Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Корректор для Pioneer PL300 » Ответить

Корректор для Pioneer PL300

RedStar: Приобрел PL300 абсолютно рабочий, чистый и аккуратный, словно из магазина. Продал еще клон своего усилителя на 6ж2п и 6п6с (пришли, послушали, забрали). Голова: Только не знаю, что за модель. Сказали, что Шур. Так как абсолютно не силен в корректорах (не делал еще), Просьба помочь определиться с несложной схемой и принципах расчета и настройке. Выхватывая с форума кусками, запутался. Очень понравилась, из последних тем, схема на 12ж1л (схемы там пропали). Повторить - вряд ли. Самому просчитать и собрать. Еще можно на 6ж32П или подобных отечественных. Интерес в том, чтобы корректор, в отдельном корпусе смотрелся бы с будущим усилителем на 6п7с. Да и покупателю моего усилителя нужен корректор. Заранее спасибо, кто откликнется. "Своего" умозрения вносить не буду, так как надо разобраться в принципах построения корректоров.

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 5 All

ALSS: Так нужна "несложная схема" или "принципы расчета"? Чтой-то мне сдается, что при попытке объяснить принципы расчета все разбегутся в нежелании еще одной темы про невозможность усиления лампой отрицательных сигналов... Несложная схема - Вадим Пузанов, тема на Аудиопортале, повторить не задумываясь и не задавая вопросов. Послушаете - тогда. Ветка Сергея Торопова слишком обширна и неподъёмна для начала. Нетленная работа "одесской подпольной лаболатории" - тоже. Тогда Дегрелл, "Проигрыватели и грампластинки".

RedStar: ALSS пишет: при попытке объяснить принципы расчета все разбегутся Вы предсказуемы. Вы сказали - я поверил, вы повторили - я засомневался, вы стали настаивать и я понял, что вы не правы. Это лирическое отступление. По делу. Повторять - не моя стихия. Хотя для пробы собрать и увидеть, что при разбросе параметров ламп, все равно придется что то корректировать. Для пока неподъемного есть книга: https://drive.google.com/file/d/12Y2bcKaa2x6gW5C9HmUsLbbuhO5_8dTm/view?usp=sharing. На этих лампах остановлю, видимо, свой выбор, и повторю конструкцию, чтобы убедиться, что слепо повторять не следует. Вот такой материал Одесситов : http://www.audioworld.ru/Books/Vinil/Riaa_01.html, осилить можно и нужно конечно, но время разобраться протянется намного дольше. Не сохранил схему из ветки: http://hiend.borda.ru/?1-7-0-00000277-000-0-0#000, Было бы с чем сравнивать при просчете разных решений. Видимо можно закрыть тему?

SergeL: Коротенько. Вас ожидает примерно следующее. Любая более-менее грамотная схема лампового корректора при первом прослушивании вызывает эйфорию. Спустя некоторое время звук становится обыденным, а потом серым и скучным. Обычно вопрос решается заменой компонентов (ламп, конденсаторов). Эффект "вау" возвращается на некоторое время, ну и всё по кругу. Решение проблемы лежит за пределами RC-коррекции. Но чтобы выйти за эти пределы, придётся узнать всё про RC-коррекцию. Доброго пути.


Бокарёв Александр: SergeL , мне нечего добавить к вашим словам, всё именно так. К тому же любая чужая схема сочинялась под конкретную систему с другими гайками. И не факт, что эта схема зазвучит, как надо вам. Да и схем, посчитанных в ноль и стопроцентно повторяемых - мало , если есть вообще.

RedStar: Хорошо. Если сочинять схему, то как рисовать ВАХи для таких малых напряжений, что бы при входной 2,5 - 5 мВ на выходе получить 1-2 В, соответственно два каскада? С цепями коррекции в книге хорошо расписано как рассчитать под разные стандарты. И вопрос, как узнать тип головы, что бы более-менее правильно под нее рассчитать и что необходимо предпринимать?

SergeL: RedStar пишет: как рисовать ВАХи Никак не рисовать. При таких амплитудах без искажений работают практически все лампы (за исключением совсем уж "кривых"). Для начала просто выбирайте типовые режимы и слушайте (нравится-не нравится).2,5 - 5 мВ на выходе получить 1-2 В, соответственно два каскада? Ну да. Можно и больше.И вопрос, как узнать тип головы, чтобы более-менее правильно под нее рассчитать и что необходимо предпринимать? Достаточно просто не использовать в первом каскаде "высокомюшные" триоды (не увеличивать "Миллера"). Тонкая подстройка входной ёмкости под конкретную головку - дело "геморройное". Бокарёв лучше всех Вам про это расскажет. Ну и не выбирайте "головы" с очень большой собственной индуктивностью (лучше до 0,5Гн). МС головы опять же.

Бокарёв Александр: Кое-что из готовых рабочих схем есть на сайте Дмитрия Горнова: http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/avtorskie_stranicy/tvorcheskij_praktikum_a_bokarjova/7 Тут много чего, и теория и практика: http://www.angelfire.com/sd/paulkemble/sound4.html

RedStar: Бокарёв Александр, спасибо огромное. Конечно долго вникать надо, а так там есть много, я бы сказал, Шикарных дополнений. Лампы 12ж1л с панельками заказал, а получу уже только после праздника. Пока попробую на 6ж32п и 6ж38п для разнообразия. Вот сомневаюсь. если первый каскад делать так: Кu=Uout/Uin, т.е. выход 100 мВ/2,5 мВ=40, а второй: выход 1500 мВ/100 мВ=15. Правильно ли? И, есть ли какие потери в цепи коррекции по напряжению и на сколько? SergeL пишет: Достаточно просто не использовать в первом каскаде "высокомюшные" триоды Триоды не использую. Но для разнообразия и звуковых отличий, время от времени тестирую. Ну не нравятся мне триоды, или их не так "готовлю".Тонкая подстройка входной ёмкости под конкретную головку - дело "геморройное"Попробую справиться. Другой головки пока нет, а это что за голова? К ней бы пока настроиться. МС пока не рассматриваю. Спасибо.

