Форум » Доработка усилителей » Доработка Music Angel XD850MKIII. Прошу предложений. » Ответить

Доработка Music Angel XD850MKIII. Прошу предложений.

Evil73: Самый дешевый усилитель на 300 B. Даже мне оказался по карману, правда эту зиму придется ходить без зимнего пальтишка Вот схема На входе прямонакальная 3A5 aka DCC90 предназначенная для батарейного питания накала от 2 батареек или даже от одной. Очень сильно микрофонит. Блок питания. Схема индикации и таймера. 10 секунд мигает красный светодиод, потом загорается белый Усилитель со снятой крышкой. Какой хороший усилитель... был Достоинства 1. Дешевизна 2. Отсутствие общей ООС 3. Применен «правильный» триод 300B 4. Навесной монтаж 5. Отсутствие излишеств типа ПДУ, регуляторов тембра и т.п. 6. Разная полярность напряжения в накале 300 B у правого и левого каналов усилителя, что позволяет менять полярность накала на лампах просто раз в пол года их переставляя. Хотя, может быть это просто случайность и у других экземпляров полярность одинакова у обоих каналов усилителя. 7. Трансформаторы не гудят, то есть не гудят вообще. 8. В трансформаторе питания применен экран фарадея, что я встречал редко, но слышал, что это положительно сказывается на звуке – фильтрует помехи. 9. Применено кенотронное питание. Недостатки Концептуальные 1. Применение SRPP в место обычного каскада на триоде. 2. Выбор миниатюрного прямонакального триода 3A5/DCC90 который хотя и хорошо подходит по усилению, но сильно микрофонит и требует сложной схемы питания накала. 3. Слишком высокий коэффициент трансформации. Например для 4-хомного выхода получается приведенное сопротивление нагрузки 8400 ом. Видимо один и тот же трансформатор применяется китайцами и для 845 триода и для 300B. А может просто по ошибке поставили в мой усилок такой? 4. Неправильный режим 300B для выбраной нагрузки – примерно 320-330 В на аноде, примерно 65 В смещение. При высоком сопротивлении нагрузки лучше применить режим 450 В на аноде, -100 В смещение, при этом ток анода будет 60 мА. Конструктивные 1. Выпрямленное напряжение снимается не с традиционной 8 ножки, а со 2-й. Пустячок, а неприятно. Прямонакальным кенотронам пофигу с какой ножки снимать выпрямленное напряжение, а в косьвеннонакальных желательно снимать выпрямленное напряжение с 8-й ножки. 2. Нет запаса прочности фильтрующих конденсаторов, особенно на входе фильтра, где могут появляется напряжения свыше 450 В при повышении напряжения в сети или при переходных процессах в начале работы. 3. Накал 6н9с привязан к земле без средней точки, что приводит к фону. 4. Кроме того, привязка накала к земле опасно напрягает переход катод-накал верхней ламы SRPP и делает весьма вероятными пробои. 5. Выводы трансформатора при вводе их в корпус можно разделить на высоковольтные и низковольтные, однако в усилителе все поперепутано. 6. Имеется петля заземления на плате индикации. 7. Применены прецизионные резисторы с допуском 1% в блоке индикации - расточительство. 8. В фильтре питания нет дросселя. 9. Питание накала кенотрона от 4,75 В вместо положенных 5 В. 10. Питание накала 300 B от 4,75 В в место положенных 5 В. 11. Сопротивление в цепи сетки 300B - 330 кОм, а по техтребованиям должно быть не более 250 кОм в схемах с автоматическим смещением. Просто брак 1. Отвалилась ручка от переключателя входов (приклею когда-нибудь) 2. Посажена «сопля» между входами (уже устранил). 3. Входная лампа сидит на виброгасящей прокладке, но своим креплением упирается в ограничительную шайбу, что снижает виброгасящие свойства. Но это все технические подробности. А ТЕПЕРЬ Я ИЗЛОЖУ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ - О ЗВУКЕ, О МУЗЫКЕ. Уши у меня далеко не золотые и с первых секунд звучания я не всегда отличу ламповый усилитель от транзисторного. Какие же различия в звучании лампового и транзисторного усилителя я нашел? 1. Лучшая стереокартина. Если раньше я читал в журнале "у усилителя глубока/широкая/сжатая/четкая/размазанная стереокартина" я думал про себя "ну и фиг с ним, главное не стереокартина!" Так я думал пока не послушал Music Angel. Вот где стереокартина!!! Теперь я понимаю, что это есть хорошо! 2. Лучшие басы. Может басы были чезчур приукрашены, но это было приятно! Когда подключил обратно транзисторный усилитель, то впечатление такое, что что-то отвалилось или не работае Долго слушать транзисторный не смог, перешел опять на ламповый. 3. Лучшая артикуляция речи и вокала. Обнаружил случайно, на 30 минуте прослушивания, пошел заварить чаю и вдруг услышал из соседней комнате как из колонок донеслось "I can not defendig thigs I said or done, but let he without sin through a first begrudging stone" Napalm Death. Кто в курсе, у Напалм Дэф специфический вокал. Обычно я брал текст песен и только с текстом песен мог разобрать, что они там поют. Из соседней комнаты или кухни разобрать, что там кто поет было невозможно. Птом я ходил по квартире и убеждался. что музыка хорошо разносится и пение хорошо разбирается в любой точке квартиры. Естественно сидя перед колонками эффект максимальный. Недостатки в звучании: 1. Высокий фон. 2. Окрас звучания. Я бы сказал, что какой-то сладкий, приторно сладкий окрас. Ну, сладкий - это не горький, а мягкий - не жесткий, слушать можно часами. Но все же нельзя назвать звучание Music Angel нейтральным и лишенным искажений. Еще особенности. 1. Разборчивость в звучании различных записей. Если на транзисторном усилителе все записи звучали одинаково хорошо (или одинаково плохо), то на ламповом одни компакт-диски не вызывали особых эмоций, другие казались плохо записанными, а третьи хотелось слушать и слушать! 2. Вовлеченность. Транзисторный усилитель обычно я долго не слушал, так минут 20-30, ну 40. А слушая ламповый наоборот, откладываешь дела, что бы послушать еще одну песню, потом снова откладываешь дела... и сонова. Ручку громкости транзисторного усилителя я иногда выкручивал на 10 часов, а иногда и на 11 часов. В комнате все тряслось и из книжного шкафа падали книги и журналы (кстати, из кухни как ни открывай все двери, как ни делай громко слушать транзисторный усилитель было невозможно). Послушав на такой громкости пол песни я уменьшал громкость. Другое дело, ламповый усилитель, тут наоборот начинаешь слушать не очень громко, а потом хочется поддать, так что бы стены затряслись и слушать уже пока альбом не кончится.

