Форум » Динамики » 10ГДВ-2-16 » Ответить

10ГДВ-2-16

Gruffi: Имеется пара этих динамиков. Состояние нормальное. Купола оранжевые. Есть ли у кого-нибудь практический опыт работы с этими динамиками и их улучшения? Теоретиков прошу идти лесом и засовывать свои теории в своё дупло. Измеренный резонанс у них 4 кГц, поэтому использовать их, как рекомендовано - от 5 кГц, проблематично. Прошерстил данный форум, информации практически нет. В интернете встречаются рекомендации по удалению линзы. Это приводит к понижению чувствительности (что терпимо), но вот сравнительных замеров АЧХ никто не делал, а без измерений слова "спилил и мне нравится" не стоят ничего. Режекторный фильтр настроенный на резонансную частоту должен помогать, вопрос - насколько это улучшает звук. Думаю, использовать их с рекомендованной заводом частоты 5 кГц - занятие бесперспективное, а вот пустить их на октаву выше резонанса - от 8 кГц, вполне реально. Бумажные широкополосники хорошо работают до 8...10 кГц, но не выше. Вот тут и может помочь данный динамик. Разбирается он достаточно просто. Есть ли смысл в укладке под купол какого-то материала: ваты, синтепона?

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

BETEP: ПОдарить это дерьмо кому нибудь другому, а самому купить что нибудь приличное

Gruffi: Я вам про одно, вы - про другое. Есть у меня немало пищалок, в том числе импортных, современных и "с винтом". Дело-то не в этом. Вопрос в том как выжать максимум из имеющегося. Уверен, что если правильно "приготовить" (использовать) этот, да и многие другие непрестижные динамики, то в слепом тесте абсолютное большинство советчиков по выбрасыванию, дерьма не почувствуют. Ради опыта, я по-своему переделал несколько 3ГД-31 (который многие считают абсолютно худшей пищалкой) и получил вполне приличный звук, уж точно не раздражающий. Возможно, можно подобрать ключи и к 10ГДВ-2, а выкинуть никогда не поздно. Судя по вашей реакции, вы - теоретик (см. выше).

Сергеев Сергей: Верно замечено - пускать от 7-8 кгц. Доработки им не нужны. Вернее не изменят ничего. Но иногда стоит проверить центровку. Положить под купол вату. Хотя она и есть у них. Но не всегда. Режекторный фильтр также на пользу.


niknek: Здравствуйте. Я с 10ГДВ поступил так - разобрал, выкинул фланец и подвижку, поставил шелковую подвижку (покупал на заказ) и новый фланец. Получилось относительно неплохо. До 16 кгц играют. Но АХЧ и прочих характеристик у меня нет... Сопротивление катушки 3,2 ома.

Gruffi: Сергеев Сергей Спасибо за подтверждение моих гипотез. Кроме конечного результата мне интересен сам процесс, а тренироваться лучше на кошках. Данные динамики из двухполоски, я их вынул сразу т. к. считаю, что может быть они на что-то годятся только в трехполоске т. к. могут работать только очень высоко. Вариант - добавка к широкополоснику. Понимаю, что чудес от них ждать не надо, но испытать можно. На заводской АЧХ (похоже нарисованной от руки) два горба - на резонансной частоте 3...4 кГц и примерно 13 кГц - от фокусирующей линзы. Первый можно давить режектором, фильтром и выбором нижней рабочей частоты на октаву выше, второй - возможно удалением линзы, хотя чувствительность динамика и так не слишком велика. Да, наверное, нужна полная разборка-переборка-сборка (центровка, мусор и т. п.) как для любой советской техники. Вату могли положить, а могли и нет. Центровка делается винтами - какой критерий выбрать? Максимум Z ? Максимум индуктивности? Просто на слух? Спрашиваю потому, что в своё время повозился с центровкой старинных пищалок Heco. niknek Спасибо, но покупать для них что-то не хочется, да и сопротивление 3,2 нежелательно - импеданс колонки может снизиться на ВЧ. Попробую косметические методы. Интересно как "сошьётся" эта пищалка со среднечастотником. На хиенд не замахиваюсь, но надеюсь, что приличный результат получить можно. Сегодня данные пищалки уже редки. Не знаю, интересны ли кому-нибудь будут некоторые результаты (если не порву обмотки при разборке).

