Форум » Доработка промышленной акустики » JBL E80 изменение ВЧ фильтра » Ответить

JBL E80 изменение ВЧ фильтра

Пыхтеев Олег: Привезли пару JBL, с просьбой хоть как-то улучшить звучание по ВЧ. Померяв АЧХ получил достаточно нелепую краказябру, именно по верхам, покопав в НЕТе нашёл точно такую же фабричную, в конечном итоге пик был убран режектором, а приподъём в районе 10кГц уменьшением последовательного резистора(вместо 1,5 Ом 0,33), так же уменьшил разделительную ёмкость с 5,1мкФ, до 3,8. Предварительный результат - два графика вместе, позднее чуть завалил самый край. По просьбе заказчика "верх" слегка приподнят. Обращаю внимание на то, что шкала по вертикали 60дБ.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Датсун: Олег, это с какого расстояния промер? На чьем уровне?

Пыхтеев Олег: Специально замерял рулеткой, чтоб вторую АС настраивать на таком же расстоянии, получилось 1,2 м. Модернизацию производил в маленькой комнате, которую использую как мастерскую(прим. 12м2), колонка стояла не очень удачно - рядом с дверным проёмом(по НЧ дорабатывать не просили), микрофон был на уровне СЧ(пробовал поднимать-опускать, решил остановиться именно на этом). Схему фильтра срисовал без номиналов, правда если кому будет интересно, то в понедельник будет "продолжение"(привезут следующую пару, такой-же модели, только другого цвета ), смогу выложить более полную информацию. В дополнение график фабричного замера(о котором говорил выше) и фильтр( с маленькой ошибкой по "земле" - вариант би-ампа, полное разделение)

O-Komaroff: Компания JBL жестко сэкономила на твиттерах этого модельного ряда АС. НЧ головкам можно поставить оценку 4, естественно учитывая ценовую категорию АС, среднечастотник звучит на 3 балла, ну а твиттер получает 2 (неуд.) Магнитная система пищалки крошечная, что для неодима без радиатора - смерти подобно. Материал купола - -дешевый полимер вместо обещанного титана. В итоге имеем большую неравномерность АЧХ и критический тепловой режим работы твиттера. Неприятный характер звучания пищалки усиливается её высоким основным механическим резонансом 2,5 кГц. Так как её сопротивление 4 ома, а размеры малы, было принято решение попробовать автомобильную пищалку. Бюджетный Кенвуд давно мечтал показать свой потенциал, и видимо поэтому не стал предъявлять дополнительных требований к монтажу. Он заявил о себе следующее: Дюймовый тканевый купол из Индонезии с диапазоном 4 кГц - 26 кГц и чуйкой в 93 дБ. Владелец АС передумал их продавать, так как одновременно с ростом качества ВЧ стала ярче середина.


Датсун: O-Komaroff пишет: Магнитная система пищалки крошечная, что для неодима без радиатора - смерти подобно. Материал купола - дешевый полимер вместо обещанного титана Да это скорее всего обычная автопищалка - жибиэлевцы ведь и широкий спектр автоакустики желают,вот и решили в целях экономии унифицировать.

Пыхтеев Олег: O-Komaroff пишет: Компания JBL жестко сэкономила на твиттерах этого модельного ряда АС. НЧ головкам можно поставить оценку 4, естественно - учитывая ценовую категорию АС, Среднечастотник звучит на 3 балла, ну а твиттер получает 2 (неуд.) В случае неудачи, был готов к замене динамиков, но имея кое-какой опыт, решился попробовать, и признаюсь, что результатом прослушивания очень доволен, слегка пропал "крик", появилась замечательная "открытость" верхней середины, но самое важное - исчезла "грязь", подобная простейшему дешёвому ДАКу(со скверным LPF). Чисто расчётами это сделать невозможно, только при помощи акустических замеров, тем более ГГ во многих случаях имеют разную АЧХ и звуковое давление.

