Форум » Динамики » Измерение параметров динамиков и АЧХ. » Ответить

Измерение параметров динамиков и АЧХ.

Сергеев Сергей: Немного написано в http://sergeev21.narod.ru/thiele_small.htm и http://sergeev21.narod.ru/izmer.htm Я в основном пользуюсь LoudSpeaker LAB 3. Хороша прога для снятия АЧХ SpectraLAB. Пригдлашаю А.Бокарева и других рассказать о своем опыте.

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Александр Бокарёв: Я работаю спектралабом для замера ачх по давлению , для замера Z-КРИВОЙ, для измерения ачх и спектра искажений унч и динамиков, корректоров, цепей RIAA, измерения трансов, -КОРОЧЕ- ДЛЯ ВСЕГО . Был LSP-CAD, там всего полно, но прога капризна в установке, без посторонней помощи сам не установил. ЛСП-ЛАБ есть, навскидку глянул- интересно и просто, и очень красиво всё. Основная часть расчётов- калькулятор. Его хватает на всё. Высшая математика в гуманитарной голове не помещается. Главное- владеть скудными знаниями, но с высоким кпд.Это моё мнение.

trans: Александр Бокарёв пишет: ЛСП-ЛАБ есть, навскидку глянул- интересно и просто, и очень красиво всё. Александр, где найти ЛСП-ЛАБ?

Бокарёв Александр: Думаю, что этот самый LSP Lab и применяет Сергей Евгеньевич. Я же эту программу поместил в старый комп и её оттуда пока что не достать.Пользуюсь для измерений динамиков своим набором, куда входит микрофонная станция , измерительный микрофон и компутер плюс Спектралаб. Ещё есть измерительный ящик и переходники под разные динамики. Правметры Тилля-Смолла меряю микрофоном , так как электрические замеры Z-кривой дают вообще непонятно что.


Sirius: Приветствую всех на этом форуме. По Спектралабу мало информации в инете. Вопрос Александру Бокареву по Спектралабу. 1. Как мерить Z-кривую микрофоном и электрически. 2. Возможно ли в домашних условиях померить ниже 500-700Гц. Если да, то каким сигналом и с какого расстояния.

Сергеев Сергей: 1. микрофоном не получится.

Sirius: Имелось ввиду T/S.

Сергеев Сергей: и я о них

Бокарёв Александр: Если кратко, принцип измерения главного параметра - полной добротности- микрофоном выглядит так. На одну картинку выводим ачх по звуковому давлению, данного динамика в данном оформлении, снятую микрофоном в ближнем поле, то есть в упор, и кривую импеданса, снятую с динамика через делитель от усилителя НЧ. Получаем горизонтальную полку и нечто слева, плавно падающее вниз. Совместив полку с ближайшей линией шкалы, для удобства отсчёта, смотрим, что творится на частоте резонанса динамика в этом оформлении. Разность в децибелах относительно полки на частоте резонанса и есть наша добротность. Таблица пересчёта дБ в Qts у меня наклеена прячмо на измерительный унч.

Бокарёв Александр: Вот примерно так это выглядит вживую Видите- два замера одной колонки, с открытым портом инвертора и с закрытым. Открытый порт даёт выброс и бубен, а закрыв дыру, этот выброс убрали. Сразу совет владельцу - ЗАКРОЙ ПОДДУВАЛО! Заметный коленвал на 180-200 герц- это внутренний резонанс узкомордой колонки Аудио-Про Блэк Даймонд

Sirius: Все понятно, спасибо. А про измерения ниже 500Гц дома - это как, реально?

Бокарёв Александр: Реально. Только прийдётся мерить вплотную к динамику, а колонку поднять на полметра над полом. От стен нужно тоже подальше. Когда измерили и настроили - переходим к прослушиванию, теперь всё определит комната и расстановка ..

Sirius: Александр, а чем мерить розой или свипом?

Бокарёв Александр: Можно и так и так. Розой в октавных полосах плюс бесконечное усреднение - быстро, но флюктуации шума в самой низкочастотной части ачх не позволяют сделать ровную кривую. Зато быстро, что позволяет навскидку оценить ачх динамика и его параметры. А если свипом- то всё очень ровно и красиво, но развёртка в этом режиме неудобная, там рывок в начале и тормозит в конце. Нужно приноровиться к этому режиму измерения. Там нужно вместо октавных полос в том же окошке установить логаритмик, а в опциях свип- тона вместо логаритмик установить линеар. Усреднение Авераж- единица и пик-холд.Время развёртки в свип-тоне выберите примерно 20000 мсек.( 20 секунд) Частоту свипа- от 10 до 200-300 герц.

Wavebourn: Клиппель -- Нелинейности в динамиках: причины и симптомы Перевод на английский, сорри... Но картинки всё равно интересные.

ghoust: При измерении параметров динамиков по Виноградовой Э.Л. необходимо установить ток через динамик сотни миллиампер. Так в методике написано и, видимо, имелось ввиду, что параметры следует измерять в режиме, соизмеримом с рабочим. Поскольку с помощью балластного резистора прим. 1к генератор превращается в генератор тока, то нетрудно подсчитать, что выходное напряжение генератора должно равняться сотням вольт с током в сотни миллиампер. Вряд ли у кого-нибудь есть ТАКОЙ генератор. Обычными же генераторами задают напряжение ну 5-10В и соотв. ток получается 5-10 мА. Вот такие условия измерения параметров ТС и приводят к непонятным результатам. Значительно проще снять Z-кривую, питая динамик от транзисторного усилителя с Rвых = 0. График тока в нагрузке зеркально повторит Z-кривую, причем при бОльших значениях импеданса погрешность будет меньше.

Сергеев Сергей: Вы правы. Но в LoudSpeaker LAB 3 есть режим постоянного напряжения. При котором нужный ток проще получить.

ghoust: До LoudSpeaker LAB 3 пока руки не доходят. Увы... Хотя, какая бы прога не была - энергетику не обманешь. Или она (прога) работает без балласта?

ghoust: То есть, работаем практически без балласта... и с вычислениями внутри проги...

Сергеев Сергей: балласт там есть, в общем проводе 0,5-1 ом. С него и снимается сигнал.

ghoust: То есть - внешний усилитель (пресловутая коробочка). Ему на вход - выход звуковой карты. В цепь соединения динамика с общим проводом вкл. датчик тока, и с него - на вход звуковой карты. Понятно.

Сергеев Сергей: Все так.

ghoust: Вот 8" низкочастотный динамик новый. Краевой гофр (подвес) - резина. Генератор + УНЧ, с которым ему предстоит работать, Рвых = 3Вт, измеряю Qts=0,26. Гоняю 15мин на 15Гц. Измеряю Qts=0,3. Т.е. не будет колонка работать какое-то время - Qts упадет, поработает - восстановится. Значит надо потренировать как следует, измерить и сделать под эти параметры ящики. Если все время слушать (гонять) то и правильно звучать будет, а если с перерывами, то поначалу не очень, а потом опять будет гуд. Подскажите, установившееся после разминки значение Qts, это надолго? Есть мнение, что ничего вечного нет... Но хоть какие-то временные рамки для постоянства Qts можно очертить?

