Форум » Проигрыватели Винила RIAA » В помощь любителям грамзаписи » Ответить

В помощь любителям грамзаписи

Виктор Я: Несмотря на отрицательный опыт молодости (была когда-то Радиотехника 001, постоянно трахался со скоростью вращения диска), решил снова приобщиться к любителям грамзаписи, поскольку досталась Вега ЭП-110 Кстати, тоже с проблемой скорости, но эту беду победил быстро Теперь тракт Есть такая пластинка Посмотрел, что с неё воспроизводится Это 1 кГц (обведено зелёным) Это 1 кГц (синим), написано, что 0 дБ, но он на 10 дБ ниже, чем зелёный Это 6.3 кГц, 0 дБ, почему-то большие искажения и не такой 0 дБ, как 0 дБ у 1 кГц. Что это может быть: запись, головка или корректор? Собственно вопрос по пластинке: можно ли ей верить и настраивать по ней корректор? Корректор такой Может посоветуете другой корректор или другую головку? ЭПУ G602C, головка mf100 И вообще, есть ли смысл заморачиваться, если пластинки только "Мелодии" Спасибо

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

ALSS: 1. Верить и настраивать не можно, а нужно! 2. 1 кГц 0 дБ 2,24 см/с, тогда для 7,1 см/с 7,1/2,24=3,1696, а это именно 10 дБ - так и д. б., см. Радио, 1984, №6, с. 47, 48. 3. Завал частот выше 1 кГц - головка и корректор. 4. Этот корректор обойти дальней дорогой и забыть о нем. Делать с пассивной коррекцией, обратите внимание на ветки Сергея Торопова на этом форуме. Микросхемы, транзисторы, лампы в моем порядке повышения предпочтения. 5. Стоит "заморачиваться", классика на Мелодии старой прекрасно писалась. К этой пластинке инструкцию никогда не видел, а вот есть такая

Виктор Я: Александр, большое спасибо Посмотрел сигналы вольтметром В3-38 прямо на головке, похоже, что с ней более-менее нормально, подъём на ВЧ, спад на НЧ, только правый канал по уровню немного меньше левого (хоть сопротивления катушек почти одинаковы, 615 Ом -л и 621 Ом -п) Посмотрел под линзой иголку, острие вроде нормальное, а вот в иглодержателе она закреплена немного криво Ещё немного плавает уровень, в такт вращения диска. Диск вроде бы без биений, а пластинка кривая, видимо отверстие чуток смещено и головка качается влево-вправо каждые пол оборота Но ничего, уже интересно Теперь выбор корректора А с искажениями на ВЧ пока не понятно, неужели головка даёт 10% на частотах выше 6 кГц? (не может же это делать 157УД2)

Сергей Торопов: Виктор Я пишет:А с искажениями на ВЧ пока не понятно, неужели головка даёт 10% на частотах выше 6 кГц? Такие искажения могут быть от запиленной по бокам иглы - нужен микроскоп, чтобы понять. Или прижим мал. Вообще МФ-100 надо заменить, там и демпфер высох, поди... Любой Ортофон начального уровня укажет ей истинное место.


ALSS: Я наблюдал сигналы с головок с нагрузки 47 кОм прямо на осциллограф (С1-64А, 5 мВ/дел) - "печальное душераздирающее зрелище"(с)Ослик Иа, в итоге остались две головки из десятка. В первую очередь перекос сигнала, т. е. в левом канале наклон фронта синусоиды завален, в правом - ускорен, или наоборот. Игры с азимутом, весом, высотой ничего не дали... Сопротивление и индуктивность могут различаться на десяток процентов, а то и больше, на уровень сигнала это влияет слабо - это в первую очередь электромеханическое изделие. Правится в корректоре если уж очень большая разница, но лучше взять головку получше. Эксцентриситет пластинки регламентируется стандартом; если большой - на десятку-другую расширить отверстие и подбирать положение пластинки при проигрывании, крепить ее клемпом (прижимом), а вообще-то проигрыватель должен отрабатывать стандартные отклонения.

SergeL: Виктор Я пишет: Что это может быть: запись, головка или корректор? Это такая запись. Имею такую же пластинку. Тестировал с ней большое количество различных головок и корректоров. Везде картинка по гармоникам примерно одинакова.И вообще, есть ли смысл заморачиваться, если пластинки только "Мелодии" Тут от жанра зависит. Если говорить о джазе-роке, то по мере совершенствования тракта разница в качестве сначала усугубляется, потом начинает сближаться. Прилично записанные мелодиевские звучат в общем близко к прилично записанной "фирмЕ". Плохих записей и там и там хватает. С классикой у мелодии всё нормально. Прсто звукорежиссёрская школа другая. Солисты доминируют над оркестром. У буржуёв как правило солисты вровень с оркестром.

