Форум » Самоделки акустических систем » Непрямоугольный ОЯ » Ответить

Непрямоугольный ОЯ

andbeyond: Коротко: чтобы ОЯ не имел резких собственных резонансов, сильно окрашивающих звук, его следует сделать непрямоугольным. Длинно: ОЯ хорош тем, что используется не только переднее излучение динамика, но и тыловое. Оно переотражается, создавая естественное звучание. Однако же прямоугольный ОЯ имеет собственные резонансы на длинах волн, соответствующих уравнению лямбда = 0.5 * х * n, где х - внутренний размер ОЯ по горизонтали или вертикали, n - любое целое число. В результате ОЯ даёт резонансные призвуки на этих частотах, что загрязняет звук. Какие методы борьбы с этим явлением известны в интернет-пространстве? Перечислим их и раскритикуем: 1. Утолщение материала стенок ОЯ. Критика: Сами стенки перестают резонировать, но резонанс между ними никак не меняется. 2. Покрытие стенок заглушающим материалом. Критика: Акустическая система = музыкальный инструмент. Где вы видели музыкальный инструмент с корпусом, забитым туфтой? Скрипка? Гитара? Диджириду? Вся идея ОЯ в том, что уйти от позорной туфты и полезно использовать тыловое излучение - как делают все музыкальные инструменты. Мы не хотим погасить звуковые колебания в ОЯ. Мы хотим избавиться от резких резонансов. Туфта - не выход. Долой туфту. 3. Разная толщина либо линейные размеры стенок ОЯ. Критика: Полезно, ибо у стенок теперь разные резонансные частоты. Но не влияет на резонанс звуковой волны внутри ОЯ. 4. Отверстия или пропилы в стенах ОЯ по АМЛ. Критика: Помогают чуть приглушить совсем резкие резонансные выбросы, но только на относительно высокие частотах и только в небольшой степени. Не решение. Моё решение: уйти от прямоугольности ОЯ, тем нарушив резонансность. Наружный корпус ОЯ оставляю прямоугольным, внутри ставлю отражающие скошенные плоскости. Приведу пример. (Практика показывает, что картинки на форуме вскоре исчезают из-за неидеальностей хвостингов, поэтому ASCII-art) 0000000000 0000000x00 00000000x0 0000000000 0x00000000 00x0000000 000x000000 0000000000 Внизу слева и вверху справа под разными углами укреплены отражающие плоскости. Объём ОЯ уменьшился незначительно, зато видно, что стоячие волны практически исключены. ОЯ немного подзвучивает все частоты, не имея острых резонансов. Интересна конструктивная критика, и интересна информация о предыдущих реализациях/обсуждениях этой идеи - идея вполне очевидная, так что таковые должны были быть... но мой интернет-поиск их не нашёл. Что скажете? Сергей

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Комелев Константин: вчера вечером повторно прослушивал. Если до эксперимента дырчатая тряпочка закрывая ОЯ сзази на 5/6, то с полосками тряпку приподнял до 2/3. М.б. кол-во полосок увеличить до двух и сделать их разной длины, разместив под разным наклоном?

andbeyond: U.L.F. пишет: А если серьёзно, ну ерундой Вы занялись. Какие "резонансы" Вы там разбиваете??? Корпус ОЯ обычно прямоугольный. У прямоугольника 2 весьма сильных резонанса. На длинах волн 2*длина и 2*высота. Их и разбиваем. И сам факт наличия резонансов, и необходимость с ними что-то делать никем всерьёз не оспариваются. Вопрос в том, что именно с ними делать - глушить, как предлагают многие, или разбивать на спектр низкодобротных резонансов, как предлагаю я.Фото конструкций можно?Фото можно, но сейчас конструкция в фазе лакокрасочных - сохнет. Вообще феномен исчезания картинок в старых постах означает, что всё по возможности следует говорить словами или ASCII-артомЧтоб именно в комнате прослушивания и не в виде плюсов и минусов...Комната прослушивания не при чём. Мы обсуждаем резонансы корпуса (особенно воздушные внутри корпуса), это частоты порядка сотен герц. Резонансы комнаты прослушивания на порядок ниже, это другая тема. Комелев Константин пишет: вчера вечером повторно прослушивал. Если до эксперимента дырчатая тряпочка закрывая ОЯ сзади на 5/6, то с полосками тряпку приподнял до 2/3. М.б. кол-во полосок увеличить до двух и сделать их разной длины, разместив под разным наклоном? Да, у меня именно две доски-отражателя, они схематично нарисованы в одном из постов выше (крестиками-ноликами). Внизу-справа и вверху-слева под разными углами. Потом напечатаю здесь точные размеры, сейчас не могу лапать корпус краскосохнущий.