niknek: ну сопротивление я такое взял по неопытности. Но никто не запрещает вам сделать подвижку самостоятельно, купол практически стандартен по размерам. Катушку намотать под нужное сопротивление. Было бы желание. Как говорится терпение и труд.... А результат - сравнивать полученный динамик и в родном исполнении нет смысла, никакого... Конечно интересны, но как раз при замене подвижки. Потому что 10гдв можно покупать убитыми очень недорого, ремонтировать и получать очень достойный звук. Естественно с учетом того, что эти работы проводятся самостоятельно.

Abettor: Один из самых простых и первых способов снижения частоты собственного резонанса данной ВЧ, на поверхности. Достаточно лишь увеличить внутренний диаметр уплотнительных колец. В каждом случае на свою величину. Даже в одной партии головок, жёсткость воротника подвижки может различаться, как собственно и самого колпака излучателя. Есть и более глобальный подход, но не всяк пойдёт на "жертвы".

Бокарёв Александр: такое впечатление иногда, что живёт народ на острове с пальмами и кроме выброшенного прибоем на коралловый песок паршивого динамика других нет и не будет. И вот все силы брошены на улучшение звука, которого там не было никогда. Меж тем, в лавках по динамикам полно шедевров, которые не стыдно применить в дорогих и престижных колонках, а цена их просто смешная, блин, 140 р за пищалу Ауди-Фольксваген три четверти дюйма, ачх ровнейшая, звук достойнейший, чутьё в районе 89 дб. Или копеечные купольные Альфарды, подвижка один в один передрана у Визатона sc10, только цена в 10 раз меньше. Сам ставил их взамен упоротых пищалок в колонки среднего класса, ачх слилась с исправной колонкой.

Abettor: Бокарёв Александр пишет: такое впечатление иногда... Александр. Ну что Вы, право слово... У человека просто руки чешутся и любопытство присутствует. Когда-то ему самому смешно будет. Я в своё время тоже дерзил с этими головками. Всяко-разно.

Бокарёв Александр: да ладно бы писал дилетант, коих вагон и тележка. но Человеку С Микрофоном- пылить неловко. ну, хочется тебе содрать контрапертурное тело- так и сдери, но прежде ачх сними, чтобы после выводы делать. Тогда и увидишь, что динамик этот - до вмешательства дрянь, а после вмешательства-пакость. Вот и выложи сравнительные частотки, в назидание другим дуракам, что идут за тобой по минному полю.

niknek: как много пафоса....

Gruffi: На днях обязательно сниму АЧХ и выложу их сюда. Коллеги! Почему такая реакция ЗДЕСЬ? Я написал что-то непристойное, кощунственное? Спросил как можно улучшить этот динамик и только. Да, можно сказать, что руки чешутся. Интересно мне повозиться акустикой для себя. Хобби такое, я же не занимаюсь бизнесом, не пытаюсь впарить что-то другим к своей выгоде. Я такой же любитель, как и абсолютное большинство здесь. С вниманием и уважением отношусь к вашему опыту и мнению, но не верю им слепо, подвергаю всё сомнению и пытаюсь проверить. Разве это грех? Разве я похож на козла-провокатора, призывающего на минное поле? Бокарёв Александр пишет: Меж тем, в лавках по динамикам полно шедевров, которые не стыдно применить в дорогих и престижных колонках, а цена их просто смешная, блин, 140 р за пищалу Ауди-Фольксваген три четверти дюйма, ачх ровнейшая, звук достойнейший, чутьё в районе 89 дб. Или копеечные купольные Альфарды, подвижка один в один передрана у Визатона sc10, только цена в 10 раз меньше.Пожалуйста, более точные марки этих динамиков - сюда, на всеобщее обозрение. Пусть это станет общим достоянием. Пока на данном сайте я узнал только два подобных динамика: ETP-1623 и PHT-407 купил их и в основном доволен, динамики хорошие. Abettor Спасибо за совет, но шайбы внутри итак небольшие, провод тонкий, риск оборвать велик, увы, эти работы уже не для моего зрения. По этой же причине не хочу связываться с переделкой подвижек. Вот фильтры, расчеты, на это зрения пока хватит.