Виктор Я: Интересный эффект проигрывателя Когда ложишь пластинку на диск, слышно несколько щелчков в правом канале, когда снимаешь - в левом Наверное статические разряды детектируются на транзисторах, шунтирующих головку Ещё момент Слушал "АВВА", пластинка Рижского завода (скорей всего дело не в пластинке) и на средине пару раз "заело", посмотрел, дорожки чистые, снова поставил, заело в другом месте, добавил над головкой монету 25 коп - нормально. Давление регулировал по паспорту, 2 гр. Думаю перебрать тонарм, но как его затем правильно отрегулировать? Не совсем понятен винт (обведено красным), похоже он регулирует сваливание (если можно так выразиться) Может, кто подскажет методику настройки? А другую головку буду неспешно искать, ну и корректор потихоньку соберу.

SS.Rusakov: http://vega-brz.ru/articles/332726

SS.Rusakov: Тоже купил измерительные пластинку тут: http://rt22.ru/viewtopic.php?f=2&t=91186&p=1330575#p1330575 новье.. Но записано несколько по другому. сначала килогерц пищит потом от 20 гц до 20 кГц свип..описания к сожалению нет, но одна пластинка (ИЗМС0327 / 2-8:) совпадает с ИЗМ 33С 0327

Виктор Я: Посмотрел, спасибо, к сожалению эта ссылка не работает

SS.Rusakov: в инете ищется тема по "горизонтальная и вертикальная балансировка тонарма"

омельян: Эти вертушки никогда не регулировал, всё было отрегулировано в Польше. Дело в игле, она стёрта. Потому и соскакивает.

Виктор Я: Хорошо, что разобрал тонарм (и хорошо, что шарики с верхнего подшипника сильно не разлетелись) На конусном основании верхнего подшипника были ржавые следы, но это оказалась задубевшая смазка (удалось очистить) С регулировками разобрался, заодно чуть доработал, провода от головки вклеил в поролоновый уплотнитель для окон (удачно подошёл) и протащил в трубку тонарма и под головку подложил тонкую медную пластину (заземлил), заодно и ручка получилась (была сломана) Результат: даже с 0.5 г игла проходит всю пластинку, пропали вчерашние щелчки при установке-снятии пластинки (не знаю почему, может сегодня день менее наэлектризован), при постукивании по металлической части корпуса вертушки тишина в динамиках, а вчера слышо было даже при постукивании по журнальному столику, улучшились параметры Да, ещё уровень перестал плавать, иголка вместе с тонармом отрабатывает неровную пластинку (а вчера иголка гуляла относительно тонарма)

Виктор Я: Сегодня, во время приборки стола, на котором ремонтировал ЭПУ, нашёл два "лишних" винта, которые крепят корпус вертушки к корпусу ЭПУ Поставил их на место, и "постукивание" снова появилось Так что мои доработки оказались бесполезными (за исключением того, что появилась ручка для установки тонарма на пластинку) Винты убрал (надеюсь, никто ЭПУ переворачивать не будет) Теперь слушать... Есть Tanita Tikaram на польской пластинке, "Twist in my sobriety" звучит очень даже неплохо

Сергей Торопов: Возможно, это винты для фиксации панели ЭПУ при перевозке. В штатном режиме они не нужны.

Сергеев Сергей: Стол обычно подвешен на пружинах. И пара винтов, которые жестко закрепляют его к корпусу нужны только для транспортировки.

Виктор Я: ЭПУ состоит их трёх частей: польской вертушки, пластмассового корпуса с закреплёнными на нём платами, трансформатором, разъёмами и массивной фанерной плитой с амортизаторами. Подвеска хитрая, но что-то либо перемудрили либо недоделали. Верхний винт (был опломбирован) и нижний (обведено красным) вообще непонятно что к чему крепят, но без них реально лучше

r9о-11: По описанию на 108-й электрофон с G-602C, левые винты в красных овалах - это "транспортное крепление". При эксплуатации следует ослабить или полностью выкрутить.

