Форум » Доработка промышленной акустики » Переделка РИГОНДА-МОНО (101) » Ответить

Переделка РИГОНДА-МОНО (101)

geran2006: Только сегодня притащил сей агрегат домой. Собираюсь (пока еще) поселить шасси в новый корпус, сделать приличную шкалу ну и само собой довести до нормального состояния все трущиеся части. Проект созрел в целях сравнения звука лампового приемника с транзисторным. С приемниками вроде народ не очень замарачивается но тем не менее и в них транзисторы полностью раскрывают свою поганую сущность. Искажения и срач в сигнал начинается с усилителя ВЧ, далее засёр продолжается в ПЧ и до апофеоза доходит в НЧ. А тут бывает до нескольких штук транзисторов в тракте насквозь и нет никаких обратных связей. Фактически усилительнве каскады работают в самом срачном режиме, в однотакте. Недавно довелось послушать старый приемник "Октава" и мой музыкальный слух был шокирован глубиной звучания даже в АМ режиме. В ЧМ тоже ввиду отсутствия ограничения сигнала и присутствия только АРУ звук был довольно динамичный и живой. Если сравнить с транзисторными приемниками то их звук никуда не годится, плоский как катком раскатали. Это следствие глубокого ограничения в микросхеме сигнала ПЧ. Ну и демодулятор существенно различается в ИМС и в ламповом приемнике. Мне как-то по душе в последнее время старая схема с двумя диодами и хитрыми связями в вых. контуре. Вероятно также сказывается что диоды -лампы, а не ПП. Аппарат попался в целом не раздолбаный, только окисленые контакты переключателя диапазонов. В СССР любили покрывать контакты серебром для лучшего контакта и потом, со временем нихрена не контачило и их бывало очень трудно отчистить от оксидов. У буржуев почему-то нет нигде серебра и контакты на порядок лучше. Ну кто знает тот поймет. УКВ заработало нормально, звуком был обрадован. Подключил на выход колонку на FE-206, лампа на выходе EL-81 в однотакте, ультралинейный пентод и придавило очень даже крепко. Оказался сломан рег. громкости и она не уменьшалась. Даже подумалось, а нафик собирать что-то мощнее??? Собираюсь УНЧ переделать по аудиофильским методикам. Если кто в курсе то пусть меня поправят. Оказалась дохлая одна лампа 6К4П и вместо нее пока поставил 6Ж1П. Заработало. Поставил 6Ж1П как последнюю. Был весьма озадачен приемом на СВ и ДВ. Практически ничего нет, ловятся мощные несущие и даже МАЯК не удалось заслушать, только его несучку. Что бы это значило? Чуть повыше МАЯКа, примерно на 570-600кгц работает какая-то уБОЖЕСКАЯ радиостанция и вещает божье слово народу. Ее принимал, хотя и слабовато, на магнитную антенну. проводная антенна ловит много треска и пришлось ею не пользоваться. Так что же, теперь вещание на СВ в режиме амплитудной модуляции типа уже не модно? На коротких поймал несколько слабых станций. Помнится при СССР короткие волны гудели как улей от разных "голосов" и глушилки были повсюду. Остается думать что аппарат не совсем исправен/настроен. Думаю установить цифровую шкалу настройки от автомагнитолы старой. Есть ли у кого опыт переделки/доделки старых радиоприемников?

Ответов - 36, стр: 1 2 All

Сергеев Сергей: Не знаю как в Москве, но в Иркутске только Маяк на СВ и то не всегда. Больше ничего. Стоит ли переделывать Ретро аппарат? Ведь он именно этим интересен. Лучше отремонтировать и отреставрировать. Можно добавить кондеров по питанию. А усилки, Антон, ты и так можешь собрать. :)

geran2006: Сергеев Сергей Стоит ли переделывать Ретро аппарат. Ведь он именно этим интересен Конечно стоит! Будущее неразрывно связано с прошлым и настоящим. Если не планировать будущее то его и не будет. В любом случае старый корпус не годен, не красив. Нужно что-то более гламурное. Ну и общая модернизация. Мне вообще-то этот аппарат интересен звуком, а не своим ретро происхождением.

