Форум » Самоделки ламповых усилителей » SE на 6Э5П и 6П1П. » Ответить

SE на 6Э5П и 6П1П.

and4841: О как! Тут ко дню ВМФ решил сделать себе,любимому,подарок Трудный проект со множеством неизвестных,которые по ходу менялись. РЕЗЮМЕ!!!! Изначально делался "Покемон" Олега Чернышова. Но в процессе работы всё это плавно перетекло в данный девайс. В результате компьютерный усилок с потрясным звуком!

Ответов - 88, стр: 1 2 3 4 5 All

Бокарёв Александр: Я ваших восторгов не разделяю после замеров этих народных любимцев, -5ГДШ и 4ГД-35. Оба с косяками, и ещё какими. Ну, как вам добротность, скажем-3.0-4.0? Ась? (Это 5ГДШ-4) И резонансная аж под 70 герц. А у 4ГД-35 имеется дикий совершенно провал на 2 кГЦ, и два горба на краях этой ямы. Отсюда- совершенно мутная средина, динамик будто накрыли матрасом. Не услышать это можно разве что в приступе патриотизма. Прошу извинить мою обычную резкость, когда что-то хвалят, совершенно малосъедобное. Тогда -зверею.

Rex: Бокарёв Александр пишет: Я ваших восторгов не разделяю после замеров этих народных любимцев, -5ГДШ и 4ГД-35. Оба с косяками, и ещё какими. Ну, как вам добротность, скажем-3.0-4.0? Ась? (Это 5ГДШ-4) И резонансная аж под 70 герц. Александр, я не снимал всех параметров, но достичь одной разминкой и пропиткой резонансной частоты в пределах 50-60Гц раз плюнуть! Вы страшилки рассказываете о штатных моделях? Дык нам это ведомо.... На 2кГц режектор до сих пор стоит в моих первых АС на них. Это не мешает им приемлемо звучать. Ну, а про морковку я выше упоминал...

and4841: Добрый вечер Саша!Да нормально всё! Я прекрасно понимаю,что из г...на конфетки не сделать.А восторг от проделанной работы и результата.Динамики стали звучать лучше? Лучше!Недостатки есть?Есть.Но их стало гораздо меньше.Опыт приобретён?Приобретён!Кое какие знания добавились?Добавились!Вот я и радуюсь! Саша,ты пойми.Не все такие спецы в акустике,как ты.Я вот до сих пор,стыдно признаться,не знаю,что такое добротность динамика.Хотя делов на 3 минуты найти инфу в интернете.Ну ещё денёк на осмысливание прочитанного.Просто мне это ПОКА не надо.Акустика не мой профиль.Хотя как знать.Три года назад,если бы мне кто сказал,что я буду вечерами в удовольствие делать ламповые усилители,покрутил-бы пальцем у виска и сказал:"Сам дурак"!


vladimir 1478: Всё классно,Андрей, только у меня картинки в комп не влезают . С уважением,Владимир.

Бокарёв Александр: Андрей, снимаю все свои ворчалки после таких добрых и трогательных слов. Мне ворчать проще, насмотрелся всякого , теперь удивить трудно старого перца. Разделяю вашу радость по поводу звучания системы, собранной своими руками. Без такой отдушины жить просто невозможно было бы. А насчёт добротности- это пара пустяков. Я бы назвал её не добротность, а злостность, потому что все с ней борятся обычно и хотят добротности без избытка. Добротность- это степень болтанки динамика после прохождения сигнала. Болтанка эта выражена на частоте резонанса динамика в данном оформлении, проявляется как выброс на ачх и слышное подгуживание или подбубнивание. Вот и всё. При добротности равной или менее 0,71 процесс становится апериодический, без выброса на ачх.

Vladimir: Александр, огромное спасибо. Так просто и доступно объяснили про добротность.

