Форум » Проигрыватели Винила RIAA » RX (ёмкостный) корректор "Левша" » Ответить

RX (ёмкостный) корректор "Левша"

SergeL: Больше года слушаю свой новый корректор. Идея корректирующего каскада состоит в том, что лампа нагружается на частотно-зависимую нагрузку. Частотная зависимость задаётся "верхним" сеточным резистором и миллеровской ёмкостью каскада (зависящей от проходной ёмкости верхней и нижней ламп, и динамического коэффициента усиления). В первом каскаде формируется НЧ-полюс и перегиб на 500 Гц. Собственного Миллера явно не хватает (для 50 Гц), приходится добавлять внешний воздушник. Второй каскад задаёт ВЧ-полюс. Там достаточно собственной ёмкости лампы. АЧХ кривоватая, но удовлетворительно. Следуя устоявшейся классификации типов коррекции, данный корректор следует отнести к RX (ёмкостной) коррекции. Ну, и поскольку данный корректор работает с "укрощёнными паразитами", пусть и называется "Левша".

Ответов - 179, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

SergeL: SergeL пишет: Про головку, которую я пользую, можно посмотреть здесь Почти случайно досталась мне безымянная головка с никаким звуком. Поколдовал над ней немного. А тут попросили поремонтировать топовый Technics с головкой Goldring 1042. Пользуясь случаем, сделал оцифровку с обеими головками. Результат выложил здесь. Желающие могут сравнить.

Сергей Торопов: Скачал, послушал - особой разницы не заметил - кроме как запись - моно, или близкая к этому - Мосфильмовская...

SergeL: Сабжевая схема претерпела небольшие изменения. Если не стремиться к минимизации ёмкости НЧ полюса (сделать её порядка 300пФ), можно получить практически идеальную АЧХ. Для интересующихся выкладываю три оцифровки. Одна с последней версией "Левши", другая с текущего форумного "хита"-трёхкаскадника с распределённой RC коррекцией (лампы 6Н5П+6Н6П одноканальный макет), ну и "вишенка на торте"-корректор с чистой L-коррекцией. Скачать можно здесь


Бокарёв Александр: Записи по первой ссылке. Голдринг играет так, что видно улыбку Михалкова, гитара живая, песочек слышен в канавке, ( у меня этот диск и эта песня тоже затерты до дыр) Нонейм- собачее недоразумение: плоский звук без низа и верха, песок не слышен вообще, голос скучный и мутный. И уровень вдвое меньше.

Бокарёв Александр: Кое-что могу сказать и про" три тенора на Плющихе". Самый р овный баланс у триодника 3-каскадного. Хотя в сравнении с соседями он может звучать чуть плосковато. Но мне этот звук привычнее других. У L-корректора баланс смещён вверх, с басом проблема, нет самого низа там. Хотя звук достойный . Такое ощущение, что подзадраны все эти звенелочки и трещалочки, но как бы в меру, без фанатизма. Что касаемо Левши, тут налицо такой нелюбимый мною эффект "чертика из табакерки", когда все звенелочки и трещалочки дзынькают у тебя перед носом и исчезают . Низ слегка в избытке, хотя тоже без фанатизма. нежненько так. Баланс в целом- такое впечатление, словно тембрами подкрутили звук. https://cloud.mail.ru/public/51M1/bRpqdmppU Урра! Нашёл свою оцифровку этой же песни, по первой ссылке. Сравните, пожалуйста. Писано триодником.

SergeL: Бокарёв Александр пишет:Записи по первой ссылке. Голдринг играет так, что видно улыбку Михалкова, гитара живая, песочек слышен в канавке, ( у меня этот диск и эта песня тоже затерты до дыр) Нонейм- собачее недоразумение: плоский звук без низа и верха, песок не слышен вообще, голос скучный и мутный. И уровень вдвое меньше. Бокарёв Александр пишет:Кое-что могу сказать и про" три тенора на Плющихе". Самый р овный баланс у триодника 3-каскадного. Хотя в сравнении с соседями он может звучать чуть плосковато. Но мне этот звук привычнее других. У L-корректора баланс смещён вверх, с басом проблема, нет самого низа там. Хотя звук достойный . Такое ощущение, что подзадраны все эти звенелочки и трещалочки, но как бы в меру, без фанатизма. Что касаемо Левши, тут налицо такой нелюбимый мною эффект "чертика из табакерки", когда все звенелочки и трещалочки дзынькают у тебя перед носом и исчезают . Низ слегка в избытке, хотя тоже без фанатизма. нежненько так. Баланс в целом- такое впечатление, словно тембрами подкрутили звук. О басах. В оцифровках о них говорить нет смысла. Оцифровка корёжит почему-то в первую очередь басы. Бас в моём понимании это различимость нот и нюансировка звукоизвлечения в контрабасной партии. При этом контрабас должен играть с малыми составами либо соло. В симфонических составах он просто теряется. О "чёртиках из табакерки". До сих пор Вы отдавали эту прерогативу "пентодникам". А триодники считали панацеей. Теперь вот и триодники оплошали. Может дело в Вашем тракте? У меня что-то ничего такого не проявляется что с первыми, что со вторыми. О "трёх тенорах на плющихе". Я не упомянул, что писано всё это тем самым нонеймовым самопалом. И "собачье недоразумение" волшебным образом превратилось у Вас то в "Самый р овный баланс у триодника", то в " Хотя звук достойный" ну и т.п. Лукавите Вы, Александр Сергеевич. А если без лукавства, то совершенно очевидно (ухослышно) что звучание трёхкаскадника мутноватое и невыразительное по сравнению с моими коррами. Особенно заметно это на колоколах. Впрочем я никому не навязываюсь.