Сергеев Сергей: Ну чтож Каждый решает сам. Это конечно не совсем Ретро. Недавно ремонтировал радиолу 57 года. Клиент не просил переделать, а именно отремонтировать и по возможности не применять других деталей. И даже востановить родную головку звукоснимателя с железной иглой. И еще приносили телевизор такого же возраста. Вот так! каждому свое.


geran2006: Сергеев Сергей Клиент не просил переделать, а именно отремонтировать и по возможности не применять других деталей. И даже востановить родную головку звукоснимателя с железной иглой. И еще приносили телевизор такого же возраста. Вот так! каждому свое. Да, весьма интересно! Видимо вам коллекционер попался или с этим аппаратом тесно связана часть жизни. Вот не поверите, но у меня была раньше Ригонда-стерео. Практически тот же агрегат, что и просто Ригонда, но два усилителя НЧ и стерео звукосниматель в ЭПУ. Я тогда был далек от аудиофильства и не ценил такой редкий экземпляр. Родители рассказывали что купили эту радиолу в Военторге, в Москве, она там на весь зал играла какое-то время. К ней были 2 колонки в комплекте. Колонки так себе, но тогда казалось видимо супер! Но это вы правильно заметили- каждому своё. Как жаль что ламповой технике так мало внимания теперь уделяют. А ведь качество радиоприема у ламповика существенно выше чем у транзисторного приемника. Тут всё как и в усилителях, но каскадов усиления больше и шансов испортить звук больше. Сегодня МАЯК поймал на AV ресивер так что видимо в воскресенье у всех был выходной. Когда крутишь настройку то слышно как изменяется полоса при настройке на несучку. В транзисторниках так отчетливо это не прослушивается. У меня такой вопрос: (ко всем) Какими октальными (старомодными) лампами можно заменить 6К4П ? 6и1п?

Generator: geran2006 пишет: Какими октальными (старомодными) лампами можно заменить 6К4П ? 6и1п? А смысл? Или Вы думаете, что в октальной серии электроны движутся быстрее? Просто восстановите УКВ, сделайте небольшой конвертер FM > УКВ и слушайте. На FM станций больше, почти все молодёжные, да и качество лучше. Можно после частотного дискриминатора вляпать стереодекодер на 2-х диодах и будет стерео. По вопросу. 6И1П ничем не меняется, она уникальна, 6К4П можно попробовать заменить на 6К4, но такую лампочку ещё труднее достать, чем 6К4П. На ссылке схема лампового стереодекодера, я делал такой когда на УКВ пошло первое стерео. Работал он на удивление чисто, разделение каналов хорошее. А конвертер FM > УКВ проще купить на радиорынке. http://slil.ru/24900412

Владимир Константино: Добрый день! Полностью поддерживаю Сергея Сергеева. Ретро аппарат тем и интересен, что восстановленный в первозданном виде работает (звучит) несравненно лучше современных моделей. Совет - восстановите все как есть. Если есть возможность поставьте свежие лампы и настройте все ПЧ контура по-новой. А уж если хотите FM , то родной ЧМ блок легко перестраивается на другие частоты просто заменой конденсаторов.

