Форум » Самоделки акустических систем » Приступая к TQWP на 4А-28 У4 возникли вопросы. (продолжение) » Ответить

Приступая к TQWP на 4А-28 У4 возникли вопросы. (продолжение)

java: Собственно, все размеры здесь https://www.drive2.ru/b/1352894/ но возникли вопросы. 1. Зачем забивать ящик ватой, это обязательно? какой смысл в этих лабиринтах, если они забиты ватой? 2. Надо ли обклеивать его войлоком или поролоном, и если да, то зачем? 3. Ещё вопрос по динамику. Усилитель рассчитан на нагрузку сопротивлением 8 Ом, а динамик 16 Ом, как его подключить? Может, в параллель резистор на 16 Ом, или катушку бескаркасную того же сопротивления? И что будет, если просто 16-омные динамики подключить к 8 омному выходу? 4. Есть ли смысл для этой колонки ставить ВЧ динамик, ну например в отдельном корпусе сверху колонки?

Ответов - 58, стр: 1 2 3 All

java: Сергеев Сергей Вату распушил на сколько возможно, но это экспериментальные, в оригинале буду делать как у автора, снизу - вата, а сверху - синтепух, подушку уже купил. Santjagur Да, это сын на прошлой неделе откуда-то притащил, говорит друг на даче у предков порядок наводил, хотел выкинуть, а он забрал, две колонки от Эстонии и две колонки Симфонии вместе с самой радиолой. Радиолу с колонками поставил пока в гараж, а Эстонию принёс домой, не слушал пока ещё, там провода отрезаны под самый корешок, разбирать придётся, чтобы подключить. Бокарёв Александр И ещё вопрос: на тех колонках, что вы смотрели, ножки были? Они подбирались по высоте от пола по АЧХ? Это важно, если TQWP поставить непосредственно на пол, горбы вылезают мама не горюй, и звук естественно ужасный. Я ножки пока не делал, подкладывал кусочки фанеры, получилось почти 2см.

Santjagur: Насчет ножек интересная информация. Я так же, слушал TQWT, стоящими просто на полу. Кроме гуда и желания поскорее покинуть помещение, в памяти ничего не отложилось. Приподнять колонки от пола, тогда никто не догадался.

java: Я много перечитал информации в инете, уже не вспомню на каком форуме это обсуждалось, человек подбирал высоту ножек снимая АЧХ, разница слышима даже на слух. Демпфирование тоже конечно влияет, но не до такой степени В общем, в сборке этих колонок я учёл все нюансы, единственное чего я не стал делать, так это промазывать корпус внутри мастикой, вонючая она зараза, а так бы намазал.


zzz: java пишет: подбирал высоту ножек а труба полная или отрезана нижняя часть по верхнему краю порта? То есть, должна отсутствовать нижняя крышка и части боковых и задней стенки. И тогда, можно регулировать ножками щель между стенками и полом.

java: Нет, ящик полностью собран тоесть с дном. А что, бывают и такие? дело в том, что поверхность пола является продолжением поверхности рупора (дна), за счёт этого и искажения, причём есть вариант демпфирования между полом и колонкой, толщиной в половину толщины корпуса спереди.

zzz: java пишет: А что, бывают и такие? Да, бывают и такие, и они упрощают настройку трубы во много раз. Этот вариант, возможно будет и единственным.

Бокарёв Александр: java , тонкостей не помню, как было сделано, с ножками или нет, но ощущения именно такие. как пишет Сантъягур, кроме дикого гула -ничего. Микрофоном глянули, ужаснулись и вынесли на помойку.

zzz: java пишет: дело в том, что поверхность пола является продолжением поверхности рупора (дна Вот-вот, эти самые "продолжения" в виде длины трубы и площади сечения, можем оперативно регулировать, крутя ноги.

java: Самое ужасное, что мало где об этом сказано, человек сделает колонку, а потом будет в непонятках, почему получилась кака, а попробуй ка сам догадайся, что её от пола оторвать нужно.

