Форум » Самоделки ламповых усилителей » Мой новый прототип » Ответить

Мой новый прототип

Wavebourn: Привет землякам! Принимайте гостя. Вот, собрал в сарае из подручных средств. Хотел запускать в производство, но даже в Китае кризис, так что -- пока не реально. Вид сзади, без верхней крышки: Это всего лишь прототип, окончательный вид будет сильно зависеть от технологии производства. Лампочки -- все совецкие. На выходе -- ГУ-50, скопированы с трофейных LS-50, разработанных Телефункеном. Драйверы -- 6П15П, на входе -- 6Ф12П. Питание -- 800 вольт. Стабилизированное смещение (параметрический стабилизатор), 400В для предусилителя и 280В для экранных сеток -- параметрические стабилизаторы с истоковыми повторителями. Стабилизатор накала -- вот он: http://wavebourn.com/forum/download.php?id=116&f=7 Схемку ещё не нарисовал, только вот эту часть: http://wavebourn.com/forum/download.php?id=119&f=7 Каждая ГУ-50 охвачена параллельной ОС по напряжению (с анода ГУ-50 на анод 6П15П), по 240К 2 ваттные резисторы. Потому и пентоды в драйверах. В цепях экранных сеток выходных ламп -- оптроны, чувствуют ток экранных сеток. Фоторезисторы оптронов -- во входном аттенюаторе. Получается антиклиппинговый компрессор: при попытке раскачать выше 80 Ватт на канал падает чувствительность, в результате искажений не получится. Это моя такая хитрость я её во всех усилителях применяю. Компрессия, если случайно возникнет, звучит менее противно, чем клиппинг (даже ламповый). С хвоста дифкаскада -- обратная связь по постоянному напряжению на экранную сетку первой лампы. Я был вынужден изобрести эту фичу -- разброс параметров 6Ф12П, что у меня есть, шире амбарных ворот, а так получается весьма гламурненько. Можно было бы и запатентовать, но патент денег стоит. R6 не зашунтирован, так как и так усиления выше крыши.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Ден 123: Гoсть пишет: У меня подозрение -- нелинейности самого оксидного слоя пытались объяснить непостоянством сопротивления контактов. Согласен. С контактами и их "переменчивостью", я наверное поспешил - это был мой вывод после ряда экспериментов. То, что я записал на счет контактов, действительно объясняется нелинейностью оксидного слоя, даже лучше, чем контактами. Вы правы. В этом и заключается разница между профи и любителем - один и тот же эффект они запишут на счет разных "элементиков": я на контакты, Вы на окислы и пп эффект. Похоже Анатолий, Вы правы. В любом случае, в электролитах и их поведении рулят нелинейности, не связанные с абсорбцией, тангенсом и индуктивностью - ДХ и АХ устройств, в которых стоят только эл-ты, будут нелинейны.

Yoika: aluma пишет: Спасибо. Сорри, приврал, Epcos B32529 0.1*63

Folk: Бумажку в масле отдать аудиофилам, которым нравятся мутный бас. Из старого телека сони тринитрон наковырял желтых полистирольных кондеров на 0.1 мкф. Самое то в шунты.


Yoika: Folk пишет: Из старого телека сони тринитрон наковырял желтых полистирольных кондеров на 0.1 мкф. Самое то в шунты Вас обманули-это лучше! Не полистирол, а полипропилен MPX наверное.

zoetrope: Folk пишет: Бумажку в масле отдать аудиофилам, которым нравятся мутный бас. При чем тут бас, если ими шунтировать электролиты бл.пит. или в смещении 1 к 100-200...

Folk: Ставил их как межкаскадные, на выход ДАКа, в шунты, в шунты смещения - везде одно и тоже

Yoika: Folk пишет: Ставил их как межкаскадные, на выход ДАКа, в шунты, в шунты смещения - везде одно и тоже Имеют низкий импеданс на ВЧ, низкую паразитную индуктивность и малый тангенс потерь. Никаких особых противопоказаний для использования. Правда как межкаскадные считаются не кошерными, но это больше похоже на религиозные предубеждения.