Пыхтеев Олег: У второй пары такая же картинка. В этот раз решил посмотреть продолжение полосы, поэтому сменил звуковуху, постараюсь сохранить всё что выше 20кГц.

Бокарёв Александр: Олег, ачх достойная, нет слов, а что стало со звуком, как считаете? Что в сухом остатке?

Пыхтеев Олег: Несколько слов об изменении звучания сказал чуть выше. Понимаю, что по Z не совсем верно, но с последовательным резистором 1,5 Ом динамик, можно сказать становится "самостоятельным певцом"(ему одни ноты, а он на свой синтетический лад). Т.е. слышен момент по управляемости или шунтированию вых. сопр. УНЧ. Ещё заметил странную зависимость, в этом варианте переделки она вновь напомнила о себе. Достаточно давно замерял полочники Jamo, по ВЧ они тянули до 40, но мой ноут, с примитивной звуковухой не дали мне увидеть всю картинку, что самое важное - аккустика имела открытое, живое звучание, при совсем небольшой чувствительности, т.е. почти вровень с менее широкополосной и более чувствительной. Поэтому думаю, что самый "верх"(за 20кГц) и лишнее чутьё очень важны, правда в этом случае возрастут требования к источнику и УНЧ. Сегодняшняя доработка(на графике СЧ-ВЧ)

Бокарёв Александр: Олег, я ж не просто так спрашиваю, сами говорили, что ваши клиенты-народ недоверчивый, в научные методы измерений не верят, да и к вам настороженно тоже. А таким перцам какую ачх ни покажи- не убедительно будет.

Пыхтеев Олег: Картинки - для себя и интересующимся, а клиенту - прослушивание, иногда привозят свои источники и усилки, чтоб что-то узнать, о их возможной доработке.

majordom22: Пыхтеев Олег пишет: с последовательным резистором 1,5 Ом динамик, можно сказать становится "самостоятельным певцом"(ему одни ноты, а он на свой синтетический лад)Мои эксперименты с балластными резисторами последовательно с СЧ и ВЧ драйверами однозначно говорят в пользу такого включения. И, чем выше номинал балластника (начиная от номинального импеданса по паспорту), тем меньше зависимость от параметров усилителя, меньше проникновение звуков друг в друга и тем более живой звук из АС. Упомяну о цепях Цобеля. По измерениям от них большая польза, а в звуке - в четырёх случаях из пяти, вред. Особенно, если они состоят из малобюджетных элементов.

Бокарёв Александр: Насчёт цобеля согласен на все сто. Крайне редко могу припомнить, чтобы цобель остался в схеме. Обычно с него начинаешь, а потом- долой. В звуке тухлятина появляется от цобеля, хотя формально- супер. Резистор в цепи сч и вч делает звук плавным и чистым, да и измерения динамиков при работе с высокоомным источником сигнала показывают резкое снижение интермод. Также был случай, когда ничего не смог поделать с уродским средником от АСА , пришлось применить правило буравчика. Зашунтировать средник резюком, при этом образовалась ровнейшая полочка, ушёл выброс в средине и звук получился просто суперский. А провал импеданса как бы не страшен, там усилитель - ещё тот танк транзюковый.

Пыхтеев Олег: majordom22 пишет: Мои эксперименты с балластными резисторами последовательно с СЧ и ВЧ драйверами однозначно говорят в пользу такого включения.Здесь видимо совсем другой случай , с резистором получается бОльшая неравномерность(хотел ведь выложить последовательность сравнительных замеров, но уже всё закрутил)

majordom22: Пыхтеев Олег пишет: с резистором получается бОльшая неравномерность Чаще всего так и бывает, если Вы имеете в виду объективные замеры. Действительно, с сильно демпфированным драйвером легче добиться линейной АЧХ, а чтобы "выровнять" АЧХ раздемпфированных ГД, нужно приложить больше усилий и усложнить кроссовер . Награда за это - в разЫ меньшая амплитуда колебаний диффузора, при той же громкости и более мягкое и красивое звучание. Самый сильный эффект с теми головками, у которых мал максимальный ход диффузора.