Комелев Константин: с товарищем, у которого АЛМ-мюзик никак не состыкуемся. Там чудовищная переотражёнка, не знаю чем два форума восхищались, большие составы слушать проблематично, несмотря на то, что от стены 2 метра


Flying Snow: andbeyond пишет: Впрочем, если резонансы не слишком добротные, то звучание будет зависеть от частоты исходного звука. Если их слышно, значит они мешают. Либо поддерживаем ими(им) провал(ы) АЧХ динамика, что оч сложно.Их слышно. Эксперимент: 1. Послушайте ОЯ 2. Накройте его сверху и сбоку толстым одеялом (не загораживая динамики), глушащим отзвук корпуса, послушайте снова. Отличия слышны. Реально их нЕ слышно при мощности 200 ватт, а дома при 1 ватте - тем более. Ради интереса, встаньте перед звучащей акустикой и вытяните руки вперёд на уровне плеч. А потом разведите в стороны. И звучание изменится! Это великое открытие!!)))Звучание меняет всё, наша задача минимизировать это влияние, а не городить дополнительные призвуки. Почитайте посты А.Бокарёва, просто и практично.

andbeyond: Итак, итоговые размеры. Прямоугольные евклидовы координаты, размеры в миллиметрах (даю текст вместо чертежа, т.к. картинки со временем пропадают с форума): (левый нижний угол ОЯ) (0,0) (правый нижний угол ОЯ) (430,0) (левый верхний угол ОЯ) (0,670) (правый верхний угол ОЯ) (430,670) (нижняя отражательная доска низ) (320,0) (нижняя отражательная доска верх) (420,390) (верхняя отражательная доска низ) (0,550) (верхняя отражательная доска верх) (250,660) Фото: фотохостинги

andbeyond: Комелев Константин пишет: с товарищем, у которого АЛМ-мюзик никак не состыкуемся. Там чудовищная переотражёнка, не знаю чем два форума восхищались, большие составы слушать проблематично, несмотря на то, что от стены 2 метра Скажем прямо: АМЛ очень далеко продвинулся с правильными пониманиями акустики, но не успел завершить работу над правильным ОЯ. АМЛ-мьюзик ОЯ учитывает часть его идей, но не все. Он бы точно на этом варианте не остановился. Напишите, что получилось услышать, когда состоится стыковка. Судя по описанию, там как раз тот случай, где разбивание резонанса очень актуально Flying Snow пишет: Если их слышно, значит они мешают. Либо поддерживаем ими(им) провал(ы) АЧХ динамика, что оч сложно.Т.е. вы выбрали подход "всё глушим". ОК. Но! - Вы ведь его выбрали не слушая другие варианты, так? Если случится Вам попробовать услышать внутренне-непрямоугольный ОЯ - отпишитесь, если измените своё мнение.просто и практично.На уровне "просто-и-практично" можно пойти в магазин и купить полупроводниковую жужжалку. А тут, в основном, более высокие цели народ ставит )

Сергеев Сергей: А может лучше так? Меньше параллельных стенок. Относительно ваших колонок:

andbeyond: Сергеев Сергей пишет: (Эскиз) А может лучше так? Меньше параллельных стенок Интуитивно мне кажется, что правильнее, как у меня сделано, и даже возможно сформулировать обоснования - но на самом деле просто стоит послушать разные варианты. Хотя вот ещё какое соображение стоит высказать: я всю дорогу упирал на вопрос воздушных резонансов внутри прямоугольного ОЯ - но есть ещё резонансы стенок ОЯ. И если две противоположные стенки одинакового размера и материала, то у них будет совпадающий резонанс. Опять все совы попадают ) Чтобы разбить эту пару, в восхитившем АМЛ приёмнике стенки были из материала разной толщины. Я тоже сначала собирался так сделать, а потом решил, что косые отражатели разом решат и эту проблему тоже: они действуют как рёбра жёсткости и разбивают резонанс стенок на два неравных. Т.е. ещё одно свойство, которого стоит добиваться - это чтобы в итоговом ОЯ все участки досок от одного ребра жёсткости до другого были разной длины. И действительно, постучал у готовой конструкции по стенкам - все отзываются на разных частотах, такой деревянный ксилофон (специально подкидываю критикам термин для оживления дискуссии). Но на самом деле главное впечатление от моих экспериментов - что конкретика положения досок почти не играет роли. Главное - разбиты основные воздушные резонансы, это слышно. А разные положения досок - может быть, и можно услышать разницу, но навскидку воспринимаются неразличимыми. С другой стороны, у меня неглубокий ОЯ, а в более глубоком все эти эффекты слышнее - возможно, и разница в положении досок услышится. В общем, призываю к экспериментам, благо если есть ОЯ, то поставить доску несложно

