Форум » Доработка усилителей » 90У-2 ЛОМО КИНАП - слишком громкий звук » Ответить

90У-2 ЛОМО КИНАП - слишком громкий звук

грейфер: Доброго всем времени суток! Решил обратиться к знатокам лампового звука со своей проблемой. Имею два кинаповских усилителя 90У-2, пока занимаюсь с одним. Звучит он очень неплохо, особенно после замены кенотрона и 6Ж7 на американские аналоги. Рассчитан он на акустику 32 Ом. Слушаю его через два 4А-28, соединённых последовательно, и через 4А-32 У4 + высокочастотник (громкоговоритель ЛОМО 30а-142 на 16 Ом). Окраска звука разная, но в обоих случаях приятная. Хочется его слушать и слушать, особенно если не мр3. Схема и фото ниже. Входной сигнал подаю на гнездо "АДАПТЕР" (собственно, другого входа там и нет). Источники - медиаприставка со стандартными "тюльпанами" (1 В?) и линейный выход катушечного магнитофона. Всё звучит хорошо. НО - слишком громко. Не удаётся отрегулировать уровень громкости так, чтобы музыка звучала тихо. Если даже включить последовательно две колонки (32 Ом), ничего принципиально не меняется. Вначале списывал это на дефект регулятора громкости, он имеет провал в регулировке в крайнем левом положении - слегка шуршит. Пробовал найти ему замену, но это оказалось не так просто. Переменное сопротивление на 1 МОм с логарифмической кривизной китайцы почему-то не делают. Есть только с линейной. Думал уже поменять местами регулятор громкости с регулятором тембра, они одинаковые. Но на другом экземпляре усилителя, у которого ничего не шуршит, регуляторы не изношены, та же проблема! Невозможно сделать тихий звук. В комнате громкость избыточная. Поиск по форумам показал, что эта проблема не только у меня, и не только с этим усилителем, а со многими ламповыми. Понижать уровень входного сигнала делителем напряжения не хочется, равно как и ставить аттенюатор (или как он там называется?) на динамик. Хочется сохранить качество сигнала. Возникла мысль сделать переключатель "ИНТИМ", только без подавления средних частот (там других-то и нет почти!), просто понизить уровень громкости. Готового решения для 90У-2 не нашёл. Предлагаю для этого последовательно с сопротивлением R28 включить сопротивление R инт. и выключатель, который будет его закорачивать (на схеме добавленные элементы выделены синим цветом). Возникают два вопроса - не скажется ли это как-то негативно на работе лампы 6Н9С и какой номинал сопротивления нужно поставить для понижения уровня регулировки в 2-3 раза? Буду очень благодарен за советы! (Фото не моего усилителя, но точно такого же).

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 5 All

ALSS: 1. Синяя "доработка" ничего не даст - в этой цепи нет тока, значит, нет падения напряжения. 2. Сигнал с гнезда "Адаптер" подайте прямо на верхний (по схеме) вывод регулятора громкости R12, отключив верхний вывод потенциометра от предварительного усилителя на 6Ж7 (эту лампу как и фотоэлемент можно спокойно удалить - на работу это не повлияет, а накальную обмотку разгрузит). 3. R12 может быть любого номинала - сколько выдержит источник, от 10 кОм до 100 кОм, не более. 4. 110 В подаете через штатный автотрансформатор? 5. Тип выходного трансформатора - ТР-224, ТР-224-203, ТР-579-497 (судя по схеме, последний)? У них разные намоточные данные, это может иметь значение, если на базе 90У-2 захотите усилитель более высокого класса. Например, по схеме Манакова А. И. с выходом на 6С19П, таких сделано несколько с неизменно приятным результатом.

грейфер: ALSS, спасибо за оперативный ответ! Попробую ответить по пунктам. Хочу только сразу предупредить, что в электронике я полный чайник. Я к этому усилителю подхожу скорее как киномеханик. Сначала простое (для меня): 4. Да, 110 В поступает от штатного автотрансформатора КАТ-16 от комплекта "Украина-4". 5. Этот усилитель имеет около 13 разных схем, которые немного отличаются. Я привёл схему именно моего экземпляра усилителя, она приклеена на днище корпуса изнутри. Значит, трансформатор тот, который указан в схеме. Но могу посмотреть позднее конкретно, если на самом трансформаторе что-то написано. 2 и 3. Что касается относительно радикальных переделок, то это в планах на будущее. А пока я использую этот усилитель с кинопередвижкой, поэтому удалять ФЭУ-2 и 6Ж7 сейчас не могу. Тем более, что это требует и замены регулятора громкости. Я подобную схему переделки (с исключением предварительного каскада) в сети встречал. Попробовать в перспективе можно. НО - 6Ж7 (разные экземпляры) или её замена на 6J7 заметно влияют на окраску звука. Если её совсем выкинуть будет ещё лучше? Или что-то потеряется? 1, По этому пункту я не очень понял. При разных крайних положениях среднего контакта (ползунка) переменного сопротивления R12 какие параметры, влияющие на громкость звука, меняются? Почему-то оно выбрано именно 1 МОм тип В (логарифмический) - крайне редкая вещь, как оказалось! И сопротивление R28 тогда зачем? Его номинал, получается, никакого значения не имеет?

Виктор Я: грейфер пишет:А пока я использую этот усилитель с кинопередвижкой,Затрудняюсь сформулировать вопрос: это где? Просто очень интересно. Когда учился в школе, в нашем кабинете истории была "Украина-5" и я крутил разные фильмы Ностальгия


грейфер: У меня есть архив фильмов на 16-мм киноплёнке. Были такие времена, когда кино снимали на плёнку 8 и 16 миллиметров шириной. Задолго до VHS. "Украина" - лучший по лентопротяжке проектор, который позволяет работать с деформированной плёнкой. В планах архив оцифровать. Любительские фильмы имели фонограмму на отдельной магнитной ленте. А кинопрокатные копии - совмещённую оптическую или магнитную фонограмму. Вот для них и нужен этот усилитель. А в остальное время (от просмотра фильмов), почему бы через него и музыку не послушать. Тем более, что частотные параметры у него были изначально занижены для воспроизведения очень узкой полосы оптической фонограммы. Отключение перемычки П (в районе регулятора тембра, на схеме вверху), уже приятно расширяет частотный диапазон. Это использовалось при комплектовании этим усилителем кинопередвижек на 35-мм, там звук был получше. Я тоже крутил фильмы в школе, и кинопроекторы налаживал. Электроникой занимались другие люди. Мне остаётся непонятным, почему нельзя уменьшить громкость без кардинальных переделок усилителя. Надеюсь в среде специалистов получить вразумительные для новичка в этом деле разъяснения.

r9о-11: Так если громкость избыточна, то, наверное, можно уменьшить уровень сигнала приходящий на регулятор громкости? Ну т.е., поставить добавочный резистор не после него, а до. Сопротивление его, скорее всего, придётся подобрать, опираясь на звучание на максимальной громкости. ЯПъ, наверное, для начала поставил 1 МОм - уровень сигнала упадёт в два раза (если поставить 470 кОм или 510 кОм, то уровень сигнала упадёт примерно в полтора раза). Выключатель, возможно, будет не нужен.

Сергеев Сергей: У первого каскада избыточное усиление для современных источников. Можно перевести лампу в триодное включение. всего лишь провод от второй сетки перебросить на анод. Это снизит усиление и уменьшит искажения. Я бы конечно ее совсем убрал и подавал сигнал на регулятор громкости. Можно поставить переключатель.

