Форум » Проигрыватели Винила RIAA » RX (ёмкостный) корректор "Левша" » Ответить

RX (ёмкостный) корректор "Левша"

SergeL: Больше года слушаю свой новый корректор. Идея корректирующего каскада состоит в том, что лампа нагружается на частотно-зависимую нагрузку. Частотная зависимость задаётся "верхним" сеточным резистором и миллеровской ёмкостью каскада (зависящей от проходной ёмкости верхней и нижней ламп, и динамического коэффициента усиления). В первом каскаде формируется НЧ-полюс и перегиб на 500 Гц. Собственного Миллера явно не хватает (для 50 Гц), приходится добавлять внешний воздушник. Второй каскад задаёт ВЧ-полюс. Там достаточно собственной ёмкости лампы. АЧХ кривоватая, но удовлетворительно. Следуя устоявшейся классификации типов коррекции, данный корректор следует отнести к RX (ёмкостной) коррекции. Ну, и поскольку данный корректор работает с "укрощёнными паразитами", пусть и называется "Левша".

Ответов - 179, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

aur_100: Как звучит такой корректор, какое усиление на 1000Гц? Насколько оно и АЧХ стабильны при замене ламп?

SergeL: Звук - дело лукавое. Тут уж каждый сам за себя. Усиление порядка 300. За давностью точно не помню. По уровню громкости - вполне комфортный корректор. Насчёт стабильности при замене ламп - я использовал сверхминиатюрки. Необходимости в замене до сих пор не было. А вобще макетировал аналогичные каскады на "пальчиках". В пределах группы ламп одного типа (разных годов и производителей) АЧХ "гуляет" в пределах 0,5 дБ. Это для ВЧ полюса. НЧ полюс на "пальчиках" не макетил. ООС да, есть. Ничтожная. Если не нравится, можно легко исключить. Вобще, предлагаю не заморачиваться на вопросах смещения. Здесь у каждого свои предпочтения.

Сергей Торопов: SergeL пишет:Вобще, предлагаю не заморачиваться на вопросах смещения. Здесь у каждого свои предпочтения. Поддерживаю . Сергей, а какое напряжение смещения даёт ИК ?


SergeL: Сергей Торопов пишет:Сергей, а какое напряжение смещения даёт ИК ? 1-1,1В

Сергей Торопов: Спасибо. А что делать с динамической ёмкостью входной лампы ? Думаю, если её, лампу, заменить на пентод, то можно будет отказаться от большого номинала R2, и динамической ёмкости на входе...

SergeL: Сергей Торопов пишет: А что делать с динамической ёмкостью входной лампы ? Сергей, Вы вроде отказались от ММ головок? Что Вам до динамической ёмкости? А если серьёзно, то давайте вспомним, что Сд=Спр(1+К). У пентода действительно Спр на порядок-два меньше. Так у каскада на пентоде и усиление на порядок-два больше, чем у триодного. В итоге Миллер примерно того же порядка. Ну чуть меньше. А отказаться от большого R2 не получится. Я пробовал.

Сергей Торопов: От ММ головок отказался - это точно, только в магнитофонах нет МС головок, как класса ... В реальном применении усиление пентода выше всего лишь в 1,5-2 раза, чем у триодов, высоко-мюшных. Резистор R2 не "горизонтальный" - думаю, на звук влияет мало, его как бы нет в цепи сигнала. Схема Ваша зацепила - размотал паяльник - народ требует ММ корректоров и магнитофонов, с ламповым УВ .

SergeL: Сергей Торопов пишет:Схема Ваша зацепила - размотал паяльник - народ требует ММ корректоров и магнитофонов, с ламповым УВ Позвольте тогда несколько практических советов. Не используйте половинки одной лампы в разных каналах. При данной схемотехнике получите огромное взаимопроникновение сигнала. Тщательное электростатическое экранирование. R2 требует индивидуального экрана. С 6Н9С эта схемотехника не "подружилась". Вы очень правильно подняли вопрос входной динамической ёмкости. Я так же пользую низкоиндуктивные головки, поэтому вопрос сопряжения высокоиндуктивных головок с данным корректором требует отдельного изучения. На счёт применения пентода именно в этом корректоре. Здесь выгоднее выжать максимум усиления из каскада, чтобы максимально снизить С1. Миллер всё равно будет. Разумеется, меньше, чем в триодном каскаде. Но про него надо помнить.

юрий 1958: SergeL, добрый день. А почему не собрать вых. каскад на одной 6н21б, без комбинации 2-х ламп ?

aur_100: Из-за высокого Ri, видимо...

SergeL: юрий 1958 пишет: А почему не собрать вых. каскад на на одной 6н21б , без комбинации 2-х ламп ? Я подгонял усиление корректора под комфортное для себя значение. Заодно обеспечение достаточного тока (малого диф. сопротивления) через светодиод. Ну и некоторое снижение Rвых. Если вышеперечисленное не является для Вас важным, разумеется ничто не мешает применить 21-ю во всех каскадах.

юрий 1958: aur_100 да , лампочки разные...SergeL спасибо ! схема ваша ....приглянулась ! найду 21 , соберу .зимой собрал Сергеевский корр. на 16 и17, но так и не вживил его в ЭПУ, А ваш с какой головой работает ?

SergeL: юрий 1958 пишет: А ваш с какой головой работает Про головку, которую я пользую, можно посмотреть здесь

Бокарёв Александр: Эта хирургия на дому внушает уважение, когда подкреплена замерами до и после. а когда одни восторги и всё не словах, типа-мамой клянусь, звук-ваще! - то .... не убеждает. Тот факт, что какой-то унылый диск вдруг ожил- наводит на мысль о резонансах в механике, которые быстро выявляются измерением ачх сквозного канала. Но вам видимо, удобнее и проще двадцать раз перемотать, чем один раз узнать, что получилось на самом деле. Пилите, Шура.

Сергей Торопов: SergeL пишет: Я так же пользую низкоиндуктивные головки, Сергей, а какие омическое сопротивление и индуктивность получились у перемотанной головки ГЗМ-005 ??

SergeL: Сергей Торопов пишет: Сергей, а какие омическое сопротивление и индуктивность получились у перемотанной головки ГЗМ-005?? Активное 17 Ом, индуктивность не мерял, но навскидку единицы мГн (количество витков примерно в 10 раз меньше исходного).

Бокарёв Александр: довелось измерить ГЗМ-005 с кучей новых неюзанных вставок. Из кучи лишь одна оказалась с неплохой ачх и звуком, остальные дали совершенно чудовищную форму ачх и странный звук. С такой тяжёлой инвалидностью перемотка им не поможет никак. Хочется надеяться, что вам повезло и ваша вставка не вытворила то, что вытворяли вот эти ГЗМ-005 Синим для сравнения- АЧХ головы АТ-440 , Аудиотехника. Прочее- наши ГЗМ-ки.

SergeL: Бокарёв Александр пишет: ГЗМ-005 с кучей новых неюзанных вставок Александр, я бы купил у Вас эти вставки. Пишите в личку. А по поводу АЧХ - всем желающим предлагаю проделать простой мысленный эксперимент. Представьте, что вы слушаете концерт с "живыми" инструментами допустим в 6 ряду партера. А теперь мысленно пересядьте в амфитеатр. А теперь тот же концерт, но в другом зале. Которая из этих трёх АЧХ самая правильная? А удовольствие от концерта во всех случаях одинаковое, если конечно исполнитель не халтурил. И предлагаю таки вернутся к теме этого топика. А вопросы, предположения и коменты по поводу перемотки-в соответствующую тему соседнего форума.

SergeL: Пара фото

Romm: Красиво сделано! Лаконично и со вкусом)

SergeL: SergeL пишет: Про головку, которую я пользую, можно посмотреть здесь Почти случайно досталась мне безымянная головка с никаким звуком. Поколдовал над ней немного. А тут попросили поремонтировать топовый Technics с головкой Goldring 1042. Пользуясь случаем, сделал оцифровку с обеими головками. Результат выложил здесь. Желающие могут сравнить.

Сергей Торопов: Скачал, послушал - особой разницы не заметил - кроме как запись - моно, или близкая к этому - Мосфильмовская...

SergeL: Сабжевая схема претерпела небольшие изменения. Если не стремиться к минимизации ёмкости НЧ полюса (сделать её порядка 300пФ), можно получить практически идеальную АЧХ. Для интересующихся выкладываю три оцифровки. Одна с последней версией "Левши", другая с текущего форумного "хита"-трёхкаскадника с распределённой RC коррекцией (лампы 6Н5П+6Н6П одноканальный макет), ну и "вишенка на торте"-корректор с чистой L-коррекцией. Скачать можно здесь

Бокарёв Александр: Записи по первой ссылке. Голдринг играет так, что видно улыбку Михалкова, гитара живая, песочек слышен в канавке, ( у меня этот диск и эта песня тоже затерты до дыр) Нонейм- собачее недоразумение: плоский звук без низа и верха, песок не слышен вообще, голос скучный и мутный. И уровень вдвое меньше.