Дмитрий Рутковский: Ничего удивительного - вполне предсказуемая реакция дилетантов. Железо 10ГДВ-2 вполне нормальное, гораздо лучше чем у большинства "фирмы". Например за последний месяц принесли 3 скан-спиковских пищалок (две одинаковых, одна несколько отличалась) с одинаковой проблемой: у всех отвалился неодимовый магнитик приклеенный на керн. Естественно он был приклеен на отталкивание и оттопырил подвижку убив её. Зазор - отдельная песня. Неравномерность индукции - вне критики, так ещё самый максимум (в пичке) чуть больше 1.2Т (только у одного экземпляра в одном месте). Если этот отстой сравнить с 10ГДВ-2, то наши - верх совершенства. Ничего никогда разваливается, индукция начинается от 1.3Т, чаще всего от 1.35 до 1.4. Всего лишь надо поставить шёлковый купол. Что касается замечательных дешёвых пищалок, то они прокатывают только рядом с такими же по цене серединами. Как только в СЧ будет поставлен приличный динамик, сразу все такие пищалки отправятся в утиль.

Abettor: Gruffi пишет: ...но шайбы внутри и так небольшие...Внутренний диаметр у колец 28, бывает и 29 мм. Наружный 34 мм. Запас имеется и увеличение внутреннего диаметра реально снижает нижнюю, граничную частоту. Новые кольца режутся циркулем с иголками на раз из подходящей по плотности и толщине бумаги...провод тонкий, риск оборвать велик... у данных головок 0,08...0,09 мм. Вполне. Вы же подвижку извлечёте. По крайней мере, чтобы глянуть не забыли ли положить вату под куполок. Сверлить керн, или дырявить подвижку, или перематывать не предлагаю.

Romm: Сверлить керн в высокочастотниках? А зачем на них такое творить? Не конкретно про сабжевый динамик, конечно...

Сергеев Сергей: Ну как всегда мнения разделились пополам... Romm пишет: Сверлить керн в высокочастотниках? А зачем на них такое творить? Это делается для увеличения объема камеры. Для снижения резонанса.

niknek: Сергеев Сергей пишет: Ну как всегда мнения разделились пополам... Сергей, согласитесь что это нормально... у медали тоже две стороны. По поводу того, что магнитная система у данного динамика плохая - не соглашусь. Она вполне обычна для динамиков тех лет (то бишь старых). Я рассматривал много аналогов на феррите - сейчас даже у раскрученных брендов бюджетные модели идут точно с такой же МС. Но цена, цена то какая!!! http://www.audiomania.ru/tweeter/vifa/vifa_dx25tg59-04.html http://www.audiomania.ru/tweeter/seas/seas_h0532_19tafd-g.html Самое забавное, что эта цена не гарантирует сверх высокое качество. И даже медный колпачок есть не у всех. Испорченный 10ГДВ я покупал с рук по 200 рублей. Но соглашусь, намотать катушку небольшого размера и тонким проводом сложно. Я использую очки со сменными линзами. Но пальцы тоньше не стали

Abettor: niknek пишет: ...намотать катушку небольшого размера и тонким проводом сложно. Дело навыка и привычки. Дюймовая катушка не так сложна в ремонте. Даже проводом 0,06 для 25-омной головки. За катушки диаметром в 20/19/17/15/12 мм Вы наверное даже браться не будете.

