Форум » Доработка усилителей » Доработка Music Angel XD850MKIII. Прошу предложений. » Ответить

Доработка Music Angel XD850MKIII. Прошу предложений.

Evil73: Самый дешевый усилитель на 300 B. Даже мне оказался по карману, правда эту зиму придется ходить без зимнего пальтишка Вот схема На входе прямонакальная 3A5 aka DCC90 предназначенная для батарейного питания накала от 2 батареек или даже от одной. Очень сильно микрофонит. Блок питания. Схема индикации и таймера. 10 секунд мигает красный светодиод, потом загорается белый Усилитель со снятой крышкой. Какой хороший усилитель... был Достоинства 1. Дешевизна 2. Отсутствие общей ООС 3. Применен «правильный» триод 300B 4. Навесной монтаж 5. Отсутствие излишеств типа ПДУ, регуляторов тембра и т.п. 6. Разная полярность напряжения в накале 300 B у правого и левого каналов усилителя, что позволяет менять полярность накала на лампах просто раз в пол года их переставляя. Хотя, может быть это просто случайность и у других экземпляров полярность одинакова у обоих каналов усилителя. 7. Трансформаторы не гудят, то есть не гудят вообще. 8. В трансформаторе питания применен экран фарадея, что я встречал редко, но слышал, что это положительно сказывается на звуке – фильтрует помехи. 9. Применено кенотронное питание. Недостатки Концептуальные 1. Применение SRPP в место обычного каскада на триоде. 2. Выбор миниатюрного прямонакального триода 3A5/DCC90 который хотя и хорошо подходит по усилению, но сильно микрофонит и требует сложной схемы питания накала. 3. Слишком высокий коэффициент трансформации. Например для 4-хомного выхода получается приведенное сопротивление нагрузки 8400 ом. Видимо один и тот же трансформатор применяется китайцами и для 845 триода и для 300B. А может просто по ошибке поставили в мой усилок такой? 4. Неправильный режим 300B для выбраной нагрузки – примерно 320-330 В на аноде, примерно 65 В смещение. При высоком сопротивлении нагрузки лучше применить режим 450 В на аноде, -100 В смещение, при этом ток анода будет 60 мА. Конструктивные 1. Выпрямленное напряжение снимается не с традиционной 8 ножки, а со 2-й. Пустячок, а неприятно. Прямонакальным кенотронам пофигу с какой ножки снимать выпрямленное напряжение, а в косьвеннонакальных желательно снимать выпрямленное напряжение с 8-й ножки. 2. Нет запаса прочности фильтрующих конденсаторов, особенно на входе фильтра, где могут появляется напряжения свыше 450 В при повышении напряжения в сети или при переходных процессах в начале работы. 3. Накал 6н9с привязан к земле без средней точки, что приводит к фону. 4. Кроме того, привязка накала к земле опасно напрягает переход катод-накал верхней ламы SRPP и делает весьма вероятными пробои. 5. Выводы трансформатора при вводе их в корпус можно разделить на высоковольтные и низковольтные, однако в усилителе все поперепутано. 6. Имеется петля заземления на плате индикации. 7. Применены прецизионные резисторы с допуском 1% в блоке индикации - расточительство. 8. В фильтре питания нет дросселя. 