Форум » Проигрыватели Винила RIAA » О перегрузочной способности винилкорректоров » Ответить

О перегрузочной способности винилкорректоров

SergeL: Суть споров сводится к вопросу: перед вторым каскадом выгоднее корректировать ВЧ полюс или НЧ (с перегибом разумеется). Сторонники ВЧ полюса аргументируют прямопропорциональным ростом амплитуды от частоты с выхода головки. Оппоненты напоминают, что амплитуда ВЧ компонент в реальном сигнале ниспадает. Коллега ALSS на АП рассказал об интересном эксперименте. Он записал на видео нескорректированный сигнал с экрана осциллоскопа и затем покадрово проанализировал. Импульс с максимальной амплитудой с его слов имел длительность фронта 20 мкс. Попробуем сделать из этой информации выводы. Основной вопрос "скока вешать в граммах?"(С). В смысле какой частоте синуса этот фронт соответствует. Приведу два варианта своих размышлений. Первый-наукообразный. Обычно мы привязываемся к точке 0,707 от амплитудного значения. Для синуса это 45 угловых градусов. Следовательно Длительность полупериода синуса составляет 80 мкс, периода-160 мкс. Следовательно такой фронт соответствует частоте синуса примерно 6 кГц. Второй вариант-русский народный "на глазок". Смотрим на картинку синуса и решаем: треть на фронт, треть на вершинку, треть на спад. В таком раскладе полпериода 60 мкс, частота 8 кГц. Ну пусть будет последне. Теперь посмотрим на RIAA кривую. Если первым корректируется ВЧ полюс, то спад на 8 кГЦ (относительно низшей частоты) составит 15 дБ (-3 дБ на 2 кГЦ и еще долой две октавы т.е. 12 дБ). Если же сначала корректируется НЧ полюс с перегибом, то для 8 кГц спад составит примерно 22 дБ. Т.о. получим выигрыш по перегрузке более чем в двое. Очевидно, что для частоты 6кГц эта разница увеличится.

Ответов - 98, стр: 1 2 3 4 5 All

Сергей Торопов: Сергей - приветствую, категорически! По теме - я не теоретик и не математик - а - практик, так вот - если, по каким-то причинам в корректоре не хватает ПС - меняю местами цепи коррекции (сначала 3180+318, затем 75) - и выхожу на финишную прямую, без лишних страданий... Этот метод называю, для себя, - "обратная" коррекция. И даже простейшие размышления приводят к такому же результату

SergeL: Сергей Торопов пишет: И даже простейшие размышления приводят к такому же результату Уточню к какому именно. Обе топологии по перегрузочной способности равняются на частоте примерно 16 кГц. Выше этой частоты начинает лидировать "ВЧ полюс вначале". Но выше этой частоты музыка не живёт. Там живёт "воздух".

Бокарёв Александр: Лампа с её высоченным питанием позволяет себе не влететь в перегрузку в разных вариантах размещения цепей . Но думаю, что тонкие измерения могут доказать преимущество одних вариантов над другими. Хотя, перегрузочная способность, шумы и искажения - это классическая басня Лебедь, Рак и Щука, где каждый тянет в свою сторону, а рабочая схема- мучительный компромисс в угоду какому-то одному параметру. Свой самый удачный 3-каскадный вариант схемы долго выслушивал, перебирая кучу вариантов коррекции и точек её подключения. И в итоге остановился на том, что есть, то есть, рассредоточенная коррекция с тау-3 75мкс на выходе первого, а НЧ-СЧ 3180-318мкс на выходе второго каскадов. Потому что сосредоточенная в одной точке цепь не устроила на слух, проверял несколько раз и отмёл этот вариант. Позже Юрий Робертович тоже пришёл к этому варианту. Причём, замечу, что я его - не заставлял!


Сергеев Сергей: Сергей Торопов пишет: если в корректоре не хватает ПС - меняю местами цепи коррекции (сначала 3180+318, затем 75)Согласен. И это именно для повышения перегрузочной способности. Хотя свой трехкаскадный корректор делал, как Александр Бокарёв- http://tubeaudio.ucoz.ru/index/korrektory_riaa_vinil_korrektory/0-9 Даже не знаю почему

johnson1496: Очень интересная тема, которая беспокоит около месяца. Тоже думаю и собираюсь попробовать 75 мкс во входном RX трансформаторе 1:12 для МС головки.

SergeL: johnson1496 пишет: собираюсь попробовать 75 мкс во входном RX трансформаторе 1:12 для МС головки Готовьтесь к ухудшению соотношения сигнал-шум.

johnson1496: В этом нет сомнений, но перегрузочная способность вырастет минимум на 6 дБ, значит во втором каскаде можно будет применить лампу с меньшим смещением и большим усилением (вместо EL84 6Э5П например).

Бокарёв Александр: не на 6 дБ а на все 20. Разумеется, в идеальном случае, с дорожкой, набитой вч с максимальным уровнем. В 80-е годы сочинил корректор на микросхемке, вч коррекцию применил на входе, записал диск. лет через 10 или больше послушал ту самую запись- нет слов, как звучит . На шумы начхать, нет их там. Сигнал с корректора перебивает и шумы самой схемы и шумы ленты. Тема шума в домашней системе достаточно притянута за уши. Нужно ещё умудриться сочинить шумящую схему. На сетку второго каскада вы все равно подаёте сигнал ровный по ачх, поэтому без разницы, что там у вас, 6э5п или 6п14п.

johnson1496: В том-то и дело, что корректирующие цепи у меня во втором каскаде, нагруженном на трансформатор, по расчетам смещение должно быть не менее 5 вольт (50 мВ с учетом перегруза, умноженное на 60-80 усиления первого каскада). Если придавить усиление на входе постоянной 75 мкС, то должен получиться очень неплохой запас по перегрузке. 6 дБ на октаву у меня получилось на макете.

