Форум » Фильтры » Вопрос Александру Бокарёву » Ответить

Вопрос Александру Бокарёву

+dimych+: Александр, здравствуйте!! Вы как-то обмолвились , что делали фильтр для микролабов, у которых белые динамики (как из стеклоткани).. Не могли бы вы подробнее рассказать про него.. Какие значения индуктивностей и кондёров брали? С уважением! Дмитрий.

Ответов - 137, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Бокарёв Александр: 100 килоом- нереальная величина нагрузки, чтоб валить верха индуктивными фильтрами, правильно у вас получаются слоновьи номиналы катушек( а это без учёта паразитов) , обычно нагрузку для этих целей берут ом примерно 100, тогда единицы-десятки генри получаем. Выходное сопротивление предыдущего каскада нужно низкое, под единицы ом. Куда проще сделать активный фильтр на катоднике , Саллена-Кея. Насчёт характеристического сопротивления- не знаю, что под этим автор понимает.

Rex: Спасибо! И всё же, не хотелось бы RC фильтр. Мне итак пришлось вводить третий каскад из-за недостатка усиления, а тут ещё аттенюатор, по сути. На катоднике оно всё бы ничего, но опять лишний баллон..! Стараюсь делать проще, но на куче трансов и катушек и в три моноблока.. Выходное сопротивление предыдущего каскада будет, ну не единицы конечно, но с 10-15ом, впрочем - это считать надо. На бум ещё не могу. Сопротивление нагрузки могу взять даже где-то 5кОм (надо бы тоже ёщё посчитать, но 6Н8С должна протянуть 0.3 ватта), в этом случае для частоты среза 150Гц L получается где-то 10Гн, а C около 0,5мкф. Это уже божески. Такую индуктивность мотнуть можно, даже не толстым проводом. Или всё-же считаете, лучше отказаться и собрать на катоднике? ЗЫ. Впрочем, насчёт выходного сопротивления я лажанулся, кажись. Оно будет равно: внутреннее сопротивление лампы множить на коэффициент трансформации, то есть 4*2=8кОм. Так, кажется?

Folk: При замене неполярных электролитов к россоверах ипортных АС. Насколько необходимо стремится к точности номинала, при составлении из конденсаторов другого типа, например пленочных. Электролиты ELYTONE +-5% все, на замену идут к73-15 (ОС, +-5%).


ГДН: Rex пишет: В формулах фигурирует величина Rх - характеристическое сопротивление. Но, что под ним понимать, не подскажете? Вообще-то, для уменьшения неравномерности АЧХ фильтра вблизи граничной частоты, активное сопротивление его нагрузки выбирают равным (близким к) его характеристическому (или т.н. волновому) сопротивлению Rх = (L/C)^0,5. Именно поэтому Rх и присутствует в формулах, а произвольное "баловство" с величинами L и C при подгонке нужной частоты, приводит к большой неравномерности...

Андрюха: Добрый день коллеги! Имею данные АС http://video.potrebitel.ru/?action=model_item&num_id=77&cat_id=729&gud_id=9968 Долгое время слушаю с ламповым однотактным УНЧ мощность порядка 3,5 вт , очень нравились. Заглянул внутрь - в фильтре ВСЕ конденсаторы электролитические. Заменил в ВЧ звене оба конденсатора (6 мкф и 15 мкф) на Мундорф суприм, повысилась разборчивость. Теперь хочу заменить в звене СЧ конденсаторы (165 и 16 мкф) на наши отечественные KZK White Line. И заодно катушку с сердечником 0,9 mH на другую, без сердечника. Нашел с такими параметрами: индуктивность 0,9 mH, диаметр провода - 1,5 мм. Сопротивление 0,26 Ом. Как мне поступить в этом случае с последовательно включенными с катушкой резисторами (параллельно 2 шт. по 1 Ом) Их величину нужно изменять? Ведь сопротивление новой катушки будет меньше чем у штатной. Или их оставить без изменения? Т.е. заказываю приведенную ниже катушку, добиваюсь чтобы сумма активных сопротивлений штатной катушки и 2х резисторов равнялась сумме сопротивлений новой катушки и резисторов как на рисунке? https://yadi.sk/i/RUqTxPNO3VAbC6 https://yadi.sk/i/2yYgijXz3VAbGA https://yadi.sk/i/SD4Keanl3VAbL4 https://yadi.sk/i/IfJZwx523VAbP5

