Форум » Доработка промышленной акустики » Демпфирование динамика » Ответить

Демпфирование динамика

Ogust: Очень часто имеются недорогие динамики хорошо звучащие в среднечастотном диапазоне, оформление закрытое или с резонатором, но электро-магнитная система не очень мощная и как следствие вылезает горб или горбик выше основного резонанса, портящий весь звук. Есть известный способ демпфирования с вклеиванием ткани в окна корзины. Но он достаточно трудоемкий в настройке. Опробовал очень простой способ - закрывание целиком с тыльной стороны динамика синтепоновым ковриком. Синтепон мебельный выпускается разной толщины. Подбором толщины довольно просто подобрать необходимую величину демпфирования.

Ответов - 16

Сергеев Сергей: Вариант работающий, как и ткань. Вполне применим.

Abettor: На окна наклеиваем сплошную ленту из плотной ткани. Прямо по окружности корзины. А затем прокалывая отверстия в области окон толстым шилом, настраиваем. Способ встретился в сети и опробован.

Ogust: Мучился с альфардом алькой 165ой, выгуживала зараза в двери хоть тресни. Нашел портянку, вставил-передемпфировал на раз, середина осталась, низ обвалился. Положил синтепон и уже стал слышать ноты в контрабасе, а не мычание коровы.


Gruffi: Объективно судить об эффективности того или иного метода можно только измерив результат. В противном случае вероятность самовнушения и самоуспокоения очень высока. "Классики" недаром пишут, что ткань должна быть НАТЯНУТА. Будет работать и синтепон в любом виде, но вот насколько эффективно - большой вопрос. Вклеивать что-то в окна бывает очень неудобно, особенно синтепон (делал, поэтому утверждаю). Делал я в стародавние времена картонные вкладыши с вырезанными отверстиями закрытыми тканью под 15ГД-11. Тоже процесс весьма трудозатратный. Сейчас для динамиков 3ГДШ2 опробовал "классический" метод - в листе фанеры (ламината) вырезается (удобно коронкой подходящего диаметра) отверстие под магнитную систему, проделываются отверстия диаметром 10 мм, натягивается и наклеивается ткань. Между этой панелью и лицевой панелью АС вклеиваю бруски 20 мм. Получается как раз. Динамик не трогается, что удобно если используем дорогой динамик, а уж тем более не тычем шилом в окна корзины, рискуя проколоть диффузор. Кстати, совет этот может давать только теоретик, который не делал это, но где-то читал или слышал. А тыкать шилом в синтепон... Результат, как и писал Шоров, уменьшение акустической добротности на порядок. По моим измерениям добротность легко можно получить и 1 и 0,7 и 0,5. Изначальная акустическая добротность 3ГДШ2 примерно 11, легко уменьшается до 1. Поскольку это ПАС для СЧ, я не стал натягивать ткань между двумя фанерками, хватило и одной, крепил степлером и клеем. В результате звук стал заметно более мягким. Считаю, что овчинка стоит выделки. Оказалось, что число отверстий весьма некритично. На первый раз я сделал аж 26 отверстий. Ткань - льняная старая простынь. При этом добротность упала на порядок, а дальнейшие закрывания отверстий меняют ее уже незначительно, поэтому можно делать плюс-минус лапоть (если нет желания или возможности измерить и подогнать нужную величину). В следующем варианте я сделал 14 отверстий, думаю, можно и меньше, но это зависит от ткани. Если интересно, могу сделать фото. Правда, это не для слабонервных т. к. не было расчитано на всеобщее обозрение и очень далеко от глямуря, но работает. На АЧХ видно влияние в диапазоне сотен Гц. P.S. Делал по известной статье С. Зотова "панель акустического сопротивления".

Ogust: Gruffi пишет: А тыкать шилом в синтепон... тыкать в синтепон - бесполезное занятие) он и так рыхловат, только толщиной наверно можно...

RESET: Динамик EAG HX-512/A в составе контрольного агрегата EAG HEC-/не помню какой/ одет в такой ватный чехол (жаль картинку не могу вставить). Вместе с ватником пытался измерить, увы не нашёл частоту резонанса!, соответственно и остальные TS параметры остались не измеренными. Звук при этом "отсутствовал", как на мой вкус, хотя многие "свидетели" работавшие с этим агрегатом считают его лучшим во всей линейке HEC. P.S. без "ватника" же имеем резонанс 29 Гц, акуст. добротность в 10 единиц и звучит просто замечательно.

