Форум » Доработка усилителей » Подключение цепи ПОС к катоду драйвера » Ответить

Подключение цепи ПОС к катоду драйвера

wlaser: Может кто подскажет, можно ли организовать ПОС не в первую лампу преампа, а именно в катод драйвера? Схема Сергеева "усилитель для тяжелых колонок на ГУ50" http://sergeev21.narod.ru/gu50pp2.GIF Дело в том, что первый каскад я выбросил, т.к. мне хватает амплитуды входного сигнала с предвача около 2-х вольт. Посему, ПОС применить в катод 6Н3П нет возможности. Можно ли организовать обратную связь в катод драйвера 6Н6П? Номиналы элементов обратной связи скорее всего изменятся? Проверить опытным путем?

Ответов - 13

Сергеев Сергей: Можно. Но без первого каскада изменится фаза Поэтому вых обмотку трансформатора нужно перевернуть. (поменять выводы вторички местами)

wlaser: Ага, спасибо, попробую, хотя связь я все таки уже сделал. ПОС как и на первом каскаде (0.33 ома в разрыв земляной обмотки выходного транса), и ООС (62к и впараллель ему 100пф.). Я так понял, что выход на 8 ом посадить на землю, а земляной станет выходом на 8 ом?

Бокарёв Александр: Ничего не выйдет. Выкинув первую лампу, уменьшили в 25 раз усиление унч до введения ООС. Ладно, уменьшим в 25 раз резистор в цепи оос, с 92 до 3,6 килоома. Усиление получится примерно 2 -3раза при той же глубине оос. Если у вас есть такой ломовой пред, что выдаст вам пять-десять вольт на выходе- на здоровье, выкидывайте первую лампу.


wlaser: Я не знаю, что у меня происходит, но этот первый каскад у меня выброшен уже более 2-х лет. Схема стала без ОС. Схему драйвера усидителя я не переделывал, она осталась прибоевская. Все это чудо работало в пентоде на ГУ50. Максимальная громкость достигалась на 2/3 поворота регулятора громкости на предусилителе. Затем я все же решил включить ГУ50 в триод, мне очень понравилось, но как и прежде, схема осталась без ОС. максималка по уровню, все те-же 2/3 регулятора. Для информации: источник "Marantz CD5004", пред: "Корвет УП028С". В общем, отечественный пред, перелопаченный по питанию. Экспериментировал с ООС по напряжению. Действие ее ощущается где-то от 70к. Ставил 20к, звуковая картина становится иной. Бас становится очень контролируемым, пропадают выплески на резонансе. Но, звук становится сухим, голос зажимается, послезвучия пропадают. Видать очень прижимаются верхние гармоники. Вчера поставил 40к. Бас стал более развязным, но все же собранным. Появились послезвучия, голос стал раскрываться, но, для меня не достаточно. Мне такой звук не нравится. Мутновато как-то. Сейчас у меня установлено 62к, сцена расширилась, голос стал бархатистым, объемным, хорошая атака инструментов, гитарные щипки просто великолепные. Все это из за высших гармоник, скорее всего. Но, мне такой звук нравится, я перестал напрягаться, что бы расслышать какие-то нюансы, бэк вокал, например, скрипки или синтезатор на заднем плане. Все очень хорошо расставлено и не сваливается в кучу. Единственный минус, это слегка развязный бас, бочка сдегка акцентирована. А при резисторе ООС менее 7к драйвер захлебывается и уходит в возбуд, начинаются хлопки. Все это я проверял, ставил 100к переменник и крутил его от и до. Пред, возможно, действительно "ломовой". С первым каскадом, регулятор громкости никогда не перекручивался более чем на половину. Жаль, что у меня нет осцилографа, все приходится делать на слух, а настраивать только по вольтметру-амперметру. Кстати, перевернул вчера фазу на выходном трансе. Батарейкой на вход проверил ход динамика. Ходит вперед. Но, изменений звука особо не заметил. Возможно, на уровне нюансов низкочастотного диапазона, но не уверен.

wlaser: нашел на сайте радиомотора: "Еще один нюанс. При неправильной фазировке обмоток выходного трансформатора ООС может превратиться в ПОС. Для начала разрываем цепь обратной связи, подключаем питание для питания предварительных каскадов. Включаем усилитель и после прогрева ламп кратковременно замыкаем цепь ООС. Если усилитель не «засвистел», то фазировка правильная. В противном случае надо поменять местами выводы первичной или вторичной обмотки (как будет удобнее в Вашей конструкции). " Это описание для "гибридного" усилителя, в котором оконечный каскад ламповый на трансформаторе. Это верно и для полностью ламповой схемы?

