Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Корректор с индуктивной коррекцией » Ответить

Корректор с индуктивной коррекцией

SergeL: Схема. Как видно из схемы, кривая RIAA формируется с помощью частотнозависимой ОС в катоде первого каскада. Первый полюс формируется в основном R5,L2, второй соответственно R5,L1. С третьим полюсом интереснее. Он формируется суммой активного сопротивления L1, дифференциального сопротивления прямосмещённого VD1, сопротивления катода V1 и индуктивностью L1. Поскольку сумма указанных сопротивлений невелика (десятки Ом), то и индуктивность требуется небольшая - единицы Генри. Поскольку измерить точное сопротивление Rk затруднительно (формула Rk=1/S даёт очень приблизительное значение), индуктивность L1 придётся подстроить по реальной АЧХ подбором ширины зазора. Дроссель L1 намотан на Ш железе сечением 1.5х1.5 (кажется) проводом 0.26 до заполнения каркаса (порядка 1000 витков). Нужно стремиться к минимизации активного сопротивления. С другой стороны - увеличение габаритов дросселя усугубляет проблемы с его экранированием. Дроссель крайне чувствителен к магнитной составляющей наводки. У меня на данный момент толщина стенки магнитного экрана порядка 10 мм. L2 можно намотать на любом "мелком" Ш-железе (у меня 0.6х0.8). Мотаем проводом 0.2 до заполнения каркаса (порядка 800 витков). Необходимую индуктивность также подбираем прокладкой. Дроссель L3 необходим для пресечения шунтирования цепи катода цепью V2,R4. Он также намотан на Ш-железе 1.5х1.5 проводом 0,1 до заполнения каркаса. Здесь главное - максимальная индуктивность. Дроссель также необходимо экранировать. Стенки 1.5 мм достаточно. Второй каскад особенностей не имеет. Уровень выхода порядка 2В. Если следовать устоявшейся классификации, то по способу коррекции корректор нужно считать XL-корректором. Поскольку такой коррекции для НЧ схем мне не попадалось, предположу, что схема оригинальная и заслуживает имени собственного. Пусть называется "Алёша Попович". Здесь сэмплы: click here

Ответов - 121, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

6C33C: Макетировал с полгода назад что-то похожее, правда индуктивности без сердечников были включены в катод триода последовательно, шунтировались резисторами и имели суммарное сопротивление около килоома для обеспечения режима лампы без дополнительных элементов. Пробовал и с раздельной коррекцией. При прослушивании фон был, но дальнейшие игры тогда прекратил т. к. звук особо не впечатлил. Немного освобожусь и попробую еще. А как у Вас со звучанием?

SergeL: О характере звучания можно судить по сэмплам. Оцифровка "убивает" живость звучания. В оригинале звук живой. А Вы можете показать схему, которую макетировали?

6C33C: А причем здесь оцифровка? Я о личных впечатлениях. На пути сигнала пластинка-картридж-корректор-усилитель-АС нет ничего цифрового. Поищу свои заметки и покажу схему.


SergeL: Личные впечатления: совершенно потрясающе.

majordom22: SergeL пишет: Оцифровка "убивает" живость звучания Последние, по времени, чисто аналоговые записи на виниле были в средине 70-х.

SergeL: majordom22 пишет:Последние, по времени, чисто аналоговые записи на виниле были в средине 70-х.Я об оцифровке через звуковуху. У меня есть пластинки "ЦЗ" с замечательным живым звучанием. Впрочем и с "мёртвым" так же имеются.

illarionovsp: SergeL пишет: Личные впечатления-совершенно потрясающе. А объяснить-пояснить можете? Вместо катушек гираторов понавинтить, может ещё круче будет? ЗЫ. Вместо R4, L3 стаб тока поставить. ЗЫ2. Схему рисовать надо в редакторе. Любом, схемотехническом или художественном. Материалы представлять, нарисованные от руки имеет право А. Бокарёв и больше никто.

volli: "Материалы представлять, нарисованные от руки имеет право А. Бокарёв и больше никто." ЗЫ: Сергей Павлович, за что же Вы так не возлюбили "рукописи"? Бумажные носители информации тоже имеют право на жизнь (пока ещё) .

Бокарёв Александр: Встряну невежливо. Коррекция индуктивностью в данном варианте -свежее решение, я такого подхода не встречал ранее. Одно скажу, что избавитья от магнитной наводки на катодную(самую чувствительную входную цепь) -непросто. Кроме того, паразиты самих индуктивностей могут завести лампу в возбуд.Макетный вариант корректора на RL доставил мне много проблем.

illarionovsp: volli пишет:не возлюбили "рукописи"? Если бы прог-рисовальщиков не было, тогда - да, деваться некуда. На фотошопах рисовать - занятие сильно не из приятных и муторное очень. А на Микрокапе, скажем, быстрее, чем на бумаге. Да и на сканер (фотик) подкладывать не надо. Никто не просит по ГОСТу, пусть по американскому стандарту, резисторы зигзагами. И текстовые вставочки читаться нормально будут. Да и уважение к коллегам видно сразу. Причём, смешно: на форуме столько спецов-схемотехников, которые собаку в этом деле съёли, даже по Автокаду есть. Объяснят, покажут, проконсультируют. Про лень. Мы все лентяи, но документацию извольте грамотно представлять. ЗЫ. Я коллеге-портальцу года два объясняю, как ф-лы в строчку писать, так он, всё равно, отфонарно пишет. Даже не понимает, чего от него требуют. Например: А=В*С/Д*Е Он искренне считает, что вначале Д умножаться на Е будет, а потом делиться на числитель. А что в науке по-другому мыслить принято, даже в голову челу не приходит. Я всё понимаю, но зачем тогда на форумах светиться, безграмотность свою демонстрировать?