Бокарёв Александр: Кое-что могу сказать и про" три тенора на Плющихе". Самый р овный баланс у триодника 3-каскадного. Хотя в сравнении с соседями он может звучать чуть плосковато. Но мне этот звук привычнее других. У L-корректора баланс смещён вверх, с басом проблема, нет самого низа там. Хотя звук достойный . Такое ощущение, что подзадраны все эти звенелочки и трещалочки, но как бы в меру, без фанатизма. Что касаемо Левши, тут налицо такой нелюбимый мною эффект "чертика из табакерки", когда все звенелочки и трещалочки дзынькают у тебя перед носом и исчезают . Низ слегка в избытке, хотя тоже без фанатизма. нежненько так. Баланс в целом- такое впечатление, словно тембрами подкрутили звук. https://cloud.mail.ru/public/51M1/bRpqdmppU Урра! Нашёл свою оцифровку этой же песни, по первой ссылке. Сравните, пожалуйста. Писано триодником.

SergeL: Бокарёв Александр пишет:Записи по первой ссылке. Голдринг играет так, что видно улыбку Михалкова, гитара живая, песочек слышен в канавке, ( у меня этот диск и эта песня тоже затерты до дыр) Нонейм- собачее недоразумение: плоский звук без низа и верха, песок не слышен вообще, голос скучный и мутный. И уровень вдвое меньше. Бокарёв Александр пишет:Кое-что могу сказать и про" три тенора на Плющихе". Самый р овный баланс у триодника 3-каскадного. Хотя в сравнении с соседями он может звучать чуть плосковато. Но мне этот звук привычнее других. У L-корректора баланс смещён вверх, с басом проблема, нет самого низа там. Хотя звук достойный . Такое ощущение, что подзадраны все эти звенелочки и трещалочки, но как бы в меру, без фанатизма. Что касаемо Левши, тут налицо такой нелюбимый мною эффект "чертика из табакерки", когда все звенелочки и трещалочки дзынькают у тебя перед носом и исчезают . Низ слегка в избытке, хотя тоже без фанатизма. нежненько так. Баланс в целом- такое впечатление, словно тембрами подкрутили звук. О басах. В оцифровках о них говорить нет смысла. Оцифровка корёжит почему-то в первую очередь басы. Бас в моём понимании это различимость нот и нюансировка звукоизвлечения в контрабасной партии. При этом контрабас должен играть с малыми составами либо соло. В симфонических составах он просто теряется. О "чёртиках из табакерки". До сих пор Вы отдавали эту прерогативу "пентодникам". А триодники считали панацеей. Теперь вот и триодники оплошали. Может дело в Вашем тракте? У меня что-то ничего такого не проявляется что с первыми, что со вторыми. О "трёх тенорах на плющихе". Я не упомянул, что писано всё это тем самым нонеймовым самопалом. И "собачье недоразумение" волшебным образом превратилось у Вас то в "Самый р овный баланс у триодника", то в " Хотя звук достойный" ну и т.п. Лукавите Вы, Александр Сергеевич. А если без лукавства, то совершенно очевидно (ухослышно) что звучание трёхкаскадника мутноватое и невыразительное по сравнению с моими коррами. Особенно заметно это на колоколах. Впрочем я никому не навязываюсь.

Бокарёв Александр: Не понравилось в первую очередь подчеркивание верхушек, смещение баланса вверх, отчего и кажется, что с басом проблемы. У триодника с этим делом поспокойнее. Мутноватый звук трёхкаскадника- было и такое у меня, ушло с применением ламп 6н28б, а 6н5п играли хуже всех, лучше их 6н1п с явным преимуществом. От 6н6п я тоже отказался в пользу 5687, о чем писал не раз. Катодные ёмкости важны, пришлось и их перебрать. 1000 пф(тау-3) тоже выбирал по звуку, оставил полистирол. Сейчас корректор слушают очень придирчивые люди и пока нет нареканий. Поэтому и ваши обвинения меня и моих схем не совсем правильные. А насчёт того, что триодник звучит как пентодник- такого и у меня навалом, куча ламп играет совсем не так, как хочется мне, приходится отказываться от них.В частности, лампы 6н17б и 6н21б дали странный куцый поджатый низ, не стал их дальше использовать. по первой ссылке Голдринг играет явно лучше, и зачем было делать оцифровки странной кривой башкой, чтобы спутать впечатление о корректорах? Я всегда сначала ачх меряю и проблемные головы вообще не использую, потому что вылезают разные странности. Сделайте оцифровку нормальной головой и не пишите вообще, каким корректором делали, тогда можно сравнивать честно.

Бокарёв Александр: И ещё. Мне в новом 3-каскаднике понравился редкий эффект некоего пульса в музыке, одномоментности , ритмичности , чего не давали пентодники. Поэтому держусь за эту схему как вошь за кожух.

SergeL: Волею случая пришлось вернуться к прежней своей схемотехнике. Построил двухканальный макет. Желающим уйти от скучноватого звучания RC коррекции, рекомендую. Усиление на 1кГц 160, выходное сопротивление около 2кОм. Миллер не докучает, поскольку динамический коэффициент усиления такого каскада частотнозависим. Конденсаторы коррекции весьма малой ёмкости, следовательно можно применить слюду, полистирол и т.п. В макете я использовал самомотанные эмальпроводом. АЧХ укладывается в +-1дБ. С обсуждением смещения полупроводниками не заморачиваемся. Каждый легко может сделать на свой вкус.

Сергеев Сергей: А в Вашей схеме разве на RC коррекция?

SergeL: Да, RC. Но вопрос в звуке. А он выигрывает по сравнению например с трёхкаскадником. Выше я показывал оцифровки. Желающие могли сравнить. Напомню историю "Левши". Он задумывался с целью использовать для коррекции паразитные ёмкости ламп. Однако по мере экспериментов я убедился, что "паразиты" в чистом виде не позволяют точно сформировать РИАА. Но данная схемотехника даёт широкие возможности в выборе типов корректирующих конденсаторов. Например с воздушным диэлектриком. И с миллером опять же проблем нет.

Сергей Торопов: Браво, Сергей - лаконично, закончено - мы - в восхищении! Один вопрос - перегрузочная способность Левши-3 какова? Спасибо!

SergeL: Спасибо, Сергей. Перегрузочная способность ламповых корров обычно достаточная . По этому измерениями оной я не заморачивался. Но если исходить из того, что Ку первого каскада примерно 6,7 на 1кГц, а смещение второго 2 В, то можно посчитать, что на вход допустимо подать примерно 0,2В действующего напряжения (с частотой выше 1 кГц разумеется).

topojijio: Сергей, вы как раз вовремя выложили эту схему ... Я как раз и думал трехкаскадник на 6н8с делать.. Смущает только одно, что оба каскада в СРПП и то что на пальчиковых лампах .. Радует то что ёмкости конденсаторов и правда мизерные... Наверное начну все таки с нее... Накал для двух ламп делать тем более )).

SergeL: topojijio пишет: Радует то что ёмкости конденсаторов и правда мизерные... В приведённом макете корректирующие ёмкости реализованы намоткой эмальпровода на корпуса фильтрующих конденсаторов. Решил поэкспериментировать, заодно проверить известную идею с проволочными конденсаторами. Нормальные получаются конденсаторы. И недорогие .

aur_100: SergeL, мне осталось только завидовать! topojijio, вам напоминаю, 6н8с из примерно 100шт МИКРОФОН, и примерно 1шт без, причем НЕ МЛЗ. Не зря рекомендовал 6н1п-ЕВ...

topojijio: Sergel, а можете фотку скинуть или рассказать по подробнее про самодельные кондеры... Я так понимаю вы делали конденсаторы на 15 пФ ..?

SergeL: Так фотка на несколько постов выше. Проводом намотаны оба корректирующих конденсатора 430 и 15пФ. Посмотрите внимательно на крайний справа электролит. На нём виток провода. Это и есть 15пФ. Поскольку одна из обкладок обоих кондёров соединена с общим проводом, в качестве оной (обкладки) я использовал корпуса фильтрующих литов. Они имеют унифицированный диаметр и соответственно возможна повторяемость конструкции. В качестве второй обкладки служит медь провода. А в качестве диэлектрика-эмаль. Конденсатор проверялся на пробой меггером. Киловольт держит без проблем. Для фиксации намотки использовал воскоподобную синтетику (наверное стеарин или церезин). Ортодоксы могут использовать натуральный воск. Либо совсем без фиксации.

topojijio: Хорошо попробую намотать.. )) А сколько витков мотать ?

SergeL: Я мотал 40вит для 430пФ и 1вит для 15пФ. Провод 0.21 по изоляции. Пропитка разумеется влияет на конечную ёмкость. Тут придётся немного поэкспериментировать. Можно намотать чуть больше. После пропитки замерить и отмотать лишнее. Оба конца эмальпровода я соединял в одной точке.

topojijio: Сергей, так надо было на одном электролите два этих конденсатора тогда намотать.. место же позволяет ...

r9o-11: Конденсаторы итак получаются с сильно странными частотными свойствами, а если их намотать рядом и соосно, то они, кроме всего прочего, начнут ещё и влиять друг на друга...