Сергеев Сергей: После разминки синусом на максимальной мощности , через несколько дней простоя параметры изменяться., но не дойдут до тех , что были до разминки. Лучшая разминка- послушать несколько месяцев в обычном режиме. Тогда параметры установятся и не изменяться, потому как слушать будете в том же режиме.

Бокарёв Александр: Резину тренировать бесполезно, это тряпка меняется, динамик начинает дышать, резонанс уезжает вниз- шкалы не хватает, а резина- она резина и есть. Нагрелась-остыла.И всё.

ghoust: Итого, в любом случае погонять перед снятием ТС для расчета ящиков. Спасибо.

ghoust: Ну, вот. Дожился до измерений. Есть все компоненты. Однако, пока более вопросов, чем ответов. Меряешь так и эдак колонку. В смысле, глядишь на нее микрофоном и Спектралабом. В одном положении одна АЧХ, сдвинул в сторону - другая. Третья. N-ая. Умучился. Как правильно мерять? Выше есть немного информации. Ниже 500Гц - "Только прийдётся мерить вплотную к динамику, а колонку поднять на полметра над полом. От стен нужно тоже подальше. " А мне нужно сшить мидбас с пищалкой в районе 3кГц. Фильтры через ФИ на проводах снаружи. С какого расстояния корректнее измерять готовую АС??? Заранее благодарен за подсказку.

Бокарёв Александр: Сшивку на сч-вч можно делать в середине комнаты, лучше поближе к коврику или мягкому дивану.Колонку приподнять от пола на стульчик, микрофон направить примерно чуть ниже пищалы, а в принципе, можно на полтора метра угнать колонку от себя, направить её себе в ухи, а микрофон- рядом с собой и в сторону колонки. Тогда что слышим -то и пишем. А вообще- вы очень правы, когда пишете про полную непонятку при измерениях. Я сам был имеено в таком вот положении, получив в руки микрофонный измеритель и приказ быть придворным акустиком. Полная растерянность и беспомощность. Лишь время и труд сделали нужное. Теперь кое-что умею и понимаю.

Сергеев Сергей: Отражения в комнате сильно влияют . В идеале нужна заглушенная измерительная камера. В середине комнаты будет получше.

GELIANIN: Да, но ведь слушать колонку будем не в идеальной заглушённой камере. Значит и проводить измерения надо в условиях, близких к реальным, расставив колонки там, где они и будут стоять?

ГДН: GELIANIN пишет: Да, но ведь слушать колонку будем не в идеальной заглушённой камере. Значит и проводить измерения надо в условиях, близких к реальным Вряд ли! Тогда и сидеть придется все время только в той точке, где был микрофон при измерениях... А если поменяете ковер (на стене или на полу) или что-то из мебели поменяете или переставите....? В общем отражения надо давить всеми доступными способами. Раньше я использовал все, что под руку попадалось - одеяла, подушки, шубы, учитывал, где у меня висит ковер, а где стоит диван и т.д.

redcat: Здравствуйте! GELIANIN пишет: проводить измерения надо в условиях, близких к реальным При таком способе измерения мы, конечно, увидим результирующую АЧХ "АС-комната", но что это даст? Допустим, из-за помещения получили "коленвал" на басе. Будем его фильтрами "рихтовать"? Искажения АЧХ в комнате непредсказуемы, и попытки компенсации кривой комнаты кривой акустикой, а тем паче с усложнёнными фильтрами, уводят результат от естественности звука. А при переносе АС в другое место или в другое помещение однозначно получим "дичь". Как-то у нашего с Бокарёвым бывшего шефа дома настраивал ему чудо техники - цифровой эквалайзер, который подключался к компу и между источником и усилителем и имел выносной микрофон, устанавливаемый в точку прослушивания. Сия приблуда измеряла результирующую АЧХ в этой точке и компенсировала её неравномерность. Померяли, получили "нитку" на мониторе. Потом послушали. Через несколько минут шеф дал команду - "убирайте нафиг, слушать невозможно". Так что либо, как говорят, "паяло замотать, заняться комнатой", либо слушать в ближнем поле, как студийные мониторы.

ГДН: redcat пишет: ...Цифровой эквалайзер... Померяли, получили "нитку" на мониторе. Потом послушали. Через несколько минут шеф дал команду - "убирайте нафиг, слушать невозможно". Так что либо, как говорят, "паяло замотать, заняться комнатой"... Такая "приблуда" может быть как-то полезна в заглушенной камере. Сначала линеаризируем тракт в идеальных условиях, а потом приносим все домой, заматываем паяло и занимаемся комнатой

Бокарёв Александр: Комната всё равно вам фигу покажет, как бы вы ей ни занимались. Этот девиз- красиво на бумажке выглядит. Поэтому принято комнату рассчитывать под аудиосистему, а уже потом строить. А когда пляшем от наоборот- то приспосабливаемся под весь суповой набор комнатных резонансов. И начинается обработка по-макаровски, от юности и до пенсии.

ГДН: Бокарёв Александр пишет: И начинается обработка по-макаровски, от юности и до пенсии. С НЧ - Увы и Ах! Но на СЧ не все так безнадежно... А тут вроде, разговор про "сшивку", было, пошел.

GELIANIN: ГДН, redcat, Бокарёв Александр, спасибо. Доходчиво. Действительно, колонки по комнате переставляются и даже часто перемещаются по комнатам. Видно я утром ещё не проснулся, когда писал тот пост

redcat: Да, Саша прав, если комната уже "какая есть", то поможет только радикальный акустический ремонт, да и то многое зависит от объёма комнаты, соотношения д-ш-в, количества проёмов в стенах и т.д. Поэтому идеальный вариант - подвальная комната прослушивания с соответствующими материалами поверхностей, но это, увы, идеал, недостижимый для большинства. Поэтому остаётся лишь принять определенные меры по улучшению акустического состояния комнаты, например, оптимальное заглушение поверхностей, правильная расстановка АС, акустические экраны, выбор точки прослушивания... но это, пожалуй, ещё более сложная наука, нежели настройка фильтров и сшивка полос. СЧ-ВЧ кажется проще настроить, но даже наличие окна с одной стороны от линии установки АС смещает тональный баланс и искажает положение КИЗ. Вот поэтому я сейчас "медитирую" полд музыку во дворе

ghoust: Александр, спасибо Вам за подсказку в тему. Поставив себя на место придворного акустика, (а им ведь и головы рубят почем зря) быстренько сообразил следующее. Вот возишь микрофон туда-сюда и видишь. Есть участки, которые что хотят, то и вытворяют. А есть устойчивые. Вот они то и есть не "фантомы". С ними и будем бороться. Кстати, их всего три. У мидбаса пик на 3,5 кГц порядка 6 дБ, перед резким спадом давления. А у твиттера пик резонанса где-то на 3,2 кГц. Вот и дерут там горло на пару (на пару ли..). С этим понятно, чего делать. Катушку я большую для мидбаса поставил. Прям видно. Ну и твиттеру резонанс давить нужно. Есть еще провал в области 5-7 кГц у АС в целом. Там мидбас уже задавлен, а у твиттера какой-то провал. Причем, твиттеров у меня 4 шт. И со всеми в этом месте провал порядка 10 дБ. В чем тут может быть заковыка? Тут вот еще что. Мидбас 4 Ом, а твиттер то - 8 Ом. Надо ли твиттер шунтировать?

