Форум » Динамики » Зачем делают отверстие в керне магнитной системы? » Ответить

Зачем делают отверстие в керне магнитной системы?

Zotoff: Много раз встречал на различных форумах по акустике утверждение, что отверстие в керне делают для вентиляции и охлаждения звуковой катушки динамика. И подобных утверждений на просторах Интернета довольно много… Вот, к примеру, одно из них (товарищ пишет) : [quote]http://liveelectronics.ru/2014/05/28/remont-i-modernizaciya-akusticheskoj-s/http://liveelectronics.ru/2014/05/28/remont-i-modernizaciya-akusticheskoj-s/ « … В центре керна просверлил отверстие диаметром 9 мм, так же 8 отверстий поменьше просверлим в корзине под мембраной, в теории это так же должно помочь охлаждению катушки … »[/quote] Интересно, где он увидел такую теорию? Я склоняюсь к противоположному мнению, а именно, что отверстие в керне ухудшает охлаждение катушки, и пару раз встречал такое же утверждение где-то еще… Какие будут мнения по этому поводу? Если честно, собираюсь проверить это экспериментально…

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Zotoff: BETEP пишет:Про динамики, там на первом месте не только качество звучания динамика, как бы... И если отверстие в керне так повышает температуру, то для уменьшения компрессии проще было бы сделать колпачок из тряпки - продуваемый.А так делают (колпачок из тряпки) – и никакой компрессии под колпачком, и никаких посторонних призвуков! Но жесткий колпачок выполняет две роли. Во-первых, он тоже излучает звук, т.е. увеличивает общую площадь излучателя. И, во-вторых, он увеличивает жесткость диффузора, отсюда и все сопутствующие плюсы (ведь он приклеен к диффузору). Вообще-то, отверстие в керне не так уж сильно повышает температуру. На низких частотах – да, примерно в два раза. А на средних частотах – отверстие в керне вообще не оказывает влияние на температуру, и к тому же при воспроизведении средних частот температура более высокая. Поэтому в целом если НЧ-динамик воспроизводит полосу до 500 Гц (т.е. низкие + средние частоты), то суммарное влияние отверстия в керне на температуру катушки будет не очень сильное; т.е. при реальном музыкальном сигнале у динамика с отверстием в керне катушка будет, конечно, разогреваться сильнее, но ненамного… Ogust пишет:Разная картина будет при одном отверстии в керне и при дополнительных отверстиях по цш...Очень неконкретная формулировка «Разная картина будет…» - какая именно разная? Если отверстие в керне имеется, и насверлить еще отверстий в корзине под центрирующей шайбой (вы это имели в виду?), то застойная зона внутри магнитной системы останется, и никуда не исчезнет, поэтому и катушка будет также перегреваться. Если отверстия в керне нет, и насверлить еще отверстия в корзине под ЦШ, то тогда компрессия под колпачком останется и, соответственно, останутся «свистящие» призвуки. Чтобы понятно было, насколько именно разная картина будет, нарисуйте, пожалуйста, схему воздушных потоков внутри динамика, просканируйте ее и выложите для обозрения. Тогда будет понятно, о чём идёт разговор.

Ogust: Zotoff пишет: Очень неконкретная формулировка «Разная картина будет…» - какая именно разная? Если отверстие в керне имеется, и насверлить еще отверстий в корзине под центрирующей шайбой (вы это имели в виду?), то застойная зона внутри магнитной системы останется, и никуда не исчезнет, поэтому и катушка будет также перегреваться. Если отверстия в керне нет, и насверлить еще отверстия в корзине под ЦШ, то тогда компрессия под колпачком останется и, соответственно, останутся «свистящие» призвуки. При наличии отверстий под шайбой и в керне воздух будет двигаться в обоих направлениях. И оба будут участвовать в охлаждении. Вы считаете что только через в отверстие в керне воздух будет входить и выходить...В ваших измерениях были отверстия под шайбой?

