Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Переходная характеристика фонокорректора: опыт наблюдений » Ответить

Переходная характеристика фонокорректора: опыт наблюдений

ALSS: В ноябре доработал и отдал фонокорректор по схеме, представленной Пузановым Вадимом, т. е. с корректирующей цепью в аноде входного пентода, соответствующей рис. 1а) известной статьи Стенли Липшица (Lipshitz Stanley P. On RIAA Equalization Network, JAES, 1979). Этот вариант применяется чаще всего (см., например, http://laconiclab.ru/laconic_t24.html), если речь идет о сосредоточенной коррекции. И «некстати» вспомнилось, как лет 30 назад с другом, отрабатывая корректор для быстрого (ну, не массового, но мелкопартийного) повторения на ОУ с обратной связью, проверял варианты схем на меандре, пропущенном через антиRIAA-цепочку – ведь зеркальные кривые компенсируются и на выходе должен быть опять-таки меандр, не так ли? Ага! Щщаз! Тогда, в 87-ом, имея доступ к хорошим деталям, подобрали ОУ из ФПУ системы самонаведения, который и показал почти что приемлемую форму (остальные просто были отброшены) и был широко популярен в узких кругах «кводлы» (это аудиокодла, повторяющая транзисторные кводы. Конечно же, интересы участников были гораздо шире) вследствие хорошего звука. Ну, так вот, подал меандр через антиRIAA-цепочку, можете полюбоваться (на аноде EF806S на делителе 1:10 10 МОм 12 пФ): 50 Гц 500 Гц 1кГц 5 кГц 10 кГц АЧХ что по приборам, что по измерительной пластинке укладывается в десятые доли дБ. По синусу! Получается, что заряд конденсаторов происходит через относительно небольшое внутреннее (динамическое) сопротивление лампы, а разряд, когда лампа подзапирается – через высокоомные резисторы?! И вот с первого наблюдения (051116) думаю над простым решением. Кстати, в упомянутом Т24 резисторы и конденсаторы подобраны под большой ток каскада и это дает положительный эффект в смысле этого «меандрового» эффекта (видимо, из-за малости токов перезаряда конденсаторов сравнительно с током покоя каскада; результаты моделирования, извините. Фронты генератора в модели по 10 мкс – выбраны из АЧХ грамзаписи и данных по временам натуральных инструментов): 100 Гц(моделирование Т24) 1 кГц (моделирование Т24) 10 кГц (моделирование Т24) Эффект, конечно же, имеется, но его проявление не такое страшное, как на осциллограммах в каскаде с малым током. Да, в пассивном режиме – в цепи антиRIAA-RIAA – восстановление меандра безупречное (и не только меандра). 50 Гц восстановление пассивной цепью Да, на пластинках меандр не пишут, да, мы его не слушаем, но в записях нет и синуса. Да, понятно, что балансные (и двухтактные) схемы не должны обладать подобным эффектом, но громадные последовательные резисторы в большинстве таких схем мне не нравятся. Да и разделенная коррекция тоже. Не нравится. Пока из балансных схем обратил внимание на RTP3 от Allen Wright – только по причине малых сопротивлений резисторов корректирующей цепи. Вот такие несвоевременные мысли из легкого, на ходу, обмена замечаниями в ветке про драйвер для 6С4С… Ссылка на архив https://www.mediafire.com/?plbdyk68zwdsb1e Регистрация не требуется.

Ответов - 231, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Stan Marsh: Может и 6Т10 сгодится.

ALSS: 6T10 надо тщательнее изучить - если попадется в руки - пока показалась не совсем подходящей из-за низкой крутизны и малого тока второго пентода. В общем, для однолампового фонокорректора есть несколько кандидатов получше чем 6Ф12П.

Бокарёв Александр: Вспомнил, как Лёша Шалин советовал применить в одноламповом корректоре эту самую 6Р4п, два разномощных пентода в одном баллоне, из телевизора Крым. Даже храню неклторое количество, так и неиспользованных из за редких панелек.


motor197: Если так необходимо хочется сделать конфетку именно из телевизеонного..., сделайте уже "корретор Монакова на 6ф3п". орошая лампа и панелька не дефицитная. Триод на входной каскад, выходную половину на выход.

Бокарёв Александр: Емкость Мюллера всё испортит, с триодом таким на входе. Хотя, для разных так себе бошек она даже полезна. ПС. Схемы от ALSS поражают проработкой в мелочах, удовольствие их смотреть, готовая заводская схема со 100проц повторяемостью.

motor197: Емкости никто не мешает поставить качественные, ведь да?С любым триодом на входе. И мне кажется, что Монаков рекомендует не какие-то непойми какие, а проверенные отечественные и импортные. Мюллер - это помойму динамики мастера Уракова?А при чем тут конденсаторы?

Бокарёв Александр: Я о своем о выстраданном, о емкости Миллера, которая анод-сетка, умноженная на усиление и портящая ачх мм головки . О каких таких специальных качественных емкостях вы пишете, я без понятия.

ALSS: motor197 пишет:сделайте уже "корретор Монакова на 6ф3п"Мне кажется, Вы совместили "Усилитель на 6Ф3П" и "Корректор на 6Ф12П" уважаемого Анатолия Иосифовича Манакова в один винегрет...