SergeL: RedStar пишет: И, есть ли какие потери в цепи коррекции по напряжению и на сколько? Конечно есть. В первом приближении уровень сигнала 1 кГц составляет 1/15 от уровня, подаваемого на корректирующую цепочку.

RedStar: SergeL пишет: В первом приближении уровень сигнала 1 кГц составляет 1/15 от уровня Можно ли подробнее?

Бокарёв Александр: Сигнал с головы выходит в виде растущей отдачи слева направо, от 300 микровольт на 20 Гц через 3 мВ на 1000 Гц до 30 мВ на 20 000 Гц. Этот сигнал нужно усилить с 3 мВ до 300 как минимум, и зеркально скорректировать, вытянуть завал внизу (минус 20 дБ) и обвалить избыток наверху, итого 60 дБ усиление без коррекции и 40 с коррекцией.

aur_100: А точнее, сигнал на 1000Гц на 23дБ, или в 14 раз меньше...

Бокарёв Александр: Вот ачх реального корректора, снята вчера спектрой , с помощью инверсной РИАА, без неё и с головой АТ-120 и измервинилом Брюль.

GaLeX: Доброе время суток!А точнее, сигнал на 1000Гц на 23дБ, или в 14 раз меньше...Неправда. Не в 14 и не в 15 раз, а только в 10 (десять), т.е. на 20 дБ по напряжению, а не 23. Реально даже меньше 20 дБ, т.к. 20 дБ будет относительно 0 Гц. А относительно 20 Гц будет разница примерно в 19,36 дБ, если уж на то пошло. Это для ортодоксальной RIAA, без цепи отрезания инфраниза. А на частоте 21 кГц (не 20, а именно 21!) должен быть уровень -20 дБ относительно 1 кГц. Это если мы RIAA-коррекцию по электрическому тракту делаем.

Вадим Пузанов: GaLeX пишет: Неправда. Не в 14 и не в 15 раз, а только в 10 (десять), т.е. на 20 дБ по напряжению, а не 23. Точно! Прочитал чуть выше и хотел уже отвечать, однако Александр опередил! В своё время, благодаря Александру, я научился быстро переводить напряжения в дБ, строить кривые и т.д. На моём сайте даже небольшая статейка имеется на эту тему. Александр, твой опыт мне тогда здорово пригодился. Спасибо! ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ!

RedStar: GaLeX пишет: Не в 14 и не в 15 раз, а только в 10 (десять) Мне бы это "перевести". Вадим Пузанов пишет: научился быстро переводить напряжения в дБ, строить кривые и т.д. На моём сайте даже небольшая статейка имеется на эту тему. Этот небольшой материал?: http://radiolamp.ucoz.ru/load/chto_takoe_decibel/1-1-0-153

Вадим Пузанов: RedStar пишет: Этот небольшой материал?Нет, сейчас поищу. Вот, такой же небольшой. http://radiolamp.ucoz.ru/load/a_gurskij_kak_postroit_achkh_v_db/1-1-0-66

Бокарёв Александр: Кто-то сказал о себе примерно следующее: Я вижу дальше всех потому, что стою на плечах гигантов. О себе скажу то же самое, с уточнением: стою на плечах у Александра Гурского, чья неоценимая помощь позволила мне так стремительно продвинуться в этой сложной и важной теме. Александр, спасибо огромное тебе за мудрую помощь и ценные советы. С Наступающим Новым Годом тебя!

SergeL: GaLeX пишет: Не в 14 и не в 15 раз, а только в 10 (десять), Это теоретически. А на практике всегда меньше получается (с АЧХ всё нормально). Если делить на 15-неприятных сюрпризов с итоговым усилением точно не будет. Я не случайно написал "в первом приближении". Для лучшего понимания проиллюстрирую предыдущий свой пост практическим примером. Когда мы смотрим на кривую RIAA-на 1 кГц завал -20дБ, вопросов нет. Представим теперь, что нужно построить корректор с Ку=100. Тут же встаёт вопрос, какой должен иметь Ку линейный усилитель (без цепи коррекции)? Если выберем Ку=1000, в итоге получим корректор с Ку примерно 70 (на 1кГц) и будем недовольны. Если же выберем Ку=1500, получим корректор с желаемым Ку=100 и будем счастливы.

RedStar: Если первый каскад делать Ку=100 мВ/2,5 мВ=40, то второй каскад уже входное будет -20 дБ (50-60 мВ), и с Ку=30 при выходе в 1,5 В. Верно ли? И еще. Для разнообразия, так как однажды встретил такое. В первом каскаде - применение межкаскадного трансформатора, и чем его применение может отличаться от резистивного? Вадим Пузанов пишет: я научился быстро переводить напряжения в дБ, строить кривые и т.д.Ваш сайт очень хороший в наполнении материалами. Опыт у меня маленький и "скандальный". Сможете рассмотреть моё предложение посетить вас в Брянске? Расстояние небольшое от Смоленска, 250 км. Хоть будет возможность пообщаться и приобщиться к правильным терминам. А то всё чего-то мне никак это не дается. У нас в городе нет таких людей, как на форуме. Извините все, что пишу здесь. Что-то не отправляются сегодня частично личные сообщения...

SergeL: RedStar пишет: Если первый каскад делать Ку=100 мВ/2,5 мВ=40, то второй каскад уже входное будет -20 дБ (50-60 мВ) -20 дБ - это меньше в 10 раз. 100мВ/10=10мВ. Но чтобы не "пролететь" с итоговым Ку, я ещё раз посоветую Вам на коррекцию "положить" коэффициент 1/15.В первом каскаде - применение межкаскадного трансформатора, и чем его применение может отличаться от резистивного?Трансформаторный каскад позволяет получить бОльшее по сравнению с резистивным усиление. Отпадает необходимость в разделительном конденсаторе. Звучание выигрывает. Для применения в трансформаторном каскаде требуются либо триоды с низким Ri, либо применение обратной связи.

RedStar: SergeL пишет: -20 дБ это меньше в 10 раз. Неужели настолько снижается напряжение от цепей коррекции?Для применения в трансформаторном каскаде требуются либо триоды с низким Ri, либо применение обратной связи. А если пентоды с местной ОС?

