Форум » Самоделки акустических систем » Непрямоугольный ОЯ » Ответить

Непрямоугольный ОЯ

andbeyond: Коротко: чтобы ОЯ не имел резких собственных резонансов, сильно окрашивающих звук, его следует сделать непрямоугольным. Длинно: ОЯ хорош тем, что используется не только переднее излучение динамика, но и тыловое. Оно переотражается, создавая естественное звучание. Однако же прямоугольный ОЯ имеет собственные резонансы на длинах волн, соответствующих уравнению лямбда = 0.5 * х * n, где х - внутренний размер ОЯ по горизонтали или вертикали, n - любое целое число. В результате ОЯ даёт резонансные призвуки на этих частотах, что загрязняет звук. Какие методы борьбы с этим явлением известны в интернет-пространстве? Перечислим их и раскритикуем: 1. Утолщение материала стенок ОЯ. Критика: Сами стенки перестают резонировать, но резонанс между ними никак не меняется. 2. Покрытие стенок заглушающим материалом. Критика: Акустическая система = музыкальный инструмент. Где вы видели музыкальный инструмент с корпусом, забитым туфтой? Скрипка? Гитара? Диджириду? Вся идея ОЯ в том, что уйти от позорной туфты и полезно использовать тыловое излучение - как делают все музыкальные инструменты. Мы не хотим погасить звуковые колебания в ОЯ. Мы хотим избавиться от резких резонансов. Туфта - не выход. Долой туфту. 3. Разная толщина либо линейные размеры стенок ОЯ. Критика: Полезно, ибо у стенок теперь разные резонансные частоты. Но не влияет на резонанс звуковой волны внутри ОЯ. 4. Отверстия или пропилы в стенах ОЯ по АМЛ. Критика: Помогают чуть приглушить совсем резкие резонансные выбросы, но только на относительно высокие частотах и только в небольшой степени. Не решение. Моё решение: уйти от прямоугольности ОЯ, тем нарушив резонансность. Наружный корпус ОЯ оставляю прямоугольным, внутри ставлю отражающие скошенные плоскости. Приведу пример. (Практика показывает, что картинки на форуме вскоре исчезают из-за неидеальностей хвостингов, поэтому ASCII-art) 0000000000 0000000x00 00000000x0 0000000000 0x00000000 00x0000000 000x000000 0000000000 Внизу слева и вверху справа под разными углами укреплены отражающие плоскости. Объём ОЯ уменьшился незначительно, зато видно, что стоячие волны практически исключены. ОЯ немного подзвучивает все частоты, не имея острых резонансов. Интересна конструктивная критика, и интересна информация о предыдущих реализациях/обсуждениях этой идеи - идея вполне очевидная, так что таковые должны были быть... но мой интернет-поиск их не нашёл. Что скажете? Сергей

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Бокарёв Александр: В ОЯ нас интересует излучение тыльной стороны лишь на НЧ, а средина, порождаемая тыльной частью диффузора гонит пургу и вопли, к звуку мало относящуюся, посему биться за эту туфту в самом деле незачем .Тем более. математику тащить. Матрасик из синтепона убирает все вопли на раз не трогая басы. И стену за колонкой не придется матрасом накрывать. Не спится же кому-то, столько мыслей- и в сторону от главного.

andbeyond: Бокарёв Александр пишет: В ОЯ нас интересует излучение тыльной стороны лишь на НЧ Передо мной стоит ОЯ с вертикалью 68 см. Соответствует минимальной частоте резонанса несколько меньше 300 Гц. средина, порождаемая тыльной частью диффузора гонит пургу и вопли, к звуку мало относящуюся, посему биться за эту туфту в самом деле незачем Ээ. На средних в тыл идёт ровно то же, что и вперёд. Реверберирует от стен, даёт вклад в итоговое звучание (если за колонкой не занавеска). Вот высокие - поглощаются, да. Да и почти не излучаются в тыл. Александр, я с большим уважением отношусь к тому, что Вы пишите. Не сочтите за флейм. Я правильно понимаю, что Вы не встречали в своей практике и не пробовали слушать непрямоугольный ОЯ? Звучание ощутимо меняется.

serj: Совсем недавно делал непрямоугольный ящик. Правда закрытый. Ни одной параллельной стенки. Результат - испорченный материал на дрова. Гудит он так же как и прямой, зато вид - отвратный. andbeyond, обейте туфтой ящик и радуйтесь. Акустическое оформление не должно звучать ни разу, иначе это не АС, а гудящий гроб. Про отражения Вам Бокарёв уже написал.