SergeL: А объяснить-пояснить можете?Попытаюсь. Как водится, все мы родом из детства. В те давние времена мне больше нравилось слушать записи, нежели живую музыку. Потому что запись была гладенькая, прилизанная, вобщем красивая. А исполняли эту музыку какие-то божества, жившие как минимум на Марсе, а скорее на Плутоне. Вобщем музыка ассоциировалась не с живым человеком, а с проигрывателем/магнитофоном. Когда доводилось слушать живую музыку, становилось несколько дискомфортно. Никак не укладывалось в голове, что музыка рождается сию минуту обычным человеком с морщинками на лице и в помятом костюме. И звучит она совсем не так, как в магнитофоне. Особенно напрягал барабан. В магнитофоне он звучал хлёстко и протяжно, а вживую как-то гулко и "самопально". Разумеется со временем всё меняется. Поменялось и моё восприятие. Я дорос до простой и очевидной мысли, что первично именно живое общение через музыку. Потихоньку приобщился к лампостроению/виниловодству. Поскольку именно при прослушивании через ламповый тракт почувствовал это ощущение сиюминутности и самопальности творения музыки. А с "Алёшей Поповичем" произошло казалось бы невозможное. Я стал ощущать исполнителя как живого человека, творящего музыку здесь и сейчас.Вместо катушек гираторов понавинтить, может ещё круче будет? ЗЫ. Вместо R4, L3 стаб тока поставить.Наверное можно. Но, согласитесь, это будет другой корректор. volli и Бокарёв Александр, спасибо за поддержку.

illarionovsp: SergeL пишет: Наверное можно. Но, согласитесь, это будет другой корректор Не должно. Не всё равно, как катодную цепь от экрана отвязывять. ИМХО. Авторы всегда не любят, когда их разработки комментируют и улучшательством занимаются.

Бокарёв Александр: добавлю, что для данного варианта я взял бы лампу 6Ж49ПДР, у неё крутизна высоченная, индуктивность потребуется ещё меньшая. Эта идея мне всё больше нравится, хотя я делал LR коррекцию прямо в выходной цепи, на выходе трансформатора, понадобился дроссель на 5-10 Генри.

kozij: Сергей, а как на счет шума? V2 прямо на катод входной лампы не шутированный?

SergeL: Не должно. Не всё равно, как катодную цепь от экрана отвязывять.Вы ещё и про гираторы говорили. Касательно источника тока. Если делать пентодный-ещё один баллон со всеми сопутствующими. Если на высоковольтном фете-не очень понятно что поимеем. Участник одного из профильных форумов показал достаточно убедительную лабораторную работу о частотных свойствах ИТ на LM317. Там ближе к 10 кГц всё становится довольно печально. Какой ИТ порекомендовали бы Вы?Авторы всегда не любят, когда их разработки комментируют и улучшательством занимаются.Ну, пожалуй, да.я взял бы лампу 6Ж49ПДРУ меня нет такой лампы, но думаю что подойдёт. Надо только по "микрофону" проверять. Катод, отвязанный от "общего" усугубляет проблему с микрофонным эффектом.Сергей, а как насчет шума?Здесь отчёт RMAA. 0dB соответствует 2В. click here

illarionovsp: Про частотные св-ва ИТ беспокоиться не стоит. В качестве активного элемента любые PNP транзисторы. Хоть биполяры, хоть полевые. Можно и лампу, триод с резистором в катоде. Ток небольшой, лампу любую можно, сверхминиатюру, нувистор. В литературе есть многочисленные описания маломощных ламповых каскадов с ИТ в аноде. Оттуда ИТ и содрать.

Бокарёв Александр: 6Ж49ПДР это суперверсия 6ж9п, она не звенит, не шумит, в коробке все лампы одинаковые, не нашёл дефектных из 50штук. Девятка же в зависимости от исполнения - либо плохо в плане звона- либо чудовищно.

Fedor: Бокарёв Александр пишет: 6Ж49ПДР это суперверсия 6ж9п На схеме указана лампа 6Ж9П-Е, она по параметрам гораздо ближе к 49-ой, чем 6ж9П. По-моему, 6Ж9П и 6Ж9П-Е совершенно разные лампы.

SergeL: По-моему, 6Ж9П и 6Ж9П-Е совершенно разные лампы.Совершенно верно. Когда перешёл с "П" на "П-Е" пришлось подстраивать режим. И с "микрофоном" у последней всё в порядке.

Бокарёв Александр: E180F чуток лучше по звону, чем девятка с малым анодом, такого же конструктива. Звучит девятка очень красиво. Ничуть не хуже чем импортная сестричка.



полная версия страницы