Форум » Проигрыватели Винила RIAA » Корректор на 6Ж45Б+6С3П » Ответить

Корректор на 6Ж45Б+6С3П

Vladimir: Здравствуйте , уважаемые коллеги. Примите в общую копилку схемку собственноручно собранного корректора. Это моя первая ламповая конструкция. Ничего революционного в ней нет - это клон схемы А.Бокарёва на 6ж49пдр+6н6с. Да и эта схема родилась при его непосредственном участии - от выбора ламп до ответов на глупые вопросы новичка. Немного о схеме и выборе компонентов. Почему клон, а не оригинал? Как новичку было страшновато лезть в высокие напруги. Очень хотелось вписаться в 300В. Потому встал вопрос о низковольтных и незвенящих лампах Из списка предложенного Александром выбрал 6ж45б. Доступна, недорога. Плюс "дробь" - то есть по идее не должна звенеть. Отсутствие звона 100% подтвердилось в собранной схеме. То есть при щелчке по баллону слышен коротенький высокий "дзинь" 0,5 секунды и тишина. Фон не собирает - слышно только когда хватаешь ее пальцами за баллон. Далее- нужно было получить на выходе не менее 1В от денона-103 с трансом1:10. После корректора сигнал идет на эммитерник и качает наушники.Потому усиление требовалось не менее 3000. 6н6п проходила по минимуму. И тут Александр подсказал 6с3п. Низкое выходное, усиление повыше. Вариант был с радостью принят. Что вышло в итоге. Усиление 6ж45б примерно 160-170. Усиление 6с3п порядка 24. В сумме набегает 4000. Или 400 раз на 1 кГц. Итого имееем 1,2 вольта при входе с транса 3мВ. Практически сигнал для ушей Фостекс-50 с большим запасом. Вполне нормально работает с деноном-160(1,6мВ) без транса. Даже остается небольшой запасик. Схему прикладываю. Все напруги реально измеренные на прогретой схеме. Выбор режима 6ж45 продиктован цепью RIAA вкупе с требованиями усиления. Данные цепочки RIAA привожу стандартные. При желании всегда можно подкрутить под свою бошку. Выбор режима работы 6с3п достаточно тонкое дело. Поначалу даже впал в ступор, но с помощью Александра преодолел непонятки. Дело в том, что в отличие от 6н6п у 6с3п низкое напряжение смещения. Чтобы получить запас по перегрузке, хотелось получить смещение 2 вольта. Это с одной стороны. С другой стороны, по моему справочнику у 6с3п максимальное рабочее напряжение анод-катод 150 вольт, что ограничивает безудержное желание втопить ей напругу повыше и получить смещение под 3 вольта. В результате была выбрана рабочая точка с током 13 ма и напругой анод-катод 140вольт. Это дало смещение порядка 1,8 вольта. Блок питания нестабилизированный и при повышении напруги сети имею анод-катод 150 вольт и смещение примерно 2 вольта. В качестве сравнения, в схему втыкалась без изменения параметров 6н6п. При том же токе у нее смещение встало на 4 вольта. По звуку 6н6 показалась более ровной и взвешенной, чем 6с3, у которой явно подчеркиваются высокие. Они чистенькие без грязи, но их побольше , чем у 6н6п. Так что выбор и тут присутствует - либо 6н6 с низким усилением и спокойным звуком, либо большая раскачка от 6с3 при ярком звуке. По ловле помех и грязи схема отличная. Убрана в железную коробочку, стоит непосредственно около монитора и почти не замечает этого соседства. Шум очень низкий. Мой оперный корректор с АД797 на входе шумит на слух примерно так же. Правда сначала попалась одна шумная 6ж45, но после замены на другую, все устаканилось. Так вот вкратце о схеме. Если будут вопросы постараюсь ответить. Если смогу. Опыта у меня пока маловато. Если бы не Александр - я бы и сейчас рассматривал лампы на картинках и слушал оперный корр. Правда, справедливости ради, должен отметить, что оперный корр на АД797+NE5534 с пассивной RIAA между ними получился неплохим. По тембру очень близок к звуку этого лампадника с 6н6 на выходе. Из плюсов лампового - у него звук попрозрачнее. При 6с3 намного прозрачнее. Схема ИСПРАВЛЕННАЯ: http://prntscr.com/m5q41z

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Бокарёв Александр: что делать, что делать....лампы подбирать. У стабисторов чёт-то там где-то лучше, чем у просто диода. термостабильные они что ли, не помню.

SergeL: vovans пишет: И что делать при разнице по усилению между каналами, если применять диоды и т.п.? А что Вы делаете в таких случаях, если не применяете полупроводники? Бокарёв Александр пишет: термостабильные они что ли, не помню. Они обеспечивают линейность при бОльших амплитудах сигнала. Светики кстати тоже.

Vladimir: Всё же лучше вместо 6с3п поставить 6н6п или 5687, если импорт ближе к сердцу и цена не испугает. Заодно светодиод из катода убрать, вместо него поставить резистор ом на 500 (подобрать) в параллель с Nichikon KZ 1000мкФ.


Бокарёв Александр: Без учета внутреннего сопротивления пентода- а оно не шибко велико, Килоом 200, ачх может получиться косячная. Внутреннее у 6ж38п сам измерил, поучил 300кил, от него считал обвеску. А тут- фигзна, сколько будет.

U.L.F.: А питание второй сетки входного пентода от катода выходной лампы всем нравится? Или эта "эзотерическая составляющая" не обсуждается?

Stan Marsh: U.L.F. пишет: А питание второй сетки входного пентода от катода выходной лампы всем нравится? Лет двадцать тому назад я считал это своим изобретением. Повзрослел, но продолжаю делать именно так. А светодиод - однозначно выбросить.

