Форум » Самоделки ламповых усилителей » SE 6Ф3П » Ответить

SE 6Ф3П

Алексей Волгин: Привет форумчанам. Начал собирать схему Манакова на 6ф3п и столкнулся с проблемой. Решил выпрямлять накал по схеме с lm317. Подключал по даташиту. На входе 12,6 вольт на выходе 6,3 без нагрузки. При подключении накала напряжение падает до 0,3 вольт. Сопротивление холодной нити накала 2,5 ома. При подключении сопротивления 30 ом вместо лампы на выходе стабилизатора 5 вольт, при 5,4 ома - 0,8 вольт, 1 ом - 02, вольта. Проверял как типовое подключение с двумя резисторами так и брал схему из прикрепленной картинки. Результат один и тот же. Без нагрузки - стабилизированное напряжение, при подключении лампы - провал напряжения. Трансформатор использую тан-28.

Ответов - 82, стр: 1 2 3 4 5 All

Кузьмич: Алексей Волгин пишет: На входе 12,6 вольт на выходе 6,3 без нагрузки. При подключении накала напряжение падает до 0,3 вольт. Сопротивление холодной нити накала 2,5 ома. Так и должно быть. Срабатывает встроенная в микруху защита по току.При подключении сопротивления 30 ом вместо лампы на выходе стабилизатора 5 вольт А это уже не порядок. Либо микруха хреновая, либо косяк в пайке... А сколько вольт на входе микрухи? Сколько переменки с трафа? А вообще не вижу смысла делать стаб на накал 6Ф3П. Она прекрасно работает от переменки. Да и... попробуйте запитать от 6,3 вольта лампы и измерьте напруги.

омельян: Кузьмич, спасибо, опередил. Постоянка для накала этому усилителю не нужна. Свили накальные провода в косичку - и всё.

Алексей Волгин: Ну, все-таки я хотел бы разобраться с этой проблемой. На выходе трансформатора 12,6 В. После моста 17. Проверял две микросхемы. Спаял две схемы, результат одинаковый. R1 200 Ом, R2 2,2 кОм


Кузьмич: Алексей Волгин пишет: я хотел бы разобраться Ну хорошо... Считать я не буду, поверю, что Вы всё посчитали правильно. R2 крутите что-то меняется? При подключении сопротивления 30 ом вместо лампы на выходе стабилизатора 5 вольтА сколько в это время на входе микрухи? Сколько переменки с трафа? Отключите стабы и подключите накалы переменкой 6,3 вольта, измерьте, результаты в студию. Не факт, что микрухи - китайская фигня. И пять, и десять, и вся партия могут быть такими. Но меня больше интересует перегруз по накальной. У ТАН 28 накальные рассчитаны на 1,6 ампер. Это как раз, если подключить накалы переменкой, практически без запаса. Но вы применяете выпрямитель, следовательно мощность он возьмёт от трафа можно сказать в два раза больше. А ещё и стабилизатор. Потребуется ещё мощность. А её в трафе и не хватает. Измерьте переменку при 30 Ом нагрузки. омельян пишет:Постоянка для накала этому усилителю не нужна Постоянка... или стаб... не нужны.

Кузьмич: Да что-то пропал товарищ. Видимо уже не нужно. Или нашёл косяк. Я регулируемые применяю в других случаях. Конечно лучше проверенные LT... А для накала, если уж очень нужен стаб на 6,3 вольта ставлю 5-ти вольтовый стаб, их есть сейчас и двух и трёх амперные, т.е с хорошим запасом. И стабилитрон внизу. Работает безупречно.

Jaster: Кузьмич, в ЧипДипе есть стабы на 7,5А регулируемые и даже на 10А до 5.5 вольт.

Кузьмич: Да знаю... Но не ставлю там, где надо ампер с гаком. 3-х амперного - за глаза.

Алексей Волгин: Косяк не нашёл. Подал +20 вольт на среднюю точку накала, фон не слышу вплотную к динамику.

Petr0vich: Простите, а где вы нашли среднюю точку на выпрямленном накальном напряжении?

Алексей Волгин: Плату я в сторону отложил. Накал запитал переменкой.