Zotoff: Ogust пишет:При наличии отверстий под шайбой и в керне воздух будет двигаться в обоих направлениях. И оба будут участвовать в охлаждении.И оба будут дуть мимо обмоток звуковой катушки, и «застойная зона» внутри магнитной системы останется. Я же предлагал вам нарисовать схему воздушных потоков внутри динамика и показать ее всемВ ваших измерениях были отверстия под шайбой?Нет, зачем спрашивать? В статье есть фотографии динамика и стоп-кадры с видеозаписей испытаний – там все видно. А вы сами проведите аналогичный эксперимент с отверстиями под ЦШ.


Zotoff: Я провел еще пару дополнительных экспериментов по «Влиянию отверстия в керне на температуру звуковой катушки», и Сергей Евгеньевич выложил продолжение статьи : http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_sergeja_zotova/0-46 Получается так… При разогреве обмоток катушки до 41 градусов – затыкание отверстия в керне снижает температуру обмоток на 7 градусов. При разогреве обмоток до 63 градусов – затыкание отверстия в керне снижает температуру уже на 18 градусов. Несложный математический расчет показывает, что при разогреве звуковой катушки до 100 градусов затыкание отверстия в керне может уменьшить температуру уже примерно на 30 градусов…

Сергеев Сергей: Вот фото магнитной системы авто саба. Отверстия вокруг керна.

Zotoff: «Про отверстия вокруг керна» – считаю, что результат будет промежуточный между одиночным отверстием в керне и когда отверстий нет совсем, и я уже высказывался об этом почти в самом начале темы на первой страничке :<< … предполагаю, что результат будет промежуточный … – если отверстие в керне есть, то почти весь воздух уходит в это отверстие (и в результате катушка плохо охлаждается); – если отверстия в керне нет, то весть воздух пойдет на охлаждение катушки (причем, сначала воздух обдувает одну сторону катушки, а потом – другую сторону, т.е. катушка принудительно обдувается воздухом с двух сторон!) Теперь ваше предложение : – если отверстия в керне нет, но есть отверстия вокруг керна, то тогда воздух будет обдувать катушку только с внутренней стороны, а потом сразу уходить в отверстия вокруг керна … >>Если честно, то проверять это не хочется. Для себя я, в принципе, этот вопрос прояснил…

Zotoff: Недавно, в который раз, перечитывал Алдошину («Электродинамические громкоговорители»), и обнаружил на 152 странице прямое утверждение, что отсутствие отверстия в керне магнитной системы динамика приводит к снижению температуры звуковой катушки динамика, и даже указано на сколько – на 40% (надо полагать, что это приблизительная величина): https://disk.yandex.ru/i/KY3MI8p1KOSwlw Ну там примерно три страницы про температурный режим. Выходит, что невнимательно читал эту книжку раньше, а то – не стал бы проводить испытания по влиянию отверстия в керне на температуру катушки. Впрочем, нисколько не жалею, что сделал-таки этот эксперимент…

bataev-boris: Встречается вариант вентиляционных отверстий в нижней шайбе.

bataev-boris: Пардон, уже было.

Rex: Думается, здесь еще от самой головки зависит. От хода ее диффузора. Например, у мощных мелкокалиберных (до 8") НЧ голов, где ход диффузора большой, там и будет эффект, думаю. А всяким 5 ГДШ-4 и 4гд-28 такой трюк только навредит. Керн и так тонок, еще в насыщение влетит, даже с посредственным магнитом, да и ход диффа раз-два и обчелся. А ведь последним (4гд-28) охлаждения катушки явно не достаточно! Горят, как сухой хворост!

Zotoff: Rex Думается, здесь еще от самой головки зависит. От хода ее диффузора … Ну так, моими экспериментами как раз и показано, что «эффект от отверстия в керне» имеется только для низкочастотников, для СЧ-головок – эффекта нет. А ведь последним (4гд-28) охлаждения катушки явно не достаточно! Горят, как сухой хворост! Указанная головка – довольно древняя, в которой использован самый ненадёжный провод (типа ПЭЛ, с низкой термостойкостью), да и каркас катушки из бумаги, которая начинает обугливаться сразу, как только температура перевалит за 100 градусов.

Rex: Да. Это все понятно. Спасибо за комментарий.

Сергеев Сергей: И не надо забывать, что они 4 ваттные



полная версия страницы