Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Корректор на 6Ж45Б+6С3П » Ответить

Корректор на 6Ж45Б+6С3П

Vladimir: Здравствуйте , уважаемые коллеги. Примите в общую копилку схемку собственноручно собранного корректора. Это моя первая ламповая конструкция. Ничего революционного в ней нет - это клон схемы А.Бокарёва на 6ж49пдр+6н6с. Да и эта схема родилась при его непосредственном участии - от выбора ламп до ответов на глупые вопросы новичка. Немного о схеме и выборе компонентов. Почему клон, а не оригинал? Как новичку было страшновато лезть в высокие напруги. Очень хотелось вписаться в 300В. Потому встал вопрос о низковольтных и незвенящих лампах Из списка предложенного Александром выбрал 6ж45б. Доступна, недорога. Плюс "дробь" - то есть по идее не должна звенеть. Отсутствие звона 100% подтвердилось в собранной схеме. То есть при щелчке по баллону слышен коротенький высокий "дзинь" 0,5 секунды и тишина. Фон не собирает - слышно только когда хватаешь ее пальцами за баллон. Далее- нужно было получить на выходе не менее 1В от денона-103 с трансом1:10. После корректора сигнал идет на эммитерник и качает наушники.Потому усиление требовалось не менее 3000. 6н6п проходила по минимуму. И тут Александр подсказал 6с3п. Низкое выходное, усиление повыше. Вариант был с радостью принят. Что вышло в итоге. Усиление 6ж45б примерно 160-170. Усиление 6с3п порядка 24. В сумме набегает 4000. Или 400 раз на 1 кГц. Итого имееем 1,2 вольта при входе с транса 3мВ. Практически сигнал для ушей Фостекс-50 с большим запасом. Вполне нормально работает с деноном-160(1,6мВ) без транса. Даже остается небольшой запасик. Схему прикладываю. Все напруги реально измеренные на прогретой схеме. Выбор режима 6ж45 продиктован цепью RIAA вкупе с требованиями усиления. Данные цепочки RIAA привожу стандартные. При желании всегда можно подкрутить под свою бошку. Выбор режима работы 6с3п достаточно тонкое дело. Поначалу даже впал в ступор, но с помощью Александра преодолел непонятки. Дело в том, что в отличие от 6н6п у 6с3п низкое напряжение смещения. Чтобы получить запас по перегрузке, хотелось получить смещение 2 вольта. Это с одной стороны. С другой стороны, по моему справочнику у 6с3п максимальное рабочее напряжение анод-катод 150 вольт, что ограничивает безудержное желание втопить ей напругу повыше и получить смещение под 3 вольта. В результате была выбрана рабочая точка с током 13 ма и напругой анод-катод 140вольт. Это дало смещение порядка 1,8 вольта. Блок питания нестабилизированный и при повышении напруги сети имею анод-катод 150 вольт и смещение примерно 2 вольта. В качестве сравнения, в схему втыкалась без изменения параметров 6н6п. При том же токе у нее смещение встало на 4 вольта. По звуку 6н6 показалась более ровной и взвешенной, чем 6с3, у которой явно подчеркиваются высокие. Они чистенькие без грязи, но их побольше , чем у 6н6п. Так что выбор и тут присутствует - либо 6н6 с низким усилением и спокойным звуком, либо большая раскачка от 6с3 при ярком звуке. По ловле помех и грязи схема отличная. Убрана в железную коробочку, стоит непосредственно около монитора и почти не замечает этого соседства. Шум очень низкий. Мой оперный корректор с АД797 на входе шумит на слух примерно так же. Правда сначала попалась одна шумная 6ж45, но после замены на другую, все устаканилось. Так вот вкратце о схеме. Если будут вопросы постараюсь ответить. Если смогу. Опыта у меня пока маловато. Если бы не Александр - я бы и сейчас рассматривал лампы на картинках и слушал оперный корр. Правда, справедливости ради, должен отметить, что оперный корр на АД797+NE5534 с пассивной RIAA между ними получился неплохим. По тембру очень близок к звуку этого лампадника с 6н6 на выходе. Из плюсов лампового - у него звук попрозрачнее. При 6с3 намного прозрачнее. Схема ИСПРАВЛЕННАЯ: http://prntscr.com/m5q41z

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

alexanderzas: Когда работаю в Микрокапе, Пикаде и вообще на компе, всегда рядом звучит музыка, а когда работал в Альтеке, так у меня в комнате я поставил колонки и вертак. GELIANIN пишет: Я сейчас наоборот - тренирую старые советские электролиты (многие старше меня) и натягиваю на них термоусадку Схема блока питания у меня такая, что восемь конденсаторов - и шесть разных потенциалов на корпусах Поступаю примерно так же , брал выпаянные старые немецкие электролиты , а они для горизонтальной впайки в платы, после тренировки проверил , что с ёмкостями и утечкой всё в порядке сначала макаюьса в расплавленный парафин , потом на них надеваетса термоусадка а с боков заливаетса термоклеем, в таком виде некоторые работают в апаратуре уже лет по 5 , если не считать что перед этим они трудились лет 25 в другом апарате из которого извлечены. современных относительно(8лет) электролитов у меня пару десятков мешков целофановых но их нужно проверять и скорее всего часть из них выкинуть.