GaLeX: Доброе! Всех с Новым годом, с новым счастьем! Всем - наилучшие пожелания! Проектирование каскада с цепью пассивной коррекции в нагрузке имеет свои особенности. Из-за того, что пассивная цепь коррекции шунтирует нагрузку каскада, его Ку падает по сравнению с тем, который был бы при работе на высокоомную нагрузку. Отсюда и требование к запасу по усилению без цепи коррекции, дабы гарантированно получить требуемый Ку на 1 кГц и не промазать с расчетом. Хотя, если сразу делать расчет правильно, т.е. с учетом импеданса цепи коррекции, включенной параллельно анодной нагрузке - то не промажем. 2 RedStar:. Напряжение при коррекции снижается сильно: в 10 раз на частоте 1 кГц относительно, скажем, 10 Гц, и в 100 раз относительно частоты 10 Гц на частоте 21 кГц. На пластинке записано "все наоборот", в результате - суммарно плоская АЧХ.

SergeL: RedStar пишет: А если пентоды с местной ОС? Можно и пентоды с местной ОС. Но первый каскад корра по определению является малосигнальным, следовательно возникают следующие проблемы: Микрофонный эффект компонентов. Чувствительность индуктивных компонентов к наведёнке. Требовательность к качеству питающих напряжений (и накал, и анодное). Кстати, спад на НЧ в связке пентод-трансформатор кроме ОС возможно выправить ещё и цепочкой Цобеля.

RedStar: Спасибо, GaLeX, Спасибо SergeL. Всех с Новым годом!

Бокарёв Александр: Добавлю скорбно, что желание совместить лампу с трансформатором - оно не всем по возможностям, сильно много в этом решении камней. А уж применить в малосигнальной цепи такое сочетание - тут обычно либо крутые профессионалы развлекаются , либо свободные от лишних мыслей дилетанты кураж свой выказывают, мол, а что тут такого, ну , трансформатор. Падумаешь.

Бокарёв Александр: тут буквально вчера днём реализовал свою давнюю задумку, применить на входе корректора интересную лампу. нувистор 53-й, по -ихнему ЕС1010. Оказалось всё на диво удачно, и лампы одинаковые и режимы совпали с расчётными вольт в вольт и звук порадовал своей триодностью. Смещение входного каскада взято с сеточного резистора на 4,7М, на нём получилось 400мв, что вполне достаточно. Катод вбит в землю, фон нулевой. Ни шума ни фона ни звона, колочу по плате отверткой- в ответ молчок, небывалое явление. Звук тот самый, что нравится всегда, плотный и ритмичный. Усиления хватает, навскидку там милливольт 300. Придумаю как крепить лампу без риска перегреть при пайке - сообщу. пока что она припаяна активным флюсом. за неимением нувистора вполне можно обойтись лампой 6с2п-ев. Она и усилением хороша и звучит приятно. Нувистор 6с52н тоже ставил, всё бы ничего, да вибрации боится, отвечает диким грохотом . На выводах своих подвесить и гирю на лампу , чтобы не звенела. Припой наматывается на корпус, к примеру. ПС. Где ещё найти такого чудака, жена которого в зале ёлку наряжает, а он за столом с паяльником сидит, сочиняет..... зато, когда зазвучало всё , сам под музыку винила убрал срач на столе, на монтажном столике. установил ёлочку , гирлянду повесил, и- к Новому году боец Бокарёв готов! наливай!

Бокарёв Александр: https://cloud.mail.ru/public/Bx5x/8sED9N3Ne Пробная запись с нового корректора , по стороне с диска, наобум . На диске Мейвуд вторая песня- там есть пара щелчков, дефект диска. При записи пришлось добавить уровень на входе карты до + 10-12 дБ, значит, сигнал там в районе 150-200мВ. Не густо, будем думать дальше. АЧХ нового корректора. Как видно, с цепью коррекции порядок, разве что к емкости 15нф тау-3 нужно добавить примерно 500- 1000 пф.(вч немного задраны)

RedStar: Бокарёв Александр пишет: применить в малосигнальной цепи такое сочетание - тут обычно либо крутые профессионалы развлекаются , либо свободные от лишних мыслей дилетанты кураж свой выказывают... Что плохого в том, чтобы рассмотреть всевозможные варианты? Трансформатор не стоит в приоритете. Задача сводится к тому, чтобы собрать корректор на достаточно "элегантных" лампах, к коим можно отнести 12ж1л без кожуха. Ваш вариант на 6с53н рассмотрю, спасибо, как один из способов уменьшения размеров "упаковав" его внутрь корпуса проигрывателя. Но, как сказал, нужны пентодные схемотехнические решения, чтобы сочетать с пентодным усилителем.

Бокарёв Александр: пентодников как грязи, самый удачный на EF86 -6н6п, можно заменить ЕФ86 нашей 6Ж32П , но их отбирать нужно, много дряни с этим названием. ЕФ86 заменяется нашей 6ж3п или 6ж7. На 12Ж1л не делал ничего. Схема корректора на 12ж1л из статьи по ссылке меня не устраивает по двум причинам. Первая- пентод на входе, этот звук однозначно не для меня. Вторая - нагрузка выходной лампы 39 ком- сильно не подходит к моему оборудованию: унч с 20-килоомным регулятором и звуковая карта с 9к входом. К тому же автор статьи призывает всех не бояться катодных повторителей, а я этот каскад также исключил из списка приличных решений. Поэтому не в восторге от этой статьи, она как бы для узкого применения. На любителя.

RedStar: Бокарёв Александр пишет: Пробная запись с нового корректора Легко звучит, но по мне так нижний диапазон вроде смазан и у Квин-а хорошо слышно Ш, вместо С. П.С. Если запись сделана на 6с53н, то зук соответствует графику.

Бокарёв Александр: Выкладывайте свои цифровки, послушаем Диски не фирменные, для интереса запишу чего получше, но завтра. пОпробую вставку от АТ-120 заменить на б-у от АТ-440, там настоящая заточка иглы и кантеливер малой массы. Заодно гляну состояние иголки . https://cloud.mail.ru/public/DLBS/ecDmxr3Fw Это оцифровка с двойного диска, новодел , сам распечатывал и сразу в цифирь.

