Форум » Трансформаторы » Силовой трансформатор » Ответить

Силовой трансформатор

Пермяк: Тема отделена Кузьмич пишет:[quote]Интересует вопрос. Не совсем понимаю роль коэффициента заполнения окна медью... По формулам от него прилично зависит мощность транса. Так ли это? У моего сердечника большое окно и много свободного места. Увеличивать кол-во витков уже не могу, мощность теряется. Увеличивать толщину провода? Сердечники для трансформаторов у меня с завода. Есть все данные, параметры. Индукция, число витков на вольт, Габ. мощность. (измерительный лист). Если заводу поверить, то можно чуть виточков добавить и... на этом остановиться. Так могу? Заполнять пустоты изоляцией? Или оставить так, чтоб палец пролезал?[/quote]

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Кузьмич: Не секрет, 300В. А умение как-то само появилось, когда стал каркасы подгонять по сердечнику с мин. зазорами, и мотать без межслоевой изоляции, с тонкой пропиленовой межобмоточной изоляцией. Затем пропитывать это все в лаке и сушить. Первый раз пришлось перематывать, т.к. оставалось много места... По индукции: считал по формулам на индукцию 1,3 Т. Но пришлось примерно на 20 витков увеличить первичку, чтобы заполнить последний слой. Сравнивал с программами, они как раз просили добавить 20-30 витков...

vladimir 1478: Надеюсь,не сильно нагрешу,если влезу со своим вопросом . Заключается он в следующем: стОит ли стремиться к заполнению силового тороидального трансформатора? Из того,что прочёл о торах ранее,ничего по этому поводу не обнаружил.

SergeL: vladimir 1478 пишет: стОит ли стремиться к заполнению силового тороидального трансформатора? В смысле к заполнению окна обмотками? Если это имелось в виду, то не стОит.


Бокарёв Александр: У тора в центре дырочка нужна, для крепления. Да и поле там нежирное, нет смысла забивать до упора.

vladimir 1478: Никогда и не стремился к заполнению этой "дырдочки", иначе трансформатор становится похож на тыкву. Да и у солидных фирм трансформаторы имеют вполне сопоставимые внутренние диаметры. В то же время в одной из программ встречается этот "пунктик". Не даст ли каких-нибудь теоретических разъяснений уважаемый Леонид Пермяк

Кузьмич: vladimir 1478 С Вашего позволения.... Похоже в ТОРах, как и во всех других трансформаторах, за счёт увеличения Кw можно в определённых пределах увеличить мощность трансформатора. Правда, на сколько изменится его тепловой режим, не знаю. Что касается Вашего ТОРа. Вы используете не всю габаритную мощность. Поэтому, я бы несколько увеличил диаметры проводов. Т.е. уменьшил бы плотность тока до 2,5 А на кв.мм. Этим самым выиграл бы в КПД, т.е. уменьшиние потерь в меди и нагрева соотвтственно. Что касается программы. Пробовал считать и мотать по этой программе ТОРы. И мне видится, что эта программа несколько завышает количество витков. Т.е. Индукция не 1,3 Т, а несколько меньше. На практике получается уж больно маленький ток ХХ. Меньше 3%. А это значит, что и мощность трансформатора(электрическая) может оказаться недостаточной. Для рассчёта ТОРов пользуюсь программой из калькулятора радиолюбителя. Там, правда Кw надо выбирать самому. Обычно выставляю 0,3 (Вашей программой смотрю как и что помещается), а кол-во витков считаю калькулятором. Для примера два скрина с разным Кw и J (сверьте витки и всё остальное). Пару месяцев назад мотал ТОР 250 Ватт для гибрида по калькулятору, ток ХХ получился менее 4,5%. А это уже отлично. В любом случае решать Вам, но, есть маленький практический совет. Мотаете по калькулятору, включаете сетевую, измеряете ток ХХ, и решаете хватает или нет. Удачи! П.С. Я для убедительности, в графе вторичной обмотки указываю данные как для первички, за минусом КПД... И ещё недостаток калькулятора в том, что он не добальяет % витков для вторичек. Но это дело уже наживное... Это можно взять из Вашей программы или посчитать самостоятельно. В общем как и везде немного надо приспосабливаться.

vladimir 1478: Кузьмич пишет: Вы используете не всю габаритную мощность. Уважаемый Кузьмич, я умышленно привёл пример с использованием неполной мощности, причём в вышеуказанной программе. Торы мотаю давно, "калькулятор" тоже есть. Ток х.х. выбираю исходя из нужного насыщения сердечника, для этого есть осциллограф. Вопрос заключается не в том как правильно намотать тор, а стОит ли стремиться к заполнению "окна", т.е. внутреннего диаметра сердечника, и есть ли этому какие-либо теоретические подтверждения или отрицания. Благодарю за участие.