ГДН: ghoust пишет: Тут вот еще что. Мидбас 4 Ом, а твиттер то - 8 Ом. Надо ли твиттер шунтировать? По самым общим соображениям - проблема не в этом. Тут, ИМХО, нужно схему видеть. Полную, с номиналами. И АЧХ дин (без фильтров) полезны будут....

ghoust: Методика настройки двухполосной АС с фильтами 1 порядка. 1. Смотрим микрофоном на АЧХ ГГ и выбираем частоту раздела Fр. 2. Подавая сигнал от УНЧ с его вых. сопротивлением, настраиваем фильтры электрически для каждой ГГ в отдельности. Соблюдаем Fp=1/(2*пи*Rвч*С)=Rнч/(2*пи*L). 3. Объединяем и смотрим на АЧХ напряжения на АС. Корректируем, чтобы не было горбов/провалов. 4. Смотрим микрофоном на АЧХ АС, корректируем номиналы фильтров, чтобы не было горбов/провалов, при необходимости добавляем Zobel_и. А схема с номиналами - она ведь после того, а не до того....

ГДН: Ну так и на каком же этапе появился "...провал в области 5-7 кГц у АС в целом"?

ghoust: А на всех. Голые головки, примерно правильные фильтры, дальняя-ближняя зона. Смещение туда-сюда.

ГДН: ghoust пишет: А на всех. Голые головки,... Т.е. сами дины косят, получается? Но 5-7 кГц вполне рабочая частота для большинства пищалок! А в микрофоне уверены?

ghoust: В микрофоне уверен. Жду может Александр чего подскажет. Без оформления у двух пищалок провала нет. У второй пары не сильно выражен. А вот в колонке появляется у всех и глубокий. Пищалки 6ГДВ4. Установлены изнутри. Под раструб ихний сделано в теле передней панели круговое расширение. Стоят заподлицо. Однако, передняя панель на 1 см как-бы утоплена между выступающими боковыми панелями. Может из-за этого.

ГДН: ghoust пишет: Без оформления у двух пищалок провала нет... А вот в колонке появляется ... и глубокийС этого стоило бы и начать! А не с методики настройки фильтров... Не совсем понятно, что значит:Под раструб ихний сделано в теле передней панели круговое расширение"Круговое расширение", это как? Может сфоткать? ЗЫ. На типовой АЧХ 6ГДВ-4, кстати, тоже есть небольшой провальчик примерно на 6 кГц...

redcat: У Бокарёва когда были пищалки Морель, так они давали ровную ачх только в воздухе, а при установке на "морду" колонки появлялся, если правильно помню, провал на какой-то частоте. Даже фетровое кольцо вокруг твиттера не помогло. ОН слушал, ставя твиттер на колонку сверху. А 6гдв-4 однозначно нужно крепить снаружи, иначе получим ненужный рупорок, искривляющий ачх

ghoust: Там рупорок не получился. Толщина передней панели такая, что твиттер, установленный изнутри всего на 1 мм утоплен. Вот я ему и сделал на передней панели круговую выемку. Зато начала катушек динамиков на одном уровне в вертикальной плоскости. Вчера уже вроде настроил. Что получилось. Вуфер через катушку и все. Твиттер через конденсатор 5мкФ. Параллельно твиттеру Цобель 12 Ом и 2мкф. И "удушение презенса" 300мкГн и 10мкф. Результат АЧХ микрофоном по оси АС ближе к твиттеру, где самая кривизна. От 400Гц до 7кГц +-3дБ, а потом на 10кГц подъем примерно на 8дБ. Но с ним я уже бороться не буду. Так на слух воздушнее выходит.

redcat: ghoust Если на воздухе АЧХ твиттера ровнее, чем в АС - значит, дело в неправильной установке твиттера. Попробуйте вокруг отверстия под излучатель пищалки (снаружи) поместить кусок фетра. И померьте АЧХ. Цобель помогает, но без него всё равно лучше. По конструкции твиттера же видно - у него плоскость выхода звука не заподлицо с фланцем, видимо, неспроста :)

ГДН: Да уж. Не простая у Вас, ghoust, задача! От "горбатости" АЧХи надо бы избавляться, но и временные характеристики не плохо бы сохранить. Кстати. Расположение катушек в одной вертикальной плоскости не есть абсолютное правило для любого сочетания дин! Это всего лишь отправная точка, не более того и на практике пищаль иногда приходится двигать на 1...3 см вперед/назад. В 80-х в Радио на эту тему писали, помнится. Все таки попробуйте поставить ее снаружи и измерить АЧХ и ПХ (на и импульсе)...

ghoust: Вот АЧХ. С Цобелем. Причем, если сдвигать микрофон в сторону, то где-то градусов с 30 вообще ровная.

redcat: Я, конечно, понимаю, что неохота дырявить переднюю панель. Но без Цобеля всё-таки должно быть получше. А то получается - сначала создаём трудности, а потом с успехом их преодолеваем

ГДН: ghoust! Ваш пост N: 257 привел в изумление! Во-первых при FFT 4096 кривая через чур схематична. Но это ладно. Подъем же на 10 кГц на 10 дБ это уже слишком! Это эквалайзер, а не АС! Скажите, хотя бы, какой у вас микрофон! Есть ощущение, что половина горба от него, родимого, происходит... Если Вы его корректировали "Спектролабом", то уверены, что все правильно работает?

redcat: ГДН там ещё и ямка слева, правда, помельче, но поширше :)

ГДН: redcat-у Может и "ямка", а может просто ниже 1кГц новые проблемы начинаются! Но это в комнате трудно мерить.

ghoust: WM61AM Matsushita Electric Industrial Co.,Ltd. MIC UNIT 1 MADEN IN JAPAN Не корректировал. Вклеен в пластилине в мет трубку, она - в эдаком звукопоглотителе, выступает на чуть-чуть из него. Форма как колун. На первых замерах этих АС (пробах) неравномерность +-12дБ, там на 10кГц ровно. Это пищалка выступает вверх. Такие они вот. Сейчас неравномерность значительно поменьше. Как удавил презенс пищалки на прим. 3кГц, вовсе звук натуральным стал. А 10кГц давится Цобелем, сейчас удавлен на прим 3дБ от максимума. Причем оно и не "цыкает", а как бы прозрачности/воздушности, простора, что ли добавляет. Вуфер до 4кГц реально. Отпущен катушкой почти на всю (-3дБ на 3кгц). А вообще, похоже, просится пищалке не Цобель, а небольшой по месту аттенюатор. На выходных уточню.

