Форум » Самоделки ламповых усилителей » Усилитель на 2А3 с пентодным драйвером. U.L.F. » Ответить

Усилитель на 2А3 с пентодным драйвером. U.L.F.

Сергеев Сергей: Усилитель собран по двухкаскадной схеме с драйвером на пентоде 6П9. Пентод на входе выбран в связи с возможностью получить достаточное усиление от одного каскада, а также с хорошим звучанием выбранной лампы в тандеме с прямонакальным выходным триодом. http://tubeaudi.ucoz.ru/index/usilitel_na_2a3_s_pentodnym_drajverom/0-72

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

majordom22: Наконец кто-то сделал усил на 2А3 так, как это делал бы я. Кроме мелочей: регулятора Никитина (просто я даже близко не видел), имею привычку запитывать накал прямонакалов постоянкой, резисторы 100 Ом в катодах 2А3 поставил бы поменьше номиналом, т тд. Драйвер? Только пентод! Ну, не хватает усиления у триодов, чтобы подключиться от источника сигнала напрямую. Не совсем откровенные конструкторы сватают лампы типа 6Н7С в одноламповые драйверы к 6С4С/2А3, но при этом умалчивают, что у них в тракте предварительный усил с выходом под 5 вольт .Из недостатков прошлых вариантов следует отметить некоторую, как бы «измельчённость» звуковой картины у 6Ж4 и 6АС7, звучание получается излишне ярковатым и иногда складывается впечатление, что происходит как бы «вытаскивание» на передний план, малозначительных звуковых деталей второго плана, отчего звук кажется перенасыщенным мелкими деталями и излишне назойливым.Так часто отзываются об драйверах на пентодах. И на 6П9 тоже. У меня вопрос: а с чем сравнивают? С 6Г2, 6Г7, 6Ф5, 6Н9С, ЕСС83 и с прочими триодами с высоким Мю, которые своей высокой входной ёмкостью, вкупе с РГ 50-100 кОм ограничивают полосу драйвера, а вместе с ней детальность и живость ВЧ? Переходной конденсатор? Конечно, Дженсен, медная фольга в медном корпусе. Прекрасный оптимум между стоимостью и качеством. Алюминиевые значительно хуже, а серебряные к пентодному драйверу я бы не рекомендовал . Вопросы к автору: 1) Дмитрий, не было ли у Вас желания поставить диодную ступень к кенотрону для продления его жизни, как придумал Бокарёв? http://shot.photo.qip.ru/1048B6f.png Заодно и первую ёмкость можно увеличить . 2) Озвучьте, пож, какая получилась полоса (очень желательно по спаду в аудиофильские 2%, или 0.17 дб, и (не обязательно) Кг перед клиппингом на СЧ. Было бы интересным узнать параметры такого необычного ТВЗ , хотя бы его индуктивность и Ra. Поздравляю с отличным изделием!

Jaster: Очень впечатляет. Вопрос по выходнику. Судя по фото станочка, провод подается "от себя"? Я сколько раз пробовал, не нравится такая подача, видимо что-то не так делаю. На каком расстоянии держите руку? Я мотаю наоборот, левой рукой держу провод сзади станка, на расстоянии 40см примерно, ближе ухудшается качество намотки. А спереди на таком расстоянии не получается..