Гoсть: Yoika пишет: Имеют низкий импеданс на ВЧ, низкую паразитную индуктивность и малый тангенс потерь. Никаких особых противопоказаний для использования. Правда как межкаскадные считаются не кошерными, но это больше похоже на религиозные предубеждения. Кошерность любых межкаскадных - под сомнением, ибо как выходное сопротивление предыдущего каскада не линейно, так и входное последующего. В результате музыка подзаряжает кондансаторы, чем громче музыка, тем больше смещаются рабочие точки ламп, а это создаёт дополнительные искажения. Особенно - в случае стерео. Вот потому самые придирчивые аудиофилы и протестуют против разделительных конденсаторов. Разделительные трансформаторы сами создают искажения из-за нелинейности намагничивания сердечника, но самые придирчивые аудиофилы считают такие искажения меньшим злом, так как они более статичны.

Гoсть: Выдрал этот пост из "теории" -- так он был оффтопом, а посему отвечать не рискнул. Даже зажмурившись. majordom22 пишет: Гoсть Хотелось бы полностью схему.Думаю,Вы разместили схемку,чтоб народ высказался?Если честно,единственный каскад.который я бы поставил в своём усиле- это фазоинвертор с разделённой нагрузкой.А сигнал к нему приходит через делитель аж в 470К/470К?Не кошерно.Хоть бы зашунтировали полипропиленом китайским,и то дело!(К мегагерцам ближе будете)А то и КСО.Если шибко усиление большое,можно вместо 6П15 поставить 6П18/6П43,или 6П1,к примеру.Кстати,не такой холодный звук получится.Оптронно- аттенюаторную фичу воще на понял.Борьба за расширение ДД,а налицо сужение.Разве что,как защиту от дурака (отключаемую).Тогда согласен.Лучше всего-световая индикация клиппинга,но её в вакууме попробуй ещё сделать.К ГУ50 отношусь хорошо,Но бокорезами удаляю алюминивую "шляпу". Но,конечно,не в стаканах.А внешне нравится,особенно в интимном освещении.когда накалы видны.Какие выходники стоЯт,если не секрет? ЗЫ и Цобеля-нафиг. Еесли Цобеля нафик, то не получится, как задумано: усилок в классе АВ, с минимальными слышимыми искажениями, глубокая ОС необходима. Как по-русски будет Nested Feedback? Мы такого не изучали... Если без ОС, то класс А, а какой смысл в классе А для двухтактника, кроме меньшего выходника? Если 470К зашунтировать плёнкой, то Цобелю придётся ёмкость добавить. То на то и выходит. Я, кстати, в последнем варианте к этому вернулся, пока не понял, что фазу искажают питающие конденсаторы. Теоретически - это нелинейная ёмкость, но практически предыдущая версия усилителя работала с такой фичей, и её влияние было незаметным. Так и оставил -- теоретически это кошернее, и недоуменных вопросов меньше вызывает, типа Вашего. Обойтись фазоинвертором с раздельной нагрузкой низзя: нужен драйвер с высоким выходным сопротивлением, ибо низкое выходное сопротивление будет шунтировать цепи локальной обратной связи с анодов выходных ламп, добавляя собственные нелинейности. А с такими пухлыми трансформаторами она не просто желательна, но и необходима, я бы сказал. 6П15П можно заменить многими другими, но погоду с усилением это не сделает. Последний вариант (фото макета в темноте, с покрытым медью зеркалом) использует 6Ж51П. Сделал раздельные хвосты, объединил их 2-мя 1К последовательно. Почему двумя - потому, что с зхвостов беру обратную связь по постоянному напряжению на экранную сетку первого пентода, чтобы стабилизировать рабочую точку -- связь-то везде гальваническая, кроме сеток выходных ламп! Благодаря раздельным хвостам получилось перевести их в триоды. По поводу сужения динамического диапазона - это Вы погорячились. ОС глубокая, и такой "динамический" диапазон засчёт клиппинга никому не нужен. Да вообще, и без ОС клиппинг не нужен, разве что в источнике сигнала, специально организованное мягкое ограничение. Пусть лучше будет "защита от дурака". Чувствует она аккурат момент клиппинга, когда резко растут токи экранных сеток, и срабатывает за пару милисекунд. Прелесть опто-подхода ещё и в том, что скорость выше, чем выше ток через диод. Не вижу никакого смысла делать эту великолепную фичу отключаемой. Что ещё? Про выходные трансформаторы. Заказаны были у Edcor USA, для 100Ватт 20Гц-20КГЦ, первичка -- 10К со средней точкой. В продукцию пойдёт с теми-же трансформаторами, но уже с 8К со средней точкой. На железе М6. У меня, кстати, есть макет моноблока, с тем-же драйвером, но с четырьмями ГУ-50, на 6К. Полторы очень чистых сотни ватт, но по верхам гораздо лучше -- трансформаторы рассчитаны на диапазон от 40 герц, 200 ватт, и размер у них меньше. Этот моноблок - для акустики и голоса, там даже ниже 80 Герц не нужно (в данном случае к акустике я не отношу контрабас и ударную установку)