Бокарёв Александр: Есть решение , взято с сайта Анатолия Шихатова(Железного Шихмана) . Там он к пищале, отрезанной первым порядком через ёмкость, цеплял резистор в параллель. При этом резко снижалось влияние индуктивности контура , образованного этой ёмкостью и пищалой, ачх становилась очень красивой и предсказуемой, правда-ценой провала импеданса. Я это проверил и подивился, насколько всё удачно.

majordom22: Бокарёв Александр пишет:к пищале, отрезанной первым порядком через ёмкость, цеплял резистор в параллельПо эффективности то же самое, что и низкоомный делитель. Красиво на дисплее, шаг назад в звучании.

Пермяк: Пыхтеев Олег Олег, я ведь тебя предупреждал: не выкладывай свои работы на форумах! Разве ты забыл, сколько наших земляков-аудиомастеров отказываются придти к тебе со своими поделками ДЛЯ СРАВНЕНИЯ, а заочно - охаивают? Так же и на форумах: подвергнут всё твоё сомнению, выдвинут свои наблюдения, проведённые на сомнительных усилах и сомнительных источниках неизвестно как. Или просто, "критикнут" из прынципа. Сам знаешь форумские нравы: - параметры у тебя хорошие? А мы отсюда чуйствуем, что звук у тебя плохой! - звук у тебя хороший? А параметры выложь, а не выложишь - значит хреноватые, значит и звук плохой! - мы пробовали "по-твоему", получается плохо! Пользы для себя не извлечёшь, а нервы тебе потреплют.

Пыхтеев Олег: Леонид, меня больше удивляет другое - потребность комфортного звучания, точнее причины(параметры) заставляющие многих идти в этом направлении. Т.е. они есть, возможно в источнике или УНЧ, мешающие движению в сторону высоких разрешений. Вот именно из-за этого, мнения будут разными.

majordom22: Пыхтеев Олег пишет:потребность комфортного звучанияЕсли целились в мой огород, то промахнулись . Я за детальность. Можно сказать, в этом отношении жадный , и могу даже пожертвовать некоторой долей мелодичности. Тема о предпочтениях бесконечна. К Вам есть только один вопрос: исследовали Вы, хотя бы поверхностно, феномен тОкового включения драйверов АС? Например, широкополосников?

Бокарёв Александр: Снова прочёл посты в данной теме и не обнаружил в адрес Олега Пыхтеева недобрых высказываний. Откуда вам, Леонид , такое показалось- не знаю.

Бокарёв Александр: Эт смотря что этой самой детальностью назвать. А то вон носились с 4П1Л, возносили до небес все, начиная с Пронина, пели ей дифирамбы. А оказалось- проблемная лампочка , для отдельно свёрнутых на "детальности" субъектов. Совершенно дикий спектр, слушать такое невозможно в принципе.

majordom22: Бокарёв Александр пишет:прочёл посты в данной теме и не обнаружил в адрес Олега Пыхтеева недобрых высказываний. Откуда вам, Леонид , такое показалось- не знаю Всё напрасно. Теперь не отмоемся .

ГДН: majordom22 пишет: Награда за это - в разЫ меньшая амплитуда колебаний диффузора, при той же громкости Виталий, зачем Вы против элементарных законов физики? То, что Вы изволили написать, возможно только в одном случае - при увеличении площади излучателя. ЗЫ. А эффект снижения ИМИ в "шириках" подробно описан в статье Агеева уж 15 лет тому назад (Радио 4/1997)