ГДН: Небольшой OFF! Все что удалось узнать у Гугля, Яндекса и др., так это, то, что WM61AM это, видимо, электретный микрофон с поляризацией, видимо, заднего электрода. Цена (примерная), видимо, явно выше $1000. Сам "Панас" не указывает явно на то, что имеет к этому изделию какое-нибудь явное отношение... WM61AM оказался жутко засекреченным устройством! Если "Matsushita Electric Industrial Co.,Ltd" будет продолжать в том же духе, то скоро разорится! Маркетологи спокойно спят, а потенциальные покупатели явно уходят к другим... Очень странное изделие.... Откуда, впрочем, никак не следует, что оно явно плохое.. Конец OFF. Sorry

ГДН: Пардон, двойняжка......

ГДН: ghoust! А как с ПХ?

ghoust: На импульсе я не освоил. Это в LoudSpeaker такое. До этой проги руки не дошли. Эти микрофоны были закуплены партией сервисным центром Панасоника. Оттуда и достался. Капсюль маленький диаметром 6 мм. Упаковка ихняя с иероглифами. Человек продавший его не чужой. Обошелся не очень дорого.

ГДН: Для измерения на импульсе никакого "софта" вообще не надо! Нужен сам импульс (если нет "железки", то софт - любой аудиоредактор) и осциллограф (при наличии софта - виртуальный). Микрофон у Вас есть! Красиво на экране, пока в электрическом виде? А в акустическом как?

ghoust: Лучше работать с LoudSpeaker, по крайней мере там есть интерпретация результатов. Опять же - руки не дошли. Вчера собрал АС, устроил прослушивание. Слушатели (скептики все!) отметили естественность звучания и то, что голос стал вровень как-бы со всем остальным. Оно и понятно, был неподавленный резонанс 2,5-3,5кГц прим. 10дБ. Интересно следующее наблюдение. Играют 2 исполнителя на электрогитарах. У одного гитара в чистом, у другого в конкретном перегрузе. При презенсе (который был) перегруженная колоссально выделялась, в том числе и по громкости. Теперь же разнится только тембр звучания.

ГДН: ghoust пишет: ...Оно и понятно, был неподавленный резонанс 2,5-3,5кГц прим. 10дБ... Играют 2 исполнителя... У одного гитара в чистом, у другого в ... перегрузе. При презенсе (который был) перегруженная колоссально выделялась, в том числе и по громкости. Теперь же разнится только тембр звучанияНу так потому и бьемся за ровную АЧХ! Вы, ghoust, говорили:Зато начала катушек динамиков на одном уровне в вертикальной плоскости. Из чего я сделал вывод, что временные соотношения Вас тоже заботят. Они теперь многих заботят, часто им предают значение не меньше, чем АЧХ!! Но Вы как-то равнодушно отнеслись к измерению ПХ... Нет опыта? А он и не возьмется ни откуда, сам собою...

Бокарёв Александр: Господи, куда же вас всех занесло, в какие дебри, читать страшно....

ГДН: Бокарёв Александр пишет: Господи, куда же вас всех занесло, в какие дебри, читать страшно.... Читайте с дрожью! ЗЫ. Но читайте

Бокарёв Александр: Братья, микрофон вам не заменит несколько лет трудного осмысления того, что мы видим на экране по отношению к тому, что мы слышим в реальности. Толко полный балбес думает, что включив микрофонную измерилку он мгновенно станет рядом с могучими чуваками, что сочиняют с нуля многополосные системы. Это не так. но поскольку без микрофона разбираться в акустике- полная бессмыслица, начните с простого: измерьте на розовом шуме в одна шестая-одна девятая октавной полосы ачх любой колоночки, на метре-полутора, поводите микрофоном влево-право и вверх-вниз(это полезно) , сравните ачх колонок правого и левого каналов, закройте пищалку шапкой, смотрите разницу, накройте пищалку носовым платком , зарисуйте результат, -пригодится.Потом сравнивайте слуховые ощущения с тем, что вы видите на экране. Постепенно микрофон станет могучим дополнением к слуху и без него что-то настроить толково вы просто не сможете и не захотите. А любой дискомфорт в прослушивании вызовет желание включить измерилку и найти гада, что портит звук.

ГДН: Это, что за ликбез нам тут устроил уважаемый Бокарёв! Спасибо конечно! Бум учитывать! Знать, не в себе был? Утомился, наверное.... От жары это всё......................

Бокарёв Александр: Не скрою, знаю слишком мало, Чтоб с важным видом всех учить, Но децибел от Цеденбала Ещё способен отличить. И ваша милая фигня Изрядно веселит меня. Ваш А.Б.

ГДН: Бокарёв Александр пишет: ...абы кто пару своих замеров привёл- было бы что обсудить Александр! Непременно приведу! Только сейчас пора отпусков! Друзья-соратники на дачах и еще где-то! Ну их. На ветке про 2х2 нам еще предстоит обсуждать замеры... и много раз!! Всего наилучшего!!!

konstantin14: Бокарёв Александр пишет: Братья, микрофон вам не заменит несколько лет трудного осмысления того, что мы видим на экране по отношению к тому, что мы слышим в реальности. Толко полный балбес думает, что включив микрофонную измерилку он мгновенно станет рядом с могучими чуваками, что сочиняют с нуля многополосные системы. Это не так. но поскольку без микрофона разбираться в акустике- полная бессмыслица, начните с простого: измерьте на розовом шуме в одна шестая-одна девятая октавной полосы ачх любой колоночки, на метре-полутора, поводите микрофоном влево-право и вверх-вниз(это полезно) , сравните ачх колонок правого и левого каналов, закройте пищалку шапкой, смотрите разницу, накройте пищалку носовым платком , зарисуйте результат, -пригодится.Потом сравнивайте слуховые ощущения с тем, что вы видите на экране. Постепенно микрофон станет могучим дополнением к слуху и без него что-то настроить толково вы просто не сможете и не захотите. А любой дискомфорт в прослушивании вызовет желание включить измерилку и найти гада, что портит звук.Без комментариев. В десятку!

ghoust: Спасибо, Александр! Конечно, не ошибается тот, кто НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ. Кстати, у Вас ведь были случаи, когда со старта звук устраивал?