Вадим Пузанов: Бокарёв Александр пишет: Добротность- это степень болтанки динамика после прохождения сигнала. Болтанка эта выражена на частоте резонанса динамика в данном оформлении, проявляется как выброс на ачх и слышное подгуживание или подбубнивание. Вот и всё. При добротности равной или менее 0,71 процесс становится апериодический, без выброса на ачх. Я бы от себя провёл аналогию с амортизацией (болтанкой) автомобиля на кочках. Плохо, когда амортизаторы слабые, машина болтается как....ну Вы все поняли.

Vladimir: То есть, чем мягче подвес и подвижнее диффузор, тем выше добротность? И такие дины нельзя втыкать в корпуса с фазоинвертором, только в закрытые ящики правильного объема. Извините, что я так совсем уж утрирую. В аккустике у меня совсем нули. Если дойду до обмера с микрофоном, придется Вас немножко помучить:) Но вроде, тогда получается, что у таких подвижных динов чутье должно быть выше, если они легче поддаются всем воздействиям.

Вадим Пузанов: Давайте попробуем понЯть вот так. Добротность - не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор - источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это - как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больший, чем выше полная добротность системы. Самая высокая добротность, измеряемая тысячами - у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.

Бокарёв Александр: Вадим, с колоколом ты перебрал. Он звучит не только на резонансной, но и на множестве гармоник, определяющих его персональный голос. На резонансе он будет звучать, если стукнуть по нему резиновой кувалдой. Только фиг кто его услышит при этом.

Vladimir: Ой , совсем не по теме... Но про музыку. Колокола бывают разные. Есть такие, которые звучат строго на одной ноте. Именно такие колокола, подобранные по нотам, образуют музыкальный инструмент, называемый карильон. Если интересно, то вот ТУТ все рассказано подробно. И заодно, есть фото маэстро -карильониста. Что касается динамиков, то мне надо, как говорил дедушка Ленин, "Учиться, учиться, и еще раз учиться".

O-Komaroff: Vladimir пишет:То есть, чем мягче подвес и подвижнее диффузор, тем выше добротность? Чаще Наоборот. Увеличение гибкости подвеса приводит к снижению механической добротности. Она пропорциональна Масса/Гибкость. Вадим Пузанов пишет: Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Чаще Наоборот. Пример - головка 6ГД-2, упругость подвеса очень низкая, а полная добротность высокая. Ещё пример. Подвес из гофрированной ткани имеет высокую упругость, а в совокупности весь Дин будет низкодобротным (Pro-Dyn). Всё гораздо сложнее чем вы думаете. Сложно настолько, что крупнейшие производители Акустики не знают до конца, что у них выйдет с конвейера... то ли Хай-энд, то ли Дрова.

Вадим Пузанов: O-Komaroff пишет: Всё гораздо сложнее чем вы думаете. Сложно настолько, что крупнейшие производители Акустики не знают до конца, что у них выйдет с конвейера... то ли Хай-энд, то ли Дрова. А я, кстати, совсем не думаю, что всё так просто. И количество динамиков, совершенно непригодных для высококачественного звучания, достигло угрожающего количества. Произодство произвело - нате, ешьте, что получилось. Не выкидывать же деньги на ветер.

