Форум » Динамики » Длинноходный или короткоходный НЧ динамик? » Ответить

Длинноходный или короткоходный НЧ динамик?

serj: Предстоит постройка трёхполосной АС. Оформление - фазоинвертор. И вот задумался над вопросом, какой же динамик поставить на НЧ звено: длинноходный или короткоходный? Вспоминается утверждение Дмитрия Рутковского о том, что если намотать НЧ динамику короткую, может трёхслойную, катушку, то у него обвалятся средние частоты, что собственно и нужно. Какие будут соображения?

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

niknek: Здравствуйте форумчане. Очень интересная тема. Хочу тоже подискутировать. Есть у меня динамики на базе 2а12. Но с другой подвижной системой. Первый вариант был с катушкой высотой выше фланца в 6 слоёв проводом 0.35 если не ошиблаюсь. Ну так себе получилось, динамик было сложно раскачать, за широкополосным он не успевал, чувствительность была много ниже. Потом по совету хорошего человека перемотал катушку в половину исходной высоты тем же проводом. Bl снизился и снизилась масса. А чувствительность выросла. Слушать стало при том же корпусе и ширине приятнее. Но почитав эту ветку я намотал вчера катушку в 8 слоёв проводом 0.25 и высотой 7 мм. Сопровождение конечно получилось высоким и не совсем стандартным ( около 11 ом) но провода в зазоре стало много больше. По моим расчетам стало около 33 метров, было около 22 метров. Сегодня попробую собрать и послушать что получилось при прочих равных. Как думаете что получиться? Провод обычный круглый, зазор 3 мм индукция 0.9

Дмитрий Рутковский: Александр, начальные знания всегда пригодятся тому, кто имеет отношение к конструированию АС. Например применение в качестве НЧ басовика требует одного подхода, а применение мидбаса другого, если их не различать, то подходы можно перепутать и получится недоразумение.

Бокарёв Александр: niknek, 2а12 точно не басовик, скорее мид с красивой ровно спадающей срединой. Или низкоработающий средник. Пытаться из него получить бас пониже- никак и никогда. Динамик разработан под специальное оформление, не для домашки. Параметры -сильно особенные. Уж поверьте. Жонглирование с перемоткой катушки на разные варианты не изменит остальных параметров , результат будет одинаково неизвестен.


Дмитрий Рутковский: Действительно 2А-12 не басовик. Однако результат замены катушек известен тем, кто занимается такой заменой. А тем, кто не занимается - нет. Вполне понятно почему. Если после каждого эксперимента проводить различные замеры, то можно собрать статистику и делать выводы. Когда такой статистики наберётся достаточно много - можно даже делать прогнозы, выбрав наиболее похожий вариант.

niknek: Согласен, 2а12 это не басовик, а мидбас или ещё называли речевик. Но вопрос стоял иначе, каков прогноз при изменении количества метража провода в зазоре. Вы просто уже на 10 страниц мыслей выложили, я подумал что раз так так то и опытом поделитесь.

Дмитрий Рутковский: Не представляю как Вы умудрились запихать в зазор 2А-12 8 слоёв провода 0.25. Видимо это уже не 2А-12. От него осталась рама, магнит и металл для цепи. Так можно сделать всё что угодно, сабвуфер в т.ч. Для него 8 слоев в самый раз будет. Опытом поделюсь. Для 15" басовика магнит слабоват, а для ШП подойдёт, надо только новый фланец сделать с зазором под 4-х слойку.

BETEP: Бокарёв Александр пишет: у них любой лопух зовется вуфером Не любой. У них так же разделение, мид, саб, итд.

Бокарёв Александр: Не может быть, неужели? Как я отстал......

BETEP: Ога)) Вообще насколько я понимаю, разница между мидбасом и басом, в соотношении бл к массе, и в размере индуктивности катушки... ну и к тому же, размер - минимум 12". В идеале от 18".

Дмитрий Рутковский: Разговор получился о том, что одни различают динамики, а для других они все одинаковые. Критерий по принципу: удалось получить бас или нет - не выдерживает критики. Потому что иногда из хорошего басовика у горе-мастеров бас не выжимается, а бывают случаи, когда получается гуделка, которую выдают за бас. А так и из большого ширика можно замечательный бас получить, но он так шириком и остаётся, никакой адекватный человек его в басовики не запишет.

Ogust: Ну, нормальных доказательств пока не представлено..сначала была мантра низкая добротность, сейчас высокий эль ..

Сергеев Сергей: Да все просто: басовик - это динамик, который играет только бас. Так я понимаю Рутковского

niknek: Наверное вы правы Сергей.

