Форум » Акустические измерения. » О чём пойдёт речь » Ответить

О чём пойдёт речь

Карен Арзуманов: г. Сергеев любезно предложил открыть тему про акустические измерения. Имея некоторый опыт в проведении измерений, и занимаясь более 2-х десятков лет компьютеризацией измерений (собственно ведущих к упрощению и удешевлению этих самых измерений), решил, что и на этом форуме может быть от меня польза. Предлагаю задавать вопросы по методике измерений как по ГОСТу (или МЭК), так и по измерениям в бытовых условиях. Поверьте, разница может быть при определённых условиях минимальной. На Аудиопортале есть аналогичная моя тема ПРО ЭТО. В виду своей лености и нелюбви к работе машинисткой, в случае, если такие вопросы уже были, возьму на себя смелость просто перенаправить туда. С уважением К. А. Арзуманов

Ответов - 207, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Карен Арзуманов: Сержу. К сожалению это мало вероятно, так как вместе с "обмеряным" динамиком, пришлось бы выслать каждому весь тракт измерения+ комнату. Но самое простое - измените положение поросёнка относительно микрофона на 5 см и 5 градусов и Вы увидите, что АЧХ стали немного разными. Что касается всем известного 2ГД 40 они имели допуски по АЧХ децибелл 10. Это как измерять расстояние в шагах, я например хожу неспешно (отбегался), длина шага 50 см. А у кого то почти метр. Ну а в попугаях ещё больше будет. Что касается СЦ-10 Визатона, та же история. Внутри партии ровнее (но их и не делали никогда миллионами как 2ГД40) чем 2ГД40, в партиях разница больше. Я за всю жизнь имел дело с 3-мя парами Вестминстер Рояль производства фирмы Танной. Динамики были всегда разными. Фильтр одинаковый. Я пока не услышал ни одного вопроса как измерять, хотя много говорим чем. Мне казалось, что вопрос "чем" уже освещён вполне на других форумах. Почему-то для измерения АЧХ усилителя считается неприличным 3-й класс точности, надо не менее 2-го (около 2%). Измерять же параметры головок (АС), вполне себе прилично микрофоном, имеющим неравномерность 10 дБ (10 раз, и это вполне средний случай). И просьба подписывать хотя бы вопросы нормальными гражданскими именам, а не военными кличками. Но это только просьба. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

aluma: Карен Арзуманов пишет: много вопросов. Карен (если позволите обращаться по имени), прошу прощения, что путаюсь у Вас под ногами (могу дать ссылку на самый крутой спектроанализатор под линуксом, baudline, но от евойного интерфейса пользователя у винюзеров крышу сносит ), чисто резюме: 1. Без калиброванного микрофона нечего и пытаться. 2. Купить фирменный микрофон с нормированной АЧХ можно, но стОит он как космический корабль. 3. Более-менее квалифицированным коллегам всего-то надо для полного счастья любой китайский капсуль+файл поправок. Остальное (копеечные юсб-звуковухи или какие другие девайсы) они сами прицепят. 4. Отсюда должно быть предложение, бизнес не ахти какой, но спрос имеется. 5. К сожалению, нет данных о долговременной метрологической стабильности пьезокапсулей. В авто парктрониках они имеют обыкновение помирать (по сути тот же микрофон, только заточенный на 40 кГц), но условия их эксплуатации не сравнимы с домашними. 6. Повторюсь: нет нормированного микрофона - всё остальное фантазия и вера... С уважением. Александр.

Карен Арзуманов: Александру. Самое главное - никто нигде не путается, главное - не путать. Далее по пунктам, почти со всеми Вашими выводами согласен, с некоторыми поправками 1. Без калиброванного микрофона нечего и пытаться. - Почти так, но надо учесть, что в диапазоне 200-3000 Гц почти все микрофонные электретные капсюли диаметром 6 и 10 мм ровные. Вывод: если Вам надо состыковать двух или трёх полосную систему в этом диапазоне - пользуйтесь спокойно. 2. Купить фирменный микрофон с нормированной АЧХ можно, но стОит он как космический корабль. - Не совсем как корабль, но в отпуск съездить можно, если Вы имеете в виду Брюль, но есть ещё и другие от 300 до 500 гусей очень ровные. 3. Более-менее квалифицированным коллегам всего-то надо для полного счастья любой китайский капсЮль+файл поправок. Остальное (копеечные юсб-звуковухи или какие другие девайсы) они сами прицепят. - Конечно, если только учесть АЧХ самой карты, ну и конечно корпус, сделайте трубку другого диаметра и изменится АЧХ. Но лучше не совсем копеечные. Я купил у китайских братьев от жадности ЗК на СМ 108 по доллару штука. 20 штук. Все пустил на пластмассу, работала только одна, с частотой дискретизации 16 кГц. С тех пор покупаю как и раньше по 5, но здоровый, брака не более 1-2 на 10 штук. 4. Отсюда должно быть предложение, бизнес не ахти какой, но спрос имеется. - Да предложений море, в том числе и я такие делал. 5. К сожалению нет данных о долговременной метрологической стабильности пьезокапсЮлей. - На Аудиопортале мы это подробно обсуждали, если коротко - падает чувствительность со скоростью от 1 дБ в 2 года до 2 дБ в год, зависит от температуры влажности. У меня есть капсюль в моих домашних условиях сел на 1 дБ (а может записал неправильно, но так написано) за 5 лет. Зато при падении на пол меняется за один раз и АЧХ и чувствительность и КНИ и что угодно значительно сильнее, чем от времени. 6. Повторюсь-нет нормированного микрофона, все остальное фантазия и вера... - И да и нет. Весь мир пользуется калибровочным Брюлём (или его клонами, они просто первыми начали выпускать серийно и много), но мы все (человечество) договорились. что он идеально ровный. Тут уже точно, это частично (если откинуть науку) вопрос веры. Что касается программного обеспечения, выкладывайте, всем наверное интересно. Я например Линухом не пользуюсь, но можно и попробовать. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502


