Форум » Трансформаторы » Бескаркасная намотка » Ответить

Бескаркасная намотка

Jaster: Приветствую всех. Расскажите пожалуйста, в чем ее плюсы и минусы? Сложно ли освоить? Что для этого требуется? Есть предположение, что с такой намоткой больше меди влезет. Я прав?

Ответов - 72, стр: 1 2 3 4 All

odinss20: То, что меди больше входит - спору нет, ведь каркас-то отсутствует. Один раз пробовал мотать, делал оправку, а потом мотал с клеем БФ, долго надо сушить. Для единичного экземпляра можно и повозиться, для серии надо думать что-то другое. Может, есть и другие варианты.

Jaster: odinss20 Да какие там серии... все только для себя, в единичных экземплярах. )

misa: Мотали же старые трансформаторы без каркасов в серию. Трасформатор от проигрователя Аккорд-стерео намотан без каркаса, а это семидесятые. Не думаю что войдёт больше провода, целая система фиксации крайних витков, неиспользование части катушки по той же причине, да и начало обмотки всё равно надо делать на жёсткий каркас. Наверное это просто было дешевле.


odinss20: Что провода входит больше - проверено, простая математика. Каркас 1,5 мм на сторону по щекам, и столько же по стержню. Я мотал дроссель, выиграл примерно 2,5 Гн. Много или мало - трудно сказать, но возни - почти на рабочую неделю. Обычный на каркасе мотается меньше чем за час. Другое дело - звуковой транс: когда битва идет за каждый параметр, овчинка стоит выделки.

Jaster: C каркасом - это несколько часов работы на 2 каркаса под ПЛ. Я больше не из-за провода.. Не люблю делать каркасы. Если б готовые были.. И бахрому резать не надо :) В общем освоил. :) Неплохо получается вроде.. отступ от краев делаю 1мм (можно было и 0,5 сделать, но я на первый раз перестраховался). На фото намотано 5 слоев первички и 4 слоя вторички. Осталось еще 4-5 слоев вторички и еще одну такую же катушку. Сушить после клея недолго, минут 5.

Пермяк: Весьма неплохо! Только вот, если бобышка неразборная, возможно, трудно будет снять с неё катушку.

Jaster: Проверял - двигается. Я подмотал ФУМ-ленту на всякий случай :)

Сухачёв Леонид: Jaster, можно, пожалуйста, фото с той стороны где выводы сделаны.

Jaster: Сухачёв Леонид Сделаю вечером. Для выводов тонких обмоток нашел очень интересный провод - раздербанил самый толстый телефонный кабель (который для подключения аппарата в розетку предназначен), там внутри 4 жилки. Примерно 0,5мм диаметром по меди, из 6 проводников свиты и в довольно толстой и жесткой полиэтиленовой оболочке. Сперва думал МГТФ применить - но пишут что фторопласт текучий и со временем может продавиться..

Jaster: Сухачёв Леонид Так нормально? Намотано уже 5 слоев первички и 8 слоев вторички - осталось только накальные обмотки домотать. Ну и вторую катушку.. Все никак не соображу, как делать вторую - зеркально, или точно так же по вторичкам?

Пермяк: Jaster пишет: как делать вторую - зеркально, или точно так же по вторичкам? Обе катушки выполняются совершенно одинаково, и на сердечник устанавливаются тоже одинаково.

Сухачёв Леонид: Jaster, так - не "нормально", так - хорошо! Респект! Jaster пишет: Все никак не соображу, как делать вторую Абсолютно точно так же.

Jaster: Не совсем.. Хочется чтобы выводы "зеркальных" напряжений выходили в одну сторону. Это получается что первичку надо мотать точно так же, а вторичку зеркально? То есть начинать от другой стороны каркаса?

Пермяк: Хочется нам этого, или не совсем хочецца, но на ПЛ-сердечнике ОБЕ катушки должны быть изготовлены одинаково. Только в этом случае созданныё ими магнитные поля будут одинаковы. И только в этом случае влияние посторонних магнитных полей на транс будет минимальным, и собственное излучение транса - тоже.

Jaster: Понял, спасибо.

шум: Jaster пишет: Так нормально? Намотано уже 5 слоев первички и 8 слоев вторички - осталось только накальные обмотки домотать. Ну и вторую катушку.. Симпотично. Напиши какие размеры сердечника,(высота-ширина окна, толщина-ширина подковы) то что он половинка от ОСМ знаю.