грейфер: Сергеев Сергей, спасибо за ответ! Возможно, что усиление избыточное. Не нашёл пока достоверной информации по этому усилителю, на какой уровень входного сигнала для гнезда "АДАПТЕР" он рассчитан. Но кроме ФЭУ-2 (для оптических фонограмм), как источник сигнала ещё используется предварительный транзисторный усилитель-приставка 7У-17. Он снимает сигнал с магнитной головки кинопроектора и включается как раз во вход "АДАПТЕР" и гнездо питания звуковой лампы. Так что предварительный каскад нужен, потому что функционал усилителя хочется пока сохранить. Что касается триодного включения пентода, это мне надо поглубже покопать. Принцип я понимаю (в общих чертах), а вот найти решение на схеме и тем более на самой лампе, это мне не так просто. Переключатель - вариант хороший. r9о-11, спасибо за конкретное предложение! Куда впаять резистор я найду, в ближайшее время попробую этот вариант.

Сергеев Сергей: Советский стандарт 250 милливольт. Как там в кино- не знаю. С современных источников около вольта. Перевести в триод-- убрать R10. соединить 3 и 4 ногу резистором 1 ком. Чтобы сохранить оригинальность, лучше поставить переключатель. И подавать внешний сигнал на регулятор громкости.

Виктор Я: Сергеев Сергей пишет:Перевести в триод-- убрать R10.И С6

ALSS: Сергеев Сергей пишет:Чтобы сохранить оригинальность, лучше поставить переключатель. И подавать внешний сигнал на регулятор громкости. Полностью поддерживаю - самое оптимальное решение. Тумблер на два положения два направления (ТП1-2, МТ3, МТД3), переключать и адаптер и регулятор громкости. Одно положение - оригинальная схема, другое положение - адаптер к регулятору громкости.

грейфер: Количество информации к размышлению нарастает. Это хорошо. Тумблер вот такой? Предлагается правый (по схеме) контакт гнезда "АДАПТЕР" оставить как есть, а левый соединить с точкой между С7 и R12? И номинал R12 тогда уменьшать не надо? А второй контакт тумблера тогда зачем? И не проще ли постоянно впаять в эти точки провода и вывести их на отдельный разъём типа "тюльпан"? Всё равно добавлять элемент (тумблер или разъём). А "АДАПТЕР" оставить для первоначального применения. Но только в обоих этих случаях будет вхолостую работать лампа 6Ж7 и элементы схемы вокруг неё? Даже по-моему видел где-то в объявлениях на Авито фото такого усилителя с "тюльпаном" и идущими от него куда-то проводами.

ALSS: А вхолостую работающие 6Ж7 и ФЭУ-2 не должны волновать никого, это штатный режим.

грейфер: ALSS, спасибо за схему.

Сергеев Сергей: Можно адаптер не переключать А поставить отдельное гнездо- тюльпан например. Но выход с 6ж7 отключать обязательно. Виктор Я пишет:И С6Вы правы. Упустил.

грейфер: r9о-11 пишет:Так если громкость избыточна, то, наверное, можно уменьшить уровень сигнала приходящий на регулятор громкости? Ну т.е., поставить добавочный резистор не после него, а до. Сопротивление его, скорее всего, придётся подобрать, опираясь на звучание на максимальной громкости. ЯПъ, наверное, для начала поставил 1 МОм - уровень сигнала упадёт в два раза (если поставить 470 кОм или 510 кОм, то уровень сигнала упадёт примерно в полтора раза). Выключатель, возможно, будет не нужен. Попробовал сегодня эту схему. Параллельно синему резистору номиналом 888 КОм ставил ещё тумблер. Абсолютно никакого влияния на уровень громкости он не оказал! Попробовал включить его по своей первоначальной схеме: Тоже абсолютно никакого влияния на уровень сигнала! Что бы это значило?

омельян: Это значит, что вх.сопротивление каскада большое. Значительно больше Вашего резистора.

грейфер: Ещё номинал увеличить? Но там переменный резистор 1 МОм стоит. На сколько? Или не поможет?

омельян: Не поможет. Надо подумать. Сразу не отвечу. Добавлено: Стоп! Так Вам же ALss уже ответил. Подать сигнал на R12.

грейфер: Сергеев Сергей пишет:Советский стандарт 250 милливольт. Как там в кино- не знаю. С современных источников около вольта. А если всё-таки сделать делитель напряжения на входе (вмонтировать в вилку, которая включается в гнездо АДАПТЕР) для понижения с 1 В до 250 мВ? Как это повлияет на искажения сигнала? Хотя бы как временный вариант.

омельян: Делитель никак не повлияет. Делайте.

ALSS: грейфер, раз тумблер уже имеется, так почему не сделать схему из моего сообщения №2402 на первой странице?! 6Ж7 с анодной нагрузкой 560 кОм усиливает в пару сотен раз, поэтому делитель - если не влезать внутрь усилителя - должен быть раз раз в 50, т. е. с 1 вольта до 20 мВ, например, 1 МОм/22 кОм. Затем он делится еще вдвое двумя резисторами по 100 кОм и через 2,2 МОм идет на сетку 6Ж7, что дает частоту среза по ВЧ 160/2200/0,00003=2400 Гц (0,00003 - входная емкость лампы плюс емкость монтажа). Ну радиоточка ностальгическая и та не получится, у радиоточки было как минимум 10000 Гц.

грейфер: ALSS, Вашу схему попробую следующим этапом, начал с самого простого варианта. Что же касается 20 мВ на входе АДАПТЕРА, то меня терзают сомнения каким же образом я сейчас слушаю с этого входа сигнал в 1 В? Усилитель же должен захлебнуться? Нет? Советский стандарт в 250 мВ - это ещё терпимо. Попробую найти документацию советского периода на этот усилитель. Или документацию на предварительный усилитель 7У-17, который имеет на входе магнитную головку и включается в гнездо АДАПТЕР. Есть ещё одна причина, по которой не хочу пока исключать каскад с 6Ж7 из схемы. Замена одного экземпляра этой лампы на другой влияет на окраску звука. А особенно заметно звук обогащается при замене её на 6J7! Если её совсем выбросить станет лучше?.. Но попробовать можно. Относительно делителя напряжения, как я понял, мнения специалистов разошлись. Я потому его и не очень хотел пробовать, что боялся среза частот, но до 2400 Гц это уж как-то совсем... нехорошо. А можно схему набросать для деления с 1 В до 250 мВ? Для пробы в деле и прослушивания. Прошу извинить за глупые для спецов вопросы, но в электронике я чайник. Схему простую спаять могу, но рассчитать - нет.

омельян: https://voltiq.ru/services/voltage-divider-online-calculator/ https://cxem.net/calc/divider_calc.php Калькулятор.

грейфер: омельян, за ссылки спасибо! Только возникают вопросы относительно сопротивления нагрузки и потребляемой мощности. Эти параметры где брать? И ещё в схеме по первой ссылке вместо источника сигнала на входе нарисована батарейка. Это ничего? А по второй ссылке схему пока не вижу.

r9о-11: грейфер, так Вы не туда резистор впаяли. Потому и не получилось...

ALSS: грейфер пишет:Только возникают вопросы относительно сопротивления нагрузки и потребляемой мощности. Эти параметры где брать? Поставьте верхний резистор 33-47 кОм, нижний 10-15 кОм. Не над тем голову себе ломаете. Что считать источником - батарейку, генератор, сидишник, телефон - без разницы, надо поделить какой-то сигнал и все.каким же образом я сейчас слушаю с этого входа сигнал в 1 В? Усилитель же должен захлебнуться? Нет? Да, он и "захлебывается" - ведь ручку на полную нельзя вывести без страшных искажений.

