Форум » Самоделки ламповых усилителей » SE на 6Э5П и 6П1П. » Ответить

SE на 6Э5П и 6П1П.

and4841: О как! Тут ко дню ВМФ решил сделать себе,любимому,подарок Трудный проект со множеством неизвестных,которые по ходу менялись. РЕЗЮМЕ!!!! Изначально делался "Покемон" Олега Чернышова. Но в процессе работы всё это плавно перетекло в данный девайс. В результате компьютерный усилок с потрясным звуком!

Ответов - 88, стр: 1 2 3 4 5 All

and4841: Немного процесс работы и просто фото проекта.

and4841: Решил "погнуть пальцы веером" и сделал кенотронное питание на 5Ц3С.Фиг знает,лучше,хуже по звуку,не въехал,но смотрится красиво! Помыкался с блоком питания.В результате получилось. Фона нет ВООБЩЕ!!! Монтаж,классическая "звезда",всё в одной точке.

and4841:


and4841: Слушатся всё это через 5ГДШ4-4. Доработанными по общепризнанной методике. Ну что сказать.Конфетка!Пока даже не въехал.Звук просто другой!

and4841: Ну как бы ещё фото проекта.

Бокарёв Александр: Такой сварной корпус из толстенного дюраля- сегодня дороже всего усилителя. А вообще- сердце радуется видеть такой фундаментальный подход к усилителю.

and4841: Добрый день Саша!Спасибо за положительную оценку! Только корпус не из дюраля!!! Сталь 3мм! Сварной на работе всё спрашивал,Андрюха,чего ваяешь-то!?

volli: Однако!!! Сталь 3мм! Молодец! Применяю 1мм, и то мороки хватает, и вес набегает. Интересно, сколько времени ушло на "слесарно - компановочные" работы? У меня на это уходит больше всего времени. Это ещё при наличии на работе контактной (точечной) сварки. Плюс подготовка к покраске и покраска. А 6П1П - "душевная" лампа! Сейчас слушаю 6С1П - 6П1П (УЛ). Выходные трансформаторы сам мотал? На каком железе?

and4841: volli пишет: Выходные трансформаторы сам мотал? На каком железе? Ну,мотал не я.Считал сам.Железо 20х20.Знакомому дал для намотки.На "Светлане" ещё остались спецы!!!!

Вит.: and4841 Здравствуйте, пройти мимо темы о 6П1П не могу, потому как у меня с ними както сразу зладелось. Усилитель, драйвер на 6Н1П к которому я тупо скапировал из интернета, режим выходного каскада выставил на слух и наверное случайно удачно намотал твз, но как собрал, так и слушаю ни чего не переделывая, причём на простейшие калонки с 3ГД-38 и 2ГД-36, звук, наслождение. Теперь хочу попробовать SE посему интересуют ваши выходники, если не секрет, поделитесь данными, ТС у меня как раз выдаст 300в анодного. В драйвер буду ставить чтото другое 6Э5П не видел даже, была даже мысль драйвер 1п и выход 1п. Виталий.

Бокарёв Александр: Почему-то лампы 6п1п не пользуются таким успехом, как 6п14п, хотя как бы являются пальчиковой версией шикарной по звуку 6П6С. Я случайно сваял усилитель на 6п6с и пока что ему равных нет. Правда, не втриодном режиме, а с оос по 1й сетке(триодное включение продуло во всём) Поражаюсь крепости этой неброской лампочки, на аноде 400 с лишним- полёт нормальный! Насчёт 6п1п не скажу ничего умного, не применял эту лампу в своих сочинениях.

and4841: Добрый вечер Виталий!По поводу вых. трансов.Количество витков и прочие параметры Вам ничего не дадут.Всё расчитывается под конкретное железо и лампу.У меня как получилось.На работе надыбал железа.Посчитал.И шпулю с бумажкой кол-ва витков и слоёв с диаметром провода отдаю намотчику.Всё.Остальное его работа.

Бокарёв Александр: Андрею 4841. Что-то у меня настроение присело, когда прочёл про стальной корпус. Как-то все его избегают, очень единодушно, а я как глухой на все ухи прислушиваюсь к общему мнению и подсознательно избегаю железок. Алюминий, дюраль, в идеале-медь. Положите снаружи медный или латунный листик и напишите на шильде: Коппер Шасси. Аудионот именно так делает.

and4841: Бокарёв Александр пишет: когда прочёл про стальной корпус Ну и!?Саша!Чего было на работе из того и сделал.Из чего тогда делать то!?