majordom22: ГДН пишет:То, что Вы изволили написать, возможно только в одном случае - при увеличении площади излучателя.Можно считать за лёгкий ОФФ ТОП. Это реальный эффект. У меня есть несколько версий, объясняющих его, но, не знаю, какая верная. Уже описывал, как пример, что сотворил подруге комповые колонки по 3 литра, ФИ, на малышах 2ГДШ-9, так микруха ТДА 2030 в "Фулл Рендже" легко выводила катушку из зазора, отчего, даже на умеренной громкости, музыка с басовыми партиями "хрипела". Использовав прежние наработки , я, недолго думая, перевёл ТДА в тОковый режим, около 40 Ом по выходу. Сразу всё наладилось. Я переживал, что ФИ расстроится - нет, всё класс. Зазвучало выразительнее на вокале, чем моя основная система . ГДН неужели труднее проверить, поцепив широкополосник к транзисторному усилу через 20-30 Ом, и подать к-либо трек с басом, чем несколько лет критиковать меня за "нефизический" подход???

ГДН: Виталий, Ваш "нефизический" (я не побоюсь даже слова метафизический) подход заключается в том, что я процитировал! Будьте внимательны! Ход диффузора есть физическая величина и на прямую связанная с ЗД! А про искажения на НЧ я ничего и не говорил... ЗЫ. Вы бы к "ТДА 2030" еще 0,1ГД-6 подключили... в качестве саба

majordom22: ГДН пишет: про искажения на НЧ я ничего и не говорил... И зря. Думаю, уменьшение ИМИ и усмирение фазовой характеристики связаны напрямую с уменьшением хода диффузора. Причём, громкость при воспроизведении басовых нот, даже, субьективно, несколько увеличивается! (Ну, не уменьшается - точно). Когда мы прочитаем о Вашем эксперименте, к примеру, что-либо наподобие 2ГД36 в измерительном метровом щите напрямую к ИН усилу, и через резюк в 20 Ом? Пока подобное не сделаете, не буду реагировать на Вашу критику !

ГДН: Я уже наэкспериментировался вдоволь! Дины и через резюки включал, и к УМ с ИТУН-выходом, и искажения измерял... Жаль, что Вы так и не поняли, о чем я говорил...

majordom22: ГДН Извиняюсь, но тут уместна цитата : "Слона-то я и не заметил" .

Бокарёв Александр: Я включал через резюк достаточно нервный по ачх на средине Фостекс и его ачх заметно выравнивалась, одновременно с потерей чутья. На слух было интереснее именно с резюком.

Пыхтеев Олег: majordom22 пишет:Тема о предпочтениях бесконечна. К Вам есть только один вопрос: исследовали Вы, хотя бы поверхностно, феномен тОкового включения драйверов АС? Например, широкополосников?Признаюсь, что очено поверхностно. Подбирал аккустические провода на свои ширики, с мин. ёмкостью(разумеется и сопротивлением), готов был уже делать подобие витой верёвочной лестницы(видимо к этому прийду, в интернете об этом говорилось), причем всё довольно ясно слышно. Долго возился с режектором, активное сопр. катушек снижало динамику и чуть "затягивало" по НЧ(это уж всем ясно, от чего и как). Но во всём скорее всего виноват сверхширокополосный УНЧ(гибрид) и спад гармоник у ДАКа(измерения обязательно выложу, как только разберусь с новым компом). Хотя комфортность звучания, очень даже возможно, возвращает в то время когда у многих были ламповые радиоллы(надо лишь понять соотношение параметров и выбор оптимального направления поиска). Я просто ищу и прислушиваюсь к нескольким авторитетным(для меня) мнениям.

Бокарёв Александр: Я делаю проще. Добываю звук, который нравится самому, и на это звучание непременно найдётся желающий. А делать звук "под клиента" - я пока не знаю, как такое возможно. Стоит один раз что-то переделать под настроение- потом с тебя не слезут до пенсии, каждый раз будет что-то мерещиться и ты обязан будешь это поправить.

Пыхтеев Олег: "Под клиента" - был случай, прим. 88-89г, работал в радиомастерской. Приходит бабка и жалуется на кассетный магнитофон, мол как-то тоскливо играет, подкручиваю скорость и одновременно наблюдаю за "уровнем радости" на лице клиентки

Экс-электро: С повышением скорости движения ленты улучшаются характеристики магнитофона. Бабушка это сходу поняла, и обрадовалась. А Вы смеетесь...

