Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Корректор на 6Ж45Б+6С3П » Ответить

Корректор на 6Ж45Б+6С3П

Vladimir: Здравствуйте , уважаемые коллеги. Примите в общую копилку схемку собственноручно собранного корректора. Это моя первая ламповая конструкция. Ничего революционного в ней нет - это клон схемы А.Бокарёва на 6ж49пдр+6н6с. Да и эта схема родилась при его непосредственном участии - от выбора ламп до ответов на глупые вопросы новичка. Немного о схеме и выборе компонентов. Почему клон, а не оригинал? Как новичку было страшновато лезть в высокие напруги. Очень хотелось вписаться в 300В. Потому встал вопрос о низковольтных и незвенящих лампах Из списка предложенного Александром выбрал 6ж45б. Доступна, недорога. Плюс "дробь" - то есть по идее не должна звенеть. Отсутствие звона 100% подтвердилось в собранной схеме. То есть при щелчке по баллону слышен коротенький высокий "дзинь" 0,5 секунды и тишина. Фон не собирает - слышно только когда хватаешь ее пальцами за баллон. Далее- нужно было получить на выходе не менее 1В от денона-103 с трансом1:10. После корректора сигнал идет на эммитерник и качает наушники.Потому усиление требовалось не менее 3000. 6н6п проходила по минимуму. И тут Александр подсказал 6с3п. Низкое выходное, усиление повыше. Вариант был с радостью принят. Что вышло в итоге. Усиление 6ж45б примерно 160-170. Усиление 6с3п порядка 24. В сумме набегает 4000. Или 400 раз на 1 кГц. Итого имееем 1,2 вольта при входе с транса 3мВ. Практически сигнал для ушей Фостекс-50 с большим запасом. Вполне нормально работает с деноном-160(1,6мВ) без транса. Даже остается небольшой запасик. Схему прикладываю. Все напруги реально измеренные на прогретой схеме. Выбор режима 6ж45 продиктован цепью RIAA вкупе с требованиями усиления. Данные цепочки RIAA привожу стандартные. При желании всегда можно подкрутить под свою бошку. Выбор режима работы 6с3п достаточно тонкое дело. Поначалу даже впал в ступор, но с помощью Александра преодолел непонятки. Дело в том, что в отличие от 6н6п у 6с3п низкое напряжение смещения. Чтобы получить запас по перегрузке, хотелось получить смещение 2 вольта. Это с одной стороны. С другой стороны, по моему справочнику у 6с3п максимальное рабочее напряжение анод-катод 150 вольт, что ограничивает безудержное желание втопить ей напругу повыше и получить смещение под 3 вольта. В результате была выбрана рабочая точка с током 13 ма и напругой анод-катод 140вольт. Это дало смещение порядка 1,8 вольта. Блок питания нестабилизированный и при повышении напруги сети имею анод-катод 150 вольт и смещение примерно 2 вольта. В качестве сравнения, в схему втыкалась без изменения параметров 6н6п. При том же токе у нее смещение встало на 4 вольта. По звуку 6н6 показалась более ровной и взвешенной, чем 6с3, у которой явно подчеркиваются высокие. Они чистенькие без грязи, но их побольше , чем у 6н6п. Так что выбор и тут присутствует - либо 6н6 с низким усилением и спокойным звуком, либо большая раскачка от 6с3 при ярком звуке. По ловле помех и грязи схема отличная. Убрана в железную коробочку, стоит непосредственно около монитора и почти не замечает этого соседства. Шум очень низкий. Мой оперный корректор с АД797 на входе шумит на слух примерно так же. Правда сначала попалась одна шумная 6ж45, но после замены на другую, все устаканилось. Так вот вкратце о схеме. Если будут вопросы постараюсь ответить. Если смогу. Опыта у меня пока маловато. Если бы не Александр - я бы и сейчас рассматривал лампы на картинках и слушал оперный корр. Правда, справедливости ради, должен отметить, что оперный корр на АД797+NE5534 с пассивной RIAA между ними получился неплохим. По тембру очень близок к звуку этого лампадника с 6н6 на выходе. Из плюсов лампового - у него звук попрозрачнее. При 6с3 намного прозрачнее. Схема ИСПРАВЛЕННАЯ: http://prntscr.com/m5q41z