SS.Rusakov: Немцы тоже любят "разбивать резонансы": По мне так это суета-сует. Ловить нюансы "мне кажется. что стало лучше", когда львиную лепту в звучание вносит конкретный динамик и его оформление... Но, впрочем, у меня тоже "процесс ради процесса" . Есть время так что ж не поэкспериментировать.

Бокарёв Александр: andbeyond , ну , ладно, создали вы свою конструкцию, отчитались перед калькулятором, дебет с кредитом сошелся. дальше что? Выложите здесь простыню из нулей и единиц или начнете долгий рассказ про глубину баса и ширину сцены? Фотография красивая, но она не убеждает в главном. Что творится с ачх вашего детища? Или слова -ваша главная сила? Так и хочется спросить. вы в комсомоле не участвовали? Говорите много и мимо смысла.

Сергеев Сергей: andbeyond пишет: Интуитивно мне кажется, что правильнее, как у меня сделано Пожалуйста обоснуйте. У Вас присутствуют параллельные поверхности. В моем эскизе их нет.

andbeyond: Сергеев Сергей пишет: andbeyond пишет:  цитата: Интуитивно мне кажется, что правильнее, как у меня сделано Пожалуйста обоснуйте. У Вас присутствуют параллельные поверхности. В моем эскизе их нет.1. Параллельные участки совсем небольшие. Между верхней и нижней стенкой - параллельные отрезки (250,0)-(320,0) и (250,660)-(320,660), итого длина параллельного участка 7 сантиметров Между правой и левой стенкой - параллельные отрезки (430,390)-(430,550) и (0,390)-(0,550), итого длина параллельного участка 16 сантиметров Поскольку наша задача - не полностью всё заглушить, а уйти от ситуации сильных резонансов, то оставшиеся небольшие участки - это нормально. К тому же как раз на эти участки приходится магнитная система широкополосника, загораживая прямой путь волны. В целом мой подход - минимальными и в смысле усилий, и в смысле изменений акустического оформления усилиями разбить наиболее добротные резонансы. 2. Если сильно сузить пространство ОЯ отражательными досками, то получится глубокий ОЯ, а там, как здесь совершенно верно упоминали, наступают свои проблемы. Подозреваю, что в таком случае отражатели стоит устанавливать чуть наклонно, чтобы отражённая волна шла наружу в тыл ОЯ 3. Но король - эксперимент. Я на данный момент считаю работу завершённой, но при случае ещё поэкспериментирую. А пока - всех к этому призываю

Бокарёв Александр: ладно, нет у вас измерилки, но хотя бы с генератора подать сигнал переменной частоты и послушать , равномерно ли звучит ваше изделие, можно? Много ли толку в цифрах, не поддержанных опытной проверкой? Ворчу и буду ворчать.