Бокарёв Александр: Мне трудно понять идею собрать усилитель с комбинированной ОС и настраивать её на слух по ощущениям. Сама методика настройки достаточно тонкая и делать это на слух я бы не стал. Отрицательное сопротивление берётся строго в зависимости от добротности динамика в ящике, а результат оценивать лучше по микрофону, самому дрянному, с базара или из раскуроченного телефона. Микрофон самый неважнецкий тут намного полезнее любого музыкального слуха. И результат куда точнее. Отличить фазировку вторички можно, откинув от неё резистор ООС и включая эту цепь на ходу через увеличенный в несколько раз резистор ООС, чтобы не свистнуло . Если правильная полярность- звук чуток присядет, если неправильная- чуток вырастет по уровню.

ALSS: wlaser пишет: Это описание для "гибридного" усилителя, в котором оконечный каскад ламповый на трансформаторе. Это верно и для полностью ламповой схемы? Принцип от деталей не зависит.

wlaser: Александр, Сергей, большое вам спасибо за помощь и разъяснения. Разобрался я все же с этими ОС. Перевернуть обмотки выходного транса вторички оказалось правильным решением. Вчера игрался с ООС, все заработало как положено. При уменьшении значения резистора ООС, усиление уменьшается, вплоть до закорачивания этой связи. Никакого возбуждения не возникает. Экспериментальным путем уменьшил величину резистора ООС до 1К, усиление упало как раз раза в 2-3. И с выкрученной на максимум ручкой громкости на предваче, начинается легкий клиппинг. Так что усиления предвача хватило как раз в аккурат. При этом контролировал поведение низкочастотника. Бас собрался, стал упругим, выплесков на резонансе не ощущается, бочка перестала вылезать вперед. Пропали сибилянты на верхах, особенно в голосе. Мне очень все понравилось. Звуковая картина осталась такая же прозрачная, голос заметно похорошел. Бэк вокалы ясны и хорошо слышны на заднем плане. Ничего не сваливается в кучу даже на сложных композициях. Верхи ясные и чистые, на слух без всякой отсебятины. К моему великому сожалению, у меня нет осцилографа, но планирую его все же купить, без него некоторые параметры не отследить, я все понимаю. Наконец-то временно проект можно закрыть, до покупки 6П45С, хочется когда-нибудь их попробовать, а сейчас просто слушать музыку. О первом каскаде не жалею, лишний каскад, лишние искажения. Если бы усиления не хватило, пришлось бы вернуть первую лампу назад, но уже в тиоде. Но, на данный момент, улучшения в нижнем диапазоне частот стали радикальными, при сохранении прозрачности всей музыкальной картины! Кстати, микрофончик электретный, капсюль Панасониковский у меня есть, линеен до 16 килогерц. А что им мерить, гармоники на низах и АЧХ? Я вот думаю, можно же из компа сварганить осцилограф, но это опять марока....эх. Хотя бы гармоники замерить, для успокоения.

wlaser: Что-то мне подсказывает, что микрофоном нужно будет проверять импульсную характеристику НЧ.

Бокарёв Александр: Микрофоном и спектралабом можно многое увидеть, да и осциллограф там зашит, какой-никакой, если другого нет.

wlaser: После длительного прослушивания все же увеличил резистор ООС до 2.5к. Не смог привыкнуть к суховатости при 1к, так сказать "не прет" Вроде все хорошо, все ровненько и чистенько, но суховато. Чуть отпустил ООС и стало поинтереснее, прорисовка сцены получше, атака струнных получше стала. На этом и остановлюсь.

Вит.: wlaser пишет так сказать "не прет" я для токого случая ставлю, хотя над ним порй и прикалываются в интернете, переключатель триод-тетрод, и пусть там меняется сапротивление лампы, другой режим и т.д. но звук то меняется, мне того инадо. Когда отдыхаю, слушаю потихоньку в триоде, а иногда, под настроение, погромче и в тетроде, чтоб звук по агрессивнее был.

wlaser: В конце-концов оставил 1.5к, выходное сопротивление получилось ровно 2 ома.



полная версия страницы