Дмитрий Рутковский: Сергей, Вы абсолютно правильно сформулировали. Удивительно что такое простое объяснение не все способны воспринять и пытаются считать басовиком любой динамик, который хоть как-то басит, несмотря на то, что он ещё и середину играет и даже высокие прихватывает.

Aleph: Вы хотите сказать что если динамик (не буду расписывать в цифрах его параметры Т.-С.) в нужном ему оформлении играет в полку от 40 Гц и за счёт своего небольшого веса (меньше провода, больше индукция при той же добротности) играет и середину, то по Рутковском он не имеет право нести гордое имя басовика? Это что же с ним не так кроме большей протяжённости вверх? Бас он даёт, ход у него достаточен для данной мощности и нижней частоты. в чём же он инвалид? Моё мнение любой динамик должен играть диапазон шире рабочего, конечно не ущерб ему. Музыка не синусоида и фильтра не режут с мгновенным спадом. Почти всегда акустика лучше звучит с фильтрами первого порядка. А это значит басовик играет довольно много середины и если он будет тяжёлый (много меди-большой вес ), то будет отставать от средника и звук ухудшится. Почти не сомневаюсь что в ответ будет из серии "Я тыши динамиков сделал, а ты, салага, смеешь чего-то вякать. Мне лучше знать какой должен быть басовик"

Дмитрий Рутковский: Ну и чем плох такой ответ? Тут неоднократно заявляли типа: "Этот дурак Рутковский рассказывает что надо учиться как минимум 10 лет, потому что тормоз, а я пару лет динамики поковырял и всему научился". Правда когда доходит до применения знаний на практике оказывается что знаний-то никаких нет. Измерений различных аспектов конструирования тоже. Опыта вообще добыто всего из нескольких десятков образцов. Зато разговоров про то, что Рутковский ничего не мерит и книжек не читает - сколько угодно. Первый порядок лучше второго, а нулевой лучше первого. Если из "басовика" (в кавычках) лезет середина, то она по-любому будет мешать среднечастотнику и её придётся резать возможно даже вторым. Но это всё отход от темы, потому что в любом случае басовик создаст внизу больше давление, чем мидбас. Вслушайтесь в название: басовик. Это динамик созданный басить. Как это бывает показал автор темы. Надо понимать, что его опыт спонтанный и не подкреплён всесторонними измерениями. Практика такова: если делать правильный апгрейд 75-ке из АС типа S-90, и вне зависимости от первоначального сопротивления делать 8 Ом, то всегда приходится убирать понижающие резисторы у СЧ и ВЧ. Больше скажу: принесшие на апгрейд такие басовики потом почти всегда приносили и остальные динамики, потому что им начинает не хватать давления у остальных полос. Середина - без вариантов, 25 и 16 Омные пищалки тоже, 8-ми Омные могут и обойтись без переделки.

Ogust: Дмитрий Рутковский пишет: в любом случае басовик создаст внизу больше давление, чем мидбас сомнительное утверждение

Дмитрий Рутковский: Посмотрите формулу КПД. В ней сомневаетесь?

Бокарёв Александр: есть пример, далеко ходить не надо. Просили рассчитать ящик для известного басовика из кинотеатра , 2а14. Глянул Т-С, невозможное сочетание параметров , чтобы получить хоть 50 герц, несмотря на резонансную 18 гц. Удивленный заказчик: Почему нельзя? Объясняю, добротность 0,14 не тот случай , чтобы бас добывать в простом оформлении, динамик не под него заточен, под спецоформление. Не верит. Сделал ящик литров 500, звонит, уверяет, что лучше баса не слыхал. Приезжаю с микрофонои, показываю ачх, полка басовая начинается ....от 200 гц, а ниже скат ровный , баса там не ищи. Для убедительности прицепил резистор 50 ом, рухнула средина, но бас образовался. Такой вариант колонки хозяина не устроил, динамики тихо проданы следующему басоведу и басофилу. А в кино они лупят от 60 герц в альтековском рупоре с отдачей под сотку диби, там все в порядке, потому что динамик на своём месте а расчет делали инженеры.

niknek: Ладно форумчане. Не ругайтесь. Все равно каждый останется при своем мнении. Мне уже дали рекомендацию не переделывать динамик, т.к по низам при той же массе провода я не получу большей отдачи. Середину скорее всего немного порежет, но по низам разницы не будет (вот примерно это я и хотел прочесть среди постов). Если никто не возражает задам еще вопрос. Как думаете, есть ящик примерно 180 литров. Но его доработать нужно (вот под эти самопалы на 2а12). Вот думаю ЗЯ, но также порекомендовали ПАС. Под ПАС думаю панель сделать съемную и пробовать менять количество и размер отверстий, может и ткань разную (смотря что найду).



полная версия страницы