Форум » Самоделки акустических систем » Выбор динамиков и конструкции АС » Ответить

Выбор динамиков и конструкции АС

Пермяк: Тема отделена WIND пишет:[quote]...Теперь встал вопрос динамиков. Учитывая, что мне ещё строиться, с финансами туговато, потому хочется чего-нибудь бюджетного, не больше 3000 руб за 1 дин. Знакомы местный ламповик посоветовал взять 5ГДШ, старые, совдеповские. Но мне больше помнится из детства 10ГДШ, это которые были на поролоне, со стаканчиком, в то время мне их звучание понравилось. Может кто что посоветует проверенное, очень желательно широкополосное или пищалка в довесок, но и её не хочется, происходит разделение источников звука... PS. после сборки, отстройки и балансировки усилителя, ну и первого опробования, я был очень удивлён, что оказывается все колонки в доме и на работе, как бы помягче сказать, гов...кие, звучат лишь фирменные наушники и ...нарыл на крыше совдеповские 2ГД-40 (4ом), пока просто на фанерке спасибо ;-)[/quote]

Ответов - 129, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

WIND: Можете подсказать? На вот этом сайте есть программа расчёта TQWP Вроде как доходчиво... и несложно... вроде Например вот такой вариант (забил характеристики от производителя) Пищалка ниже ШП-сника. А второй момент - Бокарев Александр в одной из веток советует совместить положение фланцев ВЧ и СЧ-НЧ динамиков. А если утопить ВЧ, но сделать фонарик, т.е. типа рупорок отходящий от ВЧ, чтобы передний фронт колонки оказался ровным? Т.е. четырьмя скосами вытянуть от ВЧ до фронтальной поверхности.

zzz: WIND пишет:программа расчёта TQWP Оно, Вам надо? Идите сюда http://hiend.borda.ru/?1-4-0-00000175-000-40-0-1427007892

WIND: Возможно и надо. У меня всего два, ну максимум три выстрела. Первые два - ламинированная фанера 18 мм ооочень плотная, осталась от стройки, хоть и в цементе, но можно отчистить и попилить на эксперименты. Третий - надо точно в цель, ибо хобби+стройка слишком напряжно, а хочется и того и того. С лобзиком за дверь не выставят, но совесть-то иметь надо ;) Закрытый ящик? Можно, но ведь можно и получше. ФИ - как-то не хочется, они меня везде окружают. Потому остаётся лабиринт или войт. Понимаю, что могут сказать: потренируйся сперва на кошках, что мои запросы похожи на максимализм и неуёмные амбиции. Согласен. Но я, как грится, семь раз теоретик и один раз практик. Есть физика, нерушимая физика, проникнувшись её законами можно сделать весч с первого выстрела. Разве не так? Также, если повторить чей-то опыт 1:1, то и результат будет 1:1, а если нет, то значит где-то что-то не так... Я когда дом строил (впервые в жизни) мне тоже все советовали тренироваться на кошках... ан нет, плотная теория - и всё с первого раза и всё в 10-ку. Понимаю, что могу пролететь... но это будет от недостатка знаний... Потому сижу вот, трачу Ваше время на мою лирику, рою инет, читаю, вникаю, снова спрашиваю. Упорство и пытливость - они всегда дают плоды. За советы спасибо, буду читать, читать и ещё раз читать.


zzz: Когда БГ20, стоил 650руб., у нас в магазине ДВД Мания. Был Войт за 21000руб. на этих динах + пищалка дешевая. В черном лаке с плексигласовой мордой.. И всё!!! Больше там ничего, не было. Рассчитывалось по екселевскому калькулятору. Это я переписывался с "конструктором" этого "чуда", т.к. у меня было на 100ГДШ33. Слушал в большой КДП и НИчего, там не было. Извиняюсь за эмоции.

WIND: zzz эмоции ничего, но я так и не понял Ваше мнение. Экселевскйи кальк это тот, что я ссылку и скрин привёл? Слушал в большой КДП и НИчего, там не былоэто вообще не понял. У такой конструкции большой КПД и плохой звук?

zzz: КДП- комната для прослушивания. Да Exel, тот.Да, звук фигня. Хотя, продавец, ходивший вокруг , пытался меня убедить в "голографической сцене" и "какой бас, слышите!". WIND, а и не слушайте, меня. Делайте, конечно. Все надо, пробовать самому.