Вит.: Да Андрей, понятно, тем более что я всёже планирую включать её тетродом, а это конечно другая песня, буду пробовать считать по вахам. К стате я тоже мотаю на не стандартном железе, снимаю со списанного оборудования на работе, такие нч трансформаторы которые работают на частоте 25 герц.

and4841: Добрый вечер уважаемые друзья! Ну вот усилок собран,настроен.Как оказалось,одного усилителя для качественного звуковоспроизведения мало.Нужна хорошая чувствительная акустика.Мощи-то не очень.Мою раритетную филипсовскую лохматого года он не тянет.На неё нужно подать ватт 5 что-бы она зазвучала.Замеров пока не делал,хотя все приборы есть.Просто пока не до этого.Может на выходных прогоню по приборам.Самому интересно,что там творится с сигналом.А пока личные впечатления и некоторые мысли вслух.Прошу сильно ногами не пинать,так как в радиотехнике я ещё что-то соображаю (Ленинградский Радиополитех всё-таки! ),а вот в акустике полный ноль! Так что все дальнейшие действия продиктованы осмысливанием прочитанного в книгах и в интернете.Ну ладно.Приступим к повествованию.Акустику решено было изготовить самостоятельно.Размеры компьютерных колонок накладывают свои требования к данному девайсу.Для эксперементов на радиорынке были куплены 4 штуки 2ГД-19, 2 штуки 5ГДШ 4-4, 2 штуки 4ГД-35 и колонки 3АС-503 1983 года выпуска на динамиках 3ГД-38.Ещё была куплена демпфирующая пропитка фирмы AIE, настойка прополиса и капсулы хитозана.Догадались уже наверное,для чего! Над 2ГД-19 поиздевался всласть! Чего только с ними не делал.Чем только не мазал и не пропитывал! Пробовал почти всё,что советуют на форумах радиолюбители.Послушал,что получилось.Мда! Динамики убил,полетят в помойку,но бесценен приобретённый опыт.Следующими на очереди оказались 5ГДШ.Эти новые.Не пользованные.Из колонок были извлечены старые 3ГД-38 (в надежде,что они получше новодельных,для дальнейшей работы) и на их место поставлены доработанные 5ГДШ.Доработка.Первым делом гофр при помощи водки и синуса 20Гц был размят и пропитан касторовым маслом (блин,в Питере не могу найти герлен!).Пылезащитный колпачек был безжалостно удалён.Это место и милиметров 10-15 вверх по дифузору было промазано раствором обычной разломанной коробки от магнитофонной кассеты в дихлорэтане.Посчитал,что это лучше чем БФ-2.И под конец весь дифузор пропитан пропиткой от AIE.Дня два полежали.В это время слушал пока на родных 3ГД-38.Да уж! Слушать это было невозможно.Не звук,а безобразие какое-то.Когда включил доработанные-был приятно удивлён! Звук преобразился кардинально.Ушёл песок и "цыкание" на высоких.Вскрики в середине и хрюкание внизу.Звук стал ровным и сбалансированным,без посторонних призвуков.Да,ещё.На корзину изнутри на стойки бы приклеен войлок для исключения отражений от металла корзины и для уменьшения звона корзины.Снаружи корзина задемпфирована слоем 3-5 мм обычного детского пластилина. Изнутри корпус колонки оклеен слоем утеплённого линолеума.Потом выложен 15 миллиметровым поролоном.Всё свободное пространство заполнено распушённым синтепоном.Это решение оказалось для звука лучше,чем родной валик из ваты в марле.В таком виде их уже можно слушать.На очереди эксперимент с прополисом и хитозаном. Посмотрим,что получится.

Rex: Я где-то полутора годами ранее трубил после своих опытов во всю об этом! После пропитки и прочих доработок 5 ГДШ-4 действительно хороший ширик, но всё-же условно. Сверху чуток не дотягивает. Снизу совсем не дотягивает, по этому это широкополосный средник и не более. Обязательна подпорка снизу. И для тех, кто ещё слышит выше 14-15кГц, ещё и сверху. Очень хорош, когда слаще морковки ничего не пробовал или не хочется платить копеечку. Но я им благодарен. И перепортил дюжину, тоже было. Проходили, короче. И Вы, уверен, пройдёте....

and4841: Полностью с Вами согласен! Поэтому и прикупил ещё 4ГД-35 и 2ГД-36. 4ГД-35 прекрасный динамик с изумительным звуком,хорошей чуйкой.Пока возился с колонками,подключил один.Прям на столе.Провода припаял.Послушать.Был обескуражен очень красивым и сильным басом.Относительно конечно,но по низу 3ГД и 5ГДШ он отправил нервно курить в сторонке! И это без всякого оформления,просто динамик лежал на столе!Вот он там на заднем плане. . Верхов,конечно маловато, но для этого были приобретены 2ГД-36. Хочу сделать вот это. .

Rex: Что-ж. Успехов Вам! Боже мой, как это знакомо! Только недавно "отпустило". Я даже дорабатывал 2 ГД-36 к 5ГДШ-4. Отмачивал всё в ацетоне. Сняв диффузор оклеивал изнутри корзинку шинельным сукном на "Момент"... Но теперь не нервно, а с чувством выполненного долга курю в сторонке.

and4841: Илья!Спасибо за добрые напутствия!

Бокарёв Александр: Я ваших восторгов не разделяю после замеров этих народных любимцев, -5ГДШ и 4ГД-35. Оба с косяками, и ещё какими. Ну, как вам добротность, скажем-3.0-4.0? Ась? (Это 5ГДШ-4) И резонансная аж под 70 герц. А у 4ГД-35 имеется дикий совершенно провал на 2 кГЦ, и два горба на краях этой ямы. Отсюда- совершенно мутная средина, динамик будто накрыли матрасом. Не услышать это можно разве что в приступе патриотизма. Прошу извинить мою обычную резкость, когда что-то хвалят, совершенно малосъедобное. Тогда -зверею.