грейфер: r9о-11 пишет:грейфер, так Вы не туда резистор впаяли. Потому и не получилось... А куда надо? ALSS пишет:Поставьте верхний резистор 33-47 кОм, нижний 10-15 кОм. За конкретный совет спасибо, попробую.Да, он и "захлебывается" - ведь ручку на полную нельзя вывести без страшных искажений. Откуда такая информация? Абсолютно не захлёбывается, на полной громкости никаких искажений не заметно. Опасаюсь прихода соседей с другими взглядами на музыку, поэтому включаю громко только для пробы. Акустика кинаповская 16 Ом, кстати, пробивает звуком сквозь двери и стены. Звук от телевизора на такой же громкости остаётся внутри комнаты, стоит только закрыть дверь.

r9о-11: А, грейфер, прошу прошения. Я не так понял Ваше сообщение - подумал, что резистор был установлен после регулятора громкости. Тогда, может, следует увеличить значение этого резистора? Поставьте 2-3 МОм, это даст ослабление сигнала в 3-4 раза. Ну, и спрошу на всякий случай - а переключатель рабочий? А то, вдруг, у него копоть внутри и он через себя пропускает сигнал...

грейфер: r9о-11, поставлю 3 МОм. Про переключатель тоже были такие мысли. Надо было его на всякий случай предварительно прозвонить, или просто тупо отпаять один контакт. Как-то странно, что нет никакой реакции на изменение сопротивление в 1,7 раза. Сразу не стал прозванивать, т.к. он совершенно новый, из магазина. Но случаи, конечно, разные бывают... Проверю. Была ещё мысль, что сам штатный регулятор громкости имеет из-за износа "провал" в крайнем левом положении. Хотя мне его при наладке усилителя перебирали (чистили, смазывали), первоначально он шуршал. Найти новый переменный резистор 1 МОм с логарифмической кривизной оказалось огромной проблемой. Есть много, но только линейные. Поэтому поменял местами регулятор громкости и регулятор тембра. Они абсолютно одинаковые, только регулятор тембра практически никто никогда не крутит, там нечего регулировать при кинопоказе. Переставленный регулятор крутится помягче, но "провал" остался, и на уровне громкости никак это не отразилось. Кроме того, пробовал подключить брата-близнеца этого усилителя, который в основном пролежал на хранении. Там изначально ничего не шуршит. Проблема невозможности сделать тихий звук остаётся. Так что это проблема конструктивная для эксплуатации 90У-2 с современными источниками сигнала. Хотелось бы её как-то красиво решить. Желательно без делителя на входе (не портить сигнал) и без исключения каскада на 6Ж7. Последнее решение в интернете встречается. Я такие усилители не слушал. Возможно, будет нормально. Но влияет она, зараза, на окраску звука! Я не один это слышу.

r9о-11: Резистивный делитель не испортит сигнал. Если переключатель новый, то он не может быть закопчённым. Ставить дополнительный резистор можно не перед регулятором громкости, а последовательно с R4. Или просто R4 заменить на резистор с бОльшим сопротивлением. Например, добавив сюда 888 кОм (или заменив R4 на 888 кОм), получим ослабление входного сигнала примерно в 10 раз. И у меня ещё вопросы. Что за "провал" в регуляторе громкости? Т.е., он громкость регулирует от ноля до максимума, но в какой-то части после увеличения громкости идёт уменьшение, а потом опять увеличение? Переменник точно целый? Ну, и на всякий случай спрошу, а А ФЭУ-2 исключён из схемы?

грейфер: А чего ALSS пугает?делитель - если не влезать внутрь усилителя - должен быть раз раз в 50, т. е. с 1 вольта до 20 мВ, например, 1 МОм/22 кОм. Затем он делится еще вдвое двумя резисторами по 100 кОм и через 2,2 МОм идет на сетку 6Ж7, что дает частоту среза по ВЧ 160/2200/0,00003=2400 Гц (0,00003 - входная емкость лампы плюс емкость монтажа). Ну радиоточка ностальгическая и та не получится, у радиоточки было как минимум 10000 Гц.Про R4 понял, попробую. Регулятор громкости в самом начале (в левом положении) при начале вращения не даёт звука совсем, затем он резко появляется уже довольно громким (почти сразу). Слушать можно комфортно, но вот как фон для разговора не подходит. Затем идёт плавное увеличение громкости до максимальной. Искажений особых по перегрузке не заметил, да и индикатор перегрузки (лампочка неоновая) не заметил, чтобы загорался. Но проверю ещё. Думал, что дело в регуляторе. Но на всех трёх испытанных эта "ступенька" в начале присутствует. Значит, это не дефект. ФЭУ-2 просто не вставлен сейчас в гнездо. Хотя он заключён в металлическую коробку, смотровое окно тоже закрывается металлической шторкой. Если она закрыта, дополнительного фона практически нет. Но рабочий ФЭУ вещь дефицитная, и проверить его никакими ламповыми тестерами нельзя, поэтому просто выдёргиваю его, когда не смотрю кино.

r9о-11: Ага, понял. Спасибо.

ALSS: Я пугаю резистором R6 в сетке 6Ж7, который с ФЭУ работает гридликом, а при подаче сигнала на адаптер включен последовательно с сеткой лампы (этакий антизвонник) и с ее входной емкостью (7,05±1,05) пФ и емкостью монтажа 20-25 пФ образуют фильтр с верхней частотой по минус 3 дБ около 2400 Гц. r9о-11 пишет:добавив сюда 888 кОм (или заменив R4 на 888 кОм), Не надо пугать экзотическими номиналами, достаточно указать доступные 820 кОм, 910 кОм, 1 МОм. ФЭУ-2 можно не вынимать, ничего ему не будет при закрытой шторке. Нет освещения - нет фототока - нет токоотбора - нет падения эмиссии. Механически легче сломать/уронить.

r9о-11: Да я не пугаю - грейфер выше написал, что впаивал в схему резистор такой величины. Ну, а чего искать что-то другое, если этот уже лежит на столе? Конечно, можно любой от 510 кОм до 1 МОм - результат должен быть слышим. И, конечно же, все эти высокоомные резисторы выбивают из "аудиофильского русла". Но задача обозначена как внесение минимальных переделок при сохранении изначальной функциональности. Лучший вариант, наверное, тот, что Вы предложили - тумблером "перекидывать" верхний вывод регулятора громкости на дополнительный "тюльпан".

грейфер: Относительно выбивания из "аудиофильского русла" высокоомными резисторами можно подробнее? Сохранения изначальной функциональности не хотелось бы ценой падения качества звучания. Всё-таки усилитель ламповый должен ЗВУЧАТЬ.. Резистивный делитель на входе разве меньше выбивает из "аудиофильского русла"? Где же выход? Понижение уровня входного сигнала через трансформатор?

r9о-11: Ну, высокоомные сопротивления вкупе с емкостями, стоящими после них, образуют фильтры низких частот. Откуда в схеме "ёмкости"? Так это как монтажные ёмкости разных выводов и проводников между собой и на "землю" (корпус), так и выходные ёмкости ламп умноженные из-за эффекта Миллера образуют "виртуальные конденсаторы", как бы стоящие с их управляющих сеток на "землю" (корпус). Что делать? Да ничего не надо, если не нужно "ломать" аппарат. Или же всё переделывать, но тогда много возни, а результат может оказаться не таким впечатляющим, как ожидалось... Идеала же не существует.. Давайте просто с громкостью разберёмся?...

