Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Корректор с индуктивной коррекцией » Ответить

Корректор с индуктивной коррекцией

SergeL: Схема. Как видно из схемы, кривая RIAA формируется с помощью частотнозависимой ОС в катоде первого каскада. Первый полюс формируется в основном R5,L2, второй соответственно R5,L1. С третьим полюсом интереснее. Он формируется суммой активного сопротивления L1, дифференциального сопротивления прямосмещённого VD1, сопротивления катода V1 и индуктивностью L1. Поскольку сумма указанных сопротивлений невелика (десятки Ом), то и индуктивность требуется небольшая - единицы Генри. Поскольку измерить точное сопротивление Rk затруднительно (формула Rk=1/S даёт очень приблизительное значение), индуктивность L1 придётся подстроить по реальной АЧХ подбором ширины зазора. Дроссель L1 намотан на Ш железе сечением 1.5х1.5 (кажется) проводом 0.26 до заполнения каркаса (порядка 1000 витков). Нужно стремиться к минимизации активного сопротивления. С другой стороны - увеличение габаритов дросселя усугубляет проблемы с его экранированием. Дроссель крайне чувствителен к магнитной составляющей наводки. У меня на данный момент толщина стенки магнитного экрана порядка 10 мм. L2 можно намотать на любом "мелком" Ш-железе (у меня 0.6х0.8). Мотаем проводом 0.2 до заполнения каркаса (порядка 800 витков). Необходимую индуктивность также подбираем прокладкой. Дроссель L3 необходим для пресечения шунтирования цепи катода цепью V2,R4. Он также намотан на Ш-железе 1.5х1.5 проводом 0,1 до заполнения каркаса. Здесь главное - максимальная индуктивность. Дроссель также необходимо экранировать. Стенки 1.5 мм достаточно. Второй каскад особенностей не имеет. Уровень выхода порядка 2В. Если следовать устоявшейся классификации, то по способу коррекции корректор нужно считать XL-корректором. Поскольку такой коррекции для НЧ схем мне не попадалось, предположу, что схема оригинальная и заслуживает имени собственного. Пусть называется "Алёша Попович". Здесь сэмплы: click here

Ответов - 121, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

6C33C: Макетировал с полгода назад что-то похожее, правда индуктивности без сердечников были включены в катод триода последовательно, шунтировались резисторами и имели суммарное сопротивление около килоома для обеспечения режима лампы без дополнительных элементов. Пробовал и с раздельной коррекцией. При прослушивании фон был, но дальнейшие игры тогда прекратил т. к. звук особо не впечатлил. Немного освобожусь и попробую еще. А как у Вас со звучанием?

SergeL: О характере звучания можно судить по сэмплам. Оцифровка "убивает" живость звучания. В оригинале звук живой. А Вы можете показать схему, которую макетировали?

6C33C: А причем здесь оцифровка? Я о личных впечатлениях. На пути сигнала пластинка-картридж-корректор-усилитель-АС нет ничего цифрового. Поищу свои заметки и покажу схему.


SergeL: Личные впечатления: совершенно потрясающе.

majordom22: SergeL пишет: Оцифровка "убивает" живость звучания Последние, по времени, чисто аналоговые записи на виниле были в средине 70-х.

SergeL: majordom22 пишет:Последние, по времени, чисто аналоговые записи на виниле были в средине 70-х.Я об оцифровке через звуковуху. У меня есть пластинки "ЦЗ" с замечательным живым звучанием. Впрочем и с "мёртвым" так же имеются.

illarionovsp: SergeL пишет: Личные впечатления-совершенно потрясающе. А объяснить-пояснить можете? Вместо катушек гираторов понавинтить, может ещё круче будет? ЗЫ. Вместо R4, L3 стаб тока поставить. ЗЫ2. Схему рисовать надо в редакторе. Любом, схемотехническом или художественном. Материалы представлять, нарисованные от руки имеет право А. Бокарёв и больше никто.

volli: "Материалы представлять, нарисованные от руки имеет право А. Бокарёв и больше никто." ЗЫ: Сергей Павлович, за что же Вы так не возлюбили "рукописи"? Бумажные носители информации тоже имеют право на жизнь (пока ещё) .

Бокарёв Александр: Встряну невежливо. Коррекция индуктивностью в данном варианте -свежее решение, я такого подхода не встречал ранее. Одно скажу, что избавитья от магнитной наводки на катодную(самую чувствительную входную цепь) -непросто. Кроме того, паразиты самих индуктивностей могут завести лампу в возбуд.Макетный вариант корректора на RL доставил мне много проблем.

illarionovsp: volli пишет:не возлюбили "рукописи"? Если бы прог-рисовальщиков не было, тогда - да, деваться некуда. На фотошопах рисовать - занятие сильно не из приятных и муторное очень. А на Микрокапе, скажем, быстрее, чем на бумаге. Да и на сканер (фотик) подкладывать не надо. Никто не просит по ГОСТу, пусть по американскому стандарту, резисторы зигзагами. И текстовые вставочки читаться нормально будут. Да и уважение к коллегам видно сразу. Причём, смешно: на форуме столько спецов-схемотехников, которые собаку в этом деле съёли, даже по Автокаду есть. Объяснят, покажут, проконсультируют. Про лень. Мы все лентяи, но документацию извольте грамотно представлять. ЗЫ. Я коллеге-портальцу года два объясняю, как ф-лы в строчку писать, так он, всё равно, отфонарно пишет. Даже не понимает, чего от него требуют. Например: А=В*С/Д*Е Он искренне считает, что вначале Д умножаться на Е будет, а потом делиться на числитель. А что в науке по-другому мыслить принято, даже в голову челу не приходит. Я всё понимаю, но зачем тогда на форумах светиться, безграмотность свою демонстрировать?