java: Колонка на полу На ножках 2см Высоких явно не хватает, дождусь пищалку - буду экспериментировать, низких конечно хотелось бы чуть-чуть побольше, но и так звук приятный, низы уже не вытянуть, хотя можно попробовать с демпфированием поиграть, чем чёрт не шутит.

java: Немного офтопика, в смысле не в тему приделал разъёмчик к эстонии. Звук приятный, от моего рупора отличается тем, что высоких побольше, низкие такие же, послушал отдельно каждую, потом подключил одну на левый канал, вторую на правый, да, высоких побольше, а так одинаково лабают. А вот АЧХ конечно меня удивило, я думал там поровнее будет, очень напоминает рупор на полу

Santjagur: Пытаться выжать из 4а28 низы, все равно, что пытаться выжать воду из камня. Их там от рождения не заложено. График "на ножках" в полной мере отражает суть того, на что способен этот дин. Отдачу по нч можно настроить довольно точно, постепенно уменьшая ватное заполнение при этом следя за изменениями графика импеданса. Я, не так давно, настраивал четверть волновой лабиринт, довольно близкое по типу оформление. График импеданса там, очень похож на аналогичный у ф.и. Те же два гоба и седло между ними. Самая нижняя точка этого седла показыват частоту настройки вашей трубы. Чем меньше ваты, тем выше хребты по сторонам от седла; нч гудят. При плотном заполнении-два горба выраждаются в один низэнький; нч очень мало. Задача-при помощи ух, и глаз, найти некий оптимум, при котором количество нч и их качество, достигнут устраивающего вас балланса. Как правило, график, при этом занимает среднее положение между мин и макс высотой горбов. И еще, количество сч, наровящих пролезть через порт, сильно зависит от плотности набивки не посредственно за динамиком. Корявость ачх Эстоний/Симфоний, компенсировалась не ординарными особенностями подачи музыки, теми динамиками, что в них установлены. Если Вы не являетесь коллекционером и аутентичность не имеет значения, то вполне можно рассматривать эти АС, как прекрасный суповой набор, для изготовления системы с оччень не дурственным звучанием. Насчет Эстонии. Есть подозрение, что там с начинкой покопались. Возможно, выломали резонаторы в нижней части корпуса, чего делать категорически нельзя.

java: Думаю, что пока пищалки не поставлю, смысла что-либо настраивать нет, а то потом заново перестраивать придётся. Так что, жду посылку. Эстония, судя по тому, как отдиралась задняя крышка, вообще ни разу не разбиралась, уплотнитель весь поотрывался кусками, фильтры - родные, фанерка с двумя дырочками внизу на месте. Я только уплотнитель заменил, проклеил по периметру крышки уплотнитель для окон.

Santjagur: У Эстонии, похоже, полярность подключения, либо у вч, либо у сч динамика перепутана. Провалище на 7кГц.

java: Действительно, все динамики посажены минусом на плюс, а плюсом на минус, а по схеме один динамик перевёрнут, интересно, это эстонцы накосячили, или всё же кто то лазил? Santjagur, а можно поподробнее, что за график импеданса, и чем его снимают? Я раньше считал, что импеданс - это заумное слово, которое означает сопротивление динамика. Я его итак знаю - 16 Ом!

Santjagur: Перевернут средник 4ГД-28 (возм. 4ГД-7) - это в соотв. со схемой. В многополосных АС, динамики включаются в полярности, обеспечивающей наилучшее фазовое согласование полос. Элементы фильтров крутят ею (фазой) на свое усмотрение, вот и приходится переплюсовывать головки. Вам, так же, никто не запрещает попробовать разные варианты. Сначала перекинуть только сч динамик и посмотреть микрофоном. Возможно, сч придется вернуть как было и "перевернуть" вч. Мерить с расстояния 1м., направляя микрофон в точку между исследуемыми полосами, ориентироваться на получение более ровной АЧХ. На разных частотах, динамик имеет разное сопротивление, его то и называют импедансом, а график зависимости сопротивления от частоты, соотв. графиком импеданса. При некотром опыте, из этого графика можно добыть приличное кол-во информации, о самом динамике и о том, как он себя чувствует в том или ином акустич. оформлении, а так же узнать сопротивление на предполагаемой частоте раздела, для более точного расчета фильтра. Для снятия графика импеданса, я пользуюсь прогой под названием АРТА. У Вас, судя по картинкам, Спектралаб, который делает это не хуже АРТы. Принцип один и тот же. Здесь подробный мануал: http://cxo.lv/soft/comsoft/92-artasoftwarecomplex http://ldsound.ru/izmerenie-impedansa-i-raschet-parametrov-ts-s-arta-software/

