Форум » Самоделки акустических систем » О самоделках акустики, ушах, здравом смысле и его отсутствииии. » Ответить

О самоделках акустики, ушах, здравом смысле и его отсутствииии.

Карен Арзуманов: Я несколько раз писал, что есть много акустических систем имеющих хорошие параметры, при этом очень неважно звучащих. Но нет ни одной акустики хорошо звучащей и имеющей при этом КНИ 20%, неравномерность АЧХ 15-20 дБ, разрывы фаз в разных местах до 100 градусов. А такое, поверьте, случается сплошь и рядом. Более того, в промышленной акустике за 3-5 т. Е вполне можно встретить абсолютно одинаковые фильтры (иногда с 1% элементами, ХайЭнд ведь, итить колотить), а АЧХ динамиков при этом отличаются на 3-5 дБ. Желание открыть такую тему пришло после того, как приносят в модернизацию акустические системы, сделанные известными мастерами (а на самом деле - просто приведение в порядок куска дерьма за много денег). Последней каплей были колоночки, отданные мне в переделку (на самом деле сделать новые в том же корпусе). И так что я получил в работу: корпус типа мебель, приятного цвета, но в ус запилить панели сил не хватило. Да и чёрт с ним с корпусом. Состав динамиков 10" НЧ, 6.5" СЧ, 1" ВЧ Частоты раздела НЧ 1100 Гц, СЧ снизу 550 Гц, сверху 8 кГц, ВЧ - 1700Гц НЧ и СЧ фильтры 1-го порядка, у ВЧ -2-го. Размер СЧ-ВЧ бокса 19 л, НЧ бокса 39л, фазоинвертор. Частота НЧ динамика в 40 л- 120 Гц (пик аж 6 дБ), частота настройки фазоинвертора 150 Гц??? Первый раз такое вижу, но видимо так надо. Внутри забито 3 кило синтепона. АЧХ - 20 дБ в диапазоне 70-9500 Гц КНИ на частотах 500-700 Гц от 15 до 24% в остальном диапазоне 4-5%. Разрыв фазы на разных частотах не удалось даже определить, т.к фильтр 1- порядка, да ещё и с перекрытием. Разница между АС до 8 дБ в разных местах. Делались колонки на заказ в течение года, на слух. Зато: все провода (от откровенного говна сечением о,15 мм до приличного литца) умотаны герленом. Все стенки (ДСП 20 мм) заклеены герленом. Конденсаторы сделаны из МБГЧ методом сдирания стального корпуса, и плевать, что масло ушло и тангенс угла потерь 8,6% (электролиты в питание, которые я ставлю последние годы ЭПКОС имеют тан=1-1,2%, так ведь они шунтируются плёночными в случае где это надо) В результате баса нет совсем, человек слушал несколько лет, на его претензии был ответ - "сам дурак, ты в музыке не понимаешь". Теперь человек не может слушать бас вообще. Чувствительность НЧ динамика в комплекте была на 1.5 дБ ниже НЧ-ВЧ секции. У человека трагедия - он не может слушать ни контрабас, ни бас гитару. ни бочку. Вот такое мастерство и такие мастера. Если кому интересно, могу теме развернуть, описать что и в каком порядке надо делать, как, чем измерять. Естественно это не рецепт и тем более не наставление, просто опыт, а то помру и будут такие КАЛонки люди делать и слушать. Это схема "родного" фильтра: https://i.postimg.cc/s23283hf/image.jpg Не получилось вставить картинку, только ссылку.

Ответов - 92, стр: 1 2 3 4 5 All

AVB: я был бы очень рад прочитать подобную информацию, изредка приходится сталкиваться с подобным колонкостроением. Спасибо за предложение, Вам долгих лет и крепкого здоровья!!!

Дмитрий Рутковский: Карен Арзуманов пишет: Не получилось вставить картинку, только ссылку. Обращайтесь, помогу.

serj: Конечно тема будет полезна. И крайне желательно с графиками, чтобы народ понимал, как сшивать динамики. Настройка ФИ - тоже важный этап. Хотя, одни считают этот вид оформления не АЙСом, но тем не менее большинству это будет интересно и полезно.


Dimon SSSR: serj пишет:Хотя одни считают этот вид оформления не АЙСом, но тем не менее большинству это будет интересно и полезно. Поддерживаю. Т.к. часто ФИ - единственный способ получить приличный бас в маленькой комнате.

serj: Dimon SSSR , ну я уже давно не являюсь сторонником ФИ, но так как любителей сего оформления превеликое множество, то пусть будет.

Карен Арзуманов: Приятно, что кому-то показалось интересным развивать эту тему. Самое печальное, что это не те люди, которые вчера нашли пару часов свободного времени и сваяли, нет, пожалуй СВАЯЛИ (так выражался великий Бабайцев, ещё в те времена, когда работал у Губина) сомолуччиекалонкивмире (выражение А. Белканов, так же как и его самолуччийусилительвмире, вообще он умел постебаться над идиотами, не обижая их очень). Мне кажется фазоинвертор задел за живое. Давайте начнём с него. Есть динамики с разными параметрами, в том числе есть такая штука, которую идиоты (инженеры, которые в отличии от филологов ничего не понимают в искустве) называют добротность. Вот эта штука и определит, а скорее предложит оформление: если очень большая - то открытый ящик (ОЯ), поменьше - Закрытый (ЗЯ), ближе к 0,5 - фазоинвертор (ФИ), совсем мелкая полная добротность - рупор. Давайте договоримся, это не я так думаю, так говорят учёные мужи и опыт, хотя я слушал УЖАСНЫЙ бас у динамиков с Qtc=0,5 в оформлении ФИ и ужасный с Qtc=0,75 в ЗЯ. К сожалению рукожопость, а скорее головожопость никто не отменял. ФИ, он же резонатор Гельмгольца мало зависит от динамика. Частота настройки трубы ФИ зависит от объёма ящика, длины трубы и её сечения. Неправильно настроенный ФИ и даст ужасный бас (ну ещё и выходное сопротивление усилителя). Рассчитать трубу приблизительно можно, если хотите точно, то только измерять. Начнём с частоты настройки ФИ. Допустим спад НЧ динамика начинается со 100 Гц. Естественно первая мысль: а настрою ка я ФИ на 30 Гц и будет мне БАС. Така хрень встречается у колонок от переносных махалаек, что позволяет им гордо написать 30-20000Гц. Хотя ФИ пукнет там что-то на частоте 30 Гц. правда по уровню -25 дБ, и отдельно от 100 Гц. Частоту ФИ стоит выбирать там, где падение баса от "полки" приблизительно 3 дБ. Диаметр ФИ на стоит делать не большим, не маленьким - примерно треть диаметра НЧ динамика. Больше - расточительство, меньше бессмысленно - слишком мала будет его эффективность. Проще всего Настроить ФИ под конкретный динамик в конкретном ящике с помощью измерений. Естественно, что мы озаботились тем, какой у нас будет ящик (размеры, которые зависят от размеров комнаты, ведь нельзя в комнату 15 кв. м. ящики размером 1х2 м, размеры также зависят от того, холост человек или женат, если да, то от скандальности жены и т.д.). Дальше под ящик выберем динамик. Было бы хорошо, если Vas динамика разав полтора меньше объёма ящика. Если не так - то не свезло, предстоит битва с басом. У динамика есть ещё много параметров, которые не учитывают Тилль и Смол, но они влияют на звук. Например отношение массы подвижной системы и эффективности привода примерно её описывает параметр BL). Проще всего и точнее поступить так: рассчитайте примерно длину и диаметр трубы. Отрежьте её побольше длиной. Вставьте на место. Измерьте импеданс. На НЧ будет 2 горба, слева и справа от частоты настройки ФИ. Минимум импеданса между горбами соответствует частоте настройки. Далее пилите трубу мало по малу до уравнивания 2-х горбов по высоте. Когда горбы уравнялись по высоте, всё, ФИ настроен правильно. На этом закончу про трубу ФИ. Картинки вставлю позже, заеду на Петроградку, на бывшую работу, вытащу из рабочего компьютера несколько картинок для примеров. Загадка. Кто догадается зачем в схеме фильтра на ВЧ динамик присобачен резистор в параллель, налью 100 грамм, местным вживую, не местным - по скайпу. Что-то я устала, выпью, полежу (Совунья из Смешариков).

Agats: Ждем общую ачх что вышло, ачх по отдельности полос и на каких частотах что сшивали и тд. ПС как сшивать на каких частотах можно а на каких нельзя, какие всплески ачх ямы коленвалы допустимы, какие надо гасить, сдвигать, убирать, какой наклон ачх допустим и в какую сторону это практика лет так 25ти, практика с ушами и микрофоном. Но раз автор взялся за такю тему, значит ждем описания.