Rex: Бокарёв Александр пишет: Я ваших восторгов не разделяю после замеров этих народных любимцев, -5ГДШ и 4ГД-35. Оба с косяками, и ещё какими. Ну, как вам добротность, скажем-3.0-4.0? Ась? (Это 5ГДШ-4) И резонансная аж под 70 герц. Александр, я не снимал всех параметров, но достичь одной разминкой и пропиткой резонансной частоты в пределах 50-60Гц раз плюнуть! Вы страшилки рассказываете о штатных моделях? Дык нам это ведомо.... На 2кГц режектор до сих пор стоит в моих первых АС на них. Это не мешает им приемлемо звучать. Ну, а про морковку я выше упоминал...

and4841: Добрый вечер Саша!Да нормально всё! Я прекрасно понимаю,что из г...на конфетки не сделать.А восторг от проделанной работы и результата.Динамики стали звучать лучше? Лучше!Недостатки есть?Есть.Но их стало гораздо меньше.Опыт приобретён?Приобретён!Кое какие знания добавились?Добавились!Вот я и радуюсь! Саша,ты пойми.Не все такие спецы в акустике,как ты.Я вот до сих пор,стыдно признаться,не знаю,что такое добротность динамика.Хотя делов на 3 минуты найти инфу в интернете.Ну ещё денёк на осмысливание прочитанного.Просто мне это ПОКА не надо.Акустика не мой профиль.Хотя как знать.Три года назад,если бы мне кто сказал,что я буду вечерами в удовольствие делать ламповые усилители,покрутил-бы пальцем у виска и сказал:"Сам дурак"!

vladimir 1478: Всё классно,Андрей, только у меня картинки в комп не влезают . С уважением,Владимир.

Бокарёв Александр: Андрей, снимаю все свои ворчалки после таких добрых и трогательных слов. Мне ворчать проще, насмотрелся всякого , теперь удивить трудно старого перца. Разделяю вашу радость по поводу звучания системы, собранной своими руками. Без такой отдушины жить просто невозможно было бы. А насчёт добротности- это пара пустяков. Я бы назвал её не добротность, а злостность, потому что все с ней борятся обычно и хотят добротности без избытка. Добротность- это степень болтанки динамика после прохождения сигнала. Болтанка эта выражена на частоте резонанса динамика в данном оформлении, проявляется как выброс на ачх и слышное подгуживание или подбубнивание. Вот и всё. При добротности равной или менее 0,71 процесс становится апериодический, без выброса на ачх.

Vladimir: Александр, огромное спасибо. Так просто и доступно объяснили про добротность.

Вадим Пузанов: Бокарёв Александр пишет: Добротность- это степень болтанки динамика после прохождения сигнала. Болтанка эта выражена на частоте резонанса динамика в данном оформлении, проявляется как выброс на ачх и слышное подгуживание или подбубнивание. Вот и всё. При добротности равной или менее 0,71 процесс становится апериодический, без выброса на ачх. Я бы от себя провёл аналогию с амортизацией (болтанкой) автомобиля на кочках. Плохо, когда амортизаторы слабые, машина болтается как....ну Вы все поняли.

Vladimir: То есть, чем мягче подвес и подвижнее диффузор, тем выше добротность? И такие дины нельзя втыкать в корпуса с фазоинвертором, только в закрытые ящики правильного объема. Извините, что я так совсем уж утрирую. В аккустике у меня совсем нули. Если дойду до обмера с микрофоном, придется Вас немножко помучить:) Но вроде, тогда получается, что у таких подвижных динов чутье должно быть выше, если они легче поддаются всем воздействиям.

Вадим Пузанов: Давайте попробуем понЯть вот так. Добротность - не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор - источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это - как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больший, чем выше полная добротность системы. Самая высокая добротность, измеряемая тысячами - у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.

Бокарёв Александр: Вадим, с колоколом ты перебрал. Он звучит не только на резонансной, но и на множестве гармоник, определяющих его персональный голос. На резонансе он будет звучать, если стукнуть по нему резиновой кувалдой. Только фиг кто его услышит при этом.

Vladimir: Ой , совсем не по теме... Но про музыку. Колокола бывают разные. Есть такие, которые звучат строго на одной ноте. Именно такие колокола, подобранные по нотам, образуют музыкальный инструмент, называемый карильон. Если интересно, то вот ТУТ все рассказано подробно. И заодно, есть фото маэстро -карильониста. Что касается динамиков, то мне надо, как говорил дедушка Ленин, "Учиться, учиться, и еще раз учиться".

O-Komaroff: Vladimir пишет:То есть, чем мягче подвес и подвижнее диффузор, тем выше добротность? Чаще Наоборот. Увеличение гибкости подвеса приводит к снижению механической добротности. Она пропорциональна Масса/Гибкость. Вадим Пузанов пишет: Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Чаще Наоборот. Пример - головка 6ГД-2, упругость подвеса очень низкая, а полная добротность высокая. Ещё пример. Подвес из гофрированной ткани имеет высокую упругость, а в совокупности весь Дин будет низкодобротным (Pro-Dyn). Всё гораздо сложнее чем вы думаете. Сложно настолько, что крупнейшие производители Акустики не знают до конца, что у них выйдет с конвейера... то ли Хай-энд, то ли Дрова.

