Форум » Доработка усилителей » Доработка Music Angel XD850MKIII. Прошу предложений. » Ответить

Доработка Music Angel XD850MKIII. Прошу предложений.

Evil73: Самый дешевый усилитель на 300 B. Даже мне оказался по карману, правда эту зиму придется ходить без зимнего пальтишка Вот схема На входе прямонакальная 3A5 aka DCC90 предназначенная для батарейного питания накала от 2 батареек или даже от одной. Очень сильно микрофонит. Блок питания. Схема индикации и таймера. 10 секунд мигает красный светодиод, потом загорается белый Усилитель со снятой крышкой. Какой хороший усилитель... был Достоинства 1. Дешевизна 2. Отсутствие общей ООС 3. Применен «правильный» триод 300B 4. Навесной монтаж 5. Отсутствие излишеств типа ПДУ, регуляторов тембра и т.п. 6. Разная полярность напряжения в накале 300 B у правого и левого каналов усилителя, что позволяет менять полярность накала на лампах просто раз в пол года их переставляя. Хотя, может быть это просто случайность и у других экземпляров полярность одинакова у обоих каналов усилителя. 7. Трансформаторы не гудят, то есть не гудят вообще. 8. В трансформаторе питания применен экран фарадея, что я встречал редко, но слышал, что это положительно сказывается на звуке – фильтрует помехи. 9. Применено кенотронное питание. Недостатки Концептуальные 1. Применение SRPP в место обычного каскада на триоде. 2. Выбор миниатюрного прямонакального триода 3A5/DCC90 который хотя и хорошо подходит по усилению, но сильно микрофонит и требует сложной схемы питания накала. 3. Слишком высокий коэффициент трансформации. Например для 4-хомного выхода получается приведенное сопротивление нагрузки 8400 ом. Видимо один и тот же трансформатор применяется китайцами и для 845 триода и для 300B. А может просто по ошибке поставили в мой усилок такой? 4. Неправильный режим 300B для выбраной нагрузки – примерно 320-330 В на аноде, примерно 65 В смещение. При высоком сопротивлении нагрузки лучше применить режим 450 В на аноде, -100 В смещение, при этом ток анода будет 60 мА. Конструктивные 1. Выпрямленное напряжение снимается не с традиционной 8 ножки, а со 2-й. Пустячок, а неприятно. Прямонакальным кенотронам пофигу с какой ножки снимать выпрямленное напряжение, а в косьвеннонакальных желательно снимать выпрямленное напряжение с 8-й ножки. 2. Нет запаса прочности фильтрующих конденсаторов, особенно на входе фильтра, где могут появляется напряжения свыше 450 В при повышении напряжения в сети или при переходных процессах в начале работы. 3. Накал 6н9с привязан к земле без средней точки, что приводит к фону. 4. Кроме того, привязка накала к земле опасно напрягает переход катод-накал верхней ламы SRPP и делает весьма вероятными пробои. 5. Выводы трансформатора при вводе их в корпус можно разделить на высоковольтные и низковольтные, однако в усилителе все поперепутано. 6. Имеется петля заземления на плате индикации. 7. Применены прецизионные резисторы с допуском 1% в блоке индикации - расточительство. 8. В фильтре питания нет дросселя. 9. Питание накала кенотрона от 4,75 В вместо положенных 5 В. 10. Питание накала 300 B от 4,75 В в место положенных 5 В. 11. Сопротивление в цепи сетки 300B - 330 кОм, а по техтребованиям должно быть не более 250 кОм в схемах с автоматическим смещением. Просто брак 1. Отвалилась ручка от переключателя входов (приклею когда-нибудь) 2. Посажена «сопля» между входами (уже устранил). 3. Входная лампа сидит на виброгасящей прокладке, но своим креплением упирается в ограничительную шайбу, что снижает виброгасящие свойства. Но это все технические подробности. А ТЕПЕРЬ Я ИЗЛОЖУ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ - О ЗВУКЕ, О МУЗЫКЕ. Уши у меня далеко не золотые и с первых секунд звучания я не всегда отличу ламповый усилитель от транзисторного. Какие же различия в звучании лампового и транзисторного усилителя я нашел? 1. Лучшая стереокартина. Если раньше я читал в журнале "у усилителя глубока/широкая/сжатая/четкая/размазанная стереокартина" я думал про себя "ну и фиг с ним, главное не стереокартина!" Так я думал пока не послушал Music Angel. Вот где стереокартина!!! Теперь я понимаю, что это есть хорошо! 2. Лучшие басы. Может басы были чезчур приукрашены, но это было приятно! Когда подключил обратно транзисторный усилитель, то впечатление такое, что что-то отвалилось или не работае Долго слушать транзисторный не смог, перешел опять на ламповый. 3. Лучшая артикуляция речи и вокала. Обнаружил случайно, на 30 минуте прослушивания, пошел заварить чаю и вдруг услышал из соседней комнате как из колонок донеслось "I can not defendig thigs I said or done, but let he without sin through a first begrudging stone" Napalm Death. Кто в курсе, у Напалм Дэф специфический вокал. Обычно я брал текст песен и только с текстом песен мог разобрать, что они там поют. Из соседней комнаты или кухни разобрать, что там кто поет было невозможно. Птом я ходил по квартире и убеждался. что музыка хорошо разносится и пение хорошо разбирается в любой точке квартиры. Естественно сидя перед колонками эффект максимальный. Недостатки в звучании: 1. Высокий фон. 2. Окрас звучания. Я бы сказал, что какой-то сладкий, приторно сладкий окрас. Ну, сладкий - это не горький, а мягкий - не жесткий, слушать можно часами. Но все же нельзя назвать звучание Music Angel нейтральным и лишенным искажений. Еще особенности. 1. Разборчивость в звучании различных записей. Если на транзисторном усилителе все записи звучали одинаково хорошо (или одинаково плохо), то на ламповом одни компакт-диски не вызывали особых эмоций, другие казались плохо записанными, а третьи хотелось слушать и слушать! 2. Вовлеченность. Транзисторный усилитель обычно я долго не слушал, так минут 20-30, ну 40. А слушая ламповый наоборот, откладываешь дела, что бы послушать еще одну песню, потом снова откладываешь дела... и сонова. Ручку громкости транзисторного усилителя я иногда выкручивал на 10 часов, а иногда и на 11 часов. В комнате все тряслось и из книжного шкафа падали книги и журналы (кстати, из кухни как ни открывай все двери, как ни делай громко слушать транзисторный усилитель было невозможно). Послушав на такой громкости пол песни я уменьшал громкость. Другое дело, ламповый усилитель, тут наоборот начинаешь слушать не очень громко, а потом хочется поддать, так что бы стены затряслись и слушать уже пока альбом не кончится.

Ответов - 105, стр: 1 2 3 4 5 6 All

ALSS: "Кстати, может кто знает 7809 и 7806 это что? Фильтры-стабилизаторы? Реле? " Микросхемы стабилизаторов положительной полярности с фиксированным выходным напряжением 9 и 6 В соответственно. Цепь 0,1 мкФ 47 к между первым каскадом и SRPP на 6Н9С имеет частоту среза по минус 3 дБ 159/(47х0,1)=33 Гц... Мне кажется, многовато для воспроизведения музыки, наверное, лучше 1-3 Гц, если выходной трансформатор потянет внизу 30 Гц хотя бы.

Evil73: ALSS пишет: Микросхемы стабилизаторов положительной полярности с фиксированным выходным напряжением 9 и 6 В соответственно. Спасибо, тогда резистор за ними не 46, а 4,6 Ом. Китайцы очень неразборчиво пишут номиналы и не на всех элеметнах. Мне кажется, многовато для воспроизведения музыки, наверное, лучше 1-3 Гц, если выходной трансформатор потянет внизу 30 Гц хотя бы.Хотелось бы приобрести колоночку, дающую 1-3 Гц по уровню -3 дБ или хотя бы 10 Гц На практике у 99,9% населения стоят фазоинверторы ниже 40 Гц ничего не воспроизводящие. Да и насчет китайского трансформатора я не уверен сколько он там внизу тянет

Сергеев Сергей: Мне кажется первый каскад стоит убрать вообще. Усиления 6н9с должно хватить. Evil73 пишет: Хотелось бы приобрести колоночку, дающую 1-3 Гц по уровню -3 дБ или хотя бы 10 Гц Подходы разные, но в любом случае делать фильтр на 33 высоковато. Хотя бы на 15 герц.