Карен Арзуманов: Здравствуйте Улдыс. Не люблю, когда требуют что и как делать. Я уже на пенсии, хочу копаю, хочу не копаю. Но раз взялся, сразу объясню, что писать несколько раз в день, не в моих правилах, я не живу в интернете. Написал, и ушёл. Обещал послезавтра из рабочего компа повынимать АЧХов и КНИёв со спектрами, если не потёрли на работе, значит напишу, с весёлыми картинками, если нет, нарисую картинки. Итак, отвлекаясь от фазоинвертора. Привожу несколько картинок (те, что отсылал заказчику и остались в WattsApp): первая картинка это АЧХ 2-х АС - левой и правой. Картинки разнесены по уровню, измерения производились на сборочном участке, поэтому на НЧ не следует напирать. ФИ заткнут, поскольку давал уж совсем неприглядную картинку, тем более звук. Измерения проведены в 1/9 октавных полосах, затем сглажены углы. Следующая картинка это шедевр динамикостроения. СЧ динамик, марку не знаю, новенький, лет 20 всего в автомобиле отработал, посерел от жизни, хотел умереть, но МАСТЕР сунул его в эти колонки, объявив, что такой ровной (+/- 1 дБ) и чёткой середины он в жизни не встречал. Должен сказать, что сильный мотор, лёгкая подвижка и достаточно жёсткий ещё диффузор давал очень, динамичный, с хорошей микродинамикой звук, но. Условие сделать звук с этими СЧ, т.к. новые и ровно и чисто звучащие стоят денег. Измерения проведены в фирме Диффузор, не мною, много времени назад, когда у хозяина этих АС возникло подозрение (после 9 лет эксплуатации), что что-то не так в колоночном королевстве. Пришлось делать странный, на чёрте что похожий фильтр, чтобы отпилить правый рог СЧ динамику. ВЧ динамик, если сказать, что полное гойно, то это только похвалить, в последнее время я видел несколько таких ВиФов и СамСпиков, совсем не стесняются ребята. Падение АЧХ с 7-9 кГц и взбрык на 12-15 кГц. что позволяет смело смотреть людям в глаза. Пришлось заменит на китайский клон Монакора ДТ-25. Чего китайские товарищи в нём изменили, так это сделали 3 варианта размера фланца - 60, 70, и 80 мм. Ну и ещё подушечку из фетра на керн наклеили не чёрного, а белого цвета. А что, знай наших. На следующей картинке СЧ ("родной" СЧ и новая, китайская копия МОНАКОРа ДТ-25): Измерения проводились то ли в 1/6, то ли в 1/9 октавном разрешении, приведено в 1/9 (у нас много пользователей мерялкой, а я всего лишь приходящий, ни кому не нужный и мешающий всем старый нудный дед, каждый ставит те установки, какие в данный момент нужны. А я не всегда смотрю, что где стоит, да и фиг с ним. Самое главное, я ведь не про КАЛонки пишу конкретные, ну сделаю АЧХ не 20, а 8 дБ, лучше конечно, выжал всё что мог, но ведь всё равно, не гойно конечно, но хотелось бы красивый звук. Я про методику, чего нельзя или не стоит делать. Ну вот кто-то из вас взялся бы в трезвом уме ставить такой средник в заказные АС за МногоДеньгов? Ну я думаю только в психушке (там не наливают). Дальше писать буду не чаще раза в пару дней. Мне за ночь разработать и построить шедевральный агрегат не под силу.

Agats: а что за синяя ачх (последний рис) , это и есть новая копия монакора? Какая то хитрая ачх от 440Гц и за 20 кГц уходит, с мах +-2дБ, что не всем дано в 1/9 так быть

Карен Арзуманов: 1) синяя это СЧ+фильтр сверху + ВЧ с фильтром 3-го порядка. Разбег фазы на частоте раздела менее 20 градусов. 2) Красная - АЧХ ВЧ с конденсатором превышающем раз в 10 емкость фильтра 1-го порядка, соответствующего частоте резонанса ВЧ динамика. 3) Остальное потом, да и не собирался я никого учить как надо делать АС, если бы были такие рецепты, то уже делались бы только первосортные вещи. Я собирался писать о том, как нельзя делать. Обратить внимание на ошибки, на то, что точно делать нельзя. И ещё, не сбивайте, я сам собьюсь. Я же начал писать о ФИ, методе настройки, а потом двигаться дальше. Постепенно. За 2 часа сделать акустику (усилитель, проигрыватель и т.д.) нельзя, незабвенный О. Бендер говаривал, что быстро только котята родятся. да и то слепые. Оно вам надо?

Agats: Благодарю вас

Карен Арзуманов: Прошу прощения, но в компе ничего не сохранилось, кроме того, что у меня было в почте. В течение 3-4 дней соберу измеритель импеданса, проведу настройку ФИ и стыковку динамиков в компьютерных АС.

Карен Арзуманов: Начинаю потихоньку выполнять свои обещания. Итак если посмотреть на весёлые картинки, то можно кое что увидеть и даже понять. Я взял для примера компьютерные колонки, которые висят у меня перед носом. Для начала надо понять что за динамики перед нами, и что можно сделать с ними. На фото Кишки_1 видно, что у лошадки в животике. НЧ динамик 4.5”, пищалка 1” с фланцем 60 мм, сложный фильтр0,31 порядка из одного электролитического конденсатора 10 мкфх25В, корпуса объёмом 4.5Л и трубы ФИ. Дальше картинки с импедансом. Чёрная картинка – импеданс НЧ динамика на воздухе. Видно, что частота резонанса 65 Гц. Кто учился в школе и помнит 4 действия арифметики может вычислить добротность. Правда зачем это надо, если есть программы, которые вычисляют все параметры с точностью до 3-х знаков. Правда с погрешностью +\_200%. Спрашиваю у товарища, ты подумал, как у этого маленького говна может получиться BxL 28? А чувствительность 98 дБ/Вт/м.? Нет, его ничего не смущает. Поехали дальше. Зелёным цветом – импеданс динамика в закрытом корпусе объёмом 4.5 л. Как получить из фазоинверторного ящика закрытый, надеюсь понятно. Резонансная частота в ящике 82 Гц, откуда можно высчитать, что экв объём ящика=2.7 л, что в общем то и не важно, т.к. ящик уже есть. На красный цвет не обращайте внимания, он будет на другой картинке. Обратите на картинку синенького цвета. Это оформление ФИ, труба ФИ диаметром 30 мм, длиною 10 мм, как вы понимаете, это просто дырка (правильно отверстие, но пока это просто дырка) под трубу Частота соответствующая минимуму импеданса между двумя горбами – это и есть частота настройки фазоинвертора. Итак, частота настройки трубы ФИ = 100 Гц, что выше частоты резонанса в закрытом ящике. Это пример экстремального идиотизма, о котором я упомянул в самом начале статьи. Делать так можно, но не стоит. Добротность системы динамик-корпус- труба огромная, гудёж стоит хороший, устойчивый, бас есть всегда. Ну это как кому нравится. Двигаемся дальше. Красненькая херактеристика это импеданс с «родной» трубой D=30 мм длиною 65 мм . Всё выглядит уже вполне благопристойно, горбы подравнялись, частота настройки ФИ 71 Гц., звук при этом вполне благополучный, басок есть, гудежа нет. На зелёной зарактеристике – вынул трубу и приклеил её снаружи на герлен (не из каких-то религиозных соображений типа не резонирует, чистит звук и т.д., просто снять легче и фиксация надёжная на время измерений. Длина трубы получилась 75 мм, частота настройки ФИ -69 Гц. Горбы почти уравнялись, правда разницы в НЧ и гудеже я ухом не заметил, а вот импедометр и микрофон заметили, но их слава сами знаете кому у меня в ушах и мозгах нет, иначе жизнь превратится в кошмар. Увеличивать трубу ещё на положенные 5 мм я не стал, думаю и так понятно.: Левый горб выше – длина трубы маленькая, справа выше – труба длинновата. Горбы равны, вы молодец и гудёж и неблагоприятное (для некоторых) наличие ФИ сведено к минимуму. Вывод. Не так страшен ФИ, как неправильный ФИ. А особенно настроенный на частоту выше резонанса динамика в ящике. И у китайских товарищей всё с настройкой ФИ в пределах погрешности. Дальше будем бороться с кривизной динамиков

Карен Арзуманов: И что всем всё ясно? Ни одного вопроса. Значит все это и раньше всё ясно себе представляли. Тогда не понятно, почему в щит вставляются динамики, которые работают только в ЗЯ, а в ФИ те, которые работают только в оформлении ОЯ. У кого - нибудь есть соображения, зачем в схеме фильтра приведённого в первом сообщении и визуализированном Д. Рутковским в часть ВЧ параллельно головке присобачен резистор 1.3 Ома?

