Форум » Самоделки ламповых усилителей » Усилитель на 2А3 с пентодным драйвером. U.L.F. » Ответить

Усилитель на 2А3 с пентодным драйвером. U.L.F.

Сергеев Сергей: Усилитель собран по двухкаскадной схеме с драйвером на пентоде 6П9. Пентод на входе выбран в связи с возможностью получить достаточное усиление от одного каскада, а также с хорошим звучанием выбранной лампы в тандеме с прямонакальным выходным триодом. http://tubeaudi.ucoz.ru/index/usilitel_na_2a3_s_pentodnym_drajverom/0-72

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

majordom22: Наконец кто-то сделал усил на 2А3 так, как это делал бы я. Кроме мелочей: регулятора Никитина (просто я даже близко не видел), имею привычку запитывать накал прямонакалов постоянкой, резисторы 100 Ом в катодах 2А3 поставил бы поменьше номиналом, т тд. Драйвер? Только пентод! Ну, не хватает усиления у триодов, чтобы подключиться от источника сигнала напрямую. Не совсем откровенные конструкторы сватают лампы типа 6Н7С в одноламповые драйверы к 6С4С/2А3, но при этом умалчивают, что у них в тракте предварительный усил с выходом под 5 вольт .Из недостатков прошлых вариантов следует отметить некоторую, как бы «измельчённость» звуковой картины у 6Ж4 и 6АС7, звучание получается излишне ярковатым и иногда складывается впечатление, что происходит как бы «вытаскивание» на передний план, малозначительных звуковых деталей второго плана, отчего звук кажется перенасыщенным мелкими деталями и излишне назойливым.Так часто отзываются об драйверах на пентодах. И на 6П9 тоже. У меня вопрос: а с чем сравнивают? С 6Г2, 6Г7, 6Ф5, 6Н9С, ЕСС83 и с прочими триодами с высоким Мю, которые своей высокой входной ёмкостью, вкупе с РГ 50-100 кОм ограничивают полосу драйвера, а вместе с ней детальность и живость ВЧ? Переходной конденсатор? Конечно, Дженсен, медная фольга в медном корпусе. Прекрасный оптимум между стоимостью и качеством. Алюминиевые значительно хуже, а серебряные к пентодному драйверу я бы не рекомендовал . Вопросы к автору: 1) Дмитрий, не было ли у Вас желания поставить диодную ступень к кенотрону для продления его жизни, как придумал Бокарёв? http://shot.photo.qip.ru/1048B6f.png Заодно и первую ёмкость можно увеличить . 2) Озвучьте, пож, какая получилась полоса (очень желательно по спаду в аудиофильские 2%, или 0.17 дб, и (не обязательно) Кг перед клиппингом на СЧ. Было бы интересным узнать параметры такого необычного ТВЗ , хотя бы его индуктивность и Ra. Поздравляю с отличным изделием!

Jaster: Очень впечатляет. Вопрос по выходнику. Судя по фото станочка, провод подается "от себя"? Я сколько раз пробовал, не нравится такая подача, видимо что-то не так делаю. На каком расстоянии держите руку? Я мотаю наоборот, левой рукой держу провод сзади станка, на расстоянии 40см примерно, ближе ухудшается качество намотки. А спереди на таком расстоянии не получается..