Evil73: Сергеев Сергей пишет: Мне кажется первый каскад стоит убрать вообще. Усиления 6н9с должно хватить.У меня аналогичные мысли при выходном сигнале с Си-Ди 2 В эфф. (5,6 В peak-to-peak) и требующейся для 300B раскачки 150-200 В peak-to-peak есть соблазн собрать усилитель всего на 2 каскадах первый на 6н9с, 12AT7, 12AX7, 6Н2П. Больше всего мне нравистя 12AT7 с ее высокой крутизной и возможностью запитки от аккумулятора 12,6 В. Но схем с 300B на этих лампах и из 2 каскадов я в сети не встречал, придется быть первопроходцем. Кстати, возможно там и не 47 кОм стоит, ну очень неразборчивый оригинал схемы Сам пока аппарат свой не вскрывал, не знаю сколько продержусь. Хочу приступить к разборке и изменениям месяца через 2. Пока послушаю музыку, прочувствую особенности звучания моего первого лампового усилителя. Кстати на слух басов больше чем в моей дешовенькой транзисторной ямахе. Улучшать бас особой необходимости не вижу. Некоторые даже утверждают, что бас в этом усилке излишне подчеркнут.

Valeri_V: Всем привет. Здесь описание доработки произведенной польским товарищем Lampizator'ом. Приводится отлаженная схема. Я тоже пошел путем доработки китайского усилителя Yaqin MS-300В. Недавно купил его через eBay, нашел схему и через некоторе время собираюсь модернизировать. Звучит он неплохо но заметно уступает по звуку моему другому усилителю Audiospace Galaxy 88 (PP KT88). Последний звучит великолепно.

Evil73: Спасибо за участие! Лампизатор молодец! Правда я на лампизаторе уже был, откуда повашему я схему скачал? Выкладывайте схему Yaqin, посмотрим посравниваем.

Valeri_V: Evil73 пишет: Выкладывайте схему Yaqin, посмотрим посравниваем. Вот его схема. Усилитель открывал. Вид изнутри. Сначала собираюсь заменить электролиты в блоке питания на RIFA, которые случайно очень дешево приобрел на eBay. Добавлю к ним Mundorf MCap630 22,0 uF. Заменю также проходные конденсаторы на Mundorf MCapZN. Исключу первый касакад, он мне явно не нужен так как DAC выдает 2В. Скорее всего потом преобразую 2й каскад в SRPP использую половинку лампы первого каскада. 1ю и 2ю лампы заменю соответственно на Telefunken 12АТ7 и нашу 6Н8С. Если найду недорогие 300В от Светланы то заменю и их. Пока вот такие планы. Буду благодарен за любые дельные советы.

Evil73: Сергеев Сергей пишет: Подходы разные, но в любом случае делать фильтр на 33 высоковато. Хотя бы на 15 герц.Если бас не будет устраивать, то перепаять конденсатор или резистор, да пусть даже и то и то не проблема. Если же басы устраивают то лучше сосредоточится на чем нибудь концептуальном. Если исключить первый каскад на микрофонящей и к тому же не совсем линейной 3A5, то что будет лучше для звука оставить SRPP или применить обычный каскад с резистивной нагрузкой?

Evil73: Valeri_V пишет: Исключу первый касакад, он мне явно не нужен так как DAC выдает 2В. Скорее всего потом преобразую 2й каскад в SRPP использую половинку лампы первого каскада. 1ю и 2ю лампы заменю соответственно на Telefunken 12АТ7 и нашу 6Н8С. Обратите внимание, что в вашем усилителе применена общая ООС в каскадах предварительного усиления, именно по этому они напихали в тракт аж 2 лампы с мю=60 что дает усиление 3600! Мое мнение если хочешь усилок с обратной связью - купи себе транзисторный. В лампах как раз интересна возможность построить усилок без ОС. На имеющихся у вас лампах можно вот что сделать или вот что

Valeri_V: Evil73 пишет: Обратите внимание, что в вашем усилителе применена общая ООС в каскадах предварительного усиления Спасибо за ваше сообщение и за схемы. Я сразу обратил внимание на на ту ООС. Просто забыл включить ее устранение в список запланированных доработок. Один из рассматриваемых вариантов схема усилителя Aikodo, опубликованного в журнале TubeCad . Процесс переделки схемы не займет много времени и можно использовать все те же имеющиеся лампы. За переделку берусь через неделю. Напишу о результате. Всего доброго.

Сергеев Сергей: Дело вкуса, но я бы не стал делать три каскада. К тому же лампы 12ах7 часто микрофонят, как и 6н2п

Valeri_V: Сергей Евгеньевич, спасибо за совет и предостережение. Я соберу макет Aikido и подключу его к касаду на 300B и сравню c тем что сейчас работает. Если будет звучать лучше то обязательно переделаю. Aikido очень хвалят и Инете. Хочу сам убедиться в этом. Кроме того я собираюсь использовать 12AT7 от Телефункен. А сейчас у меня стоит как раз стоит 12AХ7 тоже от Телефункен. Я ей вчера временно заменил китайскую 12AT7. Результат от замены - заметный. Звучит очень хорошо. Собранный макет потом планирую использовать в так называемом Moskido - гибридном усилителе. Уж больно любопытно своими ушами услышать как звучат гибридные усилители.

Evil73: Залез во внутрь, усилитель оказался сильно модернизирован китайцами со времени появления оригинальной модели. Смотрите последние изменения в корневом посте. Думал я, думал, что в нем плохо. Все хорошо для данной концепции. Да, есть недостатки, например у лампы 3A5, ну микрофонит, но ведь на резиновой прокладке укреплена. Отсутстует дроссель в анодном питании, но фон то слабенький, к томуже как мне сказали кроется фон в первом каскаде в питании прямого накала. Оказывается можно фильтровать питание ламповых услилителей и RC фильтрами. Принципиально мне не нравится SRPP ведь нижняя лампа в нем нагружена в место резистора на активную нагрузку, а верхняя лампа в SRPP в режиме катодного повторителя, т.е. с глубокой обратной связью. Мне больше нравятся скемы предварительного усиления на двух триодах, я их тут уже приводил. В общем, нужно решится и решительно все разобрать и промерять, а потом что-нибудь сварганить в духе Reichert. P.S. Подскажите как расчитывается SRPP, видел в сети, сейчас найти не могу. Не хочу быть похожим на "Пастернака не читал, но осуждаю".

Valeri_V: Evil73 пишет: P.S. Подскажите как расчитывается SRPP, видел в сети, сейчас найти не могу Здесь есть методика расчета.

Evil73: Хороший ресурс, спасибо!

Сергеев Сергей: Вот прога для расчета srpp http://sergeev21.narod.ru/routsrpp.xls

Evil73: Разбираю я свой Music Angel, плачу, но разбираю ибо надо. И вдруг меня осенило, шунтирующего резистора в схеме анодного питания нет, а значит на конденсаторах питания может быть до 400В!!! Почему меня током до сих пор не ударило? Померял, оказалось всего 30 В с позавчерашнего дня осталось, пронесло

Сергеев Сергей: Если усилитель работал длительное время, то после выключения , конденсаторы успевают разрядиться. Потому как лампы остывают не мгновенно.