9. Питание накала кенотрона от 4,75 В вместо положенных 5 В. 10. Питание накала 300 B от 4,75 В в место положенных 5 В. 11. Сопротивление в цепи сетки 300B - 330 кОм, а по техтребованиям должно быть не более 250 кОм в схемах с автоматическим смещением. Просто брак 1. Отвалилась ручка от переключателя входов (приклею когда-нибудь) 2. Посажена «сопля» между входами (уже устранил). 3. Входная лампа сидит на виброгасящей прокладке, но своим креплением упирается в ограничительную шайбу, что снижает виброгасящие свойства. Но это все технические подробности. А ТЕПЕРЬ Я ИЗЛОЖУ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ - О ЗВУКЕ, О МУЗЫКЕ. Уши у меня далеко не золотые и с первых секунд звучания я не всегда отличу ламповый усилитель от транзисторного. Какие же различия в звучании лампового и транзисторного усилителя я нашел? 1. Лучшая стереокартина. Если раньше я читал в журнале "у усилителя глубока/широкая/сжатая/четкая/размазанная стереокартина" я думал про себя "ну и фиг с ним, главное не стереокартина!" Так я думал пока не послушал Music Angel. Вот где стереокартина!!! Теперь я понимаю, что это есть хорошо! 2. Лучшие басы. Может басы были чезчур приукрашены, но это было приятно! Когда подключил обратно транзисторный усилитель, то впечатление такое, что что-то отвалилось или не работае Долго слушать транзисторный не смог, перешел опять на ламповый. 3. Лучшая артикуляция речи и вокала. Обнаружил случайно, на 30 минуте прослушивания, пошел заварить чаю и вдруг услышал из соседней комнате как из колонок донеслось "I can not defendig thigs I said or done, but let he without sin through a first begrudging stone" Napalm Death. Кто в курсе, у Напалм Дэф специфический вокал. Обычно я брал текст песен и только с текстом песен мог разобрать, что они там поют. Из соседней комнаты или кухни разобрать, что там кто поет было невозможно. Птом я ходил по квартире и убеждался. что музыка хорошо разносится и пение хорошо разбирается в любой точке квартиры. Естественно сидя перед колонками эффект максимальный. Недостатки в звучании: 1. Высокий фон. 2. Окрас звучания. Я бы сказал, что какой-то сладкий, приторно сладкий окрас. Ну, сладкий - это не горький, а мягкий - не жесткий, слушать можно часами. Но все же нельзя назвать звучание Music Angel нейтральным и лишенным искажений. Еще особенности. 1. Разборчивость в звучании различных записей. Если на транзисторном усилителе все записи звучали одинаково хорошо (или одинаково плохо), то на ламповом одни компакт-диски не вызывали особых эмоций, другие казались плохо записанными, а третьи хотелось слушать и слушать! 2. Вовлеченность. Транзисторный усилитель обычно я долго не слушал, так минут 20-30, ну 40. А слушая ламповый наоборот, откладываешь дела, что бы послушать еще одну песню, потом снова откладываешь дела... и сонова. Ручку громкости транзисторного усилителя я иногда выкручивал на 10 часов, а иногда и на 11 часов. В комнате все тряслось и из книжного шкафа падали книги и журналы (кстати, из кухни как ни открывай все двери, как ни делай громко слушать транзисторный усилитель было невозможно). Послушав на такой громкости пол песни я уменьшал громкость. Другое дело, ламповый усилитель, тут наоборот начинаешь слушать не очень громко, а потом хочется поддать, так что бы стены затряслись и слушать уже пока альбом не кончится.