SergeL: topojijio пишет:надо было на одном электролите два этих конденсатора тогда намотатьКонструктивно разнесённые конденсаторы гораздо удобнее. Каждый рядом со своим каскадом. Я не вижу причин для проявления странных частотных свойств.

aur_100: Если честно, не люблю мелких емкостей, на единицы пФ, да и с воздушным диэлектриком вроде КПЕ. Для меня лучше с разнесенной коррекцией, причём с тау3(75мкс) с 1000-1200пФ, и настраивать элементарно, всё сходится...

motor197: Это для Вас лично лучше, просто так, патамушта, "не любите мелких емкостей", ну вот не нравятс я и всё, как те помидоры, а для звука лучше как ТС изобрёл, 100%. Настраивать тоже элементарно, не вижу сложности, домотал-отмтал виток. Красивый самолет летает красиво. SergeyL - респект!

aur_100: Красивый самолет падает тоже легко. Жизнь научила, и всякие закидоны тоже, бывает... Корректор, в первую очередь, но надо: тау4 10.000-20.000мкс от инфраниза и коробленных пластОв, Вам нравится? И я давно решил, лучше распределенная коррекция, тау3 вначале, можно совместить и с тау4. Потом тау1,2. А всяких "подмотал-отмотал виток", это не ко мне. На тау3 у меня море конденсаторов КСО и СГМ 820-1200пф. И что, подмотка витков помогает???

eth1: Да мотать конденсаторы это тема правильная, как вариант можно из фольги через фторопласт мотать или квадратные через слюду делать если емкости нужны чуть больше чем дают проволочные, короче качественных вариантов много даже и воздушные при желании можно замутить из медных точных пластинок, короче вариантов много и все будут лучше чем то недоразумение что существует в готовом виде.

topojijio: Давайте новую тему замутим. "Намотка самодельных конденсаторов". .)) Лично я слышал о намотке конденсаторов двойным проводом катушка из большого количества витков..что то такое... То есть ёмкость берется из начала и из конца такой катушки... )) Но то что предложил Сергел мне кажется намного лучше .. 😀😀 Aur_100 , может скинете свою схему фаворит ФК с разнесенной коррекцией как вы декларируете выше , а то я сейчас выбираю себе по какой все таки схеме собрать ФК.)) Как я уже понял пентод в первом каскаде это визг и себилянты ..))

motor197: Лучше всего сделайте - по схеме "Вассилича"! Топ популярности несколько лет. Вариант с крутилками для любителей всё покрутить. Не каких петодов, визгов и писков. Автор дает советы и консультации. На каком-то из аудио-форумов. если его на этом форуме нет в участниках.

Сергей Торопов: topojijio пишет: Как я уже понял пентод в первом каскаде это визг и себилянты .. Полная чушь! На входе корректора для ММ головки должен стоять пентод, или каскодная схема на триодах. Никакого визга никогда у пентодов не наблюдал ... Либо схема Сергея Левша-3, там всё хорошо с динамической ёмкостью. Моё мнение.

eth1: topojijio пишет: пентод в первом каскаде это визг и себилянты каскодная схема на двух триодах - вот это Вещь! никакого визга , масштаб и хорошее усиление с отсутствием миллера. но как говорится каждый решает сам что ему нужно,думает что решает

SergeL: motor197 пишет: Лучше всего сделайте - по схеме "Вассилича"Идеологически эта схема соответствует "трёхкаскаду". По звучанию я полагаю примерно тоже. Левша поёт прозрачнее и детальнее. Разумеется я никому не навязываюсь. Делайте что хотите. eth1 пишет: каскодная схема на двух триодах вот это ВещьВ разделе есть моя тема с корректором на каскоде. Левша лучше.

eth1: SergeL пишет:В разделе есть моя тема с корректором на каскоде. Левша лучше. А можете ссылку дать хочу посмотреть, предполагаю что схема не доработана либо имеет изъяны , потому что каскодная схема вне конкуренции по звуку так как решает недостатки и триодов и пентодов как никак источник тока но сигнатура триодная , но это мое довольно категоричное мнение подогретое общей любовью к каскодам и на выходе в том числе, поэтому можете со мной не соглашатся, это просто имхо

SergeL: aur_100 пишет:А Ваше как??? Из контекста сообщения можно предположить, что это вопрос об электрической прочности самодельных конденсаторов. Если я угадал то ответ SergeL пишет: Конденсатор проверялся на пробой меггером. Киловольт держит без проблем. несколькими постами выше. eth1 пишет:А можете ссылку дать хочу посмотреть Каскод

eth1: SergeL со схемой ознакомился и вижу две причины худшего для Вас звучания каскода: первое нагрузка каскода а именно первой лампы оказывается намного ниже оптимальной потому что нижний триод работает на очень низкое внутреннее сопротивление со стороны катода верхней лампы включенной с общей сеткой, а внутреннее сопротивление каскада с общей сеткой зависит от нагрузки поэтому с учётом коррекции нагрузка для нижней лампы далеко не оптимальна что и приводит к искажениям, нужно было попробовать значительно увеличить нагрузку и пересчитать коррекцию и посмотреть послушать что получилось бы. второе сравнивать корректоры нужно было все таки на одних и тех же лампах,хоть это и не удобно но всё же, третье, после каскода можно попробовать повторитель с источником тока в катоде то бишь каскодный и еще один каскад. Вот такие соображения.

eth1: eth1 пишет: а внутреннее сопротивление каскада с общей сеткой зависит от нагрузки поправочка так как не могу редактировать: входное сопротивление каскада с ОС.

eth1: Ну и считаю недопустимым включать коррекцию между лампами каскода поскольку нарушается работа каскода, думаю причина плохого звука именно в этом , так как это источник тока, то вся коррекция должна быть в аноде верхней лампы.

SergeL: eth1 пишет: думаю причина плохого звука именно в этом Да там не плохой звук, а обычный. Как у 90% RC корректоров. Воплотите свои мысли в макете и расскажите коллегам о результатах.

eth1: SergeL Да что бы все мысли воплотить жизни не хватит, но начну я воплощение другой темы а именно головку включить вместо первой лампы каскода то есть просто в катод и лампу выбрать такую что бы входное сопротивление было в пределах 50 ком, так как мне изначально не нравится идея интегрирования сигнала на резисторе , теряем ценнейший ток головки, вот именно эта идея и будоражит мой мозг уже очень долго и строить тракт начну именно с этого, с головы.

SergeL: eth1 пишет:строить тракт начну именно с этого, с головыУдачи!

topojijio: Я вот хочу так как у меня выносной БП ФК соединить накалы ламп последовательно и подать постоянку 12,5 в.... Чтобы два накала не городить... Так меньше проводов ..

Сергеев Сергей: Это возможно, когда токи накалов всех ламп равны. У Вас так?

topojijio: Ой нет ..((( Извините, затупил малость )). Подскажите, а если обмотка по току тянет, можно обе лампы (первого и второго каскада ФК) от одной обмотки питать? Всмысле накалы ? 😀😀

Сергеев Сергей: Можно. Лучше постоянным током и стабилизированным.

topojijio: Ну, я на LM317 наверное сделаю .. )

Vladimir: topojijio пишет:Ну я на LM317 наверное сделаю .. ) Не забудьте, что на LM-ке потеряете 3,5в. Так что от стандартного накального транса с напряжением 6,3В этого не сделать. А если выпрямлять переменку 12В, то LM-ку придется вешать на большой радиатор. Выпрямленные 6,3В + резистор с кодерами большой емкости (от 10000мкФ) будет вполне достаточно.

topojijio: Я знаю, Владимир Я уже для 4П1Л не раз такой накал делал ..