Evil73: Краткий курс истории 1. На "загнивающем" западе сделали прямонакальный кенотрон 5Z3, цоколь был как у 2A3 и 300B 2. Советы содрали конструкцию и сделали 5Ц3С с октальным цоколем (иногда его ошибочно называют аналогом 5U4, лампы несколько более "крутой"). 3. Китайцы содрали конструкцию у советов и сделали кенотрон 5Z3P, который и попал ко мне в моем усилителе. Мне больше нравится кенотрон с косьвенным накалом 5AR4, он меньше, меньше потребляет, плавно поднимает напряжение на анодах, меньше на нем напряжение падает. Правда, придется и схему питания переработать. Там и так один конденсатор 450 В на входе фильтра стоит, при 220 В в сети на нем 400 В, вроде бы все в норме, но при напряжении в сети +10% на нем уже 440В, а что творится там при переходных процессах, когда кенотрон еще до конца не разогрелся, но и 300B еще не полностью ток потребляет? Так что 450В кондесатор стоит в опасном режиме. А с кенотроном 5AR4 будет на нем 450 В и больше, строго необходимо цепочки из 2 конденсаторов делать. За то 300B больше вольт и милиампер получит.

Сергеев Сергей: Evil73 пишет: За то 300B больше вольт и милиампер получит. Смотрите не переборщите. А то может превысить макс мощность.

ASU1956: Evil73 пишет: Кстати, может кто знает 7809 и 7806 это что? Фильтры-стабилизаторы? Реле? Добрый день. 7809- интегральный стабилизатор на 9 вольт 1.5 ампера. 7806- тоже самое но на 6 вольт 1.5 ампера. Ставятся в положительное плечо источника напряжения, а 7909 и 7906 в отрицательное.

Evil73: Разобрал усилитель, убедился, что никакой стабилизации ни где в нем не применяется Но сейчас нахожусть в прострации Приходится слушать транзисторный усилитель, а после лампового это несколько противно, как пересесть на жигули после фольцвагена. Не скоро я соберу, что-то, а потом это что-то еще отлаживать и доводить до ума

Бокарёв Александр: Первый каскад выдрать с кишками, это глупость и дичь. Усиления СРПП на 6н9с хватит для раскачки трёхсотки, только шунтируйте катод нижнего этажа кондёром примерно 220-470мкф. Звук может слегонца потеплеть, если это не устроит- кондёр долой. Остальное -нормально.Стабилизатор нужен только в накале трёхсотки, без него она подфанивает. Обычно там 5-вольтовая 7805 , перед ней банка 4700мкф, мост и 8-вольтовая обмотка. 10килоом в сетках 6н9с- тоже дичь, будет обвал по верху, там пары сотен ом хватит.А можно и без них, эта лампа не генерит. А знаете как выполнено смещение в Аудионоте Конквест 300В? Там с каждого вывода накала в землю идётпятиваттный резюк 1,5 килоома, шунтированный рубиконом 220мкф 100в. между ног накала поданы 5 вольт от стабилизатора 7805, сетка через 300кил сидит в землю. Один килоом врезан в сетку от возбуда. И всё. Никаких подстроечников не нужно, когда накал- постоянка.

Evil73: Большое спасибо за подробные предложения! Сам сомневался в необходиости 10кОм резисторов и подстроичников при питании от DC.

Evil73: Разбираю я тут свой Music Angel, промеряю, анализирую. Параллельно стараюсь, что-то уже собирать. Уф, ну и медленно же идет процесс созидания! Дык вот, вчера померял выходные трансы. Меряю сопротивление первички - 374 Ом. Высоковато, думаю для трнаса для 300B. Меряю коэффициент трансформации - получилось 28,4 для 8-омного выхода и 44,4 для 4-омного выхода. Приведенное сопротивление в аноде лампы получилось 6900 Ом для 8-омного выхода и 8300 Ом для 4-омного выхода. Я же слушал подключив свои 6 омные колонки к 4 омному выходу, что давало сопротивление в аноде аж 12300 Ом! Для 300B великовато. Вывод. Китайцы используют одни и те же выходные тнасформаторы и для усилков на 300B и для усилков на 845. Для 300B сопротивление сильно велико, для 845 немного маловато, особенно 6900 Ом (при 8-омной колонке на 8-омном же выходе). Если я свои 6 омные колонки подключу к 8 омному выходу, то получу 5300 Ом, что уже ближе к рекомендуемым значениям.

Бокарёв Александр: Не обольщайтесь цифрами приведённого сопротивления в аноде на средних частотах. Измерьте лучше индуктивность вторички и умножьте на квадрат коэффициента трансформации, получите реальную инд-ть первички. Она и определит, когда рухнет сопротивление в аноде лампы на низу. Должно примерно так быть: у фирменного транса 5ком индуктивность 60 генри. 10ком-120 генри. Самоделы-там редко до 40 генри, а восновном 30-35.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Измерьте лучше индуктивность вторички Ну измерю я индуктивность. И что я с этого буду иметь. Перематывать транс я все равно в ближайшее время не собираюс, мне бы со сборкой как-нибудь закончить. Низкие частоты не только меня устраивали, они даже были лучше чем у транзисторного усилителя в котором нет никаких трансформаторов в звуковом тракте. Даже когда я снова подключил транзисторник то кинулся искать где контакт отстутствует - это я на измену сел, просто транзисторник так всегда и звучал на низах глухо и невыразительно. Сейчас уже привык. Поскольку транс в Music Angel XD850MKIII такой же как и в XD845MKIII то думаю если Генрей хватало для 845 то для 300B и подавно хватит.

Бокарёв Александр: Я не призываювас курочить транс, а показываю способ узнать на чём сидите. Сам перебрал кучу схем, пока не вышел на режим, сочетающий мощность, низкое выходное сопротивление и чистый спектр. Это я про 2А3, которую. все стараются использовать в типовом режиме. А после удивляются что акустика не подходит и звук не тот. А ещё измерьте выходное сопротивление усилителя, это один из важнейших показателей его работы. Ничего нового в моих словах нет, это всё обычное до скучности.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: А ещё измерьте выходное сопротивление усилителя, это один из важнейших показателей его работы. А по моему один из наиболее не важных показателей. 0,1 Ом, 1 Ом, 3 Ом звук будет разный, но качество, ИМХО, одно. В общем измерять индуктивность и выходное сопротивление не могу и не хочу и не буду. А если и узнаю, то ничего без перемотки транса сделать не смогу. Узнаю я что индуктивность недостаточна, что мне делать, колонки в окно выбрасывать? В общем в непеределанном виде при сопротивлении нагрузки 12000 Ом 300B звучала хорошо с мощным басом. После переделки усилка надеюсь это хотя бы не потерять.

Бокарёв Александр: ...Можно и так. ( Сказал товарищ Сталин). Можно и не мерить, пусть люди спят спокойно, зачем их волновать по пустякам, не так ли, Лаврентий?

Valeri_V: Переделал усилительную часть (за исключением оконечного каскада) недавно купленного китайского усилителя Yaqin MS-300. Измененная схема усилительной части и блока питания выглядит так. Первые 2 касакада выполнены по схеме Aikido описанном в журнале TubeCad. Теперь усилитель не имеет ООС и усиление сигнала теперь осуществляется только в первом каскаде. В схеме теперь только один проходной конденсатор Mundorf McapZN 1мкф. Первую лампу заменил на 12AX7 Телефункен. В блоке питания заменил конденсаторы на RIFA увеличив их общую емкость до 440 мкф. Могу еще добавить конденсаторов – место еще есть, но не уверен нужно ли это. В этом усилителе довольно большой дроссель. Фона нет и бас хороший. Усилитель после переделки заработал сразу. В монтаже не напортачил . Мне нужно только будет увеличить резистор R10 чтобы напряжение стало 300В вместо 360В как сейчас. В результате модификации звук стал заметно лучше. Теперь это несомненно лучший усилитель из тех что я когда либо имел. В исходной схеме накал первых двух ламп осуществлялся переменным током с напряжением 6.3 В. Фона не было. После модификации фона так же нет даже если поднести ухо к колонке. Автор Aikido пишет что накал переменным током допустим. Для того что бы разность потенциалов накал – катод была примерно одинаковой у «верхней» и «нижней» половинок ламп автор рекомендует соединить один из проводов питания накала с резистивным делителем напряжения который дает уровень ¼ питания. Я этого не делал (Оба накальных провода как и до переделки идут на землю через 100 омный резистор). Не знаю следует мне следовать рекоммендациям автора или оставить как есть. У кого-нибудь есть на этот счет совет? Заранее благодарен.