SergeL: К johnson1496. Несколько лет назад я занимался подобным проектом. Только у меня вся коррекция была сосредоточена во входном повышающем трансформаторе. Не удалось снизить фон и шум линейного предусилителя до приемлемого уровня. Но звук был хорош. Искренне желаю Вам удачи в этом проекте.

Бокарёв Александр: SergeL, такое решение применялось в студийных магнитофонах, там повышающий трансформатор -непременный компонент предусилителя, иначе не уйти от влияния кабеля и его резонанса, головки все низкоомные, затем повышаюющий трансформатор и коррекция на входе у первой лампы. Правда, нет комментариев об отношении сигнал-шум. Наверняка оно там неважное, но само решение работает, как и коррекция на индуктивности самой головы воспроизведения, даже статья была в Радио. Добавив отсебятины, скажу, что на звучание схемы в целом влияет не столько перегрузочная способность, которой у лампы ведрами черпай-не вычерпаешь, а тонкости звучания отдельно взятой лампы это раз- и наличие или отсутствие оос -два. Будет время- специально смакечу корректор на частотнозависимой оосине , и за её гнусный звук- назову Иуда. Потому что при всей роскоши параметров слушать это долго выше моих сил. Хотя, кому-то именно такое подай, детальность, взрывная подача, истерика , агрессия, то, что надо .

SergeL: Совершенно случайно наткнулся на ещё одно практическое подтверждение императива о ниспадающем к ВЧ спектре музыкального сигнала. Предыстория. Попросили отремонтировать пару колонок со сгоревшими ВЧ головками. Поэтому случаю заглянул в акустический раздел форума и обнаружил там тему "Часто повторяемые ошибки пользователей динамиков и АС". В ней предлагается самый простой способ спалить ВЧ головку-протестировать АС тестовым диском (последовательностью чистых тонов очевидно). Из этого можно сделать вывод: если ваша многополоска до сих пор здравствует, значит вы подавали на неё сигнал с ниспадающим к ВЧ спектром.

Бокарёв Александр: Коню понятно, что смотреть ачх пищалы нужно розовым шумом, тогда не упалишь. Уже белый шум опасен её катушечке. Насчёт спадающего спектра записей- это как повезёт. Одно время смотрел спектрой разные треки, там всяко бывает, вплоть до задира наверху, до самых 20 кил. Хотя, в основном , картина спектра записей - вч полка на 10-12 дб ниже басовой. В аннотации к тест-диску авторы умоляют владельцев систем убирать уровень сигнала перед подачей свип-тона , чтобы не убить пищалы. Видимо, не все умеют читать .

ALSS: Или надеются услышать заветные 20 кГц (впрочем, опять-таки не умея читать - в данном случае о возможности эти 20 кГц услышать).

Ogust: Интересно, если ламповый звук отдать только пищалке, получиться тот самый ламповый звук, который приследуется на этом форуме...

Бокарёв Александр: за ламповость в звуке отвечает точно не пищаль. Средник или мид, вот кто первым реагирует на дрянной людоедский звук транзисторного (микросхемного )усилителя с глубокой оос. И быстренько наваливает в уши толченого стекла . Недаром ведь в салонах продают колонки в сопровождении разных полудохлых тёток типа Патрисии Барбер или Даяны Кролл. Потому что на проблемных инструментах (труба, скрипка) дорогие усилители с колонками просто обваляются в момент, выказав всю свою никчёмную сущность и неспособность передать красоту звучания.

Ogust: Толченое стекло мне кажется выше средника... Переключения АВ транзюков наверно его и дают... Спорить не буду.

Бокарёв Александр: Ogust, переключение не при делах. Дело, видимо, в другом: реакция усилителя с длинной сложной цепью ООС на быстрый перепад. Модные ныне унч без оос на транзисторах порождают новую сущность: пентодную ВАХ транзистора без оос со всеми пентодными прелестями в звучании. Истина где-то посередине, видимо.

johnson1496: Александр, а что Вы предлагаете слушать, если Пэт Барбер (от нее я тоже не в восторге, но именно из-за нее я увлекся лампами) и Диану Кролл нельзя? К слову есть у меня диск BDAudio (только звук без видео) с записью 24 Бит 192 кГц с Барбер, так он служит эталоном для проверки безООСных усилителей на ух. Простите за офтоп.

Бокарёв Александр: не знаю что такое оффтоп , Даяна Кролл -моя любимейшая певица, после Эллы Фитцджералд и Аструд Жильберту. Всё можно, и нужно слушать, я бурчал лишь об уловках продаванов: ставить бесконфликтную музыку, чтобы не дай бог вылезли волчьи ноты на трубах или скрипках(а именно там- самые сложные фронты, не каждому унчу по зубам) На выставке та же картина: все как сговорились, ставят Йелло или Даяну Кролл. Редко- Бреговича.



полная версия страницы