Форум » Доработка усилителей » 90У-2 ЛОМО КИНАП - слишком громкий звук » Ответить

90У-2 ЛОМО КИНАП - слишком громкий звук

грейфер: Доброго всем времени суток! Решил обратиться к знатокам лампового звука со своей проблемой. Имею два кинаповских усилителя 90У-2, пока занимаюсь с одним. Звучит он очень неплохо, особенно после замены кенотрона и 6Ж7 на американские аналоги. Рассчитан он на акустику 32 Ом. Слушаю его через два 4А-28, соединённых последовательно, и через 4А-32 У4 + высокочастотник (громкоговоритель ЛОМО 30а-142 на 16 Ом). Окраска звука разная, но в обоих случаях приятная. Хочется его слушать и слушать, особенно если не мр3. Схема и фото ниже. Входной сигнал подаю на гнездо "АДАПТЕР" (собственно, другого входа там и нет). Источники - медиаприставка со стандартными "тюльпанами" (1 В?) и линейный выход катушечного магнитофона. Всё звучит хорошо. НО - слишком громко. Не удаётся отрегулировать уровень громкости так, чтобы музыка звучала тихо. Если даже включить последовательно две колонки (32 Ом), ничего принципиально не меняется. Вначале списывал это на дефект регулятора громкости, он имеет провал в регулировке в крайнем левом положении - слегка шуршит. Пробовал найти ему замену, но это оказалось не так просто. Переменное сопротивление на 1 МОм с логарифмической кривизной китайцы почему-то не делают. Есть только с линейной. Думал уже поменять местами регулятор громкости с регулятором тембра, они одинаковые. Но на другом экземпляре усилителя, у которого ничего не шуршит, регуляторы не изношены, та же проблема! Невозможно сделать тихий звук. В комнате громкость избыточная. Поиск по форумам показал, что эта проблема не только у меня, и не только с этим усилителем, а со многими ламповыми. Понижать уровень входного сигнала делителем напряжения не хочется, равно как и ставить аттенюатор (или как он там называется?) на динамик. Хочется сохранить качество сигнала. Возникла мысль сделать переключатель "ИНТИМ", только без подавления средних частот (там других-то и нет почти!), просто понизить уровень громкости. Готового решения для 90У-2 не нашёл. Предлагаю для этого последовательно с сопротивлением R28 включить сопротивление R инт. и выключатель, который будет его закорачивать (на схеме добавленные элементы выделены синим цветом). Возникают два вопроса - не скажется ли это как-то негативно на работе лампы 6Н9С и какой номинал сопротивления нужно поставить для понижения уровня регулировки в 2-3 раза? Буду очень благодарен за советы! (Фото не моего усилителя, но точно такого же).

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 5 All

ALSS: грейфер, раз тумблер уже имеется, так почему не сделать схему из моего сообщения №2402 на первой странице?! 6Ж7 с анодной нагрузкой 560 кОм усиливает в пару сотен раз, поэтому делитель - если не влезать внутрь усилителя - должен быть раз раз в 50, т. е. с 1 вольта до 20 мВ, например, 1 МОм/22 кОм. Затем он делится еще вдвое двумя резисторами по 100 кОм и через 2,2 МОм идет на сетку 6Ж7, что дает частоту среза по ВЧ 160/2200/0,00003=2400 Гц (0,00003 - входная емкость лампы плюс емкость монтажа). Ну радиоточка ностальгическая и та не получится, у радиоточки было как минимум 10000 Гц.