Бокарёв Александр: Валерий, у схемы СРПП есть одна засада. Когда этот каскад выполнен на одной и той же лампе, то есть берём двойной триод и на его ногах паяем српп, то один подогреватель обслуживает два катода, имеющих огромную разность потенциалов. Нижний этаж сидит на земле, а верхний катод- на половине питания. Пробой катод-подогреватель это обычное дело , если мер на принять. Я делаю так: если выхода нет и в схеме только одна лампа , двойной триод, то отрываю накал лампы от земли и подаю на него 150-160вольт с делителя. Это компромисс, но проверенный в работе. Далее, если все лампы рядом, то один двойной триод у меня работает верхним этажом в обоих каналах и имеет свой накал, а нижний этаж -там другой триод со своим, как правило заземлённым накалом. При этом можно смело задирать анодное до 500-600 вольт, не боясь пробоя. Схемы с катодными повторителями для умощнения , а тем более с динамической нагрузкой- мне кажуься нарочито перемудрёнными, если только не задаваться целью заходить в токи сетки.

Сергеев Сергей: Не знаю как 12AX7 Телефункен, но мне частенько попадались микрофонистые лампы. Как у Вас? накал у SRPP действительно лучше делать как пишет Александр. Нужен ли катодный повторитель? Как-то не довелось еще работать с 300В, не знаю ее вблизи.

Valeri_V: Бокарёв Александр пишет: Я делаю так: если выхода нет и в схеме только одна лампа , двойной триод, то отрываю накал лампы от земли и подаю на него 150-160вольт с делителя. Александр, большое спасибо за быстрый, подробный ответ. Я так именно так сделаю. Лампы каналов находятся не очень близко и не хочеться переделывать монтаж. Для этого пришлось бы снимать главную плату, а при этом надо было бы все провода отпаиваить - иначе плату не вытащить.

Valeri_V: Valeri_V пишет: Не знаю как 12AX7 Телефункен, но мне частенько попадались микрофонистые лампы. Как у Вас? накал у SRPP действительно лучше делать как пишет Александр. Нужен ли катодный повторитель? Как-то не довелось еще работать с 300В, не знаю ее вблизи. Мой 12AX7 Телефункен не микрофонит. Автор Aikido считает что что повторитель нужен. Кроме того в этом каскаде еще и уменьшается фон от питания. Не знаю насколько, но фона нет вообще. Можно конечно попробовать и без него, но для этого прийдеться вынимать главную плату и отпаивать все провда идущие к ней.

Бокарёв Александр: Валерий, есть ещё одно решение, позволяющее на оду лампу давать полное анодное без опасения. Это -параллельный баллон. То есть оба триода мы запараллеливаем, а нагрузку делаем резисторную, 47-51килоом, в катодах-470-680ом, шунтированный примерно 470-1000мкф. При этом каскад имеет те же параметры что и у српп, но несколько иной спектр сигнала, заземлённый накал, а в вашем случае так вообще красота, катодник позволит первому каскаду работать без нагрузки практически. Српп а равно как и параллельный баллон 12АХ7 сам может качать трёхсотку, но многие аудиопуристы такой драйвер не признают как нескоростной. Я применял 6н9с для рраскачки 6П45С и звук получился завораживающий. Так что проще сделать и послушать самому, чем боьше вы из усилителя веником повыметаете, тем легче и яснее будет звук.

Valeri_V: Александр, еще раз спасибо за ваши советы. В данный момент звук настолько хорош что не хочется не только что-либо переделывать, но и выключать усилитель вообще. Трудно оторваться от процесса «переслушивания» музыкальной коллекции. Цепь накала конечно же немедленно подключу через резистивный делитель как Вы советовали. До вашего сообщения я не знал для чего это нужно. Я обязательно попробую «параллельный баллон» в ближайшем будующем если будет чуть побольше свободного времени.

Бокарёв Александр: Валерий, шунтируйте нижнее плечо делителя ёмкостью примерно0.1 мкф чтоб высокоомный делитель не болтался в воздухе и не хватал на себя вч помеху из сети. Рад и даже как-то слегка завидую вам, я уже привык к своему однолампычу.Хотя каждый раз он меня радует звуком тоже.

Evil73: Valeri_V пишет: Усилитель после переделки заработал сразу. В монтаже не напортачил Пока я только еще размышляю над тем, какую схему применить вы уже свою спаяли! Кстати, в корневом посте теперь уточненная схема усилителя и мое мнение о недостатках и достоинствах его.

Бокарёв Александр: Схемы, приведённые выше, обладают набором детских болезней и применить их можно, если не знаешь ничего про измерения ламповых усилителей. На 12АТ7 получится превосходный драйвер, оптимальный по хедруму и чутью, я применял аналогичную лампу есс85 и очень доволен её звучанием. Только питание нужно не привычные 300-350, а 500-550 вольт. Вот тогда двухкаскадный усилитель раскроет весь свой потенциал. А все эти навороты в виде катодника Уайта, двукаскадные гальваносвязанные драйверы и прочая муть- это до поры до времени, пока не поумнели. Для меня это всё давно забытое и отброшенное. И вам желаю пройти путь познания поскорей, чтоб сделать лучшую по звуку схему.

Valeri_V: Evil73 пишет: Пока я только еще размышляю над тем, какую схему применить вы уже свою спаяли! Ну это нормально. Я тоже недели 3 поиску схемы посвятил. Считаю не зря – много чего полезного и интересного вычитал. Переделка заняла недели полторы работы по вечерам. Основная задержка была в связи высокой «неразборностью» усилителя. Для того чтобы снять главную плату пришлось все отпаивать и открутить кучу винтов. Причем некоторые из них было очень нелегко открутить. Удивлялся как китайцам удалось все так закрутить и в какой последовательности и с помощью каких таких кривых отверток и ключей это было сделано. Главная плата и после отвинчивания всех винтов не хотела вылезать цеплалясь своими высокими конденсаторами за ребра прочности корпуса и модуль регулятора громкости который открутить не представлялось никакой возможности. Кое-как под наклоном вылезла. Я уж готов был выдерать пару высоких электролитов плоскогубцами. Так вот не весело все выглядело после разборки. Поэтому схему выбирал популярную которую сделалало куча народу, многие хвалили и никто не ругал. После переделки схемы монтаж проверял 5 раз и глазами и тестером. Упор так же был сделан на применение хороших комплектующих – ламп и конденсаторов. Не знаю уж какого качества выходные трансформаторы и лампы. Лампы постараюсь в будющем заменить. Трансформаторы оставлю – к ним и при желании не подобраться. Хотел посмотреть на них – открутил кучу винтов, а все равно крышку их закрывающую не удалось снять. Не понятно где что держит. Лампизатор был очень доволен звуком переделанных китайских усилителей – так что можно предположить что трансформаторы там неплохие. В общем остался очень доволен проделанной работой и промежуточным результатом. Да и сам процесс был весьма приятным. Лет 15 не брал в руки паяльника, а ведь в юности был страстным радиолюбителем по меньшей мере лет 15 почти ежедневно что-то паял. Так что желаю Вам удачи. Пусть все заведется с первого раза и с хорошим звуком.

Evil73: Пытаюсь собрать, разобранный мной Music Angel. Переделал блок питания под кенотрон 5AR4. Выкинул резисторы по 430 Ом, воткнул дроссель (трансформатор, который я в юности мотал под 6С33С). Собирается с трудом так как катастрофически мало места в низкопрофильном корпусе. Ничего крупного туда не запихнешь. Выползла китайская специфика - питание кенотрона 4,75 В вместо 5! Помню, в детстве купил китайскую куртку XXL, кторая еле на меня налезала. С напряжением трансформаторов у китайцев та же фигня - жалеют.

Бокарёв Александр: Дроссель добавит анодного,но сам в тесном корпусе может нагудеть в выходные трансы своим полем рассеивания, учтите.