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

al-ur: Пробовал обмотки по разному - бесполезно, похоже перемотать придется. Тут режимы спрашивали, посмотрел.. 350 питание, нагрузка 6au6 75 кил, на аноде 110, на резисторе 285, я ее присмотрел т.к. досталась мне парочка начала 60 ых прям с омерики, все же не 6ж4п, дай думаю применю, не выбрасввать же. 6э5п 20 мА где то, со смещением 5 вольтей вышло. Звук проанализирую в выходные, на скорую руку думаю не объективно получится, хотя предварительное прослушивание порадовало. Главное режимы бы поставить как надо и все дела. Какие будут мнения?

Гoсть: al-ur пишет: Главное режимы бы поставить как надо и все дела. Какие будут мнения? Положительные. Поставьте режимы как надо и доложите -- нем будет интересно. Постепенно увеличивайте входной сигнал и смотрите, на каком уровне выходного сигнала начнётся ограничение. Чем больше будет запас по максимальному сигналу, тем лучше: соринки и царапинки будут слышаться отдельно от воспроизводимой музыки.

al-ur: Я подавал на вход 50 мВ в последнем варианте схемы, миливольтметром не мерял, но размах по осцилу был очень велик и никаких видимых искажений. На вторичку цеплял шунтирующий перем. резистор от грязи, сегодня вечером гляну ради интереса, что вышло в вольтах. Кстати прочел в соседней ветке о применении на входе 6ж5б\6ж9п с нагрузкой 68 к, только вроде как 6ж9п аналог 6ж52п, а она ведь токовая...


Vladimir: 6Ж9П и 6Ж49П - это одно и то же. Только 49-ая разрабатывалась как более надежная. У нее срок жизни 10000часов. Этот корректор родился как клон обсуждаемого в соседней ветке корректора А.Бокарева на 6ж49п+6н6п только под меньшее напряжение питания. У 6Ж9П-ток анода 15ма и напряжение анода150Вольт.

al-ur: Ну в принципе все верно, они обе под 15 мА расчитаны, прожорливый вариант вырисовывается.. Да совсем забыл, кто растолкует, есть рзные 6э5п, у меня б\у старенькие - высокие и свежие - короткие. У длинных усиление скромней и звучёк придавленный что ли, а короткие звучат просто круто, усиление больше, но какой микрофон...... включаю усь (6э5п+6п45с) тумблером (или выключаю), корпус от старого лампового осцила, звон стоит минуты три, но как потом звучит.... втыкаю длинные на их место - хоть с балкона выброси, такая вот ср...нь.

Vladimir: al-ur пишет: прожорливый вариант вырисовывается.. Угу. У меня в обсуждаемом здесь корректоре 6Н6П кушает примерно столько же. И ничего - не чувствует себя обделенной.

GELIANIN: al-ur пишет: Да совсем забыл, кто растолкует, есть рзные 6э5п, у меня б\у старенькие - высокие и свежие - короткие. Длинные - 6Э5П, короткие - 6Э5П-И, импульсный вариант, обладающий катодом с бОльшей эмиссионной способностью. Картинки взял с сайта http://istok2.com/

al-ur: Это понятно, про выходную лампу вопросов нет , 15-25мА оно так и должно быть, но когда еще и первая жрет под 15, тогда фирменный транс (usa) от лампового катушечника, конкретный такой... не тянет все это дело, то начинаешь чесать репу меняя его на ТАН. А по 6э5п мне фото не нужны, есть они у меня, почему микрофон такой лихой у коротких, может партия кривая попалась, вот что узнать хотел, вдруг кто сталкивался..