Jaster: Размер железяки 16х50, окно 19х72.

Jaster: Ура! Домотал одну катушку, с деревяшки легко снялась, на железку одевается свободно, по высоте намотки тоже все отлично! Правда зазор между железом и катушкой чуток великоват - 1,5мм в сумме.

illarionovsp: Курочить ОСМ 0.25 не обязательно. Почти такие-же параметры у ТС-180 (ПЛР 21х45х85, окошко 25х85). Или ТС-160 (ПЛР 21х40х85)

ASU1956: Jaster пишет: Ура! Домотал одну катушку, с деревяшки легко снялась, на железку одевается свободно, по высоте намотки тоже все отлично! Правда зазор между железом и катушкой чуток великоват - 1,5мм в сумме. Молодец, коллега! Я полгода осваивал такую намотку. Сейчас вроде получается не плохо. Выводы лучше формировать после намотки всей катушки, на любой стороне, изолировать с помощью тонких термоусадок, а потом можно их формировать на любую, удобную сторону. Катушка ровнее получается.

Jaster: illarionovsp У меня в наличии был уже раскуроченный ОСМ без каркасов и обечайки. А других подходящих нет.. ASU1956 Если так делать, то будут торчать тонкие проводки, которые легко порвать, нет?

шум: Jaster пишет: Размер железяки 16х50, окно 19х72. Хороший трансик, ватт на 75-80 получается

Jaster: шум Под конкретный усилок на E55L.. взамен того что греется. А вот выходнички наверное буду на М6 делать.. т.к. текущие имеют слишком высокий КТ.

vladimir 1478: Jaster пишет: Не люблю делать каркасыВот именно . А из чего "донышко"? Т.е. какой материал использовали, как подготовили ? С уважением,Владимир.

Jaster: vladimir 1478 картонка от упаковки овсянки. 0,7мм. Покрыл цапон-лаком.

Qbiq: Подглядел у немцев. В центре конструкции находится бобышка с размерами сердечника. Оборачиваю слоем гладкой ленты и наматываю слой медного провода диаметром 0,5 мм. Поверх с клеем – несколько слоёв электрокартона – собственно каркас. Слой провода нужен затем, чтобы после намотки катушки, вытянув его с торца, свободно снять катушку с бобышки.

Jaster: Qbiq У меня легко снялась без провода. Делал так: 1. бобышка из дерева 2. картонная гильза 0,7мм 3. слой фум-ленты 4. картонная гильза - основа катушки, промазана снаружи цапон-лаком, прямо на нее и мотаю провод.

vladimir 1478: Jaster пишет: картонка от упаковки овсянки. 0,7ммСпасибо! А в наших краях эта картонка почему-то 0,5мм .

vladimir 1478: Qbiq пишет: Подглядел у немцевСпособ действительно хорош,только немцы ли придумали? То ли в "Радио",то ли ещё где-то этот способ давным-давно у нас описывали.

illarionovsp: Давным-давно я описывал способ снятия каркаса с болванки намоткой нитки крепкой, а паче - рыболовной лески, у нас на форуме. Год не помню, может 2008, 9. Крайние витки клеить сверхбыстросохнущим клеем. Последний писк - уже в октябре прошлогоднем: изделие окукливать шпаклёвкой. Получается не хуже забугорных. Фото на "УНЧ за вечер". Не изобретайте велосипеды, ребята, а читайте материалы форума.

Jaster: illarionovsp что за шпаклевка?

illarionovsp: Шпаклёвка в тюбике обычная для дерева. Куда остатки засунул, не найти. Случайная шпаклёвка, наполнитель буковая пыль. Взял на пробу и вышло ничего. Сохнет 0.5 мм за 3 часа. Спиливается крупным напильником. Потом красил автоэмалью, авторемонтники 100 мл выделили. Красил в 6 слоёв, шпаклёвка первые слои впитывает, как губка. Клеить краевые витки, я имел ввиду обмоточные провода на межслойных прокладках. Выводы делать своим проводом, иначе бугры будут. А порвать как? Если тянуть. Так кто тянуть то будет? Гнул рамки из голого провода 0.8 мм. Потом их клеил моментом на внешнюю поверхность обмотки. Внутрь и наружу рамок клеил куски картона. Потом припаивал провода. Потом шпаклевал и придавал округлую форму. Торцы катушек шпаклевал потихоньку. Сначала старался шпаклёвку между слоёв бумаги затолкать. Потом уже выравнивать и создавать плоскость. Дело не сложное, но долгое, пока слои подсохнут. За трое суток сделал. Двухкомпонентную щпаклёвку не пробовал, испугался. Вдруг чего?