Evil73: Мой, так называемый дроссель, на ОСМ-0,4 в корпус не поместится, ну никак. Да и вообще в этот корпус никакой нормальный дроссель не поместится. Пришлось его выносным сделать. Будет этот кусочер железа стоят сантиметрах в 10 от усилителя, если будет гудеть, то и на метр-два отставить можно. Не плохо будет как-нибудь приделать к дросселю магнитный экран. Как думаете кастрюля из нержавейки подойдет?

Valeri_V: Evil73 пишет: Пришлось его выносным сделать. Будет этот кусочер железа стоят сантиметрах в 10 от усилителя Может быть в этом случае было бы целесообразней электронный дроссель собрать? Он бы влез.

Evil73: Valeri_V пишет: Может быть в этом случае было бы целесообразней электронный дроссель собрать? Он бы влез. Дык, лень!!! Хотя в отдаленных планах у меня много чего стоит типа электронных стабилизаторов в т.ч. в накале, в настоящее время планирую собрать, что попроще и из тех деталей, что в наличии. Трансы на жлеже от ОСМ-0,4 в наличии

Бокарёв Александр: Я бы резюк оставил, а то болтающийся на улице дроссель на соплях производит тоскливое впечатление , как вечно незавершённая стройка. Красота-она не лишняя в звуке, думаю...

Сергеев Сергей: Evil73 пишет: Не плохо будет как-нибудь приделать к дросселю магнитный экран. Как думаете кастрюля из нержавейки подойдет? Вы сами себе противоречите Нержавейка не магнитна.

Evil73: Сергеев Сергей пишет: Нержавейка не магнитна Авторитетно заявляю, нержавейка бывает разная. В основе нержавейки всегда железо, а железо феромагнитно. На практике у меня нержавеющие ножи висят на магните - и не ржавеют и не падают. Был у меня нож из хорошей стали, вот он с магнита падал. Повисит, повисит и брякнется. Т.е. некоторые сорта нержавейки действительно плохо магнитятся. Но пригодность кастрюли из нержавейки для экранирования определяется не тем как к ней магнитики липнут, а магнитной проницаемостью материала. А это согласитесь не совсем одно и то же. Вот я и спросил, может кто на практике применял кастрюли для экранирования. Если применяли и на практике убедились что экраны из нержавеющих кастрюль никакие, то я спорить не буду, а возьму это себе на заметку.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Дроссель добавит анодного,но сам в тесном корпусе может нагудеть в выходные трансы своим полем рассеивания, учтите. Как вы оказались правы. Включил наушники - ясно слышится фон! Но что интересно. Отодвинул дроссель на 1 м от усилителя, включаю - фон тише, но все равно есть. Причину фона подсказала ошибка. Я неправильно присоеденил один провод и дроссель оказался неподключенным, напряжения ни где не было, я аж вспотел, а фон присутсвовал. Я понял, Что наводку дает трансформатор питания. Причем в соответствии с законами физики выходной трансформатор левого канала, расположенный ближе к трансформатору питания дает фон значительно больший чем правого. Я конечно понимаю, что трансформатор без ламп ловит всякую всячину. Можно даже услышать щелчек когда я тестером замеряю анодное напряжение, а ведь через тестер идут микроамперы. С лампами фон будет ниже, но неприятный осадок остался. Подумаваю о том, что бы в будущем сделать отдельный блок питания, разнесенный с усилителем.

Бокарёв Александр: Как вариант борьбы с магнитной наводкой от транса- пластина из мягкого железа примерно 2-3мм , эдакий заборчик вокруг выходников. Либо колпаки над выходниками из мягкого железа. Если в подвал уходит приличная часть трансформаторов, то заборчик сверху мало поможет. Как-то уменьшит наводку прогретая лампа, шунтируя первичку, это точно работает, я проверял, в моём телефонном усилителе на время прогрева ламп есть заметный фон, уходящий в ноль при прогреве ламп.

Сергеев Сергей: нержавейка конечно бывает разная. Ножи многие магнитятся. А кастрюли (проверил прямо сейчас ) нет. Может я неправ, но мне кажется, что экран для электромагнитных полей должен быть из магнитных(магнитомягких материалов) Поэтому на практике даже не пробовал. По определению.

Бокарёв Александр: Сталь 3, сталь АРМКО, пермаллой( уже из разряда драгметов) . В магнитофонах Ростов-101 силовой транс накрывали огромной пермаллоевой коробкой .

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Либо колпаки над выходниками из мягкого железа. А там и так колпаки и над силовым и над выходными трансами, но видимо толщины железа 1 мм не хватает. Возможно магнитное поле проникает через нержавейку из которой сделан корпус-шасси.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: в моём телефонном усилителе на время прогрева ламп есть заметный фон, уходящий в ноль при прогреве ламп. та же история, 300 B через наушники, в момент включения сильный фон, но после нескольких секунд 300 B прогревается и фон становится меньше. Чтож буду пытатся его вообще изжить!

Бокарёв Александр: Как вариант- наводка от проводов накала и анода на выходные концы, если те не перевиты часто и лежат рядышком параллельно вражеским проводам. Всю переменку нужно перевивать, эффект- отменный. И тащить в схему не сопли с переменкой, а выпрямленный ток, тогда одной проблемой меньше. И ещё момент: сам экран на источнике фона, обязанный служить защите от магнитной наводки, концентрируя магнитное поле внутри себя, на краях может давать поле приличной напряжённости, а если рядом чувствительный трансформатор- всё, брат, держи помеху!!!

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Никаких подстроечников не нужно, когда накал- постоянка. Хотя накал 300 B запитан от постоянного тока потенциометры позволяют снизить фон. Как я теперь понимаю, запитать накал от постоянного тока дело не такое уж и простое. Если при питании переменным током доминирует частота 50 Гц, которую плохо слышит человеческое ухо и еще хуже воспроизводят колонки, то при выпрямлении получается доминирующая частота 100 Гц, которую и ухо слышит и колонки воспроизводят, плюс длиннюющий хвост из гармоник. Если учесть что накал потребляет всего лишь в 3-6 раз меньше мощности чем анод и что поднанный на накал фон усиливается в 3 раза в отличие от поданного на анод, то становится понятно, что размеры фильтра в накале будут сопоставимы с фильтром анодного питания если наша цель избавится от всякого фона. Еще вариант - применение схем фильтрации на активных элементах. Либо более дешевый вариант - подстроечный резистор для балансировки и подавления фона.

Бокарёв Александр: К сожалению, из всех прямонакалов не создаёт слышимого фона лишь 2А3. 300В , 6с4с - фонят и заметно. Балансировочный резистор никак и никогда в ноль этот фон не выведет, будет только минимум , слышимый на чувствительной акустике или на нечувствительной ночью в тишине. Кроме несимметрии по средней точке накала есть фон от приведённого напряжения к сетке и эффект малой инерции катода прямонакального триода. Фон от малой инерции ещё и сдвинут по фазе относительно тока накала. Решение скомпенсировать фон подачей в сетку противофазного напряжения, сформированного похожей по характеру фона лампой меньшей мощности, применил Сергей Васянин из Тольятти, это решение работает , но там нужен хитрый диод. А если выпрямить накал для 300В обычным мостом и сгладить банкой , то проблема фона уходит , габариты современных электролитов просто мизерные. Да и нужно там всего 6-10 тысяч мкф. А в Аудионоте на 300В применили 8-вольтовую обмотку накала, мост и 5-вольтовую кренку.