ALSS: грейфер, эти легендарные 90У-2 на моих глазах были еще с пионерских лагерей начала 60-х и я отчетливо помню, как далеко разносился звук кинопередвижки по окрестным полям, его ни с чем нельзя было спутать. А сейчас в таком виде как он есть не стал бы и включать (последний продал 3 года назад), ностальгии мне хватает и без него. Если Вас (пока) устраивает звук с ним, то сделайте громкость, как правильно пишет r9о-11, на тех резисторах, что я написал, и послушайте пару недель. А затем оставить его для кинопередвижки под оптическую фонограмму, купить еще один (а лучше 2) и сделать хороший (стерео)усилитель (например, по схеме Манакова А. И. на 6С19П). Или другой схеме, если оставлять на тех же лампах и выходном трансформаторе. Поможем советом. В том числе и по высокоомным резисторам, неявным фильтрам, ограничениям по полосе и напряжениям, выходному сопротивлению и сдвигу фаз.

Виктор Я: грейфер пишет: Предлагаю для этого последовательно с сопротивлением R28 включить сопротивление R инт. и выключатель, который будет его закорачивать Попробуйте синий не ставить, а поставить красный, килоом 10-50 (подобрать для интима)

грейфер: r9о-11, да, сначала просто громкость. Виктор Я, синий уже пробовал, никак не влияет на громкость. Красный попробую, терять особо нечего. ALSS, два донора уже есть. Собственно, такие примерно планы и были. Но меня и сейчас этот звук устраивает больше, чем компьютерный "HiFi". Мне усилитель немного апгрейдили, но без кардинальных переделок. Электролиты кое-где увеличили,, лампы подобрали на приборе, вместо кенотрона стоит американская лампа, 6Н9С с металлическим цоколем МЭЛЗовская, 6Ж7 из проверенных подбирали на слух. Уже звук значительно богаче. Пришёл второй, настроенный бывалым киномехаником, там всё родное. Вот он звучит более плоско. И ещё один есть, внешнее состояние неплохое, но пока не включал, т.к. не проверен. У всех трёх схема № 12 (их было десятка полтора модификаций). За предложение помощи в переделке спасибо. Но нужна ещё настройка (для начала) непроверенного донора и много чего ещё. Насколько реальна такая работа при нулевом уровне "мастера" (меня)?

r9о-11: Ну, думается, что если есть тестер (для проверки напряжений и прозвонки соединений) и умеете паять (т.е. делать эти самые соединения), то можно делать точные копии усилителей, даже не разбираясь в принципах их работы. Тут, наверное, главное внимательность. Ну, и наличие "образцового" усилителя, с которого нужно сделать копию.

грейфер: Тестер есть, паять могу. Но разве этого достаточно? Базовой подготовки по электронике нет. По электрике - да. Ну и по физике.

r9о-11: Дык, никто не рождается со знанием закона Ома или с умением переводить амплитудное значение синусоидального напряжения в среднеквадратичное. Попробуйте... И сейчас же есть интернет - возник вопрос - забиваешь его в поисковую строку и читаешь ответы. Вся эта "ламповая техника" обсуждена уже от "а" до "я". Да и нет в ней ничего сложного. Если при сборке ничего не напутал, то включаешь и всё работает.

грейфер: На сайте киномехаников предложили подключить дополнительный регулятор вот по такой схеме: Применительно к 90У-2, если я правильно понимаю, это будет выглядеть так? Вроде бы это проверенное на практике решение.

r9о-11: Так управление постоянным напряжением по второй сетке не может не влиять на "звук"! (Это сарказм) Оно, конечно, непонятно зачем, но попробуйте.

грейфер: Но это схема из книги тех времён. Звук будет искажаться? Для чего тогда применялся этот выносной регулятор громкости? Я на 90У-2 правильно перенёс? Или на схеме из книги номинал потенциометра читается как 500 МОм? Такие бывают?

r9о-11: В тексте написано "500 000 Ом", т.е., 500 кОм или 0,5 МОм. Думаю, что можно взять переменник от 330 кОм до 1 МОм и проверить, что и как. Вами нарисованное включение, конечно, не совсем такое, как в скане книги, но проверить, впаяв переменник, будет быстрее, чем объяснения... Про "управление по второй сетке" - это ирония. Искажения в звуковоспроизведении будут в любом случае. Вопрос в том, какие они. Т.е., насколько они велики или насколько малы. Вот, например, Вы выше писали о "звучании усилителя"... А разве звучит усилитель? Разве не электродинамический преобразователь, т.е., динамик? И разве то, что Вы слушаете является "неискажённым"? Искажённым... Но Вам это нравится (по-крайней мере, в данный момент) и это приносит Вам удовольствие. А отсюда извечный вопрос - надо чтобы воспроизводимые записи приносили удовольствие или надо чтобы "звучало" максимально близко к тому, как должен звучать "оригинал"?

грейфер: Главное, чтобы звучало хорошо. "Оригинал" - понятие растяжимое. А что не так с подключением? Усилителей 1У-45 уже физически не существует в природе, но эта часть схемы похожа на 90У-2. Значит, всё-таки 0,5 МОм. А на рисунке тогда опечатка? Там ведь написано "500 m Ω".

r9о-11: Там два резистора с неизвестными номиналами - R4 и R5 и таким же неизвестным конденсатором С5. Откуда нам, глядя та эту схему, знать как работает фильтр R5C5? Может быть, там просадка на НЧ и это влияет на смещение по второй сетке? Вы не забывайте, что эта аппаратура была сделана бог знает когда для озвучивания кинопередвижек и имеет мало чего общего с требованиями современного Хай-Фая или Хай-Энда. И, возможно, что она Вас привлекает именно тем, что искажает звук ("заваленные ВЧ" - это линейные искажения). А, вообще, не слушайте меня и других, никто же не знает, что Вам нравится...

ALSS: грейфер, регулировка по второй сетке сильно нелинейна и приведет к дополнительным искажениям. Я вообще-то не понимаю как звуковоспроизведение с помощью этого усилителя отнести к высококачественному? Громкому - да, особенно на родную акустику. Почему всегда надо идти в обход и то получить результат ничего не изменяя, то пытаясь сделать навороченную схему?! Для получения полосы пропускания хотя бы 60 Гц-12 кГц надо резко уменьшать анодные резисторы, пересчитывать режимы, увеличивать емкости конденсаторов как питания, так и межкаскадных, переделать монтаж для уменьшения фона. Оставьте один нетронутый экземпляр для кино, имеется же второй - с ним и опыты проводить...

омельян: Какая-то чепуха. Через переменник будет протекать постоянный ток. Это неправильно. И чтоб ничего не менять, и чтоб звучало..... Так не бывает.

грейфер: омельян, предложите конкретное практическое решение. Я, собственно, для этого и обратился на форум специалистов по ламповому звуку. Задача - согласовать вход лампового усилителя чувствительностью 250 мВ (будем пока так считать) с источником сигнала 1 В, с минимальной потерей качества сигнала. ALSS, есть второй усилитель. И даже третий. Я про это уже писал. Не может быть проблема совсем уж неразрешимой! Кроме того, 90У-2 - очень массовый усилитель, и встречается часто в хорошем состоянии, и недорогой. Частотный диапазон у него был специально обрезан сверху, чтобы избежать шипения звука, т.к. фонограмма выше 6-10 КГц не имела. Без этого он звучит достаточно прилично. Надо как-то согласовать его вход с современным источниками звука. Найдя при этом компромисс между кардинальной переделкой схемы и заметным ухудшением качества сигнала. Это нереально?

r9о-11: Так выше же был совет поставить переключатель и коммутировать по желанию. Можно, наверное, поставить ещё один разъём именно для "высокоуровневых" источников сигнала. Как-то так, примерно: Ну, и для того, чтобы хоть как-то "соблюдать правила", всё таки следует сделать сумматор на резисторах. Я бы поставил два RCA разъёма и сигнальные выводы соединил бы через резисторы 3...33 кОм.