Вадим Пузанов: O-Komaroff пишет: Всё гораздо сложнее чем вы думаете. Сложно настолько, что крупнейшие производители Акустики не знают до конца, что у них выйдет с конвейера... то ли Хай-энд, то ли Дрова. А я, кстати, совсем не думаю, что всё так просто. И количество динамиков, совершенно непригодных для высококачественного звучания, достигло угрожающего количества. Произодство произвело - нате, ешьте, что получилось. Не выкидывать же деньги на ветер.

and4841: Доброе утро уважаемые друзья! Вчера решил всё-таки прогнать усилитель по приборам.Получился вот такой стенд. Ну что сказать.Картина получилась не очень радостная.Значится так.Всё по порядку.На вход дал 1 кГц и выяснил чувствительность.Оказалось 0,6 В до начала ограничения синусоиды.На эквиваленте нагрузки (ПЭВ 10Вт 4 Ом) получил чистые 3 вольта. Это у нас получилось где-то 2,25 Вт.В принципе нормально.А вот с частотками картинка не очень радостная. Завал по ВЧ по -3дБ получился на 25 кГц.Очень не фонтан!На НЧ вообще какие-то странности.Начинаю уменьшать частоту.До 60 Гц всё нормально.Те-же 3 В с нормальным синусом.А вот если катишь вниз дальше,амплитуда на нагрузке почти не уменьшается (ну если немного, 2,7В),а вот синус начинает корёжить не по детски.На 20 Гц сигнал вообще стал похож на убитую пилу!Подозреваю,что тут играет свою роль выходной трансформатор.Индуктивности маловато.Габаритов не хватает.Проверим.А так звучит очень приятно,если на приборы не смотреть! Есть у меня перемотанные ТВЗ 1-9 (три первички и две вторички),которые раньше работали с 6Ф3П,пара побольше, мотанные под 6П14П на ШЛМ 30х20 и пара на ОСМ 0,1. Попробую погонять их.Ну,ТВЗка сразу не пойдёт.А вот два других варианта попробую обязательно.Только наверное уже через месяц.Сваливаю в отпуск на Юга.До встречи через месяц друзья!С уважением,Андрей!

Бокарёв Александр: Андрей, это ещё не вся грусть. Гляньте на осциллограф, у вас нижняя полуволна шире верхней, а это говорит о негожем совершенно спектре искажений.

and4841: Добрый день Саша!Да.Я тоже обратил на это внимание,что полуволны не симметричны.И происходит это в выходном каскаде,потому как ткнув осцилом на его вход,вытащив при этом 6П1П,увидел чистенький и симметричный синус.То-есть 6Э5П усиливает нормально.Это сигнал корёжит выходная лампа.Гармоник наверное много!Если правильно понял,это неправильно выбран режим выходной лампы?Рабочая точка?Какая-то полуволна сходит с прямолинейного участка ВАХ в область загибов.Хотя всё вроде по даташиту.Если уменьшить входной сигнал,несимметричность пропадает,но мощность тогда ватта 1,5.Даже меньше.То-есть сигнал на входе 6П1П нужно уменьшать,что-бы выправить синус.Но тогда упадёт и выходная мощность.Наверное,в триодном включении при таких напряжениях с 6П1П больше 1,5 ватт не снять.Может какая обратная связь поможет?

volli: Андрей пишет: "Наверное, в триодном включении при таких напряжениях с 6П1П больше 1,5 ватт не снять." - "качественного звука" так оно и есть, да и увеличение напряжения даёт мизерную прибавку.

Charm: Андрей, лампа 6Э5П имеет минимальные THD=0,03% при Va-153V, Ia-30mA, Vg -2V.

Бокарёв Александр: Андрей, есть вариант перевести выходную лампу в схему с оос по первой сетке, -драйвер потянет такое. То есть: экранную сетку6П1П сажаем на плюс питания, с анода на анод драйвера -два резистора, навскидку- 200 килоом и 47 килоом, а с точки соединения двух резисторов через ёмкость сигнал идёт в сетку 6П1П. А вообще-когда такое поведение выходного сигнала, то есть подозрение на сильное рассогласование лампы с нагрузкой. То есть, внутреннее лампы и приведённое трансформатора в данной рабочей точке лампы сильно неоптимальны для данной лампы. Попробуйте менять нагрузку, добиваясь одинаковой формы полуволн и симметричного ограничения сигнала при перегрузе. Также следует поиграться смещением, от него зависит всё или почти всё.

Вольдемар: Снимаю порчу по фотографии . По искажениям синусоиды. Это типичный вид большой второй гармоники, низ широкой, бока сжаты, вершина острая. Причина-нижний конец линии динамической нагрузки слишком низко опущен на искривленные участки ветвей смещения. Лечение, увеличить Ra, т.е. пересчитать Ктр, тогда линия динамической нагрузки станет более пологой, и нижний конец поднимется из искривленных участков ветвей смещения повыше. По количеству ватт я бы не переживал, у меня редко бывает более 2-х. Комфортная громкость в комнате аудиофила примерно 150-200 мВт. Замерял неоднократной, в т.ч. и в гостях, большинство были удивлены, т.к. никогда не задумывались над этим.