U.L.F.: majordom22 пишет:Так часто отзываются об драйверах на пентодах. И на 6П9 тоже. У меня вопрос: а с чем сравнивают? С 6Г2, 6Г7, 6Ф5, 6Н9С, ЕСС83 и с прочими триодами с высоким Мю, которые своей высокой входной ёмкостью, вкупе с РГ 50-100 кОм ограничивают полосу драйвера, а вместе с ней детальность и живость ВЧ? Всё-таки, это не только живость... а именно - назойливость. Да, звук с пентодом порхает как бабочка, но и жалит как пчела. Это про 6Ж4(6АС7). С 6П9, в данном варианте, получилось почти по триодному ясно, утончённо и в тоже время напористо и мощно, при этом не устаёшь слушать. Вариант без катодного конденсатора не прокатил. Звук мылится, блекнет и на нч сразу заметна просадка Переходной конденсатор? Конечно, Дженсен, медная фольга в медном корпусе. Прекрасный оптимум между стоимостью и качеством. Алюминиевые значительно хуже, а серебряные к пентодному драйверу я бы не рекомендовал . У меня медь в аллюминиевом кожухе, мечтаю о медных в картоне, но ... дороговаты. Кто бы там что бы ни говорил, но с Дженсенами можно забыть о Лофтинах.Кроме мелочей - регулятора Никитина (просто я даже близко не видел), имею привычку запитывать накал прямонакалов постоянкой, резисторы 100 ом в катодах 2А3 поставил бы поменьше номиналом, т тд. Регулятор Никитина вот такой: http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php/42029-%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81-%D0%94%D0%A3 Это КИТ, дороговато обходится, тем более если учесть и дополнительный дежурный трансик, но стОит своих денег. Резисторы 100 Ом шунтируют каждый половинку проволочника 47 Ом, т.е., каждый 100-омник является шунтом для 23,5 Ом. Можно, конечно, и поменьше поставить... можно у конденсатором подзашунтировать(если паразитная местная оса начнёт подзуживать в ухе ). Лучше конечно и подстроечник в катоде иметь не проволочный и меньше 47ом, но другого не было. Запитать накалы переменкой было принципиально, ИМХО: Чем запитывать постоянкой, лучше поставить вместо 2А3 6П36С1)Дмитрий, не было ли у Вас желания поставить диодную ступень к кенотрону для продления его жизни, как придумал Бокарёв? http://shot.photo.qip.ru/1048B6f.png Честно говоря, такой вариант даже и не продумывал... У меня автоматическая задержка анодного 3 минуты, конденсатор после кена всего 12 мкФ, потом 100-омные дроссели, а потом уж 1500 мкФ.2)Озвучьте, пож, какая получилась полоса (очень желательно по спаду в аудиофильские 2%, или 0.17 дБ, и (не обязательно) Кг перед клиппингом на СЧ. Было бы интересным узнать параметры такого необычного ТВЗ , хотя бы его индуктивность и Ra. Полоса по 20Гц -1,5дБ, по ВЧ спада на 20кГц нет. В этом усилителе и не ставилась задача сверхрекордной полосы по НЧ, он собирался под колонки на широкополосниках Сонидо. Jaster пишет:Вопрос по выходнику. Судя по фото станочка, провод подается "от себя"? Я сколько раз пробовал, не нравится такая подача, видимо что-то не так делаю. На каком расстоянии держите руку? Я мотаю наоборот, левой рукой держу провод сзади станка, на расстоянии 40см примерно, ближе ухудшается качество намотки. А спереди на таком расстоянии не получается... На этой кривой моталке намотано уже несколько десятков трансформаторов. Мотаю не так много, в год 3-4 пары. Провод подаётся с катушки, которы висит на кронштейне спереди внизу. Ручку кручу правой, укладываю левой. Таких трансформаторов намотал уже не одну пару. Так получилось, что прикупил когда-то ящичек таких вот мелких магнитопроводов, вот и приходится сдваивать. По идее, при такой архитектуре логичнее делать транс под пентод, но и с триодами всё очень неплохо на практике. Схема секционирования отработана и проверена, даёт очень красивую середину без резонансных вздрыков в сторону вч, а нч... хотелось бы намотать и 3000 и 3500витков, но тесновато, и так активное 205 Ом. Ну и вторичку не хотелось бы делать тоньше, всё-таки напрямую на выходное сопротивление влияет. Ктр этих трансов 22,5 (0,0444), Ra при этом можете сами посчитать, чуть больше 4 кОм на 8 Ом выйдет. p/s: Хочу ещё заметить, что в этом усилителе не ставилсь задача оставить своё имя в истории звукотехники и создать "самую лучшую схему всех времён и народов", никаких изобретений и новшеств, всё давно придумано до нас, просто рабочая лошадка для высококачественного воспроизведения музыки.


nordman: Здравствуйте, а если вернуться к драйверу и осветить снова момент подачи смещения на 6П9. С Автоматом конечно проще и результат предсказуемый, но не думали ли вы, конечно не в пользу линейного режима, а для звука, посадить катод на землю а в сетку последовательно батарейку 3в и немного увеличить анодную нагрузку? чЕМ ЛУЧШЕ автомат для звука?

Вадим Пузанов: Дима, ты просто молодчина!!!

Владимир Константино: Добрый день! Тоже совсем недавно бился с драйвером на пентоде. Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.

Вадим Пузанов: Владимир Константино пишет:Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.Так это лучший драйвер всех времён и народов, особенно без шунтирующего катодного конденсатора. Я долго, лет 10 искал этот звук. Теперь наслаждаюсь в Домашнем усилителе.

Jaster: Владимир Константино А выходная лампа какая была? Есть у меня парочка 6Ж8, вот думаю чего бы попробовать.. )

Владимир Константино: Добрый день! 6С4С. www.radio-profi.ru в разделе новинки.

Jaster: А c 6П13С имеет смысл возится? Добыл по случаю несколько штук 85-88 годов. Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С?

Вадим Пузанов: Jaster пишет:А c 6П13С имеет смысл возится? Добыл по случаю несколько штук 85-88 годов. Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С?Канэчна, дорогой. И потом 6П31С попробуйте, получится Домашний усилитель. Зайдите на мой сайт www.radiolamp.ucoz.ru - Каталог статей - мои статьи - домашний.....там всё расписано. Также статья вышла в Радиолюбителе №4,5,6 - она большая.

