишет: В случае отсутствия грубых косяков и резонансов- то да. А далее всё зависит от подачи звука самой головой. Вот недавно измерил Градо MG-там дикий выброс на 16-18 килах, но это не главное. А главное, что сама подача звука у этой головы какая-то дешёвая, а верха вместо с-с-с играют как ПШ-Ш-Ш-!. Но например в МС головке любойизза ничтожной индуктивности катушек резонанс даже если и будет то очень далеко от звуковой частоты, Какие тогда у неё могут быть косяки в ачх, только наверное механические резонансы и призвуки или завал подьём плавные которые всегда можно подровнять

alexanderzas: Ну а основная разница между головками исходя из снятых вами графиков в основном в завале некоторыми из них ВЧ, Ну а тогда если сделать коррекцию по ВЧ регулируемой воздушным переменным конденсатором в небольших пределах и настройкой так сказать по конкретным обстоятельствам на месте?

Бокарёв Александр: Есть головы , что идут практически по стандарту, но таких мало. АТ-440 к примеру. А прочие могут дать выброс, могут завалить ачх, причём обычным способом не исправить этих потерь. Но способы есть. К примеру, убирается тау-три , а избыток на вч выравниваем меньшим входным импедансом корректора. Способ применим только для ММ головок. Результат очень приличный.Но все эти вещи делаются только под контролем измерений. Другого способа не знаю. МС редко косячат, поэтому там достаточно дать нужную нагрузку, а прочее зависит от самой головы. Хотя, попалась Голдринг Эроика, там взбрык на верху, убирается избыточной тау-три. Пара головок Стэнтон-881 дали совершенно дикую ачх, которую никаким корректором не выправить. Но без пластинки понять это трудно, слух быстро подстраивается под любую поганку и через пару минут уже не поймёшь, что и как звучит. Выводить слишком точные цифры цепей коррекции тоже нет смысла, если нет возможности оценить результат. Куда важнее звучание самой головы и качество проигрывателя. Под суперскую голову можно потратить силы и время. А под хлам смысла нет биться. А главная мысль такая: сперва нужно увидеть ачх конкретной головы и станет ясно, что из неё можно получить.Или выкинуть сразу. А после выведениясквозной ачх в линию нужно послушать голову и решить, стоит ли её оставлять себе или проще избавиться.Кому-то и такое чудо вполне подойдёт.

alexanderzas: Понятно что под контролем измерений ,и что цепи коррекции нет смысла высчитывать точно а нужно просто подстроить по конкретным обстоятельствам. Не знаю хлам ли например голова ортофон мс-15 супер, А как вам голова советскаяч гзм 003? Есть ещё пожоже на хлам аудиотехника125 у меня. Что касаетса стентонов то они помойму ставятса на диджейские вертаки и вполне возможно что у них АЧХ оптимизирована по их конкретному назначению играть дискотечную музыку.

Бокарёв Александр: Не встречалась МС-15, но вообще у Орто очень редко попадался хлам.Недавно измерил дешёвые ОМ-5 и ОМ-10. Десятка- там завал конкретный, но с 8 килоомами нагрузки имеем ровнейшую ачх. а вот пятёрка- там выпертая средина и заваленный низ, звук наглый и криковатый. Ставят их на всякие бюджетные вертаки. Очень хорошо поёт Орто МС-1 Турбо, хотя верха с подъёмом и есть пик на 8 килах. Ачх выложу, кому интересно.Вечером. Забавно, что эта МС с высокой отдачей 3.3 мв и импедансом 100 ом , спокойно переваривает 150 ом нагрузку, не поведя бровью.А в паспорте нагрузка рекомендована 47кил, как для ММ.Звук- красивый, прозрачный , звонкий. гзм-003 кажется была в замерах, но найти сейчас исправную- просто невозможно. Годы.

ГДН: Бокарёв Александр пишет: ... гзм-003 кажется была в замерах... alexanderzas! Посмотрите на персональной страничке Александра, - там есть!

Гoсть: Табличка из учебника

Гoсть: в сухом статке: строим кривую по 2-м постоянным вреиени в корректоре, а 3-ю добиваем входным сопротивлением. Так?