SergeL: А объяснить-пояснить можете?Попытаюсь. Как водится, все мы родом из детства. В те давние времена мне больше нравилось слушать записи, нежели живую музыку. Потому что запись была гладенькая, прилизанная, вобщем красивая. А исполняли эту музыку какие-то божества, жившие как минимум на Марсе, а скорее на Плутоне. Вобщем музыка ассоциировалась не с живым человеком, а с проигрывателем/магнитофоном. Когда доводилось слушать живую музыку, становилось несколько дискомфортно. Никак не укладывалось в голове, что музыка рождается сию минуту обычным человеком с морщинками на лице и в помятом костюме. И звучит она совсем не так, как в магнитофоне. Особенно напрягал барабан. В магнитофоне он звучал хлёстко и протяжно, а вживую как-то гулко и "самопально". Разумеется со временем всё меняется. Поменялось и моё восприятие. Я дорос до простой и очевидной мысли, что первично именно живое общение через музыку. Потихоньку приобщился к лампостроению/виниловодству. Поскольку именно при прослушивании через ламповый тракт почувствовал это ощущение сиюминутности и самопальности творения музыки. А с "Алёшей Поповичем" произошло казалось бы невозможное. Я стал ощущать исполнителя как живого человека, творящего музыку здесь и сейчас.Вместо катушек гираторов понавинтить, может ещё круче будет? ЗЫ. Вместо R4, L3 стаб тока поставить.Наверное можно. Но, согласитесь, это будет другой корректор. volli и Бокарёв Александр, спасибо за поддержку.

illarionovsp: SergeL пишет: Наверное можно. Но, согласитесь, это будет другой корректор Не должно. Не всё равно, как катодную цепь от экрана отвязывять. ИМХО. Авторы всегда не любят, когда их разработки комментируют и улучшательством занимаются.

Бокарёв Александр: добавлю, что для данного варианта я взял бы лампу 6Ж49ПДР, у неё крутизна высоченная, индуктивность потребуется ещё меньшая. Эта идея мне всё больше нравится, хотя я делал LR коррекцию прямо в выходной цепи, на выходе трансформатора, понадобился дроссель на 5-10 Генри.

kozij: Сергей, а как на счет шума? V2 прямо на катод входной лампы не шутированный?

SergeL: Не должно. Не всё равно, как катодную цепь от экрана отвязывять.Вы ещё и про гираторы говорили. Касательно источника тока. Если делать пентодный-ещё один баллон со всеми сопутствующими. Если на высоковольтном фете-не очень понятно что поимеем. Участник одного из профильных форумов показал достаточно убедительную лабораторную работу о частотных свойствах ИТ на LM317. Там ближе к 10 кГц всё становится довольно печально. Какой ИТ порекомендовали бы Вы?Авторы всегда не любят, когда их разработки комментируют и улучшательством занимаются.Ну, пожалуй, да.я взял бы лампу 6Ж49ПДРУ меня нет такой лампы, но думаю что подойдёт. Надо только по "микрофону" проверять. Катод, отвязанный от "общего" усугубляет проблему с микрофонным эффектом.Сергей, а как насчет шума?Здесь отчёт RMAA. 0dB соответствует 2В. click here

illarionovsp: Про частотные св-ва ИТ беспокоиться не стоит. В качестве активного элемента любые PNP транзисторы. Хоть биполяры, хоть полевые. Можно и лампу, триод с резистором в катоде. Ток небольшой, лампу любую можно, сверхминиатюру, нувистор. В литературе есть многочисленные описания маломощных ламповых каскадов с ИТ в аноде. Оттуда ИТ и содрать.

Бокарёв Александр: 6Ж49ПДР это суперверсия 6ж9п, она не звенит, не шумит, в коробке все лампы одинаковые, не нашёл дефектных из 50штук. Девятка же в зависимости от исполнения - либо плохо в плане звона- либо чудовищно.

Fedor: Бокарёв Александр пишет: 6Ж49ПДР это суперверсия 6ж9п На схеме указана лампа 6Ж9П-Е, она по параметрам гораздо ближе к 49-ой, чем 6ж9П. По-моему, 6Ж9П и 6Ж9П-Е совершенно разные лампы.

SergeL: По-моему, 6Ж9П и 6Ж9П-Е совершенно разные лампы.Совершенно верно. Когда перешёл с "П" на "П-Е" пришлось подстраивать режим. И с "микрофоном" у последней всё в порядке.

Бокарёв Александр: E180F чуток лучше по звону, чем девятка с малым анодом, такого же конструктива. Звучит девятка очень красиво. Ничуть не хуже чем импортная сестричка.

SergeL: Построил "Алёшу Поповича" в законченном виде. Если интересно, вот фото:

vladimir 1478: Вы хорошо поработали и выглядит очень красиво. Поздравляю! С уважением,Владимир.