U.L.F.: nordman пишет:Здравствуйте, а если вернуться к драйверу и осветить снова момент подачи смещения на 6П9. С Автоматом конечно проще и результат предсказуемый, но не думали ли вы, конечно не в пользу линейного режима, а для звука, посадить катод на землю а в сетку последовательно батарейку 3в и немного увеличить анодную нагрузку? чЕМ ЛУЧШЕ автомат для звука? Вы считаете, что батарейка лучше? Ставьте батарейки, я считаю, что ничто так не убивает "звук" как батарейка. На мой вкус, автоматическое смещение, в данном случае, это вполне достойный компромис. Владимир Константино пишет:Тоже совсем недавно бился с драйвером на пентоде. Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.Очень хорошо звучит. Правда не вижу смысла в стабилизации второй сетки с током оной в 1мА, стабилизация целесообразна при более прожорливых сетках. ИМХО В данном усилителе, Ку у 6Ж8, был бы для меня недостаточен, для увеличения чувствительности пришлось бы увеличивать нагрузку и загонять лампу в режим с меньшим током анода, а это уже ощутимый на слух спад по ВЧ. Просто я не посчитал целесообразным, в данном проектике, ставить пентод с усилением 40, уж тогда лучше триод подобрать, тот же 6Г2 звучит замечательно, хотя и там не без вопросов(особенно когда вых. каскад с фиксой работает). Более того, 6П9 звучит лучше, но нааааамного капризней. Вадим Пузанов пишет: И потом 6П31С попробуйте...6П31С и 6П36С, на мой взгляд, тоже ооооочень классные лампы. Хотя 36-ая чуть посложней в приготовке из-за некоторой склонности к возбудам на вч. Jaster пишет:Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С? Для 6П13С нужно всего-то 20-25вольт сигнала для раскачки, нафига там пентод...

majordom22: U.L.F. пишет:нужно всего-то 20-25вольт сигнала для раскачки, нафига там пентод Для уменьшения потерь на многокилоомном РГ. Как намедни писАл одному коллеге, конструкторы, ставящие после РГ 47-100 кОм триод с высоким МЮ, даже и не догадываются, сколько интересного они не слышат в записи! Если номинал РГ 1 кОм, пожалуйста, ставь прекрасно звучащую 6Г2 и наслаждайся. А, если АЛЬПС в 50 кОм-это путь к звуку Балтики.

Jaster: majordom22 Я обычно использую 10ком АЛПСы или 15-33ком СП-III. Вот прикупил 23-шаговый ступенчатый регулятор на резисторах DALE, жду когда придет. Но он тоже на 10 ком.

nordman: U.L.F. пишет:Вы считаете, что батарейка лучше? Ставьте батарейки, я считаю, что ничто так не убивает "звук" как батарейка. На мой вкус, автоматическое смещение, в данном случае, это вполне достойный компромис.Да, но вот может быть у меня нет сильно хорошего конденсатора для катода. Вот там (в катоде) любой тип и резистора и конденсатора ясно слышен нежели батарейку в сетке. + Динамика на нч, те все прелести фиксированного.

majordom22: nordman пишет:там (в катоде) любой тип и резистора и конденсатора ясно слышен нежели батарейку в сетке Да, слышно. Причём, чем больше падение напряжения на катодных RC, тем влияние их на звук увеличивается. Венец капризности в этом плане Лофтины различные. Особенно, в драйверах. Из-за фактора качества и бытует мнение, что автосмещение плохо для звука.

U.L.F.: Лучший конденсатор в катод драйвера, на мой взгляд, это Black Gate серии N или NX. Но и зелёные Джамиконы (которые лоуеэсэр, для мат плат) вполне могут выступать бюджетной заменой, их ещё очень хорошо зашунтировать небольшим MKP или FKP плёночником. В катодах у меня стоят резисторы АленБредли, не самый лучший вариант, но и неплохие, будет время заменю на самодельные бифилярные проволочники, там и надо всего 200ом. Регуляторы громкости уже давно применяю порядка 10кОм, ставить 47 и 100кОм, это не хайэндно. nordman пишет: + Динамика на нч, те все прелести фиксированного. Для пентодных и триодных драйверов на лампах с высоким внутренним сопротивлением, это не столь важно. Вот когда у нас выходная лампа с внутренним сопротивлением 800-1000ом, нагружена в катоде на резистор такого же номинала, тогда о потере динамики на НЧ можно и всерьёз поговорить и то при условии достаточно низкого активного сопротивления первички вых. транса. А когда в катоде 200ом, а внутренне сопротивление лампы 100кОм и выше, на мой взгляд, услышать потерю динамики можно лишь на самовнушении. А вот убирание конденсатора из катода, убирает и нч и динамику весьма существенно. ИМХО

Jaster: U.L.F. Убрал кондеры из катода 6С45П с автосмещением.. НЧ лучше стали.

Вадим Пузанов: Jaster пишет:Убрал кондеры из катода 6С45П с автосмещением.. НЧ лучше стали. Само собой. Они становятся плотнее и весомее. Саша Бокарёв убрал их даже из катода SRPP. Мне по телефону сказал, попробуй - удивишься.