Romm: Я вот тоже не совсем понял логики... Есть Бокарев, который ходил вокруг да около, пробовал разные варианты и вырулив максимум, поделился с теми, кто хочет получить много ЗВУКА с первого раза. Вам советуют этот вариант, есть "еще более первый" раз? А вот когда есть на что опереться как отлаженная конструкция, тогда уже можно и пробовать Войты, лабиринты и т.п. Ну, мне это так видится. Ничего личного, Я бы доверился проверенному варианту, чем теориям и слухам.

WIND: Конечно, согласен с Вами. Динамики только завтра будут отправлены, потому меня времени достаточно, чтобы рассмотреть всё. Александру Бокареву я вполне доверяю, вероятно по нему сделаю, но хвататься за один единственный вариант тоже ведь неверно. Согласитесь, что в деле акустики нет идеального варианта, здесь как-бы на вкус и цвет.... Вот в этом и логика. PS. я сегодня пока сделаю ОЯ для 2гд-40, т.к. имеются два штуки, на работу на комп поставлю потом. Имеется немного небольших кусочков фанеры и дсп, которые нежалко. Чуйка у них хорошая, но пишут, что надо дорабатывать, они в воздухе нормально играют только на мизерной громкости, а чуть больше их болтает как не знаю что... Одно фырчание :)))

zzz: WIND пишет: Согласитесь, что в деле акустики нет идеального варианта, здесь, как бы, на вкус и цвет... Вот в этом и логика Ну, если есть логика в том, что кому-то нравится плохо звучащая акустика с плохой АЧХ, дикими искажениями и прочими "какашками", то вкус и цвет, ну оооооччень нетрадиционны.

Бокарёв Александр: если эти 2ГД-40 работают в миллионах выпущенных цветных телевизоров 3-го поколения и их как бы не болтает там, то кто запретит вам соорудить простецкий вариант на куске фанерки и послушать? Опять же-понятие"мизерная громкость" у всех разное: у кого 100ватт, у кого 10 милливатт.