тиратрон: С повышением скорости движения ленты улучшаются характеристики магнитофона. Бабушка это сходу поняла, и обрадовалась. А Вы смеетесь... тоже вот сразу вспомнился случай из жизни, еще при молодости. Собралиь как то более менее все вместе(дворовые ребята) и начали встречать новый год какой то 1981-82 , по началу все цивильно , апосля переусердствовали по неопытности со спиртным.......Ну и всю катушку ,.Супер-макса,, 197..года , там что то про Африку..и птички поют вначале, так и прослушали на 19.05скорости , хотя запись была на 9 , что характерно всем понравилось............ржали от души уже в январе . п.с. кажись напутал , запись 19м\сек...слушали на девятой.

Бокарёв Александр: Потому что Супермакс, на какой ни крути - тыц тыц и будет. У меня такое тоже было, когда кассетник использовал для загрузки программ для Спектрума, подкрутил его, чтоб шибче грузил и забыл. А потом Олфилда слушаю, инструменталку- ух ты, так всё живенько- как никогда!

Пыхтеев Олег: На счёт качества, в те времена кассетники "для народа" имели очень большой разброс по зазорам МГ(сендаст сильно отбраковывался), да и феррит на "Олимп"("Электроника") тоже удивлял, как-то ставил на 5-тый, дак один канал(угол наклона по тест-ленте) дотянул до 28кГц, а второй чуть перевалил 20. А то, что Пермяк чуть сгустил тучи - не совсем так, даже заядлые спорщики по-тихоньку начинают прислушиваться, главное суметь избавиться от "фанатизма" и понять, что всё эволюционирует. Правда - очень сложно, вот на работе предлагаю обзавестись новым оборудованием(иногда приношу свои приборы), но "аксакалам" оно как трактор в колхоз, привыкли жить по старинке.

тиратрон: Олег , а не помните ??? Первые вертикальные катушечники 80ых (Союз,Илеть-110) укомплектовывались Аморфными японскими головками, посля уже пермаллой , хотя преимущество первых не выявлено, но люди боялись отдавать мафоны в ремонт ,т.к боялись подмены.

Пыхтеев Олег: Очень даже помню, как-то увидел у знакомого в "звукозаписи", точное название аппарата не вспомню(вроде ставили только в "Илеть"), но снятая передняя панель позволяла увидеть "лайбы"(чистая фирма), хотя на этом аморфе уже виднелась "яма", понятно, что крутили с утра до вечера, "рубили капусту" Соврал, видно было только "фейс". Из этой серии ещё выпускали "Ростов-105", со своим "стеклом", одноклассник до сих пор его хранит.

Бокарёв Александр: Я сам ставил аморфные бошки Тик вместо спиленных в японский трёхмоторник Докордер, биться с настройкой не пришлось, идеальные бошки, сказочный звук. В отличие от обычных бошек Тики выделялись острой мордочкой и непривычно ровной формой пакетов.

Пыхтеев Олег: Чуть по теме - откровения о переделке второй пары, наверно кому-нибудь пригодится. Владелец, до моих вмешательств, успел провести на этих АС маленький банкет(день варенья у друзей), на мероприятии участвовали пара фронтов и центральный, две пищали полностью потеряли работоспособность. Т.е. сначала был ремонт, причём повезло, пропало контактное соединение "канители" и звуковой катушки, после этого подбор пары, об остальном сказано выше.

тиратрон: Джи Би Эль кажись с титана делают пискуны , -вещчь !!! На мой слух лучше металлические купола, чем шелк как Таной , ...в центральном громкоговорителе для дом.кинотеатра почти то же самое стоит , правда сто лет уже не включал.