Бокарёв Александр: Не понравилось в первую очередь подчеркивание верхушек, смещение баланса вверх, отчего и кажется, что с басом проблемы. У триодника с этим делом поспокойнее. Мутноватый звук трёхкаскадника- было и такое у меня, ушло с применением ламп 6н28б, а 6н5п играли хуже всех, лучше их 6н1п с явным преимуществом. От 6н6п я тоже отказался в пользу 5687, о чем писал не раз. Катодные ёмкости важны, пришлось и их перебрать. 1000 пф(тау-3) тоже выбирал по звуку, оставил полистирол. Сейчас корректор слушают очень придирчивые люди и пока нет нареканий. Поэтому и ваши обвинения меня и моих схем не совсем правильные. А насчёт того, что триодник звучит как пентодник- такого и у меня навалом, куча ламп играет совсем не так, как хочется мне, приходится отказываться от них.В частности, лампы 6н17б и 6н21б дали странный куцый поджатый низ, не стал их дальше использовать. по первой ссылке Голдринг играет явно лучше, и зачем было делать оцифровки странной кривой башкой, чтобы спутать впечатление о корректорах? Я всегда сначала ачх меряю и проблемные головы вообще не использую, потому что вылезают разные странности. Сделайте оцифровку нормальной головой и не пишите вообще, каким корректором делали, тогда можно сравнивать честно.

Бокарёв Александр: И ещё. Мне в новом 3-каскаднике понравился редкий эффект некоего пульса в музыке, одномоментности , ритмичности , чего не давали пентодники. Поэтому держусь за эту схему как вошь за кожух.

SergeL: Волею случая пришлось вернуться к прежней своей схемотехнике. Построил двухканальный макет. Желающим уйти от скучноватого звучания RC коррекции, рекомендую. Усиление на 1кГц 160, выходное сопротивление около 2кОм. Миллер не докучает, поскольку динамический коэффициент усиления такого каскада частотнозависим. Конденсаторы коррекции весьма малой ёмкости, следовательно можно применить слюду, полистирол и т.п. В макете я использовал самомотанные эмальпроводом. АЧХ укладывается в +-1дБ. С обсуждением смещения полупроводниками не заморачиваемся. Каждый легко может сделать на свой вкус.

Сергеев Сергей: А в Вашей схеме разве на RC коррекция?

SergeL: Да, RC. Но вопрос в звуке. А он выигрывает по сравнению например с трёхкаскадником. Выше я показывал оцифровки. Желающие могли сравнить. Напомню историю "Левши". Он задумывался с целью использовать для коррекции паразитные ёмкости ламп. Однако по мере экспериментов я убедился, что "паразиты" в чистом виде не позволяют точно сформировать РИАА. Но данная схемотехника даёт широкие возможности в выборе типов корректирующих конденсаторов. Например с воздушным диэлектриком. И с миллером опять же проблем нет.

Сергей Торопов: Браво, Сергей - лаконично, закончено - мы - в восхищении! Один вопрос - перегрузочная способность Левши-3 какова? Спасибо!

SergeL: Спасибо, Сергей. Перегрузочная способность ламповых корров обычно достаточная . По этому измерениями оной я не заморачивался. Но если исходить из того, что Ку первого каскада примерно 6,7 на 1кГц, а смещение второго 2 В, то можно посчитать, что на вход допустимо подать примерно 0,2В действующего напряжения (с частотой выше 1 кГц разумеется).

topojijio: Сергей, вы как раз вовремя выложили эту схему ... Я как раз и думал трехкаскадник на 6н8с делать.. Смущает только одно, что оба каскада в СРПП и то что на пальчиковых лампах .. Радует то что ёмкости конденсаторов и правда мизерные... Наверное начну все таки с нее... Накал для двух ламп делать тем более )).

SergeL: topojijio пишет: Радует то что ёмкости конденсаторов и правда мизерные... В приведённом макете корректирующие ёмкости реализованы намоткой эмальпровода на корпуса фильтрующих конденсаторов. Решил поэкспериментировать, заодно проверить известную идею с проволочными конденсаторами. Нормальные получаются конденсаторы. И недорогие .

aur_100: SergeL, мне осталось только завидовать! topojijio, вам напоминаю, 6н8с из примерно 100шт МИКРОФОН, и примерно 1шт без, причем НЕ МЛЗ. Не зря рекомендовал 6н1п-ЕВ...

topojijio: Sergel, а можете фотку скинуть или рассказать по подробнее про самодельные кондеры... Я так понимаю вы делали конденсаторы на 15 пФ ..?

SergeL: Так фотка на несколько постов выше. Проводом намотаны оба корректирующих конденсатора 430 и 15пФ. Посмотрите внимательно на крайний справа электролит. На нём виток провода. Это и есть 15пФ. Поскольку одна из обкладок обоих кондёров соединена с общим проводом, в качестве оной (обкладки) я использовал корпуса фильтрующих литов. Они имеют унифицированный диаметр и соответственно возможна повторяемость конструкции. В качестве второй обкладки служит медь провода. А в качестве диэлектрика-эмаль. Конденсатор проверялся на пробой меггером. Киловольт держит без проблем. Для фиксации намотки использовал воскоподобную синтетику (наверное стеарин или церезин). Ортодоксы могут использовать натуральный воск. Либо совсем без фиксации.

topojijio: Хорошо попробую намотать.. )) А сколько витков мотать ?

SergeL: Я мотал 40вит для 430пФ и 1вит для 15пФ. Провод 0.21 по изоляции. Пропитка разумеется влияет на конечную ёмкость. Тут придётся немного поэкспериментировать. Можно намотать чуть больше. После пропитки замерить и отмотать лишнее. Оба конца эмальпровода я соединял в одной точке.



полная версия страницы