Форум » Самоделки акустических систем » АЧХ Торнадо на Fostex FE206E » Ответить

АЧХ Торнадо на Fostex FE206E

GaLeX: Добрый день всем! Решил продолжить в отдельной ветке, поскольку в теме "фильтры для широкополосников" это ИМХО оффтоп. Продолжение начатой там темы об АЧХ Торнадо на FE206E. Итак, маленькая "лабораторная работа" по измерениям ящика а-ля Торнадо на Fostex FE206E "А-ля" - потому что виброплата чересчур жесткая (4 мм ДВП) и ее можно считать заторможенной. На картинках - зависимости импеданса и АЧХ в ближнем поле и на выходе порта (микрофон в первом случае в 1 см от диффузора примерно в 3 см от гофра, во втором случае в плоскости передней панели). Уровень шумов помещения при ближнепольных измерениях был не выше -55 дБ на всех частотах, его график не попал даже на картинки. Импеданс: АЧХ в зависимости от числа открытых отверстий "пропеллера" (от 0 до 4-х): Попытка снять общую АЧХ программой Speaker Workshop, для определения суммарной АЧХ с учетом фазовых соотношений и соотношения площадей диффузороа и порта (графики были сильно зашумлены, пришлось сгладить, вышло погано, но кое-что все же видно): Вот такие дела. Бяка на 75 Гц в АЧХ и импедансе непонятно откуда (дырка в ящике?), пока не разобрался. На втором ящике этого нет.

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Бокарёв Александр: Чтобы увидеть суммарный результат работы порта и басовика, можно поместить микрофон посредине между отверстием порта и краем басовика. Микрофон у басовика и в отверстии порта не даёт исчерпывающего ответа о результате. Равно как и кривая импеданса с двумя идеальными по высоте горбами. И настройка ФИ только по высоте горбов даёт абсолютно невразумительный результат. Истину можно узнать, вытащив колонку на улицу и поднять её на полметра от земли на табуретку, прошуметь на метре-полутора -и будет полная картина. Как прикидочный расчёт- глянуть, минус скока децибел относительно полки имеем на частоте правого горба Z-кривой. Для ФИ полная в ящике должна быть примерно 0,6-0,63, а это даёт разность в уровне давления относительно полки 4.5-4.0 дб. На картинке есть график закрытого ящика, там на частоте резонанса в ящике примерно 75 герц потеря относительно басовой полки составляет (тоже примерно) 4.5 дб, то есть полная добротность в ящике равна 0,63. С открытым портом доедет до 0,7-0,75.Нормально для ФИ. ФИ настроен на 50-55 герц, получим вполне приличный бас для динамика с комариной добротностью. Не нужно ничего улучшать, всё прилично и так.

Владимир Константино: Добрый день! Бокарёв Александр пишет: получим вполне приличный бас для динамика с комариной добротностью. Александр Сергеевич , как всегда прав. Для динамика в принципе не рассчитанного для ФИ (в правильном варианте) все очень даже неплохо. Если сунуть в это оформление 207 будет совсем хорошо.

Бокарёв Александр: К сожалению, не видна суммарнаяачх акустики , но могу предположить, что срез будет где-то на 60- 63 герцах. Вполне прилично..


U.L.F.: GaLeX пишет: ...Продолжение начатой там темы об АЧХ Торнадо на FE206E. Если не секрет, какой объём выделен для корпуса фазоинвертора... тьфу у торнадовцев это принято называть "объёмом резонатора". Какой у Вас объём?

GaLeX: Объем 41 литр (это и на графиках указано.) Если уменьшать, не получается "торнадоканоническая" кривая импеданса с двумя равными горбами. У меня получилось, когда вытянул изолоновую "пробку"-пропеллер практически до отказа. Получился объем 41 литр (без учета объема, занимаемого самим динамиком).

GaLeX: Вдогонку - спешу исправиться! Бес попутал - я указал общий объем 41 л, а не объем "резонатора". Объем, о котором спрашивали - составляет 24,6 литра. Сорри за дезинформацию...

Бокарёв Александр: Таперича понятно, почему басовая полка у фостека такая правильная до умиления. А не заваленная от 200 герц. Объём мал, добротность дотянута до нормы, а там и ФИ помог, и результат- не придраться. Басу бы пониже- вообще мечта была. Как в той поговорке: был бы ты из золота-цены бы тебе не было.

