Форум » Источники питания » Оптимальная величина емкости в б.п. лампового усилителя. » Ответить

Оптимальная величина емкости в б.п. лампового усилителя.

yroxi: Уважаемые форумчане, поделитесь опытом выбора величины емкости в б.п. Имеется двухтактный ламповый усилитель, стерео на EL34, работает в классе "АВ". Существуют мнения - от нескольких десятков мкФ, как в старой технике, до тысяч мкФ. Клячин, например, пишет, что перебор емкости вызывает "тяжелый оттенок, давящие басы". Вопрос возник в связи с тем, что хочу заменить Джамикон (два последовательно 560Х400=280мкф после дросселя), на Jensen. Хватит ли емкости 100-200 мкф, или мало, да и увеличение емкости весьма накладно. Родной был один 560х450, поставил два 560х400 послед т.к. напр. питания 450в. Спасибо!

Ответов - 33, стр: 1 2 All

Гoсть: У меня в стерео усилителе на ГУ-50 конденсаторы -- 4 шт последовательно 2000 на 200 вольт (под 800В питание), каждая пара зашунтирована плёнкой по 4 микрофарады 400 вольт. Это - существенно, шунтировать электролиты плёнкой, так как они сами по себе имеют нелинейную ёмкость, уменьшающуюся с частотой из-за того, что диэлектрик в них, по сути дела, - полупроводник. То, что у кого-то были тяжёлые ощущения от увеличения ёмкости, может объясняться именно этим эффектом. Зашунтироветь плёнкой - и вся тяжесть "улетучится".

aluma: yroxi Я так думаю,у кого на сколько хватает денег и места в ус-ле,такой оптимум и получается. :) Есть ещё варианты с диэлектриком, самые отважные "бумагу" собирали. "Тяжёлый оттенок" может быть от сдвига средней частоты полосы пропускания вниз (больше ёмкость - ниже вых. сопр. БП - нмже полоса и т.д). Лечится соответственным расширением вверх. Для SE усилителей основа расчёта - спад плоской части меандра, но узаконенной на все случаи цифирки нет.

Evil73: Главное предназначение конденсаторов в фильтре - чтобы фона не было. Но конкретная величина емкости, выше которой фон не прослушивается, зависит от многих факторов помимо собственно емкости - от схемы выпрямления, от схемы фильтра, от чувствительности акустики. Впрочем, не занимался я еще серьезно режимами AB, а в этом режиме важна, помимо фона, величина накопленной в фильтре энергии, потребление которой у усилителя класса AB может резко возрастать, в отличие от класса A, где тишь да гладь да божья благодать.


Гoсть: Evil73 пишет: тишь да гладь да божья благодать....пока не столкнулся с реальностью.

Rex: Гoсть пишет: ...пока не столкнулся с реальностью. Извиняюсь, это Вы о чём? Тоже, как и в АВ скачки и нестабильность энергопотребления? Вроде выходной сигнал "вычитается" из тока покоя, который стабилен, при стабильном напряжении сети... Растолкуйте, что имели в виду? Наверно я ещё чего-то не знаю.

ALSS: Rex, средний потребляемый ток в классе А постоянен - если ток измерять прибором с постоянной времени, превышающей в несколько раз период минимальной усиливаемой частоты, т. е., например, для 40 Гц период 25 мс, сл., прибор должен иметь постоянную времени не менее 100-200 мс, что соответствует аналоговым (стрелочным). Но "мгновенный" ток не постоянен и изменяется по величине, так ведь?! Посчитаем очень условно с большими допущенями пример ну, для 6Ф3П. Ток покоя 45 мА, размах (двойная амплитуда) тока сигнала 30 мА, следовательно, за один период токопотребление каскада меняется от 45-15=30 мА до 45+15=60 мА, разница 30 мА. Блок питания, в простейшем случае - его выходной конденсатор, должны отдать этот ток и не просесть больше чем, ну, на 1%, иначе уже пойдет (слышимая) модуляция выходного сигнала. Для тех же 40 Гц количество электричества, требуемое для такого размаха тока, равно 0,03*0,025=0,00075 к (кулон). Для просадки не более чем на 1% заряд конденсатора должен быть в 100 раз больше, т. е. 0,075 к. Т. к. заряд конденсатора равен С*U, то при напряжении 300 В С=0,075/300=0,00025 Ф=250 мкФ. Кстати, размах 30 мА соответствует выходной мощности той же 6Ф3П при анодной нагрузке 4 кОм ((0,03/2,82)^2)*4000=0,45 Вт всего, а ведь там 2,5, в популярной (и заслуженно!) схеме. 2,5/0,45=5,6*250=вот и полторы тысячи микрофарад приблизительно. Очень приблизительно. Самое большое значение у ЮАМ - 50*I/U, что дает 50*0,045/300=7500 мкФ.

