Форум » Самоделки акустических систем » Как сделать ПАС? » Ответить

Как сделать ПАС?

Flying Snow: Уважаемые форумчане, задумал вот попробовать ПАС, но т.к это первый опыт решил спросить, какой вариант наиболее благозвучный - сетка, материя / круглые отверстия / щелевые отверстия? посмотрел в инете фото старой акустики с ПАС - там окно(а) в задней стенке, в нём металл сетка, материя и снова сетка, как-то хочется попробовать такой вариант

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Александр Бокарёв: ПАС- это эмпирический подбор. Две фанеры, стянуть шпильками, сверлим дырок кучу и потом внатяжку зажимаем ткань между. Меряем, смотрим эффект. Увеличиваем дырки. Меряем. Смотрим эффект. Промазали. Закрашиваем часть дырок краской. Меряем....и т.д.

+dimych+: Здравствуйте форумчане!! Володь это ты из ОЯ хочешь?

Сергеев Сергей: Видел- настройку ПАС делают по импедансу, как ФИ. Отсюда предположение- рассчитать отверстия как много ФИ. Потом конечно настраивать.


Flying Snow: спасибо кто ответил, мне бы не про настройку, а про реализацию, какой тИп ПАС лучше по звуку "сетка, материя / круглые отверстия / щелевые отверстия?" всё-таки попробую сделать "сетка, материя"... +dimych+ пишет: Володь это ты из ОЯ хочешь? ага, если уж он есть, надо поэкспериментировать по-полной и нч не устраивают, щас динамики размялись, фигня какая-то стала

+dimych+: да конечно стоит попробовать... а может классически к этому подойти? ткань между двумя листами фанеры... как в старых журналах и книгах

Flying Snow: хочется попробовать несколько вариантов, а как получится не знаю, фанеры вот ещё нет... щас Неотон 80 года слушаю на этих ящиках, навалил пару ватт - забойно, как 29 лет назад

Владимир Константино: Добрый день! Володя, вариантов с ПАС очень не много. Изменяя площадь отверстий можно несколько снизить резонанс головки в ОЯ. Единственно можно посоветовать - отверстия лучше распологать не прямо напротив динамика, а если площадь позволяет сдвинуть решетку с акустической оси. В таком виде влияние ПАС больше заметно.

Zotoff: Когда-то давно я проводил "опыты" с ПАС'ом. И все, что получалось, записывал в конспекты. Примерно год назад нашел свои старые конспекты среди бумаг и перевел все ЭТО в компьютер. Поскольку темы про ПАС возникают на разных форумах достаточно регулярно и вопросов не становится меньше, то и решил «обнародовать» результаты своих экспериментов. Может кому-то поможет… Вот раздел, где это можно найти: http://www.sergeev21.narod.ru/akus.htm Спасибо Сергееву Сергею.

Бокарёв Александр: Разумная, предельно грамотная и полезная всем статья. Скачаю себе в загашник, это очень нужно будет. Сам имел дело с ПАС немного, но эффект внушительный. Спасибо!!!

Сергеев Сергей: Поддерживаю. Материал очень полезный.

Zotoff: Разумная, предельно грамотная и полезная всем статья. По-моему, на статью это не тянет. Скорее это описание эксперимента, как оптимизировать ПАС. Пожалуй, несколько комментариев еще добавлю. ПЕРВОЕ. Может показаться, что все это очень сложно – надо проводить эксперимент, каждый раз измерять акустическую добротность, ну и т.д… На самом деле все проще! Предположим, у вас есть несколько метров подходящей ткани, или даже рулон ткани… И эту ткань вы использовали для изготовления экспериментальной ПАС. Короче, вы экспериментально определили «оптимальный Кпас» для конкретной ткани. Предположим, он получился равным Кпас=0,2. И когда вы в будущем будете использовать эту же самую ткань для изготовления панели акустического сопротивления, то вам уже НЕ понадобится каждый раз проводить такой эксперимент. Даже если это будут другие динамики, другого размера… Потому что «оптимальный Кпас» (в данном случае Кпас=0,2) – это ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ. Этот коэффициент будет постоянным для всего рулона ткани. ВТОРОЕ. Но хотя бы один раз такой эксперимент проводить надо! А это нужно ведь измерять акустическую добротность Qa, и не один раз… В принципе, в этом ничего сложного нет, но для начинающих любителей это может оказаться проблемой... А ведь если подумать – то и не нужно мерить Qa! Главное то здесь – что? Определить отношение площадей (ПАС и диффузора), при котором амплитуда резонансного пика на «кривой импеданса» будет иметь минимальное значение. Только и всего!!! И, оказывается, совсем не нужно рассчитывать Qa (точное его значение). При такой постановке – задача упрощается в разы! И такое сможет сделать любой новичок! Правда, звуковой генератор и вольтметр все-таки понадобятся… ТРЕТЬЕ. По технологии совет… Как натянуть ткань, чтобы она была сильно натянута(?) Если натянуть ткань на рамку… И вроде можно сильно ее натянуть, но потом если ткань смочить водой, то она вдруг «провиснет»! Это качество ткани (удлиняться при намачивании) и нужно использовать при изготовлении ПАС. Я делал так. Ткань предварительно смачиваю водой, потом отжимаю. А потом смачиваю эту же ткать нитро растворителем, например, типа «650» (ацетон не подходит, он быстро испаряется). Затем эту ткань накладываю на подготовленную пластину с отверстиями и уже смазанную клеем типа «88». Растягиваю умеренно и кнопочками внешние края ткани фиксирую к столу или листу фанеры. Ткань, смоченная водой на клей «88» не приклеится, поэтому после воды ткань нужно смочить еще и расворителем, и только потом приклеивать. Короче - ткань приклеена, а при высыхании она еще и сама (дополнительно) натягивается. Ну потом, лишние края обрезать. И эту готовую панель, или пластину – использовать по назначению… Ну и в ЗАКЛЮЧЕНИЕ… Для среднечастотников – ПАС лучше делать максимально эффективной! А для низкочастотников – ПАС должна быть недостаточно эффективна (чтобы не «убить» басы) и то, только в обоснованных случаях (если тяжелый диффузор или изначально завышенная добротность); для хорошего низкочастотника ПАС не нужна в принципе.