Кузьмич: vladimir 1478 пишет: как правильно намотать тор А я и слова не сказал насчёт правильно... И не надо так горячиться. Я всего лишь повествоал, что я бы всё-таки немного использовал бы это окно, раз ОНО есть, увеличением сечения провода. По крайней мере ЭТО уменьшает нагрев трасформатора в целом - раз. И снизит потери во всех обмотках - два. Это разве не ответ на вопрос по теоретическим разъяснениям???

vladimir 1478: Кузьмич пишет: И не надо так горячиться. Это Вы о чём? Это разве не ответ на вопрос по теоретическим разъяснениям??? Думаю, что нет. Что значит "немного использовать" окно"? Оно в любом случае заполняется, раз уж мотаем, а надо ли его МАКСИМАЛЬНО заполнять - вот о чём речь. С окнами Ш-образных сердечников выяснено, как будто, а с "дырами" торов (считать ли их окнами вообще?) пока не получается, на мой взгляд.

aleks8845: vladimir 1478 пишет: Вопрос заключается не в том, как правильно намотать тор, а стОит ли стремиться к заполнению "окна" т.е. внутреннего диаметра сердечника, и есть ли этому какие-либо теоретические подтверждения или отрицания. Имхо, может это и прописные истины: Первичку мотаем исходя из габаритной мощности сердечника, вторичку - под свои нужды, диаметр, ток и т. п. Собственно, что страшного в том, что окно не все заполнено, сложнее когда много обмоток и их нужно все уместить...

Кузьмич: vladimir 1478 пишет: Оно в любом случае заполняется Так окно у Вас в примере заполнено с коэффициентом 0,189. Вот и использовать его немного побольшеПервичку мотаем исходя из габаритной мощности сердечника Это было бы здорово! Но есть одно НО, индукцию-то мы уменьшаем. А значит витков везде увеличиваем. Поэтому зачастую все витки не помещаются в окне. Вот и приходится брать габарит больше. Но при Кw = 0,189, использовать окно несколько получше, тем самым снизив нагрев и потери - для меня святое дело. Или я на китайском говорю и не понятно?

Пермяк: О, только сейчас сообразил, какой параметр Кузьмич обозначает этим загадочным Кw. Оказывается, это - коэффициент заполнения окна медью! КЗМ по-здешнему, ко - по Цыкину.

Кузьмич: Ага. Не муждрствуя лукаво обозначил его так же, как указано в окне программы вопрошающего.

aleks8845: Кузьмич пишет: Но есть одно НО, индукцию-то мы уменьшаем. А значит витков везде увеличиваем. Согласен, но я стараюсь в конкретном случае искать «золотую» середину, если нужен «жесткий трансформатор, то сильно снижать индукцию не потребно, будут большие провалы и конденсаторы фильтра потребуются на большие напряжения, это в анодных ТС, а в накальных? Где токи побольше будут, получаются вообще качели, БП стартует с завышенным напряжением, а потом идет просадка до нужного U...

Кузьмич: aleks8845 пишет: искать «золотую» середину Давно пришёл для себя к выводу: - современная сталь 3408 имеет индукцию насыщения 1,72 Т, - сталь 3406 - 1,67 Т (ну примерно так). Поэтому мотать с максимальной индукцией 1,4 Т вполне допустимо по всем параметрам. И по току ХХ получается очень прилично. И по наводкам, которые он создаёт вокруг себя.

aleks8845: Кузьмич пишет: И по току ХХ получается очень прилично. И по наводкам, которые он создаёт вокруг себя Собственно, и я это же имел в виду

Jaster: Подскажите плиз, есть тор сечением ~6 квадратов. Под индукцию 1.6 мотается 1080 витков первички (промышленный тор обычный). Если намотать 1300 витков, то какая будет индукция примерно?

Кузьмич: Индукция и витки находятся в обратно пропорциональной зависимости. 1300 витков делим на 1000 = 1,3. 1,6 : 1,3 = 1,23 Мощность трафа будет падать такими же темпами. Если траф нужен не для питания высокочувствительной аппаратуры, там где милливольты или даже микровольты, то мотайте ТОР на индукцию 1,35 - 1,4 Т. Это очень хороший вариант. Витки только распределяйте по бублику равномерно. Это 1150 - 1180 витков. И ещё, если это магазинный траф, коих сейчас много в продаже, то сечения провода первички надо взять побольше, чем было. Ибо там заложена завышенная платность тока. Траф сильно греется даже при половинной нагрузке. Пардон. Не внимателным был (или уже слепой становлюсь ), посчитал 1000 витков вместо 1080

Jaster: Не, не я мотаю. Готовый продают, думаю взять, т.к. параметры мне подходят. Он уже намотан, там есть 270 переменки + 40 переменки на смещение + 2 накала. Надо еще один-два накала на драйвер только домотать будет. На мой вопрос про индукцию был ответ:Здравствуйте, естественно не на много уменьшена за такую цену. Если обычно мотается 1080 витков (1,6 Тл) на первичку, то в данном случае намотано 1300 вит. Сечение сердечника 6 см2. Получается как раз оптимальные 1.33Тл. (если исходные данные верны)

Кузьмич: Jaster пишет: Получается как раз оптимальные 1.33тл.Можно сказать отличный вариант, если всё остальное выполнено правильно.



полная версия страницы