Rex: Всё доходчиво пояснили. Спасибо!!! Собственно это я и предположил, вопрошая: те же скачки и нестабильность, что и в АВ...? Получается, что на деле имеем и в А классе то же самое (где-то на порядок ниже), что в АВ. Что и требовалось доказать, уточнить, в смысле... Ещё раз благодарю!

illarionovsp: ALSS пишет: ... на 1%, иначе уже пойдет (слышимая) модуляция выходного сигнала. Модуляция чего чем?Самое большое значение у ЮАМ - 50*I/U, что дает 50*0,045/300=7500 мкФ. Мы все Платона уважаем. Частота среза БП по Ю. Макарову. Fбп=1/(6.3*R*C)=1/(6.3*(U/I)*C)=1/(6.3*50)=0.0032 Гц. Что-то я не того. Или где? С уважением, СП.

aluma: illarionovsp пишет: ...по Ю.Макарову...Толку здесь задавать вопросы о концепции ЮМ. Проще первоисточник читать и там-же спрашивать, например: http://audioportal.su/showpost.php?p=539534&postcount=5679 и ниже, его же пост с цифрами о кпд транса, r1 и т.п. Только самому у себя полностью оценить результаты таких решений практически невозможно. Разве только некоторые элементы, более-менее доступные и материально в т.ч.

ГДН: ALSS пишет: Кстати, размах 30 мА соответствует выходной мощности той же 6Ф3П при анодной нагрузке 4 кОм ((0,03/2,82)^2)*4000=0,45 Вт всего, а ведь там 2,5, в популярной (и заслуженно!) схеме. 2,5/0,45=5,6*250=вот и полторы тысячи микрофарад приблизительно. А Вы уверены, что не ошиблись? По вашим же формулам для 2,5 Вт получается порядка 600 мкФ...

odinss20: Я по формулам прикидывал, сколько нужно емкостей (формулы брал из статей уважаемых авторов), а потом просто начал экспериментировать. Усилитель РР на лампах кт 66 в режиме А, питание 400 в. Так вот что вышло: до 3000 мкф еще что-то можно уловить в звуке, типа нехватки низов, а после 5000 - разницы уже не слышно. Приглашал друзей послушать, тоже никто ничего не уловил. Максимум вешал 20000 мкф, результат был неизменным, да и по приборам на синусе увидеть ничего не удалось (может я что не так мерил, но слух не обманешь), так что, гипотеза что "емкостей много не бывает" врядли работает, а порой и бессмысленна.

illarionovsp: aluma пишет: ... первоисточник читать ... Вы знаете, я всегда читаю первоисточники. Канта там, Гегеля. А ПСН прочитал страниц сто, понял, с меня хватит. Вы уверены, что на АП кто-нибуть ответит на вопросы? ... оценить результаты ... практически невозможно ... Именно по-этому такие концепции и существуют. Существует понятие "верифицируемость". Применительно к технике - можно-ли проверить данное утверждение? Так вот, невозможно.Толку здесь Думается здесь. Если нет, то где. Вы всерьёз считаете, АН Росии или АЕН России будет этим заниматься. Ни в жизнь. ИМХО. С уважением, СП.