Valeri_V: Бокарёв Александр пишет: А если выпрямить накал для 300В обычным мостом и сгладить банкой , то проблема фона уходит , габариты современных электролитов просто мизерные. Да и нужно там всего 6-10 тысяч мкф. В моем китайском усилителе все так и сделано. Фона вообще нет. Ну просто как мертвый молчит. Если только в полной тишине к прямо к НЧ динамику поднести ухо и сильно прислушаться то что-то еще можно услышать. На дроссель и все трансформаторы надеты массивные железные кожухи. Железа китайцы не пожалели - 28 кг весит.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: А если выпрямить накал для 300В обычным мостом и сгладить банкой , то проблема фона уходит , габариты современных электролитов просто мизерные. Да и нужно там всего 6-10 тысяч мкф На практике фон остается. Прекрасно слышно через наушники. Если вы посмотрите на снятую мной схему, то там стоят 2 конденсатора по 10000 мкФ. Я добавил туда еще 1 бесхозный на 6800 мкФ итого 26800 мкФ. Разумеется наушники вещь гораздо более чувствительная чем самая чувствительная акустики, но вдруг за захочу через наушники свой усилитель слушать? Так вот слушая через наушники я как раз и убрал фон ниже порога слышимости. (Правда все собрано на соплях и имелась небольшая наводка от питания накала 300 B на входные цепи со странным поведением. Когда я ручку громкости уводил в 0, наводка исчезала и это нормально, максимум наводки достигался когда ручка громкости вывернута на 3 часа, затем следует уменьшение наводки и на полной громкости ее опять практически не слышно. Я не знаю как это объяснить) По науке, в схемах сглаживания пульсаций с малыми напряжениями и большими токами хорошо работают дроссели. Но их никогда не применяют в накале - экономят Думаю, хороший фильтр/стабилизатор на активных элементах получился бы, но это уже в следующей пятилетке. P.S. Сейчас у меня в усилителе стоит только 300 B и я имею возможность слышать именно работу выходного каскада. Каскад усиления напряжения мной еще не придуман.

Evil73: Valeri_V пишет: Железа китайцы не пожалели - 28 кг весит. Дело не в пожалели/не пожалели. Мой усилитель весил 22 кг, сейчас 26-27 кг. Основной вес усилителям придают трансформаторы и дроссели, от них увы не избавится. Даже если взять железа по меньше существенно массу все равно не уменьшишь, ну будет не 22 а 18 кг. А если хочешь хороший усилитель, то железа придется брать много. Сам убедился, что хороший дроссель пульсации анодного отлично сглаживает, даже если уменьшить емкости.

Бокарёв Александр: Зависимость фона от положения ручки регулятора уровня очень просто объясняется: наводка на провод от бегунка регулятора на сетку лампы. Нижнее положение- сетка в землю-фона ноль. Верхнее положение- сетка шунтирована источником сигнала-фона почти ноль. Среднее положение- резистор в сетке- наводится на него фон статика. Скрутка с земляным проводом частая убирает эту бяку, даже экран не нужен. А кроме накальных цепей фон лезет как наводка на провода сеток, как магнитная наводка на сами трансформаторы , как наводка на детали ламп снаружи. И есть пульсации по анодному питанию. Так что в вашем китайце есть поле для битвы с фоном

Evil73: Не все в этой схеме меня устраивает, но надо с чего-то начинать! Все детали из штатного Music Angel, кроме резисторов по 56 Ом, конденсаторов в 2,2 мкФ 630 В и 1000 мкФ 10 В. Услинение первого каскада получилось 46. Источник сигнала должен обеспечивать по карайней мере 1 В r.m.s. или 1,4 В амплитуду, что бы раскачть схему до клипирования. Сижу выслушиваю. Записываю в блокнотик впечатления А вот как теперь выглядит блок питания. Многие конденсаторы, бывшие в схеме перекочевали в блок питания, плюс из своих запасов добавил. 4 резистора по 33 ома поставил так как не имел одного восьмиомного Конденсатор 40 мкФ 1600 в просто валялся у меня без дела (большой аж в корпус не влез), но достаточно 20-60 мкФ 630 В или 2 электролита 47 мкФ 350 В, зашунтированных 200 кОм резисторами. большинство конденсаторов не зашунтировано резисторами, что приводит к неравномерному распределению напряжений между ними, ну не бло у меня столько 200-килоомных резисторов и желания их паять. Напряжение в схеме 450 В при 220 В в сети. При 242 В в сети будет 495-500, думаю конденсаторы выдержат и при неравномерном распределении напряжений. По уму, конечно, нужно соединять по 2 конденсатора 300-350 В и шунтировать их резисторами. Индуктивность дросселя не измерял, но по прикидкам 12-40 генри. Достаточно много, но ведь и дроссель предполагался раньше выходным трансформатором к 6С33С и делался на ОСМ-0,4. Теперь, о том как изменился звук. 1. Басы стали обычного уровня. Сначала мне это не очень понравилось. Потом нашел выход - выкручивать ручку громкости на полную. Вероятно, басы получались в SRPP так что кому нравится - не спешите отказываться от SRPP. 2. Исчез налет "сахарности" звука. Звук стал обычным, без каких-то бросающихся в глаза особенностей, мало отличающимся, на первый взгляд, от моего транзисторного усилителя. Но, в отличии от транзисторного, звук практически не утомляет, не хочется уменьшить громкость. В общем транзисторный усилок поставил в угол! 3. Появились проблески натурального звучания. Но, возможно, это были просто проблески надежды? Стого говоря слушая транзисторный усилитель ли, ламповый усилитель ли я не мог представить, что в комнате скрипка или пианино - в комнате играл усилитель с колонками. Но на некоторых участках, если закрыть глаза... В общем надо искать пути к натуральному звучанию стереосистемы, если такое возможно. 4. На отдельных фонограммах заметна некоторая резкость звучания. Она меньше если колнки подключить к 4-омному выходу. То же наблюдалось и до переделки Music Angel. А может, причина не в усилителе, а в искажениях колонок, ведь с 4-омного выхода сигнал слабее? Вцелом переделкой доволен, у меня значительно меньше позывов что-либо поменять в переделанном варианте, чем было когда пользовался исходным усилителем.

Сергеев Сергей: Хорошая лаконичная схема! Хотел придраться, но не нашел к чему Пожалуй только антизвонные резисторы великоваты. И лучше вместо них поставить дроссели.

Evil73: Сергеев Сергей пишет: Хотел придраться, но не нашел к чему Пожалуй только антизвонные резисторы великоваты. Придраться? Любая схема это комромис, идеала не существует! Вот какие недостатки вижу я: Для меня главный недостаток, что не хватает одного каскада усиления. Меня обманули, написали что Ямаха выдает 2 В rms, а на самом деле и до 0,7 В не доходит. Усилитель до клипинга раскачать не может! Ну каскад, в будущем, на 12AU7 возможно присобачу. Малые токи каскада усиления напряжения и высокое внутренне сопротивление лампы. Полагаю, что более высокие токи положительно скажутся на звуке. Присматриваюсь к 6V6/6П6С. Штатный трансформатор Music Angel довольно кривой. Большое активное сопротивление, слишком высокий коэффициент трансформации. Из-за него пришлось выбрать довольно "кривой" режим работы 300B. Кроме того, непонятно почему, но трансформатор лучше звучит на 4-омном выводе, и до переделки усилителя и после переделки звучание на 8-омном выводе воспринималось как жесткое. А ведь на 4-омном выводе коэффициент трансформации 44,4!!! В общем, присматриваюсь к трансформаторам от audioinstrument, к трансформаторам Lundhal и к трасформаторам Tango. Что же касается антизвонных резисторов, то оставил все как было. Хотел в сетку к 300B поставить остававшиеся безхозными резисторы 2,2 кОм, но забыл. В сетку к 6Н9С намерянно поставил 10 кОм, емкость у лампы очень высокая получается, а у пары - еще больше, а я хотел что бы лампа являлась активной нагрузкой для сиди-плейера в широком диапазоне частот. Думал, что срежутся высокие частоты, но они почему-то на 3 дБ выше чем на 1 кГц, возможно из-за роста импеданса колонок на 20000 кГц.

Бокарёв Александр: Щас придерусь. Про антизвон уже читал, отпало, придерусь к питанию. 400 вольт маловато для драйвера на девятке, 500 в-самое то, а резисторы в аноде и катоде велики , 47 кил в анод и 500 ом в катод. Вообще я когда усилитель настраиваю, кручу режимы выходного каскада и драйвера по спектроанализатору Спектралаба, тогда все нюансы не уходят от внимания и можно схему настроить на максимальную мощь при малых искажениях.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: 400 вольт маловато для драйвера на девятке, 500 в-самое то, а резисторы в аноде и катоде велики , 47 кил в анод и 500 ом в катод. Жаль только, что для реализации потребуется отдельный трансформатор... или диодный выпрямитель. А вообще, если вы прочитали в будущем нацеливаюсь на драйвер на 6П6С/6V6.