GaLeX: Приветствую! Басу бы пониже- вообще мечта была. Ну да, а то ж ведь срез по 60 Гц для динамиков с резонансной частотой 35-40 Гц - позорный результат ИМХО. Хоть сабвуфер/трансбубен ему вешай... Над режекторным фильтром еще мне надо будет поработать. По частотке вроде все хорошо, а на теноре, ежели громко запоет - верещат, заразы. Кстати, это болезнь многих динов, включая те же 4А-28. У Чайковского в увертюре "1812 год" (Караяновское исполнение), там вначале хор поет молитву, и в определенный момент громко вступает тенор - так вот, очень немногие динамики из слушанных мной отыгрывают этот пассаж, не срываясь в скворчание. Пара 6ГД2-РНТ407, кстати, отыграла его великолепно.

Бокарёв Александр: Не считаю позорным результатом вариант ФИ, у которого срез акустики на октаву выше резонансной частоты динамика. Но в фазоинверторе с аппроксимацией по Баттерворту имеем одинаковую частоту резонанса динамика, настройки порта и частоты среза акустики. То есть, почти на октаву ниже, чем в данном варианте. Но и тиль-смоллы басовика совсем иные, чем у 206го. Бесспорно, данная акустика выполнена максимально хорошо, насколько позволил динамик. Я тут даже не вякаю в адрес автора. Просто имел дело с такими динамиками, сильно они не для ФИ заточены, ой сильно. Я лично сделал бы чуть-чуть иначе. Выходным сопротивлением унч или резюком довёл полную добротность до значения0,33 , объём ящика взял равным половине от Vas, фи настроил на несколько процентов ниже Fs, короче- всё, как советует Ирина Алдошина для варианта аппроксимации по Бесселю.Я именно такой вариант делал и слушал, результат был ошеломляющий. Но меня просили съехать вниз по частоте, басу хотели, поэтому пришлось увеличить объём и звук получился иной, чуток размытый, явно слабее прежнего.

GaLeX: Вот, для отчета, фото подопытных девайсов. Рок не играют.

Бокарёв Александр: А и не надо , чтобы рок . Хватит и другой хорошей музыки вполне. Я уже забыл, когда включал свои ГрандФанк, Пёпл, Цеппелин и прочих. Слухаю в основном бразилов своих, Бреговича, Маллигана с Вебстером, Флитвуд Мэк, Сузан Вегу- и счастлив вполне.

Экс-электро: Жаль, что рок не играет. Захочется когда-нибудь послушать. Не обязательно ГрандФанк, Пёпл, Цеппелин и пр. Недавно послушал неизвестный мне, но известный в Европах "Готард" - хороший коммерческий рочок, слитно играют "вместе" и вокал хорош. Получил удовольствие.

Бокарёв Александр: Фраза "не играет" как бы не совсем точна. Нет, -играет. Но -иначе. И не факт, что плохо.

GaLeX: Играет, конечно. Так, что слушать не хочется. Плохо это или хорошо? Подпирать сабом - вот вывод, который напрашивается после 3 минут прослушки-мазохизма. А отсюда - один шаг до биампинга.

Бокарёв Александр: Получается, вся битва за торнаду -мимо звука?( Если бились за бас,- а получили биамп, с Фостексом в качестве средника. )

GaLeX: Получается, что да, бас не вытянули. Слушать можно, если включить тонкомпенсацию (это сильный подъем низов), регулятор громкости часов на 10 (это для меня уровень комфортного звука). Тогда кое-как. Это когда я отстраивал на транзисторном. На ламповом "флагманском" тонкомпенсации нет - ну и низов нет. То ли биампинг, то ли попробовать из чего бандпасс ("домик для кота") сгородить, бубуку сделать, на самый низ. Думаю. А огород с Торнадо лишний выходит, среднику это сто лет не надо, маленький ящик - и вперед, СЧ-ВЧ Фостекс закрывает на ура.

Бокарёв Александр: Жаль , на форуме "У Вали" Вашу ветку не читали! Патамушта от Торнады- Много басу обещали. А ведь, доложу вам, любезный Александр, ваша конструкция-самая совершенная из всего, что я видел на Фостексе-206, в смысле точности настройки и прекрасно проведённых измерений. Жаль только, что надежда на Торнаду не оправдалась.

