Форум » Доработка промышленной акустики » Защита ВЧ-динамиков от перегрузки » Ответить

Защита ВЧ-динамиков от перегрузки

Zotoff: Наверняка многие знают про такой способ защиты ВЧ-динамиков от перегрузки : «Защита с помощью миниатюрной низковольтной лампы накаливания». Нового в этом ничего нет! Вопрос в другом – «Как грамотно выбрать (или рассчитать) «вольтаж» лампы и ее мощность?» Вниманию посетителей форума предлагается статья, где изложен СПОСОБ РАСЧЕТА такой системы защиты. Вот раздел, где размещена статья : http://www.sergeev21.narod.ru/akus.htm Большое спасибо Сергею за размещение статьи на своем сайте! Также большое спасибо Александру из Твери, моему хорошему знакомому, http://www.tarh75.narod.ru/ По профессии он математик и я ему давал свои расчеты для ознакомления… Кстати, с его подсказки я познакомился с одной интересной статьей на сайте Шихатова об использовании лампы накаливания в паре с ВЧ-головкой: http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/ilich.htm Оказалось очень интересно! Вообще, как-то давно был у меня такой случай… Принесли мне в ремонт пищалки от С-90 (сгорели). Ну, перемотал их, отдал клиенту, а они через пару дней (!) снова сгорели. Понимаешь, любил этот клиент громкую музыку!!! Перемотал повторно… И что же? Через пару недель снова приходит этот клиент ко мне… Опять сгорели… Ё-маё! Ну, тут я ему снова перемотал и… Добавил лампу накаливания последовательно (приклеил ее на магнитную систему, концы заизолировал). И вот уже после этого – как отрезало!!! Я ему через полгода сам звонил, спрашивал: «Как пищалки то, целые?» - Да, все работает! Спасибо! - А слушаете тихо или опять громко? - Слушаю на «всю катушку»! Как раньше… Этот способ защиты я применял несколько раз, главным образом, для пищалок С-90 (практика показывает, что владельцы именно этих колонок любят включать их очень громко). Пару раз использовал способ для защиты эстрадных пищалок большой мощности… И каждый раз – успешно! P.S. Кто-то скажет, что это вносит искажения. Спорный вопрос… Понятно, что для аппаратуры класса «Хай-Энд» такая система защиты не очень подходит. Однако, для простой акустики – вполне подходит. 1 -- Прежде всего, для тех случаев, когда клиент любит слушать музыку, что называется, «на всю катушку» и у него постоянно горят пищалки – такой способ защиты оправдан! 2 -- Ну и конечно, для пищалок в эстрадной акустике (когда цена пищалок очень высокая, а нагрузка на них огромная) такой способ ОЧЕНЬ ДАЖЕ ПОЛЕЗЕН!

Ответов - 30, стр: 1 2 All

Бокарёв Александр: На авторынке ищите лампы для Камаза 24 вольта 20 ватт, а к ним держатели, потом все лампы проверьте по току при заданном напряжении, разброс может быть дикий. Вот эти лампы и ставьте на входе вч фильтра. В холодном состоянии там примерно 1 ом, а в нагретом намного выше, спасают пищалы, сгорая при аварии. Когда позвонил музыкант один , сетуя что часто меняет лампочки, я вежливо заметил, что иначе он менял бы драйвера пищалочные, по три тысячи рупий. Задумался чувак....

Zotoff: Бокарёв Александр пишет:На авторынке ищите лампы для Камаза 24 вольта 20 ватт...Этот случай вероятно подходит для мощных эстрадных пищалок. А конкретно не могу сказать, нужно считать. Алгоритм расчета я изложил...

Бокарёв Александр: Да, это для эстрадников. Для комнатной акустики брал впараллель по 2 лампы 6,3 вольта 0.28а кажется.


Mark V: Из практики: те же пищалки на той же мощности горят меньше (аж 70%) на фильтре 3-го порядка по сравнению с фильтром 2-го порядка.

Бокарёв Александр: Абсолютно верное замечание, проверенное практикой музыкантских колонок. На басы- первый порядок , просто катуха , а на пищаль- третий порядок плюс лампочка.

Владимир Константино: Добрый день! А причину перегорания катушки ВЧ не выясняли? Может это возбуждение на ультразвуке? Или просто несоответствие подводимой мощности?

Бокарёв Александр: Подозреваю всё же мощный возбуд усилителя, причём, совершенно дурной мощности, у меня в колонке музыкантской от некоторых деталей осталось закопчённое пятно и всё, даже не понять что там было.Ну и катушка спеклась в уголь.