Гoсть: Ден 123 пишет: В этом и заключается разница между профи и любителем - один и тот же эффект они запишут на счет разных "элементиков": я на контакты, Вы на окислы и пп эффект. Дык если профессионал не прикроет зад бумажкой -- порвут в клочья... А если обнаружат, что бумажка фиговая - порвут вместе с бумажкой, на ещё более мелкие клочки...

Yoika: Гoсть пишет: В результате музыка подзаряжает кондансаторы, чем громче музыка, тем больше смещаются рабочие точки ламп, а это создаёт дополнительные искажения. Рабочая точка задается смещением, по по постоянному току, а конденсатор межкаскадный, на ее установку не влияет, лампа управляется сигналом, изменяя свое динамическое сопротивление. Спокойно отношусь к межкаскадному конденсатору, правда если он один и его фазовый сдвиг компенсируется фазовым сдвигом трансформатора.

Гoсть: Yoika пишет: Рабочая точка задается смещением, по по постоянному току, а конденсатор межкаскадный, на ее установку не влияет, лампа управляется сигналом, изменяя свое динамическое сопротивление. Это если учиться по книжкам, и не внимательно. А если внимательно - то можно заметить, что внутреннее сопротивление лампы модулируется сигналом. Получается чуть-чуть постоянки, которая подзаряжает конденсатор. Это свойство ламп использовалось в радиотехнике, называлось оно Анодное Детектирование. Сеточный ток лампы тоже нелинеен. Он тоже подзаряжает разделительный конденсатор. Это свойство лампы тоже использовалось в радиотехнике, и называлось оно Сеточное Детектирование. В результате рабочая точка лампы плавает, вслед за уровнем сигнала. Аудиофилы (особо придирчивые) говорят, что они это слышат. Yoika пишет: Спокойно отношусь к межкаскадному конденсатору, правда если он один и его фазовый сдвиг компенсируется фазовым сдвигом трансформатора. Речь не о фазовом сдвиге нижних частот. Речь - о динамических нелинейностях, добавляемых разделительными конденсаторами. Аудиофилы частенько несут явную пургу - когда они пытаются найти объяснения явлениям, которые слышат. Но если внимательно к ним прислушиваться, то можно уловить много полезного... В общем, по большому счёту рабочая точка задаётся напряжением смещения, тут Вы правы... Но только - по большому счёту... Есть ещё мелочи, из которых складывается крупная картина. А если ещё учесть температурные зависимости, приводящие к модуляции параметров сигналом, то можно понять, почему аудиофилы предпочитают, когда лампы и резисторы крупнее, чем надо, "чтобы выдержали нагрузку"...

Yoika: Гoсть пишет: Это если учиться по книжкам, и не внимательно. А если внимательно - то можно заметить, что внутреннее сопротивление лампы модулируется сигналом. Получается чуть-чуть постоянки, которая подзаряжает конденсатор. Это свойство ламп использовалось в радиотехнике, называлось оно Анодное Детектирование. Сеточный ток лампы тоже нелинеен. Он тоже подзаряжает разделительный конденсатор. Это свойство лампы тоже использовалось в радиотехнике, и называлось оно Сеточное Детектирование. В результате рабочая точка лампы плавает, вслед за уровнем сигнала. Аудиофилы (особо придирчивые) говорят, что они это слышат. Вы меня как-то сразу прибили своими доводами, ну да ладно по порядку "Анодное детектирование" получается специально выбором рабочей точки в области нижнего изгиба ВАХ, что в реальной схеме маловероятно, а детектируемый сигнал положительной полярности выделяется в анодной нагрузке и никоим образом не может приложиться к межкаскадному конденсатору. К счастью, к аудиофилам я себя не отношу, поэтому моему уху подобные явления недоступны.