U.L.F.: Jaster пишет:Убрал кондеры из катода 6С45П с автосмещением.. НЧ лучше стали У 6С45П подобная мера мне даже в голову не приходила... Зачем ставить лампу с внутренним сопротивлением в 1кОм, и потом увеличивать выходное сопротивление каскада, убирая конденсатор из катода? Вы вообще теорию читаете иногда? Или считаете что конденсатор в катоде стоИт, чтоб НЧ были хуже? Для пентодов вполне можно и без конденсатора, звучание становится мягче и чуть позамыленней, почти как у триода с высоким Мю и высоким внутренним сопротивлением, правда и усиление каскада падает( почти как у триода ) По своим ощущениям могу сказать лишь, что сколько не пытался убирать конденсаторы из катода, столько раз их туда обратно ставил. Может ещё от акустики зависит... p/s Да, и ещё забыл добавить, что 6Ж8 меня нисколько не цепляют по звучанию, что с конденсатором в катоде, что без. Неплохо и не более того. Когда поменял в своём старом усилителе на 6П31С, 6Ж8 на 6Г2, вот было откровение. В данном усилителе применил 6П9, НЕ по тому, что у меня других ламп не было. Выбирал исключительно по звуковым качествам. Кстати импортные 6АС7, звучали на порядок интереснее наших 6Ж8, при этом и усиление у них выше, но 6П9 оказались просто незаменимы(пока).

Jaster: U.L.F. Теорию я только изучаю. пока много неясного, потому и спрашиваю о глупых может быть вещах иногда :) Про конденсатор я пока вычитал что он нужен для убирания обратной местной ООС по току. (Которая как я понял и снижает усиление и увеличивает сопротивление лампы). Дело в том что это не просто каскад, а одноламповый усилитель для наушников с высокой нагрузкой (приведенное с 32 омными около 15ком).

Владимир Константино: Добрый день! Уважаемый U.L.F. , в Никитинском регуляторе какой собственно элемент регулирует? и номинал какой?

U.L.F.: Номинал 10кОм. Регулировка происходит за счёт релейного переключения лестничного регулятора, набранного из прецезионных танталовых смд резисторов. Я покупал КИТ на Вегалаб. Он ещё и сервисные функции выполняет, задержка включения анодного, коммутация входов, програмируемый слип режим и т.д. возможности довольно широкие. Питается от отдельного дежурного трансформатора. Очень удобная вещь, попробовал впервые, очень понравилось, хотя и дороговато обходится. Я уже выкладывал ссылку на описание, но вот ещё на всякий случай: http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php/42029-%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81-%D0%94%D0%A3

Бокарёв Александр: Вариант никитинского регулятора, но с управлением от ИК-пульта ДУ я воочию видел и слышал у Шалина в Воронеже. В нём есть несколько полезных функций, в частности-индикатор , показывающий номер действующей ступени делителя, а также режим "радиомолчания" при проигрывании музыки. Разработал этот регулятор талантливый радиолюбитель из Воронежа, друг Лёши Шалина. В его арсенале есть и другие не менее удачные разработки.

U.L.F.: Бокарёв Александр пишет: В нём есть несколько полезных функций, в частности-индикатор , показывающий номер действующей ступени делителя, а также режим "радиомолчания" при проигрывании музыки. Разработал этот регулятор талантливый радиолюбитель из Воронежа, друг Лёши Шалина. Всё точно! Это он и есть! Не знаю кто разработчик, но брал я у товарища по ссылке.

Бокарёв Александр: Зовут его Саня Волгапкин. Умница и талант. Очень грамотный электронщик.

Бокарёв Александр: Насчёт конденсатора в катоде. Согласен с ULF , что применить в трансформаторном каскаде лампу с низким внутренним и тут же выкинуть катодную ёмкость, увеличив внутреннее в разы- это чушь. Если замерите искажения на низах-они без кондёра будут огромные. Я говорил лишь о варианте СРПП, там лампа работает с динамической нагрузкой, поэтому влияние внутреннего сопротивления нижнего этажа не такое, как с резистором или трансом в аноде. Выкидывая конденсатор, всегда лучше замерить внутреннее лампы и пересчитать анодный резистор под новое значение, подняв при этом анодное питание. Тогда схема не пострадает.

Jaster: Лампа нагружена на "супертрансформатор" Сергеева.

Flying Snow: U.L.F. пишет:По своим ощущениям могу сказать лишь, что сколько не пытался убирать конденсаторы из катода, столько раз их туда обратно ставил. Может ещё от акустики зависит... А вот такой вариант: где-то в тракте нелинейность, может в акустике, может несогласовка с усилителем, может выходник кривоват получился и т.д, с конденсатором в катоде оно вылазит в уши периодически, а кондёр убрал, вроде помягче и поспокойнее стало

Владимир Константино: U.L.F. пишет:Регулировка происходит за счёт релейного переключения лестничного регулятора, набранного из прецезионных танталовых смд резисторов. Уважаемый U.L.F., уж до конца проясните, пожалуйста: релюшки не слышно? Мастер кит выпустил: http://www.masterkit.ru/main/set.php?code_id=685237 но там интегральник АD на регулировке - никто не пробовал?

U.L.F.: Владимир Константино пишет:... релюшки не слышно? Конечно слышно, во время регулировки щёлкают ещё как. Только это не мешает никоим образом, щелчки механические, а не из колонок.