Mark V: Владимир Константино пишет: А причину перегорания катушки ВЧ не выясняли? моё мнение из практики такое: сжечь пищалку чистой синусоидой тяжело сжечь пищалку розовым и белым шумом легче в 20 раз. сжечь пищалку меандром легче в 50 раз сжечь пищалку усем примаксимальной мощности при 100% искажений легче в 70 раз Видимо в кросоверной катушке (и С цепях) есть некий резонанс от каких-то определенных форм входного напряжения, при которых ЭДС имеет пиковый и недопустимый рост напряжения для звуковой катушки. Все это можно наблюдать на фильтре второго порядка и 10ГИ-1 - при таких режимах мембрана из ровной плоскости искривляется в мелкие квадратные ячейки.

Zotoff: Mark V пишет:мое мнение из практики такое - сжечь пищалку чистой синусоидой тяжелоЯ много раз сталкивался с ремонтом сгоревших пищалок, поэтому считаю, что сжечь ее все-таки можно и даже несложно. Например, приносили часто пищалки от музыкальных центров. Спрашивается, чего там может быть не так? Это же «сбалансированный» центр: мощность усилителя и акустики «подогнаны». И тем не менее… Про С-90 вообще молчу. Ее часто включают в усилитель 100 вт и более, и при этом довольно громко! Тут никаких гарантий быть не может. И главным образом, всё-таки, этот способ защиты предназначен для эстрадных пищалок… Там привычных разделительных фильтров иногда не бывает и ВЧ-головка зачастую подключена к отдельному каналу усиления со своим регулятором громкости. И контролировать мощность в такой ситуации непросто… А пищалки горят обычно быстро! Вот взять пример из статьи…Для динамика 6ГДВ-6-25: лампа 12в х 6вт обеспечивает 4х-кратную защиту от перегрузки, а лампа 9в х 6вт обеспечивает только 2х-кратную защиту от перегрузки…Я привел алгоритм расчета… И надеюсь, что многим это поможет избежать неприятностей с пищалками.

Бокарёв Александр: Я применил такой способ в акустике одной, там человек уже два раза перематывал недешёвые пищалы, а детишки их снова палили, развлекаясь по полной. Врезал две лампочки на 6,3в 0,28а параллельно, - что было под рукой, потом подавал розовый шум и сразу видно было, как уровень давления после засвечивания лампочек на пищале уже не менялся, а на сч-нч продолжал расти. На средних уровнях лампы не мешают. В порт инвертора прикрепил эти лампы, теперь как только жахнут погромче- ярко пыхают лампы, предупреждая об опасности.

Древний юзер: Бокарёв Александр пишет: Врезал две лампочки на 6,3в 0,28а параллельноА сколько у них сопротивления в холодном состоянии? Нету под рукой измерить

Zotoff: Древний юзер, в приведенной статье есть данные для очень похожей лампочки (см. таблицу No 1): Для лампы 6,5в х 0,3А – сопротивление в холодном состоянии 2,5 Ома.

Бокарёв Александр: Верно. Смотрите, 6.3 делим на ноль три= двадцать ом, это когда горит. В холодном состоянии- в десять раз меньше. Значит, два ома навскидку. В параллель- ом. Совершенно верно. Один омчик в цепи пищалки и стоял как гасилка, вот туда я лампочки и врезал.

Древний юзер: Бокарёв Александр пишет: Смотрите, 6.3 делим на ноль три= двадцать ом, это когда горит. В холодном состоянии - в десять раз меньше. Значит, два ома навскидку. Саша, навскидку я и сам умею мне хотелось узнать точно... ну да ладно

Zotoff: мне хотелось узнать точно... Для лампы 6,5в х 0,3А – сопротивление в холодном состоянии 2,5 Ома -- это измерено тестером.

Владимир Константино: Добрый день! Mark V пишет:Все это можно наблюдать на фильтре второго порядка и 10ГИ-1 - при таких режымах мембрана из ровной плоскости искривляется в мелкие квадратные ячейки. Во-во, у меня такое на ленточном фунтике было. Ленточку покорёжило как молотком.

Бокарёв Александр: Ну не зря же фунтикам рекомендуют аж третьего порядка филтры.

Владимир Константино: В Туле обьяснили, что рядом с резонансом ленточники очень не долговечны.

Бокарёв Александр: Владимир Константинович, там у них резонанс оооочень низкий, соответственно этому нельзя работать вблизи, - телепается лента аж видно глазом. Не зря советуют фильтры не ниже второго порядка а лучше- третьего и срез от резонанса должно брать минимум вдвое выше.