Виктор Я: В паспорте нигде не сказано об их удалении (да и кто станет удалять под пломбой)

r9о-11: Паспорта на технику в советское время писались так, чтобы ни один буржуйский шпион не смог выкрасть секреты Родины. А советские люди во всём этом разбирались, так как прошли обучения в школах и институтах, а некоторые даже спецподготовку в армии. Кусок паспорта на электрофон "Вега-108 стерео":

Виктор Я: Не, теперь особо интересно, что это Неужели в ЭП-110 пломбировали транспортировочные винты? А с другой стороны, без винтов вертушка просто лежит на фолстенной (30 мм) фанере

r9о-11: А, так у Вас по одному винту... Я сразу-то на фотке не рассмотрел, что это винты с шайбами лежат возле отверстий. Подумал, что это два места под винты рядом расположены... Тогда, скор5ее всего, винты должны быть закручены. У меня где-то в архиве были инструкции по ремонту бердских электрофонов, завтра поищу - там должна быть конструктивная схема и описание разборки аппарата.

r9о-11: Так. Отсканировал инструкцию. На схеме ничего особенного нет. В описании разборки тоже.

Виктор Я: Появилась идея сделать корректор на SMD компонентах и разместить его прямо около головки Никто не встречал такой реализации?

Сергеев Сергей: В некоторых дешевых проигрывателях так и сделано. Только не возле головки а возле тонарма. А на головке лишний вес. И даже ЮСБ выход. Для прямой записи на флэшку. Но хороший корректор не бывает мелким.

Leonid1959: r9о-11 пишет:Появилась идея сделать корректор на SMD компонентах и разместить его прямо около головки Никто не встречал такой реализации?В любительских конструкциях чего только ни делают. Более простой вариант - сделать на шелле входной повторитель или линейный усилитель.

Виктор Я: Leonid1959 пишет: Более простой вариант-сделать на шелле входной повторитель или линейный усилитель.И останется только добавить два резистора и два конденсатора Сергеев Сергей пишет:А на головке лишний вес.Лишний вес в два-три грамма, который компенсируется противовесомНо хороший корректор не бывает мелким. Почему?

SergeL: Виктор Я пишет:Почему?Потому, что с микроминиатюризацией ЭВП как-то не задалось.

Сергеев Сергей: Виктор Я пишет:Лишний вес в два-три грамма, который компенсируется противовесом Уравновесить нетрудно. А момент вращения? ведь более тяжелый поворачивать труднее.

SergeL: Сергеев Сергей пишет:А момент вращения? ведь более тяжелый поворачивать труднее. Ну, это вопрос выбора комплианса головки.

Виктор Я: SergeL пишет:Потому что с микроминиатюризацией ЭВП как-то не задалось. Ху из ЭВП?

Виктор Я: Почему нельзя сделать так: ну, или фильтр между каскадами

ALSS: Виктор Я пишет:Ху из ЭВП? Мда, выросло "песочное" поколение... ЭВП - электровакуумный прибор. Головка нагружена на корректирующую цепь? Смелое решение. Безумству храбрых теоретиков поём мы славу, а её не слышно из-под шумов.

Виктор Я: ALSS пишет:ЭВП - электровакуумный прибор. В Альма-матер курс назывался Электронные лампы, поэтому не сразу врубился (а с лампами за 40 лет трудовой деятельности не сталкивался)Смелое решение.Под рисунком я написал: ну или фильтр между каскадами Я просто мыслю вслух: почему так не сделать (имеется в виду у головки, схема - это следующий вопрос)

r9о-11: Да, сделать-то, наверное, можно. Можно взять "кристаллическую" схему Сергея Торопова на полевиках и собрать её на smd. Проблема, наверное, будет только в конденсаторах. SMD-шные хорошего качества - это какие? Из группы NP0 (C0G)? А там есть нужного номинала? Электролит по питанию можно не ставить, а заменить его параллельным стабилизатором - пусть полевой звук будет ещё и тёплым... P.S. Сходил, глянул номиналы RC цепей. Там в коррекции конденсаторы 100 нФ стоят. И да, есть такие в природе - два рубля стоят пятипроцентные размера 1206. Можно собирать. Хотите, платку в Спринте нарисую, только нужны требуемые размеры.

Петрович: r9о-11 пишет: Электролит по питанию можно не ставить, а заменить его параллельным стабилизатором - пусть полевой звук будет ещё и тёплым... Если корректор на полевиках, то лучше запитать от батареек. А если потребление мизерное, то можно и не ставить выключатель.

r9о-11: Наверное, можно и от батареек, но там напряжение питания 30 В и ток, наверное, не менее 10 мА...