RedStar: Бокарёв Александр пишет: Выкладывайте свои цифровки, послушаем Для этого собрать бы надо для начала. А 12ж придут только через пару недель, праздник ведь. Буду пробовать, чисто по-экспериментировать, пока на 6ж32 и 6ж38, или еще какие.

Бокарёв Александр: Схему на 6ж32п и 6н6п нарисую, готовой нет, она в тетрадке. сделал и отдал. 6ж38п -ев удобна низкоомной обвеской и нечувствительностью к наводкам на неё, работает голая плата на стойках и без экрана. А прочие пентодики требуют долгой битвы с наводками. Вы правы, на Куине подссыкивает звук, это такой болгарский диск неважный, сейчас в наушниках послушал- фе, сильно не то. Сравнил звучание с диском Бочелли- там порядок. Значит, делаю оцифровку новым корреткором с винила Бочелли и сравниваем.

RedStar: Бокарёв Александр, схема эта?: http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/avtorskie_stranicy/tvorcheskij_praktikum_a_bokarjova/korrektory_riaa/7-1-0-14 Смущает большое сопротивление 33 кОм в аноде. Насчёт ее тока покоя в 10 мА, мне нравится, так как звук при этом становится более оптимальным и шикарным. Что с корректором на 6с53н? Заинтриговали. П.С. Не могу найти схемы с межкаскадником на первой лампе. Нашёл с дросселями в коррекции. Но для меня сложно.

Бокарёв Александр: Внутреннее 6ж38п измерил сам, получил 300 килоом, анодный резистор взят как 10 процентная нагрузка, классика. 300 к параллельно 33 к дают нам 27 кил, расчётное значение для цепи коррекции .Так что , всё точно. Ток через лампу примерно 7-8 ма, на звук там мало что влияет, режим нужен чтобы не открыть следующую лампу, обеспечить смещение. Ни разу не услышал драматического влияния режима на звук . У каждой лампы свой звук- это есть. Повторю, что бессмысленно применять лампу 6ж38б без индекса ЕВ, получите чудовищный звон. Корректор на 6с53н отлажен, точнее, не прилагал никаких усилий, ачх получилась расчётная и сразу. Огорчает малое усиление схемы. Сейчас вожусь с двухкаскадным вариантом корректирующей схемки на триоде ЕСС802S , гальваническая связь 1-2 каскада , на выходе думаю применить EL84 .

RedStar: Бокарёв Александр, у вас случаем есть схема из этой темы: http://hiend.borda.ru/?1-7-0-00000067-000-0-0#000

Бокарёв Александр: У меня нет, но здесь обитает сам автор данного решения, SergeL. У него спросите.

Бокарёв Александр: Это сквозная ачх новейшей версии 3-каскадного корректора на паре ЕСС802S и 5687.Коррекция распределенная, тау-3 на выходе 1го каскада. Подъём анодного напряжения за 1- 1,5 минуты- обязательное условие питания данной схемы, иначе выгорят сетки выходной лампы. Вот как подбирался нужный номинал конденсатора, отвечающего за тау-3. Оптимальная ёмкость- ровно 1000пф. Цепь НЧ коррекции давала избыток низа, заменил цепь на другую и всё срослось. Схема позволяет применить вместо ЕСС802 наши 6Н1П, а на выходе близкую к 5687 по свойствам нашу 6Н6П. На досуге повожусь.У 6н1п особый звук, редкий по прозрачности и цельности. есс802S чуть темнят звук, в отличие от светлого почерка 6н1п.

aur_100: Александр, с Новым годом и Рождеством! У меня такой же по структуре, ЕСС802S и 5687, позже в 1 каскаде поставил 12AU7A, получше звучит. Номиналы несколько другие. Завел бы свою ветку, или в мою пиши, пусть здесь RedStar пишет...

Бокарёв Александр: aur_100 Юрий, приветствую в Новом 2018-м! Сейчас проделал лабораторную работу в плане возможной замены ЕСС802 на наши 6Н1П -6н5п. 6Н1П-ЕВ в двух каскадах дали чрезмерное усиление, выраженный шип в покое, звук в целом мне не понравился, два каскада на 6н1п- это перебор: звук резкий, яркий. 6Н5П в первом каскаде - явно лучше, спокойнее и не шипит вообще. Вернул ЕСС802s - тишина, красота, звук вернулся. Чем эту красоту заменить уже не знаю, она редкая по сочетанию полезных свойств. Некоторое неудобство ламп ЕСС802 -82 и 6Н5П- запираются плохо, внутреннее низкое. получить нужное анодное +130 вольт сложно, ток уменьшать надо, смещение выше делать. Поэтому во втором каскаде ЕСС802 применил сверх-яркий диод с его 3 вольтами. Полыхает так. что читать можно. Послушал новый вариант с 6Н1П вторым каскадом- неплохо, без замечаний.Плохо другое: входной и выходной каскад - работают лампы с 12-вольтовым накалом, а посредине -на 6 вольт. Из за этой самозванки шину накала пришлось перепахать на 6 вольт , среднюю точку городить. Вероятнее всего, расклад такой: первый каскад- 6н5п, второй каскад- 6н1п, третий каскад- 6н6п. Тогда оптимально всё.

aur_100: А мне проще, 6н1п и 6н5п не проходят по току накала, 6н6п-И и то была впритык. С 5687 проще, с 12в как раз для всех. И замены ей(12AU7A, ЕСС802S) я не вижу, ЕСС82 все, которые есть, отлетели по микрофону...

RedStar: Начну с начала. Есть вопросы: 1. Надо разобраться в принципах построения корректоров; 2. Интересны только отечественные лампы, и без разницы триод это или пентод. Но предпочтение - пентоды; 3. Стоит ли делать одновременно на другие стандарты коррекции с переключением? 4. Нужны данные t1, t2, t3 на "ходовые" стандарты коррекции. 5. Расчет межкаскадного трансформатора для первого каскада корректора. Если нет желания ответить, дайте ссылку на конкретные издания, где можно точно найти искомое. Многие используют импортные лампы, считаю это не оправданным, в отечественных разработках ламп много потенциала, качество и стоимость. Всем спасибо.