java: Santjagur спасибо. Ну так это Тиля Смола, понятно, я эту часть пробежался бегло, думал мне это не понадобится. Ну теперь буду изучать.

Santjagur: Тиля/Смолла - это когда один дин без оформления, а если вместо головки подцепить АС, то и увидим график АС, т.е динамиков в оформлении, с учетом влияния фильтров, заполнения и.т.д.

ALSS: Активную часть входного импеданса акустической системы можно снять генератором (с компакт-диска, если нет "железного") и милливольтметром/осциллографом. Выход усилителя через 500-1000 Ом подать на акустику и, изменяя частоту (проще всего по третьоктавному ряду 10; 12,5; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63; 80 х 10^n, где n - 1, 2, 3), измерить напряжение на акустике. Это напряжение, приняв последовательный резистор за генератор тока (в первом приближении), будет пропорционально сопротивлению акустики на данной частоте. Для калибровки поставить для начала вместо акустики резистор 10 Ом, и в дальнейшем опираться на полученные таким образом мВ/Ом. При сопротивлении акустики более 50 Ом эти данные будут несколько неточными, т. к. резистор 500-1000 Ом уже не будет таким уж генератором тока, поэтому можно на каждой частоте сначала установить напряжение на этом - и только на этом! - резисторе, а уж затем - на DUT (device under test). Программные средства позволяют определить еще и фазовую характеристику импеданса, что, впрочем, можно сделать и с помощью двухканального осциллографа.

java: ALSS Спасибо конечно за полезную информацию,но в такие дебри я уже скорей всего не полезу, попробую снять график сначала АРТАй, а потом Спектрой, посмотрю что получится.

ALSS: А для меня АРТА и пр. - такие дебри, что провести несколько минут за приборами - за удовольствие. Я пользовался подобными программами лет 20 назад, изучал шумы термоэлектрических батарей для определения возможности использовать их для отбраковки непропаев, сжег две звуковые карты и на этом закрыл это направление.

aluma: java пишет: ...приделал разьемикик эстонии...Колонки Эстонии - самодостаточное изделие, превзойти их весьма непросто. Минимально им требуется доработка "по Манакову": плита дсп прикрученная к задней стенке, вибропоглотитель на стенках внутри, герметизация отсеков. От себя могу добавить: замена электролитов на полипропилен, аналогично в фильтре для пищалки. С последней возможны варианты. Воткнув туда слюду, получил охренительный "ццццц", в итоге - вернул полипропилен. Кроме того, когда-то на этом форуме выкладывал фото своего 6ГД-2 с корзиной обклеенной авто вибромастом. Результат (призвуки) весьма заметен, если просто пальцем тыкнуть в корзину. Воспроизведение "баса" оказалось следствием снижения Fн выходного транса уся, в результате вечером в полный спектр при 0,2...0,5 Вт вых. мощности. А итого, до того, как купил колонки Эстонии, тоже собирался ваять тквп. Сегодня и мыслей нет.