Vladimir: А.Бокарев говорил, что его экземпляры 6Ж49П вообще не звенели. Я купил на "Митьке" несколько штук, так они от легкого щелчка по балону звенели весьма неприлично. Аналогично с 6ф12п. У меня 8 штук 6П14П одного завода, одного года и месяца выпуска. А спектр гармоник и оптимальные по гармоникам режимы у всех разные. Видимо и Вам не повезло с партией Ваших 6Э5. Кстати, попробуйте плохозвучащие погреть несколько часов. Может войдут в режим. У моих 6П14П 1985 года выпуска сразу после включения тока анода не было вообще. Хотел было все бракануть и обругать продавца. Но после прогрева примерно 30 минут режим устаканился. А может длинные 6э5 - очень б/у? У них нет черных пятен на балоне?

Бокарёв Александр: Я не врал. Пару 6Ж49ПД подарил мне Шалин, на паре этих ламп и собрал корректор для Воронежа, а схему его выложил здесь на форуме. Позже в Ростове нашли полсотни этих ламп, я их все прогнал по шуму-звону и усилению на том самом корректоре для Воронежа, и из коробки нашёл пару-тройку лампочек с слабо выраженным звоном или малым усилением, они ушли как бы в брак. Как бы. Офигенные лампы.

Vladimir: Слабо выраженный - это слышно ухом при щелчках по балону? Я имею ввиду когда лампу держишь в руках, щелкаешь и слушаешь, поднося к уху. У моих звон негромкий, но слышен отчетливо. Выпуск 06-1982 год. Пробовал тыкать их в эту схему во второй каскад вместо 6с3п. При щелчке по балону звон был слышен в наушниках. Но 49-ка еще очень ничего. Менее продвинутые 6ж9,6Ж11 просто заливались звоном. Причем какая-то из этой парочки звенела даже в момент касания иглой канавке на виниле. Вроде это была 6ж9п. Естественно свою любимую Денон-103 я опускал на диск с помощью микролифта Технаря1210, а не с размаху шлепал руками об диск. И все равно звяканье от первого импульса при входе иглы в дорожку было слышно.

Бокарёв Александр: Ну я и пишу про звон в динамиках, когда по лампе корректора щёлкаем , шалбан , чтобы понятно. Есть различие, поперёк катода или сбоку удар наносится, если сбоку-звон. тише и короче. А про те же самые 6Ж9П я писал в статейке о корректоре. что звенели они страшно. Забраковал их в самом начале .

Бокарёв Александр: Ну вот. Приехал на доработку этот самый первый вариант корректора на 6ж49пд и 6Э5П с трансом. после нескольких "подтяжек" Снятая ачх корректора показала дефицит низа, избыток верха(результат настройки по широкополосному розовому шуму) . Повозившись с цепями весь день, получил в итоге почти стандартную ачх, но постоянные на нч стали совсем нестандартными. Сказались потери на нч из-за низкой индуктивности выходника, вероятно. Выяснилось, что ёмкость в катоде 6Э5П 220мкф- оптимальная, максимум на 30гц и ниже-спад. Цепочка коррекции по нч, 3180мкс (резистор15кил и ёмкость 0.2мкф)выродилась в резистор15кил и ёмкость 0,47мкф. Резистор 1,5 килоома и шунт 0,05мкф превратились в 750 ом и 0,1 мкф(75мкс остались) Короче- кошмар, но- правильный кошмар.Наш, привычный. Сейчас ачх нарисую Слева ачх двух бошек: Денона-103 и Ортофона510мк2. Ортофон вверху розовым, денон внизу , на фоне ачх самого корректора. Шишка на десятках герц-это всплески розового шума, туда не смотрим. Смотрим выше 100 герц. Видим завал у ММ Ортофона, привычный и обычный для этой головы. Денон работает как в паспорте, именно так, полка ниже по уровню на сч-вч . Чтобы прописать нижние частоты, есть свип-тон от 20 до 1000гц, на досуге гляну. Хотя, если ачх внизу без проблем, то и сквозная ачх тоже в порядке. Всмотрелся в ачх- и понял, что ёмкость внизу (0,47мк) нужно уменьшить примерно до 0,43-0,4мкф. Тогда выравняются просаженные 150гц. Вот она, схема .