WIND: zzz в моём детстве были и такие :))) Искажения им не то что не нравились, они их или не слышали или не хотели слышать, мне неведомо, переделывали Сонату-216 и врубали до бешеной хрипоты... х.з. как, но тащились от этого. А я смотрел на них и не понимал... как так можно. А касательно логики я не беру варианты описанные Вами, конечно, но даже среди качественной акустики немало вариантов. Александр, я уже соорудил два страшненьких с виду ОЯ из подручных материалов (фронт ДСП, боковины - 16мм фанера) размерами 50х31 и глубиной 19см. Погромче пока не включал, все уже спят. Завтра проверю. Трепыхает их на басах, когда даёшь больше 2-3 ватт (примерно), чем громче, тем сильнее слышно, что фырчит. Да я понимаю, что для них это слишком жёстко, давать больше нескольких ватт. Причём я сперва заметил трепыхание, а потом наткнулся на статью про них из Радио. вот эту: Механическое демпфирование диффузоров В. ЖБАНОВ РАДИО № 5, 1988 г Выпускаемой отечественной промышленностью бытовой радиоаппаратуре (телевизорах, приемниках, магнитофонах) чаще всего используются широкополосные динамические головки небольшой мощности, такие, как 2ГД-40, ЗГД-38 и т. п. Наряду с достоинствами (невысокая цена, хорошая отдача, широкая полоса воспроизводимых частот), эти головки имеют существенные недостатки: значительная неравномерность АЧХ излучения на средних частотах; наличие посторонних призвуков (у некоторых громкоговорителей) при воспроизведении синусоидального сигнала в диапазоне 500...2 000 Гц; значительный разброс параметров между отдельными экземплярами. Все перечисленные недостатки вызваны одной причиной — образованием резонирующих поверхностей на небольших участках диффузора, гофра или воротника. Площади этих поверхностей могут быть невелики, но из-за высокой добротности возникающего резонансного процесса, они излучают весьма интенсивные акустические волны. Резонансные частоты отдельных участков диффузоров различны, что приводит к неравномерности АЧХ излучения головки и ее диаграммы направленности. Влияние таких локальных резонансов столь велико, что часто воспроизведение головкой синусоидального сигнала даже сравнительно небольшой мощности сопровождается заметными на слух посторонними призвуками. При увеличении подводимой мощности сигнала до паспортной величины вероятность возникновения посторонних призвуков резко возрастает. Участок диффузора, “виновный” в появлении посторонних призвуков, можно обнаружить по резкому изменению тембровой окраски звучания (усилению или исчезновению призвука) при легком прикосновении к его поверхности. При отсутствии заметных на слух призвуков резонирующие участки можно локализовать с помощью микрофонного капсюля малых размеров (например, ДЭМШ), подключенного к осциллографу. Капсюль располагают над разными участками диффузора на расстоянии 1...З мм и наблюдают форму сигнала при подведении к головке прямоугольных колебаний частотой 50...100 Гц (рис. 1,а). Когда капсюль находится над резонирующей поверхностью, наблюдаемый на экране осциллографа отклик оказывается промодулированным медленно затухающим синусоидальным сигналом (рис. 1, б). Если удалить капсюль от поверхности диффузора на расстояние 20...30 см, то на экране можно наблюдать суммарный отклик от всей поверхности диффузора, который, как правило, имеет сложную форму (рис. 1, в). В ходе проведенных автором испытаний было установлено, что резонансные колебания большой амплитуды чаще всего возникают на отдельных сегментах гофра или на небольших участках воротника. Участки диффузора резонируют с меньшей амплитудой, но поскольку площадь самих участков весьма значительна, их вклад в формирование АЧХ излучения головки достаточно велик. Для устранения указанных искажений звучания были опробованы различные способы изменения механических характеристик резонирующих участков, а также доработка головок по методике, приведенной в [1]. В ходе этих работ было установлено, что повышение жесткости материала резонирующих участков не дает стабильных результатов, неэффективно и механическое демпфирование диффузора и гофра жидкими вязкими жидкостями (глицерин, касторовое масло). Нанесение герлена на воротник диффузора по приведенной в [1] методике устраняет резонансы воротника, но почти не влияет на локальные резонансы сегментов гофра и участков диффузора. Локальные резонансы гофра и диффузора подавляются пропиткой “пораженных” участков раствором герлена в бензине. Автором отработана и предлагается читателям следующая методика доработки головок, позволяющая получить хорошие и стабильные результаты. Прежде всего необходимо приготовить растворы герлена в бензине двух консистенций № 1 и № 2. После опускания кисточки а раствор № 1 с нее должны отрываться густые капли. Раствор № 2 — вдвое разбавленный раствор № 1. Затем через окна в диффузородержателе с помощью тонкой кисточки следует промазать зазор между воротником и диффузородержателем раствором № 1. Когда раствор высохнет, повторить операцию. Затем на тыльную и внешнюю стороны диффузора и гофра нужно нанести раствор № 2 так, чтобы диффузор им полностью пропитался, но на его поверхности не было наплывов. После его высыхания на гофр и примыкающую к нему часть диффузора с обеих сторон наносят тонкий слой раствора № 1 шириной 2...3 см (каплю раствора “растягивают” по поверхности, как при крашении). Параметры головки можно измерять только на следующий день после доработки. По приведенной методике были доработаны головки 2ГД-40, ЗГД-42, ЗГД-38, 4ГД-53, 4ГД-8. У трех первых типов головок существенно уменьшилась неравномерность АЧХ излучения и диаграмм направленности в диапазоне 500...6 000 Гц, а на их переходных характеристиках практически исчезли паразитные выбросы (рис. 1, г). У двух последних эффект доработки выражен слабее (из-за повышенной толщины и жесткости гофра и периферийных участков диффузора), но также весьма ощутим. Влияние механического демпфирования диффузора на параметры головок было проверено на примере доработки 18 головок 2ГД-40 (ЗГДШ-2). Перед доработкой у шести из них прослушивались посторонние призвуки при подаче на них синусоидального сигнала мощностью 1 Вт. Призвук прослушивался на одной или двух дискретных частотах в диапазоне 