Бокарёв Александр: Открытый ящик в моём понимании -это панель с узкими бортиками. При этом нет нужды волноваться за резонансы двух узеньких дощечек, разнесенных по высоте на 68см. Другое дело, когда выставляют заднюю стенку у ЗЯ и считают это изделие открытым оформлением. тут уже резонансы плоскостей в полный рост, огребай по полной. Не устану повторять, что весь этот аудиофильский бред улетучивается, когда начинаем видеть микрофоном, с чем воюем. На данном этапе воюем со своими бурными фантазиями. ПС. Не глушить в открытке средние с тыльной части, летящие в стену и порождающие хаос- это как нужно музыку любить. ПС2. Открытую акустику неправильной формы могу представить в виде угловой конструкции с шириками на передней панели, с задачей развести оси излучения в стороны и уйти от интерференции. Но поглотитель внутри никто не отменял, и когда вижу открытую акустику , пустую внутри, слушать эту лажу нет желания.

SergeL: andbeyond пишет: Акустическая система = музыкальный инструмент. Отнюдь. У АС совершенно иные задачи. Музыкальный инструмент рождает музыку (разумеется музыкант с помощью музыкального инструмента). АС доносит до слушателя уже готовую.

Бокарёв Александр: Есть и такая "концепция" , что колонка должна бренчать всеми своими дощечками, создавая музыку и подпевая в лад динамикам. Только не факт, что так нужно делать. Открытая с тыла панель нам интересна с точки зрения устранения ящичной компрессии и добавке отдачи внизу. А всякие призвуки с тыла на средине по-прежнему лишние и подлежат глушению.

TOT: serj, ваш опыт говорит о том,что и прямоугольный корпус был у вас "кривой", с чего бы ему гудеть при правильном объёме? Разная геометрия корпуса, при одинаковом объёме, способна сильно повлиять на конечный результат. Неоднократно убеждался в этом на практике. Конечно, необходимо владение "пилой", наличие материалов и времени, готовность к частому посещению мусорки (выноси-заноси). Трудозатраты на изготовление неклассических корпусов могут быть на порядок больше, так что... .

Бокарёв Александр: Фокус ещё и в том, что просто открытая панель, с короткими бортиками- это щит, а ящик с глубокими стенками это труба с набором резонансов. И чем мельче размеры ящика, тем выше по частоте эта пакость и тем слышнее её вклад в музыку.

Сергеев Сергей: В ОЯ не встречал, а в ЗЯ часто используются подобные панели для переотражения.

serj: TOT, Вы не поймали, а уже ощипали. Возьмите любой корпус без поглотителя и шумните в дырку для динамика. Вот Вам и гул и отражения.

Бокарёв Александр: я хлопаю в ладоши внутри ящика, ответом - БДЫМ!!!