Бокарёв Александр: Скажу лишь, что добротность измеряю микрофоном по конечной ачх вблизи среза вниз. Измерения по характеру резонансного пика могут дать странные результаты. Там кроме его амплитуды меняется и ширина, нужно пересчитывать добротность, а сам метод неточный, я навозился с ним и плюнул навсегда. Поэтому применение ПАС ценю и одобряю, а настраивать буду только по-своему.

Zotoff: а сам метод неточный Если нормально и грамотно мерить акустическую добротность Qa, то метод достаточно точный!

Сергеев Сергей: Zotoff пишет: Определить отношение площадей (ПАС и диффузора), при котором амплитуда резонансного пика на «кривой импеданса» будет иметь минимальное значение. Вот тут непонятно. Амплитуда пика будет минимальной, если вообще заткнуть все отверстия наверное надо чтобы частота не сильно повышалась.

Zotoff: Вот тут непонятно. Амплитуда пика будет минимальной, если вообще заткнуть все отверстия наверное надо чтобы частота не сильно повышалась. А вот и не так! Смотрите графики на рис. 2. Затыкаем отверстия - сначала акустическая добротность падает (и амплитуда резонансного пика тоже), а если продолжать затыкать дальше - то акустическая добротность снова начинает расти (!), и амплитуда резонансного пика - тоже!!! По крайней мере, у меня получалось в эксперименте именно так. И частота резонанса тоже начинает резко расти. Так что при оптимальном коэффициенте Кпас - резонансный пик максимально размазан, а его амплитуда минимальна. Ну и при таком пике померить добротность крайне непросто - это правда. Лучше ее мерить по уровню "-3db", а не по уровню "1/2". Ну знаете, есть две разных методики замера добротности. При таком размазанном пике - лучше мерить, как в книге Виноградовой (по уровню "-3db"). P.S. Но отчасти вы правы, Сергей. При слишком малой площади отверстий ПАС, когда уже добротность Qa снова начинает расти, все-таки резонансный пик НЕ получается высоким! Но все же однозначно выше, чем при "оптимальном Кпас". И, главное, частота резонанса при этом начинает резко расти.

serjio: На винтажных широкополосных динамиках производителем изначально выполнялись отверстия в корзине по площади близкой к площади диффузора на 60 - 80%. Устраивались специальные крепления для ткани. Применение ПАС на задней стенке корпуса считаю неким компромиссом по отношению к нижнему регистру. Интересен вариант не глубокого, но широкого корпуса с устройством ПАС на задней стенке.

serjio: Дополнение к предыдущему посту.Выполнена модель для эксперимента с ПАС.На днях займусь замерами.Дин 8".добротность высокая,широкополосный, верх до 14.000гц.

Сергеев Сергей: Ждем измерений и субъективного восприятия

Бокарёв Александр: Такую изумительной красоты макетную акустику я только у Гравесона видел. А вот теперь - у Фантомаса Чтобы не было "коленвала " примерно на 200 герц , я мечтаю о треугольной акустике, по типу Автограф Танной. Или "Полстакана", полбочки, в общем- полуцилиндр.

ghoust: Хочу попробовать ПАС на задней стенке (не напротив динамика) следующей конструкции, выбранной из соображений удобства настройки. От динамика, установленного ближе к нижней части ящика, делаю скошенный конус из достаточно жесткой пластиковой крупноячеистой сетки (трубу). Пространство между стенками и этой трубой закладываю матами - марля+вата. В задней стенке отверстия диаметром 10-12мм общей площадью прим. 60% Sэфф диффузора. Снаружи на задней стенке из фанеры 5мм - круг, сверленный соосно с отв. в задней стенке. Между ними - стрейчевая ткань (не растягивается во времени). Круг при настройке ПАС можно вращать, перекрывая отв. хоть до нулевой площади. Потом закрепить центральным винтом к той же задней стенке. Снаружи (за ПАС) за задней стенкой планирую установить жесткую квадратную панель по размерам ПАС, которую можно будет передвигать на жестких креплениях, удаляя или приближая к задней стенке. Крепления - к торцам боковых стенок. Цель - создать вторичное резонирование самого ящика на НЧ. Ящик из немецкой ДСП 19мм "30-летней выдержки" (полки книжные ГДР), аж звенит и просится на вторичный резонатор. Прошу критики. С уважением.



полная версия страницы