SergeL: Один мой знакомый по переписке построил для себя корректор по схеме "Левша-3". Это его первая ламповая самоделка. С его разрешения привожу его оценки звучания Левши в его системе. Предыдущий его корр-никитинский транзисторник. Хочу поделиться первыми впечатлениями. Какие-либо обобщенные выводы я сейчас не делаю — действительно нет пока в этом потребности. Но! Хотелось бы отметить один факт, который я думаю будет превалировать над всеми другими впечатлениями. Эмоции. Я такого на своей системе не слышал. К примеру, включил Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини» и все. Пока вся сторона не проиграла, с места не сдвинулся. Нечто подобное испытывал только когда слушал Гершвина в исполнении нашего Красноярского академического оркестра живьем. Нет, конечно такой масштабности нет, но эмоции, прямо захватывают. Достаточно сильные впечатления. Есть и обратная сторона. Как Вы и говорили, включив новодел Герман испытал разочарование. Поет конечно красиво но как-то отстранено, безжизненно что-ли. Ну, наверное не стоит сравнивать с симфонией — подумал я, и включил Сару Вон (аккомпанирует Элингтон) (пласт оригинал, первый пресс лохматых годов). И опять рот открыл. Настолько ярко, проникновенно и убедительно звучал голос. Это нечто. А как играет обратная сторона луны пинкфлойда (первый пресс японский есть). Это просто стена звука! Мощно, сильно, убедительно. Динамический диапазон опять же. Резкий переход от тихих к самым сильным звукам дается легко, без искажений. Уши совсем не напрягает (конечно есть огрехи, но пока я не вдаюсь в детали). В общем неторопясь прослушиваю заново любимые диски. Еще один момент. Меняю головы. Теперь разница звучания в них раскрывается сильнее. Изменение прижима, высоты головы дает четкий и понятный эффект, что позволяет более точно и проще производить настройку. Думаю в конце недели попробую вернуть транзисторный корр для беглого сравнения. Не хотел вдаваться в подробности, а невольно все написал. Конечно хочется рассказать о тональном балансе, который на мой взгляд существенно переобразился. Но это в другой раз. Прошло 2 недели прослушивания и просится «наружу» не первый но и не окончательный вывод. Расскажу по порядку. Как и говорил, первую неделю слушал Левшу, стараясь не вникать в ньюансы дабы сформировать общую устойчивую картину восприятия. На второй неделе включил Кора3Т. В глаза бросилось иное звучание на верхах. Более детальное что-ли. Прибавилось «воздуха», как любят говорить. Ну и в общем акцент был сдвинут в сторону высоких. При этом надо учитывать, что слушаю я все на шириках филипс 9710, у которых после 17 кГц приличный спад по верхам. Басы тоже изменились, в худшую или лучшую сторону я так и не понял. Но в целом звучало все очень достойно. Немного изменилась сцена — исполнители отодвинулись дальше в глубь. После 5 дней прослушивания вернул Левшу и тут мне стало все понятно. Как бы вернее выразиться. Вот например, когда Вы долго носите очки и они испачкались - все заляпаны. Вы их протираете, нет, даже моете с мылом, и после одеваете. В такие моменты приходит осознание, что долгое время ты смотрел на мир сквозь пелену своих собственных отпечатков пальцев и другого мусора — до того все ясно и отчетливо стало видно. Так и тут, музыка приобрела ясные формы, музыканты расселись по своим местам. В рапсодии Гершвина я четко увидел как стоит рояль, где находится исполнитель и много других ньюансов, в которые вдаваться не буду. Инструменты. Тут вообще интересно. Такое впечатление, что они материализовались. Видимо это связано с правильным тональном балансом воспроизведения. То есть приобрели ясные формы, локализацию, до такой степени, что хочется подойти поближе и отобрать у трубача его инструмент )) В целом звучание более масштабное, выходящее за пределы АС. Более комфортное для прослушивания и более эмоциональное. Жена стала чаще присоединятся ко мне во время прослушивания и отмечать, что «довольно интересно» звучат те или иные исполнители. Про НЧ секцию писать пока ничего не буду. Не понял пока. Боюсь, что тут большой вклад в звучание вносит комната и не самый положительный. Теперь о претензиях к системе, возможно и к Левше. 1.На ВЧ секции отмечается легкая замыленность что-ли. Неясность какая-то. Сложно подобрать слово. Попробую решить этот вопрос подборкой межкаскадного кондера. Правда пока в наличии ничего нет но это вопрос времени. 2.Дисбаланс каналов. Сцена явна сдвинута. Возможно ли это в связи с тем, что при измерениях в одном из каналов напряжения немного отличались ? 3.Ну и то, что я писал Вам ранее — колыхание диффузора дина.

Сергей Торопов: SergeL пишет:2.Дисбаланс каналов. Сцена явна сдвинута. Возможно ли это в связи с тем, что при измерениях в одном из каналов напряженияТакой дисбаланс есть в любом устройстве, собранном симметрично, как левый и правый канал. Лечится "просто" - скользящей симметрией, совершенно одинаковыми платами, настоящим двойным моно... Моё, и не только, мнение.

SergeL: Там объёмный монтаж. Симметрия как раз скользящая. Мы с ним ещё не занимались плотно этим вопросом. Возможно банальный разброс параметров ламп. Человек пока просто слушает музыку и набирается новых впечатлений.

PAN: Межкаскадный к40у-9 и на выходе ЛСЕ-1? Не боитесь, если потечёт?

SergeL: PAN пишет:Не боитесь, если потечёт? Вы про электрическую или химическую утечку? Впрочем в обоих случаях не боюсь. Ну и к слову. К40-У9 там не прижились. Сейчас стоит полипропилен. Разделительный конденсатор на мой взгляд дело сугубо личное.

PAN: Утечку, конечно, химическую. Трихлордифенил - это ведь очень и очень... Хотя на вид они как новые - может и ничего не будет... А как они в сравнении с другими распространёнными, типа полистирола, металл-бумаги (МБГО) и т.п.?

SergeL: PAN пишет:Трихлордифенил - это ведь очень и очень...Вытекший ЛСЕ я видел в кладовке у нашего электрика. Жив-здоров электрик. И детей у него трое. А впечатления штука зыбкая. Например К40-У9 в этом корре меня горько разочаровали. Муть-мутная. А в двухтактном УМ, который у меня сейчас в работе, оказались в самый раз. А полистирол там не пошёл. Всё надо оценивать самому и по месту.

PAN: SergeL пишет:Всё надо оценивать самому и по месту.Согласен. Надо будет попробовать этот ЛСЕ. У нас на "блошином" попадаются не б/у. И 6Н2П неоднократно оплёв..., а здесь прижилась. Подкупают маленькие номиналы емкостей в коррекции и возможность сделать их самостоятельно. В общем, Ваша схема вызывает интерес. Спасибо, что делитесь своими наработками. Надо будет как-нибудь замакетить... Если получится хорошо - гарантирую ещё один положительный отзыв в копилку .

Nittis: PAN пишет: Надо будет попробовать этот ЛСЕ...Не надо. Как правило они обладают определенным запахом, ни с чем не спутать. Запах есть вне зависимости, работал - не работал. Отмыть не получается. После нанесения слоя силикона (создание "окукленной скульптуры") запах проявляется на третьи - четвертые сутки. А что касается звука, то он приобретает "стеклянный" характер. Импортные конденсаторы, содержащие PCB, пахнут чуть по-другому, и зависит от хим состава. Да, среди забугорных есть уникумы, сам слышал в конструкции и удивлялся, но все равно, не надо. Наличие PCB хорошо чувствую не смотря на то что курящий. С уважением, Nittis.

SergeL: Я видел, к какой коррозии корпуса приводит утечка содержимого ЛСЕ. Так что,достаточно убедиться в хорошем внешнем состоянии корпуса. Это гарантия отсутствия утечки. Впрочем, разумеется, никого не агитирую. Каждый решает для себя сам.

PAN: Конденсатор на выходе - весьма важный участок в схеме. Если не трогать "забугорье", то выше 2мкф, вольт на 400 и чтобы не в металле - так и не очень то есть из чего выбирать....А что металл-оболочка довольно сильно влияет на звук, то я в этом убедился самолично. Из доступных разве-что МБГО раздеть. Тем более, что многие это дело уже сделали с положительным результатом. Вот тут click here. Вадим Пузанов успешно применял раздетый МБГО на выходе своего корректора. Правда, затем заменил его на какой-то китай плёночный.

омельян: Вполне можно использовать WIMA MKP 10.

PAN: Недавно товарищ из Канады (Shef) приводил ценную инфу по Виме click here

xmr5: PAN пишет:МБГО мбго отстой. кбг-мп или кбг-мш тогда уж. они фольговые. а мбго напыление, думаю не надо рассказывать как напыление на звук влияет.

Вадим Пузанов: xmr5 пишет:мбго отстой. кбг-мп или кбг-мш тогда уж. они фольговые. а мбго напыление, думаю не надо рассказывать как напыление на звук влияет.Я "раздевал" МБГО, заворачивал его в несколько слоёв бумаги, пропитанных клеем БФ-6, а торцы заливал холодной сваркой, предварительно припаяв к ним выводы. Отличные конденсаторы получались! Особенно понравились в экранных сетках пентода. PAN пишет:Вадим Пузанов успешно применял раздетый МБГО на выходе своего корректора. Правда, затем заменил его на какой-то китай плёночный. Что я только ни делал! Сам удивляюсь. Конденсаторы - вещь очень индивидуальная, поэтому я всегда рекомендую самим послушать разные и ставить что понравится.

xmr5: Вадим Пузанов пишет:Я "раздевал" МБГО, заворачивал его в несколько слоёв бумаги, пропитанных клеем БФ-6, А надо было просто в мусорку выбросить так как метализация ужасно звучит. фольга несравненно лучше. какой смысл раздевать мбго если начинка отстой.

PAN: А у меня есть древний родственник МБГО - КМБГ! Выпуск 1953г., - год смерти...Есть подозрения, что там самая что ни на есть фольга, и может даже оловянная. Решусь на раздевание - обязательно напишу о результатах.

PAN: От я разбежался... Нету там никакой фольги. Напыление. Вот выдержка из статьи в ж-ле Радио за 1956 год о МБГО,МБГП,КМБГ:

xmr5: О ужас. Олово. Впрочем и алюминий не намного лучше. Самые лучшие конденсаторы из медной настоящей фольги. но такие не продаются. и не производятся, межкаскадные не в счет, они стоят столько как будто у них обкладки из золота а не из меди. Расстреливать нужно таких производителей. Я считаю рынок должен быть просто забит недорогими медными фольговыми конденсаторами для аудио. вплоть до ёмкостей 20 мкф для БП. Я уже для себя давно решил буду делать сам.медная фольга 0,001 и конденсаторная бумага, фторопласт а также вазелин, масло и тд, в избытке на рынке и стоит копейки. нужно только намотать с большим натягом и все дела, медный конденсатор не отличишь от куска провода по звуку.