SergeL: 1. Корректор есть маломощный усилитель с АЧХ, соответствующей кривой RIAA, и требуемыми усилением и выходным сопротивлением. При этом нужно удержать собственные шум/фон ниже желаемого порога, ну и про микрофонный эффект не забыть. Для формирования АЧХ в природе существуют 3 компонента-тройка,семёрка,туз, пардон R,C,L. Соответственно выбирается правильная их комбинация. Остальное в Ваших руках. 2. Хозяин-барин. 3. Если планируете прослушивание пластинок, записанных в разных стандартах, то конечно стоит. 4. У вас есть книга про военные лампы (забыл название). Там всё есть. 5. Практически так же, как и обычный SE выходник. Только Ra определяем не как "трансляцию" нагрузки из вторички в первичку, а как минимально необходимую индуктивность первички (для нижних частот). Не знаю, насколько удовлетворят Вас мои ответы. Но Вы задали абсолютно общие вопросы. Задавайте вопросы конкретные, полУчите соответствующие ответы.

Бокарёв Александр: добавлю своих пять копеек. Корректор- лишь звено в цепи головка-корректор- усилитель- акустика. И часто прекрасно звучащий в одной системе корректор оказывается негоден в другой системе или с другой головкой. Равно как пентодный и триодный звучат принципиально по-разному. Удобства пентодной схемы - малая входная ёмкость и приличное усиление входного каскада оборачиваются странным звучанием, не всем подходящим (мне - уж точно). С триодами возни поболе, сплошные компромиссы, чем-то нужно жертвовать: усилением, простотой схемы, малой входной ёмкостью и проч., зато звук достойный, виниловый, так сказать. В книге про военные лампы про эти тонкости - ни слова. чисто инженерный подход: вот тебе схема, вот её расчёт по чемоданным формулам, бери, делай и будет тебе счастье. А почему будет? А потому что. Отставить сомнения, рядовой Сидоров! Напомнило ситуацию с серией статей в Радоихобби, про построение хаендовских усилителей. Автор обо всём написал, включая атомарное строение металлов. А напоследок выдал фразу типа: А вообще-то восприятие музыки - дело личное, мне нравится слушать Шуфутинского и Любэ.

Nikita: Бокарёв Александр пишет: Послушал новый вариант с 6Н1П вторым каскадом- неплохо, без замечаний.Плохо другое: входной и выходной каскад - работают лампы с 12-вольтовым накалом, а посредине -на 6 вольт. Из-за этой самозванки шину накала пришлось перепахать на 6 вольт, среднюю точку городить. Вероятнее всего, расклад такой: первый каскад- 6н5п, второй каскад- 6н1п, третий каскад- 6н6п. Тогда оптимально всё. А такой двойной триод 6cg7 приходилось пробовать

Бокарёв Александр: Во, хоть гляну на него вживую, а то в основном обещали подарить такое чудо- и молчок, разбежались обещальщики Эта лампа- 6sn7 пересаженная в пальчиковый корпус. Параметры триодов более крутые. чем у 6sn7 , мощность анодов 5 ватт. В драйвере её применить-самое то. Насчёт слабосигнальных дел- не знаю, скорее всего плохо. Телепаться будет и сетками греметь. Сейчас тружусь над платой нового корректора "2018", отлажен, вылизан, звучит безупречно. Все лампы, на которые надежды были, вернул в коробку, не оправдали. Хотя вполне годятся в другую схему. А крохотульки 6н28б выдали класс и в плане фона-звона и в плане редкой музыкальности и отсутствия окраса. Возня с распайкой их на 9-штырьковые донышки- пуговицы полностью себя оправдала звуком .

Timbuktu: Саша, а 6Н28Б лампа одна на канал или ты их ставишь одна на каскад?

Бокарёв Александр: лампы удобнее всего расположить паровозом, половинка на канал. Иначе обвеска излишне плотная. расстояния между лампами должно хватить , чтобы дотянуться резисторами анод-сетка до соседней.

RedStar: Где лучше делать большее усиление, в первом каскаде или втором? И почему.

SergeL: RedStar пишет: Где лучше делать большее усиление, в первом каскаде или втором? И почему. Хотел было для начала привести длинную цитату из "Формулы любви" про смысл жизни. Ну да ладно, сразу по делу. Начните лучше с выходного сопротивления. Если принять разумное его значение, скажем до 2кОм, то усиление выше 20-25 во втором каскаде (мы ведь про 2-х каскадный корректор?) Вы вряд ли поимеете. Исходя из этого, а также из желаемого общего Ку выяснится, какое усиление должен обеспечить первый каскад.

RedStar: Пробно собрал на макете (осьминог). Только в Моно варианте пока. Вот с коррекцией вроде не так. И с усилением что то напортачил, мало. Из-за макетки присутствует фон. Как есть, без обработки записал. Звук Моно! Даер Стрейтс: https://drive.google.com/file/d/12CUv3HI9P_whxSlEodSOk7Y2Ees-pCNS/view?usp=sharing Леонид Сметанников: https://drive.google.com/file/d/1pueKZpIowC4U70E0IWlmpAT5UVOyq1Fb/view?usp=sharing Песняры: https://drive.google.com/file/d/1gipemBJFOsAoJ6OSaheINxswEr6acaxv/view?usp=sharing Эдит Пиаф: https://drive.google.com/file/d/1snfJ_RduDx6Ybgkm9WyQf57dgVIInh1m/view?usp=sharing

SergeL: RedStar пишет: Вот с коррекцией вроде не так. С2 поставьте 10 (лучше 11) нФ, R3-10кОм, R1 уменьшите до 51-56 кОм.И с усилением что-то напортачил, мало. На выходе транс 5:1 -вот и мало. Да и 2500 витков в первичке тоже мало.

Бокарёв Александр: цепи коррекции считаны даже не от балды, а ещё более круто. С таким подходом я ещё не знаком.