Сергей Торопов: Примите мои поздравления! Необычный внешний вид и конструктив, не говоря уже о схемных решениях Раскажите, пожалуйста, из чего корпус, каково общее усиление, максимальное входное и выходное напряжения по переменке, если не трудно

SergeL: Спасибо, коллеги, за добрые слова.из чего корпусКорпус-берёзовая фанера, декор-самоклейка. Только стойки, поддерживающие "дочку", и бобышки, в которые они вкручиваются-металл. Конечно, следовало бы отделать шпоном. Но я последние 2 года, пока "вылизывал" схему, слушал одноканальный макет. Поэтому хотелось запустить корр побыстрее, не стал морочиться со шпоном.каково общее усилениеНа 1 кГц сквозное усиление 208 максимальное входное и выходное напряжения по переменкеОпять же на 1 кГц заметный рост гармоник (на уровне -50dB от уровня основного тона (контролировалось спектралабом)) наблюдался при 125 mV на входе и соответственно 26 В на выходе. Вроде для ламповых схем вопросы перегрузочной способности не очень актуальны. С чем связан интерес к данной теме?

Сергей Торопов: Спасибо за развёрнутый ответ, интерес не праздный, по этим параметрам можно много понять о корректоре, это как пульс у человека, индивидуальная сущность девайса, так сказать. Параметры - отличные, за ними кроется грамотный подход ...

SergeL: Параметры - отличные, за ними кроется грамотный подход по этим параметрам можно много понять о корректоре.Кстати, позвольте полюбопытствовать, а какие соотношения упомянутых параметров Вы считаете удовлетворительными и плохими ?

Сергей Торопов: Сударь, возникает встречный вопрос - а Вам то зачем значения «плохих» параметров? Думаю, всем нам, нужны только отличные параметры ! Если серьёзно, планирую повторить Ваш опыт, только выходной каскад вижу как две 6П15П, одну в триоде, как усилитель напряжения, другую в пентоде и в виде катодного повторителя, питание выходного каскада будет другим... Если Вы не против, естественно...

SergeL: Вам-то зачем значения «плохих» параметров?Просто я попытался прикинуть для себя Вашу методу интегральной оценки качества усилителей. Захотелось дополнительных исходных данных. Можете поподробнее осветИть эту тему?Если Вы не против, естественно...Я полагаю никаких моих разрешений здесь не требуется. Делайте как считаете лучше-это ведь Ваш выбор. А Вы судя по всему недолюбливаете трансформаторы?планирую повторить Ваш опытВ стартовой статье указаны несколько устаревшие данные для НЧ-дросселя. Актуальные значения: магнитопровод 1.2х1.6 см2; 1150 витков провод 0.39 (по изоляции).

Бокарёв Александр: Я бы не вякал в сторону этой схемы, но нутро подсказывает , что приличное сопротивление в катоде пентода, не шунтированное ничем, кроме паразитов, может навалять шума в эту нежную цепь.

SergeL: может навалять шума в эту нежную цепьКонечно нельзя сказать, что схема абсолютно тихая. Но я бы не сказал, что она сильно шумнее "традиционных" схем с пентодом на входе. Можно ещё на отчёт RMAA посмотреть. Вначале ветки я приводил.

Сергей Торопов: Захотелось дополнительных исходных данных. Можете поподробнее осветИть эту тему?Извольте - у меня есть пара корректоров (6П9+6П9 и 6Н3П+6н3П) с усилением 75, перегрузом больше 600 мв по входу и максимальным выходом 50 вольт, есть пара с усилением больше 800 и перегрузом только 60 мв (6Н24П+6Н24П в каскоде и 6Ж4+6ж4 в пентоде) , и есть с Вашими параметрами(6Ж9П-ЕВ+6П15П), который расположен в "золотой" середине - и все эти корры меня радуют, так что диапазон "хорошести" достаточный.... А Вы судя по всему недолюбливаете трансформаторы? Точно так, Вы читаете между строк... И спасибо за дополнительные данные, появилась возможность намотать дроссели и Ваша подсказка пригодится

Bobby_ii: Т.к. страдаю антиконденсаторной болезнью, данный проэкт заинтересовал. Сразу извиняюсь за неграмотность. Несколько вопросов: 1. Что надо чтобы уменьшить индуктивности раз в 100? Очень не хочется мотать на железе. А такие индуктивности без сердечника - нонсенс. Да и емкостные эффекты будут "во весь рост". 2. К каким негативным последствиям это приведет (увеличение сопротивлений, ...)? 3. Обязательна ли цепочка R4-L3-V2? Или тупо подключить к питанию? 4. Что думаете о применении МОСФЕТ вместо пентода? 5. Светодиод в катоде не шумит? 6. Формирование 3го полюса как-то не нравится (который на динамическом сопротивлении).

SergeL: 2 Bobby_ii 1. Надо выбрать активный элемент для первого каскада (очевидно транзистор) с крутизной порядка 2 А/В. 2. Подозреваю, что не сможете сформировать приемлемую АЧХ. 3. Можно и тупо подключить к питанию. Только этот источник должен быть изолирован от остальных ИП. 4. Можно и МОСФЕТ, только сразу возникает проблема отвязки головки по постоянке от потенциала на затворе. 5. Светодиод в катоде не шумит. 6. Тут вряд ли чем-то помогу. Разве что попробуйте светодиод заменит на резистор, шунтированный конденсатором.

Bobby_ii: SergeL пишет: 1. Надо выбрать активный элемент для первого каскада (очевидно транзистор) с крутизной порядка 2 А/В. Я конечно знаю такие тр-ры ... в ТО-3Р или ТО-3, мощные-выходные, н-р 2SK1056-8, BUZ900-1. И емкость под 1нФ. А есть ли "входные" с такой крутизной???4. Можно и МОСФЕТ, только сразу возникает проблема отвязки головки по постоянке от потенциала на затворе.С встроенным каналом? Таких не знаю. 5. т.е. у светодиода высокоомный шум ... спасибо.