Petr0vich: Средняя точка хороша, когда она есть, если её нет, то посадка любого конца накальной обмотки на массу даст почти такой же эффект.

Charm: КР142ЕН5Б - 6 вольт выходное, про 0,3 вольта можно позабыть долговечнее будут.

Кузьмич: Алексей Волгин пишет: Накал запитал переменкой. так причину нашли или нет? Переменка не просаживается при работе стаба под нагрузкой?

Aleph: Мы привыкли считать усилитель на 6ф3п начальным уровнем. А мне вот интересно: чего от неё можно добиться, поставив хорошие ТВЗ, не экономя на питании...

Petr0vich: Думаю, что добиться можно многого, не зря на аудиопортале 250 с гаком страниц посвящены этому усилителю. Мне кажется, что дело в лампе, уж очень удачно спелись эти две лампочки в одном баллоне.

Сергеев Сергей: Лампа неплоха. Главное применить хороший вых трансформатор.

Valery_C: Как бы странно требовать от LM317 с максимальным даташитным током 1,5 А тянуть ток накала 1,7 А двух 6Ф3П, и чтобы при этом ее защита не срабатывала. Но меня терзают еще более смутные сомнения - схема подключения и расчета номиналов резисторов приведена из даташита LM317L , которая только до 100мА обязана работать. Я понимаю конечно, что Алексей вряд ли по незнанию поставил маломощную LM317L, но.... чем черт не шутит. Ведь и при 30 омах нагрузки просадка происходит. Все-таки это для LM317 нагрузка 30 Ом - тьфу, а для LM317L - огого.

Jaster: Сергеев Сергей пишет:Лампа неплоха. Главное применить хороший вых трансформатор. И есть 6KY8A, 6LR8 и еще несколько, которые подходят вместо 6Ф3П с корректировкой режимов. С ними вообще супер.

Petr0vich: С 6KY8A, 6LR8 и прочими будет уже совсем другой усилитель, изюминка еще и в том, что на доступных деталях можно получить классный звук. Кстати питать накал 6Ф3П постоянным выпрямленным напряжением совершенно излишне. При нормальном грамотном монтаже при питании накалов переменным нестабилизированным напряжением -фона нет как такового, Можно конечно и постоянным, хуже не будет, но и лучше тоже не будет.

Jaster: Petr0vich, почему же другой-то? Это просто варианты ламп для дальнейшего апгрейда. ) Мощность соответственно около 1.7-2 вт с 6Ф3П, 2,5 с 6KY8A и до 3.5вт с 6LR8.

r9o-11: Так разве дело в мощности? Ведь, судя по отзывам, весь "цимес" совсем в другом...

Jaster: r9o-11 ну звук само собой получше. Причем на мой ух самый лучший у 6KY8A, хотя 6LR8 не особо отстает. А бОльшая мощность как раз позволяет работать выходной части на меньшем диапазоне ВАХ (не уверен что правильно выразился), что снижает искажения.

Stan Marsh: 6Ф3П - лампа как лампа, для бюджетного усилителя пятидесятилетней давности. От варианта с 6П14П и какой-нибудь 6Н1П можно добиться большего, не говоря уже о серьёзных двухтактных усилителях.

r9o-11: Jaster, да фиг его знает... При разных "альфа" (грубо говоря, коэффициентах трансформации), один и тот же выходной каскад для обеспечения одной и той же выходной мощности будет работать с разными режимами раскачки. И как тут скажешь, что лучше, а что хуже? Вот как-то думается, что без полного описания конкретного усилителя ничего нельзя говорить о том, что "лучше" он или "хуже". Ну, и к самим лампам всё точно также относится - "веерность" анодных характеристик, режим, КНИ, ИМД, много всякого неучтённого, вплоть до блока питания... Иногда читаешь кого-нибудь, смотришь на дату, а потом вспоминаешь, что 10 лет назад он совсем другие акценты расставлял при оценке схемы... А почему? А когда "правильно"? Или каждый раз правильно?