GaLeX: Доброе время суток! Александр, спасибо на добром слове. Честно говоря, есть одна зацепка. У меня "неправильная" виброплата, чересчур дубовая. Для полноты картины надо бы ее заменить, и сделать полностью "по заветам", вот только материала подходящего у меня пока нет. А давайте-ка прикинем такой вот Ваш вариант: Я лично сделал бы чуть-чуть иначе. Выходным сопротивлением унч или резюком довёл полную добротность до значения 0,33 , объём ящика взял равным половине от Vas, фи настроил на несколько процентов ниже Fs, короче- всё, как советует Ирина Алдошина для варианта аппроксимации по Бесселю.Я именно такой вариант делал и слушал, результат был ошеломляющий. Я это к тому, что выходное сопротивление моего усилителя в районе 2-3 Ом где-то, что в итоге получим? (Давайте прикинем, сколько Ом реально надо и в какой ящик сажать, вдруг малой кровью удастся вырулить на более пристойный звук). Графики снимались на транзисторном где выходное сопротивление - мизер. Кстати, стервопанораму эти Фостексы рисуют весьма и весьма хорошо ИМХО.

Бокарёв Александр: Александр, а какой параметр по паспорту Qe и Qm у Ф-206?-, тогда узнаем , что получится с выходным сопротивлением 2 и 3 ома.

majordom22: GaLeX пишет: Выходным сопротивлением унч или резюком довёл полную добротность до значения 0,33 , объём ящика взял равным половине от Vas, фи настроил на несколько процентов ниже FsБокарёв Александр пишет: какой параметр по паспорту Qe и Qm у Ф-206? Задумка совершенно верная. Общая добротность Фостексов рассчитана на обратный рупор, чтобы камера для дина была махонькая. Резистором успешно корректируется до любой нужной. Причём, если номинал резистора хотя бы приближается к Rа, то дины перестают кричать и визжать. Понятно, чем больше номинал, тем лучше. 2 АБ: я бы больше переживал за величину хода Фостекс при умеренных искажениях (применительно к ФИ).

Бокарёв Александр: Ах, не переживайте, прошу вас. В ФИ эти движения диффузора заметно сдержаны. К тому же фостексы не были замечены в дискотеках и на стадионах. Очень уж они .... домашние.

majordom22: Бокарёв Александр пишет: не переживайте, прошу вас. В ФИ эти движения диффузора заметно сдержаны. К тому же фостексы не были замечены в дискотеках Посмотрел параметры FE206E. Заявленный максимальный ход диффузора в 1.5 мм. Ниже два изображения. Верхнее-это то, что выходит при максимально ровной АЧХ и при выходном сопротивлении усила в 0.1 Ом. А нижнее изображение-это тоже максимально ровно при выходном сопротивлении источника сигнала в 7 и 10 Ом (считай, те же балластные резисторы). Как видите, Александр, я подал реальную мощность в 3 ватта во всех вариантах ФИ, и максимально допустимый ход диффузора был многократно превышен. При полной полосе будет дину худо даже в малообъёмном варианте уже при 55 Гц. Я не говорю про варианты в 32 и 56 литров. Там драйвер может и повредиться. Прошу прощения за громадные картинки, но при меньших размерах не видно нифига. ЗЫ забыл сделать вывод. Как НЧ драйвер Фостекс 206Е (почти не ИМХО) не представляет интереса. Разве что, для любителей слушать музыку на 50 милливаттах .

Бокарёв Александр: 3 ватта для него и в самом деле большая мощность, при чутье как у фостекса слушают его, -вы совершенно правы-на милливаттах. И этого хватает. Все ваши графики совершенно верны, и первый, с объёмом аж 5 литров, и другие, в которых добротность намеренно увеличена добавочным сопротивлением. Спасает лишь то. что искажения при превышении допустимого хода -они не такие заметные, как, скажем, клип у транзисторного унча, когда треск страшный. А ещё положительный момент- в ящике под 40 литров, что сама фирма советует в качестве ФИ, и с резюком 8 ом на выходе усилителя половина мощности падает на этом резисторе, и динамику достаётся значительно меньше. Выводы и в самом деле неутешительные: в нерупорном оформлении этот динамик мало пригоден. Разве что как средник.Я делал такой вариант, в Воронеже есть акустика с Фостексом-207 на средине. Низ обычным способом из него мы так и не добыли.