Vladimir: Не в тему. Но спрошу. Кто-нибудь имел дело с МС-головками ортофон- Турбо3, Tango,Samba,Salsa(в пределах 300-400баксов)? Реально ли поиметь с них улучшение звука , в сравнении со старичком Денон-103.Что-то маловато в сети по ним отзывов.

Бокарёв Александр: Мерил Турбо-1, МС с высокой отдачей. Ровная, звук добрый, отдача по каналам идентичная. Прочие видел в магазине. На раме МС Турбо-1 сделана точно такая же, но зовётся Пик-Ит. Цена та же, 200 евро, 7200 просят.


alexanderzas: У мення тоже была голова Турбо и субьективно она звучала даже лучше чем МС30

Vladimir: Александр, Вы про Турбо1? Ряд головок "МСхх" был таким - МС10-МС15-МС20-МС30?

alexanderzas: ортофон МС30 это самая старшая в этом ряду и у неё корпус из анодированного алюминия золотистого цвета , у неё выход 343микровольт. У меня была какято турбо не помню модель но крассного цвета пластмассовая и выходное напряжение чтото ок 2милливольт. МС30 и Мс15 имею и использую сейчас, а та красная у неё один канал полетел и я её обменял по гарантии на мс15 потому как турбо у них тогда не было в наличии.

Vladimir: Александр, какие впечатления от звука сложитись за время эксплуатации? Tango,Samba,Salsa, о которых спрашиваю - это новодел этих самых МС-шек.

alexanderzas: Vladimir пишет: Александр, какие впечатления от звука сложитись за время эксплуатации? Tango,Samba,Salsa, о которых спрашиваю - это новодел этих самых МС-шек.Ну как тут обьяснишь впечатения , сравнивать то особо не с чем. Головки ММ я не использую с тех пор как первый раз услышал МС а вертак который пользую был с рождения с МСголовой. Вертак Ямаха фотки есть в соседней ветке по корректору на миниатюрных, на нём родная головка тоже ямаха МС 705. По сравнению с ММ и эта голова и ортофон вместе с ламповым корректором звучат так ,что ММ уже не буду слушать никогда, ну а между ямахой и ортофоном как бы особой разницы и нет на 80проц пластинок . Ортофон показывает приимущество только на хороших пластинках где запись сама по себе широкополосная и есть много высоких, например удары тарелок, ортофон их не подкрашивает а передаёт очень похожими на живые.

Бокарёв Александр: Мне довелось долго слушать Ортофон Контрапункт Б, у него звук сначала кажется скучным , но потом оказывается что он просто не имеет окраса , так характерного для ММ. Все инструменты передаёт легко и точно. Особенно выигрывает Контрапункт на классике и джазе.

alexanderzas: да сначла кажетса вощущение вроде как высоких немного не хватает но на самом деле у мм крикливость и её принимают за яркость. Только вот у мс ртофонов катушки намотаны на сердечниках а это не гуд.

Vladimir: alexanderzas пишет: Только вот у мс ртофонов катушки намотаны на сердечниках а это не гуд. Так они у всех МС намотаны на крестовине, жестко сидящей на трубочке кантеливера. И крестовина эта вроде как алюминиевая. В чем отличие у Ортофона?

alexanderzas: Vladimir пишет: Так они у всех МС намотаны на крестовине, жестко сидящей на трубочке кантеливера. И крестовина эта вроде как алюминиевая. В чем отличие у Ортофона? у меня была убитая головка ортофон и я её препарировал та вот крксовина конечно на контиливере только не алюминий а бириллий. сердечники в крестовине катушки из какогото магнитного материала потому как прилипают и очень хорошо к магниту. Гдето читал , что МС головы простые делают с магнитными сердечниками а у особо крутых из диэлектрика например рубина.

Vladimir: Прошел почти год. Постепенно, по мере прослушки, корректор понемногу видоизменялся. На сегодня сформировался в следующем виде. На место 6С3П в самом начале экспериментов была воодружена 6Н6П. Хотел послушать , посравнивать. А вышло так, что она на этом месте осталась. Никакие режимы по нее не менял. . Вместо 220мкФ в катод 6Н6П совсем недавно поставил 560мкф той же моей любимой марки Hit-Aic. Особых слышимых изменений не ожидал.Но был очень удивлен заметному улучшению звука. К прозрачности на верхах добавилась очень приятная для слуха и аккуратненькая серединка. Появилось какое то наполнение. Без этого слишком уж все было воздушно и голос рассеивался в объеме. Ну и еще заменил в обвязке 6Н6П китайские а-ля МЛТ-2 на наши родные советские МЛТ и ОМЛТ. На слух от этой замены вроде ничего не изменилось,но на душе стало спокойнее. Доверие к родным МЛТшкам почему-то намного больше. После всего этого почему-то стало приятно слушать диски, которые раньше считал не очень хорошими по качеству записи. Конечно, в ранг шедевров звукорежиссуры они все равно не попадают, но слушаются намного приятнее. Пока убрал свои шаловливые ручки от измученного экспериментами корректора. Пусть себе работает потихонечку.