SergeL: И ещё у "Алёши Поповича" есть очень приятная особенность. Он "раскрывает" пластинки, ранее казавшиеся не интересными, скучными. С изумлением и радостью переслушиваю старые, полузабытые диски. Для примера приведу оцифровку с обычной массовой пластинки ленинградского завода 91г выпуска. Другая оцифровка с пластинки RCA-TELDEC в качестве референса. Произведение то же, исполнители разные. [url= http://rusfolder.com/37657467]click here[/url] [url= http://rusfolder.com/37657468]click here[/url]

Bobby: REACTOR пишет: интересная схемка, но нужно подумать как избавиться от разделительной емкости. Двухэтажным сделать. Впараллель Р3 поставить дросеель так чтобы падение на нем было смещением вых. лампы (2В). Первую лампу - под землю, питание 220В, а не 315 (падение на дросселе 2В). Соотв. ВД2 в топку. Дроссель надо будет суровый. при ЭР3 18к и 100Гн будет -3дБ на 30Гц. Соотв. надо уменьшать ЭР3 примерно до 5к и делать больше Ку 2го каскада. Меня больше беспокоит, что сопротивление ВД1 в коррекции участвует. Как-то неправильно это. Можно корректирующую ОС между анодами сделать на индуктивностях. А можно и делитель в аноде. Наверное можно разнести полюса. Один в аноде, один в катоде. Или делитель в аноде и МАОС. Вариантов есть.

REACTOR: Bobby пишет: Двухэтажным сделать. Впараллель Р3 поставить дросеель так чтобы падение на нем было смещением вых. лампы (2В). Именно . ВД1 убрать, поставить литий. R1 в мусорку, смещение можно через звукосниматель подать.

Бокарёв Александр: Убрать нагрузку головы- это поспешное решение. Поимеете головняк.

REACTOR: Александр там делов то, один проводок перекусить ,а в чем головняк, можно по подробнее.

Бокарёв Александр: три детали L-C-R. Ровная ачх, пх и фх. Откусили одну деталь- получили фигню .

Bobby: Инъдюктивность+емкость

REACTOR: Значит нужно искать усилительный элемент с низким внутренним, например как вариант- лампу с общей сеткой , чтобы нагрузить звукосниматель сразу усилительным элементом, иначе мертвечина , любые шунты вносят мертвечину, много раз сравнивал в разных местах тракта - итог один мертвечина.

Bobby: КАШШШМАРРР !!!! А вдоль дороги мёртвые с косами стоятъ ....

REACTOR: Шунтирование индуктивности противоречит самой сути индуктивности.Да здравствует резистивный датчик.

Bobby: как бы для минимизации искажений приборы должны работать в паре ИТ-резистор. Сигнал снимать с резистора. Потому резистивный датчик, он-же шунт. Триод - это резисторр :-) Он сам себе шунт :-)

Андрей ИМ: Всех приветствую! Решил собрать этот корректор с некоторыми изменениями. Первая лампа 6ж9пе, вторую решил 4п1л. Вопрос к автору - какие-то изменения, дополнения делались? Может какие рекомендации еще будут. И вопрос по картинке с монтажом корректора. Я так понимаю, блок питания отдельно. На схеме в одном канале 3 дросселя и тр-р вых. На фото в одном канале 5 моточных эл-тов. Что это? http://shot.qip.ru/00Lxm1-6s6WVNm3s/

SergeL: Андрей ИМ пишет: какие-то изменения, дополнения делались?Практически нет. Добавил в фильтрацию питания RC звено. Так гораздо лучше с воспроизведением басов. Я так понимаю, блок питания отдельно.Да, правильно. На схеме в одном канале 3 дросселя и тр-р вых. На фото в одном канале 5 моточных эл-тов. Что это?На фото 4 дросселя в ряд - это последнее звено LCLCLC фильтра. Собственно, и рекомендации связаны с питанием. Не стоит заморачиваться с LC фильтрацией для слаботочных устройств. Там гораздо лучше (по звуку) RC фильтры. Корректирующие дроссели спрятаны в цилиндрическом экране, блокирующий дроссель второй сетки-в прямоугольном.

Бокарёв Александр: хоть бы одну вшивую ачх своего детища кто-нибудь привёл. Насколько она близка к истине. Но вместо этого - нудные споры, у кого железо железистее а набор- набористее. Идея электронного прибора должна быть поддержана измерениями его параметров. Нет измерений- топай на соседний сайт, ахай там и охай , делись впечатлениями о волшебном звуке. А последний камень в ваш солидный огород- кто слышал, как фонит транс на входе корректора и ловит на себя всё, что летит мимо? Битва с наводками на малосигнальный транс перевесит всю вашу кажущуюся простоту схемы и получится ваше устройство по затратам в разы дороже обычного ММ- корректора безтранса, геморроя и головняка.

Андрей ИМ: Спасибо, Сергей. И отдельное спасибо Александру за добрые напутствия. Поживем - услышим

SergeL: Бокарёв Александр пишет:хоть бы одну вшивую ачх своего детища кто-нибудь привёл. SergeL пишет:Здесь отчёт RMAA. 0dB соответствует 2В. click here Из моего сообщения ещё с 13 года. За давностью файл конечно пропал. Если уж очень интересно, могу выложить ещё раз. Александр, Вы вроде в отпуске? Что ж так раздражены?