ALSS: грейфер пишет:омельян, предложите конкретное практическое решение. Так дали же решения! Не хочется делать - тема пропадет, а так страдания молодого вертера...

грейфер: r9о-11, я такой вариант тоже попробую, хотя он исключает из схемы каскад с 6Ж7. Против отдельных гнезд для разных источников сигнала ничего не имею. Что касается сведения L и R в моно - оно сейчас происходит через трансформатор, собрали мне такую штуку. ALSS, Ваше предложение тоже попробую, и делитель напряжения на входе. Два решения проверил, пока что на регулировке уровня сигнала это не отразилось совсем никак. Буду экспериментировать дальше.

Сергеев Сергей: По-моему, все ответы даны на 1 странице

ALSS: Да человеку просто хочется всем рассказать каким серьезным делом он занят...

грейфер: Сергеев Сергей, переключил я по Вашему совету с первой страницы 6Ж7 в триодный режим. В итоге появился фон, уровень громкости упал слишком сильно, звук стал бубнящим и невнятным, срезались высокие частоты. Включение на вход делителя напряжения с номиналами резисторов 12 КОм и 32 КОм привело к уменьшению громкости без особо грубых изменений сигнала. Глубже не вслушивался, т.к. громкость хочется уменьшить ещё. Поэкспериментурую с номиналами, тогда буду оценивать качество. ALSS пишет:Да человеку просто хочется всем рассказать каким серьезным делом он занят... Это Вы по себе судите? Мне нужен конкретный результат. Меньше всего хочется бесплотных рассуждений. Я сразу написал, что не специалист в электронике, поэтому жду КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, а не рассуждений по теме. Я не предполагал, что один из самых массовых и распространённых до сих пор усилителей окажется таким камнем преткновения для гуру и монстров лампового усилителестроения. Тем более, что проблема согласования современных источников сигнала со старыми ламповыми усилителями возникла не у меня первого и не сегодня. Но почему-то везде на форумах эти темы размножаются на несколько страниц, на которых можно найти всё что угодно, кроме конкретных проверенных решений. Создаётся впечатление, что те, кому удалось качественно решить эту проблему, хранят сию тайну за семью печатями. А остальные теоретизируют друг с другом.

ALSS: грейфер пишет:Мне нужен конкретный результат. Меньше всего хочется бесплоДных рассуждений.Включение на вход делителя напряжения с номиналами резисторов 12 кОм и 32 кОм привело к уменьшению громкости без особо грубых изменений сигнала.Т. е. использовали мой совет со второй страницы обсуждения и меня же обвиняете в бесплодности рассуждений? Ну спасибо...

грейфер: ALSS, Вашим советом я воспользовался. За него спасибо. Пока что результат не окончательный, номиналы резисторов нужно подбирать. Кроме того, любой делитель напряжения звук по определению портит. Слышно это или нет в каждом конкретном случае - это другой вопрос. Я стараюсь испытать на практике постепенно все советы, данные на этом и других форумах, и пишу о результатах. А Вы почему-то меня обвиняете в графомании. К сожалению, некоторые советы являются именно бесплоТными, т.е. полностью эфемерными, теоретическими. Мне же нужны практические. Я прекрасно понимаю, что самый практический вариант - делитель напряжения на входе. И он же самый плохой для сохранения качества звука. Опять же к сожалению, это пока единственный действенный из проверенных мной на практике вариантов. Но в его действенности никто не сомневался изначально. Ещё раз Вам огромное спасибо, ALSS, за конкретную схему и номиналы. Есть от чего отталкиваться. Результаты вмешательства в схему пока что ни к чему хорошему не привели. Не знаю, стоит ли в этом направлении дальше экспериментировать. Есть отлаженный заводской усилитель, звучание которого УСТРАИВАЕТ. Не уверен (а после различных обсуждений здесь и проб уверен ещё меньше), что будет хороший результат от вмешательства в схему. Верю, что выбрасывание каскада 6Ж7 понизит громкость на выходе. Писал неоднократно, почему этого хочется избежать. Вопрос понижения диапазона регулировки уровня громкости усилителя оказался слишком сложным и трудноразрешимым на практике :). Поэтому сформулирую проблему иначе: Как согласовать уровень выходного сигнала современных источников со входом старого лампового усилителя? Короче, нужен адаптер-переходник. Какие существуют варианты? №1 - делитель напряжения. №2 - ?

ALSS: грейфер пишет:любой делитель напряжения звук по определению портит. Слышно это или нет в каждом конкретном случае - это другой вопрос... Я прекрасно понимаю, что самый практический вариант - делитель напряжения на входе. И он же самый плохой для сохранения качества звука...Два совершенно необоснованных с точки зрения передачи сигнала утверждения и тут же понимание того, что другого такого же по простоте способа нет. Что ж, давайте разбираться, обещаю, что дальше школьной физики идти не придется. 1. Что может испортить звук при использовании резистивного делителя напряжения? а) неправильный выбор сопротивления делителя с точки зрения источника - слишком малое перегружает источник, слишком большое может завалить АЧХ за счет емкости соединений; б) неправильный выбор сопротивления нагрузки для делителя - слишком малое изменяет коэффициент передачи по сравнению с расчетным, слишком большое опять таки подчеркивает влияние емкости соединений; в) неправильный выбор типа резисторов - с большой собственной индуктивностью, со слишком маленькой мощностью, несоответствующие по предельному напряжению, что может привести к нелинейным эффектам; г) неправильный монтаж - перестановка резисторов местами, разнесение резисторов в пространстве, что приводит к повышенному влиянию помех и наводок. Что делать? а) выбирать общее сопротивление делителя в 10 раз больше выходного сопротивления источника; б) выбирать сопротивление нагрузки в 10 раз больше нижнего плеча делителя; в) выбирать металлопленочные резисторы; г) монтировать делитель в виде компактной конструкции с единой точкой общего провода как для входного, так и для выходного сигнала. Любой современный источник имеет выходное сопротивление не более 1 кОм (ну разве что ламповые фонокорректоры, но это же пока не грозит, кажется?), значит, общее сопротивление делителя берем 10 кОм. Коэффициент деления ну пусть 4, т. е верхнее плечо относится к нижнему как 4:1, итого всего 5 частей на 10 кОм, значит, нижнее плечо 2 кОм, а верхнее 8 кОм - есть стандартное значение 8,2 кОм. Итак, резисторы в делителе 8,2 и 2 кОм. Нагрузка подключается к нижнему плечу делителя и д. б. в 10 раз и более больше его, т. е. не меньше 20 кОм. В 90У-2 R12 1 МОм - условие выполняется. Прикинем какую емкость нагрузки делителя можно допустить для полосы ну пусть 150 кГц - в 10 раз больше полосы усилителя. Считаем 160/2/150000=530 пФ - такой емкости ну никак не набрать самым страшным монтажом и проводами. Максимальный сигнал на делителе ну пусть будет 2 Вскз - выход сидишника. 2 в квадрате равно 4 и мощность делителя 4/10000 - ау, где там эта величина? Значит, можно брать резисторы любой мощности исходя из удобства монтажа и собственных предпочтений, хоть МЛТ, хоть танталовые дюлунды. Итак, с электрической точки зрения резисторный делитель не может портить сигнал (Я сказал - сигнал! Звук - это Ваши предубеждения и вкус). Практически все РГ - именно резисторные делители, которые могут быть как простые, только что описанные и рассчитанные, так и сложные - частотнокомпенсированные, мостовые, полумостовые, с одинаковым входным и выходным сопротивлениями. Альтернатива - трансформаторные делители напряжения. После тесного знакомства с технологией их расчета и изготовления (на примере прибора Е7-8) я с уважением обхожу их стороной. грейфер пишет: Вопрос понижения диапазона регулировки уровня громкости усилителя оказался слишком сложным и трудноразрешимым на практике :). Для Вас. И даже извиняться не буду.