600...1500 Гц. Источниками призвуков в пяти случаях оказались сегменты гофра, расположенные по большой оси диффузора, а в одном — воротник. Еще у четырех головок призвуки появились при подведении к ним сигнала мощностью 3 Вт (источник — воротник). Все головки имели изрезанные АЧХ излучения и диаграммы направленности, на их переходных характеристиках наблюдались паразитные выбросы (рис. 1,в). После доработки головок их АЧХ излучения стали более гладкими. На рис. 2 показана зона разброса, в которую уложились АЧХ излучения всех 18 головок (характеристики нормировались относительно значений на частоте 250 Гц). При подаче на доработанные головки синусоидального сигнала мощностью 8 Вт в диапазоне частот выше 500 Гц посторонних призвуков не было обнаружено ни у одной головки, что свидетельствует о значительном снижении нелинейных искажений, вносимых диффузором. Благодаря высокой повторяемости формы АЧХ излучения доработанных головок появляется возможность дальнейшего ее выравнивания во всем диапазоне воспроизводимых частот с помощью коррекции АЧХ усилителя. Принципиальная схема корректора с АЧХ, показанной на рис. 2 (кривая 1), приведена на рис. 3. При подключении любой из 18 доработанных головок к скорректированному усилителю неравномерность их АЧХ излучения в диапазоне 150... 12000 Гц не превышала ±3 дБ, а на частоте 18 кГц у некоторых головок наблюдался спад не более —6дБ. Типовая АЧХ излучения головки с корректором приведена на рис. 4, а ее типовая переходная характеристика — на рис. 1, д. АЧХ корректора имеет значительный подъем на высших частотах, однако это не приводит к заметному уменьшению динамического диапазона УМЗЧ, так как амплитуда высокочастотных составляющих в спектре музыкального сигнала невелика. В ряде случаев можно ограничиться коррекцией АЧХ излучения головки до частоты 14...16 кГц, тогда подъем в АЧХ корректора на высшей рабочей частоте будет значительно ниже. Этот же корректор можно использовать и для коррекции АЧХ головок ЗГД-42, ЗГД-38 и 4ГД-53 (автором было доработано по две головки каждого из перечисленных типов, АЧХ всех доработанных головок уложились в приведенную на рис. 2 зону разброса). Описанная выше доработка влияет и на другие параметры головок: повышается на 5...10 % собственная резонансная частота, снижается на 20... 40 % акустическая добротность (при этом полная добротность остается практически неизменной), за счет незначительного увеличения массы диффузора на 1...2 дБ снижается отдача, значительно повышается механическая прочность диффузора и гофра. Хочется обратить внимание радиолюбителей на тот факт, что снижение чувствительности головки на 1 ...2 дБ эквивалентно уменьшению ее КПД на 20...37 %. Это накладывает определенные ограничения на применимость указанной выше доработки: в конструкциях, где нет запаса УМЗЧ по мощности, а также там, где важна экономичность источника питания, следует ограничиться доработкой, рекомендованной в [1]. Следует также отметить, что корректор улучшает звучание головок, доработанных не только по данной методике и по методике [1], но даже и недоработанных головок. Во всех случаях заметно выравниваются АЧХ излучения головок, а при сравнительном прослушивании эксперты отмечают более приятное звучание головок с корректором (оно становилось “мягким”, “сочным”, более “мягко” в сравнении с высокочастотными головками воспроизводились высшие звуковые частоты). Звучание доработанных головок заметно выигрывает при воспроизведении сигнала повышенной мощности, поэтому их можно рекомендовать для использования в стационарной аппаратуре, а также в двухполосных громкоговорителях в качестве среднечастотных и высокочастотных излучателей. Автор сравнивал звучание громкоговорителя, в котором установлены две головки 2ГД-40 с разворотом в горизонтальной плоскости на 45°, и двухполосного громкоговорителя с головками 15ГД-11А и 10ГД-35. Всеми слушателями было отмечено, что качество звучания однополосного громкоговорителя не уступает двухполосному, а некоторые даже отдали предпочтение однополосному. Метод улучшения параметров широкополосных головок посредством механического демпфирования материала диффузора весьма эффективен и применительно к высокочастотным головкам с бумажным диффузором (ЗГД-31, 2ГД-36 и 1ГД-3). Причем головки ЗГД-31 и 2ГД-36 вначале рекомендуется доработать по приведенной в [2] методике (войлок можно заменить полосками герлена). После разборки головки на внутреннюю поверхность гофра и прилегающую к нему часть диффузора шириной 1...1.5 см следует нанести два слоя раствора № 1, а после ее сборки аналогично обработать и наружную сторону диффузора. У головок 1 ГД-3 раствор рекомендуется наносить на внешний край диффузора шириной 3...4 мм. Такая доработка высокочастотных головок сгладила их АЧХ излучения и переходные характеристики при сохранении прежней чувствительности, позволила значительно уменьшить акустическую добротность и вносимые диффузором нелинейные искажения в нижней части воспроизводимого ими диапазона частот (два последних фактора позволяют снизить требования к используемому совместно с высокочастотной головкой разделительному фильтру). В заключение следует отметить, что полностью реализовать все преимущества, которые дает механическое демпфирование диффузора, гофра, воротника и центрирующей шайбы головки можно только в заводских условиях. Ведь благодаря значительному повышению механической прочности гофра и диффузора появляется возможность делать их более тонкими, что позволило бы сохранить или даже повысить чувствительность головок, снизить их резонансную частоту до 50... 80 Гц, а оптимизацией пропитки диффузоров сгладить их АЧХ излучения. Но реализовать указанные возможности можно лишь на стадии проектирования... ЛИТЕРАТУРА 1. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. Радио. 1986, № 4. с. 39--4 I. 2. Макшаков С., Горев Ю. Усовершенстнование головок ЗГД-31 -1300. – Радио, 1982, № 7, с. 44. Аудиомания в плане логистики действительно молодцы. Письма-смс-ки шлют, типа мы о вас не забыли, завтра отправляем динамики. А ещё мне виниловый проигрыватель придарили, коллега на работе, Электроника Б1-01. Но досада, игла там испорчена. Надо будет искать. Игла МГ-101