Vladimir: Интересный расклад у Вас нарисовался. Чтобы подтянуть низы, подавленные трансом, Вам пришлось сдвинуть частоту тау1 до 20 Герц . То есть полностью ликвидировать стандартную "полку" АЧХ идущую от 50Гц и ниже. Получается, что эту полку обеспечивает трансик. При этом ход АЧХ на всех частотах выше 50Гц практически совпадает с нормированной. Не желая того, Вы получили НЧ-коррекцию индуктивностью выходника.:)

Гoсть: Vladimir пишет: То есть полностью ликвидировать стандартную "полку" АЧХ идущую от 50Гц и ниже. Да ничего не ликвидируется. Просто в её формировании участвует ещё и индуктивность трансформатора, как Вы ниже правильно заметили.

Бокарёв Александр: Доложу вам, Владимир, что транс резко усложнил задачу. Когда снял ачх спектрой, удалив корректирующие ёмкости, то увидел спад на нч, начинающийся чуть не от 300 герц и к 30 герцам получил те самые минус три. Причём, ниже 30 -обвал, а выше- очень плавный подъём. Потому и пришлось взять эту точку завала на 30 за пик ачх и обвалить всё выше по частоте. Но спад ниже 30герц обусловлен ещё действием ООС с катода в экранирующую сетку. На низких частотах там возникает переменный сигнал, уменьшающий усиление. И снова скажу самые нежные слова в адрес любимой спектры. Если не она- настройка растянулась бы на месяц, не меньше. А тут- полдня -и слушать подано. На этом самом корректоре, как на стенде, были года 3 назад подобраны самые подходящие лампы для работы с трансом, в финал вышла только 6Э5П, прочие отстали. Также были отслушаны возможные варианты первого каскада, как триоды так и пентоды. 6ж9п,(триодный и пентодный вариант), 6С3П, 6Ж5Б, 6С52Н. Все годятся, большого различия не нашёл, режимы одни и те же.

пятачок: Когда я проводил эксперименты с входной лампой,в частности пробовал и 6Ж49Д,емкость в катоде 6Э5П у меня практически оставалась нетронутой-100-120 мкф.На 30Гц был горбик,ниже плавный спад.По видимому хороший запас индуктивности первички выходного транса,30 Гн.

Бокарёв Александр: Горбик, похоже, указывает на недостаточную катодную ёмкость, я видел такое когда поменял 6Ж5Б на 6Ж49ПД, у 49й ток экрансетки выше и ёмкости 150мкф не хватило, получился обвал на 40 гц с выбросом. А вот 220мкф дали плавный горбик на 30 и плавный спад ниже..

Vladimir: Бокарёв Александр пишет: И снова скажу самые нежные слова в адрес любимой спектры. Абсолютно согласен .Хорошая штука! Я тут сидел с ней пару дней - перебирал 6П14П под "Однолампыч". Если бы не Спектра, то так и не узнал бы, что лампа лампе рознь. Даже из партии одного месяца и одного года - спектры гармоник сильно разные. Но с другой стороны - "Многие знания увеличивают грусть". Тепрерь ведь нужно чердак напрягать, чтобы решить, какую именно воткнуть в усилок. Для измерения АЧХ - Спектра просто незаменима. Улет частоки виден сразу и не нужно долго и нудно пересчитывать вольты в децибелы. Хоть тут комп облегчает жизнь:)

пятачок: Бокарёв Александр пишет: Горбик, похоже, указывает на недостаточную катодную ёмкость, я видел такое когда поменял 6Ж5Б на 6Ж49ПД, у 49й ток экрансетки выше и ёмкости 150мкф не хватило, получился обвал на 40 гц с выбросом. А вот 220мкф дали плавный горбик на 30 и плавный спад ниже.. Нет,я наверное чуть не правильно выразился.Имелось ввиду не горб,или резкий выброс был на 30 Гц,а подъем порядка 17-18 dB,а затем плавный спад вниз.При увеличении емкости частота подъема поднималась выше.



полная версия страницы