Карен Арзуманов: Как и обещал, даю ссылку на архив с двумя файлами. Сделать совсем красиво не получилось, но лучше, чем в СпектраЛабе. Ссылка: http://my-files.ru/b1x2ey Картинка: Синий цвет - это тракт звуковой карты с неравномерностью 0.1 дБ в диапазоне 10-22000 Гц, Зелёный это мой файл, видно, что поровнее, но всё равно кривовато. Извините, я не программист. В любом случае 1.5 дБ лучше, чем 4. Просьба, если кто умеет, напишите или (лучше) сгенерируйте в файл Розовый шум. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

Ученик: Карен Арзуманов пишет: Просьба, если кто умеет, напишите или (лучше) сгенерируйте в файл Розовый шум. Формат - wav? Стерео, моно? 8-16-32 бита? Sample Rate - 44100, или другой? Длина в сек?

Бокарёв Александр: Розовый шум есть на многих тестовых дисках обязательно. Есть он и в генераторе спектралаба. Есть в Адоб Аудишен или Кул Эдит про.

Карен Арзуманов: to Бокарёв Александр Александр Сергеевич, так если бы он там был ровный, чего бы я на этом останавливался? На картинке и есть сравнение Спектролабовского (синенький) и самокатаного (зелёненький). to Ученик Практически у всех звуковые карты не менее чем 16/48, так, что это минимум, лучше 24/96. Длительности в 60 секунд вполне хватит всем. Стерео 2 независимых канала в ВАВе. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

Ученик: Карен Арзуманов попробуйте http://my-files.ru/k8co9u P.S. Не знаю, чем Вам не понравился Ваш шум. Всё то же самое, и никакой неравномерности в кучу дБ не вижу.

java: Здравствуйте, Карен Альбертович, ещё раз спасибо за микрофон. А вопросы у меня следующие: 1. Как вы считаете, какой схемой лучше (правильнее) измерять АЧХ динамика, и можно ли применить такую схему с юсб микрофоном.? Пробовал и так и так, когда был микрофон в линейный вход, АЧХ различаются, а какая правдивее - не знаю. 2. На каком расстоянии нужно ставить микрофон? И какая разница, стоит он на стойке, или держится в руке, я особого различия не заметил. 3. Вы говорите о "косяках" генераторов спектралаб, а что вы можете сказать о спектраплюс? Пишут, что это доработанная программа, может в ней уже исправлены недочёты? Пока всё, но я ещё не отстану, вопросов много, буду пытать постепенно

Карен Арзуманов: to java. Вячеслав, обе Ваши картинки правильные и никакой разницы ЮСБ у Вас микрофон или нет, считаем изначально, что фазовые характеристики у Вашей звуковой карты хорошие. Вторая картинка для измерений, когда из правого канала (сигнал с выхода на динамик или АС) можно вычесть сигнал левого канала (с микрофона) и получить например фазовую характеристика. С ЮСБ микрофоном такого не сделаешь пожалуй ни в какой программе, хотя если умеете одну функцию из другой вычесть, то можно. А микрофон в линейный (микрофонный) вход какой? Если другой, то и будут чем-то различаться, и по АЧХ и по фазе. Я микрофоны калибрую на стойке, и измерять предлагаю на ней же, на Аудиопортале я приводил разницу измерений одного объекта микрофоном на стойке и этим же микрофоном в руке. Разниа есть, но не в 10 и не в 5 дБ. Измерять Вы можете на любом расстоянии, что на метре. что на 2-х, что на 20 см, в камере, в комнате 500 м. куб, в комнате 20 м куб, для всего свои условия, поэтому конкретнее. В спектре , спектраплюсе (минусе) никто математику не менял, меняются кнопочки, и вообще я на этом зря остановился. Всё там хорошо. Весь мир пользуется (и ещё более кривыми штучками тоже), всем ровно, а этому гаду видите ли не ровно. Да всё ровно. Попросил написать (сгенерировать) файл. Никто ни откликнулся, зато советами закидали. Неужели вы думаете, что я за 20 лет пользуюсь одной программой, потому, что других не видел?. А вы начав вчера всё знаете. Тогда мы постояльцы разных психушек. Господа прикрутите фитиль мании величия, не хамите друг другу. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

