Форум » Самоделки акустических систем » Непрямоугольный ОЯ » Ответить

Непрямоугольный ОЯ

andbeyond: Коротко: чтобы ОЯ не имел резких собственных резонансов, сильно окрашивающих звук, его следует сделать непрямоугольным. Длинно: ОЯ хорош тем, что используется не только переднее излучение динамика, но и тыловое. Оно переотражается, создавая естественное звучание. Однако же прямоугольный ОЯ имеет собственные резонансы на длинах волн, соответствующих уравнению лямбда = 0.5 * х * n, где х - внутренний размер ОЯ по горизонтали или вертикали, n - любое целое число. В результате ОЯ даёт резонансные призвуки на этих частотах, что загрязняет звук. Какие методы борьбы с этим явлением известны в интернет-пространстве? Перечислим их и раскритикуем: 1. Утолщение материала стенок ОЯ. Критика: Сами стенки перестают резонировать, но резонанс между ними никак не меняется. 2. Покрытие стенок заглушающим материалом. Критика: Акустическая система = музыкальный инструмент. Где вы видели музыкальный инструмент с корпусом, забитым туфтой? Скрипка? Гитара? Диджириду? Вся идея ОЯ в том, что уйти от позорной туфты и полезно использовать тыловое излучение - как делают все музыкальные инструменты. Мы не хотим погасить звуковые колебания в ОЯ. Мы хотим избавиться от резких резонансов. Туфта - не выход. Долой туфту. 3. Разная толщина либо линейные размеры стенок ОЯ. Критика: Полезно, ибо у стенок теперь разные резонансные частоты. Но не влияет на резонанс звуковой волны внутри ОЯ. 4. Отверстия или пропилы в стенах ОЯ по АМЛ. Критика: Помогают чуть приглушить совсем резкие резонансные выбросы, но только на относительно высокие частотах и только в небольшой степени. Не решение. Моё решение: уйти от прямоугольности ОЯ, тем нарушив резонансность. Наружный корпус ОЯ оставляю прямоугольным, внутри ставлю отражающие скошенные плоскости. Приведу пример. (Практика показывает, что картинки на форуме вскоре исчезают из-за неидеальностей хвостингов, поэтому ASCII-art) 0000000000 0000000x00 00000000x0 0000000000 0x00000000 00x0000000 000x000000 0000000000 Внизу слева и вверху справа под разными углами укреплены отражающие плоскости. Объём ОЯ уменьшился незначительно, зато видно, что стоячие волны практически исключены. ОЯ немного подзвучивает все частоты, не имея острых резонансов. Интересна конструктивная критика, и интересна информация о предыдущих реализациях/обсуждениях этой идеи - идея вполне очевидная, так что таковые должны были быть... но мой интернет-поиск их не нашёл. Что скажете? Сергей

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

andbeyond: serj пишет: SS.Rusakov пишет: цитата: давно бы выпилили попробовали да и все. Пилите, дорогой Вы наш "Гварнери Страдивайревич". Спешу всех обрадовать: сам ОЯ давно готов, поёт песни. Перед окончательной настройкой с помощью отражателей придумал спросить на форуме о том, какой есть опыт такой настройки, завёл эту тему. Ожидал, что меня пошлют в тему, где это всё уже сколько лет как обсудили, или рекомендуют книжку 50х годов. Удивлён, что этого не произошло. Что ж, приступаю к настройке. Кстати, то, что ОЯ готов, я уже писал выше. Не знаю, почему продолжают приходить такие реплаи. Ну да ладно. PS Почему-то также популярны реплаи про слишком глубокий ОЯ. Выше сказано: глубина 21 см при ширине 43

SS.Rusakov: Таки это ж и прекрасно :) .Осталось все вдоль и поперек микрофоном замерить и обнародовать...а это очень увлекательно (долго и нудно) даже с "традиционными" способами ящикостроения. И даже после всего этого секаса у вас остаются смутные сомнения, то ли ты получил, а вдруг можно лучше. (но я гоню эти крамольные мысли и с удовольствием слушаю музыку)

Ogust: 21 см много однако..43 мало


U.L.F.: Осмелюсь признаться в своей непонятливости... Господа, а вот эти таблички из плюсов и минусов в выше расположенных постах что вообще обозначают???