Evil73: Пока добавил про звучание непеределанного Music Angel. Про звучание переделанного, наверное, разумнее поместить в пост со схемой переделанного усилителя.

Бокарёв Александр: Вам проще в вашей Ямахе вытащить усиление парой резюков в схеме, чем перекурочить поющий и настроеннный унч. Тем более что он настроен под стандартный уровень. Для трёхсотки с питанием 445 вольт в катод хватит одного килоома, а вообще- этот номинал выруливается по спектроанализатору, по минимальным искажениям на предельной мощности. Можно по осциллографу его подобрать, по симметричному ограничению на выходе.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Для трёхсотки с питанием 445 вольт в катод хватит одного килоома Хватит, конечно. Я просто хотел из кенотрона выжать помаксимуму. Чем меньше ток трехсотки - тем больше напряжение на аноде. Главное что бы лампа не уходила в клипинг на нижней полуволне. Однако, благодаря моему кривому трансформатору она может работать даже с 40 мА. Еще одной причиной высокого сопротивления в катоде - то что я использовал резисторы из стандартного Musik Angel. Метил я в 60 мА. Попалв 55 мА. Не так уж плохо. А вообще если помечтать. Взять транс на 2200 Ом. И влупить в анод 550 В!!! 97 В пусть падет на резисторе, а 450 на трехсотке, ток что б 80-90 мА. Ах, мечты, мечты

Бокарёв Александр: Щас ваши мечты испорчу..... Если трёхсотку загоняете в зверский режим высокого анодного но малого тока, то дайте ей не сиротские 2 килоома а пацанские 7-10 ком. Тогда и получите и мощь и низкое выходное и чистый спектр. Драйверу придётся туго, продавить 80 вольт сеточного смещения непросто, когда каскад не трансформаторный а резисторный, да и питание не меньше 500 вольт нужно. Правда, мнения расходятся, люди пишут про лучший звук при малом анодном и высоком токе, но я пока держусь своего мнения. Выбрать верную нагрузку выходного каскада можете , если нагрузить выходник на реостат и крутить его пока не получите симметричное ограничение сигнала, это и будет примерно ваша оптимальная нагрузка во вторичке. . Пересчитали её в анод- и готово.

Folk: Я думаю что отличным драйвером для 300-тки будет Siemens C3m

Evil73: Добавил свои впечатления от ползования переделанным вариантом. Можете прочитать ниже схем.

Бокарёв Александр: Вы сделали очень красивую схему, ничего лишнего,всё грамотно, потому звук у неё не может быть плохим. Рад вашему успеху! От себя добавлю, что сам сейчас слушаю 6с4с автосмещение, с трансиком ТВЗ-1-6 и драйвером 6ж51п триодн, лучшего звука трудно представить. Питание 420, 70в в катоде 6с4с, резистор 2.4 килоома, ток невелик, но режим согласован с нагрузкой. Выходное сопротивление 0,8 ома. Звук царский.Чутья хватает за глаза.

Бокарёв Александр: Такой вариант таймера применяю я.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Вы сделали очень красивую схему, ничего лишнего,всё грамотно, потому звук у неё не может быть плохим. Это как сказать. Главное все-таки это зувук, а к нему у меня некоторые претензии есть. Другое дело, что звучит не один усилитель, а тракт CD Yamaha CDX-497 (который обещал 2 В на выходе, а на самом деле меньше 1 В), далее мой усилитель и наконец колонки KEF Coda 8 (одни из самых дешевых). Так вот на 8-ми омном выходе звучание почему-то более жесткое чем на 4-омном. Причем, что в непеределанном варианте, что в переделанном. Где собака зарыта? Или в выходных трансформаторах или в акустических системах Вроде на наушниках звучание мягче, но особо не сравнивал. А может зря я себя накручиваю? Недавно ведь я легко и непринужденно прослушал 5 дисков подряд из gretest hits of milenia. На тразисторном же усилителе от силы один компакт диск мог осилить. Вообще по всем параметрам звучания ламповый усилитель, что в переделаном, что не в переделанном варианет обходит транзисторный.

Evil73: Бокарёв Александр пишет: Такой вариант таймера применяю я. Скажите а как в этом таймере задается время и что из себя представляет выходной сигнал, высокий, 0 или меандр)? Вообще-то таймер у меня стоял бутафорский, типа "потемкинская деревня" в место реле был впаян резистор, суть таймера была в том что бы помигать 10 секунд светодиодом, усилитель же к тому времени давно уже работал. В переделанном вариане плата мигания светодиодом не умещалась в тонюсенький корпус и ее пришлось выпаять.

Бокарёв Александр: *PRIVAT*

Сергеев Сергей: ОФФТОП: Кода 8 это полочник. немного больше семерки и лучше по звуку. Были у меня такие. Не супер, но для своего уровня очень даже неплохие. Чего я сними только не делал. Последний вариант был питание от двухполосного усилителя с сч-3гд-38 в отдельном ящике. Середина в таком виде нравилась больше. на 3гд-38 и ВЧ была лампа, на басовик транзистор с фильтром по входу. Немного о доработке http://www.sergeev21.narod.ru/coda8.htm

Evil73: Сергеев Сергей пишет: ОФФТОП Ну это не совсем оффтоп, мы ведь обсуждаем в связи с оценкой звучания усилителя. Так вы считаете возможным, что "жесткость звучания" может быть обусловлена колонками? Ведь 91 дБ громкости это серьезная заявка для колонок. P.S. Я этого никогда не сделаю ибо ленив, но ИМХО, Коде нужен нормальный ящик, с толстыми стенками, с жескими перегородками, желательно напольный и закрытый. Оригинальный ящичек хрупкий, а с зади вообще 1мм пластмассы

Бокарёв Александр: Я вспомнил, кода-8 имела больший диаметр басовичка, и проигрывала семёрке. А слушал я напольник кода-9. Обратился один несчастный аудиофил, задуренный салонными жуликами, с просьбой улучшить колонку. Ну, как обычно, чем в Ростове улучшают колонку? -Ясный перец, проводами!!!! Вот он и спрашивал, каких проводов ему купить. Я приехал, с первой секунды понял, что это потрясные колонки, только на стыке нч и вч был горбик, на 2500, подкрик был небольшой, а так- всё супер. Позже их промерил и вновь убедился в отличном звуке и верной частотке этих колонок. Уехал чувак просто счастливый. ......правда, от счастья расплатиться забыл, начисто память отшибло чуваку.

Yoika: Чем закончился моддинг? Хочу купить МА 850 для твика.

Бокарёв Александр: Купить-чтобы тут же перекурочить по понятиям- старинная русская забава.

Yoika: Бокарёв Александр пишет: Купить-чтобы тут же перекурочить по понятиям- старинная русская забава. Лет 30 назад собрал свой первый ламповый однотакт 6Н8С, 6П3С на кенотроне 5Ц3С, с перемотанным из силовика выходным трансом. Как это дивно звучало, с ЭПУ на пьезо и ШП в фанерном ящике.Потом институт(ТИРЭТ) и увлечение транзисторами, сколько перепаял-громко, а звука того НЕТ!Сейчас слушаю NAD 326BEE с Klipsch F3 -8ohm/97dB.Вместо родного преда(дискретник с мосфетным входом) собрал ламповый SRPP на 6Н23П (он же и для наушников) звук хороший, фона нет, разрешение по верхам и низы отличные(Кд=160), но транзисторная муть все-равно присутствует. Источник топовый ДВД Ямаха 2700. Вот хочется SE на 300В послушать. Если выходники в МА хорошие, остальное сделаю без проблем и корпус к тому же хороший. С ув-м. Сергей

Бокарёв Александр: Я почему-то решил, что МА- это колонки типа Монитор Аудио, потому и ворчал по привычке. А усилитель доработать- вещь приятная, тем более когда за плечами радиоинститут. Я тоже после ламповой Ноты-М и лампового приёмника много лет не мог понять, куда подевался тот самый звук, что давали лампы. А нашёл этот звук случайно, включив музыку через простецкий однотактник от проигрывателя Молодёжный, который ваплялся на работе. Вот так с 96го года и вожусь с лампочками.