Santjagur: java пишет: но возникли вопросы TQWT не делал, но делал трансмиссионную линию и делал четверть-волновик. Поскольку все эти оформления имеют схожий механизм работы, постараюсь ответить. 1) По-простому говоря, TQWT это труба-волновод, закрытая с одного конца. Труба дудит не только на основной своей частоте F, но и на ряде частот, кратных основной: nF, где n=3,5,7 и.т.д.. Они называются гармоническими модами. В результате, на выходе пустой трубы, имеем гребенку волновых резонансов. Понятно, что звучания этот частокол не озонирует, вот с ним то и приходится бороться, глуша канал ватой. 2) Канал трубы имеет постоянный размер сечения по ширине, равный внутр. расстоянию между боковыми стенками. Переотражения зв. волн межу этими стенками, могут явиться причиной возникновения стоячей волны внутри корпуса. Оклеивая стенки войлоком, пытаются снизить эти переотражения. 3) Высокоомная нагрузка облегчает работу усилителя, т.к. не требует от него отдачи большого тока, просто будет играть потише. Если усь ламповый, то, конечно, лучше мотать выходной транс именно под 16 Ом. 4) Я бы поставил пищалку на крышку, с возможностью его передвижения по глубине. Это позволит добиться точного фазового согласования СЧ/ВЧ. Посмотрите вот здесь: http://hiend.borda.ru/?1-4-0-00000199-000-80-0

Пермяк: Santjagur Пункт №3 Вашего поста верен только для OTL-усилителей, транзисторных и ламповых.

Santjagur: Пермяк, спасибо за замечание! Подскажите, а для каких случаев это не так. К сожалению, я не сталкивался с другими типами усилителей.

java: Santjagur пишет: Посмотрите вот здесь: Спасибо, я читал эту тему. Пищалку планирую в корпус колонки справа от динамика впритык, думаю отрезать крепление, чтобы она получилась круглая, тогда я смогу регулировать глубину , поставив её в трубку. Заказал вот такие, три разновидности: https://ru.aliexpress.com/item/2pcs-pack-2-inch-8-Ohm-15W-tweeter-car-speaker-louderspeaker-good-Audio-sound/32653687221.html https://ru.aliexpress.com/item/High-Quality-Ribbon-Tweeter-Speaker-Piezo-Tweeter-Speaker-Driver/1711935155.html?detailNewVersion=&categoryId=518 https://ru.aliexpress.com/item/2pcs-3ohm-10W-HiFi-Tweeter-HiFi-Titanium-Film-Oxygen-free-Copper-Coil-Stereo-Sound-Box-Speaker/32704430901.html aluma пишет: тквп Ну, если по-русски, тогда уж РЧВТ (Расширяющаяся Четверть Волновая Труба) P.S. Про "Эстонию". Похоже, создам отдельную тему в соответствующем разделе, поковырялся на досуге, так сказать. Выложу своё мнение с аргументами и графиками, заранее могу сказать только одно: не надо фильтры трогать, совсем не надо, совсем-совсем не надо.

Santjagur: java пишет: регулировать глубину , поставив её в трубку Пищалку - только заподлицо с передней панелью, либо наверх! Ну, или хотя бы в накладку на переднюю панель. Воткнув в трубку - гарантированно получите дурь на ВЧ. Мало вам одной трубы? Столько по этому поводу уже поисписано, а народ все на те же грабли налетает! Боюсь, что с заказом пищалок вы сильно поторопились. Не ровня эти игрушки из китайской подворотни 4А-28 - му. Если хотите нормального звука, поищите Tesla ARV160 http://www.repromania.net/tesla/tesla-vyskove-arv-160/tesla-vyskove-arv-160.php Он и по сопротивлению и по чувствительности подходит и тембрально из этой же оперы. Я их слушал, звучат отлично! Только положительные рекомендации. Его на расчалках, можно соосно разместить, предварительно удалив вч рупорок у 4А28. Тогда и фильтр, скорее всего, потребуется простейший. Про Эстонию, вы наверное правы. Но убедиться было надо, потому, как бывали случаи, когда на самой катушке динамика полярность не соответствовала маркировке.

