Форум » Фильтры » Фильтр для 10ГД-30 » Ответить

Фильтр для 10ГД-30

Gruffi: Вопрос выбора фильтров для АС, на мой взгляд, наиважнейший. Но не пользуется особой популярностью и вообще графиков измерений не так много, обычно теоретические, образцово-показательные и красиво-симулянтно-нереальные. У меня сложилось впечатление, что большинство считает так: для ФНЧ 1 порядка, выбрав L, мы определяем частоту среза в широких пределах, свободно перемещая ее по оси ординат. Ранее я подбирал фильтр для 15ГД-14 и убедился, что это не так. Сейчас я взял 10ГД-30, поместил в ОЯ 32 литра, изменял индуктивность катушки вдвигая ферритовый сердечник ступенями по 1 мГн от 2 до 6 мГн, измерил в упор и вот результат. Получается, что частота среза неизменна, меняется только крутизна среза! Для чистоты эксперимента открыл сверху ящик, отодвинул микрофон на 10 см, результат тот же. Напрашивается вывод: для данного типа динамика фильтр 1 порядка работает на фиксированной частоте, меняется только крутизна спада фильтра. Если отодвинуть микрофон на полметра-метр, полоса расширяется примерно до 5 кГц, поршневой диапазон примерно 500 Гц, так что измерения должны быть достоверными. Измерял в упор т. к. на расстоянии волнистость мешает увидеть закономерность изменения АЧХ. Кто может объяснить данную ситуацию? P.S. Привет теоретикам, которые рассуждают о важности точного подбора элементов фильтра и до хрипоты спорят друг с другом - нужен 1% или 2%.

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Бокарёв Александр: в упор смотрим поведение динамика у нижнего среза, а не верхнего. Оттяните микрофон на метр и снимайте семейство ачх , увидите, как клонится вправо вся басовая полка с увеличением индуктивности. И нет там никакой фиксированной частоты среза. она плывёт вниз. Полка, минус три дБ от неё и есть частота среза. Первый порядок тут неопределённый из-за влияния лошадиной индуктивности катушки, поэтому имеем два процесса: спад давления от катушки фильтра и рост давления из-за влияния индуктивности. Цобель возьмите, нагляднее будет.

Ogust: По моему, очень скромному опыту, при настройке фильтров в разных ситуациях - разное требование к точности подбора элементов фильтра. При обвале основного динамика катушкой и конденсаторе на пищаль, так конденсатор подбирал добором даже с точностью 0,05 мкф. Убираешь - тарелки сильно удаляются, звук сухой до невозможности, добавляешь - все инструменты на месте и звучат более-менее естественно...Чем это было обусловлено так и не разобрался...

Бокарёв Александр: ДА, именно с точностью 0,05МКФ подбор бывает на вч . Но чаще выверенная на микрофоне ачх на музыке становится другой, убираются гасилки, и проясняется звук. И схема упрощается . Равно как "улучшенная " на слух колонка позже начинает сверлить по ушам и приходится со вздохом лезть в ящик и возвращать выброшенные детали.


Gruffi: Итак, только что удалось провести новую серию измерений. Все сделаны в ЗЯ объемом 32 литра, расстояние до микрофона 1 метр, ЗЯ на табуретке, высота от пола до центра 10ГД-30 80 см, микрофон по оси динамика, в первой серии динамик с замененным подвесом 10ГД-30Б, во второй с родным резиновым подвесом 10ГД-30Е. Особой разницы между ними нет. Для того чтобы отражения мешали меньше, сделал сглаживание в 1 октаву. Использовал КПИ (катушку переменной индуктивности) от 2 мГн без сердечника до 6 мГн с сердечником. Настройка индуктивности по прибору Mastech. Конденсаторы 4 шт. по 30 мкФ. Конденсаторы подключались для получения ряда 30-60-90-120 мкФ. В первой серии на одном графике изменялась индуктивность при постоянной емкости, во второй серии - наоборот. Привожу фото, что я всё это не придумал. Измерения шумовым импульсом, свип и MLS дали практически тот же результат. Для начала график измерений 10ГД-30Б с метра, как продолжение моего предыдущего поста. Измерение динамика напрямую и с катушкой 2-6 мГн ступенями по 1 мГн. На цвет не обращайте внимания - делал как удобнее, по смыслу должно быть понятно.

Gruffi: Режимы измерений - емкости и индуктивности написаны на графиках

Gruffi: Интересует оптимальный фильтр на 300...500 Гц. Надеюсь, материала достаточно. Какие будут мнения?

Ogust: Меня эти графики наталкивают на мысль, что пассивная фильтрация ниже 300 гц вообще неэффективна. Что в общем-то высказывал не раз. А оптимальный фильтр на 300-500 герц - это уже в паре с сч-вч динамиком смотреть надо.