Yoika: А как звучали ламповые приемники 50-х годов? В них объемный монтаж медной моножилой был выполнен СВАРКОЙ! Технически реально и сейчас это сделать. Да еще конденсаторы бумажные, межкаскадные, в картонной гильзе, пропитанные маслом под давлением 50 атм. Эх! ностальгия...

GELIANIN: Продолжу оффтоп. Yoika пишет: А как звучали ламповые приемники 50-х годов? Объёмный монтаж, моножила и сварка - это хорошо, а конденсаторы БМ в картонной гильзе - это зло. За 60 лет они так впитали влагу из воздуха, что шуршат как мыши при работе в качестве межкаскадных. Не смотря на их неоспоримую музейную ценность, применять их сейчас не стОит Бокарёв Александр пишет: Я почему-то решил, что МА- это колонки типа Монитор Аудио, потому и ворчал по привычке. А в чём причина ворчания? Это лучшие колонки из новоделов, какие я слышал, Silver S1 даже стояли у меня дома в моей системе. Или их не нужно переделывать, или я многого не знаю?

Yoika: GELIANIN пишет: а конденсаторы БМ в картонной гильзе Вы путаете- это были не БМ, а КБ (см. Левитин) сняты с производства в 1960г.

Бокарёв Александр: Я ворчал на грамотного человека, приняв его за обычного рукосуя, что кишат на форумах с вопросом: а что бы мне такого-этакого поменять в колонках, чтоб стало лучче? (И желательно без особых затрат._ А увидел- единомышленника , из хороших времён . А вот насчёт Сильверов-8 от Монитор Аудио , с железными тарелками вместо диффузоров,- я когда услышал их свистящий тягостный звук, мне дурно стало. Товарищ -аудиофил стал тут же кабели менять, пытаясь убедить хозяина, что с новым кабелем полегчало, но чуда не получилось. Позже их продали нафиг и купили достойную акустику.

oleg_s: А разве 6н9с сама по себе 300ку не раскачает?

Бокарёв Александр: Раскачает и ещё как, но сразу появляются умные товарищи, что докажут вам с формулами на бумажке, что девятка не способна раскачать трёхсотку, у девятки , видите ли, ПСН не тот. А что звук, достойный человека,- это неважно. Главное-ПСН фиговый.

Yoika:

Ton: А как звучали ламповые приемники 50-х годов? Начитался тут... на даче вытащил с чердака вот такое чудо Отремонтировал, хотя это громко сказано - заменил электролиты в питании, добавил недостающие лампы и все. Там действительно все на сварке. Звучит красиво. (УКВ)

cornet2: Ton-подскажите пожалуйста,название и какой комплект ламп в радиоле?

Бокарёв Александр: Вижу сверху шкалы лампочку подсветки, на 6.3 вольта, всю покрытую зеркалом испарившейся от времени нити накаливания. Сто пудов дохлая, менять. С другой стороны должна быть и вторая.

Ton: Да, одна лампочка дохлой оказалась, под рукой только на 2,5 V нашлась, поставил их последовательно. Неравномерно, но горят обе. Радиола "Камета". http://rw6ase.narod.ru/k/kometa/kometa_rl.html отсюда схему брал.

cornet2: Спасибо Ton !

geran2006: Evil73 А почему автомат. смещение а не фиксированное? Такие мелочи сильно портят. Драйвер действительно наверное слабоват, 80в смещения это много. ИМХО на входе лучше пентод или тетрод. Сборка по моему на любительском уровне, не скажу что плохо, но и ни чего выдающегося. Подивился находчивости китайцев крепить конденсаторы стяжками. Я бы поостерегся, эти стяжки со временм лопаются очень легко. Антизвонники 10ком много, 0,5 хватит. Дроссельный фильтр в питании-сомнительно. По моему фильтры на полевиках получше будут Если из катода 6Н9С убрать RC и поставить 2 банки аккумуляторных то услышите сюрприз. По моим последним тестам Ni-MH дают больше басов, NI-Cd дают больше середины. Нельзя применять акб GP !

Evil73: geran2006 пишет: А почему автомат. смещение а не фиксированное? Такие мелочи сильно портят. Фиксированное смещение реализовать не так-то просто. С фисксой в сетку 300В нужно ставить резистор не больше 50кОм, а значит драйвер нужно выбирать мощнее, а там потянулось, пределать то, пересчитать сё. Не даром схем с 300В и с фиксой я насчитал у себя в загажнике всего 2, а с автосмещением схем туева хуча. Другое дело усилители на 845, 211 и тому подобных высоковольтных лампах, там конструкция просто не может быть простой и дешевой и можно заморочится с фиксированным смещением. Практика показывает, что с этими лампами наоборот мало попадается схем с автоматическим смещением. Драйвер действительно наверное слабоват, 80в смещения это много. Повторюсь! Руки прочь от 6Н9С, ничего они не слабоваты! Слабоват оказался проигрыватель Си-Ди, не нужно было верить данным производителя!

Yoika: Evil73 пишет: Руки прочь от 6Н9С, ничего они не слабоваты! Слабоват оказался проигрыватель Си-Ди, не нужно было верить данным производителя! Кстати МА-850 китайцы криво скопировали с Kit Audionote, только в драйвере у Квортрупа лампа 5687, усиление как у 6Н9С, только мощнее, да РГ не на входе, а между каскадами, дабы не гробить звук с СD.

Evil73: Yoika пишет: Кстати МА-850 китайцы криво скопировали с Kit Audionote, только в драйвере у Квортрупа лампа 5687, усиление как у 6Н9С, только мощнее Что-то общее есть. Хотя, возможно, не более общее чему у одного усилителя с SRPP на 300B и другого. Когда китайцы сдирают - они сдирают!!! 5687 совершенно не похожа на 6Н9С. Скорее на 6Н6П. Возможно разработчики были знакомы с работами Квортрупа, но MA-850 - уникальное творение.

DACKOMP: 5687 в "древнем" справочнике как "приближённый аналог" 6н6п прописана. Только "распайка" другая.

Evil73: DACKOMP пишет: 5687 в "древнем" справочнике как "приближённый аналог" 6н6п прописана. Только "распайка" другая. Вот именно. Можно сказать, что 5687 относится к 6Н6П примерно как 12AX7 к 6Н2П.

Yoika: Evil73 пишет: Когда китайцы сдирают - они сдирают!!! Китайцы их в Америку продают, а там патентное законодательство строгое. Поэтому они сейчас новую модель сделали с драйвером на 2А3.

yroxi: Почитал, интересно. Заглянул на сайт http://musicangel.ru/price.htm они их сейчас по 29 тыр. продают (говорят, что много закупили). У меня хороший двухтакт. на 6550, но никогда не слышал хорошего однотакта. Заказал, привезли в тот же день. Звук даже не гретого интересный. Разумеется это только под доработку, будет чем в Н.Г. заняться. Хорошо, что по нему в и-нете много информации. Если у кого есть новый (хотя и старого много) опыт апгрейда, поделитесь пожалуйста! p.s. Вдруг кто брать надумает, имейте ввиду, есть версии с дросселями, есть с резисторами, обязательно просить с дросселями, есть и те и другие. p.p.s. Малость погрел и прежде чем отправить на операционный стол, еще послушал. Я в основном слушаю малые составы, с двухтактом возился года два, заказывал выходники у "гуру", весь путь прохождения сигнала и БП, вылизал. Вроде хорошо, но включил еще "сырой" однотакт и солист звучит гораздо лучше, с НЧ (в моем понимании) все впорядке, собранные, хлесткие.( рок и БС не слушаю, может здесь и уступит двухтакту) Акустика у меня ШП, 93дб. Дааа и нахрена я столько денег на апгрейд двухтакта вбухал?



полная версия страницы