Jaster: r9o-11 Ну у всех этих ламп примерно одинаковое выходное в триодном включении. И режимы похожи очень. Я по нескольку штук усилителей сделал на каждой из них, как для АС так и для наушников. Дома сейчас на 6LR8 слушаю на АС. Размер получается очень компактный и при этом звучит неплохо.

r9o-11: "Примерно одинаковое выходное в триодном включении" - это только один из измеряемых параметров. Вы когда ставите другой выходной трансформатор не замечаете изменений в звуке? Или когда меняете коэффициент обратной связи в "Покемоне"? Или когда питание усилителя увеличиваете и лампу "в раскачке" меняете? Неужели на все эти вопросы будет один ответ? Petr0vich же не зря пишет о "...другой усилитель". Вы размышления Вадима Пузанова "...о гармониках, звучании и т.д." читали? Он же здесь бывает - всегда можно спросить "А почему Вы так думаете?"...

Stan Marsh: От чего зависит звучание многим известно, тут речь о том, какого максимума позволяет достичь конкретная лампа. И каков уровень максимума у другой лампы. У следующей. И т.д. Смысл есть только в таком, гамбургском сравнении. Хотя, разумеется, польза есть и в выяснении того, какого качества можно добиться при одинаковом вложении средств.

r9o-11: Что за "максимум"? Разговор, всё-таки, о мощности?

Stan Marsh: r9o-11 пишет: Что за "максимум"? Максимум качества.

r9o-11: Я дико извиняюсь... А для максимума качества достаточно каких-то определённых значений КНИ и ИМД при замерах на активной нагрузке и при рабочей полосе усилителя 20 Гц - 20 кГц по уровню -3 dB при половинной выходной мощности?

Stan Marsh: r9o-11 пишет: достаточно Нет. Мы же знаем, что два усилителя с одинаковыми параметрами могут звучать по-разному. И догадываемся, что вероятно не все параметры у них одинаковы, а только те, что мы смогли измерить. Аудиосообщество выработало некоторые алгоритмы для получения нужного результата, и то хорошо.

r9o-11: И таки да, соглашусь. На Казусе сегодня "еврейские анекдоты" появились и читая некоторые из них остаётся только мечтать о том, чтобы всё всегда было понятно и заранее известно. "...Одесса. Трое сослуживцев собрались в командировку, одетые, с чемоданами, стоят в прихожей одного из них, вот уже пора выходить. И тут землетрясение. Ну, они выходят. Двор полон полуодетых людей, кто в бритвенной пене, кто в прозрачном пеньюаре, кто в одеяле. И тут выходят они, одетые и с чемоданами. Голос из толпы: — Вот, а этих евреев заранее предупредили! - Яша, послушай сюда старого ловеласа: если в один прекрасный день, ты поймешь, почему круглая пицца пакуется в квадратную коробку, а кушается треугольником, ты таки научишься понимать женщин! Одесские компьютеры загружаются с надписью: "Вам таки по делу или просто потыкать?"...

Petr0vich: Мощность здесь вторична, два или три ватта совершенно не принципиально. Весь смысл в качестве звучания. Вот этот простейший по схемотехнике усилитель можно собрать на большинстве имеющихся в тумбАчке ламп. Но это же классическая схема СЕ. Автомобили от Запорожца до Бэнкли имеют сходную схему: 4 колеса, руль и двигатель, но разница в нюансах, и - нате вам, совершенно разные авто. Но бывают очень удачные решения бюджетных авто, например Жук немецкий или наш горбатый запорожец. То же самое и с лампами.

Кузьмич: r9o-11 пишет: А для максимума качества достаточно каких-то определённых значений КНИ и ИМД при замерах на активной нагрузке и при рабочей полосе усилителя 20 Гц - 20 кГц по уровню -3 dB при половинной выходной мощности? Вопрос ООооочень филосовский. Если смотреть по ГОСТу (ДИН 45000 и прочей шушере), то - да. Ведь практически все брендовые транзисторные и недешёвые усилители соответствуют этому ГОСТу, один пуще другого. А по вовлечённому звучанию (назову это так), начисто продувают однотакту на 6Ф3П по схеме Манакова. И... значение КНИ (численное) в ламповом однотакте не всегда имеет решающее значение. А вот их спектр да. Бывает сам уровень КНИ низкий, но хвост длинный. И звука нет. ИМД по большей части, что заметно портит звук - напрямую от хренового питания. Ну, примерно так. Хотя ещё существует много, много ответов на этот, казалось бы простой вопрос. Однако мы отвлеклись. И так и не поняли, помогли чем то коллеге или нет. Да и не узнали, что же у него там произошло...