Бокарёв Александр: Всякое бывает, особенно если динамики приличные , тогда настраивать акустику - одно удовольствие и радость. А вообще, сколько бы ни знал и умел, всё равно , каждый раз приходится всё с нуля делать, зачёркивая прежний опыт. И результат не всегда тот, которого все ждут.

Сергеев Сергей: Бокарёв Александр И не говорите. Трудно угодить. Ведь у каждого свое мнение о правильном звуке. И то что покажет микрофон далеко не всегда будет "правильном" для конкретного индивидуума.

ГДН: Сергей! А Вы не заметили, что решение проблемы "угодить", год от году усложняется? Примеров хорошего звука-то все меньше, к сожалению, а клиентов воспитанных на плохом - все больше...

Бокарёв Александр: В последнее время сталкиваюсь с тем, что акустика может быть приличная, а звук-никакой. Подводят источники звука, усилители, корректоры. Если измерить-всё прилично. А слушать- тошно. Убедить владельца реально можно только включением другого источника или усилителя к его колонкам. Свежий случай- слушали аудиосистему, винил звучал неплохо, а звучание компакт-дисков оказалось просто чудовищным. На будущее -непременно зайду со своим сидюком, да и унч притащу, нужно выяснить в чём косяк. Самое забавное- я не узнал своего любимого исполнителя-Исао Сузуки, контрабасиста, вместо звука контрабаса и рояля из правой колонки всё время лязгала гитара, а прочие инструменты-их нет, их будто вынесли на улицу, за угол дома. Дичь полная и непонятность.

ГДН: Бокарёв Александр пишет: Подводят источники звука, усилители, корректоры. Если измерить-всё прилично. А слушать- тошно.И так бывает. Причем все чаще

Сергеев Сергей: ГДН пишет: Примеров хорошего звука-то все меньше, к сожалению, а клиентов воспитанных на плохом - все больше...Абсолютно согласен. Хотят колбасни. :) чтоб бухало и цикало. Все остальное не важно.

CL6: Здравствуйте. Я являюсь владельцем 10-ти дюймовых широкополосников AIE и двух 18-ти дюймовых басовиков этой же фирмы. Широкополосники стоят в щитах 45 на 55 см. Басовики в щитах 78 на 82см. Биампинг. Широкополосники висят на ламповом SE 300B. Басовики через ламповый фильтр по схеме уважаемого хозяина форума, на транзисторной ямахе. Так же примерно в то же время я приобрел измерительный микрофон behringer ECM8000 и Micropone preamp audio buddy, от m-audio. Тогда же я обращался к Александру Бокареву с просьбой научить пользоваться этими приборами. Он меня консультировал. Но, к сожалению, потом пришлось оставить эти дела. Болел, большая загрузка на работе, потом сына женил… Но вот теперь руки опять дошли до динамиков. С помощью программы спектралаб снял АЧХ динов. Что мне объяснял Александр, я уже подзабыл. Похоже это на реальную АЧХ? Я ничего не перепутал? Спрашиваю потому, что меня удивляет большая неравномерность. Это что, неправильное измерение, или такие динамики? Первая только широкополосник. А эта широкополосник плюс басовик. Измерял в комнате в которой слушаю музыку. Как есть. Вопрос в первую очередь к Александру. Я ничего не напутал? Настройки спертралаб как вы писали – «Опшинс- Сеттингс- FFT сайз- 32768 ИЛИ 65536, Опшинс-Скалинг- одна девятая -Ок . Авераж-20. Утилиты-Сигнал-генератор- Пинк нойз.»

Бокарёв Александр: Умножая знания, умножаем скорбь. Как ни грустно, но ачх весьма похожа на правду. 3 пика на 70, 100 и 250 гц басом обозвать трудно. Мидбасом- поморщась, отвернувшись в сторону- да. Дикий пик на полтора кила , на два, на 3800 и обвал после- можно назвать срединой, тоже покраснев и отвернувшись. А в целом- трагедия. Нет и не будет здесь музыки. Бьюсь за пару децибел- и то фыркают, что неравномерность есть( хотя свои колонки ещё никто не выложил из фыркающих) У вас есть куда двигаться и куда расти. В этом -свой несомненный плюс!Измерения вам помогут двигаться в нужную сторону. Удачи в этом деле! Вот для сравнения: обычная колонка, нужно было сшить две полосы, басовичок СИС и пищала, тоже СИС, один из вариантов фильтра.Что скажете?( Басовик был проблемный, там пик на трёшке приличный, и оставить нельзя и отрезать сложно.)

CL6: Александр, большое спасибо. Неприятная, зато правда. Завтра попробую померить еще раз. Не верится, что все настолько плохо. Все еще раз перепроверю. Хочется думать, что косяк в измерениях

Бокарёв Александр: Для понимания и осмысления попробуйте измерить ачх какой-нибудь заводской акустики, хоть бы и компьютерной. Если там получите более-менее ровную ачх, значит, микрофон как-то работает. Я сравнил свой Берингер 8000 с конденсаторным- имеется отставание внизу, ниже 70 гц и рост сигнала выше 2 кгц, достигающий 5дб по уровню. То есть, от 100 до 2000 гц Берингер можно считать измерительным микрофоном.

ГДН: CL6 пишет: Измерял в комнате в которой слушаю музыку. Как есть. Одной из причин такой неравномерности являются условия измерения. Звукомерные-то камеры не зря придумали. Когда я впервые измерил дома АЧХ каких-то своих АС, тоже получил нечто подобное. Потом перебрался в большой зал (расстояние до ближайшей стены не менее 5 м, а на стенах бархатные шторы) - стало заметно лучше! На открытом же воздухе, в безветренный день - совсем хорошо (АС подняты на 2 м, внизу "не стриженный газон", до ближайшего строения - десятки метров). Дома можно что-то измерить только в ближней зоне, но это не подходит для моногополосных систем.

CL6: ГДН пишет: Когда я впервые измерил дома АЧХ каких-то своих АС, тоже получил нечто подобное. Я понимаю, что измерения не в камере не идеальны. Но я слушаю музыку не в камере, а в комнате. Поэтому интересна реальная АЧХ. И если она настолько не равномерна, то интересны методы по ее "выпрямлению". Бокарёв Александр пишет: Для понимания и осмысления попробуйте измерить ачх какой-нибудь заводской акустики, Обязательно. Это мне то же приходило в голову. Сегодня у меня выходной и я решил провести его с пользой Первым делом, я снял АЧХ встроенного звука - Realtek HD Audio Что-то она то же кривовата. Особенно что ниже 300Гц. Выходит надо сначала поставить нормальную звуковуху?

