Форум » Самоделки акустических систем » Непрямоугольный ОЯ » Ответить

Непрямоугольный ОЯ

andbeyond: Коротко: чтобы ОЯ не имел резких собственных резонансов, сильно окрашивающих звук, его следует сделать непрямоугольным. Длинно: ОЯ хорош тем, что используется не только переднее излучение динамика, но и тыловое. Оно переотражается, создавая естественное звучание. Однако же прямоугольный ОЯ имеет собственные резонансы на длинах волн, соответствующих уравнению лямбда = 0.5 * х * n, где х - внутренний размер ОЯ по горизонтали или вертикали, n - любое целое число. В результате ОЯ даёт резонансные призвуки на этих частотах, что загрязняет звук. Какие методы борьбы с этим явлением известны в интернет-пространстве? Перечислим их и раскритикуем: 1. Утолщение материала стенок ОЯ. Критика: Сами стенки перестают резонировать, но резонанс между ними никак не меняется. 2. Покрытие стенок заглушающим материалом. Критика: Акустическая система = музыкальный инструмент. Где вы видели музыкальный инструмент с корпусом, забитым туфтой? Скрипка? Гитара? Диджириду? Вся идея ОЯ в том, что уйти от позорной туфты и полезно использовать тыловое излучение - как делают все музыкальные инструменты. Мы не хотим погасить звуковые колебания в ОЯ. Мы хотим избавиться от резких резонансов. Туфта - не выход. Долой туфту. 3. Разная толщина либо линейные размеры стенок ОЯ. Критика: Полезно, ибо у стенок теперь разные резонансные частоты. Но не влияет на резонанс звуковой волны внутри ОЯ. 4. Отверстия или пропилы в стенах ОЯ по АМЛ. Критика: Помогают чуть приглушить совсем резкие резонансные выбросы, но только на относительно высокие частотах и только в небольшой степени. Не решение. Моё решение: уйти от прямоугольности ОЯ, тем нарушив резонансность. Наружный корпус ОЯ оставляю прямоугольным, внутри ставлю отражающие скошенные плоскости. Приведу пример. (Практика показывает, что картинки на форуме вскоре исчезают из-за неидеальностей хвостингов, поэтому ASCII-art) 0000000000 0000000x00 00000000x0 0000000000 0x00000000 00x0000000 000x000000 0000000000 Внизу слева и вверху справа под разными углами укреплены отражающие плоскости. Объём ОЯ уменьшился незначительно, зато видно, что стоячие волны практически исключены. ОЯ немного подзвучивает все частоты, не имея острых резонансов. Интересна конструктивная критика, и интересна информация о предыдущих реализациях/обсуждениях этой идеи - идея вполне очевидная, так что таковые должны были быть... но мой интернет-поиск их не нашёл. Что скажете? Сергей

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Flying Snow: Попробую ещё раз: andbeyond пишет: Нам всё-таки нужно только чуть подзвучить музыку, а не с нуля её играть, да и дерево - от природы очень музыкальный материал, если ему не мешать. Как Вы себе представляете этот процесс? Как дерево будет "помогать" воспроизведению полосы, к примеру 40-12000 гц? Как разные резонансы дощечек монолитного корпуса, повлияют на звучание динамика, каким образом?

U.L.F.: Комелев Константин пишет: Жалко, что мало и неподробно показывали заднюю стенку с её замысловатыми перегородками, думаю, имеющими опр. смысл в данной теме. Там сзади никаких премудростей. Две горизонтальные перегородки и сеткой металлической всё закрыто. На сайте Троэлса есть подробные фото, я пытался оттуда стянуть и здесь выложить, но они защищены авторским правом и не получилось.