Бокарёв Александр: Santjagur , ПОДТВЕРЖДАЮ ВСЁ, ВАМИ СКАЗАННОЕ, добавлю лишь, что пыльник у 4а28-го можно пропитать резиновым клеем и заклеить катушку, удалив дурацкий конусок. Тогда получим роскошный средник с отдачей под 95 . Чешские бумажные пищалы- просто бесподобны по звуку и по ачх. Уделают и Варфедейлы и Сименсы. Есть они и круглые, тоже супер.

serj: А 4а18 - это не тот же 4а28 только без рупорка?

java: Santjagur ну вот здесь нашёл, https://www.avito.ru/moskva/audio_i_video/10_nch_dinamiki_tesla_arn_730_vch_tesla_arv_160_827063030 завтра созвонюсь. Бокарёв Александр круглые - это ARV 161, тоже на авито есть.

Santjagur: ARV 161 - четырехомный динамик.

java: Пришла одна из пищалок с китая - деньги на ветер.

java: В общем, решил я ставить 2ГД36. Во-первых, отберу самую лучшую пару, благо есть из чего, Во-вторых, обклею подвес изнутри и набью ватой. Вот только может кто подскажет, чем лучше промазать, в инете пишут - герленом, но, по логике, нужно повышать жёсткость: это же пищалка, может лучше будет хитином?

java: на слух - очень даже приятно. АЧХ немного горбатая, это произошло после того, как рупорок срезал, выскажите плиз своё мнение Колонка со встроенным ВЧ динамиком: Это первая колонка, пищалка стоит на корпусе колонки сверху на дощечке

BETEP: Какая разница, какая ачх, при таких динамиках... имхо.

Сергеев Сергей: 2гд-36 ниже по чувствительности. Ставить пару или лучше 4 штуки на колонку.

Santjagur: java пишет: выскажите плиз своё мнение Мнения уже были высказаны, но "ракеты не достигли цели". Засунув ВЧ динамик в дупло, вы лишились возможности его ровной сшивки с СЧ полосой. Измерьте сначала каждый динамик отдельно, по оси, без фильтрации, с расстояния 1м., не меняя уровня громкости розового шума и расстояния от микрофона до АС. Увидите честные полосы и уровни чувствительности динамиков. После этого можно будет задуматься, как стыковать СЧ/ВЧ. P.S. На ваших графиках всегда идет перегруз, чуть уменьшите уровень.

java: Santjagur Спасибо. Попробую его и изнутри и снаружи. Подскажите, какой уровень нужно делать? Я пробовал убирать и добавлять громкость, кривая не меняется, просто полосочки то выше поднимаются, то ниже, потом стрелочку нажимаешь (Autoscale current spectrum), и всё в центр сдвигается. Сергеев Сергей, спасибо за подсказку, я что-то не догадался побольше пищалок поставить, думал 4А 28 приглушить, а так - да, пару можно легко влупить! Ну, а четыре уже наверно будет многовато, хотя попробую и 4 и 2, замерив уровень как советовал Santjagur.

Santjagur: java пишет: Подскажите, какой уровень нужно делать? Понял, это у вас не перегруз. Peak hold, вместо slow поставьте off, а то эта краснота на графиках отвлекает. На 200Гц., похоже, лезет не додавленная набивкой мода. Такое ощущение, что канал не достаточно заглушен. У вас же есть микрофон, снимите АЧХ на выходе порта с 1см. Значение авераж (Avg), равное 20, годиться для измерений перемещающимся микрофоном, а при статичной установке микрофона, выставляйте infinity, через 3-4 секунды, когда график стабилизируется, жмакаете стоп.

java: Всем привет. Потерялся в бытовухе. Вот теперь пора и вернуться, чтобы как говорится поставить точку. И так по порядку, пищялки всё же решил ставить китайские, уж очень они не плохие попались. https://ru.aliexpress.com/item/High-Quality-Ribbon-Tweeter-Speaker-Piezo-Tweeter-Speaker-Driver/1711935155.html А от радиоткани я вобще был в восторге, шикарное качество за такие деньги! https://ru.aliexpress.com/item/Speaker-Grill-Cloth-Stereo-Fabric-Speaker-Radio-Mesh-Prevent-Dust-Tool-7-Colors/32708527878.html Вот что получилось. левая правая Ну вобщем-то всё. Хочу поблагодарить всех участников обсуждения этого проекта, спасибо что научили меня пользоваться программами и микрофонам, особая благодарность Gruffi и Santjagur, с вашей помощью я стал чуть-чуть умнее