U.L.F.: Stan Marsh пишет: ...продолжаю делать именно так... И чем это аргументировано?

Stan Marsh: U.L.F. пишет: И чем это аргументировано? Пробовал варианты с гасящим резистором и с делителем. Разницы с "хитрым" вариантом не обнаружил, а экономия в детальках - налицо.

aur_100: timval, я вообще не понимаю, почему надо именно эту схему... Возьмите Бокарёва Александра на 6ж38п-ев-1/2 6н6п но с "горизонтальнын резистором", она действительно лучше. И ещё, если у вас вертак типа Веги-106 и пр., между каскадами надо разделить по постоянке.

Stan Marsh: ФК - это вкусовая штука, все звучат по-разному, даже если имеют корректную_коррекцию. Так что...

U.L.F.: aur_100 пишет: Возьмите Бокарёва Александра на 6ж38п-ев-1/2 6н6п но с "горизонтальным резистором", она действительно лучше. Хм... и чем это лучше? Чем? Сравнивал корректор на 6Ж38П, в своё время, с корректором на EF806 (c коррекцией в аноде). Так вариант с высокоомным пентодом и коррекцией в аноде не оставил 6Ж38П с коррекцией между каскадами никаких шансов. Мой на 6Ж38П слил подчистую даже варианту с 6н2П на входе. И да... у меня, правда, не Вега-106. p/s: Про 6Ж45Б ничего не могу сказать, по картинке вроде привлекательная, но никогда не делал на них.

Stan Marsh: Что-то я сегодня с Дмитрием соглашаюсь и соглашаюсь, даже подозрительно, но коррекция "в_аноде" мне нравится больше, чем "с_горизонтальным_резистором". Последний наш вариант на каскоде тоже с "в_аноде". Если можно сэкономить на деталях на пользу звуку, отчего не воспользоваться.

aur_100: По простой причине, емкость примерно в 1,45 раз меньше, и часто бывает легче найти. И помехи из анодного питания не проникают на сетку второй лампы, а в итоге на выход корректора. ПС: вообще давно ушел от этих схем, только распределенная коррекция.

Бокарёв Александр: Применить разгрузочный (горизонтальный) резистор в пентодном корректоре заставила картина неважной перегрузочной способности пентода с коррекцией в аноде (= коррекция с анода в землю) на высоких частотах. Пила вместо синусоиды заставила задуматься. С добавочным резистором сигнал в разы чище и больше.

U.L.F.: Нет там никакой пилы... С чего ей взяться то? О какой "слабой" перегрузочной способности речь идёт вообще непонятно. Уровень сигнала от головки у нас сколько? Звучит коррекция в аноде пентода лучше и это главный аргумент. А если коррекция не в аноде, то лучше тогда триод на вход. ИМХО.

Stan Marsh: Кстати, в древней книжке Королькова и Лишина было просто написано: "Если внутреннее сопротивление лампы велико(например, при пентоде), то резистор R можно не включать, так как им будет служить эквивалентное выходное сопротивление каскада..."

Бокарёв Александр: Оно конечно, нет пилы на милливольтах и единицах вольт. Только проще самому глянуть , во что вырождается сигнал на уровнях в десятки вольт. А другой капкан , про который здесь говорили, но забыли напрочь- это скорость нарастания сигнала всего корректора на меандре. Тогда все эти схемы на высокоомных EF86 с анодной коррекцией продули триодникам. А начались сомнения в непогрешимости коррекции в аноде ещё со времен постройки АМЛ+ , когда подал сигнал, а увидел пилу. Чем переубеждать неубеждаемого меня, ткните осциллографом в схему, сами увидите все её косяки. Кроме дикого разбега по импедансу нагрузки во всем диапазоне и соответствующего своеобразного звука -практически кз на 20кгц.

U.L.F.: Бокарёв Александр пишет: Оно конечно, нет пилы на милливольтах и единицах вольт. Только проще самому глянуть , во что вырождается сигнал на уровнях в десятки вольт. К счастью у меня нет головок выдающих на корректор десятки вольт. Тогда все эти схемы на высокоомных EF86 с анодной коррекцией продули триодникам. Я помню когда Комиссаров сделал свой "народный", потом Торрес что-то по мотивам, потом... да не важно кто был потом, но эта схемка в своё время была просто прорывом по качеству. Всё! Спорить не хочу.

Бокарёв Александр: Дима, не думаю, что ты утешаешься фразой. что тебе хватает одноваттного усилителя для полного счастья. Всякому приятно, что его устройство способно жахнуть, когда надо. Вот и корректор. -когда настраиваешь и видишь чистейший синус на десятках вольт на выходе- на всех частотах- разве не приятно? Этакий Роллс-Ройс на лампах. " Мощность мотора-достаточна. " Да и спектр сильно портится от неважного запаса по перегрузке- не так ли? Или я придумал это? Через пентодные схемы с анодной коррекцией по идее Комиссарова и Торреса я тоже прошел и убедился. что это -не мой звук. Хотя, вау эффект там отменный. Даже меня хватило аж на пару лет. Потом вернулся к себе домой. Постепенно прихожу к выводу, что все свои впечатления о звуке, личные и выстраданные, нужно себе в задницу засунуть и никому не рассказывать. Тем более, на форум выносить, все равно, что на заборе написать. И ждать, когда тебе всем коллективом докажут, что ты- осел.

aur_100: U.L.F., есть хороший метод "Переходная характеристика фонокорректора: опыт наблюдений", автор ALSS, еще в конце 2016г писАл. Никто не хотел и слушать, за исключением Бокарёва Александра, меня и еще немногих, а жаль. ПХ на высоких частотах замечательно будет видно...



полная версия страницы