Ответов - 105, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Valeri_V: Evil73 пишет: Пока я только еще размышляю над тем, какую схему применить вы уже свою спаяли! Ну это нормально. Я тоже недели 3 поиску схемы посвятил. Считаю не зря – много чего полезного и интересного вычитал. Переделка заняла недели полторы работы по вечерам. Основная задержка была в связи высокой «неразборностью» усилителя. Для того чтобы снять главную плату пришлось все отпаивать и открутить кучу винтов. Причем некоторые из них было очень нелегко открутить. Удивлялся как китайцам удалось все так закрутить и в какой последовательности и с помощью каких таких кривых отверток и ключей это было сделано. Главная плата и после отвинчивания всех винтов не хотела вылезать цеплалясь своими высокими конденсаторами за ребра прочности корпуса и модуль регулятора громкости который открутить не представлялось никакой возможности. Кое-как под наклоном вылезла. Я уж готов был выдерать пару высоких электролитов плоскогубцами. Так вот не весело все выглядело после разборки. Поэтому схему выбирал популярную которую сделалало куча народу, многие хвалили и никто не ругал. После переделки схемы монтаж проверял 5 раз и глазами и тестером. Упор так же был сделан на применение хороших комплектующих – ламп и конденсаторов. Не знаю уж какого качества выходные трансформаторы и лампы. Лампы постараюсь в будющем заменить. Трансформаторы оставлю – к ним и при желании не подобраться. Хотел посмотреть на них – открутил кучу винтов, а все равно крышку их закрывающую не удалось снять. Не понятно где что держит. Лампизатор был очень доволен звуком переделанных китайских усилителей – так что можно предположить что трансформаторы там неплохие. В общем остался очень доволен проделанной работой и промежуточным результатом. Да и сам процесс был весьма приятным. Лет 15 не брал в руки паяльника, а ведь в юности был страстным радиолюбителем по меньшей мере лет 15 почти ежедневно что-то паял. Так что желаю Вам удачи. Пусть все заведется с первого раза и с хорошим звуком.

Evil73: Пытаюсь собрать, разобранный мной Music Angel. Переделал блок питания под кенотрон 5AR4. Выкинул резисторы по 430 Ом, воткнул дроссель (трансформатор, который я в юности мотал под 6С33С). Собирается с трудом так как катастрофически мало места в низкопрофильном корпусе. Ничего крупного туда не запихнешь. Выползла китайская специфика - питание кенотрона 4,75 В вместо 5! Помню, в детстве купил китайскую куртку XXL, кторая еле на меня налезала. С напряжением трансформаторов у китайцев та же фигня - жалеют.

Бокарёв Александр: Дроссель добавит анодного,но сам в тесном корпусе может нагудеть в выходные трансы своим полем рассеивания, учтите.