Дмитрий Рутковский: Резистор присобачен чтобы уменьшить горб в начале работы пищалки. Он делает из 2-го порядка типа полуторный. Возможно это попытка заставить пищалку работать на резонансе или вблизи её. Если посмотреть частотку с резистором и без него - сразу станет понятно. Есть такие любители конструирования АС, которые считают себя специалистами и это самомнение в них изо всех сил подогревают разные мутные личности. Некоторые из этих любителей самопалят, некоторые замещают должность конструкторов в фирмах-производителях АС. Они считают что пищалка должна работать как можно ниже и плевать что искажения зашкаливают, а самый верх забит амплитудой, зато они добились своего - пищалка работает с килогерца или немного выше. Правда в результате пищалки горят как пирожки у нерадивой хозяйки, но не им же чинить или платить за ремонт. Платят упомянутые мутные личности. А мутные они потому что несут редкостную муть, в ответ на вопрос: "Зачем они связались с некомпетентными людьми (жуликами)?" Чтобы было понятно - достаточно сравнить две упомянутые выше частотки с частоткой, где та же самая пищалка будет подключена через конденсатор 3.3 и катушку 0.5. Это для тех, кто не может жить без частоток. Другим достаточно послушать два варианта (первоначальный и вот этот) и сравнить на предмет высоких частот.

Карен Арзуманов: Возможно, Дмитрий, это и так, но отодрав резистор я улучшения не услышал. Как было всё плохо, так и осталось, но импеданс на ВЧ естественно увеличился, хотя звук лучше не стал. Картинка - да, звук - нет. А пищалка с кондёром в 5.8 мкФ и катушкой почти в 1Генри работает от частоты ниже собственного резонанса. Но не сгорела, т.к. у владельца 2 усилителя 10 и 25 Вт. Дмитрий, может Вы знаете, зачем динамик Альфард с полной добротностью 1.28 (паспортное значение, измерил 0.89, это тоже настораживает) засовывают в ФИ? Пробовал спросить об этом А.С Бокарёва, но он по поводу таких решений и самих колонкостроителей выдал несколько фраз из которых самыми печатными были "на...й" и "в пи...у". Хотя Александр Сергеевич человек выдержанный и воспитанный.

Дмитрий Рутковский: Что бы Александр не сказал, всё правильно и в точку. В данном вопросе и без него могу сказать примерно то же самое. И про альфхард и про ФИ. Конечно резисторы мало влияют. Попробуйте уменьшить конденсатор с катушкой, тогда разница станет заметной.

Agats: В бионорах стыковка на 500гц, далее 302 драйвер клангфилм и до 15кгц. Опустились ниже потому что раздел в 500гц самый незаметный для слуха. До сих пор непревзойденный сч вч драйвер в музыкальном мире. Он так расчитан и не горит. А то что выдумывают с современным однодневками динамиками, пытаясь стать клангфилмом и опускаясь вниз , то у каждого хозяин барин. Другой вариант, как писал АМЛ, вч подстраиваем с того участка где ШП сам идет на спад. ШП само собой без фильтра и ставим снова не однодневку, и не коленвальный ШП по ачх. Что куда практичней и возможно, чем покупка 301/302 кланга за супер сумашджшие деньги. А этот не 500...1000гц, а скажем с 7кгц вч пойдет. Красивый замер ачх, и замеры подстройка фильтра со снятия ачх стыковки вч, да с поклоном и проверкой к АБ. Непонимаю зачем опускают вч и что хотят.

Карен Арзуманов: Прошу простить за долгое молчание, но только сегодня нашёл время сесть за компьютер. Смотрю вопросов нет, то ли тема не интересна, то ли все и так всё знают. Но обещал, так отпишусь. Напомню, красивые картинки АЧХ, ФЧХ, ЖКХ, МВД, КГБ это не цель построения нормальной акустики, а всего лишь инструмент. Теперь про выбор динамиков. Любой человек волен сам выбирать, на каких динамиках делать АС. То ли слышал уже у кого-то, то ли читал, как это здорово звучит, то ли по цене подходят. Не обязательно по малости цены, один заказчик убеждал, что ничего ниже сканПиськов по 200 Е за пару минимум он слушать не будет, купили, послушали, го..но, измерили, ещё го..нее – и на старуху бывает проруха, поставили немецкий монакор подешевле. Кому то могут понравиться динамики по параметрам или по внешнему виду. Но прежде всего, если есть чем измерить измерьте импеданс динамиков. Если у Вас усилитель допустим ламповый и трансформатор намотан на нагрузку 8 Ом, не стоит выбирать 4-х Омные динамики. Да и в случае, когда на нём написано 4 Ом, проверьте катушку на постоянном токе (тестером) иногда бывает катушка имеет просадку импеданса до 2.2 Ома.. После того, как выбрали динамики по импедансу, посмотрите на чувствительность. Если чувствительность НЧ динамика 88 дБ, а ВЧ 91 (далее будем рассматривать 2-х полосную АС, так проще, и займёт меньше времени), то всё нормально, ВЧ задавить сможем. Если наоборот, то это большая проблема, особенно для тех, кто не готов мириться с недостатком ВЧ. Далее проверьте, «достаёт» ли верхняя часть диапазона НЧ динамика до нижней границы воспроизводимого диапазона ВЧ динамика. Если «дырка» более октавы, то такой вариант не приемлем, если пересекаются, то нормально, такой вариант подойдёт, хотя есть варианты. Каринка НЧ-ВЧ Красный цвет это НЧ динамик. После 3.5 кГц начинается спад, диапазон частот динамик продлён вверх с помощью конструкции пылезащитного колпачка из жёсткой бумаги. При таком «продлении» АЧХ вверх есть плюсы и минусы. К минусам стоит отнести то, что начинается болтанка фазы НЧ динамика, она не крутится плавно, а имеет точки перегиба, ничего страшного, если бы 2 динамик были совершенно одинаковыми, а так разрыв фазы между левым и правым громкоговорителем может быть сильно выше среднестатистического порога заметности. Тут есть два варианта: плюнуть на шероховатости и использовать НЧ динамик во всём диапазоне до 10 кГц и присоединить ВЧ на частоте 11-12 кГц, возможно фильтром первого порядка. Именно так и сделали китайские товарищи, правда не обращая внимания на фазу динамиков в месте совместной работы, поэтому там и такая кривая АЧХ, звук сильно зависит от положения головы, смещение на 10-15 см даёт существенное измерение стерео картинки и частотного баланса в некоторой степени. Второй вариант фильтрация НЧ не менее чем фильтром второго порядка с цепочкой Зобеля и Вч динамика не менее чем фильтром 3-го порядка. Синий цвет- АЧХ ВЧ динамика впрямую, зелёным – через 22 мкФ (такой был под рукой). Черным цветом обозначена АЧХ ВЧ динамика с фильтром 3-го порядка с частотой среза 4 кГц. Видно, как АЧХ сваливается от 4 кГц вниз с крутизной 12 дБ/октаву. Хотя фильтр 3-го порядка имеет спад 18 дБ/октаву. Связанно это с тем, что АЧХ динамика ниже 4 кГц имеет подъём примерно 6 дБ/октаву и с 2-х кГц, ниже резонансной частоты (1915 Гц) начинается спад. На АЧХ чёрного цвета видно, что с 4 до 2 кГц спад 12 дБ/октаву (18-6=12), и ниже 2-х кГц, как и положении 18 дБ/октаву. Подъём купольного ВЧ динамика возможно связан с большой подвижной массой и очень слабым мотором (высокая добротность ВЧ динамика. Теперь надеюсь понятно, почему нужен фильтр третьего порядка На второй картинке 2 АЧХ НЧ динамик в родном виде (синий цвет) и с наклеенным пятачком из ваты на пылезащитный колпак (розовый цвет). Видно, что на частотах выше 4-5 кГц вата начинает действовать достаточно эффективно, к 8 кГц уже 5 дБ. Если убрать пылезащитный колпак из жёсткой и гладкой целлюлозы, и заменить его на тканевый или куском вспененного пенополиуретана, то можно получить динамик с ровным звуком от Fres до 4.5-5 кГц. И с ровным падением АЧХ, без «колпачкового» всплеска. А тогда собственно можно применить и фильтр 1-го порядка, или обойтись без него. Отступление лирическое не по теме. Про клангфильмы сименсовские слышал много всякого, легендарного. Один знакомый утверждал, что лучше всего звучали динамики сделанные с 36 по 39 год, на которых обязательно должен был быть орёл с земным шаром в когтях. Возможно и так, но возможно на них можно было слушать только фашистские марши. А по мне динамики и динамики. Возможно никто из этих поклонников старых немецких сименсов и телефункенов не слышал советских 2А-14.

Dimon SSSR: Карен Арзуманов пишет: Смотрю вопросов нет, то ли тема не интересна, то ли все и так всё знают Тема интересна очень. А вопросов пока нет, потому, что всё понятно объясняете

Сергеев Сергей: Карен! Спасибо Вам за науку!

AVB: Спасибо, читаем и сохраняем! Вопросы есть, но сначала внимательно прослушаем весь курс, не перебивая

serj: Карен Арзуманов пишет: Смотрю вопросов нет, то ли тема не интересна, то ли все и так всё знают Может, никто на данный момент не собирает АС, ну так совпало... А вопросы будут, куда же без них.