ГДН: CL6 пишет: Но я слушаю музыку не в камере, а в комнате. Поэтому интересна реальная АЧХ. Распространенное мнение! Но микрофон "слышит" не так, как человеческое ухо, которых, к тому же, два! Я в свое время пробовал измерять двумя микрофонами (изначально не АЧХ, но и её тоже засвидетельствовал попутно), так картинка меняется в лучшую сторону. Влияние комнаты как бы уменьшается. Но т.к. комнаты у всех разные, надо же хоть от чего-нибудь отталкиваться? Да и АС с ровной АЧХ везде лучше звучат, в любой комнате... Имхо, надо сначала добиться минимальной объективной неравномерности от АС, а потом смотреть, что происходит в конкретной комнате и заниматься уже ею! Первым похвастать могу, но второе даже и не пытался делать . Кроме, разве что, перемещения АС по комнате и прибивания ковра на противоположную от АС сторону. ЗЫ. А про Вашу вторую АЧХу не знаю, что сказать. Попробуйте увеличить разрешение и переключиться на Line Graph... Какой там, кстати, масштаб по оси амплитуд? Я не могу рассмотреть на своем мониторе. И что за сигнал? Если шум, то сглаживание надо бы побольше.

redcat: CL6 Присоединюсь к коллеге ГДН. Реальная суммарная ачх колонки - комната вам даст такое, что Вы будете до конца жизни "рихтовать коленвалы" фильтрами и темброблоками. Мерьте колонки в ближнем поле или на улице. А потом переделывайте комнату. Иначе никак, сизифов труд. Можете возразить - а как же в автомобилях строят ачх звука с учётом салона? Да, но во-первых, автомобиль - компромиссная и неидеальная среда для прослушивания, а во-вторых и салоны весьма серьёзно переделывают при инсталляции. Кстати, салон авто как раз таки намного проще превратить в нечто похожее на акуст. камеру, что обычно и делают.

CL6: Да, вы правы. Если в камере динамик играет ровно, а в комнате неровно. То точно виновата комната. А если мерить сразу в комнате - поди разберись в чем проблема. В динамике или комнате. ГДН пишет: Попробуйте увеличить разрешение и переключиться на Line Graph... Какой там, кстати, масштаб по оси амплитуд? А как увеличить разрешение в программе спектралаб? Маштаб оси амплитуд 10дб. Кроме встроенного звука снял АЧХ двух звуковыхкарт Vortex2 и SB Live! Creative. Не привожу, что бы не перегружать ветку. Там еще хуже. У вортекса завал от 5-ти килогерц и неравномерность на низких еще выше. У креатива наоборот, подем высоких и низких, при неравномерности намного выше встроенного звука. Не может быть, чтобы три устройства сломались одновременно. Значит я что-то не так измеряю. АЧХ зв. карт и встроенного звука я мерил - соединал кабелем вход и выход. В спектралаб генератор шума - пинк нойз. Остальные настройки по Бокареву - "Опшинс- Сеттингс- FFT сайз- 32768 ИЛИ 65536, Опшинс-Скалинг- одна девятая -Ок . Авераж-20." Это прям его слова из письма

ГДН: Ну понятно, что ничего не понятно! При указанных Вами настройках Лаба, картинка, похожая на Ваш N18 получается на всех картах, из доступных мне на данный момент (есть и дорогие). Это нормально! Но я наконец-то понял, как Александр Бокарев измеряет АЧХ на "розе"! Вообще-то цифровой шум в качестве источника измерительного сигнала я никогда не любил именно по этой причине. Его собственная неравномерность по АЧХ на НЧ достигает 3...5 дБ! Математически это обосновывается. Я знаю, что Александр не любит "скользкий тон", но результат на нем куда как правдоподобней (а его можно "гонять" не только снизу вверх, но и сверху вниз)! А если интересует реальная реальность, то лучше "дедовских методов" пока ничего и не придумали, к сожалению (но это долго). Для ускорения я придумывал разные фишки, но для их реализации требуется время (но только один раз, при создании файла) и профессиональный музыкальный редактор (и аудиоредактор). Но Вы не заморачивайтесь, Ваша карта вполне адекватна. А вот какая у Вас получилась АС, можно узнать только в условиях отличных от квартиры в лучшую сторону. Александр что-то еще писал про Ваш микрофон, но я с такими не работал, не знаю.

CL6: ГДН пишет:Ну понятно, что ничего не понятно! Тут вы абсолютно правы. Померил АЧХ широкополосника AIE еще несколько раз. Только сменил масштаб по амплитуде. Кривые прилично отличаются друг от друга Обе кривые АЧХ одного и того же динамика в щите. Положение микрофона одно и то же. Только снято через несколько минут. Я понимаю - комната и ее наполнение влияет на АЧХ, но все одинаковое. Почему же кривые разные? Я же мебель не переставлял, двери и окна не открывал. Геометрию комнаты не менял. А по сравнению с кривыми которые были раньше... Вообще все по другому. Вот еще. Снял через некоторое время. Только "забор" вместо линии Мистика ГДН пишет: При указанных Вами настройках Лаба, картинка, похожая на Ваш N18 получается на всех картах, из доступных мне на данный момент (есть и дорогие). Это нормально! Если нормально, то о какой точности измерения может идти речь? Если АЧХ измерительного прибора такая кривая, неудивительно, что получается непойми что. И почему у других получается на той же программе снять АЧХ. А у меня нет? Пускай микрофон не самый лучший. Но почему все показания разные?

ГДН: CL6 пишет: Пускай микрофон не самый лучший. Но почему все показания разные? Вот и загадки начались Может прогрев дин? Сколько времени они работали между первым измерением и последним? Я понимаю, что два последних - в несколько минут, но они и различаются не так разительно (ну шум, все таки). А попробуйте, все таки на "свипе". Может что-то и прояснится? ЗЫ. Гонять его надо по несколько раз (и медленно!), а кнопку Peak Hold нажать не сразу.

ГДН: CL6 пишет: И почему у других получается на той же программе снять АЧХ. А у меня нет? На НЧ пока ни у кого не получается! И не получится! Или вам понравилась АЧХ снятая Бокаревым в его посте N2684? (от 100 Гц и ниже). И вы поверите, что на частоте 15 Гц ЗД - 3...6 дБ? А на 32 -15 дБ?

aluma: ГДН пишет: На НЧ пока ни у кого не получается!+1000! Даже просто при измерении параметров деталюшек в спикершопе,кривульки внизу с катушек слетают. И ещё одно набледение-в вин могут быть по умолчанию включены "улучшайзеры"-подъём АЧХ внизу (обнаружил на встроенной) и сверху. Есть смысл проверить настройки карты.

ГДН: aluma пишет: Есть смысл проверить настройки карты. Смысл есть. Но некоторые карты этих настроек пользователю не предоставляют! SB Live, например. Правильно CL6 там обнаружил "попсовую" АЧХ. Мне не доводилось ее измерять, но и по звуку слышны все прелести. Даже при воспроизведении, а уж при записи, так чур меня, чур. Причем АЧХ не все радости показывает, там есть еще и другие интересные особенности...