Gruffi: Дошли руки сделать первые измерения в ARTA. Расстояние - полметра. Фланец снаружи, не заподлицо - так проще, если будет необходимость, могу сделать как полагается. Точность в диапазоне 10...20 кГц гарантировать не могу, хотя микрофон и калиброван Арзумановым - эта область слишком капризна, но ориентироваться можно. Вот так выглядело. Можно прикинуть размеры и расстояния. Первый сюрприз при снятии импеданса. "Коричневую" я разбирал, всё вроде бы нормально, а "синюю" - нет, видно что-то попало или плохая сборка. (Масштаб растянут). Уже ясно - печально знаменитая "повторяемость" советских динамиков. Вот и микрофон. Не буду комментировать, может это сделает кто-то из вас. По крайней мере магнитные системы одинаковы.

niknek: гуано...

Gruffi: Дмитрий Рутковский Дмитрий! Да, на глаз магниты здоровенные и тяжеленные. Индукцию,конечно, оценить не могу. А вот мембрана не нравится. В отличие от импорта она выглядит грубой и толстой, а должна быть легчайшей и жесткой, хотя не понимаю как шёлк может быть жестким. Да, замена диффузора очень интересна, но при двух условиях - точного совпадения размеров (а здесь советских инженеров без мата не вспомнить - вечно что-то изуродуют, то цоколевку нестандартную сделают, что габариты, опять-таки дюймы и мм) и небольшой цены (ну неразумно в экспериментах использовать запчасти, которые на порядок дороже самого динамика). Поэтому вопрос: где в Москве можно купить новую мембрану с катушкой, которая точно подошла бы и стоила недорого. В Аудиомании ничего подходящего не нашел: ценники 4-х и 5-ти значные и не факт, что подойдет. Единственно нашел здесь: http://www.svet-zvuk.ru/view.php?id=4946 http://www.svet-zvuk.ru/view.php?id=4947 Покупал у них кое-что, могу заехать, это самый удобный для меня вариант. Плюс - если вдруг у меня что-то получится, другие могут за мной последовать по минному полю... след в след. Годятся ли они? Если да, надо ли отдирать и переклеивать старые уплотнительные картонные кольца? Что касается замечательных дешёвых пищалок, то они прокатывают ... Тем не менее, знать про них интересно, не всегда надо стремиться к хиенду, пример - компьютерные настольные АС, они для фонового звука.

Gruffi: niknek Думаю, важна неприукрашенная правда, по мере сил я стараюсь ее донести. И заодно вопрос к Вам тоже - где купить новые подходяшие подвижки. Кроме того, попробую разобрать второй динамик и посмотреть что будет после переборки. Abettor Совет по шайбам понял, спасибо, это запасной вариант. За перемотку не возьмусь, может это и просто, но не для меня.

Ogust: на подобном динамике от s90 вырезал крестик с ноликом, чуйку добрал увеличением раковины черным пластилином. Звук гораздо приятнее без назойливого звона...

niknek: Не сочтите за рекламу, я покупал готовую подвижку у Дмитрия Рутковского. (не дёшего, очень) Но тогда мог позволить. Комплектующие в основном покупаю производства http://www.diffusor.spb.ru/. Но это я, мне удобнее покупать в своем городе. Эти комплектующие не лишены недостатков. по поводу вариантов, выложенными выше http://www.svet-zvuk.ru/view.php?id=4947 - я считаю этот вариант более предпочтительным для пищалки. Второй вариант мне кажется слишком грубым, возможно излишне тяжелым. Цена более чем гуманная! Второй вариант возможен для вч, который нужно запускать пониже. но грязи на вч прибавится. И играть при одной и той же МС эта будет ниже.

serj: Переделывал я себе такие динамики. Ну немного не такие, а Амфитоновские. Смысл один и тот же. Куполок формовал из ткани, катушку естественно мотал новую, линзу вырезал. Нормально работает, мне нравится. АЧХ мерил, но не сохранил.