Карен Арзуманов: Для AVB Так я ведь и пишу для вопросов. А лекции читать, это - в институт. Но там это не надо уже. В ЛИКИ инженерные специальности - под нож. В ТРТИ лет десять назад у зав кафедрой акустики спрашивал, есть ли хоть пара глаз понимающих, хоть как у собаки. Грустно покачал головой. Не знаю что в МТУСИ, возможно тоже грустно. Теперь АС проектируют компьютерные программы. Потому и звук такой разный даже между левой и правой кАлонками. Я не ставил цели с кем то поделиться опытом, его и нет много. Или знанием чего-то, его тоже немного. Есть много опыта "как нельзя делать". Да и возможно интересна какая-нибудь другая последовательность. Я не собирался про настройку ФИ рассказывать, но вопросы заставили. Важный вопрос сопряжения АС с усилителем. Играет ведь или не играет не АС или усилитель (это наиболее слабое звено в системе, поэтому на это и напираю). Есть ровные и хорошие АС или просто прекрасные усилители. А вместе не играет, хоть убейся. Спрашиваю у Бокарёва, какое выходное сопротивление у такого-то усилителя, который был у него лет пять назад, как он туда прицепил динамик из его колонок. Ответ прост: Александр Сергеевич учёл выходной импеданс усилителя при расчёте ящика и фильтров, потому и играет. Но кто так делает? Возьмите фирму Бурмайстер (ни в коем случае это не реклама и не антиреклама, просто наблюдение). Отличные проигрыватели, усилители, АС. Соберите из них любую комбинацию. Если заиграет, то лишь случайно и усилитель самый дешёвый с АС самыми дорогими. Так зачем покупать дороже, если отстирывает одинаково? Это был случайный ответ на невопросы. Через недельку напишу про возню с фильтрами и стыковку динамиков.

Lens_yc: Карен Арзуманов пишет: В ТРТИ это который в Таганроге?

Дмитрий Рутковский: Старые специалисты из ИРПА ещё лет 25 назад отзывались о МТУСИ как о сборище дилетантов. Это одна из причин по которой ИРПА был уничтожен как институт. Специалисты остались, ученики есть.

odinss20: Трудно оценить смысл таких тем по одной простой причине ,коков уровень заказчика и мастера если как описано акустика делалась год и на слух - загадка всех времен и народов, а по сути похоже на" разводилово " Да и чему удивляться если есть чудотворцы читающие книги С.Д.Бать о акустики где по полкам разжовано что и от чего и есть схемы и чертежи готовых конструкций умудряются с го ....ть отработанные конструкции . Такое встречается достаточно часто увы таков мир .... Ну любят люди городить огород ... Согласен есть мастера которые делают достойные конструкции и они известны есть сайты и форумы где выложены добротные конструкции .не умеешь сам изобретать но чешутся руки повтори готовое а огород то зачем ...........

Карен Арзуманов: Хотел написать позже с цифрами и картинками. Но тут пошло всё немного в бок. ТРТИ в Таганроге. На момент когда был образован в нём работали около 20 академиков и член-коров. Уровень был очень высокий, но потом всё (как и в других ВУЗах) куда-то скатилось. Но это зависит не от Вуза, а от страны. В европейских странах происходит то же самое. Технические университеты (по-старому политехнические институты) выпускают инженеров, а работать не кому. У моей приятельницы зять работает гл. инженером на заводе, 3 года не может взять на работу двух инженеров. Квалификация настолько низкая, что лучше место будет пустым. Пустота хоть не навредит. Дмитрий, что касается, что одной из причин развала была конкуренция (противоборство?) с МТУСИ, это не совсем так. Они жили параллельной жизнью. ВНИИРПА им Попова развалился из-за того, что был ни кому не нужен. С 1988-90 года начали разваливать радиопромышленность (как и всю промышленность) в СССР, сократилось финансирование институтов, в т.ч. и ИРПА, сами они деньги никогда не зарабатывали, да и не смогли бы. Самой большой ценностью ВНИИРПА были широкоэрудированные и прилично образованные инженеры (конечно было много и просто болтунов, которых я видел из года в год по пол-дня сидящих в курилке) и библиотека, с хорошим штатом переводчиков. Я мог заказать любую статью на любом языке и получить её через пару недель. Ну и конечно ВГИЦ Разработок собственных удачных не помню, анекдотов про их разработки - море. Например: делали амортизаторы для ЭПУ. Вышла прелесть, удар по столу гасился примерно на 50 дБ, вибрации тоже выбирались в 0. Одна беда, весил один из 4-Х амортизаторов 9-10 кГ и диаметр имел 100-150 мм. И это делали те же люди которые писали ГОСТы, в которых вес ЭПУ высшего класса ограничивался 8-10 кГ (не помню точно). А В.А. Стародубцеву целый год именно из-за массы усилителя в 20 кГ (многовато будет) не давали родиться. Анекдот второй. В стране стало тяжело с батарейками, нашли способ как их экономить. Разработали для переносных приёмников типовой УНЧ с током покоя 1.2 мА, и без ступеньки. По сравнению с обычным "колхозом" на 5-7 транзисторах их было 12-15 шт. А КНИ на мощности 100 мВт за 10%ю Последний раз я был там в 1993 году, всё было уже ужасно, пили (и я в т.ч.) портвешок и вспоминали добрые старые времена. ВГИЦ умер, потому что не было промышленности и измерять стало не чего, часть сотрудников ушла и организовала лабораторию по сертификации, остальные держались кто до пенсии, кто до полного развала, кто-то организовывал свои мелкие предприятия, где удачно, где нет, но никто в качестве причин развала не называл МТУСИ, я и не слышал про них до выставок "Русский Хой Энд". Что касается делать АС по книгам Батя, так кто же запрещает. А разводка лохов полуграмотными специалистами с волшебством в звучании была, есть и к сожалению будет. Из нерешённых загадок почему на частотах близких к 600 Гц КНИ был более 20% на 1 Вт. Упрощаю загадку. У НЧ динамика без фильтра КНИ 600 Гц/1Вт=3.5%, у СЧ КНИ 600Гц/1Вт=2.5%. Вместе сильно больше 20%. Почему. P.S.Извините за балабольный тип сообщения, но раз уж начали, но предлагаю на этом балабольство и остановить.

Дмитрий Рутковский: Не знаю как насчёт амортизаторов, а всё что касается динамиков - сохранили. За исключением некоторого кол-ва матриц и оборудования, которое те самые работники-любители портвешка сдали в металлолом. Но основная часть оборудования продолжает работать на благо страны. И что-то я ни разу не замечал что она не востребована. Причём стабильно востребована, работа останавливалась только на момент переезда из помещений ИРПА в арендованные уже частной фирмой. За последние 10 лет изготовлено и запущено в работу столько новых матриц, сколько было сделано за все годы работы при СССР. Это всё благодаря тем сотрудникам, которые во времена развала были слишком молоды, чтобы влиять на ситуацию. Как только от них стало что-то зависеть - сразу от деградации перешли к созиданию. В развале виноваты естественно не работники МТУСИ, а те, кто стоит выше. Им в Питер мотаться не хотелось, это всё и определило.

Lens_yc: в ТРТУ я учился, выпуск 2006г, там уже в то время заинтересованных было мало, кафедра гидроакустики (самое мною любимое место в ВУЗе) простаивала.

odinss20: Дмитрий Рутковский Может Вы и правы в том ,что кто то где то и сохранил какое то оборудование но вот что бы оно массово и конвеерно работало и выпускало обширный ряд динамиков увы мало верится ,да и в малочисленных салонах аудиотехники что то не наблюдается поломничества за российской акустикой в лице конечных изделий ... Про изделия с калуги да информация есть как и есть кой какие изделия но опять же массового фанатизма увы не наблюдается .А то что умельцы делают в гараже и на коленке то принимать это серьезно увы не стоит ,при такой политики государства к самозанятости все может исчезнуть в один миг

Дмитрий Рутковский: Просто Вы не обладаете информацией. Вчера разговаривал с производителем диффузоров (не фирма "Диффузор") естественно о диффузорах. Работает ведь человек, не в гараже и не на коленке, выпускает сотни в месяц, только мне надо 30-40-50 шт. одной формы. Договорились, он когда-нибудь сделает, мы получим, потом конечный потребитель будет их слушать в виде динамиков. Всё зависит от позиции с которой рассматривать ситуацию. Разговор был про 15" ШП и лёгкие мидбасы для домашнего применения. Можно сформулировать так: "Про изделия из США (китая, европы или др. - подставьте по желанию) да информация есть как и есть кой какие изделия но опять же массового фанатизма увы не наблюдается .А то что умельцы делают в гараже и на коленке то принимать это серьезно увы не стоит ,при такой политики их государства к самозанятости все может исчезнуть в один миг." Много Вы знаете реальных пользователей таких динамиков? Дай Бог если одного. Причём этот один отписался прямо перед Вами и эти динамики у него на аватарке. Ещё назовите хоть кого-нибудь. Это такая политика всех государств? Причём тут политика вообще?