andbeyond: Бокарёв Александр пишет: ну, ладно, создали вы свою конструкцию, отчитались перед калькулятором, дебет с кредитом сошелся. Дальше что? Выложите здесь простыню из нулей и единиц или начнете долгий рассказ про глубину баса и ширину сцены? Александр, простите за жосткость, но "или начнете долгий рассказ про глубину баса и ширину сцены?" - это к кому? Какому-то среднестатистическому посетителю форума? Где я устраивал длительные описания свойств звучания? Где я что-то говорил про глубину баса? При чём тут вообще ширина сцены, если данный ОЯ всю дорогу настраивается для начала в моно-варианте? Знаете, бывают люди, которые не любят, когда с ними спорят на форумах. Я вот, наоборот, требую оппонирования! Но ведь оно же должно быть по смыслу С глубиной баса, кстати, как у любого ОЯ - т.е. неидеально. Приходится применять Секретный Приём.Фотография красивая, но она не убеждает в главном. Что творится с ачх вашего детища? Или слова -ваша главная сила? Так и хочется спросить. вы в комсомоле не участвовали? Говорите много и мимо смысла. Говорю я ровно столько, сколько нужно для передачи смысла. Иногда слишком сжато говорю, потому что переспрашивают и приходится более подробно расписывать. Впрочем, это нормально ладно, нет у вас измерилки, но хотя бы с генератора подать сигнал переменной частоты и послушать , равномерно ли звучит ваше изделие, можно? Много ли толку в цифрах, не поддержанных опытной проверкой? ОЯ настраивался на слух. Слышно, что вариант "без отражателей" имеет избыточную гулкость на выделенных частотах по сравнению с вариантом "с отражателями". Слышно, что с отражателями лучше. Разные варианты расположения отражателей слушаются как неотличимые. Т.е. всё в соответствии с теорией (в глубоком ОЯ всё это должно быть слышно ещё лучше) Согласен, что стоит при случае всё послушать приборно, пока отложу, возможно, кто-то ещё соберётся.Ворчу и буду ворчать. Норм. При встрече с ОЯ - верю, что непременно засунете внутрь плоскость косую, и о результате расскажете

U.L.F.: andbeyond пишет: Приходится применять Секретный Приём. Прикручивать сзади крышку с фазиком?

Бокарёв Александр: Такой забавный подход к постройке открытой колонки вижу впервые : снять заднюю стенку у ящика, получив мешок дурных резонансов, затем ударить в бубны ума своего, рассчитывая резонансные моды и разбивая их хитрыми перегородками. Результат неизвестен, да видимо и не интересен в принципе. Главное-полет мысли.

Сергеев Сергей: andbeyond пишет: Если сильно сузить пространство ОЯ отражательными досками, то получится глубокий ОЯ, а там, как здесь совершенно верно упоминали, наступают свои проблемы. Подозреваю, что в таком случае отражатели стоит устанавливать чуть наклонно, чтобы отражённая волна шла наружу в тыл ОЯ Верно говорите. В таком случае это должна быть не фанера, а звукопоглощающие маты. В итоге - возвращаемся к звукопоглотителю. В начале Ваших постов думал, что доски будут стоять в другой плоскости - перпендикулярно Вашим, разбивая тем самым органные резонансы, свойственные глубоким ОЯ. И это мне понятнее.

Abettor: Чё-то гляжу я на этот рисунок и мстится мне одна перегородка. Она пойдёт как в ЗЯ, так и в ОЯ, чтобы рассечь переотражения и приглушить или совсем не допустить резонансы свойственные "данному" размеру корпуса АС. Высота перегородки меньше (условно) на треть или четверть от внутренней высоты корпуса АС. Ширина перегородки внизу меньше (условно) внутренней ширины корпуса АС, ну скажем тоже на четверть. Ширина перегородки вверху меньше (условно) ширины корпуса АС, ну скажем на треть. Толщина.... Да хрен бы её знал? 5,0 мм маловато будет. 16,0 мм многовато на мой вкус. Расположение у любой из боковых стенок. Скажем у правой если смотреть сзади на АС. Ребром вплотную к ней и с наклоном верха вперёд или нижней её части назад. В общем по диагонали боковины АС. Но не из угла в угол боковины. С отводом назад, нижнего угла свободной стороны (ребра) перегородки. Естественно, этот свободный угол перегородки приподнимется. Его можно закрепить к днищу АС либо через брусок ил уголок. Возникшая треугольная щель между днищем АС и нижним ребром перегородки большой роли думаю не сыграет. Её можно и З.П. законопатить или предусмотреть нужной конфигурации саму перегородку.... Эк меня прёт с эспумизана!!!

Бокарёв Александр: Эспумизан подействовал, тема разрастается вширь и вглыбь. К сожалению, на словах.

Aleph: Закройте зад колонки ковром "и всё пройдёт" (а если крышку закрыть и сделать ЗЯ. то совсем хорошо станет ) Кстати, почему наклон только относительно боковых стенок? Надо было одновременно наклонить и относительно передней стенки А динамик суд по корзине 30ГД-301? Такой в любом корпусе ничего путного не сыграет.



полная версия страницы