RedStar: Бокарёв Александр пишет: цепи коррекции считаны даже не от балды, а ещё более круто. Примерно считал из этой книги: https://drive.google.com/file/d/12Y2bcKaa2x6gW5C9HmUsLbbuhO5_8dTm/view?usp=sharing SergeL пишет: С2 поставьте 10 (лучше 11) нФ, R3-10кОм, R1 уменьшите до 51-56 кОм. Попробую. А про трансформатор, что подскажете? П.С. Что скажут про звук этого корректора по выложенным записям? Надо бы сосредоточить внимание на указываемые моменты. Тем более впервые делаю корректор. Еще. В интернете, по ссылке, не советую слушать, очень "коряво". Реальный звук после скачивания и на хорошем проигрывателе без всяких эффектов. В Яндекс-музыке вообще ужас этот трек ВИА Песняры.

SergeL: RedStar пишет: А про трансформатор, что подскажете? Первичка порядка 3500. Ктр порядка 1,2-1,5. Оцифровки перезалейте после корректировки номиналов в цепях коррекции. С такой кривой АЧХ они бессмысленны.

Бокарёв Александр: Не работает 6с3п с трансформатором, для этого у неё внутреннее велико. 6П14П, 6э5П, 6Ж43П, 6с45п, 6с31б, 6н6п 5687 - вот список нормальных ламп. Корректор, как никакой другой предусилитель, нуждается в точной и кропотливой настройке, а уж после этого и не раньше стоит оцифровки делать. Поэтому. увидев эту жуткую схему, потерял интерес и к самому звуку. Не будет там ни на грош звука. Слишком много косяков в одном месте.

Бокарёв Александр: Мне процесс сочинения ув. Редстаром новой схемы корректора навевает подход многих дилетантов: не имеющий ни опыта ни знаний ни приборов товарищ, как правило берётся за постройку 3-полосной акустики. Кое-что понимающий, повозившись с этой сложной темой, уже пробует силы в 2- полоске. А умудрённый жизнью седовлас трепетно прислушивается к звуку широкополосника, находя в нём новые нюансы. Так и здесь: с нуля берёмся за постройку корректора с трансформаторным выходом, имея слабое понятие, что вообще нужно для этого. Помню, сколько кровушки попил мой трансформаторный кор , пока не изучил каждую деталь и её влияние на ачх и уже потом добился более-менее ровной сквозной ачх . И то до сих пор не уверен, что там всё в порядке. Потому что звук фуфел, пентод на входе, жизни нет. Но хозяину нравится.

RedStar: SergeL пишет: Первичка порядка 3500. Ктр порядка 1,2-1,5. Примерно понятно. Бокарёв Александр пишет: не работает 6с3п с трансформатором У меня 6с4п (хотя разницы то и не особо). Вполне отлично справляется, смотря по осциллу.увидев эту жуткую схему, потерял интерес и к самому звуку Чем же она "жуткая"? Потому что звук фуфел, пентод на входе, жизни нет. А примеры ваших корректоров на пентодах? Это мое сугубо личное предпочтение выбора ламп и тернистая дорога их настройки и пригодности в той или иной схеме. Сколько людей, столько и мнений. П.С. Сделаем "стоп" этой теме? Как нибудь сам, не спеша, разберусь. Результатов, схем и прочего не будет. Пришли лампы на выходник (как всегда с КО и ЭО), им и займусь..

aur_100: RedStar, вы хотя бы возьмите готовую схему корректора, чтобы не накосячить в цепочке РИАА. И не ставьте трансформаторы, вам до них - ох, как далеко...

RedStar: Бокарёв Александр. Цитата: "Уже не впервые убеждаюсь, что повторение чужой схемы- это тупик и мешок с чужими ошибками , умышленными или нечаянными, а нужна лишь идея, остальное- сам и только сам". Точно сказано. Логика построения состоит в основном из убеждений основанных на сомнениях в подходе к разработке. aur_100, повторение, однако, - мать учения. Пробую все же повторить некоторые схемы. Но, как сказано выше, то головы разные, то детали, то режимы...

aur_100: Набивайте шишки сами, больше не хочу помогать...

RedStar: Цитата: "В своё время мне помогла помочь разобраться с тонкостями грамзаписи книжка Славчо Малякова." Бокарёв Александр, где можно найти электронную версию книги: Славчо Маляков. Граммофонни Предусилватели . Изд. Техника София.

RedStar: Решил на досуге продолжить полностью пентодный корректор. Сочетание 6ж32п первым каскадом и 6ж11п вторым (без транс-ра). Не буду говорить, что коррекция правильно настроена так как еще не имею достаточных знаний в этом. Звук начинает радовать, особенно по НЧ. Все же хотелось бы определиться по усилениям в каскадах и потере в коррекции - по Напряжениям, а не в дБ. aur_100 пишет: Набивайте шишки сами Может вы не так поняли. Чтобы мне понять, хотя бы немного углублённо принцип построения корректоров, нужно попробовать повторить некоторые проверенные схемы. Да и литературу найти бы.

Бокарёв Александр: Если объяснять, как говаривал наш кап-три Кирюхин, " с поправкой на пехоту" (у нас кафедра была военно-морская, и чуть что не так ляпнул - в ответ презрительное: ПЕХХОТА!), то примерно так. Усиление корректора на 20 гц - 1000 раз, на 1000гц - 100 раз, на 20 000гц - 10 раз. В 10 раз это 20 дБ, в 3, 16 раза- 10 дБ. Усиление привязано к 1000гц, там скажем, ноль дБ, усиление 100 или 40 дБ. На 20 Гц усиление вырастает в 10 раз, на 20 кгц падает в 10 раз. Перепад усиления от края и до края 40 дБ. Сигнал нужно усилить- это раз и задрав внизу, завалить вверху, это два. Между задиром и завалом есть крохотный участок где усиление не зависит от частоты, этот участок от 500 до 2120 гц примерно, там сигнал на краях меняется на 3дБ относительно 100гц.