odinss20: Дмитрий Рутковский, Вы малость не так меня поняли. Всё хорошо. Вы договорились, человек сделал вам диффузоры или у человека пара динамиков сделанных кем-то на каком-то заводе. Я-то имел в виду, скажем, взять кинотеатры или концертные залы скажем питера и они оснащены аудиосистемами скажем завода " хрен прибор " или скажем автоваз комплектует свои авто акустикой скажем фирмы "банан" которые делаю нормальные законченные системы ..... Как раньше была радиотехника ,были S-90 ,были корветы ,амфитоны итд но увы это все куда то сгинуло ...... к примеру взять фирму ВИЗАТОН (немция) делает широкий модельный ряд различных динамиков (о качестве и пригодности сейчас разговора нет ) но они есть в тамашних магазинах и инет магазинах и их можно свободно купить .но увы нашенского добра не вижу ,последний раз покупал советские динамики фирмы урал так это было 25 лет назад

Дмитрий Рутковский: Вы опять что-то путаете. Совершенно без проблем можно купить динамики отечественных производителей через интернет. Точно так же как и любой другой фирмы с доставкой до дверей заказчика. Точно так же если не говорить о качестве. А если говорить начать, то появятся отличия. Например задайте фирме Визатон или их дилеру вопрос про гарантии. Хотя бы год дают? В тамашних магазинах наших действительно нет. А на острове в Тихом океане нет никаких. Мало ли где какая логистика. У них только ихнии продаются, а у нас и наши и их тоже. Завидовать нечему. В Питере есть производитель собирающий в месяц сотни динамиков, правда они все для проф. применения, поэтому мало известный среди обычных граждан. Про кинотеатры. Нельзя в этом бизнесе плыть против течения. Если хочется работать - надо получить все сертификаты, а для этого оборудование должно быть из списка. Как в список попасть - знаете?

BETEP: odinss20 пишет: но увы нашенского добра не вижу Из нашего, единственное что я знаю, что продаётся за бугром, это пищалки Малиновского. Более менее общепризнанное качество. Всё остальное если и есть, то штучное, малоисследованное производство с хз каким качеством.

Dimon SSSR: odinss20 Вот, кстати ВЕТЕР напомнил: https://zen.yandex.ru/media/prophetmaster_audio/rossiiskii-hiend-kompaniia-viawave-audio-otechestvennye-lentochnye-vch-izluchateli-dlia-as-5d720331a660d700ade97ab4 Пы.Сы. Там и про других российских производителях есть.

Abettor: Dimon SSSR пишет: Там и про других российских производителях есть. Только о крутой "AIE" нет ни слова. Зато на словах.... — Сначала я снял с нее юбку, затем медленно стянул блузку, потом лифчик, а уж трусы, просто сами упали к моим ногам… — Боря! Можно без всего этого пафоса? Я тебя раз в жизни попросила снять сухое белье с веревки!

Дмитрий Рутковский: Там есть только про одного Российского производителя динамиков. Остальное - это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Не хотят наши производители участвовать в этом шоу, Малиновский единственный. Он просто недавно в теме и ассортимент выпускаемой продукции судя по сайту всего 3 модели и все пищалки. Без рекламы совсем тяжело.

odinss20: А смысл теперь вообще делать что то российское ? извините за прямоту но когда прос...ли все ниши и их уже заполнили то вернуться на конкурентный рынок уже сложно а порой и невозможно . Дмитрий Рутковский Вот к примеру Вы к вам обратился государственный представитель с просьбой изготовить динамики скажем 1000 штук и ему нужно в течение месяца .в одиночку этого не сделать но и как только будет попытка создать хоть мало мальски малый бизнес потребуется куча бумаг начиная от всяческих сертификатов на инструмент материалы и тому подобную хрень не говоря уже о кучи разрешений ,ну а про стартовый капитал или кредит под начальный бизнес и говорить не хочется ....... По этому штучное производство это все миф о российском производители сейчас есть а через день нет . Все это творение лишь авторская работа и не более того

Дмитрий Рутковский: Начнём с того, что головки динамические не подлежат обязательной сертификации. Чтобы пришёл гос. представитель и заказал 1000 динамиков с поставкой через месяц для этого должно поступить указание от самого, например об импортозамещении всех динамиков в кинотеатрах. Хотел бы я посмотреть как они будут организовывать столярку. Если такое вдруг произойдёт, то договор подпишем легко, а на словах договоримся о поставке 100 или чуть более в месяц. Первую сотню сдадим, они всё соберут, установят и отчитаются, остальное по плану. Потому что все понимают что такие сроки нереальны на всех этапах. Например где взять столько монтажников, гастарбайтеры не подойдут. Разрешения все есть. А про стартовый капитал пусть голова болит у заказчика, это ему за всё платить.

Карен Арзуманов: Господа, извините, дела какие-то мелкие, потом внук заболел, работал дедкой - сиделкой трое суток работал, только что вернулся к себе в деревню, завтра поработаю с фильтрами.

Карен Арзуманов: И так на моём календаре наступил таки понедельник. Извините, но я тоже думал, что пенсионер имеет только права и никаких обязанностей, но оказалось, что все думают иначе. Сегодня постараюсь сделать фильтрацию ВЧ головки с и без учёта того, что у импеданса ВЧ головки (как и НЧ) кроме активной составляющей есть и реактивная, учту хотя бы индуктивность динамика. Покажу реальные АЧХ с расчетными, и отличающимися от них фильтрами. В конце - решение задачи из сумасшедшего дома им. А.П. Чехова, прямо из акустической палаты №6. Для полного понимания картины я «присобачил в расчетах практически идеальный динамик с катушкой 25 мм, индуктивностью 0.48 мГ и практически ровной АЧХ и ФЧХ. Индуктивность ВЧ головки 0.1 мГ. Условия задачи: имеем ВЧ головку, почти хорошую. Купольный ВЧ, из хорошего, но не очень тонкого тканого материала. Импеданс 8 Ом, активное сопротивление 6.7 Ом, индуктивность 0.1 мГ. Диаметр катушки 25 мм. Попробуем отрезать её ровненько на частоте 7500 Гц фильтром третьего порядка. Третьего, не потому что так надо, а больше работы и яснее принцип Для начала, синим цветом обозначена АЧХ ВЧ головки без фильтра (на самом деле последовательно с головкой включен конденсатор 25 мкФ, просто чтобы пищалка не сгорела). Всё красиво за малым исключением подъёма в области 2-4 кГц, практически идеально. На самом деле так и есть. И хотя АЧХ красивая до нереальности, звук совсем не так хорош (см. в начале темы). Нырнём в учебник Для 8-ми Ом-ной головки С31=1.75 мкФ, С33=2.63 мкФ, L32=0.08 мГ. R36, R37, R38, C38 нет.АЧХ соответствующая такому фильтру обозначена красным цветом. Далее пользуюсь программой LspCad. Учитывая ещё и индуктивность, хотя может учесть ещё и АЧХ и ФЧХ и кое что иное, и кое что ещё (но я этого сознательно не делал) даёт следующие цифры (см. картинку). АЧХ Вч головки с таким фильтром – розового цвета. И в том и в другом случае фильтр более или менее похож на 18 дБ/октаву. Зелёная картинка это «странная» комбинация цифр для фильтра: С31=1.75 мкФ, С33=2.63 мкФ, L32=0.08 мГ. R36, R37, R38, C38 нет.. Первая странность в том, что первый конденсатор больше по величине, чем второй. Так не должно быть, картинка АЧХ очень при этом приятная на глаз, но не очень на слух. Если первые два варианта фильтра имеют поворот фазы (самим фильтром естественно) на 20-25 градусов, то в точке перегиба «странный» фильтр имеет все 45 градусов и выше. Вроде и всё, остальное по вопросам. И наконец последнее – привет из сумасшедшего дома. Имеем ВЧ головку, той «оригинальной» (я бы сказал очень оригинальной) головки нет, будем тренироваться на кошках («операция Ы», Гайдай). Фильтр второго порядка, 6.6 мкФ и индуктивность 0,977 мГ, поскольку у меня под руками такого нет, заменю на 6.8 мкФ и 1 мГ.Чисто теоретически, фильтр с такими параметрами имеет частоту среза 2100 Гц. Хотя СЧ там работал до 8000 Гц. Остальное на картинке: Красным цветом обозначена АЧХ головки (в качестве «кошки» была выбрана ВИФА ХТ 25Т, которая имеет АЧХ, сходную с «оригинальной». Синий цвет, она же с фильтром. Зелёный – добавлен резистор 1.7 Ом параллельно головке. При этом усилителю, особенно ламповому с выходным сопротивлением 0.8 Ома совсем жизни нет. Чёрный цвет – заваленная на 2 дБ аттенюатором пищалка и АЧХ сильно похожая на зелёную АЧХ (в рабочей части). На нижних двух картинках АЧХ самого фильтра с 1.8 Ом и с нормальным делителем на 2 дБ discover bank branch near me

serj: Карен Арзуманов, расскажите пожалуйста, как Вы снимаете ФЧХ спектрой, в подробностях? Сколько градусов поворота фазы, для каких полос, в каких местах АЧХ Вы считаете допустимым значением, из Вашего жизненного опыта. Кому-то фаза слышна, кому-то нет. Если можно, внесите ясность.