Комелев Константин: сетка как ПАС точно не работает, громкость не сильно ослабляет, может быть как-то рассеивает, создавая пресловутый диффузный звук, диффузное поле. В ОЯ и Щите классика великолепно звучит, лучшего и не надо, а вот ПФ, хард уже расплываются, а всё почему? Тыл хреначит так же как и фронт, Поэтому с тыльным излучением борится кто во что горазд, кто дощечками, кто расстояеием. Я вон, тряпочку дырявую сзади вешаю. Всё лучше, чем слушать джаз и классику через ЗЯ и ФИ


Бокарёв Александр: Меня мои ящики с парой Сканов устраивают и на джазе и на классике и на роке , нет претензий к этим шедеврикам. А позволить открытой акустике вопить сзади - значит себя не уважать, как хозяина акустики и выставить себя дураком.

andbeyond: Flying Snow пишет: Как Вы себе представляете этот процесс? Как дерево будет "помогать" воспроизведению полосы, к примеру 40-12000 гц? Как разные резонансы дощечек монолитного корпуса, повлияют на звучание динамика, каким образом? Добрый день. Я видел Вашу реплику в прошлый раз и решил подождать с ответом в надежде, что ответит кто-нибудь ещё - и скажет что-нибудь интересное. Впрочем, пусть всё-таки отвечу не я, а А.М.Лихницкий, там очень в тему обсуждения - только он-то совсем не про глушение резонансов, а про использование: http://aml.spb.ru/foz2.htm (подраздел "Корпус громкоговорителя"). Обратите внимание на график - он кажется невозможным, но ведь экспериментально намерен! Кстати, перечитывая статью с изумлением наткнулся на "в корпусе должны быть воздушные резонансы: четвертьволновый на частоте 283 Гц, когда четверть звуковой волны равна глубине корпуса (известный американский акустик Беранек [2] настаивал, что это самый главный резонанс открытой акустической системы); и полуволновые на частотах 447 и 261 Гц" Четвертьволновой резонанс??! Я-то был уверен, что у мало-мальски жёсткого корпуса минимальный значимый резонанс полуволновой! Где мой калиброванный микрофон... Ах да, у меня его нет... Сергей

Бокарёв Александр: Частоты указанные Беранеком очень неприятные на слух, что 280 что 450 гц. Не приведи господи поиметь резонансы на них. Хотя, для того говна, которое звучало в те годы, такой винегрет видимо считался нормой.

andbeyond: Бокарёв Александр пишет: Меня мои ящики с парой Сканов устраивают и на джазе и на классике и на роке , нет претензий к этим шедеврикам. Ага! Т.е. есть ОЯ! Всё-таки спрошу: 1. Есть ли в нём какое-то глушение резонансов? (звукопоглотитель или другие обсуждавшиеся варианты) 2. Попробуйте поставить внутри доску 1/2-1/3 высоты несколько наклонно? Как изменится звучание? Если негромкий звук, доску можно не закреплятьА позволить открытой акустике вопить сзади - значит себя не уважать, как хозяина акустики и выставить себя дураком. Но это же от комнаты зависит и от места размещения ОЯ. Иногда лучше у стены за ОЯ занавеску повесить. Иногда нет. То, что у ОЯ существует эта степень свободы - фича, а не баг. (Было чуть ранее) фигли толку обивать поглотителем стенки открытки, когда все резонансы боковушек и донышек проявляются в центре, в местах наибольшей скорости , а не у стенок, где скорость нулевая, а меняется фаза волны Вот кстати, это важная деталь. Если уж глушить резонансы поглотителем, то нужно гамак-матрас ближе к центру вешать. Но так ведь никто не делает, да? Или делает?

Бокарёв Александр: Мои колонки - закрытый ящик. Сканы не созданы под открытое оформление ни разу. Единственный практический вам совет- забейте на маниакальную страсть считать резонансные моды, дайте розовый шум на вашу ГОТОВУЮ конструкцию, а не на её образ в извилинах коры, послушайте звучание и потом делайте все ваши идеи, прислушиваясь к шуму. Он вам не соврет.

Ogust: Ловля резонансов у открытки это ловля блох...

Бокарёв Александр: Равно как и разведение этих резонансов , злонамеренно или без умысла, по глупости.