Алексей Волгин: Усилитель работает в макете. Без фона и без стабилизатора на lm317. Как только сниму с него АЧХ, то выложу здесь.

Petr0vich: И если сможете, спектр гармоник.

Алексей Волгин: Так, что-то поторопился сказать что все работает. Появляется фон при среднем положении регулятора громкости. Если отключать накал при работающем усилителе, то фон не пропадает. Если докоснуться до регулятора, то фон заметно ослабевает. Регулятор 50kOm

Алексей Волгин: И еще вопрос. От входных гнезд к регулятору и от регулятора к лампам идут кабеля в оплетке. Как правильно заземлить оплетку?

r9o-11: Перед тем, как советовать "правильность" заземления оплётки, очень хотелось бы увидеть, как у Вас разведена вся "земля". Может, проще попробовать разные варианты? А нельзя переменный резистор взять 1...10 кОм? Может, источники справятся?

омельян: Переменник не причем. Правильно разведите землю.

Petr0vich: Присоединяюсь, правильно разведите землю.

Кузьмич: Алексей Волгин пишет:Как правильно заземлить оплетку?1. Общие выводы входных гнёзд не должны быть соединены на шасси. Т.е. они должны быть изолированы друг от друга и от шасси. 2. Экранированный провод лучше если он типа "микрофонный". Т.е. две жилы в изоляции и всё это в общем экране. 3. На гнезде одна жила паяется на вход канала. Это сигнальная жила. Вторая жила - на общий. Экран у гнезда висит в воздухе. 4. Противоположные концы: Сигнальная жила на регулятор громкости. Жила с общей клеммы и экран вместе и на общий вблизи сетки лампы. 5. Другой канал аналогично. По фону. У начинающих это обычное дело. Дистанционно помочь преодолеть очень трудно, если не будете правильно показывать что и как сделали. Ведь в основном народ грешит на монтаж, а фон может наводиться от хренового силовика на выходные. Или ещё каким-либо другим способом.

Petr0vich: В общем, фото монтажа в студию, так будет проще.

Алексей Волгин: Нашел косяк. Усилитель собран на плате, которую неправильно развел. От входной клемы до сетки были дорожки по 7-10 см, вот они и ловили все наводки. Уровень шума услителя при максимальном положении регулятора громкости 20mV и при среднем положении 10mV это нормально или плохо?

омельян: Всё относительно. 10 мВ относительно скольки милливольт? Т.е. напимер: -60 дБ относительно "0" дБ.

Кузьмич: В любом случае, для начинающего должно быть примерно так: Подключаете акустику, если она достаточно чувствительная и 10 мв хорошо слышен шум, то это не хорошо. А если 20 мв не слышно, то это уже не плохо. Ну, можете сделать так: В схеме, в сетке триода указан номинал резистора 470 кОм. Уменьшайте его, например до 100 кОм. А регулятор громкости 22 кОм, максимум 30кОм. Шум должен существенно снизиться. (Могут сами лампочки шуметь. Попробуйте заменить. Или "погонять" триод с несколько повышенным током. Бывает проходит.) Да... спрашивал как-то, но никто не ответил. Спрошу ещё раз. 6Ф3П я пробовал. Достойная лампа. Пусть и утверждают, что для начинающего. А вот 6Ф5П не удосужился. А тут в своём сарае обнаружил кучку. Созрела мысль. Подобрать две пары, сделать выход на запараллеленных. Всё для этого есть. Маленький, компактный усилок мощностью в 5 и даже поболее ватт - уже не шутка. Кто пробовал сравнить их в звуке????? Плиззззз! Сильно отличаются? И что какая показалась получше?