Бокарёв Александр: Мерили комфортную мощность с акустикой Юнивёсити Дин, (на морде у измерительного усилителя моего есть вольтметр среднеквадратичных значений), вышло 10 милливатт.

and4841: Charm пишет: Андрей, лампа 6Э5П имеет минимальные THD=0,03% при Va-153V, Ia-30mA, Vg -2V. Спасибо большое Света!Обязательно попробую этот режим! Бокарёв Александр пишет: сильное рассогласование лампы с нагрузкой Аналогично!Такие-же подозрения!Сильно не сильно,но рассогласование есть.Поднял рабочие записи,где считал транс.Не помню уже,под какую лампу считал,но исходные данные были такие: Io=70mA , Rн=5,7 Ом , Ri=32,5 кОм (в скобках карандашом лучевой тетрод?).У 6П1П Ri=42,5 кОм.Отсюда у меня получилось Ra=a x Ri = 0,1 x 32,5 кОм = 3,2 кОм.Ну и дальше W1=3700 (три секции по 1233 витка) и W2=152 (две секции в параллель).Трансы надо будет перематывать.Хотя нет Намотаю новые конкретно под эту лампу,а эти оставлю так.Может в какой другой проект подойдут.Бокарёв Александр пишет: Андрей, есть вариант перевести выходную лампу в схему с оос по первой сетке, -драйвер потянет такое. То есть: экранную сетку6П1П сажаем на плюс питания, с анода на анод драйвера -два резистора, навскидку- 200 килоом и 47 килоом, а с точки соединения двух резисторов через ёмкость сигнал идёт в сетку 6П1П. Во!Спасибо Саша!Это дело обязательно попробую за оставшуюся неделю до отпуска.Бокарёв Александр пишет: Также следует поиграться смещением, от него зависит всё или почти всё. Пробовал.У меня источник смещения регулируется от -16 до -19 вольт.Крутил.Изменений на синусе не увидел.Сейчас 17,4 В.Анодный ток 44мА.Как в даташите на лампу.Может,надо больше? Но как тогда выставить нужный анодный ток? Походу выход один.Вольдемар пишет: Лечение, увеличить Ra, т.е. пересчитать Ктр, тогда линия динамической нагрузки станет более пологой, и нижний конец поднимется из искривленных участков ветвей смещения повыше.

Charm: Вот тут Лектор с аналогичным выходным каскадом нахваливает https://sites.google.com/site/moiusiliteli/Home/zvukotehnika/lampy/6p1p-6n1p---malys-s-nedetskim-zvukom http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=343.0

volli: Если используется с нагрузкой 4 Ом, как указано на схеме, то можно попробовать подключить нагрузку 8 Ом. Должно измениться к лучшему .

and4841: Charm пишет: Вот тут Лектор с аналогичным выходным каскадом нахваливает https://sites.google.com/site/moiusiliteli/Home/zvukotehnika/lampy/6p1p-6n1p---malys-s-nedetskim-zvukom http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=343.0 Света!Спасибо большое! Дело в том,что я и решил попробовать 6П1П после восторженных отзывов Лектора об этой лампе!Да и у себя в чумадане случайно наткнулся на них.Даже не знал,что они у меня есть.Я же и писал в начале,что изначально делал Покемона Чернышова.А тут полез в чумадан и наткнулся на них.Да и днями ранее был на сайте Лектора и увидел его статью по этой лампе.Решил попробовать volli пишет: Если используется с нагрузкой 4 Ом, как указано на схеме, то можно попробовать подключить нагрузку 8 Ом. Должно измениться к лучшему . О как!?А что.Надо попробовать.Сделаем!Не вопрос.

Бокарёв Александр: Так . 6П1П в триоде имеет внутреннее 2 килоома. Значит, нужно для приличия дать лампе нагрузку хотя бы пять кил. Лучше-десять. Ваш выходник имеет Ктр -24, с 4-омной нагрузкой приведёнка равна 2 с семечками килоома. Ну и шо, где тут пять или десять кил? -КЗ практичски. Попробуйте добиься правды на осциллографе, увеличив нагрузку на вторичке с 4 до хотя бы 15-20 ом. Если синус резко получшеет-берите другой выходник.

Rex: Андрей, а точно не транс синус корёжит? У меня как-то, описанных проблем ни разу небыло. Но вот немагнитный зазор предпочитаю выставлять по осцу, и когда прокладка слишком тонкая, тут начинается похожая картина - корёжит синус. Подбором прокладки на частоте 20Гц добиваюсь, чтобы всё было ровно и переключаю генератор на прямоугольный сигнал. Вот здесь начинаются настоящие ужасы... И бороться с ними увы, сложно-с.

Бокарёв Александр: Рекс, стопудово короткое замыкание по аноду, нагрузка равна внутреннему, это- "ни в какие ворота рамок!"-по меткому выражению от Вадима Пузанова.

Rex: Ну, коли альфа = 1 и ниже, то да. Конечно. Но я это так, на всякий случай вставил 5 коп...

and4841: Бокарёв Александр пишет: Андрей, какой Ктр у вашего выходника? 26,5 Если правильно посчитал.Считал для Ra=4кОм и Rн=5,7 Ом.Корень из Ra/Rн х на КПД транса.