Gruffi: Ogust Владимир! Вот я и хотел (заодно) показать, что влияние фильтров весьма ограничено. Динамики - не резисторы и обладают своим "нравом", разные динамики имеют более или менее капризный нрав зависящий от резонансов, конструкции и т. п. Это в симуляторах можно легко и как угодно лепить АЧХ, на практике это не всегда так. Даже в LSP CAD получается, что оптимальные частоты раздела и даже порядок фильтра имеют большие ограничения. Я понимаю, что оптимальную частоту надо подгонять в паре. Спасибо за ответ, но мне хотелось бы услышать более конкретные рекомендации. Непонятен и провал на 150 Гц - для ящика частота низковата, для помещения что-то слишком выражена, кстати от экземпляра динамика не зависит.

Ogust: Ну не настолько уж у меня опыта...Если только мнение высказать, не факт что правильное...Если ближе к углу ставить акустику, первый вариант из последних графиков. Провал на 150 может быть просто единичным и ни на что сильно не влиять..

Бокарёв Александр: самая первая картинка с пологим спадом -лучше всех прочих всё что ниже- явно не оптимальный фильтр с диким выбросом у верхнего среза. Простое отслушивание разных вариантов сразу укажет вам на лучший. А проделать такую работу, чтобы получить в итоге ублюдский фильтр от S90 - это, извините- лишнее.

Бокарёв Александр: Делая первые шаги в теме фильтров, тоже пытался емкостями решить все проблемы за отсутствием нужных катушек. Позже узнал, что есть такое понятие-как импеданс и его надо учитывать. Ещё позже узнал, что соотношение L-C-R жестко взаимосвязано и нельзя как хошь крутить одно, не меняя другие два. сейчас есть программки удобные, не позволяющие промахнуться на километр. От них и пляшу при настройке, а отсебятина-позже.

Бокарёв Александр: и последнее. Желательно верхний срез выбирать в 10 раз выше от нижнего, тогда полка басовая не вырождается в одинокий пупок на одной ноте гудящий. А у вас нижний срез примерно 70 гц, а завалить желаете- аж на 150гц. Этта - как? Гляньте пост 191, картинка первая, там последние кривульки-- как бы похожи на правду. И полочка ничего и срез не крутой и без дурацког выброса.

AVB: Бокарёв Александр пишет: Делая первые шаги в теме фильтров, тоже пытался емкостями решить все проблемы за отсутствием нужных катушек. Позже узнал, что есть такое понятие-как импеданс и его надо учитывать. Ещё позже узнал, что соотношение L-C-R жестко взаимосвязано и нельзя как хошь крутить одно, не меняя другие два. Я об этом много думал, но не решался вопросить... А если при полученных расчетах в "программке" попробовать подобрать ближайший по номиналу конденсатор, чтобы бутеров не городить, а индуктивность подгонять витками, что несомненно проще...?

Бокарёв Александр: все программные цифирки- сильно приблизительные, рассчитаны на идеальную резисторную нагрузку. Макетил на резисторе вместо динамика-совпадение 100проц. А динамик своего вносит- не горюй. И всё приходится заново микрофоном и на слух подгонять. Позже с опытом уже примерно ясно, что в коробке искать.

Ogust: Бокарёв Александр пишет: самая первая картинка с пологим спадом -лучше всех прочих На ней же выраженный выброс на 1300... Тогда уж наверно 3-4 мГн, вторая и ниже в сверху характеристика на первой картинке, как мне кажется...Желательно верхний срез выбирать в 10 раз выше от нижнего, тогда полка басовая не вырождается в одинокий пупок на одной ноте гудящий.При активной фильтрации не замечал звучания на одной ноте при низких частотах среза, хоть убейте Контрабас пилит во всю ширь...

Бокарёв Александр: Как говорит дядя Карен, из английского лорда- проще сделать профессора, чем из портового грузчика. Динамик с заведомо удачной конструкцией, подходящими параметрами и красивым звуком требует малого вмешательства фильтрами . Результат при этом достойный. И наоборот, что с уродом ни делай, если без фильтров не звучит никак, то и с фильтрами будет неважно. Да и фильтры-сплошной наворот. Хотя, бывает, что торчащая средина маскирует красивый бас, создаётся неверное впечатление о динамике.

Ogust: Ну узкую полосу из него выудить можно, если это кому то надо... Хотя и чуйка у него грустная...