Gruffi: Завидую я вам, рукастые и глазастые самодельщики. Молодцы! Правда, в точности повторить ваш подвиг, невозможно. А я повозился немного со второй (худшей) пищалкой, получил кое-какие результаты и пришел к кое-каким выводам. Гурами, наверняка это знают, это я для себя америки открываю. Подробно, если надо, напишу завтра, сейчас просто устал. Промежуточный результат не идеален, но теперь ясно, в какую сторону надо двигаться. Вот промежуточный результат. Резервы судя по ИЧХ явно есть, но достать их трудно. Кто теперь скажет, что это игуана? Обратите внимание: сглаживание 1/12 и явных пиков и провалов нет вообще. Резонанс на 4 кГц есть, но терпимый и его можно убрать фильтром 3 порядка. Линзовый пик довольно скромный, и это без доработки линзы.

Gruffi: Вот на скорую руку расчет фильтра в LSP CAD на основании измеренных параметров динамика. В фильтре я сознательно выбрал номиналы RC из стандартного ряда. Чуть хуже, но намного проще.

niknek: Ну молодцом! Останется только послушать, и сделать выводы. Если нравится - это отлично! Я вот например еще не освоил программы для моделирования и измерения.... но все еще впереди.

Gruffi: Да, прослушивание, конечно, главное. Но определенные выводы можно делать уже сейчас - по результатам прослушивания в процессе настройки генератора и розового шума. Кое-какой опыт при работе с кошками я получил, это уже результат. Переделал немного по-другому первый динамик. Вот результат. Интересна ИЧХ Очередной раз я подтвердил для себя, что для того чтобы советская техника работала нормально, её надо разобрать до винтика, а потом собрать по-человечески. Выше головы она не прыгнет, но по крайней мере будет близка к заявленным параметрам. Конечно, на конвейере никто не будет сидеть с генераторами и программами и настраивать. У любителей есть такая возможность. Надеюсь, очередная толика опыта пригодится и при работе с более качественными импортными изделиями. Никита! Если вам интересно повозиться с акустикой, без программ и измерений категорически нельзя, иначе будете плутать вслепую, а времени на это тратить на порядки больше. Бокарёв прав и без микрофона настроить АС нельзя. Хотя на начальном этапе можно обойтись программой LIMP - информации в графиках импеданса очень много. Затем можно взять дешевый и даже некалиброванный микрофон - для многих случаев хватит и его, он будет сильно врать только на ВЧ, а для сведения АС его хватит. Если интересно, обращайтесь лично, могу кое-что посоветовать.

BETEP: пфф... вот это я понимаю ачхА, а не ваши, гдв..

niknek: ну Gruffi пишет: Если вам интересно повозиться с акустикой, без программ и измерений категорически нельзя, иначе будете плутать вслепую, а времени на это тратить на порядки больше. Да я это все понимаю. Я не утверждаю обратного. Но так сложилось, что я сделал динимики и ас. вот теперь и измерения нужно делать. Но пока на все времени не хватает. А так вы все правильно сказали, скорее всего только дилетант будет делать ас ничего не меряя (либо суперпрофи, с суперслухом и большим опытом настройки ас). я попозже выложу фото... пусть хоть фото будет, потом и измерения появятся.

serj: BETEP пишет: вот это я понимаю ачхА, Это чья АЧХ ?

BETEP: serj пишет: Это чья АЧХ ? Пищалок.

serj: Да я вижу, что не НЧ. Каких именно пищалок?

BETEP: Малиновского, с вегалаба.

Gruffi: niknek Никита! Надо СНАЧАЛА более-менее освоить измерения, набить руку "на кошках" и только ПОТОМ браться за АС (если это не точное повторение чужого). Дело в том, что от измерений зависят размеры АС, ее оформление, динамики и фильтры. Без измерений можно сделать сколь угодно красивые корпуса, взять сколь угодно дорогие динамики и результат вам может нравиться безумно, но объективно АЧХ наверняка будет очень кривой. Вы можете слышать "что-то не то", но что именно понять и исправить очень сложно. Что касается выбора ящика для басовика, то здесь без измерений ваших конкретных динамиков, делать нечего. Правда, есть исключения: престижные фирмы, например, SEAS дают правдивые данные на свою продукцию, но чаще всего производители любят приукрашивать. От всяких калькуляторов фильтров толку тоже очень мало, грубая прикидка, не более. Потребуется собрать небольшой измерительный комплекс, но затраты времени на него быстро окупятся. Микрофон на первых порах может быть и некалиброванный. Обычный электретный диаметром 9...10 мм. Не надо искать Panasonic WM-60 или WM-61. я убедился в этом на личном опыте. Проще и удобнее всего для начала купить настольный компьютерный Genius или Sven. Дело в том, что они уже в стандартном корпусе, шнур экранировн. Микрофонный усилитель с батарейным питанием строго обязателен (один ОУ по схеме на сайте Серого Хомячка, ОУ можно взять другой, попроще). Ну и так далее.