U.L.F.: majordom22 пишет:Так часто отзываются об драйверах на пентодах. И на 6П9 тоже. У меня вопрос: а с чем сравнивают? С 6Г2, 6Г7, 6Ф5, 6Н9С, ЕСС83 и с прочими триодами с высоким Мю, которые своей высокой входной ёмкостью, вкупе с РГ 50-100 кОм ограничивают полосу драйвера, а вместе с ней детальность и живость ВЧ? Всё-таки, это не только живость... а именно - назойливость. Да, звук с пентодом порхает как бабочка, но и жалит как пчела. Это про 6Ж4(6АС7). С 6П9, в данном варианте, получилось почти по триодному ясно, утончённо и в тоже время напористо и мощно, при этом не устаёшь слушать. Вариант без катодного конденсатора не прокатил. Звук мылится, блекнет и на нч сразу заметна просадка Переходной конденсатор? Конечно, Дженсен, медная фольга в медном корпусе. Прекрасный оптимум между стоимостью и качеством. Алюминиевые значительно хуже, а серебряные к пентодному драйверу я бы не рекомендовал . У меня медь в аллюминиевом кожухе, мечтаю о медных в картоне, но ... дороговаты. Кто бы там что бы ни говорил, но с Дженсенами можно забыть о Лофтинах.Кроме мелочей - регулятора Никитина (просто я даже близко не видел), имею привычку запитывать накал прямонакалов постоянкой, резисторы 100 ом в катодах 2А3 поставил бы поменьше номиналом, т тд. Регулятор Никитина вот такой: http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php/42029-%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81-%D0%94%D0%A3 Это КИТ, дороговато обходится, тем более если учесть и дополнительный дежурный трансик, но стОит своих денег. Резисторы 100 Ом шунтируют каждый половинку проволочника 47 Ом, т.е., каждый 100-омник является шунтом для 23,5 Ом. Можно, конечно, и поменьше поставить... можно у конденсатором подзашунтировать(если паразитная местная оса начнёт подзуживать в ухе ). Лучше конечно и подстроечник в катоде иметь не проволочный и меньше 47ом, но другого не было. Запитать накалы переменкой было принципиально, ИМХО: Чем запитывать постоянкой, лучше поставить вместо 2А3 6П36С1)Дмитрий, не было ли у Вас желания поставить диодную ступень к кенотрону для продления его жизни, как придумал Бокарёв? http://shot.photo.qip.ru/1048B6f.png Честно говоря, такой вариант даже и не продумывал... У меня автоматическая задержка анодного 3 минуты, конденсатор после кена всего 12 мкФ, потом 100-омные дроссели, а потом уж 1500 мкФ.2)Озвучьте, пож, какая получилась полоса (очень желательно по спаду в аудиофильские 2%, или 0.17 дБ, и (не обязательно) Кг перед клиппингом на СЧ. Было бы интересным узнать параметры такого необычного ТВЗ , хотя бы его индуктивность и Ra. Полоса по 20Гц -1,5дБ, по ВЧ спада на 20кГц нет. В этом усилителе и не ставилась задача сверхрекордной полосы по НЧ, он собирался под колонки на широкополосниках Сонидо. Jaster пишет:Вопрос по выходнику. Судя по фото станочка, провод подается "от себя"? Я сколько раз пробовал, не нравится такая подача, видимо что-то не так делаю. На каком расстоянии держите руку? Я мотаю наоборот, левой рукой держу провод сзади станка, на расстоянии 40см примерно, ближе ухудшается качество намотки. А спереди на таком расстоянии не получается... На этой кривой моталке намотано уже несколько десятков трансформаторов. Мотаю не так много, в год 3-4 пары. Провод подаётся с катушки, которы висит на кронштейне спереди внизу. Ручку кручу правой, укладываю левой. Таких трансформаторов намотал уже не одну пару. Так получилось, что прикупил когда-то ящичек таких вот мелких магнитопроводов, вот и приходится сдваивать. По идее, при такой архитектуре логичнее делать транс под пентод, но и с триодами всё очень неплохо на практике. Схема секционирования отработана и проверена, даёт очень красивую середину без резонансных вздрыков в сторону вч, а нч... хотелось бы намотать и 3000 и 3500витков, но тесновато, и так активное 205 Ом. Ну и вторичку не хотелось бы делать тоньше, всё-таки напрямую на выходное сопротивление влияет. Ктр этих трансов 22,5 (0,0444), Ra при этом можете сами посчитать, чуть больше 4 кОм на 8 Ом выйдет. p/s: Хочу ещё заметить, что в этом усилителе не ставилсь задача оставить своё имя в истории звукотехники и создать "самую лучшую схему всех времён и народов", никаких изобретений и новшеств, всё давно придумано до нас, просто рабочая лошадка для высококачественного воспроизведения музыки.


nordman: Здравствуйте, а если вернуться к драйверу и осветить снова момент подачи смещения на 6П9. С Автоматом конечно проще и результат предсказуемый, но не думали ли вы, конечно не в пользу линейного режима, а для звука, посадить катод на землю а в сетку последовательно батарейку 3в и немного увеличить анодную нагрузку? чЕМ ЛУЧШЕ автомат для звука?