Ответов - 105, стр: 1 2 3 4 5 6 All

ASU1956: Evil73 пишет: Кстати, может кто знает 7809 и 7806 это что? Фильтры-стабилизаторы? Реле? Добрый день. 7809- интегральный стабилизатор на 9 вольт 1.5 ампера. 7806- тоже самое но на 6 вольт 1.5 ампера. Ставятся в положительное плечо источника напряжения, а 7909 и 7906 в отрицательное.

Evil73: Разобрал усилитель, убедился, что никакой стабилизации ни где в нем не применяется Но сейчас нахожусть в прострации Приходится слушать транзисторный усилитель, а после лампового это несколько противно, как пересесть на жигули после фольцвагена. Не скоро я соберу, что-то, а потом это что-то еще отлаживать и доводить до ума

Бокарёв Александр: Первый каскад выдрать с кишками, это глупость и дичь. Усиления СРПП на 6н9с хватит для раскачки трёхсотки, только шунтируйте катод нижнего этажа кондёром примерно 220-470мкф. Звук может слегонца потеплеть, если это не устроит- кондёр долой. Остальное -нормально.Стабилизатор нужен только в накале трёхсотки, без него она подфанивает. Обычно там 5-вольтовая 7805 , перед ней банка 4700мкф, мост и 8-вольтовая обмотка. 10килоом в сетках 6н9с- тоже дичь, будет обвал по верху, там пары сотен ом хватит.А можно и без них, эта лампа не генерит. А знаете как выполнено смещение в Аудионоте Конквест 300В? Там с каждого вывода накала в землю идётпятиваттный резюк 1,5 килоома, шунтированный рубиконом 220мкф 100в. между ног накала поданы 5 вольт от стабилизатора 7805, сетка через 300кил сидит в землю. Один килоом врезан в сетку от возбуда. И всё. Никаких подстроечников не нужно, когда накал- постоянка.


Evil73: Большое спасибо за подробные предложения! Сам сомневался в необходиости 10кОм резисторов и подстроичников при питании от DC.

Evil73: Разбираю я тут свой Music Angel, промеряю, анализирую. Параллельно стараюсь, что-то уже собирать. Уф, ну и медленно же идет процесс созидания! Дык вот, вчера померял выходные трансы. Меряю сопротивление первички - 374 Ом. Высоковато, думаю для трнаса для 300B. Меряю коэффициент трансформации - получилось 28,4 для 8-омного выхода и 44,4 для 4-омного выхода. Приведенное сопротивление в аноде лампы получилось 6900 Ом для 8-омного выхода и 8300 Ом для 4-омного выхода. Я же слушал подключив свои 6 омные колонки к 4 омному выходу, что давало сопротивление в аноде аж 12300 Ом! Для 300B великовато. Вывод. Китайцы используют одни и те же выходные тнасформаторы и для усилков на 300B и для усилков на 845. Для 300B сопротивление сильно велико, для 845 немного маловато, особенно 6900 Ом (при 8-омной колонке на 8-омном же выходе). Если я свои 6 омные колонки подключу к 8 омному выходу, то получу 5300 Ом, что уже ближе к рекомендуемым значениям.

Бокарёв Александр: Не обольщайтесь цифрами приведённого сопротивления в аноде на средних частотах. Измерьте лучше индуктивность вторички и умножьте на квадрат коэффициента трансформации, получите реальную инд-ть первички. Она и определит, когда рухнет сопротивление в аноде лампы на низу. Должно примерно так быть: у фирменного транса 5ком индуктивность 60 генри. 10ком-120 генри. Самоделы-там редко до 40 генри, а восновном 30-35.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Измерьте лучше индуктивность вторички Ну измерю я индуктивность. И что я с этого буду иметь. Перематывать транс я все равно в ближайшее время не собираюс, мне бы со сборкой как-нибудь закончить. Низкие частоты не только меня устраивали, они даже были лучше чем у транзисторного усилителя в котором нет никаких трансформаторов в звуковом тракте. Даже когда я снова подключил транзисторник то кинулся искать где контакт отстутствует - это я на измену сел, просто транзисторник так всегда и звучал на низах глухо и невыразительно. Сейчас уже привык. Поскольку транс в Music Angel XD850MKIII такой же как и в XD845MKIII то думаю если Генрей хватало для 845 то для 300B и подавно хватит.