java: Карен Арзуманов пишет: А микрофон в линейный (микрофонный) вход какой? Если другой Спасибо. Микрофон другой, который я сам делал в самом начале моего измерительного пути, однако речь идёт именно о нём в сравнении, то есть один и тот же микрофон был подключен по схеме первого рисунка и по схеме второго, АЧХ получились разные, причём далеко разные. Но это уже не важно, раз я не смогу подключить ваш микрофон ЮСБ по второй схеме.

Карен Арзуманов: Неважно по какой схеме Вы включили микрофон (ровный, кривой - абсолютно не важно), по первой или второй схеме. Если включен в измерительной программе один и тот же режим, то и АЧХ на левом канале должны быть одинаковыми. Где-то влезла ошибка. Если можно, по подробнее, желательно с картинками, например: при таких настройках программы получили это. Далее этот же объект измеренный этим же микрофоном, включенным по второй схеме. Хотя как мы видим схема включения микрофона одна и та же, значит и АЧХ (и другие параметры) должны быть одинаковыми. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

java: Не вспомню уже, давно было, картинок тем более нет, да и самого микрофона, теперь я вашим пользуюсь.

Карен Арзуманов: Роман Ш. прислал генератор, который он сгенерировал в СаундФорже: https://drive.google.com/file/d/0B7Bzw6WbbTBYdnF2dnFIcmktSk0/view?usp=drive_web Красный цвет это СпектраЛаб, синий СФ. Этого по-моему вполне достаточно, хотя я пользуюсь встроенным и когда чего-то там "взбрыкивает" на 40 Гц на 1-2 дБ, я просто на это не обращаю внимания. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

Бокарёв Александр: дядя Карен, а чо, это у тебя такой шум в спектралабе? бомбу что ль взорвали , когда шум делали?

Карен Арзуманов: Уважаемый Александр Сергеевич. Так ведь бланк весь 7 дБ, и болтанка "родного" генератора всего 5 дБ, и то ниже 40 Гц. СаундФоржевский укладывается в 1 дБ. Щетильнее надо быть. Щетильнее. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

Бокарёв Александр: Уважаемый Карен Альбертович. Вот что хошь мне говори, но какой же розшум и без болтанки внизу? Это уже внушает подозрение на его....голубизну. Будешь смеяться, но посылки терц-октавного розового шума с диска Бруль и Круль 2011 дают ниже 100 гц в пик-холде такую же лажу с выбросом внизу. Специально снимал в режиме бесконечного усреднения шумы белый и розовый с генератора Спектры и с Кул Эдита. Белый шум в Кул Эдит нормальный, спектра - дрянь. А вот роза - что там что там - идентично-с. Поэтому непонятно, где наливают такого ровного внизу, розового крепкого....пардон. розового шумного.

Карен Арзуманов: А что, Бруль и Кьерр - это непререкаемый авторитет? Они тупо из спектры переписали файл. Чего мучЯться? Все кроме них дохи. Но если мы видим ошибку (или скорее неточность) даже у самого, боюсь сказать у кого, но вы и сами знаете, то должны её подправить. С уважением К. А. Арзуманов portaudio_cinema(зобака)mail.ru +79045075502

Бокарёв Александр: один знакомый говорил: бутылка алкоголю - есть бутылка алкоголю. Неважно, как называется напиток и какой крепости А что, розовый шум и розовый шум это разные вещи? И как он стандартизуется тогда, чтобы совпало у всех? Пока что на свой вопрос: откуда такие вздрыки внизу на одной ачх, и почему их нет на соседней ачх - я не получил. Сейчас тоже выключу усреднение и получу такую же лажу внизу. Такое- чиста- впечатление.

Карен Арзуманов: Каждому - такой генератор, какой нравится. И закроем тему с генератором. Вообще вопрос шире, не только про спектру, но большинство картинок в ней. Очень удивляет, когда присылаются графики с АЧХ, КНИ и другими параметрами и уровень SPL ниже нуля. Люди если вы учились хотя бы в школе, должны помнить, кто такой логарифм. Уровень звукового давления соответствующий 0 дБ=20 мкПа (микропаскалей). Для справки уровень шума+уровень шумов аппаратуры в камере 0 класса во ВНИИРПа был не меньше 14 дБА. В комнате уровень шума, если всех убить и дорогу взорвать в 2-х км до и после, будет не менее 30 дБ. Как вы получаете -50 и даже -100 дБ для меня загадка. Неужели невозможно сделать калибровку, хотя бы с точностью +\- 10 дБ. На третьей странице этой темы я выложил ссылку для архива с документацией и справочной литературой. Там всё ясно написано, как провести калибровку. Удачи.



полная версия страницы