Виктор Я: r9о-11 пишет:Проблема, наверное, будет только в конденсаторах. SMD-шные хорошего качества - это какие? Из группы NP0 (C0G)?Перечень разрешённых к применению радиоэлементов ничем не ограничен (это раньше в ширпотреб нельзя было поставить нормальные детали)Можно взять "кристаллическую" схему Сергея Торопова на полевиках и собрать её на smd.Можно, но советские полевики (я так думаю) будет труднее достать, чем забугорные.Хотите, платку в Спринте нарисую,Спасибо, Андрей, я - по старинке, вручную. Пока ещё подумаю, определюсь со схемой.

r9о-11: Я уже попробовал расположить детали при использовании полевых КП302 в корпусе диаметром 4,9 мм и без установки конденсатора С1. В принципе, его не сложно припаять к земле и питанию, но тогда плата станет или длинней на длину его корпуса или по высоте следует учитывать его диаметр. Выходной конденсатор - на 25 В. Размеры получились 10х40 мм. Надо полагать, при использовании полевиков в корпусе SOT-23 размеры платы уменьшатся примерно на 5 мм.

Виктор Я: Погуглил https://2shemi.ru/predusilitel-dlya-proigryvatelej-vinilovyh-diskov/ Попробую на этих транзисторах, и объём у них меньше и вес в 7 раз меньше и цена в три раза ниже, и двух, думаю, будет достаточно Здесь https://www.salonav.com/arch/2009/10/052.htm пишут: Иглодержатель старый, стал жестче, значит небольшое утяжеление тонарма будет хорошо В близости корректора к головке вижу преимущество: не нужно тянуть длинные провода к высокоомной нагрузке

Петрович: r9о-11 пишет:там напряжение питания 30 В и ток, наверное, не менее 10 мА...Батарейные приёмники потребляют много б0льший ток. Три кроны в сумме дадут приемлемые 27 вольт. ------------------------------------ По поводу размещения корректора. Думаю, практически разницу между размещением рядом с шеллом или с основанием тонарма не заметить. Но разместить рядом с тонармом намного проще. Как вариант - в шелле разместить первый полевой транзистор. ------------------------------------ Как пример, корректор А. Гурского в ж. "Радио" №10 за 2010 год.

Виктор Я: Виктор Я пишет:Появилась идея сделать корректор на SMD компонентах и разместить его прямо около головкиДождался, пока приехали транзисторы, и попробовал один канал Такое решение имеет право на жизнь. Элементы все помещаются на платку 1 х 2 см, транзисторы и электролиты с обратной стороны, резисторы и керамические конденсаторы - на печати. Усиления двух каскадов достаточно (порядка 900), фильтр - между каскадами. Послушал В принципе, всё работает, даже показалось, что щелчки в паузах тише, НО фон 100 Гц довольно большой, нужно бороться. Не знаю, буду ли...

Виктор Я: По совету Сергея Торопова и Александра ALSS собрал антиRIAA (883к/3600пик + 75к/1000пик) цепочку и подал через неё меандр 100 Гц, 1 кГц и 10 кГц от генератора Г3-112 на вход "родного" корректора Веги-110 Выход с генератора +/- 40 мВ, 100 Гц и 1 кГц - 1 В/дел, 10 кГц - 0.5 В/дел Что можно сказать по этим картинкам?

r9о-11: Так, вроде, на 1 кГц надо смотреть? Тогда если в результате фильтрации фронты у сигнала "затягиваются" - это значит, что ВЧ сильно ослабляются. Но это при условии, что цепь анти-RIAA верна и меандр подаётся "правильный" (без завалов и выбросов).

Сергей Торопов: Во всех трёх картинках завалены ВЧ (тау 75). Можно подавать только 1 кГц и подбором в сторону уменьшения изменить ёмкость С11 до того момента, когда верхняя и нижняя полки меандра станут ровными, почти горизонтальными и исчезнет затянутость передних фронтов, либо свести её к минимуму.