Бокарёв Александр: У прынцыпе-так. Но сложность в том, что есть и 4-я постоянная. Она валит ниже 30 герц. И на поведение до 100 герц влияет тоже. Этот винегрет проще вырулить , меняя номиналы на ходу, вбивая нашу ачх в кривую на экране. Кстати, есть удобные для замера реперные точки: 148-150 герц=плюс 10 дБ, 500 ГЕРЦ- плюс три, 2120 гц-минус три, 3150гц- минус5, 6300-минус 10дБ. Советую воспользоваться, а то сотые доли дБ после запятой кого хошь напугают... Сейчас разобрался с измерениями выше 100 герц, а вот ниже 100 придётся видимо мерить поштучно, каждую посылку розового шума, причём, с приличным усреднением и записыванием каждой цифры.Потом строить таблицу. Флюктуации чёртовы, будь они неладны... А это обещанная ачх головы Ортофон МС-1 Турбо. Виден горбик на 8 килах и общий подъём на вч, на слух это как прозрачность и красивый радостный окрас.Заказчику понравилась . Это- главное.

Бокарёв Александр: Вот ачх МС головы Голдринг Эроика с моим корректором на операх .Ниже 60 герц не мерил ачх, специально. Голова очень хорошая по звуку, но разбег по отдаче в обоих каналах - просто дикий, выше 3 дб! Опять я без винилового звука остался, стоит собрать корректор для себя, сразу появляется желающий его у меня забрать. Делал совершенно хамского вида макетку, чтобы проверять головы, так принесли корпус с питанием и светодиодной индикацией, чтоб в него вставить эту самую платку. Пришлось уступить.

alexanderzas: /F/s50.radikal.ru/i130/1012/b2/1e1fbb10c6eb.jpg.html][/URL]

Бокарёв Александр: Александр, чегой-то не увеличивается ваша картинка, проделки интернета.

alexanderzas: http://ifolder.ru/20895111

Бокарёв Александр: Не получается скачать файл, колдовство какое-то. А смысл есть в этом? Что там такого особенного, может на словах объясните?

Владимир Константино: Добрый день! Александр, Пользуюсь RMAA - pro (со спектролабом что -то не склеилось) Как все-же правильно на розовом шуме или Свипом ?

Бокарёв Александр: Если нужно смерить ачх корректора- то свипом точнее, потому что шум даёт выбросы на асамом низу и кривая там даже с длинным сглаживанием даёт коряги. Свипом мерить в Спектре одно удовольствие, но есть капканы и их нужно сразу знать. Аукните мне в alexboka@mail ru , скину вам спектру рабочую и посоветую что нужно сделать чтобы мерить с удовольствием.

Владимир Константино: Добрый день! Спасибо, кликнул.

SergeL: Владимир, а не присоветуете, где бы разжиться рабочей RMAA Pro ?

alexanderzas: Обращаюсь в первую очередь к Александру Бокарёву , но и другие тоже может помогут. Нужно приобрести хорошую внешнюю юсб карту для работы со спектролабом для проведения измерения амплитудночастотных характеристик , желательно чтобы число входов было более двух но не за счёт качества измерения.

пятачок: alexanderzas Здравствуйте.Я как-то брал у вас лестничный регулятор громкости,хорошая штука.Вопрос такой-есть еще один у вас в наличии,а то товарищ мой тоже загорелся.С ув.Сергей.

ГДН: alexanderzas пишет:Нужно приобрести хорошую внешнюю юсб карту для работы со спектролабом для проведения измерения амплитудночастотных характеристик , желательно чтобы число входов было более двух А зачем для измерения больше двух входов? Для этого я б с удовольствием приобрел одновходовую (все дешевле было бы), да, жаль, таких не делают… Из не дорогих многоканалок на ум приходит в первую очередь M-Audio. http://www.m-audio.com/index.php?do=products.family

ГДН: Предыдущее сообщение не могу отредактировать... Вот еще вариант. http://www.esi-audio.com/products/maya44usb/

АМЛ: Я использовал Tascam US-800, пока не накрылся ноутбук. 6 аналоговых входов.

ГДН: Да, да, - призабыл уже... http://tascam.com/product/us-800/



полная версия страницы