Бокарёв Александр: Вероятно, специальная программа. Хотя мне это напоминает счеты. Косточка влево, косточка вправо, щелк-щелк....С вас - три пятьдесят!

Комелев Константин: andbeyond пишет: отражательные доски местами вот так, чтобы они не загораживали жабры: ==========+==== ===========+=== ============+== Сергей, простите, я владею только русским. А владелец АМЛ-мюзик сказал, что никаких гвоздей! В остальном всё верно. Мы же сначала рассчитываем фазоинвертор, а потом подстраиваем под бдительным оком микрофона, и - ничего страшного. Мы же добавляем и отбавляем звукопогл. мат-ал в ЗЯ и не жалуемся. А музыканты зачем-то крутят свои колки.

Flying Snow: andbeyond пишет: 1. Популярный в современные времена, в том числе и на этом форуме. Долой все призвуки, долой резонансы, звучать должен только динамик, роль ОЯ - предотвратить акустическое короткое замыкание, звучать он не должен вообще. (Дай этим людям придумать скрипку, они у для неё корпус изготовят из бетона и заполнят туфтой, иронизирую я) Правильный способ. Резонансы не совсем долой, они под контролем поглотителя. Скрипка в качестве примера здесь вообще не подходит, никакой связи.2. Максималистический. Подход Лихницкого (АМЛ) по ссылке выше. По его данным этот подход был основным в наиболее удачной технике 40х - времени, когда ламповая техника достигла наивысшего расцвета. Резонансы корпуса подбираются так, чтобы помочь динамику вытянуть низы. По данным АМЛ исследуемый им корпус приёмника имеет резонансы 63, 160, 192, 261, 283, 442, 487 Гц - т.е. заполнены все низы, кроме окрестностей собственного резонанса динамика (80 Гц). По приборам это резко улучшило частотную характеристику. На слух - резко улучшило не только количество, но и качество низких частот. См график в статье АМЛ. Пытаюсь мыслить логически: у нас много резонансов в корпусе, они возбуждаются излучением динамика, т.е. давлением воздуха? На каждое сильное колебание диффузора, без разницы на какой частоте, происходит возбуждение этих резонансов на этих частотах? С какой длительностью, они же не задемпфированы? Получается - корпус постоянно гудит на этих семи частотах, вне зависимости от партий басовых инструментов и срывается в рёв при совпадении частот излучателя и корпуса? Да количество может увеличится, но в чём качество низких частот?3. Минимально-акустический. Тот, который я обозначил в стартовом посте. Разбиваем самые сильные резонансы, чтобы корпус не давал сильных призвуков. Но в остальном корпус не заглушаем, небольшая подзвучка от корпуса (через низкодобротные резонансы) - положительно должна сказаться на звуке. Почему Вы уверены, что корпус (материал корпуса?) даёт какие-то призвуки? Тем более в ОЯ и на домашних мощностях? Если не умножать несуществующие сущности, реально там ничего нет.1. Слабозакреплённая доска нормально будет разбивать воздушные резонансы, но резонансы стенок ОЯ не тронет, при достаточно хорошей лабораторной технике это всё будет видно. Если окажется, что что-то полезно сделать с резонансами стенок, то это решается добавлением рёбер жесткости. Найдя хорошее положение доски, разбивающей воздушные резонансы, прикрутим её к корпусу, она изменит резонансы стенок, потом уже можно будет на них смотреть. Рулон поролона или мин ваты в центре корпуса сделает это по крайней мере не хуже. А реализация проще.