PAN: Вы - большой оптимист. Но кажется А.Шумилов, известный энтузиаст в деле раздевания пром.конденсаторов, уже изготавливал медный самопал, и результат был печальным...

xmr5: PAN пишет: изготавливал медный самопал, и результат был печальным.. результат не может быть печальным, к тому же информация о Шумилове и его опытах лишена конкретики , что он там делал и делал ли вообще. Раздетые воздушнее звучат это факт,но было бы что раздевать. а вот изготовить медный бумаго-маслянный это просто необходимо для того чтобы не было грязи в звуке от оловянных или алюминиевых окислов-обкладок, я даже пайки минимизирую, заменяю скрутками с оплавлением конца.

PAN: Я, конечно, могу ошибаться, но как раз медь больше подвержена окислению чем то же олово, к примеру. Алюминий окислился мгновенно и ему как бы пофиг с этой защитной плёнкой. А вот наша чудесная медь окисляется медленно и уверенно, причём её окисел - полупроводник ещё тот... Не, ну если мотать в среде азота, а затем быстро загерметизировать, то может что-то и получится .

xmr5: PAN, что то Вы бредите. а трансформаторы и провода в них и не знали то Кстати я подумывал покрывать фольгу лаком тем же что и провода покрывают, как вариант нейтрализации Вашего бреда. А вообще наплевать на оксидный слой так как слои фольги все равно будут разделены слоем фторопласта или бумаги пропитанной маслом и там сопротивление сотни ГИГАом между обкладками, какой оксид и что что окислятся пластины, они же диэлектриком разделены.

PAN: И ничего я не брежу... Наоборот, вся мировая аудиообщественность (и я в том числе) верит, что барыги из всяких там дженсенов и аудионотов будут вскоре посрамлены нашими самодельщиками. Но для этого придётся выполнить некоторые технические мелочи. Вот, например, одна из них ("Электрические конденсаторы", Ренне В.Т 1969): А то после ожидания нирваны, можно получить муть мутную и озадачиваться вопросом: "как же так?,- все же сделано из супер-пупер материалов... И таких нюансов там ещё много зарыто. «Но это песня не о том, а о любви ..», в смысле, о ёмкостном корректоре .

xmr5: PAN, то, что Вы изложили, интересно и полезно , и не могли бы дать название книги? Но никаких преград на пути медного конденсатора не вижу, более того - в винтажных японских CD плеерах я видел медные конденсаторы прозрачные намотанные красной медью. Не так страшен чёрт, как его малюют. тем более в Вашей книге указана металлическая фольга а не именно медная , что то у кбг-мш не покрыты обкладки оловом тщательнее думайте прежде чем возражать. не имеет в этом плане алюминиевая фольга преимуществ перед медной что и понятно из вашего же скана. отсутствие их на рынке по другим причинам, производителю нет дела до аудио да и как оно будет если я еще не встретил не одного аудиофила который полностью осознает необходимость меди в конденсаторе.я первый. PAN мне ведь не в межкаскад надо в межкаскаде я не ставлю конденсаторы, в коррекцию сам сделаю за 5 минут из слюды и фольги. А нужны они мне в БП в БП родимый.

nikola1971: Впечатления(положительные) о конденсаторах с медной фольгой. Интересно то, что их сделал человек, с последовательным инженерным подходом( если читать все его посты на форуме Rmmedia). конденсаторы JENSEN

xmr5: nikola1971 Ну так еще бы конденсатор такой же проводник тока как и провод никому же не приходит в голову делать провода из олова и мотать ими трансы. большинство аудиофилов не способны думать самостоятельно и хавают циклично всю жизнь какашку прописанную в их мозгах большим братом, а как перепраграмироваться не знают. этим знаниям не учат в школе. печалька. Не удержался, что бы не цитировать по Вашей ссылке. Я рад, что всё-таки есть понимающие люди:Юр, я тебе дам послушать запись в сравнении , когда менял только один разделительный входной конденсатор в микрофоне. Три разных кондера, включая полипропилен. Разница слышна сразу в слепом тесте. Причем разными людьми. Выбирают всегда бумагу. Про то что нужны медные,- это вообще не обсуждается. Остальные -мусор.Только уточню а то многие не поймут,не бумагу а фольгу, просто в данном контексте это синонимы. короче эти дженсен обнаглели совсем, ломят цены на медные кондерчики малюсенькие и ломят потому что другие производители тупят, а ведь можно этих кондеров наделать по 200 руб штука. Еще меня поражает тупая логика , ругают бумагу за смягченные верха якобы тангенс угла потерь больше у бумаги но хвалят за звук, а если пропилен то резкие верха но звук хуже. так вы возьмите сделайте фольговые пропиленовые и 2 зайца убито будет . просто поражаюсь с их тупой политики если пропилен то обязательно металлизация у них почему то. просто тупость.

PAN: xmr5 пишет:и не могли бы дать название книги? Дык вроде указал: "Электрические конденсаторы", Ренне В.Т (1969). В сети есть - можно свободно скачать. Там, кстати, очень много технологических моментов, которые дают понимание почему "не звучит". Да и вообще по теме конденсаторов много интересных книг есть, 50-60 годов выпуска. Всё изобретено уже давно до нас...в межкаскаде я не ставлю конденсаторыЯ тоже стараюсь избегать межкаскадных конденсаторов, но те же лофтино-подобные схемы - это всё таки компромисс. Категорически поддерживаю мысль о том, что медяшечка - наилучший вариант в обкладках конденсаторов (из доступных). Всё упирается в сложности при самостоятельном изготовлении. Тем более, если что-то уже сделано своими руками... Но я никоим образом Вас не останавливаю. Просто предлагаю, прежде чем начнёте мотать, собрать побольше инфы по этой тематике.

xmr5: Так и собираю помаленьку. уже продумал как станок сделать, c червячным редуктором для максимального натяга фольги. короче нужно получить примерно четверть оборота в секунду , просто мне так кажется будет наиболее удобно контролировать процесс, и огромный крутящий момент для натяга широкой фольги. но это все под большие конденсаторы для бп. а с маленькими то проще на много всё. габариты меня не смущают совершенно.Если получится намотать на 20 микрофарад и 500 вольт размером с литровую банку я буду просто рад. крепить элементы станка жестко к полу. или к массивному основанию. но это все теория, до практики далеко так как не первоочередная задача.так мысли. А вот как сделать беcкомпромисный лофтин знаю. описывать не буду потому что стая троллей только и ждет.

SergeL: Несколько картинок с измеренными параметрами корра АЧХ Шумы Гармоники

SergeL: Поскольку корректор "Левша-3" я делал не для себя, а по просьбе одного товарища, решил сделать и для себя что-то в рамках означенной топологии. Усиления в 160 в моём тракте маловато. У новой схемы усиление примерно 400. Получился "Левша-4" Транс на выходе-бифиляр на арматуре от ТВЗ-1-9. У этих трансов железо очень разное по звучанию- от "очень плохо" до "очень хорошо". Благо выбирать есть из чего. Схема Конструктив Что-то переход по клику на миниатюрах не сработал. Вот прямые ссылки click here click here click here Анодное напряжение 350-380В.

Сергей Торопов: Это получается, сами каналы собраны как съёмные модули, так, Сергей? Очень удобно, для сборки и доработок!

SergeL: Сергей Торопов пишет:сами каналы собраны как съёмные модули, так, Сергей?Да. Для сверхминиатюрок наиболее подходящий конструктив. Если с печатной платой возиться неохота.

xmr5: SergeL пишет:арматуре от ТВЗ-1-9. C ТВЗ1-9 не будет настоящего артикулированного низа. не будет. Есть хорошее железо покрупнее - согласующие трансформаторы от кинаповской акустики, там и железо получше и размер побольше.

zvuk2496: А по звучанию с вашим Алешей Поповичем есть отличия ? Схемы не открываются.

SergeL: Индуктивная и ёмкостная коррекции-это две разные вселенные. Индуктивники раздвигают границы восприятия. После них ёмкостные воспринимаются иначе. Глубже наверное. У меня так и не получается, да наверное и не получится, разложить для себя всё по полочкам. Сегодня в моей системе работают обе коррекции. Детальность, разборчивость, глубина это к индуктивникам. Но с драйвом там не очень. У меня складывается впечатление, что детальность и драйв-антиподы. Недавно налаживал систему одному знакомому. Он поклонник жёстких стилей. Послушали несколько тяжёлых групп. Меня зацепило звучание "Синдереллы". (Ранее никогда про такую не слышал). В моей системе диск вообще никак не прозвучал. То есть слушать было невозможно. В свою очередь беда ёмкостников-девальвация восприятия. Первая прослушка-дух захватывает. Через неделю звучание становится обыденным. Через месяц начинаешь тосковать по тем эмоциям, которые испытал при первой прослушке. И понеслась по кругу. "Левша" кстати за много лет мне не надоел. Левша-4

zvuk2496: Сергей, спасибо за ответ. Вас интересно читать. Меня сделали новичком, более года отсутствовал на сайте. Хочу повторить Поповича. Благо сейчас работает ЕФ800 +6с45п ( ел84 , ел83 и т.п.) с RC коррекцией в 1 каскаде. Надо собраться намотать 3 изделия и послушать. До этого ( уже давно ) был ЕФ86 +СРПП на 6Э5п с конденсатором. Так вот , что то последнее время начал вспоминать его звучание, как Вы говорите - ностальгия. Вот там был драйв. Еще немаловажно - какой Усь, энерговооруженность, какие АС. У меня 2 полоска, переделал фильтры на последовательные, и все "консерватория". Если отвлекся от темы - извините.