Карен Арзуманов: Здравствуйте, serj. Не люблю обращаться не по имени и отчеству, а по кличкам анонимным, но если не хотите, не представляйтесь. Мы же не босота на политическом форумосраче. Как измерять, в ХЕЛПе к Спектре подробно описано. Для этого прежде всего нужен микрофон конденсаторный (в т. .ч. электрет), двухканальная карта с разбросом фаз по каналам не более градуса. Измерительный усилитель, который имеет поворот фазы во всём диапазоне не более 1град. Нет таких людей которым фаза не слышна. Сделайте разницу фаз между левой и правой колонкой в 10-15 градусов и стереокартина "уедет" в левую или правую сторону. Другое дело (это не мои исследования а примерно 50-70 летней давности, свежих работ не видел, может плохо искал) разница фаз на стыке полос в 30 град слышна всем. 10- почти никому. Обратите внимание! В ЛСПКАДовских картинках это не реальные АЧХ и ФЧХ динамиков, а РАССЧЁТНЫЕ АЧХ и ФЧХ ФИЛЬТРОВ. Надо учитывать, что каждый конусный динамик крутит фазу в зависимости от частоты. Но нам на это плевать, главное - разрыв фазы в зоне +/- октава от места стыка и одинаковость в левом и правом канале. А если разница фаз больше градуса в системе Долби 4.1 или 5.1 (аналоговых) более 2 град, то матрица просто перестаёт раскладывать каналы. Но к хорошему или плохому звуку это не имеет никакого отношения.

SS.Rusakov: Благодаря микрофону от Карена Альбертовича: и советам Александра Сергеевича слушаю звук который меня устраивает: АЧХ с метра: НЧ "в упор": Спасибо за микрофон и за этот "ликбез"...все аккумулирую :) читаю.. https://drive.google.com/file/d/10nl3CE4RwuA6YQGKGC-EDErxOqE4aldy/view?usp=sharing

Карен Арзуманов: В воскресение имею возможность провести некоторые работы. Постараюсь показать влияние забивки ящика поглощающим материалом и парой методов "обрезания" НЧ динамика сверху. Просьба, задавайте вопросы, а то писать учебник мне как-то не с руки (я правда не знаю, кто такой срук, но он и без меня обойдётся). Очень рад, что палата №6 съехала на другую ветку.

Карен Арзуманов: Извините, воскресенье переносится на понедельник.

SS.Rusakov: Когда пробовал поглотитель распределять в ящике..остановился на таком варианте: Ваты немного. При превышении какого то минимума ваты получался и звук какой-то "ватный". А небольшое количество уменьшило резонанс в колонке с 43 Гц почти до 40, на том и остановился.

омельян: SS.Rusakov пишет:небольшое количество уменьшило резонанс в колонке с 43 Гц почти до 40 Хотя вата НЧ-частоты практически не поглощает.

SS.Rusakov: Автогенератором контролировал. Частота действительно понизилась, связал с "увеличением эквивалентного объема".

омельян: SS.Rusakov пишет:Частота действительно понизилась, связал с "увеличением эквивалентного объема". Да, я думаю, именно из-за этого. Была где-то статья: необходимо 16...19 грамм на 1 литр объёма.

Abettor: омельян пишет: необходимо 16...19 грамм на 1 литр объёма. Надо поискать, где-то "конспектировал". Проверяли, отписались об эффективности количества на объём. До двадцати литров объёма, требуется 25 грамм звукопоглотителя на литр. До сорока - 10...15 грамм. Свыше - вообще на грани. Могу и врать!

Карен Арзуманов: Должен извиниться перед всеми, но что-то не так в королевстве колоночьем. Вчера запихивал синтепон (могу и ватой обозвать), вытаскивал синтепон. Измерял импеданс и АЧХ в ближнем поле. Запихивал, пока разницы не заметил(пока не стал изменяться объём при уплотнении синтепона). После этого кое что измерил. Сам удивляюсь. Думал программа глючит, зв. карта дохнет, или микрофон умер (немножко, заболел то есть). Сегодня проделал все шаманские действия ещё раз. Многократно проведённые измерения дают сделать вывод, что все живы, я не сошёл с ума. И так 2 замера АЧХ и импеданса в моих компьютерных колоночках на картинках. Условия измерения: динамик НЧ в закрытом ящике 5.3 л, Синтепона 30 г, запихивал куском, мощность около 50 мВт на скользящем тоне, микрофон на 20 см. К сожалению спектра не хочет запоминать все картинки при разных режимах измерений, поэтому несколько картинок. Красная АЧХ в пустом ящике, синяя - импеданс в пустом ящике. Зелёная - импеданс в ящике с ватой. Резонанс после забивки в ящик куска синтепона съехал с 81.6 Гц на 80,1 Гц. Никогда на это не обращал внимания. При плотном запихивании ваты резонанс начинает расти из за изменения в меньшую сторону объёма. Мне норма в 25 грамм на литр кажется несколько завышенноё. При запихивании 150 г ваты в мои 5.3 литра резонанс повысился до 93 Гц. Далее на картинке АЧХ до забивки - красным цветом, розовым после 30 г,5.3 Л На третьей картинки то же самое на бланке высотою не 90, а всего 20 дБ и цвет АЧХ после забивки изменил на более контрастный, синий. Это одно и то же измерение. Выводы делайте сами. Запихуйте, но, как и во всяком деле осторожно, возможны нежелательные последствия. Меня вчера сильно смутила сильная разница в АЧХ. Сегодня послушал попеременно, на одном кусочке рояля переделанную и нет колонки. Показалось, что и правда лучше. А может меня глаза убедили?

Agats: Карен, благодарю вас за науку.

Petr0vich: Карен, это не интересно, это очень интересно! Расскажите, получилось довести эти аФФФторские колонки до ума?

Карен Арзуманов: После небольшой медицинской починки не мог пару недель сесть за комп. Теперь могу, извините за длительные перерывы. Собираюсь до конца недели ещё позаниматься запихательством ваты до повышения резонанса. Оказалась интересной эта штука. Что касается доведения колонки дол "ума". Это что за ум считать. Колоночку эту китайские братья не с бухты-барахты сделали. Взяли очень похожую по внешнему виду колоночку Сонус Фабр и передрали. Ну как передрали. Внешне, как Старик Хоттабыч телефон в старом 50-х годов фильме. На похожесть. Динамики размером похожи - похожи, внешним видом похожи - похожи, а фильтром похожи - вы будете смеяться, но похожи, только там не такой дряной конденсатор в ВЧ головке стоит. Правда и вместо кожи кожзам, но на звук это менее всего влияет. И АЧХ там такая же кривенькая. Но звучит здорово, стереокартинка стоит на месте. Улдыс, что касается науки, даже жалко, что почти никто не задаёт вопросов, а менторствовать даже не удобно как то. Тут ведь и постарше и поумнее дядьки есть.

Карен Арзуманов: Уважаемый Петрович. Извините, я не сразу углядел про что Вы. И написал про Микролаб Б-77. С авторскими, от дорогого мастера Васи. вышла неразбериха. Я выровнял их как мог (условие - динамики те же, только пищалки поменял за 2200 руб/пара кажется), но 2 небольших "рожка" у средника выровнять не смог до конца (вместо 10-12 дБ они стали 3-5, но это опытное ухо слышит, там можно кривым фильтром хоть чёрта нарисовать, но микродинамика вся наматывается на детали фильтра, и на выходе вместо звука равномерный кукиш). А баса не бубнящего на 80 Гц и низкий до 38-40 Гц по -3 дБ - его оказалось слишком много. Хозяин слушал колонки с басом спадающим со 120-140 Гц с крутизной 6, а после 60-70 Гц - 12 дБ/октаву в течении 10 лет (примерно). Это про цифры. Звук стал разборчивый, появилась стереокартинка практически на всех мало-мальский прилично записанных фонограммах. появилась микродинамика за счёт хорошей детальности пищалки. Но бас передавливал всё, кроме того у одного усилителя вых. сопротивление было 0,4 Ом (полевики) и у лампового ок 1 Ом. Бас просто гудел на кухне. Ну и как вишенка на торте моё разгильдяйство, дал монтажнику спаять фильтр, вижу фигово, да ручки трясучки, катушка на Вч не была припаяна, прижата к плате, вроде всё работает, через пару недель концы окислились, и фаза-маза пошла враздрай. Но это слова и эмоции. Кроме того хозяин потом засунул туда НЧ Альфард с добротностью только для открытого ящика или щита (бас падает с 70 Гц, но при этом нет гула (со слов хозяина) в смежных помещениях. Таким образом со снятой крышкой получился ОЯ, с динамиком НОЭМа - фазоинвертор с прикрученной крышкой. 2 в одном за те же деньги.