Zotoff: Владимир Константино пищет:Во-во у меня такое на ленточном фунтике было. Ленточку покарежило как молоткомВероятно, всё же перегрузка получилась! Интересно, у ленточника лента деформируется от большой механической амплитуды или от тепловой деформации из-за перегрева?

Бокарёв Александр: Скорее всего ленту рвёт и тянет натяжение, чем температура. Резонансы- вещь неприятная, в клочки всё летит. Тем более- алюминий мягкий и назад не возвращается при перерастяжении

Владимир Константино: Добрый день! На самую верхушку ленточку и более никуда. Ширик сверху подпереть.

Сергеев Сергей: Коль уж речь пошла о изодинамиках, интересует мнение коллег о 10-ГИ

Zotoff: Владимир Константино пишет:На самую верхушку ленточку и более никудаЯ помню, мы прослушивали с вами "Фоунтек CD-2" в паре с кевларовыми 4А-28 c частотой раздела 1,5 кГц. И вроде было хорошо, но cлушали только несколько часов. В длительном режиме (несколько месяцев) - не слушали, такого опыта нет. Сергеев Сергей пишет:интересует мнение коллег о 10-ГИХорошая пищалка, можно применить с частотой раздела от 3 кГц. Но чувствительность маловата (87 db) - единственный минус.

Бокарёв Александр: 10 ГИ имеет совершенно отвратную позорную ачх. Жаль храню в другом компе, вытащить трудно. Там до 10 кил полка, потом крутой обвал. Вот 25гдв поинтереснее. Тянет и дальше и ровнее

Владимир Константино: Добрый день! Zotoff пишет:В длительном режиме (несколько месяцев) - не слушали, такого опыта нет. СD-2 у меня не было. СD-5 слушаю длительно после неудачного опыта на 2,5 кГц , сейчас на 10 кГц. С шириками довольно приятно играют. 10 ГИ - ужас.

Сергеев Сергей: Лежат у меня уже с 10 лет 10-ги. И так и нашел им применения. У кого-то восторженные отзывы. Несколько раз возвращался к ним, так и не могу ничего придумать. Не нравится металл в их голосе.

Zotoff: Сергеев Сергей пишет:… У кого-то восторженные отзывы. Несколько раз возвращался к ним, так и не могу ничего придумать. Не нравится металл в их голосе …Эти головки потенциально хорошие. И даже очень! Но часто сделаны по-топорному… Например, часто при их разборке я обнаруживал в очень узком зазоре между магнитами и мембраной металлические опилочки. Вероятно, они попали туда при сборке на «нечистом верстаке»… А это может приводить в некоторому металлическому дребезгу, ну или «призвукам» (как хотите назовите). Поэтому, когда я их (10ГИ-1) употребляю, то делаю переборку динамика для осмотра и очистки зазора. Только переборку нужно делать очень аккуратно, чтобы не повредить мембрану. Это первое. Ну и второе – там ведь металлическая решетка под фланцем установлена, она может резонировать на средних частотах и создавать свои призвуки. Так вот, я эту решетку удаляю и заменяю ее на что-то типа крупной марли черного цвета – приклеиваю ее на пищалку по периферии и потом закрываю фланцем. Внешний вид не менятеся. После проделанного пищалка 10ГИ-1 доставляет только удовольствие. P.S. И насчет низкой чувствительности - это есть, и это неизбежность. Однако 10ГИ-1 (4 Ома и 87 db) можно c успехом применить в паре с хорошим басовиком 8 Ом и чувствительностью 90 db. И будет положительный результат (фильтры только грамотно посчитать). Т.е. свою «нишу» эта головка имеет… Р.P.S. Там довольно плотная решетка! Загромождение проходного сечения почти вдвое! Решетку - долой!

Пыхтеев Олег: О концертной АС. Самый частый случай, когда убивают пищали - микрофон, т.е. даже не супер-громкая дискотека, а всего лишь детский утренник, ведущий поднимает руки, чтоб вместе с присутствующими похлопать в ладоши, но он не понимает, что приёмное аккустическое и излучающее, находясь на одной оси легко уходят в возбуд(без применения современной аппаратуры, устраняющей такую проблему, с индикацией конкретной вырезанной полосы). Ещё несколько случаев было когда мероприятие проводили на открытом уличном пространстве, при повышенной влажности, заводился УНЧ, выжигая Цобеля(как-то не разобрался в этой загадке, точнее поленился)

Zotoff: Изменился электронный адрес моей странички : http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_sergeja_zotova/0-46



полная версия страницы