SergeL: zvuk2496 пишет: Надо собраться намотать 3 изделия и послушатьТам основные усилия не с намоткой, а с экранированием изделий. Основной враг магнитная составляющая. А с ней справляться по факту только наращиванием толщины экрана. Подсказка. Ферритовые чашки от отклонялок из кинескопной техники очень неплохо давят магнитную наведёнку. Форма только не самая удобная.

SergeL: Приятель попросил отремонтировать свой корректор. Два СРПП каскада на 6Н2П-6Н3П с корректирующей цепочкой между ними. Отремонтировал. Послушал. Давне-е-енько я не слышал обычной RC-коррекции. Долго слушать не смог. Завёл ту же пластинку через "Левшу". Размышлял: как бы описать контраст между услышанным. Пришло на ум. После долгой, рабочей, промозглой, со свинцовым низким небом и противным мокрым ветром недели вы просыпаетесь в субботу а за окном сумасшедшее солнце на бездонном небе и бодрящий морозец. И кофеёк горячий. М-м-м.

johnson1496: Проблемы с экранировкой решаются просто: низкое (пару десятков Ом) выходное сопротивление каскада, работающего на моточные изделия. И питание - в отдельном корпусе. А с экранами другая проблема: ёмкость обмотки на экран, но это другая история

SergeL: С утра пришла в голову мысль, что мой последний пост это аллюзия на известный стих Пушкина. Раньше он не пробуждал во мне такие эмоции. Кстати, сегодняшнее утро у нас - как по заказу. И солнце, и небо, и мороз, и кофе.

юрий 1958: SergeL, ищу вертушку... соберу Ваш Корр. =левшу = Отказался от винила ... 2 года . Не отпускает .... зараза.

SergeL: юрий 1958 пишет: Не отпускает .... зараза . Что ж себя через колено-то ломать? Однова живём!

юрий 1958: да почему же ...ломать . Были парочка 106 вег .. головы и корр. разные пробовал.. . Но как то все ..не то . Да и винила хорошего раз два и ... все . Куплю что то посолидней . И соберу ваш корр.

юрий 1958: SergeL Мотаю силовой транс. Может удвоение ? Токи-то не большие . И не оч. понятно с накалом. Схема не четкая . Выпрямить ... отфильтровать, Соед. последовательно 3 нак. ламп. ... А вот дальше не оч. понятно . накал 3 лампы зашунтирован для выравн. по току ? А куда отвоДЫ ? Спасибо !

SergeL: Накал 3 лампы зашунтирован резисторами для выравнивания по току. С делителя напряжение подаётся в сетку лампы второго каскада (точка А). Сделал таким образом фиксированное смещение, дабы не париться с чем-то в катоде. Если такое решение не нравится, поставьте в катод хоть шунтированный резик, хоть полупроводник. Накал первой лампы зашунтирован литом для максимального подавления переменки на нём. Ни в коем случае не нужно шунтировать литами накалы 2-3 ламп. Можно соединить накалы традиционно параллельно. Но там с фильтрацией всё гораздо сложнее.

юрий 1958: понял понял . Спаибо ...мотаю ...

юрий 1958: SergeL, позвольте спросить: какой у вас выпрямитель анодного? Может сделать на 6х2п ? Комбинированный мостовой с каменн. диодами по =минусу=. Выпр. ток - 20 мА. И имеет ли смысл? Транс готов... осталось место под накал для 6х2п. Вот и думаю.

SergeL: БП делал давно. ДППВ со средней точкой. Изначально там был 6Ц4П. Потом для каких то целей вместо него ставил ультрафасты. Потом кажется вернул кен. Сейчас точно не помню. 6Х2П как-то не довелось "пощупать". Но думаю никаких противопоказаний нет. В моей системе влияние типа выпрямителя если и есть, то далеко не на первом месте. По этому к выпрямителям отношусь достаточно утилитарно.

ALSS: Обратное напряжение 6Х2П 450 В - выдержит?

юрий 1958: ALSS, да и не жалко, если нет! Поставлю что... посолидней. Соберу - отпишусь. Спасибо !!! Транс намотал. Нашёл корпус -экран. Стальной. Так неохота собирать БП отдельно...

SergeL: юрий 1958 пишет:Так неохота собирать БП отдельно... Схемотехника "Левши" по своей природе чувствительна к электростатической наведёнке. На баллоны ламп я надеваю трубочки, свёрнутые из жести.

юрий 1958: SergeL, спасибо... учту! Транс закатал в сталь! Попробую "на фанерке" его влияние. Лампы на подходе . платки пробные есть китайские ...но они так плохо лудяться . Похоже - без меди Куплю в воронеже наши - уже луженные . А вы лампы как распаивали ? Думаю -на стойки из меди 1 мм биамнтом

SergeL: юрий 1958 пишет:А вы лампы как распаивали ? В теме были фотки, пропали за давностью. Выкладываю повторно: Юрий, обратите внимание на сетку верхнего триода второго каскада. У меня при первом включении в одном канале возник самовозбуд. Подавил тонкой ферритовой трубочкой, надетой на вывод сетки. Если опасаетесь потенциальной проблемы, предпримите заранее антивозбудные меры. И резистор в цепи коррекции первого каскада (последовательный с кондёром 620 пФ) так же заэкранируйте жестяной трубкой. На фото это видно.

юрий 1958: SergeL Спасибо! Вы предугадали мои вопросы... Распаяю на комут. колодках, 3х рядных . А по намотке трансов что-то особое есть? Мож. бифилярно ?

SergeL: юрий 1958 пишет:Мож. бифилярно ? Конечно бифилярно.

юрий 1958: SergeL Нашел трансики .. Не ТВЗ.. На ОЛ . Чуть меньше чем ТВЗ . Боюсь 0.2 мм провод не войдет по 1500 витков .. Есть ПЕВ 0.1 и 0.15 пелшо . Вот ним в паре ... Как ? возможно ? И какие требования к конд . в цепи катода вых лампы ? Тот . что 220 мкф . на 200 в Спасибо !

SergeL: У выходного транса есть куда подвинуться и по активному и по индуктивности. Там всё с запасом. Мотать парой ПЭВ-ПЭЛШО можно, но не целесообразно. В данном случае перепад по постоянке между обмотками мизерный. Сердечник я собирал вперекрышку. Про шунтирующий лит сейчас уже не вспомню. На Ваше усмотрение.

юрий 1958: SergeL, спасибо! Продвигаюсь далее...

юрий 1958: SergeL, ещё вопрос . Как включать обмотки трансов? Где начало и где конец обмоток?

юрий 1958: Катушки готовы! 2700 витков 0.15 мм. Соберу трансики, прогоню по полосе. Наверное и 0.2 уместился бы, но нет в наличии. С наступающим! Самые добрые пожелания !!!!!!!! Всем ..Всем Всем !

юрий 1958: Полоса оч. широкая . Без резонансов . Начало обмоток в верхн. точках включения . Так без горбов . Или в нижних. Разницы нет. SergeL Вопрос о межкаск. конд. ...Который 0.1 мкф . Есть ССГ-1 ... но на 0.05 мкф . И есть к72п-6.. 0.1 мкф . Ну и другие из серии к72 и к76 . и к40. А что ставить?

SergeL: юрий 1958 пишет: А что ставить? К40 на мой ух там совсем не прижились. Ставьте лучше полипропилен.

юрий 1958: SergeL, тогда - ссг! Спасибо!

MATVEICH53: Всех - с Рождеством! Собираю Левшу3 на "пальцах". Вопрос к SergeL: накал лучше от 12 вольт делать по типу Левши-3? Что еще за прошедший период можно в нем улучшить по Вашему мнению?

SergeL: MATVEICH53 пишет:накал лучше от 12 вольт делать по типу Левши-3Не очень понял суть вопроса. Если два подогревателя последовательно, то удобнее от 12В (конечно с запасом по напряжению на гасящий резистор).Что еще за прошедший период можно в нем улучшить по Вашему мнению?Схемотехнически - вряд ли. Лампы можно поперебирать, конденсаторы разделительные да и корректирующие то же, со способом смещения ламп поиграться. Всем желающим повторить Левшу очень рекомендую заглянуть в мою тему про индуктивные корректоры. На последнем скане там есть оптимальная схема разводки общего провода. Оптимальность заключается в гарантированном исключении земляных петель. Топология "Левша" к оным достаточно чувствительна.