petrovdobr: Всем доброго вечера! ищу человека сумеющего намотать безкаркасную катушку (есессно не за просто так), нахожусь в москве, если кому интересно - пишите на petrovdobr@gmail.com

Alexandr82: Jaster, не понял, а межслойная изоляция какая? и второй наводящий вопрос- где купить лавсан

вася: Края катушки хочу промазать клеем БФ (изоляция принтерная бумага), а затем трансформатор уже в сборе пропитать парафином. Клей ведь не запеченный,что может произойти?

вася: Насколько мне известно, для изоляции между слоями лучшая изоляция это конденсаторная бумага, хороша - кабельная бумага марки К-..., принтерная бумага гигроскопична- требует пропитки. Канцелярский скотч выдерживает 100 градусное кипячение так что годится для закрепления витков . Мы ведь не применяем лавсановые конденсаторы как межкаскадники так зачем же прокладывать лавсан в трансф. Стекловолокно еще хуже... Фторопласт тоже от лукавого. На свой предыдущий вопрос нашел ответ после пробного эксперимента. После варка в парафине клеевое соединение ослабло. Вроде и держит но легко разъединяется -значит не судьба...

Alexandr82: вася, это конечно хорошо, но тот кто реально сталкивался с вопросом (безкаракасной намотки катушки) интересуется в первую очередь чтоб слой изоляции и нивелировал мелкие неровности на катушке, одновременно создавая жесткую основу, и чтоб витки не сваливались на краях, опять же благодаря этой жесткости изоляции. У них за (в цивиливизхованном мире ) этот материал называется полиэтилентерефталат, у нас - лавсан. Пользуясь случаем, еще раз поинтересуюсь: может кто знает, где его купить. А.Б., вы все знаете - где?

Вольдемар: Лавсановая пленка в рулонах 700х30 мм продается в цветочных магазинах по 120 руб.

BURAN81: На майлоре-лавсане мотать хорошо еще тем ,что он позволяет вести намотру витка к витку очнь плотно , так как достаточно скользкий . Плюс ,его легко резать и эти резы получаются очень ровные,не так как на бумаге ( а это залог успеха бескаркастной намотки). Про изоляционные свойства я не говарю. Но если нет желание доходить до самого края катушки и будете оставлять 1.5-2мм с этого края ,то можно мотать и на бумаге. Я пробовал на бумаге 0.05мм и ничего-мотать можно. Но только конечно при условии что каждый слой катушки проьазывается лаком.

Пермяк: BURAN81 Чувствуется влияние практики Марка Фельдшера!

U.L.F.: Пермяк пишет: Чувствуется влияние практики Марка Фельдшера! Не только. Чувствуется влияние и других намотчиков, мотающих на продажу.

BURAN81: И где тут подмена здравого смысла? Майлор вовсю применяется как изолятор ,и продается конторами поставляющими проволку, железо и лаки. А то что на нем легко и непренужденно можно мотать до самого края гильзы так это уже лет пять назад тот же Марк и писал. И край такой катушки вообще получается как срез,как будто катушку распилили.

Rezvoy: Майлар, лавсан и прочие дакроны из-за низких барьерных свойств портят звук до неузнаваемости ! Только природные материалы, например, рисовая бумага, могут выявить все нюансы музыки !

BURAN81: Про рисовую бумагу Ну а если рис был ГМО, то как?:-) Ну а если серьезно, ИМХО. то рассуждать так строго склонны обычно те кто майлорам никогда и не пользовались. Да и как бы тема ветки не об этом,а о том как мотать без каркаса.

Rezvoy: Если серьёзно, то полипропилен лучше как диэлектрик. А самое лучшее - микалентная бумага с лаковой пропиткой.

ASU1956: Да не парьтесь коллеги, "Снегурочка" А4 и жиденький БФ6.