Бокарёв Александр: Жизнь давит Извините! А отпуск для меня- вещь абстрактная с тех пор, как стал вольным индейцем. Государству стал не нужен, а у барина -такого слова нет : отпуск. Сам мантулит - и все за ним, как прокажённые.

Бокарёв Александр: Коррекция индуктивностью вещь и заманчивая и муторная одновременно. Кроме влияния наводок есть паразиты, портящие красивую картину в теории . Сам пробовал делать RL на одной сосредоточенной цепи- не получилось. Пришлось разносить покаскадно. У вас видимо получилось.

SergeL: Бокарёв Александр пишет:Кроме влияния наводок есть паразиты, портящие красивую картину в теории .Моё решение тем и хорошо, что не требует большой индуктивности, и следовательно паразиты не одолевают. А с наводками - да - тут битва не на живот а на смерть.

Бокарёв Александр: я возился с МС корректором, входные трансики Баеры, вроде всё выполнил, вплоть до листа пермаллоя им под ноги. Фона не было. Новый владелец включил- фонит и прилично. Оттащил корректор на проводах- фон ушёл. Силовик мощного унча давал наводку. Кое-как нашли место корректору.

SergeL: Бокарёв Александр пишет:я возился с МС корректором, входные трансики Баеры, вроде всё выполнил, вплоть до листа пермаллоя им под ноги. Фона не было. Новый владелец включил- фонит и прилично. Оттащил корректор на проводах- фон ушёл. Силовик мощного унча давал наводку. Кое-как нашли место корректору.Я делаю вынесенные питальники. От уся/корректора до ближайшего транса всегда как минимум метр.

Бокарёв Александр: есть один забавный источник мощного фона , магнитная наводка от арматуры в перекрытии ж-б здания. Не мог понять, почему фонит зверски, когда корректор на полу стоит.

SergeL: Бокарёв Александр пишет: магнитная наводка от арматуры в перекрытии ж-б здания. Не мог понять, почему фонит зверски, когда корректор на полу стоит. У меня дом кирпичный (многоквартирный). Тем не менее указанный источник присутствует в полный рост. Уже давно вычислен и соединён с точкой зануления.

SergeL: По просьбе одного из коллег с форума выкладываю схему сабжевого корректора

topojijio: Сергей, а где схема вашего ФК "Алеша Попович"? Можете сюда прикрепить? Только не пинайте меня пожалуйста... Вы же знаете, что я не электронщик как вы ...

SergeL:

topojijio: Спасибо Сергей. А каких индуктивностей должны быть эти дросселя не указано ... А также на чем вы мотали их? На обычном железе, или на пермаллое ? И еще, выходной трансформатор (Ктр=0.6) повышающий или понижающий ? Спасибо

SergeL: Трансформатор с понижением. Ответы на остальные вопросы в стартовом сообщении.

topojijio: Серей, в стартовом сообщении у вас не указана конкретная индуктивность всех трех дросселей коррекции вашей схемы.. Чтож, придется с помощью антириа цепочки подбирать зазоры в дросселях.. Надо было вам когда вы собрали эту схему измерить и добавить на рисунке индуктивности дросселей..

SergeL: topojijio пишет:измерить и добавить на рисунке индуктивности дросселей Индуктивность штука лукавая. Зависит от тока подмагничивания и уровня приложенного напряжения. Я не знаю как измерять неизмеряемое. Так что самое правильное-антириа и подбирать зазоры.

topojijio: А, ну согласен в принципе... А вы не ответили на вопрос. Вы на обычном трансформаторном железе их мотали? Или на пермаллое? На сайте diyaudio.ru есть тема по корректорам индуктивности, и там есть схема, в которой один из дросселей коррекции - на пермаллое, аж 31 Гн.... Это очень много... Поэтому если что думаю лучше вашу схему сделать. Ну ваши дроссели - на обычном железе, да? И еще вопросы. В каких районах немагнитные зазоры ? Листы 0,1-0,2, или каким то толстым картоном зазоры подбирали ? В каких пределах немагнитные зазоры у L1 L2 L3 ?

SergeL: topojijio пишет: Ну ваши дросселя на обычном железе да ? Да.Листы 0,1-0,2, Да.

SergeL: Ещё одна схема индуктивника Продолжу "богатырскую" серию. Будет зваться "Добрыня".

topojijio: Так, а в Добрыне вы дросселя тоже на том же трансформатоном железе 1,5 на 1,5 мотали ??? Сердечники не указаны... Смотрю 3700 витков ... , влезло на то железо разве , или все таки другое ? И ещё вопрос по экранировке. Вы как эти два дросселя экранировали ? Я вот думаю если делать, то закажу у сварщика внутренний бокс из железа обычного под эти дросселя с толщиной стенок 1,5-2 см... )

SergeL: Мотал на П-железе. Две катушки. Сечение 8х16мм. В Добрыне требования к экранировке значительно ниже, чем в Поповиче. Я использовал обрезки стальной трубы со стенкой 3мм. По поводу драйва. У меня нет впечатления, что драйв задаётся каскодом. А в Поповиче,кстати, не каскод а пентод. И я никогда не утверждал, что индуктивная коррекция снижает драйв. Я писал, что конкретный корректор не драйвовый.

topojijio: Понятно. Теперь я загорелся вашим Добрыней, а не Поповичем .. Тем более вы пишите что он лучше чем Попович. [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] Если буду делать буду мотать на своем биговском железе, просто отводы в дросселе сделаю, и на переключатель, для регулировки АЧХ .. [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] Кстати за ВЧ какой дроссель в схеме Добрыня отвечает L2 ? Точнее не так. ВЧ дроссель на схеме справа, НЧ слева, так ? [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] И ещё вы не указали сколько вольт подавать на всю схему ? 375 где то да ? [img class=smile" src=/gif/smk/sm12.gif] И ещё я не пойму..., Почему кто то использует пермаллой в дросселях коррекции ??? По-моему с ним больше гемора... Кстати лихницкий писал что в коррекции пермаллой хуже обычного железа вроде...