RCgoff: Что могу сказать. У меня радиола Урал-111, собранная по схеме радиолы Ригонда. Ригонду в свое время унифицировали (УСРЛ-1)и передали производство (в дополнение к своему выпуску) на Сарапульский радиозавод, ВЭФ и Харьковский. Урал-1,2,3,4,5,6 -110 и -111 отличаются от Ригонды очень мало, 112я имеет изменения в печатной плате (о них дальше), 114- еще бОльшие изменения, двухтактный выходной каскад, транзистор в схеме АРУ. Двухтактный каскад был еще в Романтике-105 харьковской фабрики и Ригонде-102. Видел я из перечисленного Урал 111,112,114, Ригонду Моно, Стерео,102,Романтику 105. Кстати Урал-114 выпускался до 1988 и стал последней ламповой радиолой СССР. Ригонда задумывалась как стерео радиола, и только из-за того, что спрос на нее был небольшим, массово выпускался моновариант, хотя и стерео тоже - Ригонда-С. Так вот моно отличалось от стерео очень мало. На шасси в ригонде-моно было место под второй канал, на плате КСДВ - отверстия под выключатель Стерео и даже блок питания был практически одинаковый. В Урале-111 шасси перекомпоновано, места для второго стереоканала между БП и УНЧ уже нет, но на плате КСДВ все еще остаются отверстия под выключатель стерео и соответствующие дорожки. В Урале 112 не больше отверстий под стереовыкл.. Трансформатор питания в Уралах несколько отличался от Ригондовского. У меня радиола используется как приемник и унч для компьютера. Поэтому при первой возможности был найден второй Урал-111, распаяна коммутация стереоцепей, просверлено отверстие под кнопку "стерео" на лицевой панели, кнопка "родная" от другого Урала, и подключен второй канал УНЧ. Сначала питал его от второго БП, поттом от родного, вполне устраивает. В урале на шасси нет места под второй УНЧ, но он вошел левее шасси, развернутый на 90°, за динамиками. Владельцам Ригонды-моно нужно просто прикрутить второй блок УНЧ на предназначенное ему место. Абсолютно нормально работали в фильтре родные электролиты 1971 года. Ставил современные - никакой разницы. В моем Урале-111 стояли 2 динамика 4гд-28 с РАЗНЫМИ резонансными частотами 60 и 80 гц. (они специально изготовлялись двух типов). При работе со входа (от компьютера) динамик с резонансной 80гц вовсю резонировал на этой частоте и в конце концов был снят и заменен на 4гд-35, т.к. 4гд-28 я не нашел. 4гд-35 крепится не так, как 28, пришлось сверлить в нем отверстия. ЭПУ в Уралах ставили несколько другое, чем в Ригондах, т.к. выпускали его позднее. IIЭПУ-40, IIЭПУ-50 монофонические. Конструкция во многом унифицирована со стереофоническими ЭПУ тех же лет, например IIЭПУ-62СП. Отличие в моно-звукоснимателе, меньших габаритах стола и диска. Рекомендую заменить ТОНАРМ на тонарм от стереофонического ЭПУ и установить туда либо ГЗП-305, либо (что гораздо лучше)ГЗП-380, головка выпусукалась в начале 90х, алмазные иглы и вполне неплохой звук, хоть и пьезокерамическая. ИМХО лучшая пьезоголовка СССР. Головка должна быть стерео, т.е. должна быть чувствительна к вертикальным перемещениям иглы. Иначе вы убъете все свои пластинки. В тонарме отрегулировать прижимную силу пружиной. Диск лучше тоже взять от стерео эпу, он тяжелее, хотя по габаритам выйдет за пределы стола. IIЭПУ-62С выпускалась также с магнитной головкой и другим тонармом, но его поставить мешает крышка радиолы. Стол ЭПУ для этого нужно "утопить". Как это сделать, я думаю пока что. Слушаю через коолнки Вега50АС-106, не ахти, конечно,колонки, но тракт раскрывает свои возможности гораздо сильнее, чем со встроенными динамиками. Выходной мощности вполне хватает. Частоты порядка 17кГц с измерительного диска еще слышно. О приемнике. Особенностью блока УКВ является низкая селективность по зеркальному каналу -20дБ. С учетом того, что гетеродин работает на второй гармонике, одним из побочных каналов приема оказывается... FM-диапазон, точнее низкочастотный его участок 100...103 мгц. При близком расположении от телецентра (у меня - 2км) станции вполне хорошо слышны. Автор первого поста упоминал, что дробный детектор дает при правильной настройке меньшие искажеиня и лучшее качество звука, чем квадратурные, применяемые в современных приемниках, и это правда. Что еще можно сделать - ввести стереодекодер, точки для его подключения на плате КСДВ имеются. Очень не хватает при приеме на УКВ отсутствие АПЧ, приходится подстраивать приемник, иначе появляются искажения на "верхах". Как это сделать - тоже думаю. Контакты в переключателе диапазоенов очищаются ваткой, смоценной в нашатырем и соде- (с)Г.С.Гендин, Сам себе радиомастер, Радиософт, 2006

Сергеев Сергей: Спасибо за подробное описание!