Бокарёв Александр: Для 6Ж32П обвеска такая. В аноде лампы 120 килоом, в катоде 2 килоома. 2 к шунтируем электролитом 100 мкф . С плюса питания в экранную сетку резистор 470 -510 килоом, шунт на землю емкостью 0,22-0,47 мкф. С анода в землю цепочка из последовательных 20 нф и 16 ком, параллельно ей с анода в землю сажаем 6800 пф емкость. На аноде будет 100-120-150 вольт, нужное уточняем подгонкой тока экранной сетки резистором в ней. Ежели дальше будет сеточный резистор следующего каскада, чего нет в данном варианте, придётся перетряхивать всю обвеску в аноде, точнее- анодный резистор 120 кил увеличивать , иначе низ провалится.

SergeL: Бокарёв Александр пишет: С анода в землю цепочка из последовательных 20 нф и 16 ком, параллельно ей с анода в землю сажаем 6800 пф емкость. Александр, Вы вроде противник коррекции без "горизонтального" резистора?

Пермяк: SergeL, так ведь - пентод. Rвых пентодного каскада лишь немного меньше, чем сопр. анодного резистора. Вот Вам и "горизонтальное" сопротивление.

Бокарёв Александр: Правы оба и каждый частично. С точки зрения теории электрических цепей пентод - он и есть тот самый горизонтальный резистор . И ачх там предсказуемая как таблица умножения. Но с точки зрения нагрузки всё очень плохо, на разной частоте она совершенно разная. А на высокой частоте вообще кз. Когда макетил в конце 90-х корректор АМЛ, удивился его никудышней перегрузочной наверху, синусоиду делал пилой. Отвязал коррекцию резистором - всё стало лучше в разы. Спасает от заведомой перегрузки высокое питание схемы - не менее 300в и реально невысокий уровень сигнала с головы на 10-20 килах. Но если испытать корректор на малотоковом пентоде с помощью меандра и цепи инверсной РИАА, то и вылезет вся его неспособность к перегрузке и быстроте. Что и делалось у нас тут в другой ветке. Сам проверил свой триодник по этой методике и зауважал свою схему. ПС . Я схему обвески 6ж32П привёл не как эталон и предел мечтаний, а как вариант помочь начинающему без мучений освоить тему. А дальше он и сам разберётся.

Бокарёв Александр: SergeL я и правда противник такой схемы , без горизонтального резистора, но вы будете смеяться, этот подход один товарищ применил и к триоду, сделав ему обвеску по аналогии с пентодом, "всё в землю- с анода". И эта схема худо-бедно звучала, правда, со всеми призвуками и подачей пентода, за что была отправлена в чулан. С перегрузкой там всё было на порядок хуже пентода. Но автор уверял всех в непогрешимости своего открытия. Ну и ладно. Рад человек , пусть радуется дальше. А тут- я со своей спектролябией, умный такой

RedStar: Бокарёв Александр пишет: Для 6Ж32П обвеска такая. В аноде лампы 120 килоом, А 120 кил. не много ли? Это вроде 0,5 вольт на аноде будет при 3 мВ вход. У меня при 37 к. в аноде уже 0,18 В.

Бокарёв Александр: 120 КИЛООМ это нужно для НЧ сигнала, а на сч работает цепь из параллельного резистора. там 16 кил всего, вот и считайте, 50 милливольт на выходе первой лампы. Все живы

Вадим Пузанов: Бокарёв Александр пишет: А тут- я со своей спектролябией, умный такой Саша, что за схема? Мне интересно стало.

RedStar: где можно найти электронную версию книги: Славчо Маляков. Граммофонни Предусилватели ?

Пермяк: RedStar, может быть, Вам будет интересно почитать про грамзапись в книжках серии "Массовая радиобиблиотека", выпуски 838 и 810 ? [url=http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Massovaya_radiobiblioteka''/_''Massovaya_radiobiblioteka''_0800-0899_.html]http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Massovaya_radiobiblioteka''/_''Massovaya_radiobiblioteka''_0800-0899_.html[/url]

Valery_C: Вадим Пузанов пишет:Саша, что за схема? Мне интересно стало.Вадим, отвечу вместо Александра, поскольку в той "баталии" я участвовал самым непосредственным образом. Схему, как таковую, автор не выложил, есть только ее словесное описание. Трехкаскадный корректор на триодах и пентодах "в триоде". Но, в общем, главное не в этом, а в том, что нагрузкой первого триода 6SL7 (6H9C) с анода на общий провод является цепочка 4,2 кОм - 74 нФ и параллельный ей конденсатор 24 нФ. То есть роль последовательного резистора в этой РИАА цепи играет только выходное сопротивление каскада. На схеме Александра выше эта идея и опробована, с той лишь разницей, что вместо 6SL7 использована 6Н2П и слегка изменены номиналы коррекции, что сути происходящих в каскаде процессов не меняет. А начало баталии можно прочитать здесь http://www.markanaudio.ru/markanforum/index.php?topic=62.msg12019#msg12019 и вплоть до конца 43 страницы. Затем на следующей странице Андрей Маркитанов высоко оценил оцифровки с этого корректора.... и ВСЁ - автор корректора воспрянул духом, а я понял, что дальше объясняться уже бессмысленно, тем более, что запас моего терпения иссяк, а автор вникать в технические тонкости упорно не хочет. Василий suzi прекратил свои попытки еще раньше, поскольку жизненного опыта у него больше

Бокарёв Александр: Добавлю кратко, что первые секунды прослушивания этого варианта корректора удивили необычной живостью и яркостью звучания, но более детальное прослушивание выявило характерные признаки не триода, но пентода. Баланс явно пентодный . Не моё . Радует одно: схема получилась совершенно незамудрёная, детали недефицитные. усиление приличное, ачх стандартная. Может, кому-то она будет в радость.

Вадим Пузанов: Valery_C пишет: Вадим, отвечу вместо Александра, поскольку в той "баталии" я участвовал самым непосредственным образом. Спасибо!

RedStar: Бокарёв Александр пишет: Добавлю кратко, что первые секунды прослушивания этого варианта корректора... Про какой корректор идет речь?