SergeL: Питание схемы 400В. 375 так же подойдёт. В ламповых корректорах это не критично. По поводу пермаллоя Лихницкий прав. topojijio пишет:Тем более вы пишете, что он лучше, чем Попович. Ну, не то, чтобы лучше. Проще в реализации. Понимаете, для меня схема это не конкретная реализация а схемотехническая идея. Идеология если угодно. Так вот, идеология Поповича частично воспроизведена в моём новом корре. Который на стадии завершённого и отслушанного макета. И который после реализации в корпусе точно займёт место флагмана. Но там есть ещё и новые идеи. С опытом приходит понимание того, что нет чего-то "самолучшее". Так получается, что последние полгода я слушаю музыку через Левшу.

topojijio: Спасибо Сергей. Ну да, в схеме Добрыня на один дроссель меньше - он в реализации проще ... Вы так и не ответили какой из дросселей на схеме Добрыня отвечает за ВЧ полюс - правый или левый ..? И второе. Из этих двух дросселей какой нибудь критичен к активному как в прошлой схеме Алеши? Просто есть возможность намотать более тонким проводом и на более мелком железе ... )

SergeL: topojijio пишет:ВЧ полюс - правый или левый ..? За ВЧ полюс отвечает правый дроссель. К активному дросселей этот каскад не чувствителен. Ну в разумных пределах конечно.

topojijio: Сергей, а в вашем Добрыне можно отводами в дросселях регулировать АЧХ (коррекцию под разные пластинки) ???

SergeL: Теоретически можно. Практически не пробовал. Ну, если точнее, есть макет под ТелДек. Но там просто дроссель с другими параметрами.

johnson1496: Добрый день. Сергей. Практический вопрос: как Вы боролись с емкостью в дросселях коррекции? На какой частоте первый резонанс?

SergeL: johnson1496 пишет: как Вы боролись с емкостью в дросселях коррекцииМинимальная ёмкость получается при вертикальном секционировании (галеты). Поскольку галетная намотка слишком нетехнологична, я мотаю внавал псевдогалетами. Вся намотка в один проход от щёчки до щёчки. Про первый резонанс ничего не скажу - не мерил. А как у Вас?

johnson1496: В конце концов пришел к тому же выводу. Правда я мотаю на кольцах из нанокристаллического сплава с намоткой галет в разных направлениях. Вчерашний вариант: 4 галеты по 100 витков - около 16 Гн (для резистора 4,7 кОм). Частоту резонанса не смотрел, но подъем АЧХ на 20 кГц относительно 1 кГц примерно 30 мВ относительно 150 мВ. Да, коррекция на 75 мкС отключена. Пока это лучший результат. Коррекция почти как у Вас, но повторитель работает на трансформатор и только потом RL цепочки. Плюс от такого решения - все соответствует расчету.

topojijio: Всем привет Хотел уточнить по поводу разводки земли по Сергею (Лошакову). Точка 1 красным, это насколько я понял клемма GND, она же корпус ФК. Точка два красным, это точка силовой земли. Вопрос. Куда садить звезду сигнальных земель (1 и 2 каскада)? На точку 1 красную, или на точку 2??? Или вы прокидываете толстую жилу от точки 1 до точки 2 и на нее по всей длине вешаете сигнальные земли (первого и второго каскада) ??? Спасибо

омельян: Я прокидывал толстую жилу. Фото не сохранилось, к сожалению.

topojijio: Так ? Ну попробую.. И еще, подскажите пожалуйста по такому вопросу.. Один из двух минусовых контактов ММ головы соединен с металлическим корпусом (экраном) тушки... Куда его садить? Тоже еще и на клемму GND ?

Сергеев Сергей: topojijio пишет:Один из двух минусовых контактов ММ головы соединен с металлическим корпусом (экраном) тушки... Куда его садить? Тоже еще и на клемму GND ? Ни в коем случае! так вы создадите лишний землянной контур, и Лн уже соедин`н с общим проводом.

SergeL: Ну, собственно, на Ваши вопросы уже ответили. На всякий случай поясню ещё раз. Кружочками на моей схеме изображены входные и выходные RCA гнёзда. Общий провод левого и правого каналов разделены. Физически это медные голые проволочки, соединяющие внешние обоймы соответствующего входа и выхода. Все точки общего провода сажаем на эти проволочки поканально. В головке вывод, соединённый с корпусом сажать на общий провод своего канала. Пользуясь случаем хочется обратить внимание коллег, что бОльшая часть путаницы с разводкой общего провода идёт от беспредела с терминологией. Советую принять для себя: "земля"-точка соединения устройства с планетой Земля; "корпус (шасси)"-точка соединения элементов схемы с металлическими частями корпуса устройства; "общий провод"-то что на схеме обозначается горизонтальной короткой чёрточкой и то, относительно чего обычно проводят измерения параметров схемы. Эти термины-не синонимы. Приведённый вариант разводки следует отнести к топологии "шина". Если непременно хочется "звезду", то нужно сделать две точки (для каждого канала) близ входных гнёзд и все "лучи" свести к этим точкам поканально.

topojijio: Сергей, а если хочется "звезду", то сама эта "звезда" должна соединяться с клеммой GND тоже через резистор 10 Ом, да ?

topojijio: Фу, я там не правильно нарисовал. Вот правильно перерисовал как вы Сергей выше описали.. Земли поканально.