and4841: Доброе утро уважаемые друзья! Вчера решил всё-таки прогнать усилитель по приборам.Получился вот такой стенд. Ну что сказать.Картина получилась не очень радостная.Значится так.Всё по порядку.На вход дал 1 кГц и выяснил чувствительность.Оказалось 0,6 В до начала ограничения синусоиды.На эквиваленте нагрузки (ПЭВ 10Вт 4 Ом) получил чистые 3 вольта. Это у нас получилось где-то 2,25 Вт.В принципе нормально.А вот с частотками картинка не очень радостная. Завал по ВЧ по -3дБ получился на 25 кГц.Очень не фонтан!На НЧ вообще какие-то странности.Начинаю уменьшать частоту.До 60 Гц всё нормально.Те-же 3 В с нормальным синусом.А вот если катишь вниз дальше,амплитуда на нагрузке почти не уменьшается (ну если немного, 2,7В),а вот синус начинает корёжить не по детски.На 20 Гц сигнал вообще стал похож на убитую пилу!Подозреваю,что тут играет свою роль выходной трансформатор.Индуктивности маловато.Габаритов не хватает.Проверим.А так звучит очень приятно,если на приборы не смотреть! Есть у меня перемотанные ТВЗ 1-9 (три первички и две вторички),которые раньше работали с 6Ф3П,пара побольше, мотанные под 6П14П на ШЛМ 30х20 и пара на ОСМ 0,1. Попробую погонять их.Ну,ТВЗка сразу не пойдёт.А вот два других варианта попробую обязательно.Только наверное уже через месяц.Сваливаю в отпуск на Юга.До встречи через месяц друзья!С уважением,Андрей!

Бокарёв Александр: Андрей, это ещё не вся грусть. Гляньте на осциллограф, у вас нижняя полуволна шире верхней, а это говорит о негожем совершенно спектре искажений.

and4841: Добрый день Саша!Да.Я тоже обратил на это внимание,что полуволны не симметричны.И происходит это в выходном каскаде,потому как ткнув осцилом на его вход,вытащив при этом 6П1П,увидел чистенький и симметричный синус.То-есть 6Э5П усиливает нормально.Это сигнал корёжит выходная лампа.Гармоник наверное много!Если правильно понял,это неправильно выбран режим выходной лампы?Рабочая точка?Какая-то полуволна сходит с прямолинейного участка ВАХ в область загибов.Хотя всё вроде по даташиту.Если уменьшить входной сигнал,несимметричность пропадает,но мощность тогда ватта 1,5.Даже меньше.То-есть сигнал на входе 6П1П нужно уменьшать,что-бы выправить синус.Но тогда упадёт и выходная мощность.Наверное,в триодном включении при таких напряжениях с 6П1П больше 1,5 ватт не снять.Может какая обратная связь поможет?

volli: Андрей пишет: "Наверное, в триодном включении при таких напряжениях с 6П1П больше 1,5 ватт не снять." - "качественного звука" так оно и есть, да и увеличение напряжения даёт мизерную прибавку.

Charm: Андрей, лампа 6Э5П имеет минимальные THD=0,03% при Va-153V, Ia-30mA, Vg -2V.

Бокарёв Александр: Андрей, есть вариант перевести выходную лампу в схему с оос по первой сетке, -драйвер потянет такое. То есть: экранную сетку6П1П сажаем на плюс питания, с анода на анод драйвера -два резистора, навскидку- 200 килоом и 47 килоом, а с точки соединения двух резисторов через ёмкость сигнал идёт в сетку 6П1П. А вообще-когда такое поведение выходного сигнала, то есть подозрение на сильное рассогласование лампы с нагрузкой. То есть, внутреннее лампы и приведённое трансформатора в данной рабочей точке лампы сильно неоптимальны для данной лампы. Попробуйте менять нагрузку, добиваясь одинаковой формы полуволн и симметричного ограничения сигнала при перегрузе. Также следует поиграться смещением, от него зависит всё или почти всё.

Вольдемар: Снимаю порчу по фотографии . По искажениям синусоиды. Это типичный вид большой второй гармоники, низ широкой, бока сжаты, вершина острая. Причина-нижний конец линии динамической нагрузки слишком низко опущен на искривленные участки ветвей смещения. Лечение, увеличить Ra, т.е. пересчитать Ктр, тогда линия динамической нагрузки станет более пологой, и нижний конец поднимется из искривленных участков ветвей смещения повыше. По количеству ватт я бы не переживал, у меня редко бывает более 2-х. Комфортная громкость в комнате аудиофила примерно 150-200 мВт. Замерял неоднократной, в т.ч. и в гостях, большинство были удивлены, т.к. никогда не задумывались над этим.



полная версия страницы