RCgoff: И еще. Во многих радиолах используется электронный индикатор настройки на 6е1п,6е5с,6е3п. При работе в режиме усилителя на экранчике индикатора все время показывается узкая зеленая полоска и со временем люминофор в этом месте выгорает, что очень некрасиво выглядит. Поэтому желательно задействовать "магический глаз" для индиказии уровня звука. В магнитофонах для этого ставили выпрямители со сглаживающим фильтром, но можно поступить гораздо проще: отпаиваем провод, идущий к сетке магического глаза, от схемы АРУ, и помещаем его в район выходного трансформатора. Ни к чему не припаиваем. Индикатор уже будет показывать уровень звука, правда, на фоне сетевой помехи, которая тоже наводится на этот провод. Если индикатор реагирует слабо, провод можно удлинить и несколько раз обмотать вокруг выходного трансформатора.

Flying Snow: RCgoff пишет: Во многих радиолах используется электронный индикатор настройки на 6е1п,6е5с,6е3п. При работе в режиме усилителя на экранчике индикатора все время показывается узкая зеленая полоска и со временем люминофор в этом месте выгорает, что очень некрасиво выглядит. Поэтому желательно задействовать "магический глаз" для индиказии уровня звука. а для меня кайф именно когда индикатор показывает точность настройки на станцию, прикольно, а если люминофор выгорает то...просто меняем лампу

Александр Бокарёв: Нет слов, какое удоволььствие от подробного описания приёмника, данное спецом. А я ещё добавлю, что есть отменная книга Годинар.Стереофоническое радиовещание.Там чех этот приводит гору схем для укв, почти все они ламповые, есть все варианты стереодекодеров, я однажды потерял эту книгу, так мне один москвич её купил и выслал, вот, храню радостно...

ttt01: обзавелся Ригондой 102. Подскажите, как подключить внешний источник сигнала (линейный выход зв.карты) к ней. Написано 7-10 ват максимальная мощность. может что еще можно изменить . Есть желание смонтировать в этот ящик еще на канал усилитель. Да , в схеме указаны лампы 6П14П , а стоят LE84 вроде. меняется ли вольтаж и настройка?

Сергеев Сергей: А разве у нее нет линейного входа ? Можете заменить все эл конденсаторы . По питанию емкость желательно увеличить. Еще один канал может не потянуть транс питания. Тогда его придется заменить на более мощный. EL84 импортный аналог. Вам повезло. Режимы те же.

Flying Snow: ttt01 пишет: обзавелся Ригондой 102. Подскажите, как подключить внешний источник сигнала (линейный выход зв.карты) к ней. Написано 7-10 ват максимальная мощность. в режиме проигрыватель выверните громкость побольше и попробуйте на заднем 5 штырьковом гнезде контакты на фон, средний там общий, а какой-то из крайних вход, он и будет фонить мощи там ватт 5-6 описание тут

Flying Snow: ttt01 пишет: может что еще можно изменить . Есть желание смонтировать в этот ящик еще на канал усилитель. зря, сейчас это Ригонда-102, со временем её ценность растёт, законченный аппарат, а после изменений/улучшений это будет что-то "хорошее", но бесценное

ttt01: То есть там полноценный вход? Здорово. То Flying Snow -портить же не собираюсь - просто вмонтировать еще усилитель с блоком питания , акустика внешняя будет использоваться. При желании можно все вернуть назад , но зачем? Заработать ? Врядли. А так внешне Ригонда. А по содержанию ригонда стерео . Дело за малым , где взять еще одну Ригонду. Будем искать. Вход работает в режиме проигрыватель только? то есть через его предварительный усилитель?