serj: BETEP пишет: Малиновского, с вегалаба. Я думал это Вы сделали.

Gruffi: Итак, опыты закончились. Вообще-то не собирался этим заниматься, думал, мне всё разжуют, увы... Данный результат меня устраивает, динамики 1986 Горбатого года. В рабочем диапазоне от 5 кГц совпадение хорошее, от 8 кГц - идеальное. Фильтры позволяют выровнять АЧХ, пример из LSP CAD приводил выше. Не могу утверждать, но почти уверен, что подобным методом можно улучшить всё семейство пищалок 10ГД-35 и им подобных. Правда, в моих динамиках диффузоры (мембраны) из пропитанной ткани (шёлком назвать это не могу), как поведет себя плёнка - не знаю, но дело оказалось не в мембране и даже не в линзе. Если кого-то интересует и он захочет попробовать, напишите - просто так МНОГО писать то, что никому не нужно или ради праздного любопытства, мне не хочется. Предположу, что недовольство подобными динамиками возникло из-за неправильной сборки и отсутствию нормального ОТК. Скорее всего было так: сделали НОРМАЛЬНЫЕ опытные экземпляры, продемонстрировали их, утвердили в производство, а дальше хоть трава не расти. Предупреждаю, для хорошего результата нужен измерительный микрофон с программами, в худшем случае - LIMP, а иначе как вы сможете увидеть результаты и сравнить? Как выбрать пары, если у вас несколько динамиков? Справедливости ради скажу, что прослушивание не устраивал - пищалки не те динамики, которые можно оценить на столе или картонке. Им обязателен настроенный фильтр, в данном случае - высокого порядка, нужен в пару СЧ (ШП) динамик, надо их свести. В данное время у меня другие планы, а готовых колонок типа 35АС у меня нет.

BETEP: Лучше, чем тот, кто занимается этим профессионально - не сделать. В данном случае мне результат интереснее процесса.

akarma: Такой сильный спад после 10кГц это особенности пищика или микрофона?

Сергеев Сергей: Gruffi ! Отличный результат! Опишите подробнее, что вы сделали? Спад после 10 кгц видимо из-за микрофона. Но даже так +-5 дб неплохо!

Gruffi: Попробую написать, пусть сумбурно и с повторами. Но перед этим всё-таки замечу, что не +-5 дБ, а плавный спад от 10 к 20 кГц, это нормально воспринимается на слух, кроме того, по моделированию, с фильтром, неравномерность можно снивелировать, при случае, попробую. Итак, динамики попали ко мне по случаю - купил 15АС-109 из-за динамиков 25ГДН3-4, я уже сделал с ними трехполоску, захотелось поэкспериментировать еще. Не знаю каким местом думали разработчики, но сшивать 25ГДН3-4 с 10ГДВ2-16 на 5 кГц просто глупо. Первый кое-как работает на этой частоте, второй - тоже (особенно - заводской сборки). Получется невнятное звучание в области наибольшей чувствительности слуха 2...6 кГц. Поэтому 10ГДВ2-16 был вынут, вместо него поставлена другая пищалка от 2 кГц. Звук АС стал вполне приличным, особенно с учетом малогабариности. Поэтому пустил 10ГДВ2 "на опыты". Удивительно, что в интернете нашел только упоминания режекторного фильтра и удалению линзы, причем без замеров, никто динамики не перебирал. А известно, что без измерений судить о результатах трудно. Всё что "я" сделал кажется правильным. Напоминаю, что пока не прослушивал что сделал (см. выше). Качество сборки советской техники известно, известно, что "экспортные" варианты были лучше именно из-за более тщательной сборки и ОТК. Может за 30 лет прокладки рассохлись и винты ослабли от вибрации (хотя краска внутри была нетронута), но скорее всего собирали побыстрее по принципу коликчества, а не какчества. Не верю я в "самоцентровку". Хотя магнитный зазор достаточно велик (и это плохо для нас, хорошо для завода), считаю, что юстировка нужна всегда. Предполагаю, что это причина недостаточно качественной работы многих подобных динамиков. Сборкой динамиков занимались женщины - это ясно по размерам ватки под куполом, явно экономили... Вы верите, что такой клочок может что-то демпфировать? Попутно выяснилось, что несмотря на плоскую форму корпуса, прилегание динамика к штатному корпусу неидеально и самодельные прокладки для герметичности обязательны, иначе ФИ нельзя было настроить. Вот про прокладки будет следующая часть, недаром на ТВ им уделяют столько внимания.