грейфер: ALSS, Вашу схему попробую следующим этапом, начал с самого простого варианта. Что же касается 20 мВ на входе АДАПТЕРА, то меня терзают сомнения каким же образом я сейчас слушаю с этого входа сигнал в 1 В? Усилитель же должен захлебнуться? Нет? Советский стандарт в 250 мВ - это ещё терпимо. Попробую найти документацию советского периода на этот усилитель. Или документацию на предварительный усилитель 7У-17, который имеет на входе магнитную головку и включается в гнездо АДАПТЕР. Есть ещё одна причина, по которой не хочу пока исключать каскад с 6Ж7 из схемы. Замена одного экземпляра этой лампы на другой влияет на окраску звука. А особенно заметно звук обогащается при замене её на 6J7! Если её совсем выбросить станет лучше?.. Но попробовать можно. Относительно делителя напряжения, как я понял, мнения специалистов разошлись. Я потому его и не очень хотел пробовать, что боялся среза частот, но до 2400 Гц это уж как-то совсем... нехорошо. А можно схему набросать для деления с 1 В до 250 мВ? Для пробы в деле и прослушивания. Прошу извинить за глупые для спецов вопросы, но в электронике я чайник. Схему простую спаять могу, но рассчитать - нет.

омельян: https://voltiq.ru/services/voltage-divider-online-calculator/ https://cxem.net/calc/divider_calc.php Калькулятор.


грейфер: омельян, за ссылки спасибо! Только возникают вопросы относительно сопротивления нагрузки и потребляемой мощности. Эти параметры где брать? И ещё в схеме по первой ссылке вместо источника сигнала на входе нарисована батарейка. Это ничего? А по второй ссылке схему пока не вижу.

r9о-11: грейфер, так Вы не туда резистор впаяли. Потому и не получилось...

ALSS: грейфер пишет:Только возникают вопросы относительно сопротивления нагрузки и потребляемой мощности. Эти параметры где брать? Поставьте верхний резистор 33-47 кОм, нижний 10-15 кОм. Не над тем голову себе ломаете. Что считать источником - батарейку, генератор, сидишник, телефон - без разницы, надо поделить какой-то сигнал и все.каким же образом я сейчас слушаю с этого входа сигнал в 1 В? Усилитель же должен захлебнуться? Нет? Да, он и "захлебывается" - ведь ручку на полную нельзя вывести без страшных искажений.

грейфер: r9о-11 пишет:грейфер, так Вы не туда резистор впаяли. Потому и не получилось... А куда надо? ALSS пишет:Поставьте верхний резистор 33-47 кОм, нижний 10-15 кОм. За конкретный совет спасибо, попробую.Да, он и "захлебывается" - ведь ручку на полную нельзя вывести без страшных искажений. Откуда такая информация? Абсолютно не захлёбывается, на полной громкости никаких искажений не заметно. Опасаюсь прихода соседей с другими взглядами на музыку, поэтому включаю громко только для пробы. Акустика кинаповская 16 Ом, кстати, пробивает звуком сквозь двери и стены. Звук от телевизора на такой же громкости остаётся внутри комнаты, стоит только закрыть дверь.

r9о-11: А, грейфер, прошу прошения. Я не так понял Ваше сообщение - подумал, что резистор был установлен после регулятора громкости. Тогда, может, следует увеличить значение этого резистора? Поставьте 2-3 МОм, это даст ослабление сигнала в 3-4 раза. Ну, и спрошу на всякий случай - а переключатель рабочий? А то, вдруг, у него копоть внутри и он через себя пропускает сигнал...

грейфер: r9о-11, поставлю 3 МОм. Про переключатель тоже были такие мысли. Надо было его на всякий случай предварительно прозвонить, или просто тупо отпаять один контакт. Как-то странно, что нет никакой реакции на изменение сопротивление в 1,7 раза. Сразу не стал прозванивать, т.к. он совершенно новый, из магазина. Но случаи, конечно, разные бывают... Проверю. Была ещё мысль, что сам штатный регулятор громкости имеет из-за износа "провал" в крайнем левом положении. Хотя мне его при наладке усилителя перебирали (чистили, смазывали), первоначально он шуршал. Найти новый переменный резистор 1 МОм с логарифмической кривизной оказалось огромной проблемой. Есть много, но только линейные. Поэтому поменял местами регулятор громкости и регулятор тембра. Они абсолютно одинаковые, только регулятор тембра практически никто никогда не крутит, там нечего регулировать при кинопоказе. Переставленный регулятор крутится помягче, но "провал" остался, и на уровне громкости никак это не отразилось. Кроме того, пробовал подключить брата-близнеца этого усилителя, который в основном пролежал на хранении. Там изначально ничего не шуршит. Проблема невозможности сделать тихий звук остаётся. Так что это проблема конструктивная для эксплуатации 90У-2 с современными источниками сигнала. Хотелось бы её как-то красиво решить. Желательно без делителя на входе (не портить сигнал) и без исключения каскада на 6Ж7. Последнее решение в интернете встречается. Я такие усилители не слушал. Возможно, будет нормально. Но влияет она, зараза, на окраску звука! Я не один это слышу.