ALSS: На трансформаторах ТВЗ-1-х и ТВ-2х разницы в однотакте не услышал - несколько усилителей были в наладке практически одновременно, ну т. е. в течение пары месяцев. Акустика одна и та же. Триод в 6Ф5П получше чем в 6Ф3П, а вот пентод похуже чуток.

омельян: Кузьмич, а не попробовать ли Вам собрать однотактный симметричный? Это по Карпову.

Кузьмич: ALSS пишет: разницы в однотакте не услышалАга, спасибки! Это уже результат. Даже с хиленькими ТВЗ. У меня ТВЗ будут посущественней. омельян пишет: однотактный симметричныйНеа. Два ТВЗ на канал не хочу городить. Лучше уж Пуш Пул в таком случае.

Карта: Тут что... Якобы. - 6Ф5П с красной маркировкой через год уходят в Вечность - Покемон SE переигрывает 6Ф3П SE триод http://www.audioportal.com.ua/forum/viewtopic.php?f=9&t=109 - Народу до сих нравится звук РР 6Ф5П http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=1711.0

Stan Marsh: Карта пишет: - Покемон SE переигрывает 6Ф3П SE триод - Народу до сих нравится звук РР 6Ф5П Это если слаще морковки ничего не пробовать.

Карта: Здесь не про сладость. - О сарае и 6Ф5П. Станислав, а что б такое эротическое замутить? Скушно... Но не 6С4С. 12ав5 6п41с 6п31с и всё? ВКН предлагал массу ламп. Экстрим.

Stan Marsh: Карта пишет: что б такое эротическое замутить? Лучше что-нибудь эпохальное. На ГМ-70. Пора уже. Заказать себе отличные трансы и вперёд!

r9o-11: Хм-м-м... И что, результат получится неожиданным? Или речь идёт о внешнем виде усилителя, а не о звуке?

Карта: Stan Marsh пишет: эпохальное. На ГМ-70 Имело место быть, не айс. Сосед-малчег делал. 1350..1400В. r9o-11 пишет: Хм-м-м... И что, результат получится неожиданным? Или всё дело во внешнем виде? Если моя имха не врет, это "фитюльки" как в теме покемона. Stan Marsh пишет: отличные трансы Для фитюлек и полуфитюлек делаются просто, или почти просто.

Stan Marsh: Карта пишет: Сосед-малчег делал. Соседи - они такие, ничего делать не умеют. Мой - даже гвоздя вбить не может. r9o-11 пишет: результат получится неожиданным? Смотря для кого. Для вышеупомянутого соседа - вполне ожидаемым. Уметь надо.

Карта: Аппарат нормальный был, но нафик он мне... Направление - очень пионерское. Пример - те самые альфарды HW1500 до сих стоят. Писал сегодня в другой теме - ЦАП от телефона - ну очень прикольно. Свой шарм - легким движением руки г превращается в конфетку...

eth5: Stan Marsh пишет: Это если слаще морковки ничего не пробовать Свиньям что морковка что ананасы всё одинаково.

volli: eth5 пишет: Свиньям что морковка что ананасы всё одинаково. На себе проверял?

Кузьмич: Карта пишет: что б такое эротическое замутить? Скушно... 6Н5С (13С), каким-либо СРПП, котодным повторителем... Самое эротическое. Это если ГМ70 - монстр... ГУ72 - тоже монстр? Есть на ГУ72(ГМИ 11) практически всё. Но ворочить десятки кГ что-то не хочется.

RedStar: Кузьмич пишет:6Н5С (13С),... Самое эротическое. Во-во. Как раз набираю проект. Что то вроде Сакумы, с межкаскадниками и в РР.

Карта: Кузьмич пишет:6Н5С (13С), каким-либо... катодным повторителем... Самое эротическое. было... и даже играло. СРПП 6С41С, 440 вольтей, 12 ватт.

Stan Marsh: Карта пишет: 6С41С Уродливая лампочка. Тогда уж ЕС360.

Карта: Аналогично. Часто менять надо. 6С41С - да, сие есмъ сатанинский келдыш.