юрий 1958: SergeL, монтаж продвигается .. дошла очередь до 6ж10б. А как распаивать сетки ? Все три - в одну ? Или -на анод , кроме управляющей ?

SergeL: Я распаивал вторую и третью на анод.

юрий 1958: SergeL, спасибо! Опыты с 6х2п не увенчались успехом. Шьёт её при включении. Пока емкости не подзарядятся. Перешёл на a6z А далее ... на 6ц4п, у неё накал 0.4 А.

SergeL: Небольшое уточнение по поводу применения в схеме 6Ж10Б-В. Оно обусловлено желанием включить все подогреватели последовательно. А для 10-ки ток накала несколько ближе к желаемым 0,4А, чем у остальных кандидатов. Если соответствующим образом изменить номинал шунтирующего подогреватель резистора, можно использовать, скажем, 6Ж1Б-В или другие сверхминиатюрки. Можно так же применить и 6Н16Б-В или 6Н21Б-В, но там появляются "лишние" половинки. Либо включать подогреватели параллельно. Но тогда будет больше проблем с фильтрацией.

юрий 1958: SergeL, всё уже готово! Работает! Вот только вертушки пока нет ... Извечная проблема ... изм. собств. шумов корр-а. Осцилогр. по одному каналу такое выдает !!! И заземление не помогает ! БЕЗ КОММУТАЦИИ КОР-_А ! А как вы смотрите шумы и прочее в каналах ???

SergeL: юрий 1958 пишет:Осцилогр. по одному каналу такое выдает !!! И заземление не помогает ! БЕЗ КОММУТАЦИИ КОР-_А ! А как вы смотрите шумы и прочее в каналах ???Юрий, пишите, пожалуйста, поинформативнее. Какое выдаёт корр? Что такое "без коммутации корра"? Шумы и прочее в каналах я смотрю программным спектроанализатором либо RMAA, подключив корр к звуковой карте компа.

ALSS: юрий 1958 пишет:...изм. собств. шумов корр-а. Осцилогр. по одному каналу такое выдает !!!Какое "такое"? Фотографию, пожалуйста, с экрана с указанием коэффициентов отклонения по горизонтали и по вертикали.И заземление не помогает! БЕЗ КОММУТАЦИИ КОРа!Т. е. с открытым входом? Зашунтируйте вход омическим сопротивлением катушки 500-1000 Ом. И опять-таки фотографию после шунтирования входа. PS. юрий 1958, ну, не телепаты же сидят на другом конце сети, междометиями с восклицательными знаками информацию не передать (разве что - примитивные эмоции), постарайтесь информацию доводить информативно.

юрий 1958: SergeL, Левша -4. К вам и к корректору - никаких претензий . Наводки из сети или от БП самого осцилографа . Разбираюсь .... ALSS, спасибо за участие . Простит е эмоции. Сегодня поставлю крышку - корпус . Сохнет после покраски . Скомутирую на УНЧ .. Без вертушки . Отпишусь Заземление на батареи отопления ... част . дом . Надо протащить =чистое= ...летом . А так на трубах наводки !!!! Кругом ИБП !

юрий 1958: Ну вот - момент истины! Включение и ТД. Вертак -ТДК ... из последних... с ЮСБ к сожелению . Хрень все это .Толб\ько помехи от них . Ну ... что есть . Звук мне понравился ... Входные разьемы выбросил . подпаял провода прямо к платам . Показалось - лучше ! Как бы чуть мало низов . С СД эти же композиции слушаются сочнее.. Винил для тестов - импорт . Приличный . Мож голова такая ! SergeL, спасибо за схему и участие!!!!! Собрал, кстати, в корпусе от видака. Как и у вас, вроде. Еле вошло всё! Платы - в кожухе из оцинковки . Транс - в своем кожухе -из стали 1.5-2 мм Фона нет! Стучу по дереву - пусть работает !

SergeL: юрий 1958 пишет:Стучу по дереву - пусть работает !Поздравляю. Постучал вместе с Вами-пусть работает!

SergeL: Немного информации для тех, кто не очень глубоко погружён в тонкости схемотехники фонокорректоров. Одно из достоинств схемотехники "Левша" заключается в отсутствии проблемы с динамической ёмкостью первого каскада, поскольку коэффициент усиления частотнозависим. Он максимален на НЧ и падает с ростом частоты. Следовательно в первом каскаде можно применять высокомюшные лампы не опасаясь проблем с избыточной входной ёмкостью. Можно просто не париться. А если всё же захочется попариться-можно подобрать оптимальную ёмкость посредством добавления параллельно головке недостающей величины.

r9о-11: Э-э-э... И тогда, получается, цепи коррекции для создания нужной АЧХ должны как-то "знать" о линейных искажениях, вносимых первым каскадом? Или, другими словами, настраивать корректор следует по тестовым сигналам "анти-РИА" и при смене/замене ламп в первом каскаде перепроверять работу цепей коррекции?

SergeL: r9о-11 пишет:цепи коррекции для создания нужной АЧХ должны как-то "знать" о линейных искаженияхЧто-то я плохо понял вашу мысль. В предложенной схемотехнике цепи коррекции являются частью каскада.и при смене/замене ламп в первом каскаде перепроверять работу цепей коррекции?Помнится, когда я ещё активно экспериментировал с макетом, менял кучу ламп (однотипных) разных производителей и годов выпуска. Разброс АЧХ был мизЕрным.

r9о-11: Хорошо, спасибо, понял - разброс параметров ламп некритичен.

SergeL: topojijio пишет:Сергей, а вы какие пластинки слушаете? Вы слышите супер звук винила на фирменных пластинках? Или на всех ? Неужели не слышите на запиленых пластинках сибилянтов?? Это все не флуд, это очень ценная информация незаинтересованных ни в чем людей... Кстати, схемку выложите своего лучшего последнего корректора ?? Давайте по крайней мере переедем из чужой темы. Пластинки я слушаю очень разные. По большей части отечественные, есть и "фирма". Старые. Есть несколько новодельных. Большинство из новодела не нравятся по качеству записи. По жанрам -классика, рок , джаз, советская эстрада, эстрадные оркестры, ну Высоцкий с Розенбаумом как бы шансон. По годАм выпуска-от 50-х до 90-х. Много долгоиграющих моно и стерео. Для них отдельный вертак. Есть и патефонные на 78, даже построил вертак под них. Но что-то не пошло. практически не слушаю. С суперзвуком "фирмы" история интересная. Он действительно "супер" по сравнению с некоторыми мелодиевскими (причём далеко не всеми) на слабеньких системах. По мере роста уровня системы разница нивелируется и почти исчезает. Сам я коллекционной стороной винила не заморачиваюсь. Но есть знакомый глубоко погружённый в коллекционные дела. Ну там первопресс "на сверле" и всё такое. Я сравнивал у себя его первопрессы с антроповскими пиратками (Юрай Хипп в частности). Ну есть некоторая трудноописуемая разница в пользу "фирмы". Всплыл сейчас термин "харизма". Некоей харизмой "фирма" отличалась от пираток. Кстати у Хиппов многие записи весьма средненькие сами по себе. У Дип Пёпл всё гораздо лучше. Про запиленные пластинки и искажения сибилянтов. По моему опыту в искажении сибилянтов виноваты сама запись, либо головка, либо тонарм. У меня сейчас в активном пользовании 6 вертаков. И я подбираю конкретные головки под конкретный тонарм. В частности есть головка (судя по всему винтажное ОЕМ-изделие, клон Excel) с очень красивым звучанием. Я даже не стал её перематывать. Но склонна к искажению сибилянтов. Поставил на тонарм, который абсолютно терпим к такого рода искажениям. И степень искажения от головки кратно снизилась. Большинство пластинок можно слушать вполне комфортно. Запиленность на искажения сибилянтов если и влияет, то мало. Запиленность катастрофически влияет на искажения звучащие как клиппинг. Особенно проявляется на внутренних треках. Ну тут к сожалению особо ничего не сделать. Разве что "верха" подрезать в ущерб звучанию. Но тоже не панацея. Схему последнего корректора как-нибудь выложу. Но попозже. Есть некоторые причины.

topojijio: Спасибо вам Сергей за развенутый ответ... А какой тонарм вы используете ? Какой тонарм посоветуете мне для головки Ortofon MC20??? Если честно не думал что тонарм имеет такое большое значение..

SergeL: topojijio пишет:А какой тонарм вы используете ?Ну, я же написал, что активно использую 6 вертаков. Соответственно 6 разных тонармов. Возможно Вас интересует самый невосприимчивый к сибилянтам. Это тонарм от Эл-ки Д1-012 с пружинным противовесом, затянутый в термоусадку и с шеллом из бивня мамонта.Какой тонарм посоветуете мне для головки Ortofon MC20Не могу ничего посоветовать. У меня нет такой головки.

topojijio: Есть у меня тонарм от элки д1-012, есть и от элки б1-012 с деталью из латуни под ножи... Но такую пружину нигде не могу найти... Не подскажите где её можно купить ?? Ещё Лихницкий снизу ванночку с глицерином использовал... И кстати, какой тонарм лучше , от какой элки , от д1 или от б1 ? Сергей, я имею ввиду какой тонарм посовеуете для МС головы с низким выходом ?? По-моему на классике советовали тяжёлые винтажные утюги для таких голов, типо Греев...?