Flying Snow: посмотрел схему (сам сабж давно не видел просто), оказывается там есть клавиша "магнитофон", всё проще а преда проигрывателя как такового там нету, вертушка ведь пьезо, просто усь с тембрами

ttt01: Во--надо нажать магнитофон и звукосниматель одновременно. Зазвучало. УУУ--вот мой бас! Правда подключил онкен на 4а-32 . А я думал че меня онкен не радует как пишут. Вот оно-лампу надо!

vlavold: Урал 114 интересно как сделан УНЧ-выходной каскад на 6п14п работает и как фазоинвертор с нагрузской на выходной трансформатор.

Len: подскажите, а Ригонду-102 сейчас реально продать? и за сколько?

Сергеев Сергей: Продать можно. Но аппарат не настолько Ретро, чтобы получить хорошую цену. Подождите лет 50

Бокарёв Александр: Ха!!! Я сам попался на средние волны. Работал на заводе, в 2000году. Приносят приёмник типа Селга, - не ловит, мол! Ну, начинаю проверять- не ловит. ПРибоРами смотрю- исправен, чутьё в норме. Не ловит . Потом только дошло, когда одна станция всё же поймалась,-ЧЕЧНЯ СВОБОДНАЯ. Просто само вещание умерло, вот и всё. Там мощности чумовые дуют, а толку-ноль. Хотя вечером на СВ чего-то жужжит из-за бугра.

Сергеев Сергей: У нас на средних работает только Маяк, и то не всегда.

ttt01: Скажите, в усилителе Ригонды на входе в УНЧ стоит конденсатор 0,01 мкф. Проходной конденсатор для сигнала. А не обрезает ли от низы? фильтр вроде. Если как фильтр не работает, то почему? Что если я его уберу?

Сергеев Сергей: Конденсатор называется переходной или межкаскадный. Проходной это совсем другой тип и применение. Вместе с резистором он образует фильтр. Частоту среза можно посчитать. Сейчас обычно не ставят этот конденсатор.

ttt01: ВОТ ОН НА СХЕМЕ. еГО МОЖНО УДАЛИТЬ? http://s57.radikal.ru/i157/0904/c1/5e0f6121d440.jpg

Сергеев Сергей: Здесь он завязан со схемой приемника. И удалять нельзя. Если используется только унч, то можно. Или перенести его до переключателя входов В схему приемника.

ttt01: Спасибо. т.е если нажат вход звукоснимателя, приемник замкнут на корпус и можно перемкнуть конденсатор и послушать что даст это. Или перенести вход внешнего источника выше конденсатора . Правильно?

ttt01: А еще--можно ли отключить тембры УНЧ? через них не идет обратная связь?

Бокарёв Александр: Обойти тембры можно, но усиление на сч взлетит раз в 10, нужно будет давить по входу следующий каскад.

Сергеев Сергей: ttt01 пишет: Спасибо. т.е если нажат вход звукоснимателя, приемник замкнут на корпус и можно перемкнуть конденсатор и послушать что даст это. Или перенести вход внешнего источника выше конденсатора . Правильно? Правильно. И с тембрами прав Александр.

geran2006: Тембры выкинуть, одну половинку 6Н2П выкинуть и лампу заменить на менее усиливающую. Обратную связь выкинуть.

buzinaru: Уважаемые знатоки, здравствуйте! Подскажите пожалуйста как переделать в Ригонде УКВ на ФМ. Здесь прочитал, что надо заменить конденсаторы. Какие заменить? Нарисуйте неграмотному.

Сергеев Сергей: при такой переделке, тоесть просто сдвиг частоты, Вы будете ловить ФМ, но в моно режиме. Разная модуляция у русского стандарта и европейского. Вернее сказать декодирование стерео.

GELIANIN: http://radiofokus.ru/Radiofok/modernizaciya/modern.htm Там ссылка на статью "УКВ-ИП-2 на 100-108 Мгц", подробно и доходчиво. С теорией и методикой настройки. Подтверждаю слова автора - перед переделкой нужно "оживить" УКВ-блок, пропаяв заново все пайки, сильно упростит дальнейшую работу

buzinaru: Спасибо! Попробую разобраться.



полная версия страницы