Gruffi: Разобрав динамики и подивившись клочку ватки, причем она должна быть синтетмческой и не впитывать влагу, а совали обычную, я взял клочок побольше и полностью заполнил купол изнутри. Это практически ничего не дало, что и следовало ожидать. Тогда я взял кусочек материала, вырезал кружок и наклеил на керн так, чтобы он не мешал куполу. Материал для обивки мебели. С лицевой сторны что-то похожее на замшу, с обратной - подложка из плотного материала. Толщина 1 мм. Добавил и вату, но затем убрал ее, ткани достаточно. Думаю, можно взять замшу, фетр, войлок и т. п. небольшой толщины. Но я забежал вперед. Итак, разбираем динамик.Надо сначала пометить сзади верх, затем иголкой положение акустической линзы (далее - линза), чтобы собрать как было. Далее отвинтить 4 малых винта, вынуть линзу. Отвинтить 4 больших винта и снять панель с куполом, он соединен с панелью двумя тонкими проводками. Осторожно! Убеждаемся в отсутствии грязи и особенно металла в звзоре магнитной системы. Вот теперь можно приклеить кружок на керн. Фото не привожу т. к. головки собраны, а разбирать и повторять юстировку не хочется. Сверху и снизу купола стоят картонные шайбы. Убедиться, что нижняя шайба стоит заподлицо со срезом пластиковой панели, перевернуть ее, пусть купол на проводках уйдет вниз, выйдет из шайбы. Цапон-лаком или другим жидким лаком (моменты не годятся) приклеить шайбу к панели (это упростит дальнейшую настройку). Не пропитывть всю шайбу, тем более насквозь, а постараться, чтобы лак проникал в зазор между шайбой и панелью за счет капиллярного эффекта. На это уйдет минута. Хорошенько просушить, чтобы не прилеить шайбу к металлу. Цапон сохнет быстро. Акуратно вернуть купол на место, наложить панель с куполом на магнит, чтобы катушка вошла в магнитный зазор. Закрутить винты, но свободно, чтобы панель двигалась, 4 больших винта с краской. Далее главное - юстировка.