Evil73: Мой, так называемый дроссель, на ОСМ-0,4 в корпус не поместится, ну никак. Да и вообще в этот корпус никакой нормальный дроссель не поместится. Пришлось его выносным сделать. Будет этот кусочер железа стоят сантиметрах в 10 от усилителя, если будет гудеть, то и на метр-два отставить можно. Не плохо будет как-нибудь приделать к дросселю магнитный экран. Как думаете кастрюля из нержавейки подойдет?

Valeri_V: Evil73 пишет: Пришлось его выносным сделать. Будет этот кусочер железа стоят сантиметрах в 10 от усилителя Может быть в этом случае было бы целесообразней электронный дроссель собрать? Он бы влез.

Evil73: Valeri_V пишет: Может быть в этом случае было бы целесообразней электронный дроссель собрать? Он бы влез. Дык, лень!!! Хотя в отдаленных планах у меня много чего стоит типа электронных стабилизаторов в т.ч. в накале, в настоящее время планирую собрать, что попроще и из тех деталей, что в наличии. Трансы на жлеже от ОСМ-0,4 в наличии

Бокарёв Александр: Я бы резюк оставил, а то болтающийся на улице дроссель на соплях производит тоскливое впечатление , как вечно незавершённая стройка. Красота-она не лишняя в звуке, думаю...

Сергеев Сергей: Evil73 пишет: Не плохо будет как-нибудь приделать к дросселю магнитный экран. Как думаете кастрюля из нержавейки подойдет? Вы сами себе противоречите Нержавейка не магнитна.

Evil73: Сергеев Сергей пишет: Нержавейка не магнитна Авторитетно заявляю, нержавейка бывает разная. В основе нержавейки всегда железо, а железо феромагнитно. На практике у меня нержавеющие ножи висят на магните - и не ржавеют и не падают. Был у меня нож из хорошей стали, вот он с магнита падал. Повисит, повисит и брякнется. Т.е. некоторые сорта нержавейки действительно плохо магнитятся. Но пригодность кастрюли из нержавейки для экранирования определяется не тем как к ней магнитики липнут, а магнитной проницаемостью материала. А это согласитесь не совсем одно и то же. Вот я и спросил, может кто на практике применял кастрюли для экранирования. Если применяли и на практике убедились что экраны из нержавеющих кастрюль никакие, то я спорить не буду, а возьму это себе на заметку.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Дроссель добавит анодного,но сам в тесном корпусе может нагудеть в выходные трансы своим полем рассеивания, учтите. Как вы оказались правы. Включил наушники - ясно слышится фон! Но что интересно. Отодвинул дроссель на 1 м от усилителя, включаю - фон тише, но все равно есть. Причину фона подсказала ошибка. Я неправильно присоеденил один провод и дроссель оказался неподключенным, напряжения ни где не было, я аж вспотел, а фон присутсвовал. Я понял, Что наводку дает трансформатор питания. Причем в соответствии с законами физики выходной трансформатор левого канала, расположенный ближе к трансформатору питания дает фон значительно больший чем правого. Я конечно понимаю, что трансформатор без ламп ловит всякую всячину. Можно даже услышать щелчек когда я тестером замеряю анодное напряжение, а ведь через тестер идут микроамперы. С лампами фон будет ниже, но неприятный осадок остался. Подумаваю о том, что бы в будущем сделать отдельный блок питания, разнесенный с усилителем.

Бокарёв Александр: Как вариант борьбы с магнитной наводкой от транса- пластина из мягкого железа примерно 2-3мм , эдакий заборчик вокруг выходников. Либо колпаки над выходниками из мягкого железа. Если в подвал уходит приличная часть трансформаторов, то заборчик сверху мало поможет. Как-то уменьшит наводку прогретая лампа, шунтируя первичку, это точно работает, я проверял, в моём телефонном усилителе на время прогрева ламп есть заметный фон, уходящий в ноль при прогреве ламп.

Сергеев Сергей: нержавейка конечно бывает разная. Ножи многие магнитятся. А кастрюли (проверил прямо сейчас ) нет. Может я неправ, но мне кажется, что экран для электромагнитных полей должен быть из магнитных(магнитомягких материалов) Поэтому на практике даже не пробовал. По определению.

Бокарёв Александр: Сталь 3, сталь АРМКО, пермаллой( уже из разряда драгметов) . В магнитофонах Ростов-101 силовой транс накрывали огромной пермаллоевой коробкой .

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Либо колпаки над выходниками из мягкого железа. А там и так колпаки и над силовым и над выходными трансами, но видимо толщины железа 1 мм не хватает. Возможно магнитное поле проникает через нержавейку из которой сделан корпус-шасси.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: в моём телефонном усилителе на время прогрева ламп есть заметный фон, уходящий в ноль при прогреве ламп. та же история, 300 B через наушники, в момент включения сильный фон, но после нескольких секунд 300 B прогревается и фон становится меньше. Чтож буду пытатся его вообще изжить!