Ogust: Мне кажется конечно такой способ демпфирования можно сказать является косвенным. Динамик с более мощной электро-магнитной системой демпфирован как бы напрямую. Но все же это какой то выход..Хорошо если самый низ будет играть что то другое, тогда звук не будет поджеванным..

Gruffi: Речь идет о СЧ динамике, не путайте его, пожалуйста с НЧ, особенно в части касаемо акустической добротности. Как известно, полная добротность получается из акустической и электрической, грубо говоря, как два резистора впараллель. И для НЧ динамика определяющей является электрическая добротность, она многократно меньше акустической, к этому прилагают все усилия, и катушки НЧ фильтра для этого могут делать по 5 кило. А с СЧ динамика всё может быть по другому. Фильтры могут резко уменьшить влияние электрической добротности и акустическая начнет влиять. Кроме того, на СЧ заметно действие "послезвучия" из-за этой добротности, для НЧ это не так критично. Читайте Шорова, Зотова и других. Не хочу заниматься кратким искаженным пересказом. По поводу акустической добротности для НЧ динамиков мнения попадались совсем разные, тут не все так однозначно. На НЧ другие критерии, в частности, влияние оформления. Для щита полная добротность динамика может быть и 2,4 вообще древние динамики высокодобротны т. к. работали в открытом оформлении. Для ФИ доротность 2,4 (или 2,8 точно не помню) проблематична. Касаемо оптимальной добротности для СЧ тоже нет единого мнения. Для одних звук резкий, для других - задушенный, наверное, много зависит от индивидуального вкуса и привычки. Поэтому, есть смысл сделать СЧ в трехполоске в ОЯ, снабдив его ПАС и, закрывая отверстия при прослушивании, найти "свой звук". Просто, дёшево и сердито.Динамик с более мощной электро-магнитной системой демпфирован как бы напрямую. См. выше. Это для НЧ динамика без фильтра или с катушкой с крошечным сопротивлением и для транзисторного усилителя. В противном случае мощь магнита, в случае частоты раздела пассивного фильтра герц этак на 150-ти, поможет мало.

Ogust: Вот тут я плыву...) Пока не пойму смысл демпфирования сч динамика...И как то не совсем понятен смысл пассивного фильтра на 150 гц, детальки на входе усилителя будут подешевле и эффективнее...По мне так по настоящему низкодобротник нужен на частотах ниже 100-150 гц без всяких звукопоглотителей, а выше можно чуть ли не глушить синтепоном без уплотнения наглухо и никуда мидбасс не убегает...

Gruffi: Вкратце я написал выше, подробнее у Шорова. Почитайте Сергея Зотова, названия его статьи выше. Но читать одно - делать и пробовать, другое. Повторяю, много зависит от параметра динамика, фильтра, акустического оформления, от звучания, которое понравится именно Вам. Для ОЯ просто поэкспериментировать и послушать. Отверстия я вообще залеплял малярным скотчем - просто и быстро. Может вы никакой разницы на услышите, а может вы золотоухий и будете слышать каждую открытую или закрытую дырочку, как принцесса на горошине. Ну кто это за вас может ясновидеть? Способом описанным Зотовым и опробованным мною вы не будете трогать динамик и гарантированно не испортите его. Все переделки внутри и снаружи вид не портят. В моём случае разница заметна и вариант с ПАС на СЧ мне нравится больше. Что будет в вашем случае и с вашим динамиком ведомо будет только Вам. Смысл пассивного фильтра на 150 Гц? А трехполоска? А динамик на 8 Ом? Для моих немецких НЧ динамиков штатная частота раздела, рекомендуемая немцами, 125 Гц (или 150, уже подзабыл) и родная индуктивность фильтра 7,5 мГн. Сделать такую катушку без сердечника и с малым сопротивлением, непросто. Да, можно добавить активные фильтры и по дополнительному усилителю в каждый канал. Все дружно говорят, что это лучше, но СДЕЛАВШИХ это, совсем немного - возни и проблем тоже достаточно. А хочется ведь как попроще - вот и ставят катушки размером с кулак. Кстати, случаи разные бывают - я собирад трехполоску и использовал готовый ящик объемом больше оптимального. Промоделировав в спикершопе я определил, что для этого ящика добротность басовика... маловата. Тогда я сознательно сделал катушку фильтра не слишком толстым проводом, добротность несколько возросла и удалось получить ровную АЧХ.