ALSS: r9о-11 пишет:Так, вроде, на 1 кГц надо смотреть? Можно и на одной частоте смотреть, на той, которая есть, но на разных частотах информативнее. Мне теперь хватает одной частоты 10 кГц. Виктор Я пишет:Выход с генератора +/- 40 мВПХ оценивается на выходе антиRIAA-цепочки, нагруженной на резистор 600-2200 Ом, тогда она работает как источник тока. С этого резистора сигнал подается на вход корректора. По моим воспоминаниям, для этого корректора ±15 мВ было бы хорошо. Сергей Торопов пишет:Во всех трёх картинках завалены ВЧ (тау 75) И похоже, что сам корректор имеет очень низкую верхнюю частоту даже без цепи коррекции и поэтому давит сигнал даже сильнее чем коррекция. Ф топку! Хотя и собран на хорошей микросхеме К157УД2. При том же питании помог бы на NE5532 с пассивной коррекцией между каскадами.

r9о-11: Виктор, если Вы ставили по входу фильтра анти-RIAA первый конденсатор 3,3 нФ, то попробуйте его убрать. P.S. Спрошу ещё на всякий случай - а нагрузка 50 Ом подключалась при измерениях? Уровень 0,6 В выставлялся аттенюатором генератора или какой-то делитель использовался? С кабелем не может быть проблем (длинный/нагрузка на конце)?

ALSS: 1. Для работы от генератора с низкоомным выходом при определении импульсной перегрузочной способности на входе анти-цепочки должна стоять либо активная (см. мою ветку по переходным характеристикам фонокорректора) либо пассивная цепь формирования фронтов примерно 20 мкс (см. мое сообщение №2113 в http://hiend.borda.ru/?1-7-0-00000312-000-0-1). Для каждого генератора прямоугольного сигнала она своя в зависимости от его выходного сопротивления. 2. Ставить или нет штатную нагрузку генератора - дело хозяйское. 3. Уровень 0,6 или другой не имеет никакого значения - уровень сигнала на входе корректора выставляется выходным потенциометром приспособления и там же и наблюдается - именно этот уровень и принимается за предельный входной при начале искажений восстановления сигнала на выходе корректора. 4. Кабель, что входной, что выходной - может быть любой разумной длины, т.е. - до 2,5 м (длиннее можно просто запутаться в ограниченном рабочем закутке). 5. Конечно же, при работе на синусе формирователь фронтов отключается и сигнал подается прямо на вход анти-цепочки и регулироваться может как выходным напряжением генератора сигнала, так и выходным потенциометром.

ALSS: ALSS пишет: По корректору из Вега ЭП-110По моим воспоминаниям, для этого корректора ±15 мВ было бы хорошо. Для устройств с частотной коррекцией в цепи обратной связи результаты по перегрузочной способности что на синусе что на импульсе могут быть хорошими и очень хорошими, но слушать такие устройства - увольте.

r9о-11: Ну, вот поэтому я и задавал разные вопросы. Выходное сопротивление калибратора С1-127 около 1 кОм. На выходе же Г3-112 стоит аттенюатор, рассчитанный на работу с нагрузкой 50 Ом и при этом можно получить большие уровни сигналов. Поэтому, к примеру, сделав разные подключения (как на рисунке ниже), на 10 кГц получим разницу в 4 dB. На 20 кГц - около 9 dB.

ALSS: А зачем доводить ситуацию до абсурда? Тем более, что требуемый результат озвучен. И проверен неоднократно. Не надо предъявлять претензии к методике, заведомо неправильно выполняя действия. Ну что за натура у жителей exUSSR - ну обязательно рельсу надо сунуть в японскую циркулярку...

r9о-11: Ну... Развлекаемся в силу своих возможностей.

Виктор Я: r9о-11 пишет:Спрошу ещё на всякий случай - а нагрузка 50 Ом подключалась при измерениях? Включал так (с генератора меандр, ослабление 40 дБ), а это симулятор, кстати, довольно правдоподобно Жёлтым - генератор Зелёным - антиRIAA цепочка Синим - корректор Вега-110 (вход на разъём 5 мВ, выход с разъёма 500 мВ) Розовым - осциллограф На картинке АЧХ 5дБ/дел Если вместо 47 кОм поставить 1 кОм - симулятор показывает так Смысл всей этой процедуры я уже понял

r9о-11: Нагружать цепь антиRIAA на 47 кОм неправильно - симулятор же показывает, как искажается АЧХ. Возможно, как раз это и видно на фото экрана осциллографа. Кстати, при симуляции наших НЧ схем генератор сигналов (измерительный порт 1) требуется нагружать на резистор, равный его внутреннему сопротивлению, иначе уровень сигнала будет в два раза больше (6 dB).



полная версия страницы