Rex: Кхе. Наоборот, корень из Rн/Rа х КПД. Прикинул по обратной ф-ле Rа=Rн/n^2 Без учёта КПД получилось 4386 Ом, что очень даже в норме.

Бокарёв Александр: Рекс, а откуль у вас 4 с лишним кила, когда даже 25 на 25=625 и на 4 ома умножить- 2.5 кила всего лишь? Но никак не 4300. Что у 6п6с что у 6п1п внутреннее будет два кила. У 6п3с- полтора. 800 ом только у 6Э5П в триодном включении. Может, на выход 6Э5П применить? С таким-то специфичским трансом?

Пермяк: Бокарёв Александр пишет: есть подозрение на сильное рассогласование лампы с нагрузкой. Александр, вот Вы оговорились, применив слово "рассогласование", а народ подхватил и заподдакивал В электронике под согласованием понимается обеспечение РАВЕНСТВА сопротивлений генератора и нагрузки. В звуковых усилителях согласование для вых. лампыне делают никогда, ибо обеспечивают просто ОПТИМАЛЬНОСТЬ нагрузки, по вых. сигналу или по искажениям.

Rex: Бокарёв Александр пишет: Рекс, а откуль у вас 4 с лишним кила, когда даже 25 на 25=625 и на 4 ома умножить- 2.5 кила всего лишь? Но никак не 4300. Да, да! Обшибся. 2850 без учёта КПД теперь получилось. Что-таки да, маловато. Такая нагрузка даже для 6С4С маловата. Для 6С19П только аккурат. Пардон. Вобщем, Андрей, вариантов три. Замена лампы. Замена выходника. А третий - малая кровь - отмотать часть витков от вторички, або домотать первичку.

Бокарёв Александр: Пермяку. Леонид, я под рассогласованием имел в виду сами знаете, что. Точнее- резкое уменьшение альфы в сравнении с привычным соотношением внутреннего и приведённого. А сделать альфу выше- да кто ж запретит?

illarionovsp: В радиоэлектронике слово "согласование" имеет разный смысл. В ВЧ технике различают согласование по энергии и по шумам. По энергии кбв=1, по шумам - ой как не 1. Альфа=4, это тоже согласование. Про Ri в триоде. 6Ф5П, более современная лампа, чем 6П1П и 6П14П, имеет Ri=1100 Ом (измерения ВАХ Е. Карпова). А вот вопрос, ребята, сколько у компактрона 6LU8 (6LR8) тетрод в триоде? Что то не нагугливается никак. Я обязательно ВАХи сниму, только трансформаторы получу.

Пермяк: illarionovsp пишет: Альфа=4, это тоже согласование. Ага. И альфа равное 3 - тоже согласование. И альфа =10 по Ю.М. - тоже. Т.е. бери любую альфу - и будет согласовано. Согласовано с вкусами и взглядами. И с указаниями гуру - это уж обязательно!

majordom22: Уважаемые знатоки, а не удастся ли меня вас помирить вот таким выражением: "оптимальное согласование", а?

sv503: and4841 пишет: На НЧ вообще какие-то странности.Начинаю уменьшать частоту.До 60 Гц всё нормально.Те-же 3 В с нормальным синусом.А вот если катишь вниз дальше,амплитуда на нагрузке почти не уменьшается (ну если немного, 2,7В),а вот синус начинает корёжить не по детски.На 20 Гц сигнал вообще стал похож на убитую пилу!Подозреваю,что тут играет свою роль выходной трансформатор.Индуктивности маловато.Габаритов не хватает.Проверим. Я эти "странности" несколько лет назад наблюдал на ТВЗ. Тогда я не сразу понял в чём дело и почему ниже 50 Гц синус корёжит не по-детски. Хотя причина банальна - нехватка габаритной мощности, индукция в сердечнике зашкаливает. Кстати, кому-то это даже может и понравится, это создаёт некий эффект "густоты" низких частот. По крайней мере, эти искажения слух сильно не режут. С тех пор я стал недоверчиво относиться к малогабаритным выходным трансформаторам (но и огромные тоже не приемлю). Я бы вам рекомендовал снижать ёмкость переходного конденсатора, чтобы убрать частоты, которые неприятны выходникам.

Пермяк: majordom22 пишет: Уважаемые знатоки, а не удастся ли меня вас помирить вот таким выражением: "оптимальное согласование", а? ИМХО, ни к чему изощряться. Что такое согласованная нагрузка товарищ Цыкин однозначно пишет на стр. 37 своей книги по звуковым трансформаторам: альфа=1.

illarionovsp: Я уже помирённый. Мне очень выражение понравилось, когда альфа 10. "Согласование по ЮМ" Ведь согласование, не раздрай...