BURAN81: Конечно можно Только на жестких пленках получается лучше, и меди больше входит. Я умудряюсь, с помощью штангеля, до 1мм меньше всей высоты окна мотать. А если мазать лаком, то катушку легко можно помещать в тиски на пару часиков, и ни один проводок с края не сползает.

ASU1956: BURAN81 пишет: Только на жестких пленках получается лучше, и меди больше входит.И ёмкость обмоточная растёт.

BURAN81: ASU1956 пишет: И ёмкость обмоточная растёт. Ну есестно Трансформатор - он и есть пучок компромиссов.

odinss20: бескаркасная намотка - дело, конечно, хорошее, но очень хлопотное. По своему опыту - один раз получилось, да и то маленький трансик, да тонкие провода СП вроде знал человека который этот метод почти до потока довел.

Пермяк: odinss20 пишет: знал человека который этот метод почти до потока довел. Ну, например, такой человек - Марк Фельдшер из г. Хайфа. Мотает только бескаркасно. На Портале он писАл об этом, я участвовал в обсуждении, но разве сейчас там найдёшь это место в огромной ветке про трансформаторы... Да и BURAN81 это дело практикует.

odinss20: Пермяк Так а в чем тогда тема ???? обсудить технологии кто как делал ???? если только Я к примеру делал шаблон внутренний части сердечника к которой прикручивал мнимые щеки ,далее немного полиэтилена и в перед к намотке крайние витки фиксировал клеем (подбирал контактный клей ) выводы выводил через отверстия в боковых щеках так как секционирование не требовалось да и обмоток было всего 3 проблем особо не составило выводы развел на колодку и все это дело пропитал эпоксидкой получился герметичный транс

major: Я разбирал недавно две катушки выходников бескаркасные, сделанные на заводе. На железо примерно Ш30Х50. Так вот их пришлось именно разбирать, настолько они были крепко сделаны. А крепкие они были за счет пропитки лаком, и все витки во всех слоях были один к одному и составляли одно целое. Но и целиком они не были залиты изнутри. ИМХО в домашних условиях так не сделаешь... Или нужно долго и нудно экспериментировать. Да и смысл? Научиться выжимать максимум из железа с малым окном? Лучше его просто не использовать. Каркас - он и в Африке - каркас.

Пермяк: odinss20 пишет: а в чем тогда тема ?Тему открыл коллега Jaster. И я вижу некоторую незавершённость обсуждения. Чем закончилась работа у самого топикстартера, каков результат? Взял ли он на вооружение эту технологию? И годится ли опыт бескаркасной намотки для повторения другими участниками? Как думают коллеги?...

Jaster: Пермяк у меня дело закончилсь тем, что вскоре я переезжал в Таиланд и все почти распродал, включая и тот трансформатор. Но он работал хорошо, помню. :) Сейчас у меня простейшая советская моталка. Не уверен что смогу на ней безкаркасно мотать. Там даже счетчик не сбрасывается :(

odinss20: коллега major наверное будет весьма прав наверное проще найти железо с большим окном и намотать достойный транс . Потом стоит обозначить возможности каждого творца те возможность изготовления приспособлений того или иного рода для намотки да и не каждый позволит к примеру дома возится с пропитками трансов. Это из той же оперы как притирка железа - человек сделал приспособу в гараже, другой коллега на заводе, я подковы шлифовал на станке.

major: То Jaster. У меня моталка сделана на основе точно такого же советского устройства. Её можно слегка доработать и добавить какой-нибудь простейший электропривод. Педаль у меня под столом, чтобы руки свободными были. Да, счетчик не сбрасывается. Я при намотке просто записываю с какого показания начал мотать очередную обмотку. ЗЫ. В Таиланде лампы любят?

Jaster: major Попробую может дроссель намотать для начала безкаркасный на ней. В таиланде есть любители, но я уже оттуда уехал в Уфу.

Ваван454: Так же делал каркас, только вместо эпоксидки использовал Момент Столяр. Промазывал бумагу и наматывал на бобышку. Бобышку слегка смазывал литолом, чтоб не приклеилось. Причем бумагу вырезал точно по размеру каркаса сразу, потом нет необходимости дорабатывать. Щечки не делал вообще. Транс при намотке промазывался лаком специальным каким то, названия не знаю, им двигатели пропитывают.

Jaster: Ваван454 а как края витков удерживали?

Пермяк: Ваван454 пишет: Щечки не делал вообще. Тогда правильнее считать, что это - бескаркасная намотка.