SergeL: topojijio пишет:Не подскажите где её можно купить ??Нет, не знаю где пружины продают. Я просто собираю все пружины, которые мне попадаются под руку. Некоторые оказываются подходящими для уравнивания тонармов.Ещё Лихницкий снизу ванночку с глицерином использовал...Ванночку не пробовал. Слишком это нетехнологично. А вот демпфирование токами Фуко (магнитом) штука интересная. Когда запускал вертак под грамофонные пластинки тонарм (очень тяжёлый) на громких местах выкидывало из трека. Демпфирование тонарма магнитом полностью устранило проблему.И кстати, какой тонарм лучше , от какой элки , от д1 или от б1 Лучший -тот, к которому идеально подходит голова. Я подбираю на слух. С комплиансом не заморачиваюсь. Точнее заморачиваюсь но не сильно. Пальцем кантилевер потыкаю и понятно-высокий или низкий комплианс.какой тонарм посовеуете для МС головы с низким выходомНе знаю. Я рассказываю только о том, что попробовал самолично.

topojijio: Ну в общих чертах. Если податливость кантеливера высокая (кантеливер быстро прогибается при нажатии пальцем на головку), то нужно лёгкий тонарм, и наоборот .. Если податливость кантеливера низкая (плохо прогибается при нажатии на головку), то надо тонарм с высокой эффективной массой.. Я правильно рассуждаю ? А вместо демпфирования магнитом я думаю уже лучше тонарм Шредера делать...

topojijio: И ещё вопрос. Ни у кого нету схемы полного МС корректора на двух KP538УН Александра Бокарева ?

SergeL: topojijio пишет:Я правильно рассуждаю ? Правильно.А вместо демпфирования магнитом я думаю уже лучше тонарм Шредера делать... Это из совсем разных опер. Ну и пару фото нашёл.

ALSS: topojijio пишет:И ещё вопрос. Ни у кого нету схемы полного МС корректора на двух KP538УН Александра Бокарева ? https://www.salonav.com/arch/2021/01/prostoj-i-nedorogoj-predusilitel-dlya-ms-golovok.htm

topojijio: Ну это вместо мс транса. Я думал может где-то есть схема полного МС корректора на таких двух микросхемах..

Сергеев Сергей: Схема на к548 было во многих промышленных аппаратах. Например Радиотехника -101. а это как 2шт 538. Но корректор далеко не лучший. Мягко сказать.

topojijio: Спасибо, Сергей. Я просто до конца не могу от фона избавиться в ламповых ФК.. Вот и решил себе спаять каменный от батареек чтобы... Чтобы знать откуда фон...

ALSS: Сергеев Сергей пишет:Схема на к548... а это как 2шт 538.Сергей Евгеньевич, ни в коем случае! Это совершенно разные микросхемы. Конечно, если речь идет о 538УН3 (и только о ней имеет смысл говорить), могу выслать подборку, если будете тратить на это время. Если бы я в профессиональной деятельности когда-то не работал с этими микросхемами, то не написал бы Александру (Бокареву) о них и схемах с ними, когда он искал нечто малошумящее, и он мгновенно прореагировал. topojijio пишет:Ну это вместо мс транса. Я думал может где-то есть схема полного МС корректора на таких двух микросхемах. Ознакомьтесь с их техническими данными и не несите чушь полузнайки. А. Бокарев сделал замену МС-трансформатора и правильно подключает к ММ-фонокорректору, как и должно быть.

Сергеев Сергей: Микросхемы конечно разные. Но по применению вполне заменяемы. в первом приближении. :) сейчас не интересны. где-то в 80 годах было бы здорово. Может и ошибаюсь. Давно это было...

topojijio: to SergeL Сергей, а как вы устанавливаете свои разные тонармы, по какой методике ? Я видел методику, из журнала "Радио" вроде... Там по треугольникам высчитывается точка установки тонарма и оверхенг соответственно... А вы по какой методике устанавливаете тонармы?

SergeL: topojijio пишет:А вы по какой методике устанавливаете тонармы?Я распечатал шаблон. Какой-не важно. Главное там есть радиус и сетка перпендикуляров к нему. Наклеил его на ненужную пластинку. Теперь нужные две точки отмеряю линейкой и иголочкой продавливаю две ямки. Отключаю антискейтинг. Иголку загоняю в соответствующую ямку и смотрю что и куда надо подвигать. Ну и с другой ямкой аналогично. В несколько итераций. SergeL пишет:Я сравнивал у себя его первопрессы с антроповскими пираткамиЗа давностью запамятовал. Там немного не так было. В сравнении участвовал первопресс-первопресс, обычный буржуйский сборник типа "бест оф" и стаснаминовская пиратка. Разница на уровне неуловимой притягательности была между первыми двумя. А наши проигрывали уже в качестве записи но не катастрофически. Вполне сопоставимо.

topojijio: Сергей, а когда вы предоставите общественности схему (и концепцию) вашего нового корректора ??

SergeL: Сложный вопрос. Точно не в ближайшие пару месяцев. Там довольно трудоёмкий транс. Хотелось бы представить более повторяемый вариант.

topojijio: Сергей, ну скиньте схему плиз.... Очень интересно.. )) Я так понимаю вы сделали RX транс ? У меня просто засели ваши слова, что вы открываете с каждым новым корректором все новые и новые ньюансы в записях на виниле... Я тоже открываю эти ньюансы.., зря я ругал винил... Вы кстати каменные корректоры не признаете да ?

SergeL: topojijio пишет:Сергей, ну скиньте схему плизВечером скину. Она простая как палец. Там дело не в схеме а в трансе.Вы кстати каменные корректоры не признаете да ?Я не существую в парадигме признаю-не признаю. Возможно, если глубоко погрузиться в "каменную" схемотехнику, что-то интересное и получится. Но мне пока хватает экспериментов над ЭВП.Я так понимаю вы сделали RX транс ?Макет с RX трансом у меня так же есть. Даже два. Первый интересно звучит. Второй -полное фиаско. Почему-не понятно. Но это другая тема.

topojijio: Хорошо, буду ждать вашу схему.. Я так понимаю вы один полюс сделали на повышающем трансе с мм головки который... Там если взять Ш пермаллой, то можно на крайних стержнях намотать первичку, на среднем стержне вторичка, и засчет индуктивности рассеяния получится один полюс. Только вопрос как потом АЧХ подгонять.. ?? Или сделать вторичку с отводами.. . У вас так ?

SergeL: topojijio пишет:Я так понимаю вы один полюс сделали на повышающем трансе с мм головки которыйТак Вас интересует конкретно RX-корректор? Который на индуктивности рассеяния?

topojijio: Не знаю даже.. Желательно бы все ваши проекты увидеть... Ну вы саии не делали полюс на рассеянии повышающего транса ???

SergeL: SergeL пишет:Вечером скину. В аноде выходного каскада первичка, в катоде часть вторички с отводом. Транс 1:1.

topojijio: Ничего себе... Прикольно !!!! Коррекция этим трансом осуществляется ?? И как с АЧХ ой у него?? И вообще как со звуком??? Превзошел ваши предыдущие схемы ???

SergeL: topojijio пишет:Коррекция этим трансом осуществляется ? Да.И как с АЧХ ой у него? Некоторое время назад у меня накрылся винт и пропали все данные за последние лет пять. Я не отношусь к пуристам в вопросе АЧХ. Обычно если в корре она влезает в 2-3дБ коридор-считаю что норма. По памяти с этим корром так же.И вообще как со звуком??? Превзошел ваши предыдущие схемы ??? С непреодолимым отрывом.

topojijio: Сергей, дело в том что у меня есть эти лампочки... То есть на всю схему надо намотать только этот транс 1/1 и все ? Если да, то решение Супер !!! И ещё, на схеме много не понятного.... Там написаны данные дросселя справа. Это данные того дросселя который в катоде второго каскада стоит ??? А данные транса какие ? Какое железо, сколько витков ?? Ухх, хорошо, если эта схема опередила все ваши предыдущие, и Алёшу Поповича вашего делать не пришлось...

омельян: В катоде - катодная обмотка вых. трансформатора. Это просто нарисовано так. По непонятному (для Вас).

Виктор Я: topojijio пишет:Ухх, хорошо,..., и Алёшу Поповича вашего делать не пришлось... О, сколько вам ещё не придётся сделать...

topojijio: Делать надо когда время есть, и когда лампочки хотя бы заказывать не надо... Тогда легче Алеша менее музыкальный был Сергей пишет.. Ну и смысл тогда был его делать ???

topojijio: Друзья, в который раз хочу вам напомнить, что я ничего не заканчивал, поэтому могу спаять только готовые схемы.... Сильно не пинайте..

topojijio: Сергей, уточните пожалуйста по вашей последней схеме... В катоде лампы второго каскада я так понимаю стоит дроссель, данные которого написаны справа (2000 витков, 750 Ом)... А данные трансформатора 1:1 для третьего каскада какие ? И на каком витке вы отвод делали ??? На двадцати процентах обмотки ??? Спасибо



полная версия страницы