Gruffi: В данных динамиках магнитный зазор широкий, но все равно надо попасть в его середину. Вопрос - как? Кстати, с импортными динамиками я помучился - зазор в них минимальный, зато отдача выше. Способов много. Читал, что при правильной установке индуктивность катушки минимальна. Попробовал из интереса - правда, хотя настраивать не очень удобно т. к. тестер измеряет медленно, надо ждать устаканивания показаний. Можно по тактильным ощущениям и на слух. Двигаем туда-сюда панель, слушая генератор и чувствуя пальцами. Добиваемся середины и чистейшего звука. Уровень сигнала небольшой, частоту можно, например, 800 Гц. Добиваемся чистейшего звука и среднего положения между искажениями и хрипами. Проблема в том, что купол может немного вылезать наверх, что путает картину. В принципе, можно было бы его подклеить к нижней шайбе, но я делать этого не стал. Можно немного прижать купол сверху вниз плотным поролоном. Можно сделать кольцевую распорку и немного прижать купол вниз. Но можно ничего этого не делать. Полезно послушать от программного генератора сигналы от 10 кГц и выше, слегка прижав верхнюю шайбу. Юстировка состоит из двух этапов - центровки катушки в зазоре и прижима воротника купола. Ставим линзу на место. Осторожно, не передавите тонкие провода! Изначально нормальный результат у меня не получался, найти правильную закрутку малых винтов было трудно, хотя возможно. Проявлялось это в том, что при прослушивании сигналов (уровень 3...4 В) на частотах от 10 кГц были слышны призвуки, биения, интермодуляция. Другими словами - грязь. На частотах 17...20 кГц явно слышны частоты несколько кГц. Возможно, это и есть пресловутое "сипение". Дело в плохом и неравномерном прижиме линзой верхнего картонного кольца и, как следствие купола. Результат - паразитные колебания. Продолжение следует.

Gruffi: После установки линзы и прижатия купола, полезно посмотреть график импеданса. По ровности линии можно судить о дребезгах, паразитных резонансах и т. п. Если линии ровные, всё должно быть в порядке. Изрезанность - нехорошо. Повторяю график изначального состояния динамиков. И первый динамик после доработок Результат налицо. Кривая второго динамика всё равно осталась двугорбой, хотя и стала ровнее. Но я снова забежал вперед. Надо прижать верхнее кольцо. Я стараюсь выбирать то, что есть под рукой. Может это не оптимально, но быстро. Нужен в меру мягкий материал, чтобы прижать равномерно. Под рукой была обычная изолента, не матерчатая. Наклеил изнутри на фланец линзы по диаметру картонного кольца. Излишек срезал острым ножом (можно бритвой). Затем второй слой. Очень важно сделать ровную гладкую поверхность. Вот теперь умеренно затягиваем малые виты, прижимаем линзу. В процессе контролируем на слух звук частот от 10 до 20 кГц на каждом килогерце на отсутствие призвуков, паразитных частот. Это важнейший этап!! Постепенно затягиваем винты. Поверяем ИЧХ. Если есть, включаем микрофон. Может вспомню что-то важное. Спрашивайте. Итак: разборка, чистка зазора и купола, демпфер на керн с неженской ватой под купол или без, закрепление нижней шайбы, установка катушки в зазоре по чистому звуку, хороший прижим верхней шайбы с помощью дополнительной прокладки. Наверное, сквозное отверстие в керне было бы хорошо, но не хотелось возиться с опилками. Наверное, будь у меня кучка халявных динамиков, поэкспериментировал бы с линзой. В моих динамиках 10ГД-35Б купол тканевый, надеюсь он звучит лучше пластикового 10ГД-35. Последних нет, испытать не могу. Несмотря на мои усилия, динамики остались немного разными. По-хорошему нужен отбор пар из кучи - плохая повторяемость советских динамиков общеизвестна. Но этот разброс позволяет отобрать что-то приличное из кучи, если она есть. Для отбора опять-таки нужны измерения (с последующим прослушиванием).

SS.Rusakov: Тоже смотрел-смотрел на свои горелые 10ГДВ-2 и 6 ГДВ-4. Решил восстанавливать. Два 10 ГДВ перемотал с 16 ом на 8 (30 витков, D=0,08). А для 6 ГДВ на пробу выписал из Китая две шелковые мембраны (450 руб за обе). решетку с "пулей" ставить не стал АЧХ полукитайского гибрида: в сравнении с моим Визатоном: Чувствительность "китая" получилась чуть выше Визатона. Мерил шумомером (поверял его по Октаве (с точностью 0,1 дб совпадало со снятым набалдашником))

SS.Rusakov: На щите первый полукитайский гибрид: второй: (немного переделал: в верхнем картоновом кольце, прижимающем мембрану, увеличил внутренний диаметр - задевал гофру) 10ГДВ-35 (которые после перемотки на 8 ом): и второй: Чувствительность различается не сильно. Вполне себе сойдет.



полная версия страницы