пятачок: В отношении конденсаторов. По-моему, этот вопрос уже поднимался раз в ...цатый. На мой слух лучше прибить катод к земле (меньшее влияние нелинейных элементов), а смещение либо батарейкой, либо по схеме Loki ,либо еще как... Конденсатор в катоде очень хорошо слышно, и с ним можно убить кучу времени в поиске устраивающего звучания, но так и не придти к удовлетворению. А если ещё кто-то напишет, что пробовал в катоде такой-то кондёр такого-то бренда, да ещё такого-то года архивной редкости, то явно у вас будет покой нарушен, изначально подсознательно. . Я избавился от этой болезни - отслушивать компоненты ,влияющие на звук, но которые уже можно обойти другим путем. Понятно, что всё и везде влияет,но есть места,где можно искоренить проблему и применить другое рациональное решение.Имхо.А вот 6П9 на мой слух тоже оказалось самой благозвучной лампой.6АС7 тоже очень даже неплоха,но драйва у 6П9 больше.

nordman: Я купил BG 2200мф (выше говорил что нет приличных) и желаю обратно перепаять на фикс. 6П9 с батарейкой в сетке, может быть это дело вкуса или что то ещё.

BlackRoger: Подскажите, как при 290В на трансформаторе, в схеме получили всего лишь 300В? По идее должно быть больше. Или это с учетом просадки? Просто собираюсь заказывать анодные трансформаторы и хотелось бы знать точное напряжение без нагрузки?

illarionovsp: Есть такие пути: 1. Запускаете PSUD2. Задаёте напряжение под нагрузкой, получите хх. переменку и всё, всё, всё. Даже разгонную кривую. 2. Путь отфонарный. Берёте выпрямленное, делите на 1.41. Потом умножаете на 1.1. Это учёт просадки. 3. Кенотронный. Берёте постоянку и такую же делаете переменку. Разницу кенотрон съест. С ув.

BlackRoger: Ясно. Спасибо! Кстати, а можно смещение 2А3 (схема 6П9+2А3) сделать на 6Х6С? Хватит ли у 6Х6С тока для этих целей? Подсмотрел данное включение в Лофтине у Манакова (6г2+2А3) http://audioportal.su/showthread.php?t=3986

U.L.F.: BlackRoger пишет: Кстати, а можно смещение 2А3 (схема 6П9+2А3) сделать на 6Х6С? Хватит ли у 6Х6С тока для этих целей? Можно, тока хватит. Если слух позволяет услышать разницу, то конечно сделайте.

Бокарёв Александр: Допишу в затихшую тему новые впечатления. Собрал и пару недель внимательно прослушал пентодный драйвер на 6Ж8 в пентоде с стабилизированной экранной сеткой. Вывод таков. Звук очень красивый и детальный, но до тех пор, пока уровень невелик. После этого звук становится слишком назойливым, все щёточки-тарелочки лезут вперёд, всё звучит излишне ярко. Чутья хватает на самые дохлые диски,но скорее всего этому драйверу жить осталось недолго, после чего уйдёт в историю, как очередной факт.

majordom22: Бокарёв Александр пишет: все щёточки-тарелочки лезут вперёд, всё звучит излишне яркоТак ведут себя твитеры малобюджетного класса. Перепонная барабанка ПСССС- навылет!

Бокарёв Александр: Фигасе малобюджетные , SEAS 1149 Они сканспикам мало уступят. Да и я вроде как способен ещё отличить и понять, кто верещит. В общем, спасибо за доверие

тунгус: Нужно конечно посмотреть еще раз прежде чем чирикать,но в даташите RCA на 6ag7 есть типовой режим для использования ее в видеоусилителях, так там сопротивление нагрузки 3.5 кило,при напруге 2-сетки 115 в и анодном 300 в,Когда сам крутил ВАХ то тоже получил оптимум 3.5-5 кило.Для использования ее в качестве выходного пентода в даташите приведено 10к,но как я понимаю приоритет мах мощность, т.е.минимум 2-й гармоники и шквал 3-й.Вопрос к Бокареву и U.L.F. не пробовали они снижать сопротивление нагрузки пентодов в драйвере(6ж8 и 6п9),при соо-й подстройке режимов ?

U.L.F.: тунгус пишет:...Когда сам крутил ВАХ то тоже получил оптимум 3.5-5 кило.Для использования ее в качестве выходного пентода в даташите приведено 10к, но как я понимаю приоритет мах мощность, т.е. минимум 2-й гармоники и шквал 3-й. Вопрос к Бокареву и U.L.F.: не пробовали они снижать сопротивление нагрузки пентодов в драйвере (6ж8 и 6п9), при соо-й подстройке режимов ? У меня, нагрузка выбиралась исходя из минимума искажений и достаточного усиления. При 3,5кОм нагрузки, у 6П9 будет уже недостаточно усиления для раскачки выходной лампы. т.е. в данном случае теряется смысл использования пентода. Повторяю, что я не "пентодоман" и по прежнему считаю, что, как на входе, так и на выходе двухкаскадного однотактного усилителя, наиболее оптимально использовать ТРИОДы. Пентод, это скорее вынужденная мера. При правильном подходе, он неплохо звучит и имеет достаточное усиление. Но, если можно подобрать триодный драйвер, я буду всегда за него. 6Ж8 мне вообще не нравится, ни с 2А3, ни с 6П31С(6CU6). Кстати, а с чего Вы решили, что при 10кОм нагрузке будет шквал 3-й гармоники? Это что-то новое... Вообще, минимум искажений на "даташитовской" нагрузке 10кОм, предусматривает 150В на второй сетке и 300В на аноде, и к другим режимам, что вполне естественно, этот оптимум не относится. majordom22 пишет:Так ведут себя твитеры малобюджетного класса. Перепонная барабанка ПСССС- навылет!Если речь о SEAS 1149, то это НЕ тот случай.