Бокарёв Александр: по идее да, резисторами добираете омическое катушки в новом варианте. Ещё посоветую сделать так: вывести провода от средника через порт инвертора, перед собой на столе два варианта СЧ фильтра- оригинальный и ваш, и подав РОЗОВЫЙ ШУМ, перетыком сравниваете на слух оба варианта. На шуме вылезают все мельчайшие отличия, которые на музыке не получился поймать. Одно смущает: фильтр ВЧ- третьего порядка, пакостный у него звук, сильно не моё, хотя ачх - красивее некуда. Сколько сочинял 2- и 3-полосок, средник начинал спокойно и без визга звучать лишь с резистором в шунте, а стоит туда ёмкость впаять- начинается крик. Таким способом удалось укротить даже откровенно мерзкий средник с пулей, Асалаб, вот же дрянь, прости господи. Я обычно откидываю бас и пищалу и начинаю вымучивать фильтр средника, пока он не запоёт музыку спокойно и красиво, а не как консервная банка.

Андрюха: Большое спасибо Александр за подсказку и совет. В таком случае позвольте еще разок полюбопытствовать. Как Вы считаете, есть смысл в моем случае стремиться к низкому активному сопротивлению данной катушки (0,9 mH ) на СЧ звене, или можно взять провод потоньше? Например диаметр не 1,5 мм, а 1 мм. Ведь всё равно придется номинал резисторов после низкоомной катушки увеличивать. Или у катушки из толстого провода и в моем случае есть преимущества? Не пытаюсь сэкономить на катушке, а понять суть явления. И если я заменю 2 параллельно включенных резистора на один в СЧ звене, (учитывая сопротивление и мощность рассеивания), надеюсь ни чего страшного не произойдет? Какой-то странный подход у производителя, конденсаторы ставит электролиты, зато резисторы зачем-то параллелит. С уважением Андрей.

Бокарёв Александр: верно думаете, я так бы и сделал, выкинул резисторы и намотал бы катушку проводом потоньше. единственное, чем могу оправдать такой странный подход , так это перераспределение тепла, выпадающего между катушкой и резюками в сторону резюков, пущай греются, мол. А мы их ещё и в параллеь включим, мощнее будут. Видимо, из соображений вваливаемых киловатт сделано. Часто думал: ну почему же во многих фирменных колонках фильтры настроены совершенно отвратно, звук противный, практически не встречал идеально настроенных под мои понятия о звуке. Всегда какая-то лажа. А потом кажется понял: фильтры сочиняются скорее из соображений надежности и выносливости колонок, нежели звучания. Фильтры высокого порядка, высокие частоты раздела динамиков, куча гасилок и давилок-не лучшее решение, хотя, что касаемо КЕФа, у них сама конструкция коаксиальной пищалы не керне басовика не позволяет сделать её очень мощной. Поэтому жалуются, что пищалы горят у этих колонок. Троэлс намного более грамотно подходит к настройке колонок и выбору фильтров , хотя и у него свои тараканы .

Андрюха: Еще раз благодарю Вас Александр за развернутый ответ а не отписку. Теперь можно не спеша приобретать детальки. Вы верно подметили насчет дохлых пищалок у КЕФ. У себя на обоих АС их уже сжег, и поменял на новые. Правда тогда с транзисторного УНЧ мощи на КЕФы поддавал. Теперь вот с ламповым однотактом слушаю, сжечь уже не боюсь. Слушатель я не особо искушенный, после ВЕГИ 50АС-106, КЕФы просто сказкой показались, даже с электролитами в фильтрах. Пока все устраивает, если после замены деталек в СЧ звене получу хотя-бы маленький прирост в звуке - буду этому рад. С уважением Андрей.