Petr0vich: Все имеет право на существование, бескаркасная намотка в том числе. Но, при этом удлиняется время самой намотки, приходится пропитывать слои, подсушивать лак. Со щечками чуть дольше делать каркас, но сама намотка гораздо быстрее.

johnson1496: Я мелкие трансформаторы на ПЛ мотаю только безкаркасно. Крайние витки фиксирую клеем БФ или 88. Межслоевая - широкий скотч. Быстро и надежно.

Petr0vich: Сколько времени подсушиваете края?

Jaster: johnson1496 какого максимального диаметра провод используете? С тонким у меня проблем нет, но с 1мм уже сложно.

johnson1496: Трансформаторы маленькие (межкаскадные), провод тонкий не больше 0,25 поэтому сушу 2-3 минуты, затем сразу придавливаю скотчем.

Ваван454: Jaster пишет: Тогда правильнее считать, что это - бескаркасная намотка Я конечно дико извиняюсь, но вроде бы я описывал то, на что моталось, а не способ намотки. Мотаем по-любому же не на голый магнитопровод, какой-то каркас или гильза по любому присутствует. По поводу крайних витков - транс по ходу намотки промазывался лаком и при намотке ставил щечки типа шайб ограничительных точно по размеру каркаса прямо на ось надевал. Чтобы ничего не съезжало и не проваливалось при намотке. Получается мотаешь как на обычный каркас со щеками, а по окончании намотки снимаешь с намотчика, щеки отваливаются, бобышка вытаскивается остается готовая катушка. Такая намотка времени у меня заняла даже меньше чем на обычный каркас. http://shot.qip.ru/00SOxB-2BtVUouhm/

Petr0vich: Я тоже дико извиняюсь, мотал и так, но, куда девать выводы? При каркасе со щечками - понятно, при бескаркасной - тоже не загадка. А при бескаркасной с боковыми щечками - ограничителями, только вверх-наружу. Намотал несколько трансов и отказался. Пока лак не застыл, не снимешь, когда застыл, не аккуратно как-то. Но не исключаю кривизну своих рук и мозгов.

Ваван454: При бескаркасной намотке делайте бобышку точно по размеру основания(гильзы) на которую будете мотать. При установке на станок поставьте с боков временные шайбы в виде щечек,в них наделать пропилов для выводов, получится типа каркаса со щеками. Мотается как на обычный каркас, только изоляцию нужно вырезать точно по ширине каркаса, без бахромы. После намотки они отвалятся когда снимите катушку со станка. По краю витки можно прихватывать клеем либо лаком. Я наматывал пару витков малярного скотча шириной 1 - 2мм чтоб витки не сползали и не проваливались. Скотч нарезался на нужную ширину с помощью элементарной приблуды на том же намоточном станке. Межслойная изоляция кстати то же. http://shot.qip.ru/00SOxB-1BtVUouhs/ http://shot.qip.ru/00SOxB-5BtVUouho/ http://shot.qip.ru/00SOxB-5BtVUouhq/ http://shot.qip.ru/00SOxB-4BtVUouhr/ http://shot.qip.ru/00SOxB-3BtVUouhv/

Ваван454: Делаются пропилы в щеках-ограничителях. Причём можно как угодно и чем угодно, щеки-то временные, и не страшно испортить. Нету фоток в процессе, вот готовые. Мотались так, как описано, с временными щечками, выводы выводились через пропилы. http://shot.qip.ru/00SOxB-4BtVUouht/ http://shot.qip.ru/00SOxB-4BtVUouhu/ Можно еще намазать слегка щеки чем-то типа литола, чтоб не приклеились к катушке. Щеки типа таких http://shot.qip.ru/00SOxB-3BtVUouhv/

Petr0vich: Фотка ужасная, первая, но идея интересна. Я мотал пропитывая крайние ряды эпоксидкой. Между щек и обмоткой фторопласт, и то, были проблемы с выводами.

Ваван454: Вот как раз эти самые страшные щеки и использовались при намотке трансов которые на фото и проблем с выводами не было вообще. Я трансы полностью лаком промазывал при намотке, шеки легко снялись. Катушки идеальные получились, как будто выточенные на станке, монолитные. Ну и конечно же не предназначенные под перемотку в дальнейшем.



полная версия страницы