тунгус: U.L.F. пишет:У меня нагрузка выбиралась, исходя из минимума искажений и достаточного усиления. При 3,5 кОм нагрузки у 6П9 будет уже недостаточно усиления для раскачки выходной лампы. Посмотрите Лэнди справочник радиоинженера стр.141,там наглядно видно. Да и усиление по даташиту в этом режиме 140в "пик ту пик"Вообще, минимум искажений на "даташитовской" нагрузке 10 кОм, предусматривает 150В на второй сетке и 300В на аноде не совсем так,минимум там набирается по мин 2-й и высокой 3-й,снижая нагрузку мы формально повышаем, или не повышаем суммарные искажения (Крез), но путем снижения 3-й и ростом 2-й. А даташит на 10кОм - это режим на выходной пентод с выходным трансформатором, при мах мощности и,"мин Крез=7%". Повторяю, что я не "пентодоман это я понял, "нужна пила - берем пилу, молоток - так молоток" (с). ЗЫ. вот так и не научился картинки "вставлять",извините.

Yoika: Тоже готовлю проект на 2А, пентодный кандидат в драйверы 6П9, по ВАХам наиболее подходящий на мой взгляд вариант:

тунгус: картинки и еще кому интересно

Yoika: В указанной рабочей точке имеем 300Вх0,03А=9Вт! Явно превышает допустимую. Что то в расчетах фигурирует 0,93Вт? непонял.

PAN: Применял спектралаб для настройки наилучшего режима 6П9, но в связке с 300В. Вместо акустики подцепил к выходному тр-ру делитель, с которого снимал сигнал. Так вот наилучший режим (по наименьшему КНИ) для 6П9 получился примерно такой : на "голом" аноде 190В, на 2-й сетке 140, питание 380В, анодный резистор 7,5Ком, катодный резистор 120 Ом. Снижение КНИ происходила за счет компенсации(и уменьшения) четных гармоник. И не скажу, что в звуке это отразилось плохо, наоборот - режимы, где четных гармоник были больше - звучание меньше нравилось.

тунгус: Извините ,но вторая картинка,просто вырвана из контекста и речь там идет о расчете 6п9 на выходе усилителя мощности,(это не мощность рас.анодом)и по тех условию должно быть получено 0,8 вт при опред. уровне искажений.На ней доступный расчет искажений и их состав по гармоникам и анодной нагрузке,это пример.Вот предыдущая стр. .

PAN: В свое время Александр Бокарёв измеряя гармоники "одинокой" 6П9 спектралабом и ужасался дебрями из нечетных гармоник. А все-таки народ использует её в качестве драйвера. Тут наверно "ядовитая", но мелкая жена(пентод на входе) живет с добрым и толстым мужем(триод на выходе) - а вцелом благополучная такая себе семейка получается

Бокарёв Александр: Убейте меня веником-не помню,что когда-либо мерил 6П9 спектрой. Прошу носом меня ткнуть в те самые слова.

PAN: Александр, я наверное заговорился, но мировая общественность помнит Ваш титанический труд по измерениям различных лампочек в солирующем т.сказать исполнениии. Я много лет назад на АП ждал ваших отчетов в надежде выбрать самый наилучший по гармоникам драйвер. Но немного позже оказалась, что полезно учитывать влияние на звук и партнера (выходной лампы).

Бокарёв Александр: Делал однолампоый унч на пальчиковой замене 6П9,- лампе 6П15П и в восторг пришёл от результата, настолько звук шикарный получился. А вот на 6П9 не довелось спаять что-то достойное.

PAN: Конечно на 6П9 свет клином не сошелся, просто их много и дешёвые они. Некоторые вот говорят, что звучат они по-пролетарски грубо , с "перегаром" каким-то нехорошим... А нам людям простым - так вроде и ничего...

Бокарёв Александр: Мне их спектр в журнале Вестник АРА не понравился, а я в то время уже делал лофтины на 2А3 и даже с двумя каскадами такого позорного спектра не знал. Насчёт перегара- очень точное сравнение, оно подошло бы и к драйверу на 6Ж4 в триоде. Читал отзывы-там всё гут, а собрал на роскошном межкаскаднике- не-а, не катит звук.

Rezvoy: Бокарёв Александр пишет: А вот на 6П9 не довелось спаять что-то достойное.Должен признать, что тунгсоловские 6AG7 много-много лучше 6П9...