Abettor: Gruffi пишет: ...а уж тем более не тычем шилом в окна корзины, рискуя проколоть диффузор.... Если мандраж в руках, то конечно лучше перебздеть, чем недобздеть! Шила бывают разные.. Кстати, совет этот может давать только теоретик, который не делал это, но где-то читал или слышал. Если валун в мой огород, то совершенно напрасные усилия. Я наоборот скорей практик, чем теоретик.

Ogust: и все же, что конкретно меняется при демпфировании сч? Про шило... я точно проткну дифф

Abettor: В том далёком, моём случае, с шилом. На 20ГДС-4-8. Звучание на СЧ стало менее злым. Достаточно мягким. Этим я и удовлетворился. Сейчас, если нужно, нахлобучиваю шапку на динамик либо из синтепона, или поролона, или из простёганной технической ваты и в бокс.

Gruffi: Растянуть ткань, наклеивая её прямо в окна - нереально, про синтепон вообще не говорю. Шило годится только для жесткого материала, это совсем другой случай. При давлении шила, материал вначале сопротивляется и прогибается, растягивается и проминается, уничтожая и без того слабое натяжение, приклеенные края могут сползать, затем при проколе, сопротивление его резко уменьшается и шило устрмляется вперед, к диффузору... При проделывании рядом шилом нескольких отверстий, ни о каком натяжении не может быть и речи. Вероятность пронзить диффузор хотя бы один раз из нескольких десятков проколов, весьма велика. Размеры окон динамика достаточно велики, это не отверстия в 10 мм. Поэтому писать про такой способ, а тем более рекомендовать (!!) его, может только теоретик. Да, можно и гораздо проще "нахлобучивать шляпы", наваливать вату и удовлетворяться этим. Но лучше ли это, чем ПАС? Сомневаюсь. Таким способом навряд ли уменьшается добротность самого динамика и его импульсные характеристики, скорее всего происходит просто заглушение и уменьшение отражений в боксе, а это совсем другое. На мой взгляд, сделать настоящую ПАС не так сложно, это вполне можно попробовать, тем более на этом (и других сайтах) часто можно читать высокомерные высказывания в стиле: это гуано, а я вообще не беру в руки динамики ценой менее ХХХ долларов. Некоторые НЕТЕХНОЛОГИЧНЫЕ и чисто ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ приёмы иногда позволяют получить максимум и от "неперспективных" динамиков. Это не будет работать в 100% случаев, да и нельзя всех причесывать под одну гребенку, но если уж пробовать нестандартные приёмы, то не надо лениться и ХАЛТУРИТЬ. Творим ведь не ради наживы, а ради своего интереса и своего удовольствия. Использовать же динамики ценой сотни долларов за штуку и что-то комстролить в его окнах с риском проткнуть и испортить динамик... Может лучше послушать Шорова? Кстати, он (или Зотов, уже точно не помню) советует для СЧ динамика максимальное демпфирование т. е. максимально эффективную ПАС, а для НЧ динамиков - ОПТИМАЛЬНУЮ ПАС и оптимальное демпфирование. Максимум и оптимум сегодня нетрудно измерить, это 60 лет назад любителям приходилось полагаться только на свой слух. Хотя в некоторых случаях можно несколько отойти в сторону от рекомендованного оптимума, если ваши конкретные уши того просят. В любом случае, Бокарёв прав, измерения - это хорошее подспорье и сильный инструмент в опытных руках.

Ogust: Мне кажется, что демпфировать сч дин имеет смысл если резонансная высокая, а объём бокса маленький. А в остальных случаях - обычный синтепон, и никаких гвоздей. Я-то всё же про демпфирование в нч диапазоне. И эффект реально есть, даже если нет натяжки. Попробовал сегодня однослойную старую теплую портянку, понравилось даже больше чем с синтепоном. Конечно, это всё - без приборов, на слух по игре контрабаса... Тут важен смысл демпфирования, то есть сопротивление движению воздуха через материал, успокаивающего резонанс оформления.

Zotoff: Gruffi пишет:… Способом, описанным Зотовым и опробованным мною, вы не будете трогать динамик и гарантированно не испортите его … Приятно конечно, что пользователи форума применяют мои рекомендации в своих конструкциях… Но здесь разговор идет о панели акустического сопротивления (ПАС), т.е. о способе механического демпфирования НЧ- и СЧ-головок. Хочу предложить способ демпфирования ВЧ-головок с помощью режекторного фильтра (кажется, это не противоречит теме «Демпфирование динамика»). С подробностями способа можно ознакомиться здесь : https://yadi.sk/i/cQ5uL9TDp1iP0Q



полная версия страницы