Lokomotiv91: Добрый день, уважаемые форумчане! Хотел бы узнать ваше мнение на следующую тему. Я много искал на просторах интернета и не только, конструкцию АС, удовлетворяющую следующим требованиям: 1. С бюджетными, но качественными динамиками. 2. С динамиками современными. 3. С приемлемым объёмом корпуса. Хотелось бы объём, скажем, литров 30. 4. Конструкция выложена в свободном доступе (да хоть за деньги), но при этом повторялась самодельщиками и имеет положительные отзывы. Не могу понять, мои пожелания не выполнимы? Почему есть повторяемые конструкции хороших усилителей (6ф3п Манакова), есть интересные повторяемые фонокорректоры, есть цапострой (audiohobby, например). Неужели нельзя того же требовать и от АС. Может быть, конечно, я плохо искал... В своё время меня заинтересовали ноэмовские динамики 50ГДН-37 (большая у них чувствительность). На них даже выложен проект в рунете. Но там огромный корпус, дорогие пищалки и нереальный рупор. Сам слушаю музыку на усилителе 6ф3п с самостоятельно намотанными выходниками на ОСМ1-0,063. В качестве АС сейчас использую самодельные ЗЯ с шириками с али, проект взят с ютуб-канала Азвука.

Сергеев Сергей: Такая тонкая тема :) Слух и привычки к звуку у всех очень разные. Советовать сложно, если не сказать невозможно. Даже у одного человека (это я о себе) вкусы меняются с годами. Если говорить о 30 литрах, то тут динамик 6-8 дюймов. не больше. Вот например переделанный 10гд-36 с низким резонансом и добротностью. Сделан специально для ЗЯ 30 литров. Также возможна двухполоска- мидбас плюс ВЧ

Lokomotiv91: Да, конечно, тема очень тонкая. Хотя бы учесть тот факт, что влияет даже комната, но... разработкой АС занимаются инженеры. Повторением,зачастую, тоже. За столько лет развития темы можно было бы придумать успешную ПОВТОРЯЕМУЮ конструкцию)) Интересные динамики. Это Вы делаете? Низкая добротность подкупает. И высокая чувствительность?

Shef: Lokomotiv91 пишет: ..Я много искал.. 1. С бюджетными, но качественными динамиками. 2. С динамиками современными.. Как там у классиков: "..и тогда размер нашей благодарности не будет иметь границ!.. в пределах разумного.." Если б вы хоть немного вникал бы менеджмент, то вам открылась бы непреложная истина: Из трёх основных характеристик товара или услуги вы одновременно можете иметь ТОЛЬКО ДВЕ: 1) качественно, 2) быстро, 3) недорого. Каким-то из трёх выборов придётся поступиться. Это один из монументальных законов мироздания - такого же уровня что и Закон Всемирного Тяготения, и он един для всех, даже для королей. Т.е. вы хотИте качественно и недорого? вам придётся сколько-то подождать.. с этим возможны варианты: а) на дороге возле вашего дома перевернётся грузовик с фирменными динамиками под завязку, вы моментально подскОчите, и немного покопавшись в коробках выберете себе самые ни на есть какие хотИте, вот только вероятность такого события раз в миллион лет; так что если побыстрее, то б) лет через 50 у нас у всех (у тех из нас кто доживёт) будет имплант в зубе, который будет выполнять электронные коммуникации, а звук будет прямиком от зубного нерва доставляться в ушной.. глупые динамики никому больше не понадобятся.. или наиболее реалистичный в) лет через 5 вся Сибирь отойдёт Китаю, и вы (как местный) будете иметь возможность выменять такой динамик за плошку риса.. если он у вас будет, тот рис.. Не думаю что динамики Сергея недорогие, скорее это довольно-таки эксклюзифф. Но человек знает что делает )) так что таки да. И опять же, смотря с какой стороны границы смотреть. $50 за 8" Визатон для вас дорого или нет? У нас эта цена, ну.. как за среднюю книгу.

Сергеев Сергей: Lokomotiv91 пишет: Это Вы делаете? Низкая добротность подкупает. И высокая чувствительность? Это моя переделка. Чувствительность около 95дб. Насчет цены- переделка Ваших 3000 руб штука. Мои 4000 штука. Это о 10гд-36 (10гдш-1)

Lokomotiv91: Да, конечно, я прекрасно понимаю Ваш сарказм. Но, давайте, всё-таки учитывать ещё то, что: - техника не стоит на месте. Где вчера был магнит, сегодня можно поставить редкоземельный магнит. - материаловедение, метрология - это не пустой звук. Они тоже не стоят на месте. Не маркетингом единым. В моём понимании, хороший и не дорогой динамик, это вполне себе ширики с али описанные на азвуке. Или те же ноэма 50 ГДН 37. И да, бюджетные неплохие повторяемые усилители и цапы выложены в свободном доступе.

Lokomotiv91: А какие пищалки Вы рекомендовали бы к ним? И кроссовер?

jumbo-1: Lokomotiv91 пишет:- техника не стоит на месте. Где вчера был магнит, сегодня можно поставить редкоземельный магнит. - материаловедение, метрология - это не пустой звук. Они тоже не стоят на месте. Не маркетингом единым. Как то у вас время бежит в обратном направлении)), на сегодняшний день редкоземельный магнит практически никто не использует, дорого, все перешли на неодим и феррит. Да, и материалы для диффузоров поменялись, но так и не перепрыгнули бумажку. И за динамики с али, вы их слушаете или читаете? Вы же хотели акустику литров 30? Верно? и тут же всплывает ноэма 50гдн которая попросит литров 150л. Для 30л., вам предложили отличный вариант! По сравнению с ним ваш дин с али блестящая какуха.

Lokomotiv91: Ок, я могу быть не точен в материалах магнита, но точно, со времён СССР что-то могло поменяться) 50 ГДН, наверно, попросят 150 литров, я банально не знаю. Просто вполне вероятно у Ноэмы есть другие интересные динамики. Ширики с али я слушаю, и мне интересна самоделка: полочники 2 или 3 полосные. Конечно, предложенный вариант с переделанными советскими динамиками очень интересен, я и не спорю)

Сергеев Сергей: Lokomotiv91 пишет: А какие пищалки Вы рекомендовали бы к ним? И кроссовер? Я их использую как ШП. Поэтому ни фильтров, ни пищалок.

jumbo-1: Lokomotiv91 пишет: со времён СССР что-то могло поменяться) За последние 100 с хвостиком лет особо то ничего не поменялось, магнит, катушка, диффузор.т: мне интересна самоделка: полочники 2 или 3 полосные. На 3 полосы не закидывайтесь, в домашних условиях хорошо не сведёте, от слова совсем.Просто вполне вероятно у Ноэмы есть другие интересные динамики. Возможно есть, но чтобы построить акустику нужны знания и не малые. Акустика это не ящик с дыркой под динамик. Попробуйте составить список требований что вы хотите получить на выходе. Выбор динамиков, а может и готовой акустики получит очертания. Начните с музыки которую вы слушаете. Классика, рок, джаз, опера, электронная музыка. Даже чтобы вам изготовили динамики или дали совет нужен список требований. Даже купить готовый вариант нужны вводные. Ну и калькулятор)), дабы корпус тоже потянет денег или со старого шкафа пилить будете? А то потратили денег, послушали......., динамики на авито, а корпус на дачу. Это я к тому, что готовые решения могут быть более приемлемыми и устраивающие ваш слух.

Lokomotiv91: Именно: акустика - не ящик с дыркой!) Поэтому я долго шерстчу интернет, почитываю литературу, т.к. есть надежда, что грамотный специалист сделает удачную конструкцию по соотношению цена/качество, и желательно не в гигантском объёме ящиков)) да и чтобы этот специалист подедился своим успехом, люди повторяли и рекомендовали. Пока что я такого не находил, увы. Я вижу так: разжился динамиками, сделал фильтр, напилил ящик на рынке из фанеры/обс, или заказал кому на изготовление. В итоге всё не быстро, но зато и финансы можно тратить постепенно, и, может быть, результат будет положительный. Браться за незнакомые проекты в этом плане, конечно, рискованнее. В конце концов, у акустики может же быть повторяемость)) не зря существуют параметры тилля- смола, расчёт фильтров и т.д.) Может, и остановлюсь на переделанных советских широкополосниках, пока не знаю.

r9о-11: Хм-м-м... Ну, Вы же, наверное, должны понять, что если с 30-х годов прошлого века и до сих пор никто не изобрёл такую акустическую систему, про которую бы все сказали "Ну, наконец-то!", то, скорее всего, её и не будет в ближайшем обозримом для нас будущем. Т.е., искать "идеала" нет смысла, а потому остаётся выбирать что-то, исходя из условий эксплуатации и возможностей конструирования. Но вариант "хочу попробовать всё" никогда не исключается...

jumbo-1: Lokomotiv91 пишет:В итоге всё не быстро, но зато и финансы можно тратить постепенно, и, может быть, результат будет положительный.А пока всё пилится, паяется, идут виртуальные расчёты фильтров, корпусов, слушаем радио точку. Проходит год, два, три, пропал интерес, сел за комп включил колоночки bose, бухают, цыкают, а что в жизни нужно Хотели удачные конструкцию? Вот http://www.troelsgravesen.dk/Diy_Loudspeaker_Projects.htm дерзайте)).