aluma: illarionovsp пишет: АЕН России будет этим заниматься? Ни в жизнь.Эт точно! Для "верифицируемости" надо построить комнату с такими-же ак. х-ми, иметь подобные авторским источники, АС с таким же ГВЗ и част. диапазоном,и опыт звукозаписи,вроде Макаровского. А мы,со своей колокольни и с диванами (по Макарову ему не место в КдП,звукопоглощение не соответствует :) ),чего расслышим,расскажем? И много кто из коллег имеет возможность просто достоверно измерить полосу полной мощности (по -0,17дБ)? Я - нет. Поэтому, следую концепции "по возможности",как наверное и большинство. Выше odinss20 правильно заметил, если нет эффекта, зачем идти дальше? Но это не значит, что эффекта нет, он маскируется другими "косяками", такие случаи у меня были.А ПСН прочитал страниц сто, понял, с меня хватит. Вы уверены, что на АП кто-нибуть ответит на вопросы? Формула ПСН выводится из переходного процесса при ступеньке на входе. Графически - касательная из точки начала ПХ, где-то на АП я приводил этот вывод. Надо ли использовать этот показатель при проектировании - дело хозяйское.

ГДН: ALSS считает в ампер/секундах, уважаемый СП - просто в секундах, алюма - в "диванах", а что до меня, так я предпочитаю джоули... Поди-ка разберись...

illarionovsp: ГДН пишет: ... СП - просто в секундах, ... Да, это так. Просто Коллеги распределили постоянные времени по структуре. Межкаскадные, катодные, анодное питание, главное питание. С уважением, СП.

yroxi: Поставил после дросселя Jensen 220х500, в Ф.И. 100х500, в пред пленка 15мкф. Опасался, что снижение емкости скажется на воспроизведении НЧ, ничего подобного, динамика великолепная, низы подвижные как ртуть, чего с Джамиконами небыло и в помине. Выкинуты все шунты (да и переборщил я с ними, в оконечнике стоял в качестве шунта Мундорф 16мкф. в Ф.И. 10 мкф.) Воздух, глубина сцены, все в норме. Вобщем все замечательно, кроме стоимости конденсаторов Jensen, но результат того стоит. Спасибо за помощь!

ALSS: illarionovsp пишет: Частота среза БП по Ю. Макарову. Fбп=1/(6.3*R*C)=1/(6.3*(U/I)*C)=1/(6.3*50)=0.0032 Гц. Что-то я не того. Или где? По Ю. Макарову цепочка должна обеспечить спад импульса 1 с не более, чем на 0,17 дБ (2%). Это его "категорический императив". Считаем для первого порядка 0,16*0,02/1=0,0032 Гц Вы, как всегда, правы, СП, ... в расчетах. ГДН пишет: А Вы уверены, что не ошиблись? По вашим же формулам для 2,5 Вт получается порядка 600 мкФ... Каюсь, ничтоже сумняшеся взял и сделал простую плепорцию для быстроты подсчёта - работа подпирала... Надеюсь, на принципе эта (досадная) мелочь не отразилась.

illarionovsp: ALSS пишет: По Ю. Макарову цепочка должна обеспечить спад импульса 1 с ... Вроде, думалось, ДППВ даёт подпитку цепи питания каждые 10 мс. Или не та калитка . В Москве частота сети 0.5 Гц? Или откуда? С уважением, СП.

Yoika: Энерговооруженность нужно считать применительно к типу акустики ФИ, ЗЯ, ШП, ее чувствительности и нижней граничной частоты воспроизведения. Самый тяжелый случай это ФИ, с низкой чувствительностью и низкой частотой воспроизведения. ФИ требует большей энерговооруженности источника питания, ну и понятно чем ниже граничная частота тем он больше потребляет. Для ШП это менее актуально.

illarionovsp: Yoika пишет: ЭнерговооруженностьЭнерговоорущённость, это хорошо. Ещё бы знать, что это такое. У меня в сети 16 А автомат стоит. Это как, потянет на 0.5 Вт выхода. Дины 3ГД38 ШП. С уважением, СП.



полная версия страницы