Бокарёв Александр: трудно поверить, что такая ачх сможет совпасть с приличным звуком. внизу до 700гц нормально, а выше - сплошные косяки. Назвать это финалом нельзя, это только начало трудной настройки.

java: Ну вот, "пришёл лесник и всё испортил" А сколько раз я просил, чтобы мне объяснили, что значат эти полосочки. Смотрю вроде более менее ровно, сильно не прыгают, значит гуд. На слух вроде тоже нормуль, не гудит, не шипит, звук приятный. Ну тогда начинаем всё сначала, если конечно у вас есть желание меня неуча учить. Рассказывайте, что всё это значит!

java: Вобщем всё, довыделывался, куда-то нажал, и теперь вот такая вот байда на экране, а как вернуть чёрные полосочки уже не помню

java: Рано запаниковал. Настроил спектру полностью заново. Вот с отключенной пищалкой

Бокарёв Александр: у вас полка до 5 кил и выброс на 10 килах, необваленный. Сперва нужно ачх низкочастотника прибрать до нормы, а уж потом пищалу стыковать. Иначе будут они попами толкаться, порождая дикие выбросы на стыке.Да и не грех пищалу отдельно замерить, без НЧ динамика. тогда понятно, кто хамит в звуке. ПрИМЕРНО так должно быть , если правильно:

java: Так на вашем графике вообще пила, у меня вроде ровней. Что такое полка, выброс я видел, не знаю как убрать.

Бокарёв Александр: от 2 до 20 кил гляньте и со своей сравните. А та ерунда, что на сотнях герц- это окружающие предметы и резонансы пустого ящика.Чхать на них

Бокарёв Александр: И последнее. ваша фраза. Как убрать- не знаю. но - итог докладываю. И что в итоге? И смысла было рапортовать?

java: пищалка

java: Бокарёв Александр пишет: выброс на 10 килах, это вы имеете ввиду график без пищалки, или готовой колонки? Ну так без ВЧ после 2 кил и будет ерунда, а если с ВЧ, то это проще скорректировать, это пищалка так давит, я её просто плюс с минусом поменяю, добавлю кондёр, станет она потише, и добавлю ещё одну пищалочку, поменьше чуйкой, и будет гуд.

Бокарёв Александр: у вас пищалка пашет с 2 кил, а басовик тянет до 5 кил, от 2 до 5 (без конфискации ) имеем зону перехлёста , которой быть не положено. Хде талию делать будем, барин?Стык, то есть?

java: Откуда отнимать то нужно, от басовика или от ВЧ? ну вот что навоял.

java: Бокарёв Александр пишет: от 2 до 5 имеем зону перехлёста Что-то я на графике не заметил ничего ужасного от 2 до 5 .

Бокарёв Александр: сейчас- ну очень сильно лучше всё. А что на слух , как считаете сами? Я бы ещё чуток обвалил басовик, чтобы угол среза на 5 кгц присел, он сам звучит как пик резонансный, слишком круто валится.

java: Спасибо Александр, подправили меня в нужное русло. На слух нормуль, но это нужно сына ждать, когда в гости придёт, он мои уши, по мне медведь прошёлся. Думаю на этом пока и остановлюсь, не умею я ещё басавики обваливать. Что касательно АЧХ, так я посмотрел на пресловутой "симфонии", так лучше бы и не смотрел, как её слушать-то теперь, зная какой там чистакол! (шутка!)

java: Здравствуйте. Давно не был здесь, сейчас просмотрел свои темы, практически везде пропали фотографии, что случилось?

Пермяк: Осенью 2018 г. приказал долго жить хостинг, обслуживающий наш форум, на котором хранились почти все картинки. Сейчас работает новый хостинг.

Сергеев Сергей: java пишет:Здравствуйте. Давно не был здесь, сейчас просмотрел свои темы, практически везде пропали фотографии, что случилось?Это глюк борды пару лет назад, ничего не исправить. только добавить



полная версия страницы