Бокарёв Александр: Вполне возможно. Лампы эти делались не для звука, а изображения ради, видеоусилитель то есть. А что звуковой усилитель на них можно сделать- так это бесплатное приложение к картинке. Другой момент- цеплять к линейной с высокоомным сеточным резюком 2А3 или 6С4С этакий кипятильник на 6П9 -в упор не понимаю. Вариант с межкаскадником- да, классное решение в плане звука, либо Лофтин, если тямы хватит его построить. А прожорливый как сама выходная лампа драйвер на резюке- это пижонство.

Rezvoy: Саша, если нужна высокая чувствительность усилителя, то ноблес-оближ, придётся в драйвер ставить прибор с высоким усилением, что в Лофтине, что с ёмкостной связью. Вот и придёш к пентоду. Я вот ёмкостную признаю только для РР, а в Лофтин просится триод из какой-нибудь 6LR8, вот куда только тогда пентод пристроить?

Бокарёв Александр: Саша, рад видеть тебя! Не знаю, что там в будущем насчёт пентода в качестве драйвера- 6Ж8 себя не показала. По усилению были достаточны 6Н21Б или 1579.Звук у них -лучший из всего пробованного. А ещё- мельком увидел где-то в недрах АМ фразу Питера Квортрупа, что он так и не смог найти достойного пентодного драйвера для 300В. Квортруп- и не смог. А мне-и подавно не получится найти. Проще триоды мучить.

Rezvoy: Если бы я вернулся к 300В, то попробовал-бы строго по даташиту AL4 или EBL21, возможно EL80,они все родня. Мне кажется, что должно хорошо звучать, поубавит свойственного 300В пижонства.

Бокарёв Александр: Макаров применял 6П15П в пентоде для раскачки 300в. Нутром чую, что звук будет добрый.

Yoika: Бокарёв Александр пишет:Макаров применял 6П15П в пентоде для раскачки 300вМакаров сумел найти для нее линейный режим 125В/23мА, при питании 256,6В.Но он мне не подходит. При большем питании все хуже, отложил я ее пока. У 6П9 по ВАХам линейность лучше. Но про запас, триодный вариант у меня есть. Еще по 2А3 из новодела. Купил на Истоке подобранную пару 2А3, с большим, как у 300В анодом и терзают меня сомнения, а чем они собственно отличаются, кроме напряжения накала, при одинаковой мощности накала? ВАХи не приводятся, да и какие они? Похоже внутренности унифицированны и что в итоге? То что накал 2,5В это хорошо, да и режим, мне кажется, можно, как для 300В применить.

Бокарёв Александр: Одноанодка саратовская- это уже не 2 а3, а скорее трёхсотка. Тридцативаттный анод, с баллона снимается до 5 ватт легко, работает в зверских режимах 320-330 в 90 ма. Нагрузка 5 килоом-самое то.

Yoika: Ну, спасибо, я так и предполагал. Трансформатор 4,8к на М6 железе 22кв.см.

PAN: Бокарёв Александр пишет:Макаров применял 6П15П в пентоде для раскачки 300в. Нутром чую, что звук будет добрый. Пробовал я эту 6П15П и её подругу с индексом ЕВ в макаровских режимах. Как-то сладенько звучала, приторно. В общем-то после замеров, когда прослушивал разные дрвйвера хотелось неокрашенного, нейтрального звучания. 6П9 в этом плане оказалась предпочтительней (хотя легкий окрас все-же имеется).

kik: Мотаю выходники для этой схемы. По факту после намотки силовика и макетирования БП оказалось, что при кене 5Ц3С Еа=320...330В. Если найду GZ34, то будет 360В. Так что режим 6С4С будет либо 270В 65мА, либо 300В 60 мА. Вопрос по выходникам. Железо 0.5 от силовиков ТУ100БУ4.2. Каркасы новые - под набор Ш40х40. Габарит намотки 60х22.5. При расчете было заложено W1=2640 (3 секции 7+10+7 слоев), а W2 - варианты соединения 64+32 витка для 4,8,16 Ом ( две секции вторички, в каждой - 2 слоя па 64 и один слой 32 в два провода). Для 8 Ом нагрузки получалось Ra~6000 (8*(2640/96)**2). Если 8 Ом включить на 16, то Ra~3400. По факту оказалось, что первички влазит в слой больше - будет всего видимо W1=2830, а вторички меньше - 62+31. Тогда Для 8 Ом нагрузки получится Ra~7400. Если 8 Ом включить на 16 (2830/124), то Ra~4200. Но можно последнюю секцию первички сделать в 5 слоев - W1=2590. Тогда Для 8 Ом нагрузки получится Ra~6200. Если 8 Ом включить на 16 (2590/124), то Ra~3500. Какой вариант выбрать?