SergeL: topojijio пишет:сама эта "звезда" должна соединяться с клеммой GND тоже через резистор 10 Ом, да ? Да. Ну, можно и 5 Ом.

topojijio: Сергей, сегодня попробовал вашу разводку шиной... Ну у меня получилось фона намного больше, чем звездой... Вернусь всё-таки к своей звезде (рисунок). У меня только вопрос по заезде. Есть два варианта. Либо сама звезда сидит на корпусе (клемме Gnd), либо через резистор, как на рисунке... Раньше пробовал оба варианта, разницы по фону не услышал ... Но сейчас у меня акустика другая, за 100 дБ (драйвера), шум корректора очень слышно, если прибавить... Всё-таки не знаю, какой вариант звезды лучше: с резистором или без резистора..?

SergeL: Разводку общего провода вообще-то следует рассматривать не по отдельным устройствам, а по всему тракту в комплексе. Если возможно - разрисуйте и покажите общий провод по всему тракту - от головки до АС. Низкоомные резисторы пресекают образование земляных петель. У меня акустика так же за 100дБ. Фона нет не только на слух, но и на ощупь - ладонью на диффузор.

SergeL: Смастрячил себе очередной повышающий входной трансформатор. Ктр=15. Звуком очень доволен.

r9о-11: А можно поподробнее о трансформаторах? Тонкие провода - это, надо полагать, выходные обмотки?

SergeL: Сечение пермаллоя 15х8мм. Окно для намотки 22х3мм. Первичка: диаметр по изоляции 0,56, витков 148, индуктивность (китайская "мерилка") 0,142Гн, сопротивление 0,9Ом. Вторичка: диаметр по изоляции 0,12, витков 2220, индуктивность 67,5Гн, сопротивление 200 Ом.

Виктор Я: SergeL пишет:индуктивность (китайская "мерилка") 0,142Гн,18 Ом на 20 Гц, как-то маловато будет. А что работает на этот трансформатор (в смысле - что перед ним)?

Сергеев Сергей: Виктор Я, а что же может быть связано с корректором? И где нужно повышать в 10 раз? Только МС головка.

SergeL: Виктор Я пишет: А что работает на этот трансформатор (в смысле - что перед ним)? Большинство голов, которые я слушаю, это бюджетные ММ головы, перемотанные на понижение уровня сигнала (примерно в 10 раз). Такая переделка поднимает звучание бюджеток до уровня очень приличных и дорогих головок. Ранее я выкладывал сравнительные оцифровки. Желающие могли сделать для себя выводы. Сейчас с этим трансом работает голова с Rвых=17Ом. И дело не в измерениях. С некоторых пор они мне не слишком интересны. Важно, что в басовом регистре у этой связки самая высокая детальность, какую мне удавалось получить до сих пор.

Виктор Я: Сергеев Сергей пишет:Только МС головка.Спасибо Сразу не врубился, не было МС головок

topojijio: Сергей, здравствуйте. 1. Каким проводом вы перематываете ММ головки на понижение? 2. Вы же знаете, что в ММ головках подвижная система - это магнит, а он остаётся неизменным. За счёт чего происходит улучшение звука при уменьшении катушки ? 3. А не проще попробовать схему МС корректора, например - Сергея Торопова, на трёх или на четырёх лампах?? Тракт будет короче, чем ваш вариант трансформатор и далее 3-4 лампы...

SergeL: topojijio пишет:ММ головки на понижение? 1. 0,1-0,13 по изоляции. 2. Полагаю, что засчёт исключения из цепи сигнала большой последовательной индуктивности и сопротивления. Но скорее всего там всё глубже и наука об этом ничего точно не знает. 3. Я этот транс мотаю за 1ч. Ну и шумов меньше опять же. Да, и не побоимся этой сентенции-звук лучше.

topojijio: Понятно, спасибо !!! 1. А почему вы МС головку не попробуете? 2. Откуда вы брали пермаллой, с аудиоальта? 3. Подскажите как делаете разводку земли на этих трансах чтобы фона не было ?? 4. Я мотал транс 1к40 для своей МС головки, фон не смог победить...(( 5. Как же у вас шумов меньше Сергей? Есть МС схемы Сергея Торопова на умзч, там те же три лампы что и у вас в ММ корректоре... Только у вас еще звук проходит через пермаллой...