Бокарёв Александр: Владимир, резистор менее 5 килоом в катоде выходного триода в сочетании с ёмкостью 220мкф может увести частоту среза вверх, да ещё с возможным выбросом. Поэтому по возможности сделайте последнее усилие и промерьте ваш корректор с помощью генератора и милливольтметра, чтобы понять, что творится на частотах ниже 100 герц. Ещё я посоветовал бы убрать резистор 200 ом между катодом и экранной сеткои или уменьшить его до единиц или десятка ом, потому что образуется дополнительный полюс на частотной характеристике в области низких частот. Но и совсем убрать его опасно, схема может загенерить . Навскидку- ом 30 должно хватить. Вы проделали серьёзную работу, я вам благодарен за ваши тонкие наблюдения и реально работающую схему.

Vladimir: Александр, спасибо за советы! Кондер в катоде изначально был 220мкФ. Я с ним мерил AЧХ в спектралабе, когда только собрал схему. Для 6Н6П АЧХ от 1000Гц и до самого низа весьма точно ложилась в нормированную с доп. тау4 = 7950мкс. Все было ровненько выбросов не было. Звук был очень чистый. Но всегда присутствовало ощущение невнятности вокала. Вместо того, чтобы четко позиционироваться посередине, он был как бы в удалении и размазан по стереопанораме. Как будто шел из глубины большой сцены. Поет человек "где-то та вдали". Этой невнятности не было в оперном усилке, и это не радовало в ламповом. Мысль поменять 220мкФ на больший жила давно. Но так как по измерению завал на АЧХ был в самом низу, а выше все шло ровно и красиво, то надежды, что кондер что-то изменит особо не было. Да еще и кондера нужного под рукой не было. И тут разжился несколькими кондерами по 560мкф. Замер на мультиметре показал, что в них чуть меньше - 500мкф. Паял без надежды. С одной мыслью, что хуже быть не должно. Но получил приятный сюрприз. Я думаю, что дело даже не в емкости, а в немного разных звуковых свойствах кондеров. Хотя они одной фирмы и одной марки. До этого пробовал воткнуть на это место 200мкФ от Rubycon. Этот кондер продержался меньше часа. И был безжалостно выкинут, ибо поперла очень заметная и противная грязь на верхах. С Hit-Aic на верхах грязь не была замечена ни разу, ни в одной записи. Сейчас схема реально работает и я, пожалуй, впервые воспользуюсь народной мудростью: "Лучшее - враг хорошего". И дам устройству поработать. Обычно у меня это не получается, и все поделки пребывают в состоянии вечного вялотекущего эксперимента в макетном исполнении. Лучше зуд в руках перемещу на ламповый усилок для динамиков/наушников. А то деньги на трансы потратил, они лежат, в корпусе дырок насверлил,пропотев с ног до головы. А плату все никак не заставлю себя сделать:)

Гoсть: Vladimir пишет: Вместо того, чтобы четко позиционироваться посередине, он был как бы в удалении и размазан по стереопанораме. Как будто шел из глубины большой сцены. Владимир, я уже наступал на эти грабли -- фазовая интермодуляция за счёт нелинейности диэлектрика. Лечится шунтированием плёнкой. Возможно, более кошерные электролиты имеют меньшую нелинейность, но всё равно -- без плёнки параллельно им в аудио не жить: электролиты - свёртки ленты с распределёнными индуктивностями, емкостями, сопротивлениями, с неравномерным полупроводниковым слоем между ними.

al-ur: Приветствую форумчан. Собрал я данный корр после долгих попыток найти то, что мне нужно. Две готовые ламповые конструкции пришлось просто убрать из стойки. Звучит очень достойно, кстати вариант на 6ж5б+6н6п то же не плох, но выход получился меньше. Что хотел спросить, намотал тут транс на ОСМ железе 1:1 и повесил на выход. По звуку ощутимой разницы не заметил, но какие изменения нужно внести в схему с трансом на выходе?

Гoсть: al-ur пишет: По звуку ощутимой разницы не заметил, значит - петля по земле даёт не сильную наводку. У нас все сетевые вилки с заземлением, так положено по закону. В результате приходится тратиться на симметричные разъёмы, кабели, трансформаторы...

al-ur: Никаких наводок или фона у меня нет, просто хотелось применить транс на выходе. Долго слушать его небыло времени, подцепил прямо на ходу, вот только режимы ламп.. думал кто совет даст..

Бокарёв Александр: С трансом нужно всю схему перекурочить заново, гляньте в начало ветки" Корректор Бокарёва на 6ж49п-6н6п", там Михалыч такое соорудил, о чём вы спрашиваете.



полная версия страницы