CL6: ГДН пишет: Вот и загадки начались Может прогрев дин? Сколько времени они работали между первым измерением и последним? Трудно сказать точно. Может 15 минут, а может и час. Я так увлекся, что на время не смотрел. Вообще действительно, я замечал, динамики через час другой звучат лучше. Возможно и ламповый однотакт прогревается. ГДН пишет: А попробуйте, все таки на "свипе". Может что-то и прояснится? ЗЫ. Гонять его надо по несколько раз (и медленно!), а кнопку Peak Hold нажать не сразу. А "свип" это в "утилиты"-"сигнал генератор"-... но там два свипа freg sweep и level sweep Какой из них?

ГДН: freg sweep. Далее частоты - старт и стоп. Если интересует некий узкий диапазон, ставьте его (например, 100...1000 Гц и т.п.) и выделяйте его же на экране "линзой" (для подробности). Время - лучше не менее 10 сек на октаву, хотя и меньше можно, но не помню нифига, что там при этом с FFT-анализом, уровень меньше получается, что ли? Если что-то не так, пишите, сейчас Лаб и у меня заглючил. Разглючу - помогу.

Бокарёв Александр: Роза в спектралабе нормальная, а вот белый шум -там кривой, его желательно взять из программы, скажем, кул эдит про и вписать в перечень опций генератора как Юзер дефайнд .Но белым шумом мерить можно не всё и в особом режиме.Иначе-косяк. . Насчёт разницы в измерении на розе и свипе- Измерьте, совместите ачх и потом убедите меня в том, что эта разница есть. Не докажите. И сами увидите . (Она-то есть, в виде флуктуаций на самой низкой частоте, но это- не существенно и понятно) Кстати, измерения на свипе по звуковому давлению таят в себе капканы, которые есть в спектралабе.Не зная их, вы обречены на косяки. Измеряя на розовом шуме много лет, с удивлением узнаю. что надо мерить не так.

ГДН: Бокарёв Александр пишет: Измеряя на розовом шуме много лет, с удивлением узнаю. что надо мерить не так. Да никто и не говорит, что "надо мерить не так". Но попробовать-то не запрещено? Ну а неравномерность на НЧ, т.е. методологическая погрешность, меньше, как ни крути. Есть свой смысл. Но это уж - не в "хате", пардон.

Бокарёв Александр: Роза сокращает время измерения в разы и больше. Просто нужно смириться с флуктуациями внизу. Свипом- проще, если генератор взять внешний, а не программный. Ачх в хате мерить тоже можно, если глаз пристрелямше. Не проблема. Хотя, само собой, в безэховой камере всё резко проще и лучше.Как хороший вариант- мерить на улице, водрузив акустику на табуреточку.

ghoust: Производители динамических головок приводят зависимость звукового давления и импеданса от частоты. Вопрос. Данные зависимости снимаются для головки в открытом пространстве и, таким образом, с эффектом акустического короткого замыкания (АКЗ)? И, значит, фактически нельзя оценить, какой диапазон по звуковому давлению в пределе можно получить от головки. Так ли это?

Бокарёв Александр: Если пишут в ачх, что мерилось в "инфинити баффл"- то значит никакого короткого замыкания в принципе нет, поскольку экран этот - стена огромного помещения, в стену врезан динамик. Если меряют в ящике- укажут его объём. Это легко увидеть: написана резонансная скажем, 36 герц, а горб импеданса -скажем, на 60 герцах. Значит, это резонанс в объёме. Также и ачх, скажем, полная добротность заявлена 0,4, а на резонансе в ящике видим отдачу всего по минус две дб ниже полки(а при Qts=0.4 отдача минус 5дБ).Значит- точно, мерили в ящике. Басовик без оформления мерить- нельзя, а пищалу-можно, там размер фланца гораздо больше размера длины волны, поэтому нет АКЗ.

ghoust: Спасибо.

ghoust: Кстати, в качестве примера. Это АЧХ динамика в бесконечной стене? Правильно? А как-то про "инфинити баффл" по тексту не встретил...

Бокарёв Александр: БЖ17- маленький ширик, резонанс вполне может быть и 120 герц, добротность под 0,7, тоже похоже на правду. Скорее всего, ачх измерена в стенке а не в ящике. Меряют и в типовом щите, есть и такое.

ghoust: Получается, что иногда и не узнать, что может динамик... Вот пример Сонидо. Что скажете, Александр? http://zalil.ru/30275235

kratko: Александр, приходилось ли Вам измерять добротность системы (усилитель+акустика), особенно если это ФИ или ЗЯ, с помощью только микрофона. Имеется ввиду что ламповый усилитель имеет своё выходное сопротивление (провода и фильтр в принципе тоже), это сопротивление суммируется к Re динамика, что соответственно изменяет его Qes и Qts соответственно, что приводит к изменению Qtc. Все эти факторы трудно учесть при проектировании акустической системы. но можно скорректировать. Для этого и нужно знать добротность системы полностью, а измерить как я понимаю стандартным способом сняв Z-кривую уже не возможно.

Дмитрий Рутковский: Какая разница какое сопротивление имеет усилитель и провода, особенно те провода, что идут от усилителя к розетке и дальше к Днепрогэсу, если измеряется динамик. Значение имеют только те провода, которые между щупами и прибором, но они по определению должны быть хорошими и к способу измерения никакого отношения не имеют и уж тем более к ламповому усилителю.

Бокарёв Александр: kratko вы задали точный и грамотный вопрос. И ответ будет ДА!. Микрофоном в ближнем поле с помощью свип-тона плюс пик-холд мы видим итоговую ачх , на которую влияют: параметры динамика, параметры оформления и выходное сопротивление усилителя. Снимается и накладывается одна на одну две ачх: Z-кривая и ачх по давлению вблизи частоты нижнего среза. Потом с помощью одной таблички делаем пересчёт отдачи динамика на частоте резонанса в значение полной добротности Qts (если без оформления) или Qts , если в оформлении. Все изменения - прекрасно видны на экране и поэтому всегда знаем, где находимся и куда движемся.

kratko: Спасибо за ответы. Дмитрий Ваша позиция ясна и правильна, нет оформления нет никакого влияния на звук ни усилителей ни проводов ни корпуса. ШП 12" без оформления отлично играют почти все жанры кроме современной музыки, но для кино нужен саб. Александр а вот с этого места если можно поподробней "... Потом с помощью одной таблички делаем пересчёт отдачи динамика на частоте резонанса в значение полной добротности.." если можно то с табличкой и примерами.

Датсун: Дмитрий Рутковский пишет: Какая разница какое сопротивление имеет усилитель и проводаБольшая. Хорошая прога при расчете корпуса всегда просит данные по выходному сопротивлению унч и проводов. И не зря - они меняют Qtc.