Бокарёв Александр: Меня отжучили за неверный термин "рассогласование" .Такие все впечатлительные стали, -ничего, что я вилку правой держу? А что, абракадабра на экране осциллографа вместо привычного синуса это , извините, что? Согласованная по нагрузке лампа? да нет, это-,извините- Вам термин важен или результат , тем более,- все прекрасно понимают, о чём речь, но делают умное и важное лицо.

illarionovsp: А как же мы с сетью 220 В согласуемся? Внутреннее домашней сети 1 Ом, так что, нам 1 Ом в сеть втыкать? Вот и согласуемся, на входе 220 В, на накале 6.3 В. Или это не согласование? Выходники с на выходе, выкидывать повременил. Зазор бы посмотрел. Вдруг он под 120 мА заточен, а у нас 35. Вот и недобор по индуктивности в 3.4 раза, не шуточное дело.

Пермяк: Бокарёв Александр пишет: Меня отжучили за неверный термин Во-первых, не "отжучили", а пожурили, я ведь написал, что Вы оговорились. А возмутило меня то, что народ охотно подхватывает оговорки, а толковые мысли пропускает мимо ушей. А во-вторых, Александр, Вы ведь знаете, что я - придира и зануда, и на меня так же действуют искажения истины, как на Вас искажения сигнала!

Yurik_V: illarionovsp пишет: ребята, сколько у компактрона 6LU8 (6LR8) тетрод в триоде? На портале Манаков писал: "Ra в триоде порядка 700 Ом"

Бокарёв Александр: Леонид, я уже сожалею о написанном выше, хотя надеюсь, что в чём-то и я тоже прав, достаточно хотя бы прочесть доводы СП про 220 вольт и 1 ом Сам выруливаю усилитель сперва по осциллографу, добиваясь симметрии ограниченного сигнала, а потом финальная доводка -по спектре, где самый чуткий метод- двухтональный сигнал и его продукты-интермоды.

Пермяк: Александр, я, признаться не совсем понял, для чего С.П. написал про 220 В. Но, чтобы поставить точку, таки процитирую Цыкина: Если кпд выходника считать равным 1, то альфа при согласованной нагрузке равна 1.

Бокарёв Александр: Леонид, ясно все и давно. Кабы только за КПД или выходную мощность битва была здесь, работали бы немного другие приёмы и формулы. А мы тут- за" какчество" бьёмся. И второй момент: скажем, есть схема , кривая схема, где промазали с нагрузкой. Так узнайте, в какую сторону промазали, подкиньте переменное сопротивление вместо колонки и накрутите его, чтобы получить красивый синус, обгрызанный с обеих верхушек. Тогда станет ясно, под какую нагрузку заточен данный каскад и какие его возможности.

Пермяк: Совершенно верно, именно поэтому реальный выходной каскад УМЗЧ никогда не бывает согласован с нагрузкой, т.е. "альфа" всегда значительно отличается от единицы.

sv503: Я бы это назвал оптимизацией нагрузки. Оптимизацией по мощности и искажениям, т.к. обычно между ними ищется оптимум.

sv503: Оптимизация - процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние. (БЭС) Ну чем не оптимизация? А согласование - это больше из области СВЧ, когда в передающей линии устанавливается режим бегущих волн, когда коэффициент стоячей волны равен единице.

Бокарёв Александр: Мне слово оптимизация тоже больше нравится, чем согласование. Обязуюсь больше не применять терминов, допускающих разночтение PS. Золотые люди у нас тут, чесслова!

and4841: Добрый вечер уважаемые друзья!Немного продолжения "марлезонского балета" Походу мы тут все общими усилиями разобрались с моими косяками! Как и предположил Саша Бокарёв,оказался прав,я пролетел с выходным трансформатором.Приведёнка у него почему-то оказалась 2,5 кОм! Где накосячил-нашел.Вернее вспомнил.Ладно.С этим разобрились.Всем низкий поклон и куча благодарностей!!! Теперь вопрос,что делать дальше?! Как пишет Илья (Rex) Вобщем, Андрей, вариантов три. Замена лампы. Замена выходника. А третий - малая кровь - отмотать часть витков от вторички, або домотать первичку. Сегодня целый день прикидывал,как выкрутится?Решил.Этот транс пока отложу.Потом буду думать,что с ним делать.Возится сейчас с ним проблематично.Если только попробовать домотать первичку.Что-то сматывать - ну его нафиг.Лучше в таком виде их кому нибудь подарю.Мож с такой приведёнкой кто-нибудь что-нибудь замутит.Замена лампы.Тоже не очень.Как и предположил Илья,оказался прав, кроме 6С19П к такой приведёнки ничего не катит.Посему выходит вообще замена выходного каскада.Драйвер на 6Э5П оставляю,работает.В наличии есть два транса на ОСМ 0,1 с приведёнкой 3,5кОм и на ШЛ30х20 с приведёнкой 3,2кОм.Может кто посоветует путёвый выходной каскад под эти трансы под пальчиковую лампу? Любую!

Charm: C минимальной доработкой можно поставить еще пару 6П1П в параллель установленным. Лампы не дефицит и дешёвы, можно подобрать по параметрам.

and4841: Charm пишет: C минимальной доработкой можно поставить еще пару 6П1П для спаривания с установленными, меcта вроде на шасси хватает. Лампы не дифицит и дешевые, можно и подобрать по параметрам. Добрый вечер Света! К сожалению то-же не покатит. Ещё панелька на шасси не влезет.Не вариант.Походу,кроме 14П ничего не светит.