Гoсть: ВАХ в любом случае изогнута, к сожалению. В любой точке. Вот представьте себе, что происходит с конденсатором, когда в положительном направлении напряжение на верхней его обкладке колеблется с более высоким динамическим сопротивлением, чем в отрицательном? Правильно, он заряжается отрицательно. А если катодный повтоитель, то наоборот на верхней обкладке будет появляться более высокое напряжение. А если с другой стороны он нагружен при колебании в положительном направлении на меньшее сопротивление нагрузки, чем при колебании в отрицательном направлении? Правильно, его нижняя обкладка будет заряжаться чуть-чуть отрицательнее... И вот этот дополнительный заряд возрастает при атаке звука и продолжает действовать на лампу, увеличивая чуть-чуть отрицательное смещение, пока звук затухает... Конечно, напряжение на нём возвращается к прежнему значению, и если весь тракт записи - воспроизведения очень чистый, то эта небольшая, но грязь, заметна. В музыке, и вообще в звуках, всё гораздо заметнее в динамике. Например, если Вы возьмёте спектр звука рояля, а атаку - затухание от органа, то вряд-ли угадаете, что за инструмент звучит. Если повырезать кусочки звуков от разных инструментов и послушать, то очень сложно угадать, что за инструмент звучит. Я это хорошо знаю, так как в своё время достаточно наэкспериментировался, разрабатывая аналоговый синтезатор и эффекты к инструментам. А вот измерительная аппаратура -- она любит статику, устоявшиеся сигналы. И получается, что самое заметное для слуха ускользает от измерений... А вот аудиофилы эти заметности слышат. А инженеры не умеют измерять, и не верят аудиофилам. Аудиофилы считают инженеров врунами, торговцами воздухом. Инженеры - аудиофилов ненормальными, -- торговцами воздухом. Конечно, не все и не всегда, но это приходится слышать и читать очень часто.

Yoika: Гoсть пишет: В музыке, и вообще в звуках, всё гораздо заметнее в динамике. Например, если Вы возьмёте спектр звука рояля, а атаку - затухание от органа, то вряд-ли угадаете, что за инструмент звучит. Если повырезать кусочки звуков от разных инструментов и послушать, то очень сложно угадать, что за инструмент звучит. Я это хорошо знаю, так как в своё время достаточно наэкспериментировался, разрабатывая аналоговый синтезатор и эффекты к инструментам. С большим уважением отношусь к специалистам в области звукотехники, но мой инженерный мозг постоянно занят анализом происходящих физических процессов. Полностью с Вами согласен, что искажения возникают на фронтах сигнала(атака инструментов) Не читая умных книжек, попробую пофантазировать. У конденсатора напряжение отстает по фазе, поэтому воможно, первоначальный импульс тока, за счет падения напряжения на сеточном резисторе, может уводить рабочую точку в положительном направлении, но эта величина на мой взгляд незначительна, хотя мб и заметна.

Гoсть: Да, с точки зрения приборов эта величина незначительна. А с точки зрения уха - искажение динамики. Но и замерить это можно. В инженерных терминах это называется переходными процессами. Ухом динамические, переходные процессы гораздо легче ловить, чем прибром. Но ушные измерения в ТЗ не внесёшь, в нормы ОТК не заложишь. Хотя когда я был на практике в ОТК завода Карла Маркса в Омске, кажись после 3-го курса, кроме проверки при помощи лент настройки головки, АЧХ воспроидведения, АЧХ записи, установки уровня записи, мы должны были ещё и слушать, но это было не объективно, и мне пришлось однажды пободаться с настройщиком, пока он устранил явно слышимый брак, хотя на осциллографе всё выглядело правильно. А как меня достала та мелодия, которую использовали для проверки на звучание: "Лишь позавчера нас судьба свела, а до этих пор где же ты была?!"

Yoika: Гoсть пишет: Ухом динамические, переходные процессы гораздо легче ловить, чем прибром. Но ушные измерения в ТЗ не внесёшь, в нормы ОТК не заложиш Это точно, чувствительность приборов ограничена уровнем шумов, а человеческое ухо способно выделять среди шумов полезную информацию, например в цехах с высоким уровнем промышленных шумов, рабочие слышат друг друга, хотя при этом уровень речи ниже уровня шумов.



полная версия страницы