Бокарёв Александр: По опыту, 6с4с в однотакте с накалом переменкой даст ощутимый фон, который вы крутилочкой в катоде уведёте в некий минимум, но далеко не в ноль. Проехали давно, кто нарвался на это и сделали выводы. Но если не верите- флаг в руки. Вместо дурацкой матрёшки 5Ц3С, отжирающей полсотни вольт, можно перетыком ставить 5AR4 5Y3GT , наши саратовские красотки. Ветка-то не зря называется УНЧ на 2А3. Ей действительно всё равно, чем нагревать, не фонит, красотка. А 6с4с фонит.

aur_100: Я бы сделал Ra~4,2к, 300в, 60мА. На 6с4с мой любимый усилитель, с разными драйверами слушаю 5 лет, последние 2 года 12SF5GT, нашел свой... Накал переменкой, фона почти нет, если с винилом, то вообще маскируется. Лампы 1959г.

kik: Если будет сильно фонить, поищу 2А3,- в накальниках есть доп обмотки 2,5В.

Charm: aur_100 пишет:На 6с4с мой любимый усилитель, с разными драйверами слушаю 5 лет, последние 2 года 12SF5GT, нашел свой... 12SF5GT аналог 6Ф5 c тем же недостатком, большой входной ёмкостью плюс напряжением накала 12,5 вольта.

aur_100: 12SF5GT без колпачка, рег. громкости стоит 10кОм, накал 6,3+6,3=12,6в. Звучание приятней, чем 6ф5.

aur_100: 2А3 сейчас дорогие... В крайнем случае можно запитать накал постоянкой.

Бокарёв Александр: запитать накал 6с4с от 6.3 в нет проще: продажный мост-расчёска с базара, толстый, с дыркой в центре, на ноги ему паяется банка 10 тыс мкф 16в и всё. Держите ваши 6.3 постоянные. PS. кому не по душе мост- расчёска- купите мост- табуретку. Он тоже с дыркой , удобно крепится.

Danfi: 6С4С (1966г. со значком ЧТУ) автоматическое смещение ,питание +320В 60 мА. Пробовал питать кенотоном 5Ц3С с фиксированным смещением (сетевой транс мотался с учетом питания через 5Ц3С) не понравилось - НЧ стали невыразительными,сухими. В драйвере 6П9 в пентоде питается от отдельной обмотки +430В. Накал 6С4С запитан переменкой через свой транс с бифилярной намоткой со средней точкой напрямую. Акустика 98 дБ фон на расcтоянии в полметра не слышу ,ближе есть. Выходники заказные 5К ,бескаркасная намотка - меди по максимуму. Железо М6 (EI-120) заказывали в Германии.

kik: Спасибо. Я так понял, что у Вас режим 6С4С Uак=270В на аноде ~16Вт? И еще вопрос, сечение железа, кол-во витков первички, зазор?

Danfi: Uak = 260В катодный резистор 820 Ом ,на аноде около 15 Вт. Первый комплект ламп ,работает два года почти каждый день по пару часов. Сечение 18 см ,зазор калька ставили еще под ГУ-50 потом не стал менять и оставил для 6С4С. По виткам - намотка не простая, автор мотает без каркаса ,что бы влезло по максимуму. Первичка 2700 сечение 0.35 Rакт 112 Ом ,вторичка 0.9 в два провода ,коммутацией вторички можно цеплять нагрузку в 4 или 8 Ом с сохранением всего объема вторичных обмоток. Ra для 4 Ом - 5К для 8 Ом 5.8К

Бокарёв Александр: Сейчас слушаю УНЧ на 6с4с и трансом на 8 ком от Магнеквеста, драйвер вот такой, идея- Серёжи Торопова. Ещё не промерен и не вылизан на спектре , но звук очень хорош и чутья как раз на всякие полудохлые источники. Питание 400 вольт. Думаю чуток изменить нагрузку и смещение во втором каскаде, уменьшив ток . Хотя, что там на самом деле, покажет измерение. Звучит лучше всех прежних схем, это точно.

vladimir 1478: Александр, вторичку выходника не вижу. Там 8 Ом, или-без разницы что мотать?

Romm: Vladimir, Вы же под свою АС выбираете, приведенка указана... А вот что интересно - выходные в автосмещении и даже без шунтирующего???

Бокарёв Александр: Речь о драйвере для 2а3 или 6с4с. А как там выходной каскад у кого- эт дело личное. У меня Ктр z= 1000 (8000:8), чтобы выходное не раздуть. Из-за этого и питание высокое и мощность 3 ватта, но каких. шунт конечно есть, куда без него.

Charm: 6Н8С какая?, гасили гасили ее а теперь в ходу...

vladimir 1478: Romm пишет: Vladimir, Вы же под свою АС выбираете, приведенка указана... Мне нравятся схемы А.Бокарёва. Есть в этих каракулях какая-то магия, так и хочется реализовать. Две конструкции по его схемам собрал ,в работе третья. Но не забуду, как пришлось однажды перематывать оба выходника, когда недопонял рекомендаций Александра . Так что, приведёнка приведёнкой, а лучше перестраховаться и задать вопрос композитору, раз есть такая возможность.

aur_100: Александр плохого не посоветует, этто точно. При высоком Еа приведенка оптимально ~8 кОм...

Serg_AD: Ra – вещь субъективная (не забывайте про «плавание» импеданса нагрузки). И при увеличение Ra требуется увеличивать индуктивность первички.



полная версия страницы