U.L.F.: Комелев Константин пишет: сетка как ПАС точно не работает, громкость не сильно ослабляет, может быть как-то рассеивает, создавая пресловутый диффузный звук, диффузное поле. Не думаю, что она вообще какое-то заметное влияние оказывает. Просто функцию декоративного гриля выполняет. Я помню когда делал себе опнбаффлы, так вообще отказался от идеи открытости для среднечастотного громкоговорителя. Переотражёнка сильно доставала именно на СЧ. На НЧ совсем не мешало. http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/moi_stati/akustika/trjokhpolosnye_kolonki_v_vintazhnom_stile/4-1-0-25 Бокарёв Александр пишет: Меня мои ящики с парой Сканов устраивают и на джазе и на классике и на роке , нет претензий к этим шедеврикам. Саша, я тебя очень хорошо понимаю, всем хороша такая акустика. Всем, кроме категорически недостаточной чувствительности для маломощного лампового однотактничка. Отсюда все поиски и скитания ламповиков в поисках акустического грааля.

Бокарёв Александр: Дима, спасает возраст (любовь к тишине) и опасение побеспокоить новых соседей лишним шумом. за эти годы за стеной столько всяких уродов перебывало, достающих шумом, что нынешние бесшумные квартиранты- подарок судьбы. Поэтому моих 3 ватт на канал даже не то что много, а гигантски много. А висящий в воздухе звук сканов даже на 10 милливаттах - он бесподобен.

BETEP: А есть смысл в ПАС, кроме как в снижении резонансной? По поводу открытых СЧ - можно же сзади и рассеиватели расположить... И я тут спрашивал по поводу планарных ГГ - кто нибудь связывался с ними? Бокарёв Александр пишет: А висящий в воздухе звук сканов даже на 10 милливаттах - он бесподобен. Да, это круто. Только в одной системе я такое слышал... большая редкость. И чаще - фантазии самопильщиков.

Бокарёв Александр: Магнепаны услышал на выставке в 2006 и охренел от их звука, нет им равных. Только прущимся от баса- с ними не жить, нет там колбасного низа, он быстрый и мгновенно исчезающий, как и должно быть в идеале, а не тот гудящий длинный пердеж , который считают басом. ПАС- как любое акустическое решение- настраивается не от балды, а по приборам, просто с ним возни больше на порядок, и знания нужны, что творим , тогда и результат. Когда собрал и настроил свои Сканы, приехал Саша из Новошахтинска, послушал и сказал: я бы к вам возил всех ростовских (нецензурно) аудиофилов, которым (нецензурно) вечно (нецензурно) верхов не хватает, тыкал бы их носом в ваши пищалы и спрашивал: И что тебе, (нецензурно) в этом звуке (нецензурно) не хватает?

BETEP: Ну бошка в общем такая - https://ru.aliexpress.com/store/product/AMT-2560-ribbon-tweeter-Planar-Transducer/1202107_32777177367.html?spm=a2g0v.12010612.8148356.36.57ee66dcPUrfEM Чисто СЧ.

Бокарёв Александр: На АМТ в свое время были надежды, они не оправдались. Не играют Хейлы средину, шипят, но не играют. А тут вообще фиг поймешь что внутри, то ли обычный изодинамик за пятак то ли Хейл уродский. И цена внушительная, чтобы уважали.

BETEP: Написано - планар. Показано из чего сделан и как. По виду - изодинамика, большая. Мелкие хейлы действительно низ не тянут, но тут, вроде как калибр поболее. АЧХ при минимальной коррекции - линейка.

Бокарёв Александр: Был одно время в коллекции планар, длинный, широкий. Направленность узкая по вертикали. Не моё.

BETEP: Только из-за направленности?

Бокарёв Александр: Да. А ещё их лучше повыше отрезать, внизу выражен резонанс закрытого объема замембранного пространства. Торчок на ачх .



полная версия страницы