Бокарёв Александр: kratko Табличку эту я выкладывал в какой-то ветке. Найти её прямо сейчас нет возможности, она в старом компе. Принцип простой : завал(выброс) относительно уровня басовой полки на частоте резонанса , выраженный в дБ и есть добротность: минус 3дБ =0,71 минус 6дБ =0,5, плюс 3дб =1.41. Знакомая табличка? добротность 1-там уровень давления равен уровню полки.

Дмитрий Рутковский: Датсун пишет: Большая. Хорошая прога при расчете корпуса всегда просит данные по выходному сопротивлению унч и проводов. И не зря - они меняют Qtc. Прога-то возможно хорошая. А что она рекомендует делать с рассчитанным (и сделанным в соответствии с расчётом) корпусом при будущей замене усилителя? А если поменять акустические провода, неужели только вместе с корпусом? Вообще-то разговор шёл об измерении параметров динамика (см. название темы), а не о расчёте корпуса, на которые никак не влияют ни самые лучшие расчёты корпусов, ни провода, ни усилители. Особенно если они не подключены и лежат в другой комнате (другом городе), а корпуса уже сделали, но ещё из столярки не привезли. Если же говорить о правильном и достоверном (которому можно доверять) измерении параметров всей системы в целом, то и учитывать надо все параметры. Как минимум такие как температура и влажность и ещё очень много того, что и сформулировать сложно. Потому что даже на слух слышны изменения звучания аппаратуры утром следующего дня по сравнению с вечером предыдущего, хотя рядом стоящий прибор показывает почти то же значение температуры, давления и влажности. Изменения не на что списывать кроме как на фазу луны и прочую изотерику. Вопрос простой: кто возьмётся утверждать, что он учёл все параметры? А если не все, то можно ли считать такое измерение достоверным?

Комелев Константин: Бокарёв Александр пишет: Табличку эту я выкладывал в какой-то ветке На Аудиопортале, в Вашей ветке. http://www.audioportal.com/showthread.php/48014-%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D1%82-%D0%90-%D0%91%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%B2%D0%B0?p=748661&viewfull=1#post748661 http://shot.qip.ru/00oCeV-6Lq7YxgOJ/

kratko: Учесть все факторы практически не возможно, но хотя бы те которые можно корректировать нужно измерить. Спасибо за таблицу. Есть у меня колоночка с явно завышеной добротностю будем мерять. Результаты выложу если есть интерес форумчан.

Сергеев Сергей: Не всем подойдет, но вариант- Делать усилитель с изменяемым вых сопротивлением от -3 до +3 ом. В большинстве случаев такой регулировки хватает .

Бокарёв Александр: Есть особенность: когда полная добротность динамика в оформлении превышает единицу, на ачх выше частоты резонанса получается выброс, пологий, его горб не совпадает с частотой динамика в ящике, что может ввести в заблуждение. Поэтому одновременно снимаем Z-кривую.

Дмитрий Рутковский: Это точно. А когда добротность меньше - этого выброса (подъёма) нет, при дальнейшем снижении добротности на месте подъёма образуется провал. Если добавить объективности и учесть, что снижение добротности всегда сопровождается увеличением чувствительности и нарисовать все частотки на одном листке, то получится при высокой добротности завал внизу, при средней - ровная частотка, а при низкой - подъём внизу. Откуда вылезли пропагандисты бредовых заявлений про отсутствие баса у низкодобротников - неизвестно, видимо из параллельной реальности, где всё наоборот.

Бокарёв Александр: я даже встревать не стану в дискуссии. Сильно это всё..."перпендикулярно" тому, к чему привык и знаю сам.

elacom: Не всё так однозначно с добротностью. Да, при расчете полной добротности мы оперируем добротностью механической и электрической. А последняя как раз изменяется при выходном сопротивлении уислителя. Да и чувствительность играет не маловажную роль. Высокочувствительные динамики имеют не такую уж низкую добротность (в большинстве случаев), а низкодобротные чуйку не выше 88-90. Если смотреть глазами каменного усилителя с невероятно низким Rg то такие динамики будут самая замечательная спарка для саба. Корпус в расчет пока не берем. Но если у динамика ещё и тяжелая подвижка, что чаще всего бывает в низкочувствительных динамиках, нужно приваливать мощи. Только при высоком подводимом есть вероятность оторвать катушку от ПС.

U.L.F.: elacom пишет: Высокочувствительные динамики имеют не такую уж низкую добротность (в большинстве случаев), а низкодобротные чуйку не выше 88-90. Ну нет же такой связи... Полно низкодобротных высокочувствительных динамиков. Особенно в когорте шириков. Те же Фостексы... Механическая добротность, если конечно она не выходит за рамки среднестатистических значений, равных 4-10, не столь сильно влияет на значение полной добротности. Но, на мой взгляд, для дома предпочтительней иметь значение механической добротности пониже. Такие динамики лучше раскрываются на небольших мощностях. ИМХО

elacom: Если брать то что есть в предложениях на сегодняшнем рынке, Вы правы. Но конструктив у них отвечает не всем требованиям. То подвес хлипкий, то диффузор. В итоге резонансы, неравномерности и проч. про что написано выше. А если динамик рассчитан как положено, то тут никуда не денешься от вышеприведенных закономерностей. Но это общая проблема перехода конструкций усилителей от лампы к полупроводнику. Нужно стало добывать ровную частотку и расширять её в низ, а отсюда и низкая добротность и понижение чувствительности. Раритетные динамики какую добротность имеют???

Ogust: С ростом технологий магнитные системы совершенствовались (магниты мощнее, зазоры точнее, провод на ребро), добротность понижается, соответсвенно и оформление уже другое. В любом случае конечный результат ачх и способность детально и реалистично воспроизводить музыку.

elacom: Да, да, да и гоняются при этих новых технологиях за раритетными магнитами АЛЬНИКО, бумажными дифами с подвесами и прочими совершенно не передовыми динамиками и комплектующими. Почему то.

Ogust: Как мне кажется все просто, добротность понизилась, стало треба в ящик это дело засовывать, возникла проблема прочности диффузора. Усилили, возросла масса- ухудшилась микродинамика. И пошло поехало, взаимоисключающие моменты, бесконечные поиски компромисов...Вот и ищет народ потерянную натуральность в звуке. Понятно ищут и старые дины, потому что технологии то уже тю тю, хендмейд и так еще маленько осталось.

Ogust: А поводу магнитов, напряженности магнитного поля не все равно какими материалами она создана?)

Дмитрий Рутковский: Говорят, что разница есть.

elacom: Почему говорят, это слышно.

Ogust: Значит этому есть физическое объяснение...без торсионных полей и т.д.

elacom: Ogust пишет: без торсионных полей и т.д. А куда же они денутся?



полная версия страницы