Бокарёв Александр: Адрей, сама чисто замена деталек - на звук Сч звена, боюсь, никак не повлияет. Звук задан исходным звучанием динамика и его обвеской. И то и другое может быть никудышним или вообще идиотским. Я делал так: подкидывал провода от усилителя к лежащему передо мной на столе или диване динамику и слушал. Если звук динамика такой, что его можно слушать без содрогания и ничего не раздражает, то фильтрами мы лишь облагородим его звук. Но такое счастье бывает редко, у мидов в качестве средника на верхнем крае торчит шиш, кричалка, делающий звук резким и крикливым. Само собой, этот шиш нужно обвалить , либо фильтром с высокой крутизной среза либо режекцией. Оба решения несут в себе добавку в виде крика или странного звука , но уже на других частотах. И если есть цель заставить динамик звучать, то в большинстве случаев это можно сделать, просто послать разработчиков этих колонок подальше и поверить в себя. Не удивляйтесь, что после настройки ваших колонок у вас останется на фильтре жалкая кучка деталей, а остальные придётся выкинуть с платы. Значит, эти детали к музыке не имеют отношения.

Андрюха: Да Александр, со всем вышесказанным Вами я конечно согласен, на кардинальный прорыв в звучании после замены деталек СЧ глупо рассчитывать. Я это тоже понимаю. Но электролиты в фильтре уж больно меня смущают. Пока не знал что они там - слушал и радовался, теперь же успокоиться не могу. А главное после замены конденсаторов в ВЧ явно разборчивость улучшилась, новые звуки в знакомых записях услышал, супруга это момент тоже отметила. Это меня и вдохновило дальше фильтр копать. Пока конденсаторы поменяю, получу удовольствие, а потом глядишь и со схемотехникой фильтров поэкспериментирую. Думаю и до этого со временем дойдет. Еще раз большое спасибо Вам за советы и рекомендации! С уважением Андрей.

Бокарёв Александр: Андрей, теперь настала моя очередь соглашаться с вашим мнением. Сам рекомендую всем заменить в СЧ фильтрах электролиты на плёнку, как компромиссный вариант- гибрид бумага- неполярный электролит. Плёнка и правда лишена мути в звучании. И в такую ответственную цепь как среднечастотная, всегда желательно ставить плёнку. тем более , её номиналы обычно невелики. Ваши колонки исключение, емкость лошадиная. Нечто похожее пришлось сооружать в одной кинотеатральной колонке, набирать из кучи поликарбонатов по 22мк емкость под 200мк. Но там емкостей был ящик, понтов-выше крыши,вот и решили пойти ва-банк, все литы в фильтрах заменить на карбонат.

Дмитрий Рутковский: Бокарёв Александр пишет: Не удивляйтесь, что после настройки ваших колонок у вас останется на фильтре жалкая кучка деталей, а остальные придётся выкинуть с платы. Значит, эти детали к музыке не имеют отношения. Все детали фильтра не имеют к музыке никакого отношения. Обилие элементов говорит о безграмотном подходе к конструированию. Занимаясь средником первым делом надо выкинуть упомянутые выше резисторы, те что последовательно с катушкой. Перематывать катушку с толстого провода на тонкий - глупость. Появление таких резисторов говорит о самопальном подходе к конструированию этой АС. Прослушивание первого прототипа в который установили резисторы никак не подтолкнуло конструктора к мысли, что динамики не согласованны по давлению, он или глуп чтобы это понять или не в состоянии решить вопрос согласования динамиков при помощи самих динамиков. Поэтому в серию так с резисторами и пошло. Если после убирания резисторов СЧ динамик будет звучать громче остальных - надо не ставить резисторы обратно, а убрать помехи мешающие другим динамикам звучать громче. Часто это тоже последовательные резисторы, например на ВЧ, так же часто это катушки намотанные тонким проводом, например на НЧ. Если же явных косяков в фильтрах нет - надо внимательней рассмотреть тихо звучащие динамики.