Вадим Пузанов: Дима, ты просто молодчина!!!

Владимир Константино: Добрый день! Тоже совсем недавно бился с драйвером на пентоде. Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.

Вадим Пузанов: Владимир Константино пишет:Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.Так это лучший драйвер всех времён и народов, особенно без шунтирующего катодного конденсатора. Я долго, лет 10 искал этот звук. Теперь наслаждаюсь в Домашнем усилителе.

Jaster: Владимир Константино А выходная лампа какая была? Есть у меня парочка 6Ж8, вот думаю чего бы попробовать.. )

Владимир Константино: Добрый день! 6С4С. www.radio-profi.ru в разделе новинки.

Jaster: А c 6П13С имеет смысл возится? Добыл по случаю несколько штук 85-88 годов. Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С?

Вадим Пузанов: Jaster пишет:А c 6П13С имеет смысл возится? Добыл по случаю несколько штук 85-88 годов. Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С?Канэчна, дорогой. И потом 6П31С попробуйте, получится Домашний усилитель. Зайдите на мой сайт www.radiolamp.ucoz.ru - Каталог статей - мои статьи - домашний.....там всё расписано. Также статья вышла в Радиолюбителе №4,5,6 - она большая.

U.L.F.: nordman пишет:Здравствуйте, а если вернуться к драйверу и осветить снова момент подачи смещения на 6П9. С Автоматом конечно проще и результат предсказуемый, но не думали ли вы, конечно не в пользу линейного режима, а для звука, посадить катод на землю а в сетку последовательно батарейку 3в и немного увеличить анодную нагрузку? чЕМ ЛУЧШЕ автомат для звука? Вы считаете, что батарейка лучше? Ставьте батарейки, я считаю, что ничто так не убивает "звук" как батарейка. На мой вкус, автоматическое смещение, в данном случае, это вполне достойный компромис. Владимир Константино пишет:Тоже совсем недавно бился с драйвером на пентоде. Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.Очень хорошо звучит. Правда не вижу смысла в стабилизации второй сетки с током оной в 1мА, стабилизация целесообразна при более прожорливых сетках. ИМХО В данном усилителе, Ку у 6Ж8, был бы для меня недостаточен, для увеличения чувствительности пришлось бы увеличивать нагрузку и загонять лампу в режим с меньшим током анода, а это уже ощутимый на слух спад по ВЧ. Просто я не посчитал целесообразным, в данном проектике, ставить пентод с усилением 40, уж тогда лучше триод подобрать, тот же 6Г2 звучит замечательно, хотя и там не без вопросов(особенно когда вых. каскад с фиксой работает). Более того, 6П9 звучит лучше, но нааааамного капризней. Вадим Пузанов пишет: И потом 6П31С попробуйте...6П31С и 6П36С, на мой взгляд, тоже ооооочень классные лампы. Хотя 36-ая чуть посложней в приготовке из-за некоторой склонности к возбудам на вч. Jaster пишет:Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С? Для 6П13С нужно всего-то 20-25вольт сигнала для раскачки, нафига там пентод...

majordom22: U.L.F. пишет:нужно всего-то 20-25вольт сигнала для раскачки, нафига там пентод Для уменьшения потерь на многокилоомном РГ. Как намедни писАл одному коллеге, конструкторы, ставящие после РГ 47-100 кОм триод с высоким МЮ, даже и не догадываются, сколько интересного они не слышат в записи! Если номинал РГ 1 кОм, пожалуйста, ставь прекрасно звучащую 6Г2 и наслаждайся. А, если АЛЬПС в 50 кОм-это путь к звуку Балтики.