Gruffi: Бокарёв Александр Александр! Спасибо за внимание к теме. ...самая первая картинка с пологим спадом -лучше всех прочих ...соотношение L-C-R жестко взаимосвязано... сейчас есть программки удобные, не позволяющие промахнуться на километр. ...Желательно верхний срез выбирать в 10 раз выше от нижнего...А у вас нижний срез примерно 70 гц, а завалить желаете- аж на 150гц. Этта - как? ...Как говорит дядя Карен - Пологий спад на первой картинке - без фильтра вообще, как я уже писал и данный вариант неинтересен - нельзя данному динамику позволять говорить выше 1...2 кГц. - Я понимаю взаимосвязь R-L-C и вдобавок электромеханических свойств динамика и корпуса, именно поэтому я и делаю эксперименты хорошо убедившись, что "программки" тупо сделанные по формулам где вместо живого динамика - резистор, обычно промахиваются именно на километр-другой. - Где я писал, что желаю завалить аж на 150 Гц, где? Я писал, что меня интересует оптимальный фильтр для раздела на 300...500 Гц. Нижний срез у динамика с резонансом 30...40 Гц не 70 Гц, я даже специально привел фото - ящик ЗЯ, измерительный, недостаточного объема. При ящике 50 литров ФИ по Спикершопу получится на память 33 Гц при -3 дБ. И при рассмотре фильтра СЧ-НЧ АЧХ в этом ящике работа в самом низу не важна, интересна АЧХ в области раздела. Планируется диапазон для 10ГД-30 от 30...40 Гц до 300...500 Гц. - Мало ли что говорят дяди, мне это неинтересно, я сам "дедушка Серёжа" и могу сказать не меньше, если не больше. Миллионы выпущенных 10ГД-30 и колонок с ними доказывают, что это не бросовый динамик, ЕСЛИ правильно его применить. К сожалению, промышленность применяла его именно неправильно, главных ошибок две: - малый объем ящика, по моим измерениям пяти имеющихся динамиков, оптимальный объем примерно 50 литров, - нельзя использовать 10ГД-30 в двухполоске (а делали именно так), он должен работать в трехполоске от 30...40 до 300...500 Гц. Я не первый пришел к таким выводам, до меня это сделали Шоров, Салтыков, Зотов и другие. Наиболее симпатичен мне вариант Зотова: 10ГД-30, 3ГД-32, пищалка в большом корпусе. А вариант Шорова (хоть он крупнейший специалист) - засунуть 2ГД-40 в корпус 10МАС или пристроить его сверху-снизу - полумера, не лучший компромисс т. к. ящик для НЧ динамика мал, а 2ГД-40 и подобные овалы хороши на СЧ, но на ВЧ работают посредственно - недостаточно высоко вверх, да и направленность на самом верху у них нехорошая. - Я привел всю матрицу фильтров второго порядка, все комбинации сочетаний для разумных значений LC 30-60-90-120 мкФ и 2-3-4-5-6 мГн. Сделал это для двух разных динамиков с разными параметрами T-S. Да, результаты не вдохновляют, поэтому мне даже пришлось применить октавное сглаживание. Перед тем как делать ящик на 50 литров, я надеялся услышать почему именно получаются такие результаты, а это не теоретические измышления, это измерения и их условия я привел достаточно подробно. К сожалению, обсуждение ушло куда-то в сторону бесплодных рассуждений. К большому сожалению, эта чума поразила немногочисленные форумы и сайты по данной тематике.

Бокарёв Александр: нет у меня под рукой динамика 10 гд-30, чтобы самому его измерить и решить, докуда ему можно играть а докуда -нет. Высочайшим дозволением, таксказать. И я сомневаюсь, что этот неплохой басовичок ну прям-таки неспособен до кила добежать, не обвалявше. Есть куда хуже него и те работают в профессиональной 2-полоске за немалые деньги. Припоминаю чисто по памяти, что напрямую без всяких фильтров он вполне красиво играл , не вызывая омерзения. Другое дело, подхватывали его уникальным по отвратительному звучанию динамиком 3ГД-31, вот он- в самом деле, такую отсебятину вносил..... У этого басовичка нет могучего резонансного выброса, а посему допускаю работу его вообще без кондёров, чисто с катушкой, уравнять отдачу басовой полочки с сч полкой и далее- плавный ровный спад. А там можно и пищалу подключить, хотя бы первым порядком. Тот же самый 2ГД-40, как недорогой, ровный по звуку и внизу способный . Шоров знал, что делал. И чем дольше живу. тем больше интересуюсь его решениями. Я бы ещё понял цель вашего исследования, кабы в конце его вы обозначили тот самый лучший рабочий вариант, обеспечивший и ачх и звук , но вместо этого должен был таращиться в картинки, одна другой страшнее , а потом читать суровую критику в свой адрес. И оно мне надо всё? - Таки нет! Забавляйтесь и дальше. С ув. АБ.

Charm:



полная версия страницы