ALSS: грейфер пишет:Верю, что выбрасывание каскада 6Ж7 понизит громкость на выходе. Последствия подачи сигнала на сетку 6Ж7 я уже описал. Чтобы получить звук не для оптической фонограммы, а хотя бы для кассетника, надо работать без 6Ж7, оставив структуру усилителя начиная от РГ, но пересчитав полосы и режимы всех каскадов, это отдельный разговор и, судя по сетевым публикациям, много кем законченный с хорошим результатом. Опыт использования выходных трансформаторов от этого усилителя это подтверждает.

грейфер: цитата: Вопрос понижения диапазона регулировки уровня громкости усилителя оказался слишком сложным и трудноразрешимым на практике :).ALSS пишет:Для Вас. И даже извиняться не буду. Да не для меня. Я только выполняю указания гуру, сам ничего не придумываю. Что же касается физики и звука... У меня к Вам вопрос - замена кенотронов 5Ц4С на 5Z4 может сказаться на качестве ЗВУКА или принципиально не может с точки зрения школьной физики?

грейфер: ALSS пишет:Чтобы получить звук не для оптической фонограммы, а хотя бы для кассетника, надо работать без 6Ж7, оставив структуру усилителя начиная от РГ, но пересчитав полосы и режимы всех каскадов, это отдельный разговор и, судя по сетевым публикациям, много кем законченный с хорошим результатом. Опыт использования выходных трансформаторов от этого усилителя это подтверждает.Вот о чём и речь! Мало, оказывается, просто выкинуть одну лампу! Надо схему всю по новой перенастраивать! А большинство предложений на всех четырёх страницах сводится к рекомендациям просто обойти каскад с 6Ж7. Что же касается качества звука, то он и сейчас гораздоооо лучше, чем у оптической фонограммы. Хотя бы потому, что не только "Украина" подключалась к этому усилителю, но и 35-мм кинопроекторы, а там со звуком всё хорошо было. Конечно, не Hi-End. Но этого я и не требую. Я хочу всего-навсего громкость уменьшить раза в два-три. БЕЗ ПЕРЕДЕЛКИ ВСЕГО УСИЛИТЕЛЯ!!! ALSS пишет: Альтернатива - трансформаторные делители напряжения. После тесного знакомства с технологией их расчета и изготовления (на примере прибора Е7-8) я с уважением обхожу их стороной. А готовых таких трансформаторов в природе разве не существует?

volli: грейфер пишет: Что же касается физики и звука... У меня к Вам вопрос - замена кенотронов 5Ц4С на 5Z4 может сказаться на качестве ЗВУКА или принципиально не может с точки зрения школьной физики? Вопрос конечно интересный. На мой взгляд, что бы на него получить ответ "с точки зрения школьной физики" и не только её, надо сначала определиться - что передаёт данное техническое "устройство" - СИГНАЛ или ЗВУК? Эти понятия одно и тоже или разные вещи? Как они взаимосвязаны, влияют друг на друга? Вот здесь и есть где "разгуляться изотерикам"!

грейфер: volli пишет: Вопрос конечно интересный. Вот опять... философские рассуждения о понятиях с разных точек зрения. Меня интересует конкретный ответ - практически влияет такая замена на звук или нет? Потому что разница в стоимости ламп раз 8. Я понимаю, что кенотрон - это по сути диод-выпрямитель в блоке питания, входной сигнал через него не проходит. Но я спрашиваю про качество ЗВУКА, а не сигнала. Того, что СЛЫШНО в итоге. Так всё-таки ДА или НЕТ? Неужели никто из гуру этого не пробовал ПРАКТИЧЕСКИ? И ещё вопрос про готовые входные "трансформаторные делители" хотелось бы прояснить.

Сергеев Сергей: Практически не влияет. Но есть некоторые аудиофилы, утверждающие , что слышать разницу. И что удивительно с их точки зрения- всегда лучше звучат более дорогие. Я давно не верю в сказки. Верю только своему слуху. а не ценнику и не рассказам.

грейфер: А я вот совершенно точно знаю, что замена кенотрона 5Ц4С на 5Z4 на звук ВЛИЯЕТ! И здесь не вопрос веры или маркетинга. Я это реально слышу, даже на моём 90У-2. И слышу это не я один. Допускаю, что есть люди, которые этого не слышат. как и других тонкостей. Если они занимаются при этом электроникой, то настраивают усилители по приборам. А слышащих подобную разницу в ЗВУКЕ обзывают эзотериками. Сергеев Сергей, я эту разницу СЛЫШУ. Практически. Без всяких рассуждений из школьной физики и философии. Можете мне не верить. Мне только интересно - Вы не пробовали такое сравнение или реально не слышите разницы?

грейфер: Сергеев Сергей пишет: И что удивительно с их точки зрения- всегда лучше звучат более дорогие. Из десятка проверенных конкретную 6Ж7 выбирали по звуку. Стоят они все одинаково, а звучат по-разному. Хотя если лампа реально звучит лучше, то она и стоить должна дороже. Что в этом странного?

омельян: Как по мне - тема себя исчерпала. Ответ получен. Надо закрывать.

грейфер: Ответ не получен. Проблема снижения уровня громкости без потери качества не решена. Про серийно выпускавшиеся входные трансформаторы никто так ничего и не рассказал. Кроме того, что их сложно рассчитывать и изготавливать. Но силовые понижающие трансформаторы тоже сложно дома изготавливать. И что? Готовые нельзя применять? Никогда? Только мотать самому? А то, что здесь найти ответ не удастся - очень может быть. Что странно и несколько неожиданно. Суть сводится к тому, что надо ставить резистивный делитель и не морочить людям голову. Причём номиналы сопротивлений предлагаются разные. Ну или перенастраивать весь усилитель, что вызывает ещё больше разночтений среди специалистов, и неизвестно к чему в результате приведёт.

Сергеев Сергей: грейфер ! У Вас аудиофильский и эзотерический подход. Здесь в основном практики и технари. вы спрашиваете совет, но сами уже знаете ответ. СВОЙ ответ. Для Вас делитель портит звук и кенотроны ЗВУЧАТ. Я давно не спорю. Нравится Вам и ради бога.