RedStar: Дизайн интересный по ссылке: TQWT-mkIII and DTQWT-mkIII и ScanSpeak Ekta mkII. Повторимо вполне из слоеной фанеры.

volli: r9о-11 пишет:все сказали "Ну, наконец-то!", то, скорее всего, её и не будет ... НИКОГДА! Просто по тому, что "всем не угодишь"... .

r9о-11: Да тут не то что всем, тут себе угодить трудно. Сегодня я хочу одно звучание Эвы Кэссиди, а через неделю другое...

Lokomotiv91: Идеал, безусловно, не достижим, хочется разумного компромисса, оптимума по соотношению цена/качество/помещение какое есть))) из этих соображений почти не рассматриваю АС с фазоинвертором сзади)

Lokomotiv91: Да, Троелс Гравесен очень интересная тема. Но как-то рылся там, и всё постепенно откидывал)) периодически мониторю

Lokomotiv91: Да, понимаю. Но, когда всё продумано до мелочей, когда перед глазами есть успешные примеры реализации, я думаю, долгоиграющие проекты реализуемы)

Shef: RedStar пишет: Дизайн интересный по ссылке: TQWT-mkIII http://www.troelsgravesen.dk/DTQWT-mkIII.htm Кстати да, если б я что-то начал пилить, то сейчас это было бы: Но два момента: - твитер ставить ПОД динамиком НЧ-СЧ, не знаю почему но мне так гораздо гораздее (не потому что ПОД, а потому что пониже), Клипчевские приземистые напольники Heresy на мой УхЪ отлично звучат с твитером в полметре от пола; - твитер ставить таки рупорный, у тех же Клипчей безрупорных практически нигде уже нет: В общем что-то навроде одной из конструкций камрада ULF-а. Кстати, у автора под конец статьи "услие таки превозмогло рассудок": иметь раздельные СЧ и НЧ динамики в одном общем раструбе ?? СЧ логичнее в бокс, но, похоже, ему просто надоело пилить и вышло что вышло.

jumbo-1: Lokomotiv91 пишет: из этих соображений почти не рассматриваю АС с фазоинвертором сзади) А спереди? Но, когда всё продумано до мелочей, когда перед глазами есть успешные примеры реализации, я думаю, долгоиграющие проекты реализуемы) Три года назад общался по телефону с человеком который продавал акустику фокал, в ретейле она чуть больше 3 млн.р. Покупалась, прослушивалась в салоне в Москве. Приехав домой, всё заново прослушав, поставил на продажу минус 1 млн. Рассказ про то, что, даже хорошая, брендовая акустика, сведённая в лаборатории, на супер-пупер деталях, не зашла в домашних условиях покупателя. Вы думаете там не продумали всё до мелочей?!?! Поэтому совет: Двигайтесь от простого к сложному. Купите связку, подчёркиваю, связку, усилитель-акустика и начните слушать, ходите в гости к людям кто имеет систему. Будите больше слушать и понимать, будет приходить понимание, тренировка слуха. Не агитирую за предложенные вам динамики, но это самый простой способ с чего то начать. Без танцев с бубнами вокруг кроссоверов. После пары месяцев будете слышать что вам не хватает. Вот тогда и приложите свои умения и желания. А может закроите тему на несколько лет.

Lokomotiv91: Фазоинвертор сзади надо очень далеко двигать от стены.. площади много съедается) Я тут недавно подключил к 1,5 ваттному ламповому усилителю вместо самодельных шириков в ЗЯ, покупные 2полосные колонки energy, с относительно низкой чувствительностью. Начитавшись интернетов, страшно было поделючать, типа совсем не та связка усилок-колонки. Каково же было моё удивление, когда я из energy услышал то же самое, что и из шириков 😄 только за счёт бОльшего диаметра динамиков - шире сцена и баса больше. Да и басы, с теми же болячками, что были, когда усилителем был покупной NAD.

jumbo-1: Lokomotiv91 пишет:Фазоинвертор сзади Так вам и предложил фазик спереди. В остальном уже высказался).

Rex: Сергеев Сергей пишет: . Я их использую как ШП. Поэтому ни фильтров, ни пищалок. А вот это, корень моих скитаний и изысканий в акустике. Давно отмел от себя и двух и многополоску. В самом деле, в силу возрастных изменений я уже не слышу выше 14 кГц. А до этой частоты можно вытянуть любой нормальный ширик и без пищалки. Снизу сложней. Но, ниже 30 Гц я ушами тоже не слышу. Только "ливером". Опять-же, сам бог велел, как говорится, обойтись без многополоски. Процесс пока застрял, но желание вытащить низ за счет ГИ не пропало.. Кому-то покажется, что я предпочитаю кастрированный звук.. Смею заметить, что 98-99% звуковой картины находится в этом диапазоне и 95% от нее способны воспроизвести половина ШП динамиков. А, как бумажный ШП подает серединку - ни одной многополоске не снилось! Будь это хоть 5ГДШ-4, хоть 4ГД-28, да хоть те-же Сонидо, которые мне очень быстро разонравились. Результат всегда лучше! ИМХО, естественно.

Сергеев Сергей: Rex пишет:А, как бумажный ШП подает серединку - ни одной многополоске не снилось! Согласен. А если середина красивая, то остальное второстепенно. А непрессованные диффузоры дают именно красивую, бархатную середину.

Rex: Я сперва промолчал.. Но, Сергей Евгеньевич, сколько будут стоить 30 шт ваших непресованных диффузоров.. Разве что парочку приобрести, на попробовать. Не более. Намагничивалка закончена. Энерговооруженность 1200 вольт/1200 микрофарад. Но, пока не испытывал. Форсмажор с автомобилем.. Все свободное время на машину трачу, пока.

ALSS: 1200^2 x 0.0012/2 = 1728 Дж! Пушка!

Abettor: Чё-то посчитал... Получилось в два раза меньше.

Rex: В любом случае должно хватить. Тем более, что индуктор небольшой, делал аккурат под размер магнита 4гд-28. Провод 2,5 квадрата, плоская шинка. Знаю, что мало, но попробую. Лишь-бы не сгорел. Кондеры МБГВ на 1000в вроде держат 1200в, проверял пару. Но пользовать только с сетевым стабилизатором, иначе, при скачках напряжения сети опасно становится уже, может пробить.

ALSS: Abettor пишет: Чё-то посчитал... Получилось в два раза меньше. Да, таки промахнулся - делить на 2 написал, а разделить забыл... 864 Дж тоже неплохо. PS. В моем однотактнике 1440 Дж на два канала по 3,5 Вт, придется уменьшать - конденсаторы нужны в другом усилителе, в этом останется всего 450 Дж.

Rex: Особо не заморачивался с расчетами. Поверил на слово камрадам, когда штудировал всевозможные форумы на эту тему. Как выяснилось, достаточно и 900в и емкости в 800-900 мкф. К своему стыду, я полгода назад даже знать не знал, что можно в домашних условиях намагничивать магниты динамиков! Ну, а значения джоулей 900в / 900 мкф, это в чьей-то теории. Я просто поднял планку до 1200в / 1200 мкф. На практике проверю, но позже. Если кому интересно, могу сделать фото агрегата, как снаружи, так и изнутри. Но, емкости еще не подключены и не оформлены в корпус. Только давайте не здесь. Есть соответветствующая ветка. Туда скину. А то ушли от темы..

RESET: Rex пишет: ...Если кому интересно, могу сделать фото агрегата, как снаружи, так и изнутри. Но, емкости еще не подключены и не оформлены в корпус. Только давайте не здесь. Есть соответветствующая ветка... Да, точно так! Крайне любопытно. Подробные фото устройства, конечно в профильной ветке. Заранее спасибо!

Rex: Хорошо. Завтра отщелкаю. С комментариями.

Abettor: ALSS пишет: 1200^2 x 0.0012/2 = 1728 Дж! Пушка! Посчитал свою при максимальном напряжении на конденсаторах в 390 вольт перед подачей импульса на индуктор: 390^2 х 0,02245/2 = 1863 Дж. Надо вольтметр примастетюрить. Думаю, что и 300 вольт на конденсаторах во многих случаях будет достаточно.



полная версия страницы