Пыхтеев Олег: тиратрон пишет:Джи Би Эль кажись с титана делают пискуны Это визуальный эффект (обман) фотографии, на самом деле полимер. Комаров очень верно заметил эту проблему, и малый диаметр катушки, "размерность инструментов" (по металлу) оставляет желать значительно лучшего.

тиратрон: Не специалист , спорить не могу, но мой знакомец лет 5 назад взял б\у Миражи по объявлению, модель не помню , но ценой 500 зеленых , кажется модель 1996-7 года, в журнале Аудио-Видео тех лет , взяла 5 звездочек . Там вот точно титановый сплав в пищалке и еще один НЧ- СЧ динамик , -звук и панорама .все на высоте ( но для самого самого низа, конечно все же требуется саб) После в магазине уже он взял за 5000руб. пару ВВК , даже несколько большего объема , и что характерно в ВВК стояли два против одного, как в Миражах НЧ-СЧ динамиков схожих по площади диффузора , примерно 15 см. Очень красиво смотрелись, но в чистую проиграли по всем параметрам...так и стоят у него как тыловые для объемности звуковой картины.

O-Komaroff: тиратрон пишет:Джи Би Эль кажись с титана делают пискуны , -вещчь !!! На мой слух лучше металлические купола, чем шелк как Таной Это верно, Танной мягкокупольные твиттеры делать не умеет. Полвека зарабатывали продажей коаксиалов, а в них алюминиевый купол на ВЧ. Привозили пару раз 15-дюймовые коаксиалы в ремонт ( естественно без кабинетов, из-за веса и размеров ). Бархотное звучание НЧ-дина напоминает звук 6ГД-2 в большом ЗЯ. Верхняя середина очень колючая и железистая, вероятно, из-за резонансов в горле ВЧ-рупора (размещён в керне НЧ головки). Лихницкий цеплял аналогичные коаксиалы к Немецким усилителям на лампах АD-1, с целью демонстрации... чего?...Наверно - себя! Увидев в моих руках пачку раритетных дисков VERVE,LEGASY, IMPULSE, CONCORD, PRESTIGE, разрешил послушать и оценить качество его звуковоспроизводящего тракта... Оказалось, что он уже не паяет, а ученики опять всё перепутали!

Abettor: O-Komaroff пишет:....оказалось, что он уже не паяет, а ученики опять все перепутали! OFF. И благородные арийские сущности по углам разбежались!ка может сотворить.

тиратрон: Верхняя середина очень колючая и железистая, вероятно, из-за резонансов в горле ВЧ рупора ( размещен в керне НЧ головки ). Олег, а не встречали Таной , тоже меркурий , только кажется 4и5 модель. Там в НЧ-СЧ динамике было сделано фирменное решение , торчало несколько витков, типа колец( змейка) ,прямо из пятака динамика , для устранения каких то резонансов , хотя я не как не моб понять что эта змейка может сотворить.

тиратрон: Не понял ?? чем все кончилось??. Вчера когда выложил справочные данные , интернет пропал напрочь , только сегодня днем возобновился . Но на почту пришла пачка писем ,именно с этой темы , ....зашел посмотрел по факту ,все стерто .. Будьте внимательны. тема отделена- http://hiend.borda.ru/?1-3-0-00000050-000-0-0-1333013166 Зачем все валить в одну кучу. Место есть -создавайте новые темы. - Сергеев

тиратрон: у Евгенича уже просил прощения, Простите пожалуйста и Вы меня, и у Александра Бокарева .персонально прошу извинения, чево с долбаеба взять , ни закурить ,ни спичек.

O-Komaroff: Пыхтеев Олег пишет:Комаров очень верно заметил эту проблему и малый диаметр катушки, "размерность инструментов"(по металлу) оставляет желать значительно лучшегоМожно немного добавить верхней середины в области частоты раздела СЧ/ВЧ. Для этого необходимо уменьшить ёмкость конденсатора шунтирующего среднечастотник. Проверенный на моделях Е-90 и Е-100 вариант уменьшения с 10 мкФ до 8 мкФ.

mirukar:



полная версия страницы