GaLeX: Добрый день всем! В общем-то , похоже, идем к консенсусу: "век низов не видать!" Маленькие уточнения для справки: 1.5 мм - это ну ОООчень сильная перестраховка фирмы, для того, чтобы заведомо уложиться в Hi-Fi нормы по к.н.и. В реале ход плюс-минус 6 мм - без проблем. По рисунку с балластными резисторами - это обеспечено в полосе от 30 Гц. Параметы 206E из паспорта - такие:

GaLeX: Вдогонку - при созерцании АЧХ возникает мысль, что этот дин надо "через винил-корректор" слушать, с той только разницей, что с полюсами АЧХ на 150 Гц и на 1500 Гц, а глубина коррекции не по 20 дБ, а по 10. Чувствительность прибьем совсем (итоговая будет 86 дБ), но хоть тональный баланс будет, и полка будет ровненькая от 50 Гц до 20 кГц.

Бокарёв Александр: Я делал LR-коррекцию для подобного динамика, Визатон В-200, и она прекрасно работает.Кроме того, есть смешная цепочка на входе усилителя, она настолько малая по габаритам, что просится встроить её в межблочник. Кроме того, резистор делителя я делал переменным и накручивал тембр звучания ширика в зависимости от расстояния, с которого слушал и от музыки. Схема корректирующей цепочки из подстроечника 22 ком и ёмкости 22нф есть на моей авторской странице, тема про динамик Визатон В-200 Один приятель слушает Фостекс-206 с LR-коррекцией и в принципе доволен. И баса хватает.

Владимир Константино: Добрый день! Слушаю 207 в ФИ. Так получилось , что пришлось оставить одну пару АС - попортили внешний вид при лакировании. Многие отмечают , что баса маловато, а по мне - я бы еще бы эквалайзером убрал, особенно после прогрева ламп басок до кишок пробирает.Только у меня двух полоска, до 2,8 играет Фостекс (естественно через катушечку) , а далее дюймовый шелковичек. Классику - невозможно выключить , особенно с трехсоткой. Сейчас буду городить викинги на 207-х , человечек загорелся и где-то достал дины. Если , что путное -отпишу.

Бокарёв Александр: Владимир Константинович, у вас самый выгодный вариант: сменить кривую и сипилявую верхнюю средину и верха Фостекса на ровное и прозрачное звучание шёлкового твитера. И если выровнять отдачу по полосам и сделать грамотную сшивку- то результат будет отменный, уверен на все сто. И частоту стыка вы выбрали очень верно.

Бокарёв Александр: Виталий, прошу вас смоделировать такой вариант: последовательный резистор для Фостекса- 6.7 ома(6.66 точная цифра, но-страшноватая) , (Qts=0.33 Qtc=0.57) объём ящика- ровно половина от эквивалентного, то есть 27, 2 литра, настройка ФИ на 2-3 проц ниже FS, результатом должен быть ФИ по Бесселю.

majordom22: Бокарёв Александр пишет: прошу вас смоделировать такой вариант: последовательный резистор для Фостекса- 6.7 ома Вот, что приблизительно вышло. Слева направо: АЧХ, импеданс фазы (кривоватый, кстати) и ход диффузора. Ящик не глушил-тогда совсем АЧХ пологая выходит. Маловато добротности для продвижения "вниз". ЗЫ поигрался величиной балластного и заглушкой кабинета и порта, самая красивая АЧХ в заданном объёме выходит при тех данных, что вначале, только с пустым ящиком. Если глушить, то нужно 9-10 Ом, а остальное идеально.

Датсун: Моделирование хорошая вешь,но лучше когда её можно проверить в выпиленном ,хотя бы из старого шкафа,корпусе.Я в позапрошлом году делал полочники для Фостекс-164 по чертежам Фостекс.инт. По программе выходила всякая мура:добавление резисторов вроде бы выравнивало и поднимало нч,но когда поставил в корпус,удивился - отдача падала катастрофически,совсем другой звук,придавливание горба на 6.5 кил выравнивало замер по Спектре,но и разрешение на сч пропадало. Вот и сводил глядя на ачх,но больше веря ушам.А корпус фостексовцы рассчитали очень хорошо - фазик работает от 60 гц,басовик от 100 и всего хватает в звуке.Не для тяжеляка,конечно, Это замер выхлопа фазика с ватином и без.



полная версия страницы