DACKOMP: WIND пишет:Игла МГ-101 MF - это пародия на Тенорел. Купите Ортофон недорогой, сильно лучше будет.

Бокарёв Александр: Найдёте иголку от МФ-101, а она окажется сломанной либо стёртой либо вообще без алмазного кончика(есть и такая в коллекции)))) Но самое печальное, что полностью исправная вставка от MF101 даёт совершенно мерзкую ачх и убогий гулкий и ссыкающий звук с манной кашей во рту.

WIND: Бокарёв Александр, все отправляют меня к Вашей проверенной конструкции АС на BG20 , но я сколько читаю - нигде не могу найти. Можете ткнуть, где искать? Послушал сегодня 2гд-40 в ящиках (открытых)- баса почти нет, но что хотеть от такого дина. Но когда закрываю заднюю стенку (кладу плотно на ковёр) бас становитсья чётче, динамик немного успокаивается (не трепыхается), но на слух как-будто увеличивается отдача где-то на 300-500гц. Ящик 29 литров. DACKOMP пишет:Купите Ортофон недорогой можно чуть подробнее, ..я винил в детстве последний раз видел. Вижу (в гугле) много предложений купить Ортофон, блин, но недорого от 3000шт. начинается. Для халявного проигрывателя как-то и жаль... хотя иглы тоже недешёвые. А ещё кто-то где-то советовал поставить ГЗМ-105 взамен mf-101.. PS. только сейчас вкурил, точнее при детальном рассмотрении и сравнении понял, что можно заменить головку звукоснимателя целиком

Бокарёв Александр: Колонка на Визатон В-200 и СИС 1149 смотрите ветку, это одно и то же. Делал колонку эту Илларионов Сергей Павлович из Питера, я был у него в гостях, увидел на микрофоне её ачх и послушал звучание, всё на уровне, достойном повторения. Ящик 60 литров, на узкой стенке два динамика рядом, в верхней части ящика. Фильтр простой: кондёр и катуха.

DACKOMP: WIND пишет:Вижу (в гугле) много предложений купить Ортофон, блин, но недорого от 3000шт. начинается. Для халявного проигрывателя как-то и жаль... Ну, дешевле этой Вы вряд ли встретите : http://nota.ru/catalog/cartridges/audiotechnica_at91/ А ещё кто-то где-то советовал поставить ГЗМ-105 взамен mf-101.. Новую не найдёте, а брать б/у - это такая лотерея...

WIND: Во, спасибо! Подумаю... Вчера откопал в закромах два штуки 4ГД-35-65, диффузоры вхлам. Вижу в инете люди ставят новые, но не найду где взять. Александр, вот это оно? AC на BG20 ... темка конечно развита ..уууу на три большие части читать неперечитать, постепенно осилю. Два вопроса: 1. Вы говорите, что можно увеличить объём до 70 литров и понизить нижнюю границу. 70 литров это не предел? 2. Возможна ли конструкция по "Визатоновски", т.е. узкий высокий ящик или будет что-то вроде стоячих волн. 3. Возможно ли сделать корпус их натурального дерева, скажем из щитов набранных и склеенных досточек ~20mm или жёсткости мало? Попробовал загнать параметры динамика в программу БасБокс Type: Closed Box Shape: Prism, square (optimum) Vb = 60, liters Qtc = 0,675 QL = 6,842 F3 = 67,09 Hz Fill = none Причём, при изменении ОБЪЁМА от 50 до 90 литров F3 почему-то держится около 67Гц, странно... Или ну их.. все эти программы? Ручками, ручками?

Бокарёв Александр: Знаете, цена динамика не пускает отделать ящик палисандром, сперва сколотите рыбу из ДСП и послушайте. Понравится- занимайтесь отделкой, не звучит- закрыли тему. Сразу скажу: подача звука внизу у В-200 и у БГшки разная, В-200 работает мощнее и бас у него плотный. БГ-шка- тут как повезёт. Я вот взял себе 8-омные БГшки, а они что-то в басу- никакие.....

WIND: Спасибо. Намёк ясен ;) Жду БГ-шки, обещаются 31-го прибыть

odinss20: ФИ 100 л



полная версия страницы