Бокарёв Александр: Я не призываювас курочить транс, а показываю способ узнать на чём сидите. Сам перебрал кучу схем, пока не вышел на режим, сочетающий мощность, низкое выходное сопротивление и чистый спектр. Это я про 2А3, которую. все стараются использовать в типовом режиме. А после удивляются что акустика не подходит и звук не тот. А ещё измерьте выходное сопротивление усилителя, это один из важнейших показателей его работы. Ничего нового в моих словах нет, это всё обычное до скучности.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: А ещё измерьте выходное сопротивление усилителя, это один из важнейших показателей его работы. А по моему один из наиболее не важных показателей. 0,1 Ом, 1 Ом, 3 Ом звук будет разный, но качество, ИМХО, одно. В общем измерять индуктивность и выходное сопротивление не могу и не хочу и не буду. А если и узнаю, то ничего без перемотки транса сделать не смогу. Узнаю я что индуктивность недостаточна, что мне делать, колонки в окно выбрасывать? В общем в непеределанном виде при сопротивлении нагрузки 12000 Ом 300B звучала хорошо с мощным басом. После переделки усилка надеюсь это хотя бы не потерять.

Бокарёв Александр: ...Можно и так. ( Сказал товарищ Сталин). Можно и не мерить, пусть люди спят спокойно, зачем их волновать по пустякам, не так ли, Лаврентий?

Valeri_V: Переделал усилительную часть (за исключением оконечного каскада) недавно купленного китайского усилителя Yaqin MS-300. Измененная схема усилительной части и блока питания выглядит так. Первые 2 касакада выполнены по схеме Aikido описанном в журнале TubeCad. Теперь усилитель не имеет ООС и усиление сигнала теперь осуществляется только в первом каскаде. В схеме теперь только один проходной конденсатор Mundorf McapZN 1мкф. Первую лампу заменил на 12AX7 Телефункен. В блоке питания заменил конденсаторы на RIFA увеличив их общую емкость до 440 мкф. Могу еще добавить конденсаторов – место еще есть, но не уверен нужно ли это. В этом усилителе довольно большой дроссель. Фона нет и бас хороший. Усилитель после переделки заработал сразу. В монтаже не напортачил . Мне нужно только будет увеличить резистор R10 чтобы напряжение стало 300В вместо 360В как сейчас. В результате модификации звук стал заметно лучше. Теперь это несомненно лучший усилитель из тех что я когда либо имел. В исходной схеме накал первых двух ламп осуществлялся переменным током с напряжением 6.3 В. Фона не было. После модификации фона так же нет даже если поднести ухо к колонке. Автор Aikido пишет что накал переменным током допустим. Для того что бы разность потенциалов накал – катод была примерно одинаковой у «верхней» и «нижней» половинок ламп автор рекомендует соединить один из проводов питания накала с резистивным делителем напряжения который дает уровень ¼ питания. Я этого не делал (Оба накальных провода как и до переделки идут на землю через 100 омный резистор). Не знаю следует мне следовать рекоммендациям автора или оставить как есть. У кого-нибудь есть на этот счет совет? Заранее благодарен.

Бокарёв Александр: Валерий, у схемы СРПП есть одна засада. Когда этот каскад выполнен на одной и той же лампе, то есть берём двойной триод и на его ногах паяем српп, то один подогреватель обслуживает два катода, имеющих огромную разность потенциалов. Нижний этаж сидит на земле, а верхний катод- на половине питания. Пробой катод-подогреватель это обычное дело , если мер на принять. Я делаю так: если выхода нет и в схеме только одна лампа , двойной триод, то отрываю накал лампы от земли и подаю на него 150-160вольт с делителя. Это компромисс, но проверенный в работе. Далее, если все лампы рядом, то один двойной триод у меня работает верхним этажом в обоих каналах и имеет свой накал, а нижний этаж -там другой триод со своим, как правило заземлённым накалом. При этом можно смело задирать анодное до 500-600 вольт, не боясь пробоя. Схемы с катодными повторителями для умощнения , а тем более с динамической нагрузкой- мне кажуься нарочито перемудрёнными, если только не задаваться целью заходить в токи сетки.

Сергеев Сергей: Не знаю как 12AX7 Телефункен, но мне частенько попадались микрофонистые лампы. Как у Вас? накал у SRPP действительно лучше делать как пишет Александр. Нужен ли катодный повторитель? Как-то не довелось еще работать с 300В, не знаю ее вблизи.