r9о-11: Резистивный делитель не испортит сигнал. Если переключатель новый, то он не может быть закопчённым. Ставить дополнительный резистор можно не перед регулятором громкости, а последовательно с R4. Или просто R4 заменить на резистор с бОльшим сопротивлением. Например, добавив сюда 888 кОм (или заменив R4 на 888 кОм), получим ослабление входного сигнала примерно в 10 раз. И у меня ещё вопросы. Что за "провал" в регуляторе громкости? Т.е., он громкость регулирует от ноля до максимума, но в какой-то части после увеличения громкости идёт уменьшение, а потом опять увеличение? Переменник точно целый? Ну, и на всякий случай спрошу, а А ФЭУ-2 исключён из схемы?

грейфер: А чего ALSS пугает?делитель - если не влезать внутрь усилителя - должен быть раз раз в 50, т. е. с 1 вольта до 20 мВ, например, 1 МОм/22 кОм. Затем он делится еще вдвое двумя резисторами по 100 кОм и через 2,2 МОм идет на сетку 6Ж7, что дает частоту среза по ВЧ 160/2200/0,00003=2400 Гц (0,00003 - входная емкость лампы плюс емкость монтажа). Ну радиоточка ностальгическая и та не получится, у радиоточки было как минимум 10000 Гц.Про R4 понял, попробую. Регулятор громкости в самом начале (в левом положении) при начале вращения не даёт звука совсем, затем он резко появляется уже довольно громким (почти сразу). Слушать можно комфортно, но вот как фон для разговора не подходит. Затем идёт плавное увеличение громкости до максимальной. Искажений особых по перегрузке не заметил, да и индикатор перегрузки (лампочка неоновая) не заметил, чтобы загорался. Но проверю ещё. Думал, что дело в регуляторе. Но на всех трёх испытанных эта "ступенька" в начале присутствует. Значит, это не дефект. ФЭУ-2 просто не вставлен сейчас в гнездо. Хотя он заключён в металлическую коробку, смотровое окно тоже закрывается металлической шторкой. Если она закрыта, дополнительного фона практически нет. Но рабочий ФЭУ вещь дефицитная, и проверить его никакими ламповыми тестерами нельзя, поэтому просто выдёргиваю его, когда не смотрю кино.

r9о-11: Ага, понял. Спасибо.

ALSS: Я пугаю резистором R6 в сетке 6Ж7, который с ФЭУ работает гридликом, а при подаче сигнала на адаптер включен последовательно с сеткой лампы (этакий антизвонник) и с ее входной емкостью (7,05±1,05) пФ и емкостью монтажа 20-25 пФ образуют фильтр с верхней частотой по минус 3 дБ около 2400 Гц. r9о-11 пишет:добавив сюда 888 кОм (или заменив R4 на 888 кОм), Не надо пугать экзотическими номиналами, достаточно указать доступные 820 кОм, 910 кОм, 1 МОм. ФЭУ-2 можно не вынимать, ничего ему не будет при закрытой шторке. Нет освещения - нет фототока - нет токоотбора - нет падения эмиссии. Механически легче сломать/уронить.

r9о-11: Да я не пугаю - грейфер выше написал, что впаивал в схему резистор такой величины. Ну, а чего искать что-то другое, если этот уже лежит на столе? Конечно, можно любой от 510 кОм до 1 МОм - результат должен быть слышим. И, конечно же, все эти высокоомные резисторы выбивают из "аудиофильского русла". Но задача обозначена как внесение минимальных переделок при сохранении изначальной функциональности. Лучший вариант, наверное, тот, что Вы предложили - тумблером "перекидывать" верхний вывод регулятора громкости на дополнительный "тюльпан".