Jaster: majordom22 Я обычно использую 10ком АЛПСы или 15-33ком СП-III. Вот прикупил 23-шаговый ступенчатый регулятор на резисторах DALE, жду когда придет. Но он тоже на 10 ком.

nordman: U.L.F. пишет:Вы считаете, что батарейка лучше? Ставьте батарейки, я считаю, что ничто так не убивает "звук" как батарейка. На мой вкус, автоматическое смещение, в данном случае, это вполне достойный компромис.Да, но вот может быть у меня нет сильно хорошего конденсатора для катода. Вот там (в катоде) любой тип и резистора и конденсатора ясно слышен нежели батарейку в сетке. + Динамика на нч, те все прелести фиксированного.

majordom22: nordman пишет:там (в катоде) любой тип и резистора и конденсатора ясно слышен нежели батарейку в сетке Да, слышно. Причём, чем больше падение напряжения на катодных RC, тем влияние их на звук увеличивается. Венец капризности в этом плане Лофтины различные. Особенно, в драйверах. Из-за фактора качества и бытует мнение, что автосмещение плохо для звука.

U.L.F.: Лучший конденсатор в катод драйвера, на мой взгляд, это Black Gate серии N или NX. Но и зелёные Джамиконы (которые лоуеэсэр, для мат плат) вполне могут выступать бюджетной заменой, их ещё очень хорошо зашунтировать небольшим MKP или FKP плёночником. В катодах у меня стоят резисторы АленБредли, не самый лучший вариант, но и неплохие, будет время заменю на самодельные бифилярные проволочники, там и надо всего 200ом. Регуляторы громкости уже давно применяю порядка 10кОм, ставить 47 и 100кОм, это не хайэндно. nordman пишет: + Динамика на нч, те все прелести фиксированного. Для пентодных и триодных драйверов на лампах с высоким внутренним сопротивлением, это не столь важно. Вот когда у нас выходная лампа с внутренним сопротивлением 800-1000ом, нагружена в катоде на резистор такого же номинала, тогда о потере динамики на НЧ можно и всерьёз поговорить и то при условии достаточно низкого активного сопротивления первички вых. транса. А когда в катоде 200ом, а внутренне сопротивление лампы 100кОм и выше, на мой взгляд, услышать потерю динамики можно лишь на самовнушении. А вот убирание конденсатора из катода, убирает и нч и динамику весьма существенно. ИМХО

Jaster: U.L.F. Убрал кондеры из катода 6С45П с автосмещением.. НЧ лучше стали.

Вадим Пузанов: Jaster пишет:Убрал кондеры из катода 6С45П с автосмещением.. НЧ лучше стали. Само собой. Они становятся плотнее и весомее. Саша Бокарёв убрал их даже из катода SRPP. Мне по телефону сказал, попробуй - удивишься.

U.L.F.: Jaster пишет:Убрал кондеры из катода 6С45П с автосмещением.. НЧ лучше стали У 6С45П подобная мера мне даже в голову не приходила... Зачем ставить лампу с внутренним сопротивлением в 1кОм, и потом увеличивать выходное сопротивление каскада, убирая конденсатор из катода? Вы вообще теорию читаете иногда? Или считаете что конденсатор в катоде стоИт, чтоб НЧ были хуже? Для пентодов вполне можно и без конденсатора, звучание становится мягче и чуть позамыленней, почти как у триода с высоким Мю и высоким внутренним сопротивлением, правда и усиление каскада падает( почти как у триода ) По своим ощущениям могу сказать лишь, что сколько не пытался убирать конденсаторы из катода, столько раз их туда обратно ставил. Может ещё от акустики зависит... p/s Да, и ещё забыл добавить, что 6Ж8 меня нисколько не цепляют по звучанию, что с конденсатором в катоде, что без. Неплохо и не более того. Когда поменял в своём старом усилителе на 6П31С, 6Ж8 на 6Г2, вот было откровение. В данном усилителе применил 6П9, НЕ по тому, что у меня других ламп не было. Выбирал исключительно по звуковым качествам. Кстати импортные 6АС7, звучали на порядок интереснее наших 6Ж8, при этом и усиление у них выше, но 6П9 оказались просто незаменимы(пока).



полная версия страницы