грейфер: Сергеев Сергей, это плохо? Нет у меня пока никакого одного подхода. Я только начинаю вникать в тему. Но что же я сделаю, если я СЛЫШУ разницу между резистивным сумматором (или как он правильно у вас называется) стерео в моно и трансформаторным? И слышу изменения звука при замене ламп на аналоги? Должен поверить Вам или другим технарям, что этой разницы нет, потому что не может быть теоретически? У обсуждения есть один результат. Я для себя сделал вывод, что лезть в схему усилителя в данном случае мне не следует. Именно в данном случае и мне. Возможно, специалисты этого дела могут здорово решить на практике эту проблему. Но это не так просто, требует экспериментов и возни. Я-то наивно надеялся, что такие готовые решения для 90У-2 уже есть. Но их либо нет, либо здесь нет людей, которые их практически применяли. Поэтому подумал, что надо решать проблему иначе. Надо сделать переходник, понижающий уровень входного сигнала без потери качества ЗВУКА. Во сколько раз в данном случае, решу после подбора номиналов резисторов в делителе. В связи с этим вопрос к специалистам технарям и практикам: какие существуют готовые входные трансформаторы, как они хоть выглядят и называются? Чтобы можно было от чего-то отталкиваться в поиске.

RedStar: грейфер пишет: Я-то наивно надеялся, что такие готовые решения уже есть. Но их либо нет, либо здесь нет людей, которые их практически применяли. Готовые решения, - это изменить усиление каскада. А людей здесь много кто применял все вам показанные решения, а толку от этого вам? Ах да, надо же приложить усилия, что бы все применить правильно с измерениями.

грейфер: RedStar, Вы, наверное, невнимательно тему читаете. Я не электронщик, чтобы ловить на лету теоретические мысленаправления и применять их правильно с измерениями на практике. Про трансформаторы входные что-нибудь конкретное можете сказать?

ALSS: грейфер пишет: Я только начинаю вникать в тему. Но, судя по всей писанине, предварительно с восторгом неофита начитавшись аудиофильских форумов. Не имея материалистических знаний в электронике, легко ухватиться за внушаемые сентенции и даже поверить в них (я прекрасно слышу разницу кабелей особенно если вижу какой стоит (с)). грейфер, Вы на стадии вскрытия месторождения, захватываете в основном пустую породу и внушаете себе, что вот те камушки в глине - самородки, а на самом деле до руды не добрались и даже не знаете, какая она - руда. У многих на этом форуме прекрасно звучащие системы без всякой "(ш)изотерики", разработанные и сделанные на основе "школьной физики". Но есть и другие системы, в которых звучат и дроссель от лампы дневного света и маципусенькие трансформаторы с хилым питанием - и их авторы уверены в своих непревзойденных достижениях. Вы что-то слышите - ну и слушайте, не навязывайтесь только со своим ответом, на двух резисторах развели тягомотину не понимая что к чему, заняли время да еще и походя с пренебрежением отзвываетесь о людях, искренне желающих Вам помочь. Считаете, что высоко залетели в понимании звуковоспроизведения и свысока задаете провокационные вопросы - да пожалуйста, только не ждите на них удовлетворяющие Вас ответы, пока получите, что режимы надо определять, а не лампы бездумно с вожделением перетыкать. Сергеев Сергей пишет: Для Вас делитель портит звук и кенотроны ЗВУЧАТ. Я давно не спорю. Нравится Вам и ради бога. С этим согласен и поддерживаю. PS. Я уже как-то заметил, что в последние несколько лет возросло число не желающих учиться, но очень активных.

грейфер: Всем дававшим конкретные советы спасибо! ALSS, навешивать ярлыки шизотериков на людей не надо. Как-то это некрасиво. Не слышите Вы разнице в ЗВУКЕ, это Ваша проблема. Мне жаль, однако. Но я за это не обзываю Вас и ваших сторонников технократами. Доказывать вам ничего не собираюсь. Бесполезно рассказывать, что небо голубое, а трава зелёная человеку, имеющему чёрно-белое зрение. Для него это будут всего-навсего градации серого, измеряемые и настраиваемые очень точно по показаниям какого-нибудь прибора.

RedStar: грейфер пишет: Я не электронщик, чтобы ловить на лету А где вы увидели во мне электронщика? Я всего лишь любитель, пытающийся докопаться до почти глубинных процессов. Хотите что то изменить, измените свои методы. Резистивный делитель вам не нравится. Хотя такое применение используют сплошь и рядом везде. Тогда измените усиление лампы, изменив анодный резистор на меньший номинал. Получите то, что требуется вам. Использовать входной трансформатор? Даже я не знаю как. А оно надо ли?

volli: грейфер пишет: Не слышите Вы разнице в ЗВУКЕ, это Ваша проблема. Мне жаль, однако. А может быть наоборот? грейфер пишет: я СЛЫШУ разницу Вот в этом и есть Ваша проблема! Мне жаль, однако. грейфер пишет: я спрашиваю про качество ЗВУКА, а не сигнала. Того, что СЛЫШНО в итоге. Так всё-таки ДА или НЕТ? Неужели никто из гуру этого не пробовал ПРАКТИЧЕСКИ? "И не то чтобы ДА и не то чтобы НЕТ" (Из песни) Многие пробовали, и не только "гуру". Но: "Каждый ух имеет свой чух". Мне не доводилось иметь дело с этим аппаратом, но то, что попадалось на форумах - никого не устраивало качество его работы в "первозданном" варианте, в результате - кардинальная переделка. Ваш случай - исключение. Мне нужен конкретный результат. Меньше всего хочется бесплотных рассуждений. Я сразу написал, что не специалист в электронике, поэтому жду КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, а не рассуждений по теме. Я не предполагал, что один из самых массовых и распространённых до сих пор усилителей окажется таким камнем преткновения для гуру и монстров лампового усилителестроения. Тем более, что проблема согласования современных источников сигнала со старыми ламповыми усилителями возникла не у меня первого и не сегодня. Но почему-то везде на форумах эти темы размножаются на несколько страниц, на которых можно найти всё что угодно, кроме конкретных проверенных решений. Создаётся впечатление, что те, кому удалось качественно решить эту проблему, хранят сию тайну за семью печатями. А остальные теоретизируют друг с другом. А может быть дело много проще? (Никому не удалось?) грейфер пишет: Найдя при этом компромисс между кардинальной переделкой схемы и заметным ухудшением качества сигнала. Это нереально? С Вашими "запросами" - скорее всего НЕ РЕАЛЬНО.

ALSS: Думал вообще не обращать внимания, да ладно, добавлю - даже с кардинальной переделкой схемы выходный трансформатор этого усилителя не позволит получить звук выше уровня начального хай-фай, а уж с минимальным вмешательством и подавно. А, нет - можно его покрасить заново, будет радовать глаз, если кому не нравится его промышленный дизайн (мне - нравится, но я все свои продал, последний - 3 года назад).

r9о-11: грейфер, да нет в Вашей "задаче" ничего сложного. Решается она за один вечер с перекурами. Если сложности есть, то это просто непонимание Вами схемы и непонимание нами того, что Вы нам пишете. Пишете, что слышите всякие изменения в звуке, а перед этим писали, что поставили посоветованный делитель и не услышали, что громкость убавилась. Да как так то? Я даже не знаю, что думать... Может, Вы просто не так оцениваете изменения?.. Если уж совсем не желаете паять резисторы "внутри тракта", то есть вариант впаять один (или два, если надо "стерео") на самом входе - т.е., там, где звук ещё не обрабатывается всякими "цепями" усилителя, т.е. резистор на них не влияет. Ну, и разъём (или два) надо будет поставить. Если возьмёте резисторы по 1 МОм - то ослабление сигнала внешнего источника будет в 11 раз. Повторюсь - добавление резистора будет только ослаблять звук, приходящий с источника и никак не влияет на усилитель - представьте, что этот делитель стоит внутри "высокоуровневого" источника звука. Ставить резистор 1 МОм, конечно, неправильно, но зато Вы стопроцентно получите ослабление сигнала. И на всякий случай напишу - когда подключаете к дополнительному разъёму "высокоуровневый" источник, то к разъёму "адаптер" ничего не должно быть подключено. Ну, и наоборот.