Бокарёв Александр: товарищ andbeyond настойчиво гнёт свою точку зрения, называя открытым оформлением один его вариант - коробку от приемника. Со всеми особенностями работы, о которых Лихницкий, собственно и рассказывал. Только к теме высококачественного звука эта гуделка от приемника никаким боком не тулится, равно как сравнивать скрипку с щитовой акустикой. Бред. В своё время автору книжки Гендину досталось в "Радио" за его убеждения, что колонку нужно делать из музыкальной ели, а частями колонки являются футляр и отражательная доска. Еще один проповедник поющего ящика. Странное впечатление от сообщений этого участника, словно он застрял в 50-х годах вместе с воззрениями, и вылезти оттуда упорно не желает, не понимая вообще, о чем мы тут все. Кстати, он, по-моему, давно свалил из темы, а мы всё доказываем, цитируя ахинею.

омельян: У нас в городе один мой друг даже сделал эту акустику из досточек. Да так и стоит без дела, всё никак не выбросит её. Ужас!

Бокарёв Александр: Причина незвучания проста: куча шириков рядом на одной панели даст свалку вместо звука , дикую интерференцию. Книга Гендина писана в те годы, когда добыть более-менее приличные динамики можно было только из приемников. Специальных динамиков не делали, не было тогда самого понятия высокое качество звука. Так, на слух всё и на пальцах. Отсюда куча всяких легенд, кочующих из журнала в журнал, бездарных колонок с уродливым звуком и отсутствие понятия, как вооще нужно делать. Пытался по тем мохнатым учебникам что-то понять - мрак беспросветный.

Flying Snow: Бокарёв Александр пишет: Кстати, он, по-моему, давно свалил из темы, а мы всё доказываем, цитируя ахинею. Я чего в дискуссию-то влез - пока плохо понимаю процессы в акустике. Пытаюсь рассуждать, было интересно, правильно ли мыслю.

Бокарёв Александр: Открытая акустика- там кучка плюсов и гора минусов. Плюсы- отдача внизу удваивается, тыл начинает работать , не умирая в ящике. Ящичный эффект уходит, средина оживает . Минусы- спад отдачи внизу, размеры не бесконечные. И крикушка лезет от тыльной части диффузора, там звук откровенно говенный, его глушить надо. А кто не глушит-ценители аутентичности звучания- давятся кашей , отраженной от стен.

U.L.F.: Бокарёв Александр пишет: А кто не глушит - ценители аутентичности звучания - давятся кашей , отраженной от стен. Ой... не всегда и давятся. Много системок разных слушал. Иногда отвратно, а иногда волшебно даже с компактным щитом.

Бокарёв Александр: Дима, дело в разнице уровня прямого и отраженного сигналов. Компактные щитки проще оттянуть от стен, да и слушать их удобнее вблизи. Вот и весь фокус.

Комелев Константин: andbeyond Короче, поставил я полоску двп 70см длиной в свой очень (10-15см) неглубокий ОЯ. Просто так поставил, куда влезла. Послушал, поискал вторую, такой же не нашёл, попалась фанера 50см. Поставил во второй ОЯ. Послушал, вытащил, опять послушал. Вернул полоски на место. С ними как бы лучше. Ничего не измерял, так как не представляю, что я должен намерить. Может как-нибудь потом. А эксперимент нужно будет через пару дней повторить. Я понимаю, в АМЛ-мюзик глубина 40 с лишним см. Там есть чему резонировать, но у меня вверху 10см. внизу 15. Там какие м.б. резонансы, к тому же дсп голимое.

U.L.F.: Комелев Константин пишет: С ними как бы лучше. А что лучше-то? В смысле, что изменилось от полосок?

Комелев Константин: А вот фиг его знает. Сказать, что звук стал правильнЕЕ, а что до этого был непраильный?) Микрофон включить и увидеть какие-то изменения в 1/2 Дб? А разве я могу услышать такую разницу? Вот спецом дня два систему поневключаю, повторю с полосками. Может это обычный аудиофильский бред из серии: "я столько мучался, по-любому должно измениться, причём обязательно в лучшую стороу!"