Valeri_V: Бокарёв Александр пишет: Я делаю так: если выхода нет и в схеме только одна лампа , двойной триод, то отрываю накал лампы от земли и подаю на него 150-160вольт с делителя. Александр, большое спасибо за быстрый, подробный ответ. Я так именно так сделаю. Лампы каналов находятся не очень близко и не хочеться переделывать монтаж. Для этого пришлось бы снимать главную плату, а при этом надо было бы все провода отпаиваить - иначе плату не вытащить.

Valeri_V: Valeri_V пишет: Не знаю как 12AX7 Телефункен, но мне частенько попадались микрофонистые лампы. Как у Вас? накал у SRPP действительно лучше делать как пишет Александр. Нужен ли катодный повторитель? Как-то не довелось еще работать с 300В, не знаю ее вблизи. Мой 12AX7 Телефункен не микрофонит. Автор Aikido считает что что повторитель нужен. Кроме того в этом каскаде еще и уменьшается фон от питания. Не знаю насколько, но фона нет вообще. Можно конечно попробовать и без него, но для этого прийдеться вынимать главную плату и отпаивать все провда идущие к ней.

Бокарёв Александр: Валерий, есть ещё одно решение, позволяющее на оду лампу давать полное анодное без опасения. Это -параллельный баллон. То есть оба триода мы запараллеливаем, а нагрузку делаем резисторную, 47-51килоом, в катодах-470-680ом, шунтированный примерно 470-1000мкф. При этом каскад имеет те же параметры что и у српп, но несколько иной спектр сигнала, заземлённый накал, а в вашем случае так вообще красота, катодник позволит первому каскаду работать без нагрузки практически. Српп а равно как и параллельный баллон 12АХ7 сам может качать трёхсотку, но многие аудиопуристы такой драйвер не признают как нескоростной. Я применял 6н9с для рраскачки 6П45С и звук получился завораживающий. Так что проще сделать и послушать самому, чем боьше вы из усилителя веником повыметаете, тем легче и яснее будет звук.

Valeri_V: Александр, еще раз спасибо за ваши советы. В данный момент звук настолько хорош что не хочется не только что-либо переделывать, но и выключать усилитель вообще. Трудно оторваться от процесса «переслушивания» музыкальной коллекции. Цепь накала конечно же немедленно подключу через резистивный делитель как Вы советовали. До вашего сообщения я не знал для чего это нужно. Я обязательно попробую «параллельный баллон» в ближайшем будующем если будет чуть побольше свободного времени.

Бокарёв Александр: Валерий, шунтируйте нижнее плечо делителя ёмкостью примерно0.1 мкф чтоб высокоомный делитель не болтался в воздухе и не хватал на себя вч помеху из сети. Рад и даже как-то слегка завидую вам, я уже привык к своему однолампычу.Хотя каждый раз он меня радует звуком тоже.

Evil73: Valeri_V пишет: Усилитель после переделки заработал сразу. В монтаже не напортачил Пока я только еще размышляю над тем, какую схему применить вы уже свою спаяли! Кстати, в корневом посте теперь уточненная схема усилителя и мое мнение о недостатках и достоинствах его.

Бокарёв Александр: Схемы, приведённые выше, обладают набором детских болезней и применить их можно, если не знаешь ничего про измерения ламповых усилителей. На 12АТ7 получится превосходный драйвер, оптимальный по хедруму и чутью, я применял аналогичную лампу есс85 и очень доволен её звучанием. Только питание нужно не привычные 300-350, а 500-550 вольт. Вот тогда двухкаскадный усилитель раскроет весь свой потенциал. А все эти навороты в виде катодника Уайта, двукаскадные гальваносвязанные драйверы и прочая муть- это до поры до времени, пока не поумнели. Для меня это всё давно забытое и отброшенное. И вам желаю пройти путь познания поскорей, чтоб сделать лучшую по звуку схему.



полная версия страницы