грейфер: r9о-11 пишет:Пишете, что слышите всякие изменения в звуке, а перед этим писали, что поставили посоветованный делитель и не услышали, что громкость убавилась. Да как так то? Я даже не знаю, что думать... Может, Вы просто не так оцениваете изменения?.. Вы просто не совсем внимательно читаете. Придётся повториться:Так если громкость избыточна, то, наверное, можно уменьшить уровень сигнала приходящий на регулятор громкости? Ну т.е., поставить добавочный резистор не после него, а до. Сопротивление его, скорее всего, придётся подобрать, опираясь на звучание на максимальной громкости. ЯПъ, наверное, для начала поставил 1 МОм - уровень сигнала упадёт в два раза (если поставить 470 кОм или 510 кОм, то уровень сигнала упадёт примерно в полтора раза). Выключатель, возможно, будет не нужен. грейфер пишет:Попробовал сегодня эту схему. Параллельно синему резистору номиналом 888 КОм ставил ещё тумблер. Абсолютно никакого влияния на уровень громкости он не оказал! Про ДЕЛИТЕЛЬ у меня здесь ни слова. Если, конечно, добавленное сопротивление не является делителем. Тумблер, кстати, исправный был, дело не в нём. А вот сегодня я впаял в вилку на вход адаптера резистивный делитель напряжения с резисторами 40 КОм и 10 КОм. Уровень громкости стал комфортным. Но качество звука при этом изменилось в худшую сторону. Он стал похож на звучание МР3. Хотя на входе у меня катушечный "Акай". Что и было вполне ожидаемо. И меня бесполезно убеждать, что этого не может быть. Я это слышу.

r9о-11: Добавленное сопротивление совместно с регулятором громкости образует делитель. Теперь, вроде, стало понятно, что к чему. Если с делителем на входе Вам кажется, что звук стал похожим на МП3, то это говорит о том, что "хорошим звуком" Вы считаете звук прошедший через первый каскад и, скорее всего, искажённый им. Получается, что все разговоры о "звучании" - это разговоры о добавлении нужного уровня искажений - окраса. Отсюда и это "я всё слышу". Только Вы думаете, что это хорошо, а я так не думаю и удивляюсь, когда говорят, что это "настоящий звук"... Всё с ног на голову.

грейфер: Я вроде бы понятно объясняю, что сегодня включил делитель на вход "АДАПТЕР", т.е. в первый каскад. С делителем звук хуже. ОН ТОЖЕ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ПЕРВЫЙ КАСКАД!!! А без делителя - лучше. ТОЖЕ ЧЕРЕЗ ПЕРВЫЙ КАСКАД! Что я думаю, за меня не надо решать. И вообще ничего додумывать не стоит, того, что я не писал. А то ALSS почему-то уверен, что усилитель у меня захлёбывается от искажений и перегрузки, и строит на этом дальнейшие рассуждения. А он вот совсем никакими искажениями страшными не захлёбывается, звучит очень прилично, только громко. Но ALSS-у, конечно, виднее. Это из школьной физики элементарно следует. ДОЛЖЕН захлёбываться! А он вот никак не хочет.

ALSS: грейфер пишет:Про ДЕЛИТЕЛЬ у меня здесь ни слова. Если, конечно, добавленное сопротивление не является делителем. ЭТА ПЯЦЬ! ДЕЛИТЕЛЬ состоит из двух элементов. Добавленное сопротивление - верхнее плечо ДЕЛИТЕЛЯ (вместе с выходным сопротивлением каскада на 6Ж4), резистор R12 (РГ) - нижнее плечо ДЕЛИТЕЛЯ. О, r9о-11 уже написал. А что Вы, грейфер, понимаете под делителем? Ну или понимали, если поняли сейчас? Мне ужасно интересно, какой жупел Вы себе выдумали как страшилку. PS. По мотивам пани Крети Патачкувны - физика приносит очень много чудес если не учить ее в школе.

r9о-11: грейфер пишет: С делителем звук хуже. ОН ТОЖЕ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ПЕРВЫЙ КАСКАД!!! А без делителя - лучше. ТОЖЕ ЧЕРЕЗ ПЕРВЫЙ КАСКАД! Только уровни сигналов, подаваемых на вход лампы, разные. В 5 раз. Не, ну есть ещё один "вариант" - первый каскад не работает так как ему следует и искажения получаются как раз на слабых сигналах. Но это же мы не знаем?

грейфер: Синий резистор на схеме выше - это делитель? А ничего, что между ним и нижним плечом нет никаких соединений и отводов? Где делитель-то? Сам по себе регулятор громкости - не делитель? И почему же при увеличении сопротивления верхнего плеча делителя напряжение не поделилось? Или поделилось? Мне вот на глупый вопрос ответьте, уважаемые спецы - почему громкость-то вот ну никак не изменилась от увеличения верхнего плеча делителя почти вдвое?

r9о-11: Может, Вы не туда добавочный резистор впаяли? Как нам узнать?

грейфер: r9о-11, туда впаял, не тешьте себя надеждами. Несколько раз всё перепроверял. Мне уже и объяснение раньше давали теоретическое, почему громкость никак не изменилась. Забыли?

r9о-11: Да ну, какие тут надежды... Сижу, смотрю кино, смешные картинки на ЯП-е, да здесь фонтанирую фантазиями. Пора "завязывать" со всем этим...

ALSS: грейфер, а Вам не приходило в голову, что переменный резистор, включенный по схеме потенциометра, а не реостата, является делителем? В этой схеме, уж если быть точным, верхнее плечо делителя сигнала состоит из выходного сопротивления каскада, дополнительного резистора и верхней части - от движка до верхнего вывода - переменного резистора, а нижнее плечо - из нижней части переменного резистора - от движка до общего провода - зашунтированного входным сопротивлением следующего каскада. При таком полном рассмотрении добавленный резистор 888 кОм слабо ослабляет сигнал, надо не меньше полутора-двух мегаом, если не усложнять схему резистором, шунтирующим РГ. При таких сопротивлениях в цепи все паразитные емкости уже ощутимо влияют. Источник - катушечный Акай, написано, так у него выходной сигнал едва 150 мВ, усилитель может и не захлебываться, Вы же источник держали в тайне. Ах да, электронике не обучен, что такое уровень - не знаю.

грейфер: ALSS, он его не слабо ослабляет, а совсем вообще никак! А вот такой делитель ослабляет. Только звук при этом портит. Мне номинал синего резистора изначально предлагали от 0,5 до 1 МОм, я выбрал средний. Предлагали те, кто, наверное, понимает очень хорошо всё Вами выше написанное, в отличие от меня.

омельян: Та закрывать тему надо. Хватит уже этой шизотерики! Все ответы даны. Фтопку!

грейфер: ALSS пишет:Источник - катушечный Акай, написано, так у него выходной сигнал едва 150 мВ Вы это точно знаете, или просто абсолютно уверены сами по себе? У меня усилитель при включении на вход медиаприставки ведёт себя точно так же. У неё тоже 150 мВ на выходе? ================= А вот и ответ на вопрос из ИНСТРУКЦИИ к магнитофону:

грейфер: омельян, не обзывайтесь. Никто Вас не принуждает в тему заходить и что-то в ней писать.

ALSS: О, прекрасный выход - не заходить и не писать. Объявляю обструкцию!



полная версия страницы