Бокарёв Александр: 6П14П имеет внутреннее чуть меньше , чем 6п1п, -1400 ом. Поэтому -вряд ли . А вот 6С19П , как верно советует Рекс, впишется в схему. Должна . Сейчас у справочника спрошу.

Бокарёв Александр: Так. Внутреннее у 6с19п-400 Ом. Отлично. для 2.5 кил-альфа 6, самое то. Выбираем автосмещение, чтобы погасить на катодном резюке избыток питания. 210 вольт на лампе, 80 в катоде, итого 290. Ток 50мА. Значит, катодный резюк будет.....1.6 килоома. Продавить такое смещение лампе 6Э5П уже не под силу, просится нечто с усилением поболе, типа ЕСС85 или 6Н9С по схеме СРПП. Как говорил тов Саахов, -кто нам мешает-тот нам поможет. Был транс никудышний-а стал хаендовский. Лампа 6С19П в звуке- ещё многим нос утрёт.

and4841: Саша!Добрый вечер! : Да,она подойдёт.Но.6С19П нужно смещение вольт 70.Где взять,Зин!? В автомате печку на 10 Вт ставить? Хотя попробовать можно.А вдруг!? Зазвучит!?

Бокарёв Александр: Андрей, вы чо? Какую печку? У меня в схеме с 6С4С. где чуть меньше-70 вольт в катоде-работает обычный МЛТ-2 на 1.6 кила. Сейчас уточнил- вам понадобится то же самое, смещение-75 вольт.

and4841: Бокарёв Александр пишет: просится нечто с усилением поболе, типа ЕСС85 или 6Н9С по схеме СРПП. Ну вот!!!Воткнуть-то некудааааа..а!!!!!!!

Бокарёв Александр: СРПП на 6н2п или ЕСС83 сделают то же самое , не сходя с 9-штырьковой панельки. Сказки насчёт плохого звука 6н2п- сказки и есть. Кстати, если не нравится 6н2п- есть лампа круче: триодная часть 6Ф12П

and4841: Бокарёв Александр пишет: СРПП на 6н2п или ЕСС83 сделают то же самое , не сходя с 9-штырьковой панельки. Сказки насчёт плохого звука 6н2п- сказки и есть. Кстати, если не нравится 6н2п- есть лампа круче: триодная часть 6Ф12П Спасибо Саша! Не вопрос!Походу, схема меняется !!!Делаем драйвер СРПП на 6н2п-ЕВ (есть они у меня!) и выход на 6С19П с трансом на приведёнку 2,5кОм! Ладушки!Сделаем!

Rex: Андрей, только при игре с лампами не забывайте про ток подмагничивания (толщину немагнитного зазора). При мах. амплитуде сигнала на НЧ и данном постоянном токе подмагничивания нужно подобрать прокладку так, чтобы она была минимальной толщины, но синус на экране осца должен быть идеальным! Это, если по уму. Можно и без измерений обойтись и рассчитать толщину немагнитного зазора, но ведь расчёты не учитывают свойств конкретного Вашего сердечника, параметры которого могут плавать плюс/минус километр! (утрирую, но всё-же) По этому предпочитаю пользоваться способом, описанным выше - смотреть на осц, чего и Вам желаю!

Бокарёв Александр: Верно. Я бы на 1000 Гц нашёл нужное смещение выходного каскада по симметричному ограничению, а на низкой частоте, герц 40 и ниже- подобрал зазор по наинизшей неискажённой частоте выходного сигнала. Хотя, последняя методика- это я теоретически , умничаю, сам бы до такого не добрался, -лень.

and4841: Добрый день Всем!Как бы закончить эту ветку.Отпуск позади и некоторые жизненные потрясения тоже,так-что девайс закончил только сейчас.О! С трансформатором выходным пролетел.Надо было что-то делать. Бессонные ночи, полёт фантазии...! Ночью в интернете был найден журнал "Радио" №9 за 1955 со статьёй про лампу 6П1П. Выкладываю. Подходящий транс на 3,5 кОм был.Поставил. Сказка! К сожалению осциллограф накрылся. Щас новый достану,обсмотрю. Мощи маловато, вата 1,5 на слух, но какие!!!!!Хочется притопить малеха!!! Ну,бум думать!

and4841: Слушаю сейчас вот на этом. Классика жанра! Но весь потенциал 6П1П не дают.Нужны хорошие колонки.4ГД-35 и 2ГД-36 ждут!!! А звук класс!!! Выходные трансформаторы отсюда. http://matyushin.com/vsya-produkciya/transformers/110-se-odnotaktnyy-dlya-6p6s.html Ну как-бы для теста,что получилось!! http://www.youtube.com/watch?v=RVDCR2o62bg&feature=BFa&list=FLR1ciTGRIOUjBalTWNrmsEw

Charm: Молодец Андрей! И музыку правильную слушаешь.

and4841: Charm Спасибо родное сердце! http://www.youtube.com/watch?v=gpctDVWC0Pw&feature=related Светик! Специально для тебя! http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=MfvQevEuymU&feature=endscreen Честно говоря, были некоторые сомнения что данный девайс заработает! Лапша в подвале наводит на грусные размышленияЙ



полная версия страницы