SergeL: 1. Слушал когда-то денон-103. Хорошая голова. Но перемотанная ГЗМ-005 по совокупности субьективных параметров восприятия её обыграла. 2. Из тумбочки. 3. Принцип разводки общего провода я показывал выше в теме. В трансе "холодные" концы первички и вторички нужно объединить и соединить их с "земляной" клеммой через резисторы 5-10 Ом. Этого принципа нужно придерживаться во всём тракте. И не забывать про магнитное и электростатическое экранирование. 4. 1к40 не пробовал. Подозреваю что полоса сверху будет никакая. Либо при значительном секционировании поимеем "дунайские волны" на АЧХ. Я свои трансы (входные) не секционирую. 5. Каскадов столько же, но сигнал на вход приходит в 10-15 раз выше и не "обременённый" собственным шумом активных компонентов. Собственные шумы транса крайне малы.

topojijio: Сергей, а есть какой нибудь топик по перемотке ГЗМ-005 ? Можете дать ссылку где все это описывается ?

SergeL: topojijio пишет:Можете дать ссылку где все это описывается ?Вы ведь "сидите" на дийаудио.ру? Там есть моя тема "ММ головка с низким "выхлопом". Посмотрите. А я давно уже туда не хожу.

topojijio: Да, нашёл её, Сергей... )) Но мне кажется, что хорошая МС голова всё равно лучше.. )

SergeL: topojijio пишет:Но мне кажется хорошая МС голова все равно лучше.. )А я с этим и не спорю Просто перемотка ММ головок открывает иную сторону в звучании винила. Ну, и недорого, опять же.

topojijio: Сергей, а что если перемотать головку проводом не 0.1, а проводом 0.08, или 0,05 ?

SergeL: topojijio пишет:Сергей, а что если перемотать головку проводом не 0.1, а проводом 0.08, или 0,05 ?Так не вопрос. Просто если мотать до заполнения (а иначе я не вижу смысла) потребуется бОльшая индуктивность первички входного транса. Ну, и ещё один нюанс. Распайка такого тонкого провода на ножках головки потребует исключительных навыков паяльщика. Это самый сложный момент в перемотке головок.

topojijio: Сергей, а как правильно мотать МС транс? Сперва всю первичку, потом сверху всю вторичку да ?

SergeL: topojijio пишет:Сперва всю первичку, потом сверху всю вторичку да ?Я мотаю именно так.

topojijio: Сергей, у меня вопрос. Если у меня МС головка ортофон выдает 70 мкВ (0.07 мВ), то с каким минимальным Ктр мне мотать step up трансформатор чтобы первое, из за низкого Ктр не было бы шума, и второе, чтобы из за высокого Ктр не было плохой АЧХ ??? Потому что я по моему с Ктр=20 мотал.., там шумом звук забивало...

SergeL: topojijio пишет:Потому что я по моему с Ктр=20 мотал.., там шумом звук забивало...А с Ктр=10 мотали? Если да, что было с уровнем наведёнки? "Холодные" выводы первички и вторички надеюсь объединяли?

topojijio: С Ктр=10 точно не мотал. Про разводку земли не помню.. Сейчас хочу заново намотать и развести землю как вы писали.. Одно знаю, если Ктр маленький, то шум (не путать с фоном) забивает музыку... Тоже самое произошло с мои микшером Нагры, когда я убрал один транзистор из усиления... Тоже, шум стал забивать музыку... Сергей, и все таки.., сколько минимально милливольт нужно подавать на вход обычного ММ корректора, чтобы шум не забивал музыку..? Или такой цифры нету ?

ALSS: topojijio пишет:сколько минимально милливольт нужно подавать на вход обычного ММ корректораСтандартное значение выходного сигнала ММ-головки 5 мВ, отношение сигнал/шум ММ-корректора не менее 60 дБ.

SergeL: topojijio пишет:Тоже самое произошло с мои микшером Нагры, когда я убрал один транзистор из усиления... Тоже, шум стал забивать музыку... Это был транзистор первого каскада?

topojijio: Там сначала пермаллоевый транс усиливал сигнал в 3 раза, и потом два биполярных транзистора.. Когда подавал сигнал на ММ корректор с выхода первого транзистора, то шум забивал музыку.. Когда с выхода второго транзистора (или выхода), то все работало хорошо... Так если до 5 мВ повышать, то надо трансформатор мотать 1/70... Это очень много я считаю...

r9о-11: Дык, нельзя же так взять, и не использовать каскад... Там же детали установлены не потому, что они валялись в тумбочке...

SergeL: topojijio пишет:Когда подавал сигнал на ММ корректор с выхода первого транзистора, то шум забивал музыку.. Когда с выхода второго транзистора (или выхода), то все работало хорошо... topojijio, я не понимаю логику Ваших действий и их результат. (может Вы банально режим каскада по постоянке нарушили?) Всё очень просто. Что бы усилить очень малый сигнал нужен компонент с большим усилением и малым собственным шумом. У трансформатора собственный шум всегда ниже, чем у любого доступного нам активного компонента (про криоэлектронику не вспоминаем). Степень усиления (Ктр) ограничена соблюдением условия согласования источника и следующего после трансформатора каскада. Ну и про индуктивность первички (полоса снизу) надо помнить.

topojijio: Сергей, а вы между первичкой и вторичкой экранирующую обмотку мотаете ? А то я видел в некоторых фирменных она есть..

SergeL: Нет, не мотаю. Я пермаллой на общий сажаю.

topojijio: Сергей, вот объяснение. Уменьшением индуктивности ММ головы вы убираете ФНЧ. https://www.youtube.com/watch?v=8aqQIcOvSSw&t=8s

SergeL: Мне этот двухчасовой ролик смотреть лениво. Вы буквами вопрос сформулируйте пожалуйста.

topojijio: Сергей, вы так разводите землю в Step up трансформаторе ?

SergeL: Да.



полная версия страницы