Бокарёв Александр: .добравшись сегодня до корректора, опробовал смещение сеточным резистором для 6н28бв. Выводы такие. Выше 2 М в сетке смнщение не растет. Судя по ВАХ и режиму оно в районе 0,5 вольта. Анодное напряжение 50в, ток 10ма. В соседнем канале 100в в аноде, эта цифра мне нравится больше, но там в катоде резистор 430 ом. С анодным 50 в проще выполнить гальваносвязь входного и следующего каскадов. В общем, нужно осмыслить.

Бокарёв Александр: Недавно применил одну методику, так наз метод обратного генератора, когда сигнал подается не на вход исследуемого усилителя, а на его выход через резистор. Реакция усилителя на такой непривычный вариант тоже непривычная, от безразличия до истерики и обморока. И с виду безупречная схема при проверке синусом и меандром выдает некрасивые кривые, утыканные гвоздями ввбросов. Про этот метод писал в начале 70-х Акулиничев. В 90-х про него напомнил Аудиомагазин. А сейчас внедряю его в своей лаборатории. Результаты очень интнресные.

омельян: Усилители с ООС?

ALSS: С ООС или без - ламповые усилители с выходным трансформатором безразличны к этому методу (к сожалению), т. к. через анод лампа не управляется (имеется в виду ощутимо для наших целей).

Бокарёв Александр: До изучения реакции лампового унч на втекающий ток еще не добрался, а вот транзисторно-микросхемный усилитель с помощью этого метода быстро довел до кондиции, заодно понял причину появления острых пиков на фронтах . Емкость в обвеске операционника, жалкие 15пф , точнее, её отсутствие, приводило к выбросам на фронте. И если сигнал на выходе усилителя выглядел как меандр с крохотным пичком на фронте, то на втекающем токе видны огромной амплитуды гвозди на фоне практически ровной линии развертки. Подбором емкости от иголок остались намеки. Лишние несколько пф уже приводили к появлению признаков неустойчивости , линия утолщалась, появлялась змейка. Чудный метод. Добавлю, что один канал усилителя служит источником втекающего на выход соседнего канала тока. Нужен лищь резистор нагрузки, 4 или 8 ом, мощный.

омельян: Может перенести этот пост в соответствующую "ветку" ?

Бокарёв Александр: Завтра непременно погоняю свежепойманный однтоактник на латерале с оос , неглубокой, в режиме А. Звук отменный, а что там на самом деле, покажет опыт. Спектр снял-красота невиданная, лампа завидует. И звук неутомительный, прозрачный. Видимо, придется развить тему, сделать двухтактник. Сам думаю, ну куда тебе ещё один унч, наделал их-угол завален. Но ведь интереснно же....

Бокарёв Александр: Неплохо бы сделать ветку про эту методику. Есть мысль без риска упалить ценнейший унч , потренироааться на кошках, на операционнике. Освежил теорию, пролистал Клайтона , главы по коррекции ачх и критериях устойчивости. Внутренний голос:ну, и за каким тебе это нужно? Или в лампах уже разобрался ? А вообще, благодаря лабораторным исследованиям Александра Степановича уже есть четкие рекомендации по организации усилительных каскадов , в разных вариантах. И это замечательно.

Пермяк: Бокарёв Александр пишет:Неплохо бы сделать ветку про эту методику Так сделайте же, откройте тему... Всегда к этому призываю!

Бокарёв Александр: Леонид, я бы с радостью. Комп в ремонте и долго, выложить рисунок или фото не могу, только на словах. Надеюсь, к возвращению компа будет материал по теме.

motor197: ALSS пишет:Мне кажется, Вы совместили "Усилитель на 6Ф3П" и "Корректор на 6Ф12П" уважаемого Анатолия Иосифовича Манакова в один винегрет... Вот, пожалуйста, пример коректора на 6ф3п, на аналогичной - http://www.audiofil.net/data/upload/20100719_190027_ECL86_preamp_HA.jpg http://www.audiofil.net/forum/forum_posts.asp?TID=10077&PN=8&title=cijevna-pretpojacala Как Вы заметили - кандидат получше 6ф12п. Которую еще и не найдешь исправную.

ALSS: Хорватский форум это не Манаков (это так, к источнику). Схема, которая не даст хорошего звука, хотя по приборам все будет замечательно. С точки зрения ПХ ток первого каскада слишком мал для обеспечения перегрузочной способности хотя бы в пару раз, выходной пентод нагружен на настолько малое сопротивление нагрузки, что не даст сколько-нибудь приличного усиления (при мю триода 100 и крутизне пентода 10 мА/В на 3,3 кОм нагрузки без ОООС 100х0,7х10*3,3=2310, а делитель на НЧ 1268/1,5=845, т. е. глубина обратной связи 8,7 дБ всего и действует она только на НЧ, о точности АЧХ на СЧ и ВЧ говорить не очень получается), конденсатор С3 ни к селу ни к городу... И самое главное - коррекция в цепи ОООС. Наверное, надо еще раз подчеркнуть, что я не рассматриваю схемы: а) с ОООС; б) не ламповые; в) с химическими источниками в любом месте. Моей целью является доступный для повторения корректор без экзотики и эзотерики.



полная версия страницы