RedStar: Карта пишет: 6С41С - да, сие есмъ сатанинский келдыш.Чем же она сатанинская? Вполне нормальная лампа. Даже там, https://www.hi-fi.ru/audioportal/topic/818-6s41s/ о ней хорошо отзываются.

Stan Marsh: RedStar пишет: Вполне нормальная лампа. Кому и кобыла кобыла. Крепко скроена, да плохо сшита. Я сегодня афористичен как никогда.

Карта: Не, "Кому и кобылка невестка". А накатить 4 шт. 6Ж52П с четырьмя анодками - эротично?

Stan Marsh: Карта пишет:6Ж52П Не люблю я подозрительные лампочки, не внушают они мне доверия. 55мА/В - это для догнать&перегнать. Да и остальные пентоды тоже не особо люблю. Даже в триоде.

Карта: Stan Marsh пишет:это для догнать&перегнать Это были Апофеоз и Консенсус лампового ТВ... И наш калифорнийский коллега хотел отиметь один каскад 6ж52п, но - десятиламповый. Подбор там сильно похлеСче 19х.

Stan Marsh: Ааа, мы так в детстве параллелилилилили 6П15П, но не столько. Восемь - максимум. Однокаскадная аудиофильская дурилка.

Карта: Картонная! 52е - доп - гостовские и не-. Микрофоны и не-. Далее согласно протокола. Кстати, тема Гостя по 4П1Л на diy...com - более 150 стр..

aleks8845: RedStar пишет:Что то вроде Сакумы, с межкаскадниками и в РР. Вот это уже что-то интересное

Карта: И зачем? Если Сам слушал дома РР 6П18П?

Petr0vich: "а что бы такое эротическое замутить? Скушно... " Вам потолще, по-японистей или длиннее, по-французистей? Думаю, что гу80 проходит наверняка, с точки зрения эротики. Но в общем-то - тема про 6ф5п.

Карта: Не, оно д.б. "народным", сиречь пионерским... Согласен. При слове "морковка" душа понеслась...

eth6: 6Ж52П не лампа а резонатор незатухающий колебаний худшая лампа для звука из всех существующих обгоняющая по мерзости звучания даже нувисторы.

aur_100: Пришли ко мне обменом, торики для СЕ, ба!, да это же Василий Карта!!! СЕ для 6э5п, а я сделал иначе, на 6п15п-ЕВ триод и 1/2 6н14п, чем хуже всяких 6ф3,5п... ВАХи 6п15п-ЕВ есть у Аркадия Долинского, 1:1 с моими. ПС:Ростов - хороший город, там все близко, Кишинев, Бендеры, Одесса, Ужгород и т.п. Жаль...

Petr0vich: Заступлюсь за 6Ф3П, в этой недорогой и доступной лампочке удачно спелись две её части. Как известно каждая лампа немного искажает сигнал, верхняя и нижняя синусоиды отличаются, но в двух каскадном СЕ усилителе происходит компенсация. И вот у 6Ф3П это происходит достаточно хорошо. А так, много есть ламп разных и хороших и очень хороших, всех не перепробуешь.

RedStar: Уж так хорошо "расписана" эта лампа. Надо попробовать.

Карта: Petr0vich пишет: в двух каскадном СЕ усилителе происходит компенсация. И вот у 6Ф3П это происходит достаточно хорошо Ага. Мне тов. голову этим пилит. Стало немного понятнее - удачное сочетание частей 6Ф3П. Petr0vich, вовремя, спасибо.

aur_100: Лампа 6п15п с 1/2 6н14п, 6н1п, 6н23п и т.д., какая разница в "компенсации" с 6ф3п? Кому лишняя дырка в шасси, а чувств. 2-2,5в РМС мало, есть 6с3б, по х-кам 1:1 с 6с2с,5с, ставятся в подвале. А звук у 6п15п - сказочный, еще Александр Бокарёв заметил. Еще хороши 6п14п и ЕЛ84, первые особенно до 60-х годов, а 84-е Тесла...

Petr0vich: Да и то верно! Какая разница какие лампы применять, вот "дырка" в шасси, это действительно принципиально.



полная версия страницы