Бокарёв Александр: Пост 16028, схема корректора на триоде с коррекцией "с анода - в землю". Схема совершенно наизнанку и вопреки всем правилам, потому что скажем, индуктивная цепь коррекции сохраняет нагрузку лампы одинаковой во всём диапазоне частот, емкостная же коротит лампу именно там, где входной сигнал выше всего. Иначе говоря, наваливая на спину бедному триоду груз там, где дорога самая плохая.

aur_100: Могу сказать, что тоже испытывал схему с коррекцией "с анода - в землю", хватило слушать на полчаса, лампа 6н9с и по-моему, 6н7с. А по приборам лучше не видеть, полный бред...

Бокарёв Александр: Добавлю, что триодные схемы тоже далеко не все работают как надо, влияние каждой лампы велико, и суммарный результат чаще неважный. Отсюда и метания в поиске Но зато, когда найдено сочетание ламп в схеме- результат стабильно повторяется в другой конструкции.

RedStar: Пока отложил в сторону 6ж38п и 6ж32п. Пришли 12ж1л. Из книги Храмушина взял первую часть схемы корректора: Судя по номиналу резистора в катоде - немного великоват. Есть ли смысл его уменьшить?

омельян: А Храмушин, что молчит? Неправильно рассчитал резистор! Генератор+осциллограф = делов-то на 5 минут.

Бокарёв Александр: нормальное соотношение анодного и катодного резюков, не нужно ничего курочить. У той же 6ж32п 120 кил в аноде и 2 кила в катоде. Значит, у 12Ж 1Л крутизна вдвое от 32-й.

aur_100: RedStar, готовую схему для начала повторить слабО? Проверенная не одну сотню раз Бокарёва Александра на 6ж32п, и НЕ ставьте свои номиналы, это не ваш "усилитель СЕ на пентоде"...

RedStar: aur_100 пишет: готовую схему для начала повторить слабО? Не СлабО. Собрано. Только этот звук не устраивает ни с 6ж32п ни с 12ж1л из повторяемых схем. Уж больно все "мягко и прилизано". Нужен звук, повторяющий драйв: "усилитель СЕ на пентоде"... И дело не в высоких параметрах, а баланса между идеалом картинок из прог, и живого звука.

омельян: Правильно, нужно побольше искажений- это драйв.

aur_100: Вы сначала хотя бы АЧХ сквозного тракта корректора сняли, и сравнили с требуемой. А то все "мягко и прилизано", и т.д. и т.п....

Бокарёв Александр: Как услышу слово драйв- так и вижу висящий на гвоздике динамик без оформления, чаще Кинап, усилитель на 6п3с , тоже Кинап, 90-у2. И гордый хозяин комплекта, демонстрирующий драйв в звуке. Как вершина творения- Онкен на 4а32. Ненастроенный и неизмеренный. зато звук- выше некуда. RedStar, могли бы спокойно спаять двухкаскадник на 6н2п-6н6п, или ту же схему от Димы Горнова Ульфа, её многие повторили и шибко довольны. И я бы слушал, кабы не личная неприязнь к высокомющным триодам за их ёмкость входную.

RedStar: Спаять можно все корректоры, что есть в нете. Работоспособность точно будет на 80%, но как и какими средствами? Я же не сторонник триодов, хотя некоторые нравятся по звучанию. Прельщают пентоды тем, что их подача может быть и "крикливой" и равномерно обширной, смотря как настроить. Здесь, в этой теме, всё же хотелось бы собрать что-то новое, на пентодах. Да и разобраться в построении корректоров не только из книг, но и попутно из практических работ. Глядя на ВАХ 12ж1л, как-то не стыкуются анодный и катодный резисторы в схеме из книги. Может не так и не то "копаю"? Понравились эти лампёхи 12ж1л, и как из них соорудить фундамент отличительного звучания в фонокорректоре? Оттого и ищу свой звук, которого достиг в выходном с ЭО, который многим понравился своей особенностью. Стоит ли с ламп "содрать кожу" (алюм. корпус)?

омельян: RedStar, начните с тех ламп, которые изначально изготавливались для звука. Та же EF86 - немцы разработали как входную лампу в магнитофонах. Малошумящая, высокий коэффициент усиления. А вы стараетесь, как говорил, ныне покойный, посол России в Украине, впихнуть невпих*емое. Ищите какие-то лампы предназначенные для усиления высоких частот: 12Ж1Л усиление сигналов высокой частоты до 200 МГц. Ещё 6SN7 GT. Вот настоящие звуковые лампы. На них и надо собирать!

RedStar: омельян пишет: Та же EF86 Импорт? Увольте. Отечественных и недорогих много. На чём собирать - мне решать или с подсказки уважаемых форумчан?впихнуть невпих*емое. Ага, как Меен, запустил образное исследование, а там - думайте сами. Получится, ан нет - на "вашей" совести. (однако получается). Чем же соотечественники хуже "Импорта"?

aur_100: RedStar, вы хоть что-нибудь слышите кроме себя одного, извиняюсь, бестолкового... Повторю, снимите АЧХ и сравните с эталоном. А то как опять "всё же хотелось бы собрать что-то НОВОЕ, НА ПЕНТОДАХ. Да и разобраться в построении корректоров не только из книг, но и попутно из практических работ". Сначала повторите ПРОВЕРЕННУЮ схему, и не вносите всякую отсебятину. Честное слово, трындец полный...

Бокарёв Александр: Именно так. Всё, каждую схему нужно лично собрать, настроить, подогнать , потом прослушать и решить, твой это звук или снова неудача и новый поиск. А насчёт пентодов- из звук меня не устроил подачей басовых дел , что-то не так в мидбасе, жиденько так, легковесно всё. Звуковая энергия смещена выше, в средину, там все события, а низ как хвост у собаки, поджатый. Но быстро так телепается. Триоды дали слитность и крепкий басовый фундамент. Хотя, знакомые почитатели пентодников упрекают мои схемы за то, что на их системах они гудят , баса много слишком. А мне их шумелки и визжалки тоже не по душе и звук чужой. А когда музыка не интересна, то всякая там...панорама.... сцена - вообще до одного места.



полная версия страницы