Бокарёв Александр: резистор в цепи последовательного фильтра 1го порядка кроме снижения избыточной отдачи средника работает ещё и на снижение добротности контура и расширение его полосы, превращая одинокий пик в пологий холмик, что на звуке сильно заметно. То же самое сделает и катушка с большим омическим сопротивлением. Совет выкинуть гасилки среднику и подтянуть отдачу остальных динамиков до его уровня - я не дошел до такого полета мысли, каюсь.

Дмитрий Рутковский: Снижение добротности любым способом превращает пик в пологий холмик. Самый плохой способ это делать при помощи резистора. Любая катушка для конечной нагрузки ощущается как последовательное соединение индуктивности и сопротивления, т.е. два элемента, зачем просто так увеличивать один из них. Гораздо лучше свести его к минимуму, т.е. выкинуть из схемы хоть что-нибудь портящее звук. Добавлять ещё один резистор чтобы снизить добротность - вообще ерунда какая-то. Делать так любимый многими высокодобротник, а потом понижать добротность резисторами - хуже бреда придумать просто невозможно. Видимо сразу поставить динамик нужной добротности - не судьба.

Бокарёв Александр: речь в данный момент идет не о моём кривом подходе к построению фильтра или моих кривых мозгах, а всего лишь о решении, примененном в готовой заводской колонке. Мало ли чего нам , умным таким, хочется. А вот, получите изделие , изначально горбатое и доведите его до звучания. А насчёт резистора и его якобы пагубного влияния на звук- все обстоит совершенно иначе: без резисторов в фильтрах- погасить вредные резонансы и перевести работу динамика в токовый режим , особливо средник, ничего не выйдет . Дело не в деталях, как таковых, а в способности применить их в нужном месте.

Дмитрий Рутковский: Любой динамик вне зависимости от наличия или отсутствия вокруг него резисторов работает в токовом режиме. И только в токовом. Есть ток - есть работа, нет тока - тишина. Потому что он электрическая машина у которой (как и у любой другой) работают ампер-витки. Витки - величина постоянная (если не перематывать), а амперы прилетают по проводам. А если подать только напряжение - ничего работать не будет. Например динамик с обрывом: витки есть, напряжение есть - звука нет. Он появится как только пойдёт ток через катушку помещённую в зазор и звуковое давление будет пропорционально всё тем же самым ампер-виткам. Какое будет при этом напряжение - без разницы. Можно конечно поставить резистор, увеличить общее сопротивление АС. Только непонятно зачем эти резисторы помещать в акустику, лучше их держать в усилителе, пусть там греются. Хоть убей не понимаю как резистор может улучшить звучание динамика. Как может испортить - понимаю. Как минимум система получается более раздемпфированной.

Бокарёв Александр: если какое-то явление работает , проверено не раз и дает результат, не обязательно сильно докапываться до тонкостей процесса. Иногда можно принять как данность и жить с этим. У меня- свои методы дОбычи звука, у вас-свои. И оба мы при деле и с куском хлеба. За это и выпьем.

Сергеев Сергей: Резисторы в цепи динамиков - это конечно не благо. Но речь идет о готовой, отмечу особо: ЗАВОДСКОЙ , акустике, где резисторы применены для согласования по чувствительности. Прежде всего с басовиком, у которого чувствительность ниже. И кстати, последовательный резистор не снизит добротность, а наоборот повысит.

Бокарёв Александр: насчет последовательного резистора в контуре могу поспорить, - любая потеря энергии в контуре это снижение его добротности и размазывание резонансного горба. Мы в даном случае рассуждаем не о добротности среднечастотного динамика, а о полосовом сч фильтре. Его добротность рухнет, а динамика на резонансе- увеличится, это факт. Обычно добавляется шунт параллельно сч динамику, чтобы не телепался. Эту же роль играет катушка в землю, на входе фильтра но уже 2го порядка. Он держит динамик железно, в отличие от вялой хватки контура первого порядка.



полная версия страницы