andbeyond: Во некоторых репликах дело представляется так, будто ОЯ с звукопоглощающими материалами - мейнстрим, самоочевидность, а непрямоугольный ОЯ, использование реверберации тыловой полусферы, меры по уменьшению добротности внутренних резонансов и использование музыкальных свойств ящика ОЯ - странная и самоочевидно неправильная экзотика. Я и рад был бы обнаружить, что мои взгляды экзотичны, но отметим, что бОльшая часть истории строительства ОЯ была именно в русле того подхода, которому я пытаюсь следовать. Давайте посмотрим на ОЯ до современной эпохи - от начала времён до конца промышленного производства (1970е). 1. Звукопоглощающие материалы. Никогда не встречались. Часто была задняя стенка, но скорее для предотвращения доступа, чем из акустических соображений. В любом случае, даже если классифицировать заднюю стенку как ПАС, принимались меры, чтобы её акустическое сопротивление было небольшим, это в явном виде написано в тогдашних книгах, и материал выбирался не особенно поглощающий. 2. Непрямоугольность. В небольших ОЯ радиоприёмников непрямоугольность внутреннего объёма достигалась автоматически за счёт размещения там шасси с крупными выступающими деталями. У больших ОЯ-кабинетов часто были закруглённые панели. Встречались и ОЯ с панелями под углом (обычно боковыми). 3. Использование реверберации тыловой полусферы - всегда было стандартом. Вышеупомянутые меры по уменьшению действия задней стенки как ПАС были именно для этого. 4. Меры по уменьшению добротности внутренних резонансов - главную роль тут играла вышеупомянутая непрямоугольность, но дополнительно обычно были специальные отверстия в боковых стенках. 5. Использование музыкальных свойств ящика ОЯ - у АМЛ было замечательное исследование на эту тему. Замеченные им особенности конструкции ОЯ иначе истолковать невозможно. А современная идея внутренне-прямоугольного ОЯ с звукопоглощающим покрытием - новое веяние. Из этого, конечно, не следует, что старый подход верен, а новый не верен. Но их как минимум стоит пробовать и сравнивать. Те старые ОЯ звучали на средних очень правильно. Сергей PS Глубина ОЯ у меня 21 см при ширине 45, так что всю дорогу речь идёт о неглубоких ОЯ. Не специфицировал это, поскольку считал стандартом PSS Издать резкий короткий звук внутри корпуса и слушать, как он резонирует - конечно, так и проверяют/настраивают звучание ОЯ. Или на динамик подаётся короткий импульс.

serj: Я считаю хорошим корпусом - это когда гавкнул туда, а в ответ тишина. Без поглотителя пока не удавалось так сделать. andbeyond пишет: Использование музыкальных свойств ящика На это нужно жизнь потратить и быть как минимум Страдивари.

andbeyond: serj пишет: цитата: Использование музыкальных свойств ящика На это нужно жизнь потратить и быть как минимум Страдивари Нам всё-таки нужно только чуть подзвучить музыку, а не с нуля её играть, да и дерево - от природы очень музыкальный материал, если ему не мешать. Поэтому программы из двух пунктов хватает для неплохого результата: 1. У всех дощечек - разные собственные резонансы (за счёт разных размеров, разной толщины или рёбер жесткости) 2. Внутренняя непрямоугольность корпуса Но хотелось обсудить нюансы, вот только похоже знания утеряны. Анлантида скрылась в тумане

TOT: "Разве можно умереть от голода в тундре?"- с удивлением спросил чукча геолога. Его-то знания говорят об обратном. andbeyond, ОЯ - удел практиков, делайте свою акустику, результат может быть полярным, а вот знаний прибавится.

serj: Я вот одного понять не могу: "Зачем деревяшки заставлять играть?" А динамик что в это время будет делать? Или у Вас динамик какой то особенный с провалами на некоторых частотах и эти провалы нужно компенсировать деревом? Упрощу вопрос. Зачем заставлять играть корпус, если этим должен заниматься динамик?

U.L.F.: Корпус пожёстче, а динамик просто разместить на передней панели т.о. , чтоб расстояние от его центра было бы разным до всех боковых стенок. Да... и Саша Бокарёв прав, ОЯ не должен быть глубоким.

Бокарёв Александр: Помню, везли в машине ночью из Таганрога в Ростов одну акустическую конструкцию, -открытую колонку на ширике, боковые стенки там сделали под углом к фронтальной, выглядело это жутко, вылитая крышка от гроба. Главное было не оборачиваться и не смотреть на это чудо акустики. Кабы в комнате места поболе, сделал бы акустику в виде двояковыпуклой линзы . Параллельных поверхностей там немного в принципе.

andbeyond: Бокарёв Александр пишет: Главное было не оборачиваться и не смотреть на это чудо акустики. Это одна из причин, по которой сначала строю вполне прямоугольный корпус, а потом уже внутренними отражателями делаю непрямоугольность # : - ]Кабы в комнате места поболе, сделал бы акустику в виде двояковыпуклой линзы . Параллельных поверхностей там немного в принципе.Корпус от контрабаса просится на роль ОЯ...

Бокарёв Александр: andbeyond , кстати, прекрасное решение: внутренние углы скосить вставками , убрав параллельность. Блеск. Но наружные углы щита могут порождать дифракционные бяки. Их тоже желательно бы скруглить. Поэтому я - за полусферу.



полная версия страницы