andbeyond: Flying Snow пишет: Пытаюсь мыслить логически: у нас много резонансов в корпусе, они возбуждаются излучением динамика, т.е. давлением воздуха? На каждое сильное колебание диффузора, без разницы на какой частоте, происходит возбуждение этих резонансов на этих частотах? Да. Чем ближе частота излучаемого звука к частоте резонанса, тем сильнее запитывается резонанс, но и далёкие от резонанса частоты до некоторой степени его раскачивают. С какой длительностью, они же не задемпфированы? Получается - корпус постоянно гудит на этих семи частотах, вне зависимости от партий басовых инструментов и срывается в рёв при совпадении частот излучателя и корпуса?1. Да, призвук длительный. 2. Да. Впрочем, если резонансы не слишком добротные, то звучание будет зависеть от частоты исходного звука. Да количество может увеличится, но в чём качество низких частот?Экспериментально - тут просто слушать ухом, всё услышится. Теоретически - у Лихницкого по ссылке выше есть теория почему всё так. Как минимум какое-то отношение к реальности она, по моей оценке, имеет.Почему Вы уверены, что корпус (материал корпуса?) даёт какие-то призвуки? Тем более в ОЯ и на домашних мощностях? Если не умножать несуществующие сущности, реально там ничего нет.Их слышно. Эксперимент: 1. Послушайте ОЯ 2. Накройте его сверху и сбоку толстым одеялом (не загораживая динамики), глушащим отзвук корпуса, послушайте снова. Отличия слышны. Вы совершенно верно обращаете внимание на проблемы, возникающие, если у ОЯ сильные резонансы. ОЯ будет звучать вместо музыки, особенно это будет заметно, если музыкальный звук резко обрывается. На мой взгляд, из этого следует, что сильные резонансы ОЯ следует разбить на несколько слабых (или даже сплошной спектр вместо линейки резонансов - наклонные отражатели должны давать именно такой результат). В этом случае достигается правильный баланс - ОЯ чуть подзвучивает музыку, но не слишком. Альтернатива - глушить всё. Что лучше - следует определять на слух.

andbeyond: Комелев Константин пишет: Короче, поставил я полоску двп 70см длиной в свой очень (10-15см) неглубокий ОЯ. Просто так поставил, куда влезла. Послушал, поискал вторую, такой же не нашёл, попалась фанера 50см. Поставил во второй ОЯ. Послушал, вытащил, опять послушал. Вернул полоски на место. С ними как бы лучше. Ничего не измерял, так как не представляю, что я должен намерить. Может как-нибудь потом. А эксперимент нужно будет через пару дней повторить. Я понимаю, в АМЛ-мюзик глубина 40 с лишним см. Там есть чему резонировать, но у меня вверху 10см. внизу 15. Там какие м.б. резонансы, к тому же дсп голимое. Очень интересно! У меня при 22 сантиметрах глубины всё это слышно как оттенки звучания. Слышно отчётливо... но нужно прислушиваться. При 10-15 см, конечно, эффект слабее. Я в итоге тоже не собрался пока мерить частотку, настроил на слух. (Внимание критикам! Теперь меня есть, за что критиковать!) Сегодня-завтра напишу здесь итоговые размеры ОЯ с отражателями. Ключевое впечатление: точное размещение отражателей не важно. Главное, чтобы не осталось параллельных поверхностей - это меняет звук. А вот какие именно будут наклоны - на слух неразличимо. Кстати, именно это предсказывала теория: важно разбить сильные резонансы, остальное - детали. PS Что должно услышаться (или аппаратно зафиксироваться): на частотах v/x, где v == скорость звука, x == ширина или длина ОЯ должен быть повышенный отклик исходного ОЯ. У ОЯ с отражателями таких резких откликов быть не должно, должно быть много слабых

U.L.F.: andbeyond пишет: Накройте его сверху и сбоку толстым одеялом (не загораживая динамики), глушащим отзвук корпуса, послушайте снова. Отличия слышны. Ещё можно накрыться одеялом вместе с ОЯ и ... так и слушать под одеялом. Это всё шуточки конечно. А если серьёзно, ну ерундой Вы занялись. Какие "резонансы" Вы там разбиваете??? Фото конструкций можно? Чтоб именно в комнате прослушивания и не в виде плюсов и минусов...



полная версия страницы