грейфер: Относительно выбивания из "аудиофильского русла" высокоомными резисторами можно подробнее? Сохранения изначальной функциональности не хотелось бы ценой падения качества звучания. Всё-таки усилитель ламповый должен ЗВУЧАТЬ.. Резистивный делитель на входе разве меньше выбивает из "аудиофильского русла"? Где же выход? Понижение уровня входного сигнала через трансформатор?

r9о-11: Ну, высокоомные сопротивления вкупе с емкостями, стоящими после них, образуют фильтры низких частот. Откуда в схеме "ёмкости"? Так это как монтажные ёмкости разных выводов и проводников между собой и на "землю" (корпус), так и выходные ёмкости ламп умноженные из-за эффекта Миллера образуют "виртуальные конденсаторы", как бы стоящие с их управляющих сеток на "землю" (корпус). Что делать? Да ничего не надо, если не нужно "ломать" аппарат. Или же всё переделывать, но тогда много возни, а результат может оказаться не таким впечатляющим, как ожидалось... Идеала же не существует.. Давайте просто с громкостью разберёмся?...

ALSS: грейфер, эти легендарные 90У-2 на моих глазах были еще с пионерских лагерей начала 60-х и я отчетливо помню, как далеко разносился звук кинопередвижки по окрестным полям, его ни с чем нельзя было спутать. А сейчас в таком виде как он есть не стал бы и включать (последний продал 3 года назад), ностальгии мне хватает и без него. Если Вас (пока) устраивает звук с ним, то сделайте громкость, как правильно пишет r9о-11, на тех резисторах, что я написал, и послушайте пару недель. А затем оставить его для кинопередвижки под оптическую фонограмму, купить еще один (а лучше 2) и сделать хороший (стерео)усилитель (например, по схеме Манакова А. И. на 6С19П). Или другой схеме, если оставлять на тех же лампах и выходном трансформаторе. Поможем советом. В том числе и по высокоомным резисторам, неявным фильтрам, ограничениям по полосе и напряжениям, выходному сопротивлению и сдвигу фаз.

Виктор Я: грейфер пишет: Предлагаю для этого последовательно с сопротивлением R28 включить сопротивление R инт. и выключатель, который будет его закорачивать Попробуйте синий не ставить, а поставить красный, килоом 10-50 (подобрать для интима)

грейфер: r9о-11, да, сначала просто громкость. Виктор Я, синий уже пробовал, никак не влияет на громкость. Красный попробую, терять особо нечего. ALSS, два донора уже есть. Собственно, такие примерно планы и были. Но меня и сейчас этот звук устраивает больше, чем компьютерный "HiFi". Мне усилитель немного апгрейдили, но без кардинальных переделок. Электролиты кое-где увеличили,, лампы подобрали на приборе, вместо кенотрона стоит американская лампа, 6Н9С с металлическим цоколем МЭЛЗовская, 6Ж7 из проверенных подбирали на слух. Уже звук значительно богаче. Пришёл второй, настроенный бывалым киномехаником, там всё родное. Вот он звучит более плоско. И ещё один есть, внешнее состояние неплохое, но пока не включал, т.к. не проверен. У всех трёх схема № 12 (их было десятка полтора модификаций). За предложение помощи в переделке спасибо. Но нужна ещё настройка (для начала) непроверенного донора и много чего ещё. Насколько реальна такая работа при нулевом уровне "мастера" (меня)?

r9о-11: Ну, думается, что если есть тестер (для проверки напряжений и прозвонки соединений) и умеете паять (т.е. делать эти самые соединения), то можно делать точные копии усилителей, даже не разбираясь в принципах их работы. Тут, наверное, главное внимательность. Ну, и наличие "образцового" усилителя, с которого нужно сделать копию.



полная версия страницы