Бокарёв Александр: Как вариант- наводка от проводов накала и анода на выходные концы, если те не перевиты часто и лежат рядышком параллельно вражеским проводам. Всю переменку нужно перевивать, эффект- отменный. И тащить в схему не сопли с переменкой, а выпрямленный ток, тогда одной проблемой меньше. И ещё момент: сам экран на источнике фона, обязанный служить защите от магнитной наводки, концентрируя магнитное поле внутри себя, на краях может давать поле приличной напряжённости, а если рядом чувствительный трансформатор- всё, брат, держи помеху!!!

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Никаких подстроечников не нужно, когда накал- постоянка. Хотя накал 300 B запитан от постоянного тока потенциометры позволяют снизить фон. Как я теперь понимаю, запитать накал от постоянного тока дело не такое уж и простое. Если при питании переменным током доминирует частота 50 Гц, которую плохо слышит человеческое ухо и еще хуже воспроизводят колонки, то при выпрямлении получается доминирующая частота 100 Гц, которую и ухо слышит и колонки воспроизводят, плюс длиннюющий хвост из гармоник. Если учесть что накал потребляет всего лишь в 3-6 раз меньше мощности чем анод и что поднанный на накал фон усиливается в 3 раза в отличие от поданного на анод, то становится понятно, что размеры фильтра в накале будут сопоставимы с фильтром анодного питания если наша цель избавится от всякого фона. Еще вариант - применение схем фильтрации на активных элементах. Либо более дешевый вариант - подстроечный резистор для балансировки и подавления фона.

Бокарёв Александр: К сожалению, из всех прямонакалов не создаёт слышимого фона лишь 2А3. 300В , 6с4с - фонят и заметно. Балансировочный резистор никак и никогда в ноль этот фон не выведет, будет только минимум , слышимый на чувствительной акустике или на нечувствительной ночью в тишине. Кроме несимметрии по средней точке накала есть фон от приведённого напряжения к сетке и эффект малой инерции катода прямонакального триода. Фон от малой инерции ещё и сдвинут по фазе относительно тока накала. Решение скомпенсировать фон подачей в сетку противофазного напряжения, сформированного похожей по характеру фона лампой меньшей мощности, применил Сергей Васянин из Тольятти, это решение работает , но там нужен хитрый диод. А если выпрямить накал для 300В обычным мостом и сгладить банкой , то проблема фона уходит , габариты современных электролитов просто мизерные. Да и нужно там всего 6-10 тысяч мкф. А в Аудионоте на 300В применили 8-вольтовую обмотку накала, мост и 5-вольтовую кренку.

Valeri_V: Бокарёв Александр пишет: А если выпрямить накал для 300В обычным мостом и сгладить банкой , то проблема фона уходит , габариты современных электролитов просто мизерные. Да и нужно там всего 6-10 тысяч мкф. В моем китайском усилителе все так и сделано. Фона вообще нет. Ну просто как мертвый молчит. Если только в полной тишине к прямо к НЧ динамику поднести ухо и сильно прислушаться то что-то еще можно услышать. На дроссель и все трансформаторы надеты массивные железные кожухи. Железа китайцы не пожалели - 28 кг весит.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: А если выпрямить накал для 300В обычным мостом и сгладить банкой , то проблема фона уходит , габариты современных электролитов просто мизерные. Да и нужно там всего 6-10 тысяч мкф На практике фон остается. Прекрасно слышно через наушники. Если вы посмотрите на снятую мной схему, то там стоят 2 конденсатора по 10000 мкФ. Я добавил туда еще 1 бесхозный на 6800 мкФ итого 26800 мкФ. Разумеется наушники вещь гораздо более чувствительная чем самая чувствительная акустики, но вдруг за захочу через наушники свой усилитель слушать? Так вот слушая через наушники я как раз и убрал фон ниже порога слышимости. (Правда все собрано на соплях и имелась небольшая наводка от питания накала 300 B на входные цепи со странным поведением. Когда я ручку громкости уводил в 0, наводка исчезала и это нормально, максимум наводки достигался когда ручка громкости вывернута на 3 часа, затем следует уменьшение наводки и на полной громкости ее опять практически не слышно. Я не знаю как это объяснить) По науке, в схемах сглаживания пульсаций с малыми напряжениями и большими токами хорошо работают дроссели. Но их никогда не применяют в накале - экономят Думаю, хороший фильтр/стабилизатор на активных элементах получился бы, но это уже в следующей пятилетке. P.S. Сейчас у меня в усилителе стоит только 300 B и я имею возможность слышать именно работу выходного каскада. Каскад усиления напряжения мной еще не придуман.



полная версия страницы